Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Конская Екатерина Яковлевна

Взаимосвязь социальной активности и образа жизни
<
Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни Взаимосвязь социальной активности и образа жизни
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Конская Екатерина Яковлевна. Взаимосвязь социальной активности и образа жизни : ил РГБ ОД 61:85-9/214

Содержание к диссертации

Введение

I Раздел: Социальная активность как сущностное выражение функционирования форм человеческой жизнедея тельности 18

ПРаздел: Образ жизни как фактор формирования и сфера pea-лизации социальной активности , 66- 106

Раздел Директива социальной активности и образа жизни в досоциалистических общественно-экономических

Раздел: Особенности взаимосвязи социальной активности и образа жизни в условиях строительства коммунизма . 140 -178

Заключение:

Описок основной использованной литературы 188 - 200

Введение к работе

В условиях всевозрастающего усложнения взаимосвязей меаду всеми сторонами общественной жизни и значительного ускорения темпов общественного прогресса неуклонно возрастает потребность управления социальными процессами. Особо важным становится углубленное и всестороннее исследование общих проблем исторического развития, дающих ключ к пониманию и оценке многих явлений общественной жизни и открывающих пути решения вопросов научного предвидения, управления развитием общества, взаимодействия общества и природы.

Основоположники марксизма-ленинизма всегда уделяли огромное внимание вопросам развития теории, ее роли в революционном преобразовании мира на коммунистических началах В.И.Ленин подчеркивал, что тот,"кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот немицуемо будет на каждом шагу бессоэ-нательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность,"1,

руководствуясь указаниями основоположников марксизма- енин-низма о роли теории в практике революционной борьбы трудящихся за освобождение от эксплуатации, за революционное преобразование мира и построение коммунизма, КПСС постоянно уделяет особое внимание развитию теории. На ХХУ съезде КПСС подчеркнуто, что "на нынешнем этапе развития страны потребность в дальнейшей творческой разраббтке теории не уменьшается, а наоборот, становится еще большей"2 На ХХУ1 съезде КПСС тоже отмечено: "Марксистско- ленинская партия не может выполнить свою роль, если она не уделяет внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории"1 Эта же мысль с большой глубиной прозвучала на Пленуме в докладе ЦК КПСС "Актуальные вопросы вдеологической, массово-политической работы партии": "Советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма; его всестороннее совершенствование - наша стратегическая задача"2 С еди многих теоретических проблем общественного развития важное место занимает проблема диалектической взаимосвязи социальной активности и образа жизни, избранная как тема настоящего диссертационного исследования.

Эта цроблема является составной частью общей мировоззренческой проблемы "человек - мир", всестороннее исследование которой приобретает в современных условиях все большее значение.

Актуальность темы определяется задачами исследования процесса исторического развития общества в целом и непосредственной практики коммунистического строительства. В частности, актуальность темы диссертационного исследования вытекает из задач, выдвинутых ХХУ1 съездом КПСС в области внутренней и меедународной политики. На ХШ съезде партии с особой силой подчеркивалось, что в современных условиях происходит значительное возрастание роли субъективного фактора в поступательном развитии общества, ведущее к повышению требований к каждому отдельному человеку, к содержанию сознательной целеполагающей деятельности людей.

В условиях развитого социализма происходит значительное ускорение темпов развития всех сторон общественной жизни, возрастание сознательности и информированности народа, обновление материальных и духовных условий жизнедеятельности людей, развитие социалистического образа жизни. "В период развитого социализма,-отмечалось на ХХУ1 съезде партии,- завершается перестройка всех общественных отношений на вчутренне присущих новому строю коллек4 тивистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферу, весь уклад нашей жизни»1.

В современных условиях становится все более долгосрочным и комплексным планирование всех сторон общественной жизни, где наряду с экономическим планирование на перспективу охватывает и другие стороны развития общества. Ведь цель социализма - удовлетворение также социальных, духовных, нравственных потребностей.

В материалах съездов КПСС, Пленумов ЦК нашей партии, особенно июньского Пленума по идеологическим вопросам, не раз отмечалось, что успешное решение задач коммунистического строительства немыслимо без повышения социальной активности каждой личности, без осознания ею своей ответственности и роли в жизнедеятельности общества.

Подчеркивая возрастающее значение социальной активности лич-нооти в строительстве коммунизма, на ХШ съездЖ: "Мы рас-нолегаем большими материальными и духовнымс ВОЗМОЖНССТЯМИ ДЛЯ ВС6 важно шесте тем, чтобы навдый умел ими пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, по-требности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одчу из задач социальной полити Таким образом, проблема социальной активности личности является одной из важнейших проблем коммунистического строительства, Ее всестороннее исследование имеет большое значение в решении задач управления социальными процессами, комцунистического воспитания трудящихся, в повышении эффективности политико-воспитательной, идеологической работы,

Актуальность разработки темы диктуется также динамичностью самой исторической эпохи, для которой характерно резкое возрастание сознательности и активности народных масс во всех странах мира, когда новые народы включся в борьбу за освобождение от всех форм гнета, появляются новые государства, видящие возможности решения задач социального прогресса в уничтожении капитализма и победе социализма, в замене буржуазного способа жизнедеятельности социалистическим образом жизни.

Это значит, что исследование содержания социальной активности имеет большое значение для раскрытия особенностей исторического развития общества, содержания глобальных проблем общественного прогресса, для выяснения того, какие социальные силы производят исторические преобразования, а также для решения непосредственных практических задач коммунистического строительства,

Необходимость исследования взаимосвязи социальной активности с образом жизни вызывается и задачами обострившейся идеологической борьбы двух систем, борьбы, принявшей глобальный характер и охватывающей все сферы жизнедеятельности общества, "Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете, И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борь I- Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.Д981, с, 63, бы", - говорил тов. Ю.В.Андропов.

В этой борьбе особое значение приобретает проблема содержи-ния понятий "социальная активность", "образ жизни" и других, так как буржуазные идеологи игнорируют социальную обусловленность содержания этих понятий, дают им су ективно-идеалистическое и биопсихологическое истолкование. Буржуазные адеологи все больше пропагандируют психологию потребительства, разжигают ицдивидуалиэм и эгоизм. При этом делается попытка представить их как некоей вечной чертой неизменной, раз навсегда данной человеческой природы. Отрицая классовый характер социальной активности и классовое содержание образа жизни, буржуазные идеологи стремятся обосновать возможность утверждения единого для всех классов буржуазного общества образа жизни, исказить сущность социалистического образа жизни, опорочить теорию и практику строительства коммунизма. Это используется для того, чтобы отвлечь внимание трудящихся масс от революционной борьбы за свержение капитализма, за революционное преобразование общества и создание социалистического образа жизни. "Империалисты и их пособники, -подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС,- систематически проводят враждебные кампании ПРОТИВ социалистических стран. Они чернят и извращают все что происходит в этих странах. Лия них самое главное - отвратить людей от социа-лизма. События последнего времени еще и еще раз подтверждают: наши классовые ПРОТИВНИКИ учатся на своих поражениях Они действуют ПРОТИВ стран социализма все более изощренно и коварно." . Поэтому исследование взаимосвязи социальной активности и образа жизни имеет большое значение и в решении задач идеологической борьбы.

Исследование проблемы социальной активности и ее взаимосвязи с образом жизни заслуживает внимания и с той точки зрения, что далеко не все ее стороны достаточно раскрыты в философско-социологической научной литературе.

Проблеме социальной активности и социалистического образа жизни уделялось много внимания. Она затрагивалась в работах, посвященных исследованию методологического и мировоззренческого аспектов общетеоретической проблемы сущности человека.1 Однако чаще всего проблемы социальной активности и образа жизни исследуются как самостоятельные. Такой подход имеет обоснование, так как в сложных, многогранных общественных явлениях объектом исследования может быть не только явление в целом, но и любая из его сторон.

Во многих работах проблема социальной активности рассматривается как одна из сторон проблемы личности2. В ряде работ она исследуется в философском и социологическом аспектах как самостоятельная проблема под углом зрения выявления ее содержания, факторов армирования, роли в жизни обществао.

В работах Б.И.Аристова, В.И.Войтко, А.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева, Б.Д.Парыгина, В.А.Дцова и другихт уделено внимание анализу социально-психологического аспекта социальной активности. В целом ряде работ рассматриваются нравственные аспекты социальной активности личности , раскрывается влияние научно-технической революции на ее характер, особенности .

Значительный интерес представляют кандидатские диссертации. в частности, Т.Ангелова, М.В.Бабиной, И.М.Дубровской, Л.§.Лавровой, В.А.ПОДДУ6НОГО. Н.Н. икш и других, в которых раскрываются пути формирования активности молодежи, рабочего класса, в трудовых коллективах, специфика ее проявления в сфере быта, в области мевднародного сотрудничества и т.п.

Много работ посвящено исследованию проблем образа жизни1, анализу его как целостного общественного явления, его структуры, многоплановости и многофункциональности этой категории.

Заслуживают внимания исследования, посвященные изучению диалектики стнновления и развития социалистического образа жизни, его качественной и количественной характеристик2, раскрытию материальных условий жизнедеятельности людей3,духовных основ социалистического образа жизни, его нравственно-этических аспектов4, рассмотрению образа жизни в единстве объективного и субъективного, базисных и надстроечных отношений. Проблема социальной активности и образа жизни нашла отражение в работах по формированию

г— L Tvna 1 появ— — L_ «Lj Z ILorl—Lml Lla 1™ и «качества «J _ Zro ва»» вопріГсвязанш» с раскрытие» взаимосвязи Вместе с тем раскрытию взаимосвязи социальной активности и образа жизни мало уделялось внимания с точки зрения единства методологического, мировоззренческого и гуманистического аспектов ее исследования.

Цель и задачи исследования. руководствуясь разработанными основоположниками марксизма-ленинизма общими методологическими посылками, в диссертации ставится цель дать обобщенное философ-ско-мировозренческое обоснование взаимосвязи социальной актив-ности и образа жизни в жизнедеятельности общества и личности в контексте всеобщего отношения "человек - мир", как важного аспекта осознания и реализации человеком своей сущности.

Определение общей цели обусловило необходимость решения ряда задач:

- раскрыть социальную обусловленность содержания социальной активности и особенности ее проявления на различных этапах исторического развития общества;

- исследовать взаимосвязь социальной активности и образа жизни в аспекте социально-деятельностной сущности человека;

- раскрыть особенности взаимосвязи социальной активности и образа жизни в жизнедеятельности общества и личности в условиях строительства коммунизма;

- показать значение исследования проблемы взаимосвязи социальной активности и образа жизни для решения коммунистического воспитания трудящихся и место этой проблемы в идеологической борьбе на современном этапе. вопросы идеологической работы,-Киев, 1977; Алиев Г.А.

Методологической основой исследования данной темы являются разработанные основоположниками марксизма-ленинизма положения о социально-деятельностной сущности человека, об опредмеченных сущностных силах человека, о диалективе сущности и существования, о детерминации общественного сознания общественным бытием, об активной роли сознания. Важное методологическое значение в исследовании данной проблемы имеют теоретические положения, сформулированные в материалах и съездов партии, в выступлениях руководителей партии и правительства. В процессе выполнения диссертации использованы теоретические разработки и отдельные положения советских исследователей: А.Г.Афанасьева, М.В.Бабиной, Л.П.Буевой, М.А.Булатова, Ю.И.Воробьева, В.Г.Мордковича, С.И.Попова, Б.В.Осичнюка, В.И.Толстых, В.И.Шинкарука, Г.И.Шира-лиева, А.И.Яценко и других.

Научная новизна в исследовании проблемы взаимосвязи социальной активности и образа жизни в жизнедеятельности общества и личности заключается в ряде положений, которые выносятся на защиту:

1.3та взаимосвязь рассматривается в единстве методологического, мировоззренческого и гуманистического подходов в аспекте социально-деятельностной сущности человека, что позволяет раскрыть ее общетеоретическое и практическое значение для решения задач коммунистического строительства, коммунистического воспитания трудящихся, задач вдеологической борьбы.

2.В диссертации социальная активность рассматривается как один из аспектов действительности человеческой сущности. Такой подход базируется на главной вдее тезиса К.Маркса:"сущность человека... в своей действительности... есть сововупность всех общественных отношений"1, а также на другом его тезисе; "человеческая действительность столь же многообразна, как многообразны определения человеческой сущности и человеческая деятельность»2. В соответствии с этим общественные отношения рассматриваются, с одной стороны, как социальные формы, в которых осуществляется связь человека с окружающей его природной и социальной средой, и как формы взаимоотношений между людьми, а с другой,- как формы деятельности людей, в которых реализуется их отношение к окружающей действительности и к самим себе как социальным субъектам. В этом плане социальная активность рассматривается в диссертации как важнейший аспект реализации человеческой сущности, как аспект ее действительности. В процессе активного деятельного отношения к окружающему миру и к самим себе люди воспроизводят и изменяют систему общественных отношений,изменяют окружающую действительность, свою собственную сущность.

3. На основе исследования различных уровней сущности человека раскрывается механизм детерминации социальной активности цутем выяснения в нем роли потребностей, интересов, социальных условий бытия.

4. В диссертации подчеркивается, что в определении содержания социальной активности, ее характера и направленности особую роль играет степень осознания человеком своей сущности и сущности мира своего бытия, воплощенных в его мировоззрении, в осознании целей и смысла жизни. Поэтому социальная активность рассматривается как способ реализации целеполавающей деятельности, способ функционирования, самореализации субъектов социальной деятельности /общество, класс, социальная группа,личность/.

1 Маркс К. Тезисы о Фейербахе.-Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.,т.З,с.З. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1944 г,-Марке К., Энгельс Ф. Соч.,т.42, с.120.

5. Исходя из положения К.Маркса и Ф.Энгельса, в котором говорится о том, что способ производства следует рассматривать не только как воспроизводство физического существования ивдивцдов, но и как определенный способ деятельности данных индиввдов, их определенный образ жизни , автор диссертации рассматривает образ жизни как целостное выражение деятельностного аспекта действительности человеческой сущности. Поэтому образ жизни выступает как процесс непосредственной реализации сущности человека во всем богатстве ее проявлений.

6. Учитывая многоплановость взаимосвязи социальной активности и образа жизни, в диссертации главное внимание обращается на то, чтобы, с одной стороны, раскрыть социальную активность как сущностное выражение образа жизни, как способ его реализации и как его характерную черту, а с другой стороны, показать, что образ жизни выступает как фактор формирования и сфера реализации социальной активности.

7. Взаимосвязь социальной активности и образа жизни рассматривается автором как один из аспектов "абсолютного движения, становления человека" /К.Маркс/1, в ходе которого человек, преобразуя условия своего бытия, преобразует и самого себя. Наиболее полное воплощение эта взаимосвязь получает в условиях коммунизма и проявляется в своем сущностном выражении как творчество и свобода.

Таким образом, проблема взаимосвязи социальной активности и образа жизни исследуется в плане перспективы реализации в жизнь коммунистических идеалов и сущности человека во Всем богатстве.

Теоретическое значение и практическая ценность работы, Раскрытие взаимосвязи социальной активности и образа жизни является проблемой, которая имеет важное значение для углубленного исследования процесса поступательного развития общества, его общих закономерностей и тенденций, а также для выяснения особенностей развития в различных конкретных исторических условиях,

Рассмотрение взаимосвязи социальной активности и образа жизни в методологическом, мировоззренческом и гуманистическом планах способствует разработке ряда важных проблем исторического материализма: раскрытию особенностей взаимосвязи объективного и необходимости и свободы в историческом развитии общества, исследованию социальной обусловленности характера поведения личности, определению путей управления этим процессом.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общественных наук, в пропагавдистекой работе, при решении задач формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения. Они могут быть также использованы при определении путей и средств повышения социальной активности трудящихся в решении задач совершенствования развитого социализма, повышения действенности их участия в управлении развитием производства, коммунистическим воспитанием трудящихся, в борьбе с проявлением антиподов коммунистической морали.

Исследование проблемы взаимосвязи социальной активности и образа жизни имеет большое значение для разоблачения несостоятельности восхваления буржуазного образа жизни идеологами буржуазии, для усиления наступательного характера борьбы против буржуазной вдеологии.

Апробация работы. Основные результаты исследования заслушивались и обсуждались на научных конференциях профессорско-пре -подавательского состава Азербайджанского инженерно-строительного института /1978, 1979, 1982г,г./ на всесоюзных конференциях: "Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студенческой молодежи" /Тбилиси, 1978г./, "Проблемы воспитания иностранных учащихся, обучающихся в СССР" /университет им.П.Лумумбы, Москва, 1980г./, на методических и теоретических семинарах в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при Киевском ордена Ленина госуниверситете им.Т.Г.Шевченко /1977, 1981г.г./, на республиканских научно-практических конференциях "Формирование активной жизненной позиции студенчества" /Баку, 1978г./, "Идеологические проблемы совершенствования социалистического образа жизни в свете требований июньского Пленума ЦК КПСС" /Баку, 1983г./.

Материалы исследования использованы в Плане мировоззренческой подготовки студентов АзИСИ в процессе преподавания общетеоретических и специальных дисциплин., в Плане коммунистического воспитания коллектива и студентов.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Киевском ордена Ленина госуниверситете им.Т.Г.Шевченко.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

Социальная активность как сущностное выражение функционирования форм человеческой жизнедея тельности

Проблема социальной активности относится к числу многошіа-новых проблем, широких по охвату сфер жизни общества.

Поскольку в центр внимания исследования ставится взаимосвязь социальной активности и образа жизни, то в данном разделе исследовательский интерес сосредоточен на выяснении социальной обусловленности содержания социальной активности, ее роли в жизнедеятельности общества и личности. При этом затрагиваются некоторые методологические аспекты этой проблемы, имеющие значение для раскрытия природы социальной активности, ее характера и роли в общественной и ивдивидуальной жизнедеятельности.

В определении содержания понятия "социальная активность" в научной литературе нет единства мнений. Поэтому встает необходимость кратко остановиться на вопросе о содержании этого понятия.

Исходной методологической посылкой анализа социальной активности, ее природы является положение диалектического материализма об активности как всеобщем свойстве материи.

Этот аспект исследования проблемы получил достаточное глубокое освещение в философской литературе. Так, в коллективном труде советских и болгарских философов отмечается, что "в отношении материи в целом активность правомерно определить как непрерывно реализующуюся способность к самодвижению. Эта активность абсолютна в силу абсолютности самой материи и ее атрибута - движения"1.

Зцесь активность рассматривается как способность к самодвижению, Конкретизируя эту точку зрения, В.Г.Мордкович утверждает, что активность следует рассматривать как взаимодействие, подчеркивая, что "в общефилософском смысле под активностью можно понимать свойство объектов неживой и живой материи, субъектов социальной жизни взаимодействовать со средой, изменяя ее и себя11 .

Я.Ф.Аскин, рассматривая активность как внутренне присущее всей материи свойство /атрибут/, ее деятельное начало, отмечает, что "всеобщей формой существования материи, выражающей ее активность, является движение: взаимодействие, изменение вещей, их развитие"2. Активность как "всеобщее атрибутивное свойство материи, выражающее собой ее способность к взаимодействию и само-ь движению" признают Б.А.Воронович, Ю.К.Плетников3. Подобной точки зрения придерживаются Б,С.Украинцев, А.М.Корщунов, В.В.Мон-танов и многие другие исследователи.

Признание активности как атрибутивного свойства материи предполагает необходимость признания и специфики ее проявления на различных уровнях организации и развития материи в соответствии с ее различными формами движения. В этом плане целесообразнее говорить презде всего о специфике активности в неживой, живой природе и обществе.

Общей исходной посылкой исследования активности, а, следовательно, и социальной активности является признание обусловленности ее внутренней противоречивостью самой материи. В.Й.Ленин пи сал, что именно "противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, считывая, что предметом исследования диссертации является социальная активность и ее взаимосвязь с образом жизни, автор считает возможным не останавливаться подробно на проблеме активности в общефилософской постановке, а сосредоточить внимание на проблеме социальной активности. Такой подход оправдан не только спецификой предмета исследования, но и тем, что по вопросу о социальной активности, ее природе, источнике существуют различные точки зрения.

Образ жизни как фактор формирования и сфера pea-лизации социальной активности

Раскрытие обусловленности социальной активности тесно связано с образом жизни, в котором она находит свое проявление и важной, существенной характеристикой которого является. В тоже время социальная активность выступает как способ реализации образа жизни.

Взаимосвязь социальной активности и образа жизни определяется способом производства, всей совокупностью общественных отношений, духовной жизнью общества. Чтобы понять эту взаимосвязь, необходимо кратко остановиться на понятии образа жизни.

В философско-социологической научной литературе существует немало определений образа жизни. Большинство авторов рассматривают понятие "образ жизни" во взаимосвязи с жизнедеятельностью дей. И это верно, хотя подходы к раскрытию содержания этого понятия различны.

Ряд авторов дает широкое толкование данному понятию, сводя образ жизни к объективным условиям жизнедеятельности, ко всей системе общественных отношений. Так, Е.Д.Модржинская считает, что "образ жизни - это многогранное, комплексное понятие, отражающее наиболее характерные для определенной конкретно-исторической общественно-экономической формации общественные отношения и деятельность людей в основных сферах их общественной жизниМА

Другие авторы акцентируют внимание на том, что образ жизни характеризует ту или иную сторону жизнедеятельности. По мнению М.П.Кима, образ яви,- это ставшая привычкой система обществен-ных и личных отношений к обществу, его институтам и поряд

-6V кемИІ. Однако сведение образа жизни к наиболее характерным или ставшими привычкой общественным и личным отношениям не раскрывает его специфики,

С.Г.Струмилин и Э.Е.Писаренко подчеркивают: "Образ жизни -это понятие, содержание которого отражает качественные характеристики благосостояния людей, и прежде всего характер и содержание самих потребностей людей... Если уровень жизни определяет степень удовлетворения людьми главным образом их физических потребностей, то образ жизни характеризует удовлетворение также интеллектуальных /духовных/ и социальных потребностей человека"2. Качественные характеристики благосостояния людей действительно являются существенной характеристикой образа жизни, но не дают еще полного представления об этом понятии.

Ряд авторов, в частности. Л,А.Гордон, Э.В.Клопов рассматривают образ жизни как совокупность различных форм повседневного поведения личности и группы . В.Г.Синицин под образом жизни пони склад мыслей, постуков и поведения людей, внутренний уклад жизни человека, социальной группы, класса или народа в целом . Поведение, конечно, характеризует образ жизни, но этого мало для его целостной характеристики.

Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой образ жизни есть совокупность существенных черт жизне деятельности. Например, в коллективной монографии "Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба " отмечено: "Образ жизни - это совокупность существенных черт, характеризующих формы жизнедеятельности общества, народов, классов, социальных групп, индивидов в определенной общественно-истори-ческой формации»т. Примерно также определяет это понятие М.Н. Юткевич . Здесь, весьма справедливо, при характеристике образа жизни обращается внимание на существенные черты, характеризующие формы жизнедеятельности. Однако такой подход еще не раскрывает саму жизнедеятельность, саму сущность.

Более предпочтительной, на наш взгляд, является точка зрения авторов, раскрывающих понятие образ жизни через формы или способ жизнедеятельности людей. Тан, В.И.Толстых считает, что образ жизни можно определить как устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы ивдивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения, склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга" .

Близка к излагаемой точка ьрения В.С.Семенова, по .нению которого "образ жизни есть определенный способ жизнедеятельности людей" имеющий своим исоочником сущеспвующие общесттенные стношения, прежде всего, производственные отношениящ Он представлянт ,пределенный тип действий, поведения индивидОв во всех сферах общестда: эконотипеской, политической, социальной, духовной , А.П.Бутенко рассматривает его как "способ или характер всей жизнедеятельности данной личности, социальной группы или всего общества"2.

По мнению С.И.Попова,"образ жизни, охватывая сферу труда и свободного времени, семейных отношений и быта, идеологию и культуру, является типичным для данного общества способом жизнедеятельности, формой проявления социальной активности личности"3. В.И.Нуценко делает вывод: образ жизни есть"исторически определенный способ существования и развития, деятельности и взаимодействия людей, способ взаимосвязи институциональных и ивдивидуальных форм их жизни"4.

Директива социальной активности и образа жизни в досоциалистических общественно-экономических

Социальная активность личности - показатель зрелости личности как социального субъекта. Можно даже сказать, что сущность личности раскрывается, проявляется во всем богатстве ее социальной активности. Социальная активность, характеризуя личность, является важнейшей чертой ее индивидуального образа жизни.

Мировоззрение и основанная на нем жизненная позиция определяют социальную направленность активности и образа жизни.

Следует отметить, что характер, содержание, нацравленность социальной активности личности в значительной степени зависит от того, какие знания, установки превратились в ее убеждения, стали собственным способом видения мира, определяют отношение к нему, характер поступков. Это особенно важно учитывать еще и потому, что мировоззрение может формироваться как на уровне обыденного, так и на уровне теоретического мышления, на базе установок, которые формируются под воздействием непосредственных ближайших потребностей и интересов личности или потребностей и интересов класса, общества.

Если сердцевину духовного мира личности составляет мировоззрение, то сердцевину мировоззрения составляет понимание целей и смысла жизни. Социальная активность в своем сущностном выражении выступает как процесс реализации целей и смысла жизни. В этом плане социальная активность личности как важнейшая черта образа жизни характеризует последний с точки зрения его основного содержания, а также с точки зрения его направленности.

Однако взаимосвязь между образом жизни и социальной активностью этим не исчерпывается. Она обнаруживается и в другой грани: образ жизни выступает как фактор формирования и сфера реализации социальной активности. Это имеет важное теоретическое и практически-политическое значение: воздействуя на образ жизни, можно управлять формированием социальной активности, И наоборот, управляя формированием социальной активности, можно воздействовать на утверждение определенного образа жизни, на его содержание.

Взаимосвязь социальной активности и образа жизни многопла-нова. Образ жизни конкретно-исторического общества, класса, социальных групп, личности, имея некоторые общие черты, характеризуется присущими каждому из них особенностями и взаимовлиянием. Здесь образ жизни приобретает субъектную форму выражения, то есть выступает как образ жизни определенного социального субъекта. В то же время складывается определенная иерархия отношений, которая обнаруживает, осуществляет образ жизни класса в рамках образа жизни данного общества, а образ жизни личности- в рамках образа жизни класса.

Так, при капитализме образ жизни буржуазного общества является той сферой, в которой реализуется образ жизни буржуазии и цролетариата, как классов этого общества, а также образ жизни каждого отдельного человека.

Образ жизни буржуазного общества детерминируется самой сущностью капитализма, обнаруживающейся в производстве прибавочной стоимости на основе купли- продажи рабочей силы при наличии полной собственности капитализма на средства производства. Поэтому производство прибавочной стоимости составляет стержневую нить всей жизнедеятельности пролетариата и буржуазии, характер их взаимоотношений. Буржуазный образ жизни находит свое специфическое проявление в образе жизни классов и детерминирует их социальную активность, направленную на достижение своих классовых целей. Он выступает как фактор ее формирования.

Влияние образа жизни на формирование социальной активности проявляется прежде всего в том, достижению каких целей на каждом данном этапе подчинена жизнедеятельность общества, классов, личности. Так, в развивающихся странах, где особенно остро проявились противоречия мировой капиталистической системы, складывающийся и характерный для этих стран образ жизни обусловливает необходимость, с одной стороны, вести активную антиимпериалистическую, национально-освободительную борьбу, а с другой стороны,-решать задачи экономического, социально-политического, культурного развития. Следовательно, здесь социальная активность различных слоев общества детерминируется местом этих слоев в системе общественного производства, их интересами, задачами, которые выдвигает перед ними сама жизнь.

Зависимость социальной активности от образа жизни более содержательна и многопланова в решении конкретных социальных задач в условиях развитого социализма. Весь социалистический образ жизни основным содержанием имеет построение коммунистического общества. В социалистическом образе жизни объективные закономерности общественного развития, реализуясь через сознательную целеполагающую деятельность людей, детерминирует объективную тенденцию общественного прогресса. В то же время познание объективных законов, раскрытие особенностей их действия в условиях развитого социализма, с одной стороны, обусловливает возможность создания простора для их действия, устраняет помехи, тормозящие поступательное развитие общества, а с другой- открывает широкие перспективы научного предвидения и управления социальными процессами в соответствии с потребностями и интересами трудящихся. Диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного в социалистическом образе жизни, осознание общих закономерностей и тевденций общественного прогресса, определение целей и задач, решение которых обеспечивает неуклонное повышение благосостояния трудящихся, оказывает решающее влияние на содержание, характер их социальной активности.

Особенности взаимосвязи социальной активности и образа жизни в условиях строительства коммунизма

С победой Великой Октябрьской социалистической революции начался процесс создания и развития первого вида социалистического способа жизнедеятельности - советского образа жизни.

С установление! диктатуры пролетариата начинается переход от преднстории человечества к подлинной истории, когда общество получило возможность сознательно планировать формирование образа жизни и развитие социальной активности. В.И.Ленин писал:"Мы теперь получили довольно редкий в истории случай установить сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений»1.

Социализм создает надежные основы подлинного возрастания социальной активности общества и личности,"только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительное массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни-"2. Социализм призван " сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния"3. Возрастание социальной активности создает новый тип жизнедеятельности советских людей, который стал явлением международного характера и, в свою очередь, сферой формирования и возрастания социальной активности советского народа.

Характеризуя это явление, можно сказать, что следуя ленинским путем, советский народ создал новый, социалистический образ -жизни, новую социалистическую цивилизацию."Социалистический общественный строй создал и с течением времени все более совершенствует новый, социалистический образ жизни, принципиально отличный от образа жизни буржуазного общества1,-отмечает тов. Т.Живков.

Социалистический общественный строй формирует качественно новый уровень потребностей и способ их удовлетворения. Это потребность в новых формах жизнедеятельности, в новом характере труда, в социалистических, а затем коммунистических общественных отношениях, в новых формах государственности, участия в управлении общественными делами всех трудящихся, в проведении досуга, общении, использовании свободного времени, во всесторонне развитой личности. Совокупность качественно новых потребностей и их удовлетворение служит побудителем активной жизнедеятельности советских людей, импульсом сознательно-активного отношения к социалистической действительности.

У советских людей совершенно иная, противоположная ному образу жизни, социальная среда. Характеристика социализма как нового общественного строя дана в новой Конституции СССР. В ней записано:"Это общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором жоютоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Это-общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся-патриотов и интернационалистов"2.

Подчеркивая взаимосвязь между социализмом как общественным строем и образом жизни. В.В.Щербишсий на всесоюзной научно-практической конференции по вопросам социалистического образа жизни отмечал:"Основу нашего образа жизни составляют могучие производительные силы и зрелые социалистические отношения, высокоразвитая политическая организация общества, воплощающая подлинное народовластие, господство марксистско-ленинской идеологии, научно-организованное, планомерное развитие общества под руководст-вом КПСС" .

Основой социалистического образа жизни явля]егся социалистический способ производства. Он определяет самые важные виды жизнедеятельности социалистического общества. Сущность социалистического образа жизни в своей действительности предстает как процесс производства и воспроизводства бытия, проявления жизнедеятельности советского человека во всем богатстве и многообразии.

Жизнедеятельность в условиях социализма проявляется как сознательно-целенаправленный процесс преобразования советской действительности с целью удовлетворения и побуждения новых потребностей советского человека, его всестороннего и гармоничного развития.

Похожие диссертации на Взаимосвязь социальной активности и образа жизни