Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Изуткин, Дмитрий Анатольевич

Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья
<
Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Изуткин, Дмитрий Анатольевич Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 Нижний Новгород, 2005

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЛОСОФСКО-МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОХАРАКТЕРЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ 29-82

1.1. Формирование философско-медицинских взглядов и учений о о характере взаимосвязи образа жизни и здоровья в древних цивилизациях 34-53

1.2. Вопросы взаимосвязи образа жизни и здоровья в трудах русских философов и медиков XVIII- начала XX веков 54-71

1.3. Основные парадигмы в развитии общественного здоровья в XVIII -XX веках и их отношение к образу жизни населения 72-82

ГЛАВА И. СУЩНОСТНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 83-165

2.1. Содержание понятий «здоровье» и «болезнь» 86-103

2.2. Взаимосвязь факторов образа жизни и здоровья 104-120

2.3. Социальные условия, образ жизни и здоровье 121-137

2.4. Теории человеческого поведения в контексте взаимосвязи образа жиз н и и здоровья 138-153

2.5. Социальные вопросы укрепления здоровья и образ жизни—154-165

ГЛАВА III. СИСТЕМА «ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЗДОРОВЬЕ» КАК СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 166-256

3.1. Противоречивое единство биологического и социального в нор ме и патологии 169-194

3.2. Образ жизни как социальное явление 195-207

3.3. Биосоциальная структура образа жизни 208-226

3.4. Характер соотношения индивидуального, группового и общественного здоровья 227-242

3.5. Сущность понятия «здоровый образ жизни» и его аксиологическое содержание 243-256

ГЛАВА IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ-257-299

4.1. Соотношение объективных и субъективных характеристик во взаимосвязи образа жизни и здоровья 260-272

4.2. Взаимосвязь количественных и качественных показателей в системе «образ жизни - здоровье» 273-285

4.3. Единство общих, особенных и единичных свойств во взаимосвязи образа жизни и здоровья 286-299

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 300-309

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 310-355

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Предметом настоящего исследования является выяснение социально -философского содержания концептуальных основ взаимосвязи образа жизни и здоровья. Необходимость подобного подхода обуславливается следующими моментами.

1. Социально-философский контекст позволяет рассматривать взаимодействие образа жизни и здоровья как целостную систему, которая функционирует в определённых социальных, экологических и культурных условиях. Будучи взаимосвязанными и соподчинёнными, эти условия создают объективную основу, на которой образ жизни и здоровье формируются и воспроизводятся как единая системообразующая структура, обладающая комплексом общих, особенных и единичных свойств. Система «образ жизни - здоровье» на уровне индивида, группы и общества наполняется различным качественно-количественным содержанием, в процессе которого изменяется мера соотношения субъективного и объективного. Вместе с тем, противоречивый характер указанной соподчинённости обнаруживает её диалектическое единство, позволяющее рассматривать данную систему с точки зрения концептуальных основ, в рамках которых действуют определённые принципы и критерии, проявляется аксиологическая и праксиологическая значимость.

2. Взаимодействие образа жизни и здоровья носит комплексный, многогранный характер. Оно включает многообразные формы деятельности индивида в сфере труда, быта, отдыха и, наполняясь различными характеристиками, находит отражение в определенном состоянии индивидуального, группового и общественного здоровья. Исходя из этого, система «образ жизни - здоровье» должна рассматриваться и анализироваться на междисциплинарном уровне, в частности, с учётом её социально - фило софского содержания. Социально - философский аспект данной проблемы предусматривает жизнедеятельность индивида как биосоциального существа, в которой социальное и биологическое выступают в своём единстве и противоречии при определяющем влиянии социального. Подобная закономерность отражает неповторимость и уникальность человеческой природы, что в сочетании с определёнными условиями бытия ( социальными, экономическими, экологическими, культурными ) приводит к психосоматическим изменениям в биологической структуре личности человека.

3. Существенное влияние на психосоматические противоречия в природе человека, особенно во второй половине XX века, оказали негативные социальные последствия научно - технического прогресса ( возросшая технизация естественной среды обитания, изменение социально - биологических ритмов жизнедеятельности, резкое усиление психо - эмоциональной напряжённости ). Подобная трансформация объективных условий жизнедеятельности привела к определённым количественно - качественным изменениям в образе жизни индивида и различных групп населения, что, в целом, отразилось в ухудшении показателей общественного здоровья. Другими словами, эволюционно сформировавшийся психофизиологический диапазон возможностей человеческого организма пришёл в резкое противоречие с требованиями социальной среды, что нашло своё выражение в «хронизации» патологии. Отсюда, следует важность выяснения социально - философских особенностей жизнедеятельности индивида в связи с состоянием его здоровья в период научно - технических преобразований.

4. Исследование взаимодействия образа жизни и здоровья в современной отечественной и зарубежной научной литературе обнаруживает тенденцию рассмотрения специфических сторон данной проблемы в рамках конкретной дисциплины. Это приводит к «размытости», некой хаотичности при анализе системы «образ жизни - здоровье», в определённой степени препятствуя выяснению общих подходов, принципов её функционирования и путей дальнейшего развития. Отсюда, одной из важных задач в настоящее время выступает обоснование ряда базовых философских закономерностей, опосредующих взаимосвязь образа жизни и здоровья. Следовательно, если это взаимодействие направлено на сохранение, укрепление и воспроизводство индивидуального и общественного здоровья, то оно имеет непосредственное отношение к формированию здоровых форм жизнедеятельности и, в целом, выходит в сферу здорового образа жизни. Подобные закономерности или принципы могут также использоваться в теории и практике социального управления образом жизни посредством реализации мер социально - оздоровительного характера, направленных на формирование всесторонне развитой личности.

5. Необходимость социально - философского анализа концептуальных основ взаимосвязи образа жизни и здоровья обусловлена вопросами гуманитаризации в области высшего образования и теоретико-прикладных исследований, что, в частности, должно находить отражение в решении ряда этических и нравственных проблем на стыке общественных и естественных дисциплин. Одной из таких этических проблем является дальнейшее изучение взаимодействия Человека и Социума как сложного противоречивого единства субъективного и объективного, в рамках которого человек реализует себя как личность. В этом плане человеческая жизнедеятельность и соответствующее ей состояние здоровья выступают определенной мерой, в границах которой возможно исследовать и оценить взаимную ответственность индивида и общества за сохранение, укрепление и воспроизводство такого уровня индивидуального и общественного здоровья, которое позволяет решать созидательные задачи социально-экономического характера. Данное положение также является необходимым компонентом концептуальное™ вышеуказанной проблемы.

Степень разработанности проблемы и источниковедческая база исследования Философские аспекты взаимодействия образа жизни и здоровья находили своё отражение в различные исторические периоды. В древних цивилизациях ( Египет, Индия, Китай и др.), а также более поздних государствах ( Греция, Римская империя, Византия ) это было, в частности, связано со стремлением понять роль и место человека в мире, его связь с окружающей, в первую очередь, природной средой, что в итоге привело к формированию так называемой, натурфилософии. В определённой степени первоначальные идеи о человеке как части природного окружения опосредовались религиозными взглядами и суждениями о влиянии на состояние здоровья «потусторонних сил» и «злых духов». Вместе с тем, начинают зарождаться первые стихийно - материалистические представления о первичных субстанциональных элементах материального мира, лежащих в основе движения и развития различных процессов в живой и неживой природе. Исходя из этих первичных философских предпосылок, формируются и начальные взгляды о факторах здоровья, болезни, а также связи состояния организма и повседневной жизнедеятельности человека, что имело продолжение и в более поздние исторические периоды. Так, основу гуморальной теории патологии первой половины XIX века составляло положение о взаимовлиянии различных жидкостей человеческого организма, что было разработано ещё в учениях ряда научно -медицинских школ Древней Греции ( индивидуальные соотношения крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи).

Термин «образ жизни» в контексте причин здоровья и болезней встречается впервые в работах Платона, Аристотеля, а также врача - философа Гиппократа. Он одним из первых указал на значение образа жизни в развитии и профилактике заболеваний, а также в поддержании и укреплении здоровья. В то же время Гиппократ пытался обосновать взаимодействие образа жизни и здоровья на уровне некоторых философских закономерностей ( часть и целое, индивидуальное и природное, болезнь и здоровье как изменяющиеся явления и некоторые другие ). Несмотря на противоречивый и временами бессистемный характер этих представлений, они ( равно как и взгляды других философов и врачей Древнего мира ) явились определённой основой рассмотрения проблемы образа жизни и здоровья в более поздние исторические периоды.

Наиболее динамичное изучение этих вопросов имеет место в Европе второй половины XVIII века, что во многом объясняется изменениями в развитии производства и производственных отношений большинства европейских государств. Количественно - качественная трансформация социальной, в первую очередь, трудовой деятельности различных слоев населения заставила представителей общественных и естественных дисциплин обратить особое внимание на значение различных сторон человеческой жизнедеятельности и их влияния на здоровье индивида и общества. В этой связи, формируются определённые парадигмы или временные модели в динамике общественного здоровья, прямо или опосредованно имеющие отношение к образу жизни населения как социальному явлению.

Особое место в историческом развитии философских подходов к вопросам взаимодействия человеческой жизнедеятельности и здоровья занимают взгляды русских философов - материалистов ( М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский ) и представителей идеалистического течения отечественной философской мысли ( П.А. Флоренский, B.C. Соловьёв, Н.А. Бердяев и др.) периода второй половины XVIII- начала XX века. Все они стремились раскрыть значение различных сторон человеческой активности для психофизического состояния человека. Тем не менее если первая группа философов в этом плане акцентировала внимание на роли общественно -трудовой деятельности, а также различных факторов бытового и природного окружения, то представители идеализма пытались раскрыть состоя ниє физического и психического самочувствия через призму духовной составляющей человека, в частности, на уровне самопознания и стремления к духовным жизненным приоритетам.

Во - второй половине XX века социальная значимость образа жизни для здоровья возрастает ( Е. Апостолов, Д.Д. Венедиктов, В.Г. Ерохин, Ю.П. Лисицын, X. Мичков, А.В. Сахно, Г.И. Царегородцев, Г.Х Шингаров и др.). Во многом это связано с технизацией среды обитания человека как следствия научно - техн ического прогресса. Усиливается дисгармония между биологическими адаптационными резервами человеческого организма и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны социального окружения. Возникает неизбежная трансформация биологических ритмов жизнедеятельности, в связи с чем всё более остро встаёт проблема рассмотрения соотношения биологического и социального в образе жизни.

В отечественной философской и социологической литературе образ жизни в целом характеризуется как существенные и типичные для данного общества способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, реализуемые в конкретных социальных и природных условиях ( А.П. Бу-тенко, Э.К. Васильева, Л.А. Гордон, A.M. Изуткин, Е.Е. Капустин, Э.Э. Струков, В.И. Толстых ). Однако, обусловленность образа жизни объективными условиями не исключает свободы выбора человеком тех или иных способов жизнедеятельности. В силу этого образ жизни человека в значительной степени определяется его индивидуальными психологическими мотивами и жизненными установками, т.е. субъективными характеристиками. Другими словами, вся жизнедеятельность человека как единой целостной системы, все стороны его образа жизни развиваются под непрерывным совокупным воздействием двух взаимосвязанных программ - биологической и социальной. Тем не менее, биологическое и социальное в жизнедеятельности индивида - неравнозначные величины. В единстве того и другого, особенно на общественном уровне, определяющим является социальное.

Социально - биологическая обусловленность жизни человека проявляется как в норме, так и в патологии ( Ю.А. Добровольский, A.M. Изуткин, Т.В. Карсаевская, А.А. Корольков, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, А.Д. Степанов, Г.И. Царегородцев, Г.А. Югай ). В диалектике биологического и социального эти стороны в природе человека не «поглощают», не уничтожают друг друга. Их динамическое развитие и внутреннее противоречие проявляется как единство двух противоположностей. В этом диалектическом взаимодействии проявляется жизнь человека как социальной личности и природного индивида.

Во - второй половине XX века эта проблема и различные её аспекты получают своё развитие не только в отечественных социально - философских исследованиях, но и в западно - европейских и американских философских и других общественных дисциплинах. В данной диссертации анализируются пять позиций, в наибольшей степени отражающих тенденции по вопросам образа жизни и здоровья в зарубежных общественных науках: соотношение понятий «болезнь» и «здоровье» ( Boorse С., В oyd К.М., Canguilhem G., Fedoryka К., Fulford K.W.M., Mordacci R., Muss-chenga A.W., Nordenfelt L., Sade R.M. Scaddling J.C. и др. ); взаимосвязь факторов образа жизни и здоровья ( Aggleton R., Currie С.Е., Ensel W.M., Glanz К., Greene G.N., Mulder M., Ross S.E. и др.]; влияние социальных условий на образ жизни и здоровье ( Bloomberg L., Clifford L.B., Courneya K.S., Groen J.J., Link B.G., McAuley E., Mittelmark M.B., Phelan J.O., Wolf S., Zola Г.К. и др.); основные модели формирования здоровых форм поведения ( Ajzen I., Bandura A., Becker М.Н., Breslow L., DiCelmente C.C., Fishbein M., Greene J.W., Laforge R.G., Norcross J.C, Prochaska J.O., Rosen-stock R.); вопросы сохранения и укрепления здоровья как социально - философская проблема ( Becker М., Gunning - Schepers L., Hagen H., Kaplan R., Kilwein J., McKinley Mechanic D., M., Terris M. и др.). Постановка подобных вопросов заслуживает позитивной оценки, ибо они в определённой степени отражают социально - гуманитарные аспекты взаимодейст вия образа жизни и здоровья и обозначают интересы его исследования на стыке общественных и естественных дисциплин. Вместе с тем, в диссертации указывается на необходимость комплексной оценки системы «социальная среда - образ жизни - здоровье» со всесторонним использованием количественно - качественного подхода, соотношения субъективных стимулов и объективных факторов, общих, особенных и единичных характеристик, присущих данному явлению.

В последние десятилетия значительно возросло количество отечественных философских работ с различных позиций и в различных аспектах отражающих как феноменологию здоровья ( Д.М. Азаматов, О.Е. Баксан-ский, Н.П. Башкова, Т.А. Бусыгина, О.С. Васильева, Д.И. Грядовой, Л.Г. Гуслякова, Э.С. Демиденко, Д.И. Дубровский, В.Д. Жирнов, А.Г. Заховае-ва, Н.В. Казакова, А.Б. Капышев, Е.С. Климонова, Н.В. Ковалюнас, Е.Е. Кудакова, З.А. Кулиев, В.В. Куликов, В.В. Куприянов, Т.Б. Любимова, В.М. Нилов, В.М. Розин, М.И. Сайгина, К.Е. Тарасов, И.Г. Тихая-Тищенко, СВ. Туровская, O.K. Урсова, Ф.Р. Филатов, Ю.М. Хрусталёв, В.М. Чижова, Г.А. Югай, Б.Г. Юдин ), так и болезни. (А.Д. Адо, Г.Ю. Бу-дарин, О.С. Васильева, У.А. Кагермазов, В.В. Милакова, В.М. Остапенко, В.П. Петленко, Н.В. Сергеева, Ф.Р. Филатов, Г.И. Царегородцев ). Из этого в процессе дальнейшего изучения взаимодействия образа жизни и здоровья представлялось важным отразить социально - философские аспекты соотношения индивидуального и общественного здоровья. В этом плане в диссертации отмечается, что будучи взаимосвязанными, эти понятия выражают необходимые единство и противоположность, в которых проявляется жизнедеятельность человека как природного индивида и социальной личности. С философской точки зрения подчёркивается, что общественное здоровье отражает динамические количественные и качественные критерии физических и духовных способностей населения в единстве с социальной и природной средой. В то же время индивидуальное здоровье рассматривается не просто как изолированная система гармонически раз вивающихся биологических и социальных качеств индивида, она включена в общественную жизнедеятельность личности.

Особое место в диссертации занимает исследование социально - философского содержания здорового образа жизни - проблемы, которая ещё не получила достаточного освещения в отечественной философской литературе. При этом указывается, что подобный образ жизни отражает прежде всего деятельную, активную природу человека как биосоциального существа. В целом, здоровая жизнедеятельность характеризуется гармоническим сочетанием физических, психических, социальных и духовных характеристик людей. В образе жизни, определяемом как «здоровый» также отмечается его непосредственное влияние на предупреждение заболеваний.

Вышеуказанные положения позволили перейти к рассмотрению базовых философских принципов, лежащих в основе взаимодействия образа жизни и здоровья, понимаемых как соотношение объективных и субъективных характеристик, количественных и качественных показателей, общих, особенных и единичных свойств. Подобные принципы дают возможность рассмотреть систему «образ жизни - здоровье» как предмет изучения социальной философии, а также выявлять закономерности её функционирования на стыке общественных и естественных дисциплин.

Цель и задачи исследования

Основной целью работы является социально - философский анализ концептуальных основ взаимосвязи образа жизни и здоровья как системы, формирующей ресурсосберегающий человеческий потенциал, как на уровне индивида, так и общества, позволяющей решать вопросы формирования здорового образа жизни, планирования и управления индивидуальным и общественным здоровьем на основе использования базовых философских принципов.

Цель работы достигается за счёт постановки ряда задач:

- анализ основных цивилизационных этапов формирования различных философских подходов, учений и парадигм о взаимосвязи образа жизни и здоровья;

- критический анализ философских концепций взаимодействия образа жизни и здоровья в современных зарубежных исследованиях;

- рассмотрение социально-биологической сущности человека через призму его жизнедеятельности в норме и патологии;

- раскрытие биосоциальной сущности образа жизни;

- выявление социально - философских аспектов индивидуального, группового и общественного здоровья;

- выявление социально - философской сущности здорового образа жизни, его критериев и типологических характеристик;

- рассмотрение содержания базовых философских принципов, лежащих в основе взаимосвязи образа жизни и здоровья.

Объектом исследования является система «образ жизни - здоровье» в контексте определённого социума и её многогранности воздействия на жизнедеятельность индивида.

Предметом исследования выступает многосторонняя деятельность индивида как биосоциального существа, рассматриваемая в контексте определённых социальных, экологических и культурных условий и формирующая в итоге определённый биологический, социальный и духовный потенциал, позволяющий ему наиболее полно реализовать себя как личность.

Методологическая база работы

В силу многогранности и многоплановости проблемы, отражающей широкий спектр человеческой жизнедеятельности в её отношении к здоровью индивида в диссертации используются методологические подходы, имеющие место в комплексе общественных и естественных дисциплин: философии, социологии, антропологии, медицине, психологии, экологии. Подобный комплексный подход обусловлен концептуальным характером рассматриваемой проблемы. Необходимость столь широкого охвата вызвана также тем, что в системе взаимосвязи образа жизни и здоровья обнаруживается взаимодействие различных составляющих - социальных, биологических, экологических, психологических, культурных.

Реальная возможность выхода на уровень, выступающего основой формирования сложной системы взаимоотношений между образом жизни индивида и его здоровья, по мнению автора диссертации, является социальная философия, позволяющая интегрировать многогранность человеческой деятельности по отношению к здоровью в единое целое и выявить её диалектический характер. Формулирование наиболее главных и узловых концептуальных положений функционирования системы «образ жизни - здоровье» в социально - философском контексте обусловлено биосоциальной природой человека, когда последний рассматривается как продукт общественных отношений при определяющей роли социального.

Диалектический метод - основной в настоящем исследовании - используется при рассмотрении единства и противоречия двух неразрывных составляющих человеческой природы - биологической и социальной. С учётом этого биологическая структура и социальная сущность человеческой природы отражаются в их сложном взаимодействии, Это даёт возможность исследовать многогранность и уникальность человека, жизнедеятельность которого, с одной стороны, зависит от функционирования его организма как биологической системы, а с другой - обусловлена общественными отношениями, в которые индивид вступает в условиях кон кретного социума. Данный подход является отправным моментом для формулирования других положений в рамках концептуальных основ взаимосвязи образа жизни и здоровья.

Диалектический метод реализуется в ряде принципов. В этом плане существенным методологическим принципом выступает принцип системности и целостности.

В настоящей работе системный подход позволяет рассматривать, во-первых, категорию образа жизни как сложную, динамическую, функциональную систему, в которой происходит взаимодействие различных составляющих и элементов, реализуется комплекс многообразных причинно-следственных связей; во-вторых, исследовать взаимосвязь образа жизни и здоровья в рамках социума на уровне индивида, группы и общества. Это, в частности, имеет место при исследовании социально - философского содержания индивидуального, группового и общественного здоровья. Показано, что соподчинённость и взаимообусловленность данных уровней здоровья и соответствующая им человеческая деятельность представляют собой системно - диалектическое единство, противоречивость которого необходимо рассматривать с точки зрения общих, особенных и единичных свойств, присущих названной иерархической системе.

Принцип целостности был использован автором при определении содержания, основных критериев и типологических характеристик здорового образа жизни. Было подчёркнуто, что здоровая жизнедеятельность отражает целостность природы человека, в которой биологические и социальные характеристики, реализуемые в конкретных социальных, экологических и культурных условиях, находятся в оптимальной согласованности и взаимодействии. В здоровом образе жизни подобная интеграция неизбежно включает и ряд других черт, присущих индивиду как биосоциальному существу. Этот подход позволил выявить аксиологическую значимость здорового образа жизни как высшего позитивного проявления взаимодействия человеческой жизнедеятельности и здоровья.

Диалектический метод также претворяется при рассмотрении содержания базовых принципов взаимосвязи образа жизни и здоровья - взаимоотношении субъективного и объективного, количественных и качественных характеристик, единства общих, особенных и единичных свойств. Данные принципы применительно к указанной проблеме не носят абстрактного характера, а наполняются конкретным содержанием. Их использование позволяет, в частности, обратить внимание на взаимодействие образа жизни и здоровья как динамическую систему, функционирование которой не носит спонтанный, хаотичный характер, а объективно задано и осуществляется на основе определённых закономерностей. Это положение считается неотъемлемым компонентом системы «образ жизни-здоровье» в плане ее концептуальное™. Вышеуказанные принципы также являются важным отправным моментом при построении парадигм, в которых центральное место занимает взаимообусловленность социума, образа жизни и здоровья.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном социально - философском анализе концептуальных основ взаимодействия образа жизни человека как биосоциального существа и состояния его здоровья, понимаемого как совокупность биологических и социальных характеристик, позволяющих ему формироваться и развиваться как личность в рамках социума. Концептуальный характер указанной проблемы позволяет рассматривать взаимосвязь человеческой жизнедеятельности и здоровья как систему, которая формируется и воспроизводится на основе определённых принципов и критериев. Концептуальные основы также предполагают выяснение аксиологического и праксиологического значения изучаемых вопросов. В связи с этим, в диссертации впервые рассматриваются социально - философские характеристики индивидуального, группового и общественного здоровья; выясняются социально - фило софское содержание здорового образа жизни, его аксиологический характер, критерии и типологические характеристики; формулируются базовые философские принципы, опосредующие функционирование взаимодействия человеческой жизнедеятельности и состояния здоровья и показана их реализация в системе «образ жизни - здоровье». Впервые с социально-философских позиций проводится критический анализ различных философских концепций взаимосвязи человеческой жизнедеятельности и здоровья, имеющих место в современных зарубежных исследованиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обосновывается тезис о том, что проблема взаимосвязи образа жизни и здоровья имеет выраженное цивилизационное содержание. Вопросы влияния различных сторон человеческой деятельности на состояние здоровья находили отражение в развитии философской мысли, начиная с Древних цивилизаций и по настоящее время. Вместе с тем, по мере развития общественных отношений и усиления роли объективных, в частности, социальных условий жизнедеятельности данная проблема наполнялась различным количественно - качественным и объективно-субъективным содержанием. По мнению автора наиболее существенное влияние на формы и способы человеческой деятельности и соответствующее ей состояние индивидуального и общественного здоровья оказало изменение характера промышленного производства как результата формирования капиталистических отношений, что отразилось в различных концепциях и парадигмах. В этой связи, акцентируется внимание на трёх основных периодах: а), развитие представлений о взаимодействии образа жизни и здоровья натурфилософского характера в странах Древнего мира; б), фило-софско-медицинская мысль в России 18 - начала 20 века по вопросам взаимосвязи человеческой жизнедеятельности и здоровья; в), формирование различных парадигм о взаимодействии образа жизни и здоровья в период с 17 - до конца 20 века, когда значительно усложнились причинно следственные связи в сложном комплексе многогранной человеческой деятельности, условий социума и биологической природы человека. На основе цивилизационного подхода выявляется необходимость комплексной оценки взаимосвязи образа жизни и здоровья с учётом определяющей роли социальных условий на формирование различных видов человеческой деятельности по отношению к здоровью.

2. Доказывается биосоциальная основа жизнедеятельности человека. С одной стороны, он рассматривается в качестве неотъемлемой составляющей естественной среды обитания со специфически присущим ему комплексом биологических характеристик и свойств как природного существа, жизнедеятельность и функционирование организма которого неизбежно подчиняются биологическим законам. Это находит выражение в различных специфических реакциях организма, ориентированных на поддержание внутреннего ( гомеостаз) и внешнего равновесия с окружающей средой.

С другой стороны, обосновывается положение об общественной сущности человека, как обязательной части социума, деятельность которого направлена на реализацию своего психофизического потенциала в различных взаимосвязанных видах социальной активности, главной из которых является производственная. Отсюда, выводится положение, что образ жизни человека, воплощаемый в производственной, семейной, коммуникативной, потребительской, репродуктивной, художественно - эстетической и других сферах является выражением единства биологических и социальных черт, отражающих его биосоциальную основу.

Вместе с тем, акцентируется внимание на сложном и противоречивом характере взаимоотношений биологического и социального в человеке. Усиливающаяся технизация естественной и искусственной среды обитания обуславливает дисгармонию между эволюционно сформировавшимися психофизиологическими ресурсами организма человека как родового существа и условиями социума, что находит выражение в срыве адапта ционных возможностей организма и, как следствие этого, различных заболеваниях. Следовательно, в этом случае образ жизни выступает опосредующим звеном между субъективными характеристиками человека и объективными условиями его деятельности.

3. Выявлена сущность философских концепций о взаимодействия образа жизни и здоровья, имеющих место в современных зарубежных исследованиях и дан критический анализ их содержания. Это позволило обосновать и подтвердить ряд философских суждений и заключений автора по вышеуказанной проблематике. В целом, делается вывод о достаточно многостороннем изучении влияния человеческой деятельности на здоровье. Это находит, выражение в различных концепциях здоровья как биологического, социального и морально - этического понятия; оценке роли, так называемых, факторов риска для здоровья и влияния на него социальных условий; разработке ряда теорий человеческого поведения и его связи со здоровьем; вопросах сохранения и укрепления здоровья. Вместе с тем, обращается внимание на противоречивость суждений о взаимодействии образа жизни и здоровья, что, в частности, отражается в понимании образа жизни как механической совокупности поведенческих актов, оценке субъективных стимулов жизнедеятельности без учёта объективных условий, сложного взаимодействия общих, особенных и единичных характеристик и недостаточном количественно - качественном подходе.

4. Обосновывается и раскрывается социально - философское содержание и соотношение индивидуального, группового и общественного здоровья на основании единства и противоречия общих особенных и единичных свойств, присущих этим понятиям. Необходимость их рассмотрения обусловлена спецификой образа жизни на уровне индивида, группы и общества. Раскрывается сложное взаимодействие этих уровней, когда общие черты здоровья и образа жизни, характерные для общества, преломляются через групповые и индивидуальные формы и способы жизнедеятельности, что, в свою очередь, находит своё отражение в особенностях группового и индивидуального здоровья. Каждый из этих уровней характеризуется определённым содержанием здоровья, своими внутренними и внешними источниками, стимулирующими ( или сдерживающими ) здоровье людей. Различные уровни здоровья имеет свою диалектику биосоциального синтеза и выступают как специфически сложные системы, включающие подуровни биологического, психологического и социального, которые, в свою очередь, выступают как единство многообразия с его различными по глубине и степени общности элементами биопсихосоциальной жизнедеятельности людей.

5. Раскрывается и обосновывается аксиологическая значимость и содержание здорового образа жизни, его типологические характеристики и основные критерии. При этом выявляются определённое сходство и различия между понятием «здоровье» и «здоровый образ жизни». В целом отмечается, что здоровый образ жизни является одним из средств преодоления противоречий, возникающих в биосоциальной природе человека в период научно - технических преобразований в искусственной и естественной среде его жизнедеятельности. На основании исторического, диалектического и системного подходов, а также выводов и заключений, изложенных в предыдущих разделах диссертации, формулируется положение о том, что здоровый образ жизни - это способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей в непосредственной и максимальной степени сохраняющие и укрепляющие потенциал индивидуального и общественного здоровья при наличии благоприятных социальных и экологических условий. Данный тезис получает своё объяснение и конкретизируется рядом других, дополнительных характеристик. Особо отмечается связь здорового образа жизни с общественной, в первую очередь, социальной деятельностью человека, что имеет непосредственное отношение к формированию всесторонне развитой личности, а также позволяет решать вопросы культурно - воспитательного, экономического и управленческого характера в сфере социума.

6. Обосновываются базовые философские принципы, выражающие наиболее общие закономерности функционирования системы «образ жизни - здоровье». Автор, в частности, рассматривает соотношение объективных и субъективных характеристик, количественных и качественных показателей, общих, особенных и единичных свойств, присущих взаимодействию образа жизни и здоровья. Важность выяснения их содержания, применительно к данной проблеме, обуславливается тем, что они позволяют сформулировать методологическую основу вышеуказанной взаимосвязи и придать ей системный характер; способствуют не только теоретическому осмыслению вопросов человеческой жизнедеятельности в связи с состоянием здоровья, но решению практических задач формирования здоровых форм человеческой активности; указывают на необходимость и возможность решать поставленные вопросы на стыке общественных и естественных наук; более углублённо раскрывают содержание биосоциальной природы человека и намечают пути её дальнейшего изучения.

Таким образом, утверждается, что взаимодействие образа жизни и здоровья задано объективно, оно обусловлено существующими в данном обществе социальными, политическими, культурными, экологическими и другими отношениями. Вместе с тем, реализация этой взаимосвязи зависит не только от объективных условий, но и субъективных стимулов, в ней отражена определённая мотивированность личности в направлении улучшения (или ухудшения ) здоровья.

Утверждается, что для анализа взаимосвязи образа жизни и здоровья необходим учёт количественных и качественных показателей. Эти характеристики рассматриваются как с точки зрения субъективных стимулов человеческой деятельности, так и условий, определяющих её функционирование.

Утверждается, что взаимодействие образа жизни и здоровья обнаруживает единство общих, особенных и единичных свойств, присущих условиям и факторам внешней среды, а также индивиду как биосоциально му существу. Данные характеристики в системе «образ жизни - здоровье» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимная опосредованность проявляется через сложный комплекс биосоциальных связей, находящих отражение в повседневной жизнедеятельности человека, группы и общества.

Теоретическое и практическое значение работы

Социально - философский анализ концептуальных основ взаимосвязи образа жизни и здоровья позволяет выявить закономерности и принципы, присущие многосторонней жизнедеятельности человека как биосоциального существа и имеющие непосредственное отношение к функционированию его организма, проявляющиеся в состоянии здоровья или болезни. Одним из важнейших критериев здорового ( или нездорового ) состояния и, в целом, биологических характеристик выступает степень выполнения человеком своих общественных, в первую очередь, социальных функций. Отсюда, вытекает важность создания таких объективных условий, которые в максимальной степени позволят человеку реализовать свой психофизиологический потенциал и диапазон своих субъективных ценностей в направлении всесторонне развивающейся личности. Данные положения акцентируют внимание, во - первых, на необходимости проведения общегосударственной политики, реально ориентированной на создание благоприятных общественных условий для охраны и укрепления индивидуального и общественного здоровья; во - вторых, способствуют исследованиям в сфере теоретической медицины, в частности, дальнейшему изучению проблемы причинности болезней с точки зрения их многофакторности, сущности и явления; в - третьих, в области практической медицины предполагается учёт вышеназванных принципов ( единство и противоречие социального и биологического в природе человека, соотношение субъективного и объективного, количественных и качественных характеристик, общего, особенного и единичного в человеческой жизнедеятельности ) жизнедеятельности ) при проведении широкого комплекса оздоровительно - профилактических мероприятий среди различных групп населения.

Исследование социально - философского содержания взаимодействия образа жизни и здоровья акцентирует внимание на необходимости дальнейшей разработки данной проблемы на стыке общественных и естественных дисциплин, таких как философия, социология, антропология, психология, культурология, медицина, педагогика и ряда других. Подобное комплексирование позволит, в частности, более глубоко исследовать диалектику биосоциальной человеческой деятельности в отношении здоровья и отразить наиболее значимые для психофизического состояния индивида условия социума.

Данное диссертационное исследование может также служить методологической базой для создания социально - философской парадигмы, которая будет способствовать преодолению противоречий между биосоциальной природой человека и условиями общественной жизни, усиливающихся в процессе дальнейших технических преобразований естественной среды обитания, замены естественного искусственным.

Работа может быть использована для разработки специальных курсов по социальной философии, социальной экологии, философской антропологии, валеологии, по проблемам педагогики и человековедения.

В настоящее время основные положения диссертации используются автором в преподавании специального курса по философии на английском языке для студентов иностранного факультета Нижегородской государственной медицинской академии.

Апробация основных положений работы

Основные положения и результаты исследований представлены автором в монографии, научных статьях, материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, в выступлениях на научных конференциях, апро бированы в процессе прохождения учёбы в Международной Школе Общественной медицины ( Израиль ), а также используются в учебно - методической работе и преподавании специального курса по философии на английском языке для иностранных студентов в Нижегородской государственной медицинской академии.

Основные идеи работы апробированы в следующих докладах и выступлениях:

на Всесоюзной научно - методической конференции «Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины (Москва, 1982 );

на Всесоюзной научно - практической конференции «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения СССР» ( Запорожье, 1983 );

на региональной конференции «Актуальные вопросы научно -технического прогресса и внедрение в практику» ( Горький, 1984 );

на VI региональной научной конференции молодых учёных Волго - Вятского региона (Горький, 1986);

на Всесоюзной научно - методической конференции «Методологические, социально - гигиенические и клинические проблемы научно -технического прогресса в медицине» (Москва, 1986 );

на Всесоюзной конференции « Актуальные медико - социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни» ( Иваново, 1986 );

на VII региональной научной конференции молодых учёных Вол-го - Вятского региона ( Горький, 1987);

на VIII региональной научной конференции молодых учёных Волго - Вятского региона (Горький, 1988 );

на Всесоюзной научно - методической конференции «Табакокурение и здоровье» (Новосибирск, 1988 );

на региональной научно - практической конференции «Прогнозирование социально - экономического развития Горьковской области и Волго - вятского экономического региона» (Горький, 1988 );

на Всесоюзной научно - практической конференции «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни» (Москва, 1990 );

на Международной научной конференции «Здоровый образ жизни» (Ленинград, 1990);

на III региональной научно - методической конференции «Проблемы многоуровневого технического образования» ( Нижний Новгород, 1994);

на I сессии общего собрания Евро - Азиатской академии медицинских наук «Новые медицинские технологии» (Нижний Новгород, 1994 );

на Всероссийской научной конференции «Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур» (Нижний Новгород, 1995 );

в процессе прохождения учёбы в Международной Школе Общественной медицины (Израиль, Иерусалим, 1999-2000 );

на региональной научно - практической конференции «Десять лет Российских реформ: Некоторые итоги и новые проблемы. Экономика, история, философия, право» (Нижний Новгород, 2002 );

на Международной научно - практической конференции «Социология социальных трансформаций» (Нижний Новгород, 2002 );

на региональной научно - методической конференции «Актуальные вопросы валеологического образования и физического воспитания студенческой молодёжи» (Нижний Новгород, 2003 );

на IV региональной научной конференции «Россия в современном мире» (Нижний Новгород, 2004 );

на XXXII академическом симпозиуме «Законы управленческой сферы общества» (Нижний Новгород, 2004 ).

В настоящее время основные положения диссертации используются автором в преподавании специального курса по философии на английском языке для студентов иностранного факультета Нижегородской государственной медицинской академии.

Публикации

Различные аспекты проблематики диссертационного исследования отражены в 28 публикациях. Общий объём публикаций составляет 23 п.л. Основные результаты исследования опубликованы в монографии «Философия взаимосвязи образа жизни и здоровья» ( Нижний Новгород, 2005 ), 11,8 п.л., изданной издательством ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а также представлены в ряде материалов, помещённых в журналах «Alma Mater Вестник Высшей школы» ( 1 публикация ), «Вестник Томского государственного педагогического университета» ( 1 публикация ), «Вестник Нижегородского госуниверситета» ( 1 публикация ), «Нижегородский медицинский журнал» ( 2 публикации ), Всероссийском сборнике трудов по социально - философским проблемам современной биологии и медицины ( 1 публикация), статьях, опубликованных в центральных журналах периода с 1980 по 1995 гг., других научных трудах и тезисах сообщений.

Структура и объём диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, выводов по параграфам и главам, заключения и списка литературы. Общий объём диссертации составляет 355 страниц машинописного текста. Список литературы включает 202 наименования отечественных источников и 306 наименований зарубежных источников.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социально - гуманитарных наук ГОУ ВПО "Нижегородская государственная медицин екая академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации 26 апреля 2005 и рекомендована к защите.

Логика изложения материала отражена в соответствующих главах.

В первой главе «Цивилизационный подход к формированию философ-ско-медицинских представлений о характере взаимосвязи образа жизни и здоровья» раскрывается процесс становления основ взаимодействия человеческой жизнедеятельности и здоровья, имевших место в древних цивилизациях ( Египет, Индия, Китай, Греция, Римское государство ) ( 1.1.), а также в период существенных количественно-качественных преобразований в характере промышленного производства в России ( 1.2.) и зарубежных странах ( 1.З.). Выбор именно этого периода вызван, во-первых, формированием определённого социума, что оказало существенное влияние на формы и способы человеческой жизнедеятельности в различных сферах бытия человека; во-вторых, трансформацией естественной среды обитания человека, вызвавшей значительные изменения в состоянии здоровья различных групп населения; в-третьих, формированием ряда парадигм ( миазматическая, микробная, многофакторная ), отразивших сложный и противоречивый характер взаимодействия условий окружающей среды, образа жизни и изменений в состоянии индивидуального и общественного здоровья. В этом плане, возрастающая значимость соотношения объективных условий жизни и субъективных стимулов в их влиянии на образ жизни и здоровье, имеющих место практически во всех странах на современном этапе развития мировой цивилизации, обусловило необходимость анализа состояния данной проблемы в зарубежных философских исследованиях.

Во второй главе « Сущностные философские аспекты взаимосвязи образа жизни и здоровья в современных зарубежных исследованиях» анализируются различные социально-философские концепции взаимодействия человеческой жизнедеятельности и здоровья, включая такие вопросы, как содержание понятий «здоровье» и «болезнь» ( 2.1.); взаимосвязь факторов образа жизни и здоровья ( 2.2.); социальные условия, образ жизни и здоровье ( 2.3. ); теории человеческого поведения в контексте взаимосвязи образа жизни и здоровья ( 2.4. ); социальные вопросы укрепления здоровья и образ жизни ( 2..5 ). Проведённый анализ позволил сформулировать ряд положений и критических замечаний, которые были учтены в различных разделах диссертации и определили содержание последующих глав.

Третья глава «Система «образ жизни - здоровье» как социально-философская проблема» посвящена исследованию противоречивого единства биологического и социального в человеческой жизнедеятельности как биосоциальной основы, на которой формируется и воспроизводится определённый потенциал здоровья индивида. В этой связи, отражено содержание таких вопросов, как противоречивое единство биологического и социального в норме и патологии ( 3.1.); образ жизни как социальное явление ( 3.2.); биосоциальная структура образа жизни ( 3.3.); характер соотношения индивидуального, группового и общественного здоровья ( 3.4.); сущность понятия «здоровый образ жизни» и его аксиологическое содержание ( 3.5.). Рассмотрение вышеуказанных вопросов дало возможность перейти к изложению основных философских принципов, способствующих практической реализации взаимосвязи образа жизни и здоровья.

В четвёртой главе «Основное содержание базовых принципов взаимодействия образа жизни и здоровья» раскрываются закономерности, обусловливающие функционирование системы «образ жизни - здоровье». В соответствии с этим, рассматривается соотношение объективных и субъективных характеристик во взаимосвязи образа жизни и здоровья ( 4.1. ); взаимодействие количественных и качественных показателей в системе «образ жизни - здоровье» ( 4.2.); единство общих, особенных и единичных свойств во взаимосвязи образа жизни и здоровья ( 4.3. ). Раскрытие содержания данных вопросов позволило сформулировать заключительные выводы, а также показать праксиологическое значение проблемы взаимосвязи образа жизни и здоровья, имеющее непосредственное отношение к законам управленческой сферы общества и дальнейшим направлениям исследований в области взаимодействия жизнедеятельности человека и его психофизического потенциала.

Формирование философско-медицинских взглядов и учений о о характере взаимосвязи образа жизни и здоровья в древних цивилизациях

Философские взгляды в древних цивилизациях, в том числе о влиянии жизнедеятельности людей на состояние их здоровья, первоначально носили характер стихийных тенденций, как следствие примитивных представлений о влиянии природных и мистических сил, имевших место ещё в первобытном строе. Это, в частности, находило отражение в устоявшихся мнениях о влиянии «потусторонних сил» и злых духов на состояние организма человека, что выражалось в различных болезнях. На этой почве взгляды о роли природных факторов на здоровье носили т.н. стихийно -материалистический характер. Так, философская мысль Древнего Востока рассматривала мир таким, каков он есть, была проникнута стремлением понять его как движущееся и развивающееся целое, вечно меняющее формы своего проявления. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока ещё не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зачаточном состоянии и определить роль и место человека в окружающем его мире. Тем не менее, стихийные материалистические учения пытались доказать объективную закономерность всего существующего, и вселяли в людей веру в их способность познавать явления природы. Стихийный материализм признавал силу человеческого познания и был связан с первоначальными научными знаниями эпохи [128]. В определённой степени, это было реакцией на потребности имущих слоев рабовладельческого общества, которые были заинтересованы в развитии экономики и культуры. С другой стороны, развитие научных представлений о природной среде и человеке, как носителе определённых взглядов об окружающем его мире были тесно связаны со стремлением прогрессивных сил рабовладельческого общества познать закономерности, лежащие в основе мира, как динамичного и по 35 стоянно меняющегося явления. Тем не менее, несмотря на попытки сформировать некий научный базис, дать научное объяснение взаимодействию человека с природной и материальной средой суждения об этом носили, в основном, религиозно - мистический характер. В результате этого медицинские знания о функционировании человеческого организма, распозно-вании и лечении болезней также были проникнуты сверхъестественными идеями. В результате этого в медицине практически всех стран Древнего Востока сформировались два основных направления - народная медицина и храмовая медицина, причём последняя играла доминирующую роль.

В основе народной медицины лежал стихийный, накопленный веками эмпирический опыт по использованию различных природных средств в лечении болезней, главным образом, растительного, животного и минерального происхождения. Медицинские знания передавались из одного поколения в другое, что, в итоге, привело к созданию т.н. семейных медицинских школ. Следует отметить, что семейная медицина в настоящее время продолжает оставаться достаточно значимой отраслью получении медицинских знаний и практических навыков в ряде афроазиатских стран, особенно в регионах, где получила развитие общинная медицина.

Храмовая медицина представляла собой сосредоточение лечебных функций в руках жрецов. Поэтому, храмы являлись местом, где проходили не только религиозные обряды, но и оказывалась определённая медицинская помощь. Чаще всего, последняя также представляла собой разновидность религиозного воздействия, в процессе которого использовались молитвы, заклинания, жертвоприношения, магические действия. Другими словами, старались излечить не столько тело, сколько душу больного человека и изменить его отношение к собственной болезни. Данный подход во многом являлся продолжением взглядов и традиций, укоренившихся среди первобытных людей, когда основной причиной болезни считалось вселение злого духа в человеческий организм. Отсюда, главной задачей выступало изгнание злого духа из больного организма и, тем самым, об 36 легчить в, первую очередь, душевное состояние больного. Данная идея о душевном страдании, как первопричине болезненного состояния ( и, как следствие этого - физического недомогания), в основе которой лежали т.н. демонологические представления о природе болезни, была доминирующей в медицине практически всех стран Древнего Востока, а также периода Средневековья. Однако, несмотря на крайне примитивный поход к пониманию причин и методов лечения болезней в эпоху древних восточных цивилизаций следует признать, что идея о ведущей роли душевного самочувствия получила своё дальнейшее развитие в более поздние исторические периоды и в настоящее время нашла отражение в таких понятиях, как духовное благополучие, психосоматические заболевания, взаимосвязь духовного и телесного и других.

В Древнем Египте (III - I тысячелетия до н.э.) представления о причинах болезней также носили преимущественно мистический и религиозный характер, т.е. предпочтения отдавались демонологическим взглядам. Вместе с тем, признавалась и роль некоторых естественных факторов, в частности, в возникновении желудочно - кишечных расстройств. В целом, взгляды на роль и значение для человека естественных условий в Древнем Египте нашли обобщение в суждении о четырёх основных стихиях мира -воде, огне, воздухе и земле. Данные элементы, взятые в их совокупности и определённой пропорции, часто считались причинами не только болезней, но и объясняли первооснову человеческого бытия. Именно таким образом объяснялось происхождение всего живого и место человека как части природы.

В Древнем Египте также получило развитие учение о пневме, которое в дальнейшем имело своё продолжение во взглядах ряда древнегреческих философов, в частности, Платона. В первой половине 19 века оно же нашло отражение в понятии «миазма» и создании миазматической теории, объясняющей ухудшения в состоянии индивидуального и общественного здоровья вдыханием содержащихся в воздухе вредных для организма ве 37 ществ. Под пневмой в Древнем Египте понимали невидимое, содержащееся в воздухе вещество, поступающее при дыхании в организм человека. В случае болезни соотношение пневмы с другими «соками» организма менялось, что во многом определяло тактику медицинских вмешательств: предпочтение отдавалось т.н. «отхаркивающей терапии» - потогонным, мочегонным, слабительным и другим средствам.

Содержание понятий «здоровье» и «болезнь»

Выяснение содержания понятий «здоровье» и «болезнь» являются в зарубежной теоретической и практической медицине наиболее ключевыми вопросами. При этом, если актуальность теоретических разработок данной проблемы диктуется необходимостью формулирования различных гипотез, построения парадигм, создания концептуальных направлений дальнейшего развития медицинской науки, то практическая значимость определяется, главным образом, запросами системы здравоохранения и клинической медицины, а также потребностями социально - экономического характера.

Следует отметить, что на протяжении всей зарубежной истории медицинской деятельности и здравоохранения изучение различных аспектов болезни, как патологического состояния, носило доминирующий характер, хотя попытки дать определение понятия «здоровье» имели место во всех исторических периодах. И только в XX веке, в связи с интеграцией общественных и естественных дисциплин, а также необходимостью дальнейшего развития понятийного аппарата в различных науках, начинается активное теоретическое и практическое изучение здоровья как категории, присущей человеку через призму его биопсихосоциального существования. Тем не менее, следует признать, что «в настоящее время не существует определения здоровья, удовлетворившего бы большинство исследователей и, которое могло бы стать основой для построения количественных критериев измерения здоровья населения» [175]. Это говорит о многогранности и многофакторности данного явления, что, соответственно, требует его дальнейшего изучения.

Выше отмечались некоторые причины исследования вопросов нормы и патологии в медицине. Вместе с тем, в последние десятилетия они находят отражение и в работах зарубежных обществоведов, в частности, философов. Их обращённость к данной теме также имеет свои основания.

Во - первых, это вызвано активной интеграцией зарубежной философской науки в область естественных отраслей знаний, в частности, медицину. В определённой степени это объясняется рядом проблем морального, нравственного и этического характера, которые обнаруживаются в современной медицинской деятельности ( противоречивый характер использования «высоких» технологий, этико - деонтологические аспекты взаимоотношения врача и больного, этические вопросы эвтаназии, абортов, трансплантации органов, роль и функции врача в современном обществе, гуманизм медицинской профессии и платный характер медицинских услуг и др.).

Во - вторых, норма и патология, являясь естественными состояниями или качествами человека, дают повод рассматривать их с точки зрения антропологической философии, направление которое получило особенно сильное развитие за рубежом во второй половине XX века.

В - третьих, в этот же период времени формируется медицинская антропология - направление, рассматривающее сущность и деятельность человека как биопсихосоциального существа в фокусе экологии, этнической медицины, а также его социального и культурного окружения.

В - четвёртых, здоровое или патологическое состояние по мнению ряда зарубежных философов органично вплетаются в систему человеческих ценностей морально - этического характера и, таким образом, должны анализироваться с точки зрения индивидуальной заинтересованности человека быть здоровым или больным.

Наконец, в - пятых, здоровое или патологическое состояния существенно расширяют или, наоборот, ограничивают диапазон биологических, психологических и социальных возможностей индивида в плане его доступа к общественным благам и всесторонней жизнедеятельности а, следовательно, значительно повышают или снижают качество его жизни - вопрос, находящийся в центре внимания зарубежных исследователей гуманитарной направленности.

Следует отметить, что за последние 25 - 30 лет число философских работ по вопросам нормы и патологии значительно возросло. Среди публикаций, освещающих те или иные аспекты здоровья необходимо выделить следующих авторов: Boorse С. ( 1975, 1977 ); Boyd К.М. ( 2000 ); Canguilhem G.( 1975, 1990 ); Downie R.S.( 1992 ); Engelhardt H.T. ( 1981 ); Fedoryka K. ( 1997); Fulford K.W.M, Goosense R. (1986 ); Hare R.M. (1986 ); Koch T. ( 2000 ); Lennox J, ( 1995 ); Lieban R.W. ( 1977 ); Mordacci R. ( 1995 ); Musschenga AW. ( 1997 ); Nordenfelt L. ( 1987 ); Rasmussen D, Den Uyl D. (1991 ); Sade R.M. (1995 ); Scaddling J.C. (1988 ) и др.

При обобщении взглядов вышеназванных исследователей по вопросам здоровья можно выделить два основных подхода: объективный ( основанный на понимании и оценке здоровья в процессе его эмпирического изучения) и субъективный (рассматривающий здоровье в его отношении к системе человеческих ценностей).

Представителями объективного понимания здоровья являются ( Boorse С, Canguilhem G, Fulford K.W.M, Lennox J, 1995; Scaddling JC. и др.), взгляды которых основываются на оценке состояния организма как исключительно биологического субстрата; холистический (Nordenfelt L.) акцентирующий внимание на понимании человеческого организма как единой целостной системы в его взаимосвязи с окружающей средой с учётом различных качественно - количественных характеристик; нормативно - идеальный (Downie RS, Musschenga AW.), отражающий место и роль здоровья в иерархии жизненных приоритетов, позитивное здоровье как важнейшее условие доступности человека к жизненным благам, в его неразрывной связи с социальными и культурными ориентациями личности, группы и общества.

Образ жизни как социальное явление

За последние три десятилетия имеется определённая отечественная литература, в которой образ жизни и различные его аспекты рассматриваются как социальный феномен ( Бутенко А.П., Васильева Э.К., Изуткин A.M., Лисицын Ю.П., Толстых В.И., Царегородцев Г.И. и др.).Особенно большое внимание социальному содержанию образа жизни уделялось в 70-х - начале 80-х годов, что во многом связано с анализом социалистического образа жизни [Волков В.Е., Гордон, Л.А., Капустин Е.Е., Клонов Э.В., Лисицын Ю.П., Оников Л.А., Руткевич М.Н., Струков Э.Э и др. ]. Вместе с тем, в последние два десятилетия количество публикаций, в которых отражаются черты и особенности образа жизни как социального явления значительно сократилось. В определённой степени это можно связать с неготовностью социально - гуманитарных наук к анализу перемен в социальной жизни общества, имевших место в указанный период времени. Другую причину упадка научно - практического интереса к образу жизни как комплексной проблеме можно связать с некоторой разобщённостью в социально - гуманитарных дисциплинах, слабым развитием междисциплинарных направлений, в частности, между общественными и естественными науками. Наконец, такие последствия социально - экономических реформ, как рост безработицы и преступности, значительное усиление психоэмоциональной напряжённости, резкая социально - финансовая поляризация общества, отсутствие социальных гарантий в реализации основных прав индивида на труд, отдых, бесплатное образование и медицинское обслуживание, девальвация национальных исторических и культурных ценностей, отрицательный естественный прирост населения и ряд других - всё это привело к научному пессимизму и утрате научных ориентиров в дальнейших исследованиях образа жизни как многогранной проблемы.

В целом, в указанной литературе подчёркивается, что образ жизни с социальной точки зрения выражает совокупность существенных черт, характеризующих те или иные способы жизнедеятельности людей ( общества, группы, личности ) в условиях определённой общественно - экономической формации. Образ жизни имеет своей непосредственной основой те закономерности общества, которые раскрывают его функционирование и развитие как продукт взаимодействия людей, результат их активной деятельности. Данный подход к образу жизни ориентирует рассмотрение общественного развития с точки зрения того как живет человек ( общество, группа ), каковы способы и формы его жизнедеятельности и на что она направлена.

Реализация образа жизни человеком, группой или обществом, в целом, осуществляется в различных сферах: труд, потребление, социально -политическая и духовные области, семья, быт, свободное время, общение и др. Вследствие этого, в своей жизнедеятельности ( т.е. в образе жизни ) человек предстаёт как производитель, потребитель, семьянин и т.д.

На основе обобщения имеющегося литературного материала, указанного выше, в социальном плане образ жизни можно определить как существенные и типичные для данного общества способы материальной и духовной жизнедеятельности людей в определённых социальных, природных и культурных условиях. Другими словами, образ жизни включает деятельность людей практически во всех сферах общественного бытия.

Необходимо отметить, что в образе жизни надо учитывать определённое соотношение собственно деятельности и её условий. К условиям жизнедеятельности относится, прежде всего, вещно - внешняя среда ( различные постройки, транспортные средства, бытовая обстановка и т.д.). Однако, более непосредственно образ жизни связан с социальной средой, т.е. с теми общественными и материальными отношениями, которые определяют те или иные способы жизнедеятельности людей в различ 197 ных сферах. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что способы жизнедеятельности людей и условия их реализации тесно взаимосвязаны. Условия не только определяют, обусловливают жизнедеятельность людей, но и входят в неё в той мере, в какой они «ассимилированы» в этой жизнедеятельности. С другой стороны, надо учитывать и то, что всякая активность людей есть деятельность по изменению условий, в которых живут и действуют люди. Именно в процессе творческой активности происходит преобразование самих условий. Органическая взаимосвязь образа жизни и условий и, в то же время, их относительное различие, имеет важное значение при анализе конкретных способов жизнедеятельности людей, в том числе, при анализе и выяснении содержания здорового образа жизни.

При рассмотрении видов социальной деятельности человека ( группы, общества ), можно отметить следующие: 1. преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2. общественно - политическая деятельность, в частности, управление обществом; 3. познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно - ориентированного знания; 4. коммуникативная деятельность, включающая взаимодействие между людьми в обществе и его подсистемах ( нация, класс, семья и др.); 5. медико - педагогическая деятельность, непосредственно направленная на физическое и духовное развитие человека [87].

Образ жизни в той или иной формации не просто «погружён» в широкую и общую социальную среду. Существует ряд звеньев, через посредство которых общество входит в непосредственные отношения с тем или иным образом жизнедеятельности людей. В качестве наиболее близкого звена, соединяющего образ жизни с обществом выступает микросреда ( производственная, семейная, учебная и т.д. ) Отношения и ценности, традиции и нормы, психологическая атмосфера и национальные особенности, содержание труда и местожительство, характерные для данной «малой» группы, - всё это оказывает непосредственное влияние на образ жизни людей.

Тем не менее, образ жизни также обусловлен внутренней структурой и особенностью конкретной личности с её относительно автономными биологическими и социальными качествами, которые определяют так называемый «личный стиль» жизни и поведения. Каждая личность проявляет активность и избирательность в отношении различных факторов социального окружения и в рамках единого образа жизни она выбирает тот или иной индивидуально - неповторимый образ и стиль поведения, действия , мышления. Следует согласиться с тем, что образ жизни «... представляет собой своеобразное выражение диалектического единства социально - типизированного, унифицированного и индивидуально - уникального в поведении, общении и бытовом укладе людей» [173, 31]. Однако, мера этой избирательности и мобильности личности не одинакова, поскольку её жизнедеятельность в конечном счёте задана различными по своей значимости общественными отношениями. В личных отношениях индивид располагает более широким диапазоном выбора образа жизни, в отличие от жизнедеятельности, связанной с интересами общества и касающихся социальных общностей. Следовательно, образ жизни как социальная категория диалектически отражает в себе многообразные по степени общности отношения людей, формы и способы их жизнедеятельности во всех сферах их общественной, групповой и личной жизни. Во всех этих случаях общие законы исторического процесса проявляются в образе жизни людей в преобразованной форме.

Похожие диссертации на Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья