Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Маслова Оксана Анатольевна

Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества
<
Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Маслова Оксана Анатольевна. Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества : ил РГБ ОД 61:85-9/656

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социальная сущность конформизма

I. Методологические основы исследования конформизма как социального явления буржуазного общества 15

2. Социально-экономические условия формирования конформизма в буржуазном обществе 43

Глава П. Система идеологических средств формирования конформизма.и критика философских основ "социального критицизма" США

I. Идеологические средства формирования конформизма 70

2. Религия как форма конформизма и как специфическое средство его формирования 100

3. Критика теоретического анализа конформизма "социальным критицизмом" США . 131

Заключение 162

Список литературы 167

Введение к работе

Актуальность темы. Современная историческая эпоха, как отмечалось на ХШ съезде КПСС, характеризуется дальнейшим углублением социально-экономического кризиса капитализма1. Коренясь в экономическом базисе, кризисные явления затрагивают одновременно всю социальную структуру капиталистического общества, поражают социально-политическую, идеологическую и культурные сферы буржуазной общественной жизни.

Одним из следствий общего кризиса капитализма, углубления процессов отчуждения и дегуманизации, прогрессирования негативных социальных явлений как на уровне личности, так и на уровне различных социальных структур капиталистического общества стало распространение, а затем превращение в специфическое социальное явление конформизма.

Конформизация массового буржуазного сознания выступает закономерным выражением основных социально-экономических противоречий капитализма. Конформизм конституирует себя как специфическая социальная позиция личности в условиях буржуазного общества и как форма мнимой коллективности на уровне совместной жизнедеятельности людей. Будучи основной формой пассивно-приспособительской социальной адаптации личности в капиталистическом обществе и основным содержанием совместной деятельности и общения людей, конформизм,социально-политическая пассивность, филистерское отношение к миру, субъективистская интроспекция, конформистско-потребитель-ская психология выступают важнейшими средствами сохранения статус-кво капиталистической общественной системы и активной интеграции личности в нее. 1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.20.

Б условиях обострения и углубления идеологической борьбы анализ основных общественных тенденций капитализма, сдвигов в массовом сознании, в том числе и его конформизации, является важной научной и идеологической задачей.

В центре идейного противоборства находятся проблемы личности, ее социальной активности, выбора мировоззрения и социальной направленности деятельности. Перед буржуазной идеологией и пропагандой ставится совершенно определенные задачи - манипулируя массовым сознанием, навязать конформистскую социально-нормативную систему широким слоям населения капиталистических стран, сформировать общественные настроения конформизма и социально-политического индифферентизма.

С другой стороны, задачей буржуазной пропаганды является не только "бешеная защита империализма, всевозможное прикрашивание его , но и открыто антикоммунистическая клевета на социалистическое общество, попытки представить социальные пороки капиталистической системы как присущие и социализму. В качестве конформизма представляется социалистический коллективизм, характеризуемый как худшая, наиболее разрушительная для личности форма конформизма, будто бы требующая от нее слепого подчинения группе, полностью деин-дивидуализирующая человека, приводящая к его "растворению в массе .

Идеологи буржуазии хотели бы навязать конформистское

Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Поли.собр.соч., т.27, с.407. 2 См. напр.: fouiof- & ffie &мІе ишлїА ммша-тлг-а. fUur-jeltu* /969; ЖоШ- /С. free. feiaeAfax. &&

5 сознание, буржуазные стереотипы советским людям, "отравить их сознание клеветой на советскую действительность, очернить социализм, приукрасить империализм, его грабительскую, бес- „т человечную политику и практику .

В условиях крайнего обострения идеологической борьбы, не сводимой только к противоборству идей, когда буржуазия "пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв р социалистического мира, его разрыхление" , особенно важной становится пропаганда и утверждение фундаментальных ценностей социализма, - коллективизма, товарищеской взаимопомощи, активной жизненной позиции личности - в корне противоположных социально-политическому конформизму капиталистического общества.

Актуальным является и научный, классовый анализ конформизма как буржуазного общественного явления, непримиримая критика как открыто апологетических буржуазных проповедей "естественности" и "разумности" конформизма, приспособитель-ских концепций социального лавирования (А.Маслоу, Г.Олпорт), так и социально-критических концепций конформизма (Э.Фромм, Д.Рисмен, Ч.Рейч и др.). Последние в силу своей классовой ограниченности, идеалистического мировоззрения, не только не в состоянии дать последовательно научный анализ буржуазных социальных явлений, в том числе и конформизма, наметить реальные пути и средства искоренения этих явлений, но носят реакционный характер и пополняют идеологический арсенал апологетов капитализма.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979, сб. 2 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.9.

Все это обусловливает актуальность исследования конформизма как в научном, так и в идеологическом аспекте.

Степень разработанности проблемы. В советской философской и социологической литературе отсутствуют специальные исследования, посвященные научному анализу конформизма как социального феномена буржуазного общества. Можно назвать только диссертацию С.П.Яновской "Социальная природа конформизма" (Ростов-на-Дону, 1980 г.), в которой проблема была поставлена (что является безусловной заслугой автора), намечены некоторые интересные подходы к ее исследованию, однако превалировал преимущественно социально-психологический подход, не всегда различались конформизм как социальное явление и конформность как психологическая черта личности, привлекались и анализировались в основном работы ученых-психологов.

Следует отметить, что проблемы конформизма и конформности давно и плодотворно исследуются учеными-психологами, среди которых в первую очередь следует назвать работы Агаль-цова A.M., Бакеева В.А., Вкаловой И.Т., Коломинского Я.Л., Оботуровой И.А., Сопикова А.П., Чудновского В.Э., Шихирева П.Н.

Многие авторы, активно и всесторонне исследующие проблемы современного состояния буржуазного общества, кризиса буржуазной идеологии и культуры, касались в том или ином контексте конформизма,как феномена буржуазного общества, однако

I лишь попутно . г — ———

См.: Антонович И.И. Капитализм и социальный контроль. М., 1978, Социальная патология капитализма. Конкретно-исторический анализ. Минск, 1974, Социология США: проблемы и поиски решений. Минск, 1976; Ашин Г.К. Доктрина "массового об-Йества". М., 1971; Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973, оциальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982: Гаджиев К.С. США: эволюция буржуазного сознания. М., 1981; Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и

Большое значение при разработке данной темы имеют общие методологические работы, исследующие проблемы соотношения личности и общества в философском, социологическом и психологическом аспектах. Это труды Буевой Л.П., Кона И.С, Бонаше-ка М., Мокроносова Г.В., Москаленко А.Т., Нарского И.С, Ой-зермана Т.И., Форхольцера Й. Положения и выводы, содержащиеся в работах этих авторов в значительной степени применимы к нашему исследованию, так как конформизация массового сознания в капиталистическом обществе идет в общем русле процесса социальной детерминации человека.

В области социальной психологии к проблеме конформизма обращались такие советские и зарубежные ученые как Андреева Г.М., Бобнева М.И., Вичев В., Кон И.С, Парыгин Б.Д., Петровский А.В.

В этическом аспекте конформизм и близкие к нему явления мещанства, эгоизма рассматривались в книгах Бачинина В.А., Петрова Ф.Э. Титаренко И.И.

Важными для исследования явились также работы Гака Г.М., Донцова А.И., Иванова В.Г., Князева Б.В., Ратникова В.П., посвященные диалектике личности и коллектива, проблемам социалистического коллективизма.

Изучению конформизма посвящены работы теоретиков "социального критицизма" США: Э.Фромма, Д.Рисмена, К.Кенистона, Ч.Рейча, Р.Мак-Ивера и др. Критический анализ этих социологических концепций также внес значительный вклад в социально- личность. М., 1966, Личность в современной Америке. М., 1980; Карцева Е.Н. "Массовая культура" в США и проблема личности, м., 1974, Кон.И.С. Социологияличности. М.,1967; Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М.А 1974; Лейбин В.М. Философия социального критицизма в США. М., 1976* Новиков Н.В. Мираж "организованного общества". М., 1974; Феофанов О.А. США: реклама и общество, м., 1974. философское исследование конформизма.

Социально-философский анализ конформизма предполагает выделение наиболее существенных и общих черт этого феномена, обусловленных конкретно-историческим уровнем всей совокупности социально-экономических условий буржуазного общества, раскрытие его социальной сущности, средств формирования, направлений функционирования в общественной структуре капитализма.

Цель и основные задачи исследования.

Исследовать конформизм в социально-философском аспекте, показать его отличие как социального явления от конформности как психологического свойства сознания; показать социальную сущность конформизма, его детерминированность социально-экономическими условиями капиталистического общества; с позиции исторического материализма дать сущностное определение конформизма, недостаточно разработанное в советской философской литературе; рассмотреть конкретные средства формирования конформизма как социального феномена буржуазного общества; вскрыть связь конформизма с религией, показать их взаимообусловленность и диалектическое взаимодействие; критически проанализировать теоретические концепции конформизма в течении "социального критицизма" СЖ; выявить альтернативу конформизма как социального явления буржуазного общества, пути и средства его преодоления.

Эти задачи решаются путем анализа социальной сущности, объективных условий формирования и уровней конформизма как сложного, полиструктурного общественного явления капиталис- тического общества. В диссертации рассмотрены конкретные средства, в совокупности представляющие собой механизм формирования конформистского мировоззрения: идеопсихологичес-кое воздействие буржуазной пропаганды в сфере производства, потребительская идеология и психология, основывающаяся на провоцирующих стандартах капиталистической рекламы, средства массовой информации и "массовая культура", порождающие пассивную, конформистскую адаптацию к буржуазным общественным условиям.

Выявлена диалектическая взаимосвязь конформизма и религии, выступающей, с одной стороны, формой конформизма, а с другой,- специфическим средством его формирования.

Критический анализ концепций конформизма в "социальном критицизме" США. позволил вскрыть методологическую и теоретическую несостоятельность исследований буржуазных авторов, обосновать подлинную альтернативу конформизма и пути его преодоления на основе революционного разрешения социально-экономических и культурных противоречий капиталистического общества.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации служат труды классиков марксизма-ленинизма, имеющие принципиальное значение для понимания и анализа закономерностей и противоречий капиталистического общественного развития, теории личности, социальной природы конформизма и путей его преодоления как формы "мнимой коллективности" и негативной социальной позиции в условиях буржуазного общества.

Автор в своем исследовании опирался на партийные и государственные документы - Программу КПСС, материалы и ре- шения ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, различные документы партии, Конституцию СССР, в которых дан глубокий анализ и оценка проблем идеологической борьбы и коммунистического строительства.

В своей работе диссертант опирается на категориальный, аппарат марксистско-ленинской философии и на труды советских и зарубежных марксистских ученых по проблемам анализа социальной структуры капиталистического общества, буржуазного образа жизни, критике буржуазных философских и социологических концепций.

В качестве источников для анализа средств формирования конформизма, его взаимосвязи с религией и критических исследований буржуазных концепций конформизма использовались работы американских философов и социологов, материалы буржуазной периодической печати.

Научная новизна исследования, заключается в обосновании правомерности, необходимости выявления специфики социально' философского аспекта изучения конформизма как общественного явления буржуазного общества.

Впервые в плане исторического материализма исследованы социально-экономические корни, социальная сущность, формы проявления, социальные функции и средства формирования конформизма как социального феномена капиталистического общества.

Дани сущностное определение конформизма на основании выделения в этом явлении двух уровней: индивидуального и коллективного.

Анализ конформизма осуществлен с позиций комплексного подхода: исследуемая проблема рассматривается через диалекти- ку объективного и субъективного, причины и следствия, условия, противоречия.

Показаны конкретные средства и механизмы формирования конформистского сознания и поведения в буржуазном обществе. Манипулятивная пропаганда и регламентация в сфере производства, потребительская психология, средства массовой информации, реклама, "массовая культура" активно конформируют индивида к буржуазной нормативно-ценностной системе, приводят к стандартизации и политической пассивности общественного сознания и поведения, "работающих" на сохранение и упрочение капиталистической социальной системы.

Впервые в советской философской и атеистической литературе прослежена связь религии и конформизма. Для анализа взаимодействия этих социальных феноменов диссертант вводит в научный оборот ряд ранее не рассматривавшихся работ и концепций американских социологов, конкретный социологический материал западных авторов по данной проблеме. На примере США. выявляется их двоякая взаимообусловленность: будучи формой проявления конформизма, религия в то же время выступает специфическим, эффективно используемым буржуазной пропагандой, средством его формирования. Диссертант приходит к теоретическому выводу о тесном взаимодействии этих социальных феноменов, их общей идеологической и социально-политической направленности - нейтрализации социальной активности масс, "канализировании" ее в безопасное для господствующих классов русло.

Автором проведен также обобщающий критический анализ 1 концепций конформизма представителями школ "социального критицизма" США., показано, что несмотря на критический пафос теоретиков данного социологического направления, анализ кон- формизма в их работах отличается методологической несостоятельностью, буржуазной ограниченностью и субъективностью, идеалистическим взглядом на социально-исторический процесс, зачастую переходящими в открытую апологию капиталистической социальной системы.

Выявлена подлинная альтернатива конформизма в буржуазном обществе - становление коллективистского сознания и ориентации на социальную активность личности, превращение ее в действительный субъект истории и политики представляют собой альтернативу конформизму как буржуазному социальному явлению.

Обоснована идеологическая актуальность изучения конформизма в аспекте контрпропаганды, идеологического и научного разоблачения лживой, подрывной империалистической пропаганды , критики антикоммунистических измышлений о "тотальном конформизме" социалистического общества и его апологии в условиях капитализма.

Практическая значимость работы. Сформулированные в диссертации положения и выводы дополняют философский и социологический анализ социально-экономической и политической системы капитализма, способствуют более полному осмыслению социальных процессов буржуазного общества, раскрывают место и специфику конформизма в общей структуре негативных социальных явлений капиталистического общества. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при решении задач, поставленных перед общественными науками ХХУІ съездом КПСС, постановлениями партии и правительства^ пропагандистской и контрпропагандистской практике, давая ей новые аргументы и факты 1 Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983,

С ( * для социально-политического анализа конформизма, разоблачения клеветнических измышлений о социалистическом образе жизни, природе социалистического коллективизма и гуманизма.

В научной работе теоретические положения и выводы диссертации могут быть полезны при дальнейшем исследовании углубления общего кризиса капитализма, анализа противоречий буржуазного общественного развития, социальных проблем и явлений капитализма. Они могут быть включены в курсы преподавания исторического материализма, атеизма, научного коммунизма, марксистско-ленинской этики, в спецкурсы, посвященные проблемам буржуазного образа жизни, буржуазной морали, критике западной философии и социологии.

Материалы диссертации могут найти практическое применение в деятельности партийных и общественных организаций по контрпропаганде и коммунистическому воспитанию трудящихся.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе коммунистического воспитания трудящихся нашей страны, в борьбе с рецидивами мелкобуржуазной психологии и определенными проявлениями конформистских тенденций, таких как "запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество" .

Апробация работы. По теме диссертации автором были сделаны сообщения на научных конференциях: "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии" (Запорожье, 1983 г.), "Книга В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и ее значение для современного естествознания" (Москва, 1984 г.) и на научно-практической конференции "Современная молодежь и идеологическая и її ч ———^м тщл —f^iiiiiii 1 Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.73, 55. борьба" (Омск, 1984 г.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии естественных факультетов МГУ им.М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы. Задачи реализации целевых установок исследования, логика изложения материала определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Методологические основы исследования конформизма как социального явления буржуазного общества

Понятие "конформизм" (от лат. (X n.feuniJ - подобный, сообразный) стало широко употребляться в буржуазной журналистике и психологии с конца 30-х годов XX века. Исторически оно восходит ко временам Реформации в Англии и Шотландии, его появление связано с кризисом традиционной церкви в этих странах. В 1562 году реформа протестантской церкви привела к расколу верующих - те из них, которые приняли новый свод канонов и статей епископальной церкви, стали называться конформистами, не принявшие - нон-конформистами. Уже тогда основной смысл слова "конформист" соответствовал его современному употреблению: от конформиста ХУІ века требовалось пассивное подчинение и некритическое отношение к принятым им догмам англиканской церкви, жестокая дисциплина и строгое соблюдение установленных стереотипов поведения .

Буржуазная пресса именно так трактовала слова "конформизм", "конформист" при характеристике буржуазного образа жизни и рождаемых им социальных типах капиталистического общества, в том числе обывателя, пассивного приспособленца.

В буржуазной психологии понятие конформизма стало использоваться в связи с изучением конформности. Проблемой конформности, начиная с 40-х годов, активно занимались ученые многих капиталистических стран, в частности США. Работы Д.Картрайта, С.Аша, Р.Кратчфилда, М.Шерифа , связанные с изучением так на зываемых малых групп, показали, что групповому сознанию и поведению присуща конформность, т.е. психологическое явление, схожее с такими свойствами индивидуальной психики как подражание, податливость, заражение, в условиях группового давления на индивида ведущих к отказу от своего мнения, оценки (даже правильных) и принятию мнения группы. Методика психологических экспериментов этих ученых варьировалась неоднократно, но главной их особенностью было изучение конформных реакций индивида, как правило, чисто внешне принадлежащего к данной группе, на материале нетипичном и незначимом для испытуемого. Такая методика изучения конформности с неизбежностью подталкивала к выводу, что ее единственной альтернативой является нон-конфор-мизм, негативизм, независимость личности в группе.

С изучением конформного поведения возник интерес, постановка проблемы и дискуссии о конформизме как социально-политическом явлении, связанном с конформностью. Как верно отмечает советский психолог П.Н.Шихирев, "в исследованиях конформизма и его абсолютизации нашли свое выражение глубокие изменения в общественном сознании, в кризисе традиционного индивидуализма и появлении моделей "человек&=локатора" (Д.Рисмен), ориентированна на мнение других, "человека организации", хорошо адаптируемого и подогнанного к требованиям бюрократической машины" .

Советские психологи, опираясь на теорию установки Д.Н. Узнадзе, разработали собственную методику изучения конформности как необходимого психологического аспекта социализации индивида . В результате многочисленных исследований было показано, что в группе, где ее члены связаны общностью социально детерминированных задач, степень конформности ниже, чем в группе людей лишь внешне взаимодействующих друг с другом. Таким образом, когда внутригрупповое взаимодействие людей связано с содержанием деятельности, подлинной альтернативой конформности является не нон-конформизм, а истинная коллективность .

Являясь необходимой психологической предпосылкой конформизма, конформность, однако, не исчерпытвает его содержания как социального явления. В этой связи методологическое значение имеет четкое разграничение и разделение понятий "конформизма" и "конформности", на что обращалось внимание в рабо-тах Г.М.Андреевой и В.Э.Чудновского . Если понятием "конформизм" мы обозначаем социально-политическое явление, то под "конформностью" имеем в виду психологическую особенность сознания человека.

Социально-экономические условия формирования конформизма в буржуазном обществе

Задачей нашего исследования является анализ базисных, социально-экономических условий, порождающих такое надстроечное явление как конформистское сознание/.

Истоки конформизма как социального явления следует искать в способе производства материальной жизни, который по словам

К.Маркса, "обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще" . Отражение действительности в сознании людей - сложный, противоречивый процесс, в котором определяющая роль способа производства опосредуется развитием социально-психологических традиций и влиянием предшествующих форм социокультурного опыта человечества.

Как уже отмечалось, буржуазные философы и социологи трактуют конформизм как явление, детерминированное лишь идеологическими, нравственными, психологическими и другими причинами, но отнюдь не экономическими, материальными. Действительно, капиталистическая система обладает мощной индустрией манипулирования сознанием, изощренной пропагандой, цель которой - навязать личности конформистское сознание и поведение. Манипулирование сознанием через средства массовой информации, "массовую культуру", рекламу и т.д. охватывает все сферы социальной и духовной жизни человека: в любой области он является объектом всеобъемлющего идеологического контроля. От мечая эти обстоятельства, буржуазные исследователи делают вывод, что конформизм и есть порождение только этого манипу-лирования сознанием в масштабах всего общества, оценивают его как антигуманный, деперсонализирующий процесс по отношению к личности. Подобный подход к анализу социальных явлений капиталистического общества, игнорирующий доминирующую роль экономических факторов, ведет к созданию таких понятий и концепций, в которых "отражается лишь непосредственная форма проявления отношений, а не их внутренняя связь .

Даже самый тщательный анализ воздействия средств массовой информации на личность, используемых ими пропагандистских методов недостаточен для объяснения функционирования в буржуазном обществе такого социального феномена как конформизм, способствующего массовому восприятию буржуазной идеологии, некритичному принятию господствующей системы ценностей и социальных стандартов. Объективные условия возникновения и существования этого феномена следует искать в экономической структуре капиталистического способа производства, в специфическом характере экономической власти капитала. Социальная сущность конформизма обнажается в своей развитой форме именно в эпоху империализма.

В первобытном обществе совместная деятельность людей основывалась на "незрелости индивидуального человека", когда "недостаток способности отдельной особи к самозащите надо было возместить объединенной силой и коллективными действиями стада . Коллективность носила неосознанный, стихийный характер и была необходимым условием сохранения и нормального функционирования социального организма. Первобытнообщинный способ производства требовал чрезвычайно сильной внутригрупповой сплоченности, единообразия поведенческих установок и актов всех членов группы.

На этом этапе исторического развития индивид не выделял себя из сообщества, почти полностью отождествлял себя с ним. "Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе", а индивид был безусловно подчинен власти племени "в своих чувствах, мыслях и поступках" . Однако механизмы этой идентификации "я" с "мы" носили не социальный, а преимущественно психологический характер. Мы не разделяем точки зрения И.С.Кона, считающего, что чем примитивнее и неразвитее общество, тем больше степень единообразия составляющих его индивидов и тем выше уровень конформизма . Опираясь на рассмотренное нами разграничение и отличие понятий конформизма и конформности, мы полагаем, что подобное единообразие в поведенческих актах всех членов первобытного племени можно определить как поведение конформное, но не конформистское. Речь может идти о традиционно закрепленной жесткой ориентации на идентификацию индивида с остальными членами его группы, в которой действуют преимущественно психологические, а не социальные механизмы. Таким образом, характеризуя специфику совместной деятельности и общения индивидов в первобытном обществе, мы к ней применяем понятие конформности, но не конформизма.

Идеологические средства формирования конформизма

К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии" указывали, что экономически господствующему классу принадлежат также и средства духовного производства, "и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу" .

Манипулирование сознанием как одно из надежных и эффективных средств капиталистического общественного управления, социального контроля основано на экономической власти господствующих классов. Для современного капитализма характерна растущая монополизация средств материального и духовного производства, сращение экономической власти с государственной, что обеспечивает господствующим классам огромные возможности манипулирования сознанием масс, какими они не обладали никогда ранее. Задача манипулнтивного управления - представить интересы и цели правящего класса в качестве всеобщих и общезначимых и способствовать активному конформированию массового сознания к социальным нормам и ценностям, выгодным господствующему классу.

Диктуемые классовой политикой буржуазии тотальное манипулирование массовым сознанием, формирование конформистских социально-нормативных и культурных стандартов и модификаций поведения личности включены в систему социального контроля. Воздействие на сознание охватывает все сферы жизнедеятельности индивида: начиная от сферы производства и диктата в области потребления и кончая регламентацией и стереотипизаци-ей частной жизни индивида, подчиняющей личность, ее мировоззрение и практические действия конформистским, пассивно-приспособленческим ориентациям и установкам.

В сфере производства, являющейся сферой отчужденного труда, конформизм как тип сознания и поведения индивида и как проявление мнимой коллективности, с одной стороны, обуславливается самим характером капиталистического производства, а с другой - активно, целенаправленно навязывается буржуазной пропагандой.

Капитализм "завершает извращение человеческих отношений", приводит к господству капитала и товарно-денежных отношений / как всеобщей связи между людьми. Обособелнность и конкуренция как основные черты буржуазных общественных отношений характерны не только для класса капиталистов, но и для части рабочего класса. К.Маркс подчеркивал, что "конкуренция изолирует друг от друга... не только буржуа, но еще больше пролетариев, несмотря на то, что она сводит их вместе" . Характер коллективности в производственных коллективах, где каждый из его членов находится в состоянии конкуренции и обособленности, но в то же время включен в процесс совместного социально-трудового общения и деятельности, носит конформистский характер. Межклассовые отношения здесь также выступают как "ложная видимость отношений товарищества, при котором капиталист и рабочий делят между собой продукт сообразно доле участия каждого из них в образовании его. Именно в сфере производства конформизм наиболее зримо выступает как форма "иллюзорной коллективности", извращенной связи между людьми в процессе производства, отражающей сущность капиталистических общественных отношений.

Разумеется, объективные и субъективные предпосылки, такие как развитие капиталистических производительных сил, требующие "коллективного употребления" (К.Маркс), общественный характер производства, политическая деятельность рабочего класса и его партий делают возможным становление подлинно коллективистских норм и ценностей в наиболее передовых отрядах рабочего класса уже в условиях капиталистического производства.

Критика теоретического анализа конформизма "социальным критицизмом" США

Конформизм как массовидное социальное явление буржуазного общества, как негативная социально-нравственная позиция человека привлек к себе внимание многие буржуазных философов и социологов.

Он стал объектом анализа в экзистенцианализме: у М.Хай-деггера в контексте концепции "Жми" - "неподлинного" существования человека, которому присущи феномен усредненности и такие черты как "уступчивость", "заурядность", "нивелирование"; у К.Ясперса в форме идеи "коммуникативного существования", первый вид которого ведет к растворению людей в "общности", коллективе, к полной идентификации всех, к конформистскому единообразию .

Остро поставили проблему изучения конформизма социальные теоретики Франкфуртской школы. Т.Адорно рассматривает конформизм как следствие воздействия буржуазной пропаганды и идеологического манипулирования массовым сознанием. Г.Мар-кузе в книге "Одномерный человек" утверждает, что конформизм и социальная пассивность являются порождениями современного научно-технического прогресса, что подавление в человеке "критической способности разума" ведет к "одномер ности", исчезновению предпосылок критического и творческого отношения к действительности, к конформизму . Более подробно оценка конформизма Э.Фроммом будет рассмотрена нами далее, так как этого философа относят не только к Франкфуртской школе, но и к социологическому направлению "социального" критицизма" США..

Исследование конформизма нашло свое место в структурном функционализме. Общим для всех представителей этого философского направления является рассмотрение взаимосвязи между социальной системой и личностью с точки зрения стабилизации буржуазного общества. Опираясь на критерии "порядка" и "полезности", личность, по их утверждениям, должна функционировать в обществе только в русле наиболее полного приспособления к нему, пассивной ориентации на санкционированные социальные нормы и ценности. "Вписывание" человека в существующую социальную организацию может происходить в форме моделирования "социального деятеля" (Т.Парсонс), "носителя ролей" - (Р.Дарендорф). "Социальный деятель" Т.Парсонса -"химически чистый" конформист, индивид, полностью интегрировавший себя в нормативную систему "организации. Описывая внутренне раздвоенный мир личности, Р.Дарендорф обращается к художественному образу австрийского писателя Р.Музиля -"человеку без свойств"."Человек без свойств", "житель страны" - это конформист, хорошо пригнавший себя к системе обязательных нормативов и ценностей, неукоснительно играющий свои "роли"1.

Американский футуролог А.Тоффлер видит в конформизме следствие необычайно интенсивных изменений всего и всех в окружении человека, в ходе же быстрой сменяемости социо культурных систем личность постоянно теряет часть своей индивидуальности и ничего не приобретая взамен превращается в "выгоревшую свечу".

В открыто апологетических концепциях А.Маслоу, Г.Олпор-та конформизм рассматривается как априорное, вырожденное свойство человека, носящее в условиях капитализма характер "позитивной жизненной приспособленности". Исследуется конформизм и в работах известных американских социальных психологов Д.Картрайта, С.Аша, Р.Кратчфилда, М.Шерифа.

Дать всесторонний, исчерпывающий анализ даже только названных концепций конформизма не представляется возможным, поэтому мы ограничимся рассмотрением некоторых аспектов исследования конформизма в философско-социологическом направлении "социального критицизма" США., страны, в которой особенно наглядны негативные социально-экономические процессы, связанные с усилением государственно-монополистических тенденций, развертыванием научно-технической революции, усложнением социальной организации. Растущая бюрократизация общества, идеологическое манипулирование массовым сознанием, "массовая культура" "для потребления", общественные настроения эскапизма, анархизма, пассивного нигилизма, конформизма - все эти явления привлекли к себе внимание философов и социологов, составивших направление "социального критицизма" США.

Существо социальной теории можно выявить, лишь исследуя специфические общественные условия, порождающие ее. Идеология "социального критицизма" возникла как своеобразное отражение социальных взглядов, позиций и ожиданий непролетарских, и прежде всего, мелкобуржуазных слоев.

В центре внимания социальных критиков - человеческая личность, ее отчужденность, болезненная пассивность, конформизм. В критическом анализе отчужденной, конформистской личности, антигуманных условий ее существования американские социологи прибегают к художественным образам и литературным произведениям, к конкретным социологическим исследованиям. Большое место в их теоретических исследованиях занимает довольно точное описание отчужденных форм жизнедеятельности человека в капиталистическом обществе, потребительской идеологии и психологии, насаждаемых средствами массовой информации и "массовой культуры", рекламы как специфического средства манипулятивного управления массовым сознанием.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества