Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Шведова Светлана Викторовна

Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием
<
Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шведова Светлана Викторовна. Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Ростов н/Д, Б. г. 196 с. РГБ ОД, 61:06-13/57

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1- Научно-педагогические основы воспитания студентов в условиях современного культурного кризиса 17

1.1. Манипуляция сознанием как проявление культурного кризиса и его влияние на личность 17

1.2- Сущность и содержание воспитания личности студентов в профессиональном образовании 42

1.3. Соотношение личностных теорий и компетентностного подхода как психолого педагогическая предпосылка воспитания студентов. технического университета 66

Выводы 88

Глава 2. Воспитание устойчивости личности студентов к манипуляции сознанием в учебном процессе технического университета 94

2.1. Общекультурная подготовка как условие воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием 94

2.2. Теоретическая модель воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием в учебном процессе 119

23.Технологическое и диагностическое обеспечение воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием 143

Выводы. 168

Заключение 175

Список литературы 180

Приложения 190

Введение к работе

Актуальность исследования определяется состоянием современного этапа развития культуры, который, по мнению ученых (Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули, F. Блумер^ Ир. Гофман и др.), можно оценивать с точки зрения всеобщей коммуникации, в рамках чего происходит взаимопроникновение способностей человека к мыслительным операциям и воздействий на него со стороны информационных систем. Одним из мощных, факторов, который воздействует на взаимодействия людей, является манипуляция общественным сознанием посредством четко разработанных приемов и технических средств. Социальные интсракции, социальное общение людей, при этом, имеют причинную зависимость, чем пользуются манипуляторы. Ма-нипулятивные практики предлагают реципиенту готовые формулы и культурные символы, заранее предусматривающие определенные поступки, и действия. Особенно это стало распространенным средством в условиях информационного общества;.которое, с одной; стороны, расширяет культурные горизонты, с другой, приводит к размыванию личностных структур сознания. В современном мире существуют объективные, основанные на. научно-технических возможностях, факторы, влияющие на разрушение, границ индивидуального мира человека,.который.втягивается, в глобальные процессы коммуникации.

Такое положение отражается на всех сферах жизни, в том числе и на общественном сознании* экзистенциальных ценностях человека. Вроссий-ском обществе ситуация, осложняется культурным кризисом переходного этала, признаками которого являются разрушение традиционных норм и правил, разрыв поколений, снижение интереса к воспитанию. Ученые (CF. Абрамова, Г.В. Грачев, Є.Г. Кара-Мурза и др.) констатируют, что манипуляция общественным сознанием получила очень широкое распространение во всех сферах жизни (социально-бытовой, политической, профессионально-трудовой, образовательной и личностно-психологической), что актуа-

4 лизирует воспитательную проблематику в целом и в высшей школе, в ча-

СТНОСТИ-

С конца 80-х годов XX, века была безвозвратно утрачена воспитатель-ная:основа среднего образования; в общество вступило поколение молодых с эклектической системой ценностей» В высшей школе наблюдалось резкое снижение нравственных основ. Появилась потребность в расширении воспитательной проблематики, о чем свидетельствует обращение государства к данным проблемам, зафиксированное в нормативных документах. Так в конце 90-х годов XX века было разработано несколько программ по воспитанию в среднем звене и в системе высшего образования.. Молодежная политика стала ориентировать, социальные институты на работу с молодежью. Целью воспитательной политики государство определяет самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов. Так, в «Программе развития воспитания в системе образования-России» отмечается, что духовно-нравственное становление молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей развития общества. Осуществлять данные цели призваны также и преподаватели высших учебных заведений.

В то же время современное состояние профессионального образования в России свидетельствует, что оно функционирует в технократическом режиме по подготовке узких специалистов. Мировые тенденции же ориентируют па пересмотр стратегии высшей школы относительно степени готовности будущих специалистов к принятию на себя ответственности за глобальные последствия профессиональных действий, В настоящее время специалисту уже недостаточно просто иметь глубокие предметные знания, он должен быть компетентным, владеть аналитическими, информационными, рефлексивными, коммуникативными умениями. Указанные параметры показывают, что все эти качества относятся к полноценной личности, которые смогут помочь ей противодействовать манипуляции сознани-

5 ем_ Однако в технических вузах воспитание рассматривается-исключительно как внеаудиторная практика (КВН, молодежные вечера, конкурсы и пр:), не углубляя и не используя резервы дидактического процесса.

Изучение воспитательных возможностей1 учебных занятий,, а также влияния современных средств'Массовой; коммуникации намолодое поколение показало достаточно низкий уровень сформированности личностной свободы. Диагностика показала (412.респондентов), что студенты технического университета,в основной массе подвержены манипуляции сознанием, поскольку СМИ,используя прямое и скрытое воздействие, искажают их профессиональную стратегию, формируют социальные стереотипы, гражданскую инфантильность,, информационно-психологическую зависимость, заставляя действовать вопреки свободному волеизъявлению: В дан-пых обстоятельствах усиливается потребность в профессиональном решении указанных проблем в сфере высшего образования:

Проанализировав-социокультурные и образовательные условия, мьь выделили следующие противоречия между:

-стремлением человека к полноценному развитию и подавлением его самостоятельности на основе манипулятивных практик общества потребления;

- духовно-нравственной потребностью в развитии студенческой молодежи и состоянием воспитательной работы в вузах;

-потребностью общества в. квалифицированных нравственных специалистах и состоянием профессионального образования, направленного на решение узкоспециальных задач.

Степень научнойразработанности проблемы; Изучение, становления^ развития и функционирования информационного общества, являющегося одним из объективных факторов распространения манипуляции сознанием людей, имеет достаточно широкий спектр проблем. Среди них на первый план можно выдвинуть труды, в которых непосредственно анализируется состояние личности и ее свободы. Так, проблемы интеракцин как

средства идентификации, социальной информации и культуры информационного общества затронуты в трудах X. Абельса, В.Г, Афанасьева» НИ. Гришкина, М. Кастельса, В.В: Коштоева* H.G. Речкина, Р; Хартли и др„

Анализируя научную разработанность профессионального образования^ следует отметить, что оно имеет богатую историко-ледагогическую палитру. Различные аспекты профессионализма были предметом исследований В.И: Байденко, ЕЛ: Белозерцева, А.И: Галаган, Л.Ні Тарасюк, К.Н. Цейкович и др„ Выявлением комплекса личностных качеств студентов занимались ЮЛ. Азаров, A3: Барабанщиков, Т,Г. Горелова, В.С, Ильин, В;А. Кан-Калик, Л.М: Лузина, Е.И; Рогов.

В: Ростовской-на-Дону научной школе академика-Е.В. БондаревскоЙ разрабатываются вопросы педагогической. культуры, преподавателей высшей школы, а таюке содержательной характеристики компетентности специалистов (Т.Ф. Белоусова, Т\И; Власова, F.A. Качан, В:И: Мареев и др:)..

Теории воспитания в отечественной педагогике различаются по пара-дигмальным подходам: личностно ориентированный (Е.В: Бондаревская), личностно развивающий (И:Ді Демакова, Н.Л. Селиванова), экзистенциальный (М;И, Рожков),,духовно ориентированный (Т.И; Власова, И;А. Со-ловцова), эстетически развивающий (РМ.Чумичева), социально ориентированный (Е.Н. Сорочинская), индивидуально творческий (ВТ. Рындак), ' педагогика бытия (Н:М: Борытко) и др.. Конструктивность теории духовно ориентированного воспитания для настоящего исследования связана с тем, в ней выделены экзистенциальные особенности студенческого возраста, заключающиеся в доминировании ценностно-смысловых свойств личности, как наиболее значимые и инструментальные с точки зрения ее становления. В то же время воспитание как целостный феномен и основание для дидактического процесса в техническом университете исследуются достаточно редко, поскольку традиционно основной задачей высшей школьт

I*-

считается ориентация на подготовку узких специалистов;"*"'"

Научной предпосылкой для настоящего исследования являются также труды по манипуляции общественным сознанием, которые расширяются за счет включения ее различных аспектов, таких как политическая манипуляция (С.Г. Кара-Мурза), информационно -психологическая (Г.В» Грачев)' социальная (В,Н; Панкратов), языковая (С.Н. Бледный), управленческая (С.Г. Абрамова). В концепции информационно-психологической безопасности личности (Г.С. Грачев) предложен технологический алгоритм обработки информационных потоков на макро-, мезо- и микроуровнях, помогающий решать проблему защиты человека от недобросовестного на него воздействия со стороны средств массовой информации (СМИ). В общем контексте манипуляция- рассматривается как скрытое воздействие на духовное состояние людей, управление ими посредством навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

В отечественной психологии существуют большие традиции по ис-следованию механизмов развития личности, ее свойств и качеств. Наиболее конструктивными в данном отношении можно считать теории личности, выходящие на смыслы ее деятельности и диспозиций (А.Г. Асмолов, Братусь, Bib Зинченко, А;В. Петровский, В.А. Петровский, В,И. Слобод-чиков и др.)- Учет смены стабильности и нестабильности диспозиции личности позволит студентам в учебной ситуации овладевать социальной практикой противостояния чуждому влиянию на его установки, В актах выхода субъекта за рамки ситуации проявляется собственная активность человека, преодоление ограничений — «барьеров внутри нас» (С.Г. Кара-Мурза), действование вопреки адаптивным побуждениям и интересам.

Однако феномен устойчивости человека рассматривается в отечественной психологии лишь с точки зрения функционального подхода, как свойство его нравственности, или трансситуативного поведения, или нервно-психического и эмоционального состояния личности, позволяющая ей «посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в том числе экстремальным), не сни-

8 жая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью» (Б.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова). Такой подход проясняет суть устойчивости как личностного качества, но не дает ответа на вопрос, как добиться ее воспитания. Все же конструктивность такого изучения механизмов проявления устойчивости личности, является для настоящего исследования научной предпосылкой для определения содержания «устойчивости личности к манипуляции сознанием» и разработки дидактических условий ее воспитания у современных студентов.

Подводя итог, следует отметить, что нам не удалось обнаружить научных трудов, посвященных вопросам манипуляции сознанием обучающихся в сфере образования, а тем более работ, связанных с воспитанием устойчивости к скрытому воздействию, актуальность которых в условиях культурного кризиса не вызывает сомнений.

Анализ социально-педагогической ситуации и научной разработанности проблемы обозначил потребность в принципиальном изменении подхода к профессиональному образованию, усилению воспитательного потенциала учебного процесса, направленного на решение актуальной проблемы защиты личности от манипуляции сознанием. Таким образом, социокультурная обусловленность и недостаточная разработанность вопросов профессионального воспитания определили проблему — поиск дидактических условий для воспитания устойчивости личности студентов к манипуляции сознанием - и позволили сформулировать тему исследования.

Объектом исследования является воспитание студентов технического университета в образовательном процессе.

Предмет исследования: дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации дидактических условий воспитания у студентов устойчивости к манипулятивным практикам, широко применяемым в современной России.

9 Гипотеза исследования:, эффективность воспитания: у студентов технического университета устойчивости личности к манипуляции: сознанием зависит от совокупности дидактических условий, включающих:

концептуализацию профессионального воспитания.с учетом современных тенденций информационно-коммуникативной^ культуры общества;

актуализацию целевых установок дидактического'процесса, ориентирующих обучение на духовно этическую педагогическуюпарадигму, ком-петентностный подход и концепцию информационно-психологической: безопасности личности;:

' информационно-смысловую интеграцию учебного содержания^ предме
тов общекультурного блока, способствующую воспитанию духовно этиче
ской' компетентности студентов', как основы; для* полноценного* противо
стояния манипулятивным технологиям;

+ системное «включение» воспитания'в. дидактический'процесс общекультурного этапа обучения в техническом университете, включающее задачи^ принципы, диагностику устойчивости, содержание, контрманипуля-тивные технологии, программно-методическое обеспечение спецкурса «Манипуляция общественным сознанием как социокультурный феномен и ее индивидуально-личностное преодоление» и разделов «Ложные друзья переводчиков» при изучении иностранного языка.

Задачи исследования: 1, Определить научные предпосылки исследования; проблемы воспитания у студентов устойчивости к манипулятивным практикам на основе теорий информационного общества и доктрин манипуляции,

2*. Сформулировать сущность и содержание воспитания в профессиональном техническом образовании;

3: Выявить соотношение между личностными теориями и компетентност-ным подходом как психолого-педагогической основой воспитания устойчивости студентов к манипуляции сознанием.

  1. Определить аксиологические возможности учебных дисциплин общекультурного блока в развитии духовно этической компетентности студентов как основы устойчивости личности.

  2. Разработать теоретическую модель воспитания^ студентов-устойчивости к манипуляции сознанием.

  3. Технологически и диагностически обеспечить воспитание устойчивости студентов, апробировав модель в общекультурной подготовке и в процессе изучения иностранного языка в техническом университете.

Методологическую основу исследования составили:

концепции информационного общества (Н* Винер,. Д-В. Иванов, К. Шеннон, И.И: Юзвишин, И;М; Яглом), теории символического интерак-ционизма (Дж.Г. Мид, Ч;Х. Кули, Г. Блумер, Ир. Гофман) и идеи противодействия манипулятивньш технологиям в современном обществе массовой культуры (С.Г. Абрамова, Г.В, Грачев, G-Г. Кара-Мурза);

духовно ориентированная парадигма воспитания; опирающаяся на идею духовной сущности человека, интеграцию науки и веры (В1А. Беляева, Т,И; Власова, В:И, Слободчшсов, И;А. Соловцова);

идея гуманизации и антропологизации образования, получившая отражение в работах Е.В. Бондаревской, Н.М:.Борытко, Н.Д. Никандрова, A.MJ Новикова, В.Г. Рындак, В.И, Слободчикова, 0;Д. Федотовой;

концепции целостности человеческой духовности и-души, подчеркивающие приоритет воспитания человека посредством культурыи диалога (М.М; Бахтин, B.C. Библер, Е.В, Бондаревская, А.А. Боев, Т.И. Власова);

компетентностный и деятельностный подходы, нацеленные на интсрио-ризацию обобщенного опыта человечества^ его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности, о чем свидетельствуют работы Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, А.В. Петровского, А.В. Хуторского и др..

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез концепций и педагогических теорий; научно-педагогическое моделирование; экспериментальные методы: эксперимент,

анкетирование, наблюдение, тестирование, самооценка, интервьюирование. При выборе методов исследования учитывались принципы объективности, комплексности, сравнимости, интегративности.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1999-2001г.г.) - теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы.

Второй этап (2002-2003г.г.) - разрабатывалась рабочая гипотеза, осваивались экспериментальные методы.исследования. Проводился констатирующий этап, включающий изучение состояния и тенденций развития высшего образования, устойчивости личности к манипуляциям. Исследовалось состояние среды воспитания в современном обществе.

Третий этап (2004-2005г.г.) - проведение формирующего этапа и подведение итогов эксперимента в техническом университете. Формулировка заключения и выводов, оформление текста диссертационной работы. Научная новизна исследования заключается втом, что в нем:

1 .В'рамках духовно ориентированной парадигмы концептуализировано профессиональное воспитание и определено базовое содержание воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием как индивидуальный процесс овладения опытом по преодолению внутренних барьеров, адаптационных побуждений, стереотипных ограничений посредством субъективной активности, осмысления последствий и опорой на систему ценностей.

2. На основе психолого-педагогической закономерности - изоморф-ность этапов персонализации личности и компонентов духовно этической компетентности студентов - актуализированы целевые установки дидактического процесса высшего технического образования с усилением воспитательной и аксиологической направленности.

3- В рамках диспозиции «Микродиалог - Макродиалог» (ММ. Бахтин) разработана информационно-смысловая матрица, ориентированная на развитие когнитивно-аксиологического компонента духовно-этической

12. компетентности личности, которая использовалась преподавателями в процессе общекультурной подготовки студентов.

4. На основе системного подхода разработана теоретическая; модель воспитания у студентов личностной устойчивости к манипуляции сознанием; все компоненты которой (цель,.задачи^ этапы, принципы, базовое содержание, педагогическая технология, критерии и показатели устойчивости, а также диагностика и уровневый результат) базируются на духовно ориентированной парадише профессионального воспитания.

5- Технологическое обеспечение воспитания у студентов устойчивости разработано на основе выделенных механизмов преодоления-манипуляции сознанием: сфера мышления - способность критически осмысливать разрозненные факты, явления; не отказываться от здравого смысла, опираясь на традиции и исторические ценности; сфера.чувств - эмоциональная. стабильность посредством интефации иррациональных и рациональных способов мышления, преодоления-как внутренних, так и внешних страхов; волевая сфера - духовно этическая устойчивость свободы-выбора посредством опоры на соборность российской культуры, основанной на всеобщей любви, являющейся предостережением против индивидуализма, эгоцентризма и атомизации человека в.условиях глобальных тенденций стирания культурных различий.

Теоретическая значимость исследования:

концептуализировано воспитание.у студентов^устойчивости к манипуляции сознанием на основе духовно ориентированной парадигмы;

разработаны понятия «воспитание устойчивости студентов к манипуляции сознанием в учебно-воспитательном процессе», «устойчивость личности к манипуляции сознанием»;

* уточнено содержание понятия «профессиональная компетентность студента технического университета» с точки зрения духовно этического содержания высшего образования - это единство осмысленных социокультурных и профессиональных знании; конкретных умений, навыков и тех-

13 ник,.с помощью которых будущий специалист может применять эти знания; а также духовно-нравстткпай-ответственности при принятии профессиональных решений;

теоретически.обоснованы принципы воспитания^ устойчивости, ее критерии; показатели и уровни, а. также контрманипулятивные приемы, использованные в педагогической технологии;

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы, стали основой для: апробации модели воспитания.устойчивости студентов к манипуляции сознанием в^тсхниче-ском университете. Создан пакет диагностических материалов, позволяющих провести^ комплексное: изучение манипулятивного воздействия; на личность и механизмов его преодоления.

Разработан и внедрен спецкурс «Манипуляция-общественным сознанием как социокультурный феномен:и ее индивидуально-личностное преодоление», обеспеченный комплексом учебно-методических материалов..

В^ процессе опытно-экспериментальной работы были апробированы^ содержание и технологии развития устойчивости личности в процессе изучения иностранного языка, что может быть использовано для организации профессионального воспитания в условиях модернизации.высшей школы,. направленной на повышение его качества.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемы; применением комплекса взаимодействующих методов, адекватных предмету, и. задачам исследования; широкой выборкой данных фактического материала, его качественным и количественным анализом; подтверждением гипотезы исследования его результатами;, внедрением учебно-методических рекомендаций в работу педагогов-практиков и эффективностью апробации педагогической технологии.

14 На защиту выносятся следующие положения: L Эвристическая составляющая -символика-коммуникативных и информационных теорий позволила выделить признаки, культурного кризиса в современной России - д еидеоло газацию общественного сознания, его мифологизацию, снижающие уровень личностной'свободы человека в условиях расширяющегося манипулятивного воздействия: Высшее техническое образование в такой ситуации должно решать задачи по воспитанию у студентов устойчивости к манипуляции сознанием. Устойчивость личности к манипуляции сознанием - это духовная способность человека преодолевать когнитивно-коммуникативные воздействуя, постоянство которой основывается на индивидуальном предвидении последствий нравственного выбора. Воспитание устойчивости - это процесс учебно-воспитательного взаимодействия, направленного на потенцирование аксиосферы личности, освоение и закрепление контрманипулятивных приемов и актуализация морально-личностной свободы выбора студентов.

2. Развитая-духовно этическая* компетентность студентов является^ базовой для выполнения будущих профессиональных обязанностей^ поскольку позволяет специалисту опираться на систему нравственных ценностей. Ее структура состоит из когнитивно-аксиологического, операционально-технологического и этико-социального компонентов, обусловливающих этапность воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием в дидактическом процессе технического университета; Целесообразность усиления воспитательного потенциала дидактического процесса образования основана на мировых и отечественных тенденгщях, ориентирующих на гуманитаризацию, антропологизацию и духовно этическую направленность технических специальностей.

Зі Дидактическим условием, обеспечивающим целостность воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием, является информационно-смысловая интеграция учебного содержания предметов общекультурного блока, поскольку активизирует экзистенциальные проблемы мо-

15 лодежи посредством логосферы, нравственной рефлексии для полноценного противостояния манипулятивным воздействиям. Таким образом,/?ешш-зация данного условия зависит от методологической рефлексии основных субъектов образования, студентови преподавателей. 4. Теоретическая модель, апробированная в. техническом университете, выстроена в соответствии с компонентами духовно этической компетентности личности и включает:

' задачи - развитие критичности по отношению^ любому содержанию и
источнику информации, овладение контрманипулятйвными приемами; на
основе неординарности мышления; развитие рефлексивности сознания'с
опорой на духовно этические ценности;

дидактические принципы воспитывающего содержания - интеграции
рациональных и иррациональных способов мышления, критического диа
лога, переходящего'В: полилог,, креативности, способов-мышления;, алго
ритмизации^ и модификации1 контрманипулятивных приемов, насыщениям

СОДерЖаНИЯ. ИНТеНЦИеЙ На ДуХОВНЫе СМЫСЛЫ ЖИЗНИ,ХООТНОШЄНИЯ'ЛИЧНО-

стной и социальной свободы;.

педагогическая технология, основанная-на взаимодействии преподавателей и студентов по овладению антиманипулятивным опытом;.

> диагностику устойчивости студентов, базирующуюся^ на, критериях и показателях, ориентирующую на самодиагностику и коррекцию достигнутых уровней.

5- Дидактическим условием является технологическое и диагностическое обеспечение воспитания. Технология построена на следующем алгоритме: обнаружение,реального коммуникативно- информационного воздействия, осознание индивидуального потенциала в преодолении манипуляции, классификация внутрешшх ограничителей, ориентирующихся на внешние стереотипы авторитетов; осмысление содержания значимости ограничителей; тренинговое закрепление антиманипулятивных приемов; рефлексия

личностной информационно: - психологической безопасности; духовная: корреляция индивидуального выбора с Абсолютными ценностями.

Диагностика осуществляется на*основе:критериев устойчивости: духовно смысловое постоянство убеждений личности показывает ее глубину^ восприимчивость к новымtидеям, критическое отношение к содержанию-манипуляции демонстрирует ее креативность,, а осознание духовно-душевно-телесной гармонии, прав на свободный этический выбор в мани-пулятивной коммуникации отражает ее нравственную рефлексию.

Результатом воспитания становится достижение студентами духовно независимого (индивидуально защищенного) и информационно-технологического (социально- адаптивного) уровней устойчивости; а также преодоление коммуникативно опасного (личностно беззащитного) уровня.

Апробация ш внедрение в ^практику результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-педагогической -работы- автора в Донском; государственном^ техническом университете. Материалы исследования1 обсуждались на научно-практических конференциях в РГПУ? ВГГТУ, ОПТУ, на Южно-российских психолого-педагогических чтениях; использовались * в учебном процессе ДІЛУ, РГПУ.

Содержание диссертационного исследования отражено в 6*публикациях,, общим объемом<У$ гит;. Внедрение результатов1 исследования проводилось на базе ДГТУ, ВФ РГПУ^ВФ'ТГПИ, Таможенной академии, В эксперименте приняли участие 20 преподавателей и более 400 студентов.

Структура диссертаций. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения^ списка литературы, из > 199 источников и 5 приложение включает 15 таблиц, 5 графиков; 2 схемы-

Манипуляция сознанием как проявление культурного кризиса и его влияние на личность

В настоящем параграфе будут рассмотрены вопросы, методологии исследования манипуляции сознанием. Наибольшим эвристическим потенциалом в его изучении обладает символико-коммуникативный подход, поскольку манипуляция относится к сфере межличностной коммуникации. В процессе передачи опыта происходит эволюционная трансформация ценностей, однако в условиях изменения общественного строя наблюдается практически их полное отрицание. В связи с этим необходим междисциплинарный подход к изучению проблем воспитания, что и предопределило обращение к культурологическим и социологическим исследованиям, В первую очередь следует определить базовые понятия: культура, общественное сознание,, взаимодействие общественного сознания и экзистенциальных ценностей человека в условиях переходного этапа развития современной России, манипуляция сознанием как социальное явление-Культура определяется учеными как созданная человеком вторая природа, являющаяся, с одной стороны, результатом его деятельности, а с другой, ее условием. Таким образом, культуру можно считать показателем развития самого человека, его свойств и качеств, поскольку в результате указанного взаимодействия происходит приращение личностных и творческих свойств человека. Аксиологический подход в рассмотрении культуры свидетельствует, что она обладает совокупностью материальных и духовных ценностей, которыми овладевает человек, передавая их новым поколениям. С этой целью возник социальный институт — образование, который выполняет данную функцию.

Поиском механизма передачи культурного опыта озабочены различные отрасли научного знания, в которых рассматриваются социальные коммуникации. Одной из таких теорий является символический, интерак-ционизм (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули, Герберт Блумер, Ирвинг Гофман и др.). ПомнениюДж. Ритцера, основные принципы указанной концепции можно изложить в следующем варианте: «.. Л. Люди, в отличие от низших животных, наделены способностью мыслить.

2. Способность мыслить формируется социальным взаимодействием, 3.Асоциальном взаимодействии люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять специфическую особенность мыслить,

4, Значения.и символы позволяют людям?осуществлять характерные ддя человека действия и взаимодействия 5, Люди способны модифицировать или заменять значениям символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе; своей интерпретации ситуации;

6. Люди:способны осуществлять эти модификации изменения,.отчасти благодаря способности взаимодействовать с собой, что позволяет им исследовать возможные направления действия,.оценивать-свои сравнительные преимущества и издержки, и затем выбирать один из путей:

7. Смешанные примеры, действия, и взаимодействия? образуют группыи общества»1.

Символический интеракционизм можно расценивать как обоснование: культуры с точки зрения всеобщей коммуникации, поскольку идет взаимопроникновение способностей человека к мыслительным операциям, как одной.из функций общения,их зависимостью от самого общества, которое является детерминирующим активизацию указанных функций, становясь, таким образом, коммуникативной системой, направленной на становление культурных функций человека- Прежде всего, ученые данного направления, вслед за Милом, склонны приписывать социальной интеракции причинную зависимость. В связи с этим центральным вопросом становится не

1 Ритцср Дж. Современные социологические теории. - Спб., 2002. С.259 19 то, как люди мысленно создают значения и символы, а как они узнают их в процессе интеракции в-целом и социализации, в частности, Мыгилепие в общем процессе распознавания символов может пониматься как символическая интеракция с самим собой. В то же время исследователи отмечают, что в современном обществе.весьма развита.манипуляция общественным сознанием. В связи с этим становится очевидным, что ее разработчики используют указанную функцию человеческого мышления и предлагают реципиенту готовые формулы и культурные символы, заранее предусматривающие определенные поступки и действия людей.. Особенно это стало распространенным средством в условиях развития информационного общества, которое расширяет; с одной стороны, культурные горизонты, с другой, приводит к размыванию личностных структур сознания.

Критикуя символический интеракционизм за тенденцию в приуменьшении роли крупных социальных структур и преувеличенном внимании к микропроцессам, появились исследователи,.которые попытались сблизить эти подходы. Так Єтрайкер провозгласил обобщающую цель символического интеракционизма, добавив к обозначенным принципам, понимание социальных структур как организованные образцы поведения, символически влияющие, таким образом, на действия и взаимодействия людей, определение сог]иальных ролей последними оставалось прерогативой активности самих акторов. Это положение не менее важно для настоящего исследования, поскольку методологически обосновывает роль общественного сознания в процессе распознавания значений и символов, а также в структуре мышления самого человека. Как правило, манипулятивные технологии основываются на закономерностях общественного сознания,так. как оно отражает тенденции формирования личностного сознания. Н. Ден-зин в книге «Символический интеракционизм и исследования культуры» (1992), в частности, проанализировал его влияние на область культурных концепций, указав, что коммуникации в социальной жизни составляют основу для функционирования культуры. Очевидно, вторит ему Г. Фаин (1993), что термин «символическое взаимодействие» останется..» При этом мы. будем находить больше смешения, больше взаимообмена и больше взаимодействия» _ Речь, по сути, идет о том, что мы можем обнаружить связь между культурой общества и экзистенциальными ценностями человека»

Сущность и содержание воспитания личности студентов в профессиональном образовании

В настоящем параграфе необходимо проанализировать соотношение процессов обучения и воспитания в профессиональном образовании, которые являьотся предметом исследования педагогики высшей школы. Она широко использует достижения общей педагогики и психологии, втом числе наследие Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, В;А. Сухомлинского и др. Обобщающие исследования по педагогике высшей школы проводились И:Я. Конфедерато-вым, СИ, Зиновьевым, СМ Василейским и многими другими. Проанализируем образование с точки зрения его социокультурных и психолого-педагогических функций в современном обществе.

Образование является одним из наиболее важных социальных институтов» Оно определяет культурный облик общества, является источником новаций, моделирует социальную структуру и процессы социальной мобильности общества, в определенное время может выступить фактором трансформации общества. Именно благодаря функционированию института образования общество сохраняет свой социальный порядок, транслирует социальную структуру, идеологию, нравственные ценности и традиции. Поэтому роль института образования в любом обществе - ценна и непреходяща. В свою очередь общество определяет контуры его развития, задает ориентиры. От типа общества, его культурной традиции, социальной структуры, политических и экономических установок,.особенностей исторического развития во многом зависит тип образования.

G учетом объективных изменений, имеющих место в образовательной сфере и вызванных рядом причин социально-экономического, культурологического, экологического, сциентистского и личностного характера, в последнее время в обучении студенчества стали использоваться положения андра-гогаки — теории обучения взрослых, которая способствует «образованию через всю жизнь». По выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых Малькольма Ноулса, задача андрагогики - производство компетентных людей — таких людей;.которые были бы способны применять свои знання.в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включится в постоянное самообучение, на протяжении всей своей жизни.

Основные андрагогические принципы обучения, которые составляют фундамент теории обучения, следующие:

приоритет самостоятельности обучения, под которым понимается не проведение какой-либо работы как. вида учебной деятельности,,.а самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения;

принцип кооперативной деятельности обучающего с обучающимся по планированию реализации оцениванию и коррекции процесса обучения;

принцип опоры на жизненный опыт, обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения;.

- индивидуализация обучения; которая предполагает создание каждым собственной программы; обучения,;. ориентированной: на" конкретныеч образовательные потребности и цели и учитывающей его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности;

системность обучения,, что предусматривает соблюдение соответствия целей? содержания,-форм, методов,,средств обучениями оцениванияфе-зультатов обучения;

принцип контекстности обучения ; в,соответствии с которым обучение, с одной стороны, преследует жизненно важные для обучающегося.цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности; а с другой, строится с учетом:профессиональной, социальной бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых условий;

принцип актуализации результатов обучения, который предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний,.умений, навыков и качеств;

принцип элективности обучения, который означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей содержания, форм, методов, источников, средств,.сроков, времени, места обучения,. оценивания. результатов обучения;.

- принцип развития образовательных потребностей; согласно которому,

во-первых, оценивание результатов обучения :осуществляется путем выявления реальной степени усвоения-учебных материалов определения, тех из них, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели; во вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей; конкретизация которых осуществляется по достижении определенной цели обучения;

принцип рефлексивности, который, означает осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса-обучения и своих действии по его организации.

Очевидно, что сформулированные принципы не: являются чем-то совершенно противоположным дидактическим, принципам- педагогики. Они; частично коррелируют с ними, развивают их и по мере взросления человека, должны все болыпеприменятьсяв его обучении. Следует отметить, что анд-рагогика наука, для людей XXI века, людей самостоятельных, независимых, стремящихся к самореализации в разных сферах деятельности, для которых учится необходимо, чтобы существовать и которые сознают, что само бытие человека должно быть неразрывно связано с обучением; только тогда человек в состоянии стать подлинным и цельным человеком, который вхостоя-нии сам строить свою личность, систему персональных духовных и нравственных ценностей.

Общекультурная подготовка как условие воспитания у студентов устойчивости к манипуляции сознанием

В исследовании были выделены основные сферы манипулятивного воздействия, (социально-бытовая, политическая, профессионально-трудовая, образовательная, личностно-психологическая), которые стали ориентирами в диагностике состояния личностной устойчивости студентов. Поскольку основным современным средством манипулятивных технологий является массовая информация, на. констатирующем этапе эксперимента мы обратили на этот аспект наибольшее внимание. Был использован комплекс традиционных методов исследования, включающий анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение. В-рамках диагностического этапа были изучены мнения и стереотипы, на которые опираются студенты технического университета (общее количество респондентов - 412 человек). Основная цель диагностического этапа была связана с ответом на вопрос: при соприкосновении с различной информацией, распределенной в рамках определенных сфер, что преобладает у студентов их личностные мнения, убеждения или стереотипы, мифы, искаженные представления?

Социально-бытовая сфера. Первая анкета (Приложение 1) была нацелена на выяснение знаний студентов в области СМИ, выполняемых ими основных функций, а также информации о рекламной продукции, поскольку именно в последней в наиболее концентрированном виде используются манипулятивные приемы, воздействующие на покупательский спрос, зачастую в ущерб личным интересам. Итак, отвечая на вопрос: «Какие СМИ Вы знаете?», большинство опрошенных указали традиционный перечень: телевидение, радио, пресса» 34% студентов причислили к СМИ Интернет, Определяя функции, на первом месте оказалась развлекательная (92,6%), на втором - информационная (7,4%). Тем не менее, по мнению респондентов, современные СМИ не в полной мере выполняют информационную функцию» Около 80% студентов отметили большое количество необъективной информации, особенно по телевидению и в Интернете,

Политическая сфера. Далее необходимо было перечислить интересные и неинтересные телепередачи. Выборка показала, что студенты склонны к интересным относить познавательные передачи, реже - гуманитарной направленности, К бесполезным были отнесены передачи с примитивными сюжетами, демонстрирующими недопустимые формы человеческих взаимоотношений. В эту группу попали и политические передачи, так называемые реалитичноу, что свидетельствует об определенной гражданской инфантильности молодежи, закрепившейся на фоне мифологизации СМИ. Достаточно прочно закрепился в общественном сознании стереотип «продажности» современной политики и тех людей, которые являются; непосредственными ее исполнителями, В данном случае, мы приходим к выводу, что манипуляция достигла своего результата. В ответе на вопрос о том, как влияют СМИ на выборы президента, а также на ваш выбор, 98,9% отметили, что участие в выборах не изменяет хода событий. Представляется, что манипуляция, с одной стороны, добилась того, что выбирают тех, кого предлагают в качестве официальных представителей (безысходность личности), с другой - отодвинула наше общество от его гражданских основ (снятие личной ответственности и перекладывание ее на государственные структуры)» Парадокс действия мапипулятшшых технологий на лицо — скрытое воздействие, достигая свого результата, лишает человека его свободного выбора, а, следовательно, устойчивой системы ценностей, что обусловливает необходимость профессионального решения указанных проблем в сфере высшего образования.

На вопрос «Нужна ли современному человеку реклама?» все респонденты отметили ее необходимость, основным аргументом которой стала необходимость информации о новинках в той или иной сфере. Соответственно, студенты выделили информационную функцию рекламы в качестве приоритетной- Однако большинство респондентов (78,2%), отметив ее недостоверность, не смогли аргументировать отмеченное отношение, переложив ответственность за качество товаров на государственные органы, не обнаруживая манипулятивньтх технологий со стороны рекламодателей Таким образом, результаты полученных данных показывают, что недоверие к официальной информации, с одной стороны, не является ее прямым действием, а представляет собой, скорее всего, результат несформи-рованности критического отношения студентов к современным средствам воздействия, к каковым можно отнести и рекламу, В данном случае, мы пришли к выводу, что это обратная сторона манипулятивных технологий, так быстро внедряющихся в современной России.

Профессионально-трудовая сфера. Основной целью следующей анкеты (Приложение 2) стало выяснение соотношения между официальной информацией и системой взглядов студентов на различные вопросы общественной и профессиональной деятельности будущих специалистов. Прежде всего, нас интересовало указанное соотношение между престижем профессии и выбором ее личностью. Выводы, полученные в результате обработки данных анкетирования:

Направленность молодежи на высшее образование свидетельствует о том, что реализация личных прав в обществе ими мыслится как обретение профессии, В то же время совмещение учебы с работой как одного из вариантов решения жизненных проблем основывается на стереотипном восприятии роли государства, но не личностных усилий,

Поскольку для молодых безработица является таким же реальным фактором, как и для других групп населения, это заставляет корректировать профессиональные планы, в частности, получения дополнительных специальностей- Однако к таким выводам приходит незначительное количество студентов на первых трех курсах (14,2%), что свидетельствует об отсутствии критической направленности на анализ рыночных отношений в профессиональной сфере.

Стереотипы профессионального продвижения молодежи закрепляются посредством новых рыночных предложений в сфере трудовых вакансий, когда работодатели используют не полный рабочий день молодых специалистов, как с незаконченным, так и полным высшем образованием.

Распространяются такие графики труда, когда молодые люди нанимаются на работу в рамках системы краткосрочных договоров, заказов, фантов. Такие манипулятивпые приемы,, выгодные с точки зрения работодателей, создают иллюзию продвижения, не отвечая сущностным характеристикам профессионального роста. В то же время практически 100% респондентов не способны отличить современные тенденции на рынке труда. В условиях трансформации общества во многом изменилось общественное мнение относительно статуса и престижности профессий, что явилось предопределяющим фактором профессионального выбора, не отвечающего реальному трудовому спросу на них,

Похожие диссертации на Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием