Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Гостюхин Андрей Викторович

Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе
<
Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гостюхин Андрей Викторович. Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Чита, 2006.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/35

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Роль и место церкви в политической систем 15

1.1 Государство и церковь как элементы политической системы 15

1.2 Государственно-церковные отношения в России: генезис и динамика 36

ГЛАВА 2. Роль и значение государственных органов и советов по работе с религиозными объединениями в современной политической системе российского общества 56

2.1 Деятельность президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями как реализация задач гражданского общества ... 56

2.2 Сфера регулирования государственными институтами религиозной политикой: Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 73

ГЛАВА 3. Политико-правовые основы взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства... 85

3.1 Социальная концепция РПЦ и Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» как политико-правовая основа взаимоотношений государства и церкви 85

3.2 Религиозная политика российского государства анализ «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изменение политического статуса российского государства, формирование демократических отношений гражданского общества повлекло за собой трансформацию элементов политической системы, в том числе и государственно-церковных отношений. Государство и церковь как элементы политической системы общества, отражают в своем взаимодействии политическое, законодательное регулирование, изменение которого влечет и трансформацию данной системы. Отношения политики и религии, власти и церкви (религиозных объединений)1 становятся сегодня показателем отношения власти с гражданским обществом. Конфронтация, как и партнерство между государством, гражданским обществом и церковью определяют политические, культурные и нравственные аспекты в формировании общества. Поэтому рубеж веков показал, что Россия не может больше регулировать свои отношения с церковью (религиозными объединениями), как с политическим институтом, по моделям, как прошедших исто-рических периодов, так и американской. Будучи много-конфессиональным , общество строит свои взаимоотношения с религиозными объединениями на основе законодательной базы как регламентирующей, контролирующей, координирующей основе.

На фоне возрождения Русская Православная Церковь, которая, не являясь альтернативой другим религиозным объединениям, освещает свою многовековую русскую историю и роль в обществе. Эта тенденция приводит к тому, что православие становится доминирующей, ведущей религиозной культурой в обществе. Дает ли это основание говорить о том, что наблюдается попытка возрождения государственной религии? Неслучайно, исследователь данного направления М.И. Одинцов, замечает, что религиозные конфес-

1 Мы употребляем понятия «церковь», «религиозные объединения», «конфессия» как кон
текстуальные понятия.

2 Под понятием «много-конфессиональное общество» мы понимаем такую структуру, ко
торая позволяет сосуществовать не только традиционным (православию, буддизму, исла
му), но и нетрадиционным религиозным объединениям одновременно

сии восприняли этот акт как возвращение к «имперской политике», «идеологии православия»1. Но российское государство в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединений» строит свою деятельность на уровне соглашений и с рядом других конфессий, так как ожидает от них реальной помощи при решении социальных задач.

Российское государство в своей религиозной политике основывается на статье 18 Всеобщей декларации прав человека2, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., где отмечено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию». А в материалах Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятых в апреле 2002 г. отмечено, что «в последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни»3. Поэтому мы отмечаем, что в российском законодательстве отражена специфика религиозного объединения как института, который, с одной стороны, независим от государства (выступая политическим институтом), а, с другой - выполняет социальную роль в обществе (как социальный институт). Контроль за исполнением норм законодательства обуславливает деятельность государственных органов (Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Пре-

1 Одинцов М И. Вероисповедальные реформы в России (1985-1987 гг.) // Религия и право
№3,1999,-с5

2 Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

3 Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Текст принят Ас
самблеей 24 апреля 2002 г. Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе
http-//www rlinfo ru/doc/dm/dm20020424 html

зиденте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ).

Тема отношений Российского государства с религиозными объединениями, в целом, и с Русской Православной Церковью, в частности, в настоящее время является наиболее острой. Актуальность вопроса обуславливается, с одной стороны, зависимостью реализации прав человека в сфере свободы совести от отношений государства с религиозными объединениями, а с другой - активными (начиная с 2001 г.) попытками создания концепции отношений Российского государства с религиозными объединениями (с учетом законопроектов, регулярно вносимых в Государственную Думу, направленных на законодательное закрепление государственных конфессиональных интересов). Таким образом, сфера реализации государственно-церковных отношений в современной России еще не имеет достойной законодательной базы.

Если законодательная база регламентирует отношения государства с религиозными объединениями, то «Основы социальной концепции Русской Православной церкви»1, выступая нормативным документов Русской Православной Церкви Московской Патриархии определяют, что все сферы деятельности человека в обществе (от образования и воспитания до социальных программ) представлены как направления «соработничества Церкви и государства». «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», как отмечено в этом документе, отражают официальную позицию в сфере взаимоотношений Русской Православной Церкви Московского Патриархата с государством, обществом.

Сказанное дает основание для определения позиций, обусловленных актуальностью исследования. Это: формирование новой политической системы России требует определения в ней роли Церкви, как элемента политической системы общества; анализ законодательной базы в сфере взаимоотношения государства с религиозными объединениями показывает необходи-

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Русской Православной Церкви

мость ее переосмысления; демократическое государство, которым сегодня выступает Россия, нуждается в новой модели отношений с религиозными объединениями (конфессиями).

Степень научной разработанности проблемы

Концептуальная позиция исследования состоит в том, что государство и церковь являются целеполагающими, целедостаточными элементами политической системы общества. Поэтому обращение к политическим, социально-политическим источникам, в данном случае, позволяет конкретизировать предмет исследования. Работы М.Г. Анохина, М.Н. Грачева, А.И. Демидова, В.Д. Зотова, С.Г. Кирдиной, А.В. Миронова, В.И. Жукова, Л.И. Селезнева, А.А. Федосеева, О.Ф. Шаброва, в зарубежной политологии - Г. Алмонда, М.Дюверже, Д. Истона, Т. Парсонса, П. Шарана, Р.Ж. Шварценберга позволили обосновать категориальный аппарат и осмыслить такие понятия как «политическая система», «элементы политической системы»1.

Нормативно-правовые документы «Конституция Российской Федера-ции», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» рассмотрены в сравнении с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», освещающими сферы взаимоотношения Церкви с государством, нацией, народом, партиями.

См.: Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М, 1996 Грачев М.Н. Политика, политическая система, политические коммуникации. - М.,1999, Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Политология хрестоматия / Сост. проф. М А. Василик и др. М., 1999. С. 331-344 Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001.; Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. - М., 1998.; Общая и прикладная политология /Под ред. В И. Жукова.- М., 1997.; Истон Д. Категории системного анализа политики /Политология. Хрестоматия. /Сост.: М.А. Василик и др. М., 2000.- С.319-331; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М., 1999; С.Г. Кирдина институциональная модель политической системы России //

Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. - СПб, 1995.; Сморгунов Л В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. - СПб., 1999.; Федосеев А.А.Основы политологии- М., 1995; Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1, 2. - М., 1992.; Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. и др.

2 Конституция РФ. - М., 1993; О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международные правовые документы. М., 1996; Конституции зарубежных стран. Сборник. М., 2000

Государственно-церковные отношения исследуются и изучаются в рамках философской, политической, социологической, исторической и другими социально-гуманитарными науками, так как данная тема - междисциплинарная. Работы-религиоведов В.И. Гараджа, В.А. Куроедова, Л.Н. Митрохина, В.Ю. Петрова, Д.В. Поспеловского, Л.А. Тихомирова, Шкаровский М. В.1 и других позволили обосновать такие понятия, как «государственно-религиозные отношения», «государственно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения». Следует отметить исследования М.И. Одинцова , опираясь на которые мы смогли выявить проблемы, слабо разработанные в современной отечественной науке.

На основе анализа политических, политико-правовых документов и социально-политических, философских и религиоведческих исследований по данной проблеме был представлен процесс становления модели взаимоотношения Церкви и государства в современной России. Аналогом данных отношений в нашем исследовании выступает взаимоотношение Русской Православной Церкви и государства, так как для этого есть исторические и культурные корни3.

1 Гараджа В. И. Социология религии. М., 1995; Петров В.Ю Религия и государство: этика
власти // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции.
28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб, СПбФО, 2001; Д.В. Поспеловский. Рус
ская православная церковь в XX веке..-М.1995; Тихомиров Л.А Монархическая государ
ственность. М., 1990; Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и
Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964гг.). - М., 2000

2 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Религиозный фактор
и политический конфликт: в прошлом и настоящем России. / Религия, национальное со
гласие и возрождение России.— М.:Луч, 1993;. Государственно-церковные отношения
в условиях переходного периода: современная ситуация и взгляд в будущее. / Программа
«Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления».—
М.: Российская академия управления, 1993, и др.

3 Государственно-церковные отношения в России. М.:Луч, 1993; Государственно-
церковные отношения в России. М.:РАГС, 1995; Государственно-церковные отношения
в России (опыт прошлого и современное состояние). М.: РАГС, 1996; Государство, рели
гия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. —
М.: РАГС, 1998; История государственно-церковных отношений. Конституционно-
правовые основы вероисповедной политики в Российской Федерации (сер 80-х — 90-
е годы XX века). М.: РАГС, 2000. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. Религиозные объеди
нения. Свобода совести и вероисповедания. М., 2001 и др.

Основная часть теоретических источников посвящена государственно-конфессиональным отношениям в России. Нами представлен правовой и политический аспекты. Анализ правового аспекта позволяет судить о том, что сегодня идет поиск законодательных уложений, не только отражающих действительное отношение между государством и религиозными объединениями, но и - главное регламентирующих данные отношения. Так же необходимо заметить, что политические отношения Русской Православной Церкви и России не получили еще достаточно обоснованного и концептуального освещения в научных исследованиях, что обусловлено, по нашему мнению, динамикой их изменения. Поэтому мы отмечаем, что работы последних лет больше представлены сегодня на сайтах, чем в фундаментальных исследованиях1.

Анализ концептуальной модели взаимоотношения государства и церк-ви , обращение к материалам Официального сайта Русской Православной Церкви Московской Патриархии3 и к материалам религиозных сайтов4 позволил представить достаточно обширный эмпирический материал для исследования. Для сравнительного (компаративистского) анализа путей решения государственно-конфессиональных отношений, было обращение к работе, которая проводилась практически одновременно, научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом кафедры регионоведения

1 Николин А Церковь и государство (история правовых взаимоотношений). М., 1997, Ку-
ницин И.А Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт,
особенности и актуальные проблемы. М., 2000, Состав Комиссии по вопросам религиоз
ных объединений при Правительстве Российской Федерации
ru/data/static_text html?st_id=7775&he_id=755

2 С.Шутова Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке

Официальный сайт Русской Православной Церкви 4 Игумен Иоанн Экономенцев. Православие. Византия. Россия. - М.,1992; Патриарх Мос
ковский и всея Руси Алексий II выражает обеспокоенность тем, что некоторые религиоз
ные конфессии участвуют в политической борьбе:
1240.html

РАГС при президенте РФ и Института государственно-конфессиональных отношений и права1.

Представленный анализ научной, политико-правой литературы, законодательной базы, материалов Русской Православной Церкви показал, что сегодня идет большая интеллектуальная работа по формированию обоснования отношений между государством и религиозными объединениями (конфессиями), завершенность которой может реализоваться в концептуальных положениях.

Объектом исследования является взаимоотношение российского государства с религиозными объединениями на современном этапе.

Предмет исследования - концептуализация взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви через эффективность нормативно-правовой базы.

Целью диссертационного исследования является анализ политико-правовых средств регулирования взаимоотношения государства с религиозными объединениями (конфессиями) как элементов политической системы.

Для реализации данной цели предпринято решение следующих поставленных задач:

проанализировать систему взаимоотношения государства и религиозных объединений через концепту ал ьность модели «государство-церковь»;

на основе сравнительного анализа деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и Межрелигиозного Совета при Московской Патриархии Русской Православной Церкви выявить приоритеты государственных и религиозных интересов;

1 Проект кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ноябрь 2003г. Авторский коллектив: Васильева, Журавский и др // narod ru/religioved/016.htm;KoHn,enin« государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации httpV/ ru/

- обосновать необходимость религиозной политики в Российской федерации на основе концептуальных положений Социальной концепции РПЦ, Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации».

Гипотеза исследования. Политические основы взаимоотношения России с Русской Православной Церковью, в частности, и с религиозными объединениями в целом, только в том случае будут действенными, когда законодательная база будет отражать государственные интересы и реальные отношения между звеньями политической системы общества как между двумя формами власти.

Методологическая база исследования представляет собой комплексный, междисциплинарный подход, включающий: историко-логический, сравнительно-компаративистский, философско-религиоведческий подходы и методы; общенаучные методы: анализ и синтез, гипотеко-дедуктивный, индуктивный; общетеоретические положения политической науки.

Эмпирическая база исследования основывается на «Конституцию Российской Федерации», Конституции зарубежных стран, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», проекты «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Московского Патриархата, материалы заседаний Совета о взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Межрелигиозного Совета при Московской Патриархии Русской Православной Церкви, материалы сайта Президента России и Официального сайта Русской Православной Церкви.

Научная новизна исследования сводится к следующему: - представлен комплексный анализ конституционных положений, отражающих взаимоотношения государства и религиозных объединений в Кон-

ституции Российской Федерации, зарубежных стран, позволяющий моделировать систему «церковь-государство» на современном этапе;

выявлена взаимообусловленность государственной политикой и интересов Русской Православной Церкви Московской Патриархии через анализ деятельности государственных и церковных органов;

обоснованна необходимость формирования концепции религиозной политики в Российской Федерации как государственной формы деятельности в сфере регламентации и регулирования отношения государства с религиозными объединениями (конфессиями).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Российское общество, будучи политически оформлено, имеет механизм власти, который воплощается через политическую систему, испытывающей на себе радикальные изменения с начала 90-х годов. Поэтому изменение роли Русской Православной Церкви в обществе необходимо рассматривать как фактор модернизации современной политической системы общества, где как государство, так и церковь выступают в данном случае как партнеры в решении вопросов общей заинтересованности, оформляя вне религиозные отношения в сфере экономической, политической, государственной деятельности. Новая политическая реальность настоятельно требует нового политического мышления, доминирующими направлениями которого становятся общецивилизационные ценности, идеалы гуманного общества, поэтому в основе модели государственно-церковных отношений в условиях демократического российского общества - политика взаимодействия государства и церкви в целях развития гражданского общества; укрепление нравственных начал членов гражданского общества; укрепление политической стабильности посредством: принятия со стороны государства мер, в том числе правового характера по предотвращению актов терроризма, насилия, конфронтации; со стороны церкви - резкое осуждение военных действий и насильственных со стороны боевиков. Это реализуется и воплощается через законодательный акт (так, например, закрепление деятельности религиозных

учреждений на основе закона), государственный интерес (так, например, решение вопросов собственности, развитие духовных основ посредством укрепления православия), общественную (гражданскую) потребность (так, например, закрепление базовых христианских начал в законодательстве).

  1. Деятельность государственных органов с середины XX века (от Совета по делам религий при СМ СССР в 1965-1985 гг. до Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации) показывает, что ее основное содержание изменяется от политики коммунистической партии и советского правительства, которая была нацелена на форсированное вытеснение религии из общественной жизни социалистического государства, к сдерживанию распространения религиозных воззрений, а в XXI веке - к укреплению позиций Русской Православной Церкви в деле консолидации гражданского общества. Это обусловлено тем, что государство и церковь, как элементы политической системы, реализовывают такие внутренние политические задачи, как социальное укрепление общества.

  2. Учитывая, что государство и церковь представляют собой две ветви власти - светскую и духовную, государственная политика должна иметь и такую свою разновидность как религиозная государственная политика, которая позволила бы концептуально соотнести интересы государства с гражданского общества. Это обусловлено тем, что государственно-церковные отношения, прежде всего, политико-правовые отношения, так как они строятся на основе законодательства любого государства, с одной стороны, а, с другой, представляют одну из составных частей как внутренней, так и внешней политики государства. Это дает основание рассматривать состояние государственно-церковных отношений, как системообразующий признак государства, по которому можно судить о гражданском обществе. И, если модель советского государственно-церковного отношения инициировала атеистическое государство, в котором религиозные объединения были от-

делены от государства, то современная модель должна предполагать диалог равных (государства и религиозных объединений), как в целом, так и в частности (равное положение в государстве всех религиозных объединений, что подтверждено законодательной базой), где присутствуют заинтересованные стороны в решении задач по строительству гражданского общества.

4. Система взаимоотношения государства с религиозными объединениями (конфессиями) сегодня концептуально не определена, так как отсутствует одна из форм внутренней политической деятельности - религиозная политика. Говоря о специфике и особенностях этнических, национальных отношений - мы говорит о национальной политике (концепция которой продолжает разрабатываться уже на региональных уровнях); говоря о необходимости регулирования деятельностью в сфере культуры - мы говорим о культурной политике (аналогично - она только озвучена); необходимость переосмысления системы образования предполагает наличие образовательной политики, судьба которой аналогична выше названным. Поэтому мы отмечаем, что в современной России необходимо определение концепции религиозной политики, которая определила бы специфику взаимоотношений государства и церкви как элементов политической системы общества и в основе которой такие доминирующие направления как: свобода слова, закрепленная в Конституции РФ и свобода вероисповедания определяют проявление мировоззренческих установок гражданина РФ; признание религиозных объединений (конфессий) находящихся на территории Российского государства равнозначными и равноценными для государства, что соответствует Конституции РФ; как религиозная толерантность так и интолерантность являются отражением (последствием) государственной политики.

Научно-практическая значимость раскрывается в следующих положениям. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для научной координации политико-правовой деятельности в отношении регулирования государственно-церковными отношениями, в научной концептуализации современной модели взаимоотношения российского государ-

ства и религиозных объединений (конфессий); в учебно-методических материалах по проблемам анализа взаимоотношения государства и церкви; в подготовке курсов по политической системе общества, религиоведению, гражданскому праву.

Апробация положений диссертационного исследования подтверждается актами внедрения Комитета по общественным и религиозным объединениям Правительства Республики Тыва, Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва. Материалы диссертации были опубликованы в сборниках Красноярского государственного университета, Тывинского института гуманитарных исследований, в приложении «Аспирант» «Вестника Читинского государственного университета», в научно-публицистическом сборнике материалов конференций, в материалах научных конференций ЧитГУ.

Структура диссертации состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.

Государство и церковь как элементы политической системы

Анализируя современное политическое развитие нашего государства можно констатировать, что Россия претерпевает мучительные изменения, связанные с переходом к современному состоянию развития. Российское общество, будучи политически оформлено, имеет механизм власти, который воплощается через политическую систему, испытывающей на себе радикальные изменения с начала 90-х годов.

В современных условиях, на практике, политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Как в целом - политическая система, так и в частности - ее элементы, испытывают на себе аналогичные процессы. Они подвергаются трансформационным изменениям, модернизации в зависимости от того, насколько означена их политическая роль. Поэтому в основном институте (элементе) политической системы - государстве в процессе реформирования сегодня находится административно-территориальное устройство страны, методы государственного управления, развиваются гарантии прав человека и гражданина, гарантии свободы. Это подтверждается реформой государственного управления; созданием, например, министерства регионального развития; работой на региональных уровнях над «Концепцией национального развития»; законом «О свободе совести» и т.д. По характеру политического режима Россия сегодня может быть отнесена к демократическому государству. Поэтому, основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства. В развитых странах мира политические системы уже сформированы, но изучение политической системы продолжается. Это мы объясняем тем, что нельзя создать идеальную модель политической системы общества (далее - ПСО - замечено мной, А.Г.), которая была бы приемлема для любого общественного устройства. Поэтому необходимо определить специфику, природу и особенности функционирования модели ПСО в современной России, что позволит проанализировать заявленную нами проблему.

Теория политической системы общества в истории политических учений развивалась в двух классических направлениях: марксистском и западном. В рамках марксистской политической традиции принято было тип политической системы связывать с господствующей общественно-экономической формацией. Так, например, при капитализме выделяется буржуазная политическая система, а в условиях коммунистической формации складывается социалистическая политическая система. В советской политической литературе вплоть до середины 70-х годов аналогом понятия «политическая система» было понятие «политической организации общества»1. Политическая организация общества включала государство, негосударственные организации, КПСС, профсоюзы, молодежные организации. Ядром политической организации была КПСС как направляющая (и прочее) сила общества.

С 80-х годов понятие «политическая система» становится популярным в философской и политической литературе, но по-своему содержание оно еще далеко от зарубежного2. В современной политической науке важное место отводится анализу функционирования политической системы в целом, и ее элементов, - в частности, что объясняет происходящие процессы реформирования, трансформации государства и общества.

Научное обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в. На это повлияло развитие политической науки, которой необходимо было не только описать политическую жизнь с системных позиций, но и дать обоснование современной политической системы общества. Эта теория разрабатывается западными учеными: Т. Парсонсом, Г. Алмондом, Д. Истоном, Р. Далем и др1.

Сегодня понятие политической системы имеет множество интерпретаций, но все они сходятся к разработанным в середине прошлого столетия моделям канадского и американского политологов - Д. Истона и Г. Алмонда. Систематическое изложение теории было дано Д. Истоном в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, который гибко реагирует на внешние импульсы и состоит из комплекса компонентов и подсистем2. По мнению Д. Истона основное ее предназначение состоит в авторитетном распределении ценностей в обществе. Он изложил основу анализа любой политической системы, которая может быть приемлема для какой-либо страны, а также дал характеристику составляющих эту систему подсистем (парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации). По Д.Истону политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. Она открыта и подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды3. Если оно слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе. Поэтому границы политической системы у него размыты, они - во множестве поведенческих реакций индивидов, групп . Как в зарубежной, так и в отечественной политологии теория политических систем Д. Истона подвергалась основательной критике за поверхностный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий, но ее принцип системности несет в себе «рациональное зерно». Близкое по смыслу определение дается в книге польских авторов «Основы политологии». Они рассматривают политическую систему как динамичный механизм, преобразующий импульсы, идущие от окружения и самой политической системы, в политические решения, формирующие политическое поведение и общественные позиции.

Деятельность президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями как реализация задач гражданского общества

Россия, как и любое другое государство, в своей деятельности руководствуется не только законодательными актами, но и рекомендациями государственных и общественных органов. Так как история развиваемся по спирали, то и современная политика в области регулирования государственно-церковных (конфессиональных) отношений нуждается в особых структурах, которые непосредственно занимались бы этими вопросами.

Мы уже отмечали в разделе 1.2., что в 1965 г. в системе органов власти и управления советского государства был создан новый государственный орган, которому предстояло сыграть важнейшую роль в осуществлении вероисповедной политики в последней четверти XX века. Образование Совета по делам религий при Совете Министров СССР получило резонанс в зарубежной прессе. Западногерманский журнал сообщал: «Сегодня мощная бюрократия предпринимает попытку вторгнуться в жизнь церкви и поставить ее под контроль. Православная церковь - это удлиненная рука государственной власти»1.

Деятельность Совета и по сей день остается малоизученной проблемой, которая представляет научный интерес, поскольку позволяет не только охарактеризовать особенности вероисповедной государственной политики в течение последних десятилетий XX века, но и объяснить религиозную ситуацию в современной России. Как отмечает И.Маслова документы Совета содержат информацию о состоянии религиозной сети, кадрах служителей культа и их подготовке в духовных учебных заведениях, религиозной обрядности, организационном и финансово-хозяйственном состоянии церкви, сохранности культовых ценностей, положении верующих в СССР и т.д.

В структуре органов советского государства Совет по делам религий подчинялся Совету Министров СССР, но выполнял указания, поступавшие от идеологического отдела ЦК КПСС, осуществляя свою деятельность в контакте с КГБ СССР, а именно с управлением, занимавшимся борьбой с идеологическими диверсиями, поэтому работа Совета строилась по принципу «совершенно секретно». Важнейшим направлением деятельности Совета являлась регистрация и снятие с регистрации религиозных объединений. Регистрацию религиозных объединений советское государство рассматривало как признание правового положения верующих и как гарантию удовлетворения их религиозных потребностей. С точки зрения органов власти, факт регистрации означал, что религиозное объединение, действуя в рамках закона, одновременно становится под его защиту1.

Положение о регистрации стало средством контроля государства за религиозной жизнью страны. Динамика регистрации и снятия с регистрации религиозных объединений отражает изменение курса советского государства по 01 ношению к религии и церкви. Так, в эпоху «хрущевской оттепели», когда Совет еще не существовал, снятие с регистрации приобрело характер массовой кампании закрытия храмов. В течение 1960—1964 годов было снято с регистрации более 40% действующей сети религиозных обществ Русской православной церкви . Закрытие церквей в 70-80-е годы уже не было массовым, но получили широкое распространение отказы в регистрации. Количество религиозных объединений продолжало сокращаться до 1976 г.— если в 1966 г. насчитывалось 11 908 объединений, в том числе православных — 7481, то в 1976 г. — соответственно 11 615 и 6983 .

В середине 70-х ситуация изменилась, появилась тенденция к росту числа регистрируемых обществ, причиной которой стал интерес государства к религиозной сфере жизни общества, что подтвердило принятие Конституции СССР в 1977 году. В статье о свободе совести (ст. 52) признавалась значимость принципа свободы совести для социалистического общества. Это обусловило то, что существование и деятельность религиозных объединений начинают рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания, а оно, в свою очередь, как одна из составляющих комплекса «прав человека»2.

Особым направлением деятельности Совета была «политико-воспитательная работа» с духовенством и изучение его настроений. Задача «поставить церковь и духовенство на патриотические позиции» была воспринята Советом от своего предшественника - Совета по делам РПЦ. Предполагалось, что в результате работы уполномоченных Совета духовенство будет больше внимания уделять вопросам защиты мира, поддерживать внешнюю политику советского правительства.

Социальная концепция РПЦ и Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» как политико-правовая основа взаимоотношений государства и церкви

Государственно-церковные отношения - это, прежде всего, политико-правовые отношения, так как они строятся на основе законодательства любого государства, с одной стороны, а, с другой, представляют одну из составных частей как внутренней, так и внешней политики государства. Они представляют собой совокупность исторических и изменяющихся форм отношений между институтами государства и институциональными религиозными образованиями.

С юридической точки зрения, Церковь, как религиозная организация, представляет собой уникальный социальный институт, который функционирует по своим внутренним правилам, формировавшимся на протяжении всей истории её существования. На законодательном уровне в России на основе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого в 1997 г., согласно статье 15 Закона отмечено, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладаю і правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. И далее, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Значение данной статьи трудно переоценить, ибо в ней закрепляются нормы доселе неизвестные российскому праву.

Законодательная практика зарубежных стран знает самые разнообразные формы взаимного дополнения и интеграции светского и конфессионального права. Приведём несколько типичных примеров.

Конституция Греции от 11 июня 1975 года закрепляет статус государственной религии за восточно православной Церковью Христовой, которая представлена Православной Греческой Церковью. В частности, пункт 3 статьи 3 Конституции гласит: «Текст Священного писания сохраняется неизменным. Его официальный перевод на другой язык запрещён без предварительного согласия автокефальной церкви в Константинополе». Особенностью греческого светского законодательства является то, что оно берёт на себя функции внутренних конфессиональных норм и регулирует внутреннюю деятельность Церкви.

Согласно пункту 5 статьи 7 Конкордата от 18 февраля 1984 года между Итальянской Республикой и Римско-католической церковью управление имуществом церковных учреждений подлежит контролю, предусмотренному каноническим правом . Однако приобретение этими учреждениями имущества подлежит также контролю, предусмотренному итальянскими законами о порядке приобретения имущества юридическими лицами. Здесь режим управления имуществом устанавливается в соответствии с двусторонним правовым актом - конкордатом.

В статье 2 Постоянной конституции Арабской Республики Египет 3 от 11 сентября 1971 года говорится, что положения мусульманского права - шариата являются основой законодательства. Здесь, также как и в греческом законодательстве, высока степень интегрированное светских и конфессиональных норм. Религиозные нормы включаются в законодательство на стадии законотворческого процесса.

В зарубежном законодательстве, по мнению исследователей, указание на светский характер государства встречается редко1. Мы можем отметить следующее:

- в конституциях 43 государств мира одна из религий признается государственной (национальной, официальной);

- свобода совести (как свобода вероисповедания) признается 1\3 стран мира;

- в Конституциях 31 государства обусловлено занятие высших постов посредством принятия религиозной присяги":

- большинство государств декларируют правовые установления, которые дают возможность считать их светскими (так, например, с.1 Конституция Франции - А.Г.)3;

- церковь либо признается государственной (как, например, в Греции и Дании), либо выделяют наличие государственной религии (как, например, Финляндии)4;

- в ряде стран главой государства может быть лицо, исповедующее государственную религию (как, например, в Великобритании, Швеции)5;

- в некоторых - преподавание религии в школе является обязательным (как, например, в Германии).

Похожие диссертации на Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества : на современном этапе