Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Шеняк Людмила Гурьевна

Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин
<
Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шеняк Людмила Гурьевна. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ростов н/Д, 2000 215 c. РГБ ОД, 61:00-13/1346-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Духовное развитие студентов как проблема научного исследования. 15

1.1. Проблемы духовного развития в философской науке. 15

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы духовного развития личности 45

Выводы no главе. 83

Глава 2. Логика педагогического исследования. 84

2.1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования. 84

2.2. Задачи и методика формирующего этапа исследования. 93

2.3. Задачи и методика контрольного этапа исследования. 115 Выводы по 2 главе 117 Глава 3. Пути и методы развития духовности студентов вуза в процессе изучения педагогических дисциплин. 118

3.1. Особенности духовного развития студентов вуза (констатирующий этап исследования) . 118

3.2. Педагогические условия развития студентов в процессе профессиональной подготовки.

3.3. Результаты контрольного этапа исследования. 170

Заключение. 182

Список литературы. 1 $6

Приложение. 207

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема духовного развития подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества и сегодня она приобрела новый смысл. Это обусловлено обострившимся социально - экономическим кризисом в России и кризисом отдельной личности. В науке и практике осуществляется интенсивный поиск путей выхода личности из духовного кризиса и осмысление целей воспитания и задач просвещения. Духовное развитие каждого индивида служит условием самоорганизации социума, самовоспитания и наращивания созидательной силы, его самоконтроля и свободы. Это обеспечивает личности богатство духовных интересов, раскрытие творческих способностей, проявление наиболее важных человеческих качеств. Духовное становление, основанное на ценностно - ориентированном взгляде на жизнь (творчество; самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.), предполагает актуализацию духовного потенциала общества и возможностей самого человека и становится преобладающим над классовым, региональным, национальным. Система образования, являясь одной из наукоемких сфер духовного производства, должна помочь преодолеть противоречие между ориентацией общества на построение и функционирование материального производства и возрастающим стремлением сохранить духовный потенциал нации. Более всего нам сегодня необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодежи, помогло бы молодым людям "строить самих себя", совершать духовный рост, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути.

Духовность в науке трактуется как компонент развития личности наряду с физическим, психическим, социальным и другими свойствами. Пересмотр содержания и статуса наук, которые задействованы в воспроизводстве духовного потенциала человека, дают возможность осуществить интеграционный подход к организации педагогического процесса,

содействовать духовному развитию человека. Представляется, что лишь достаточно высокий уровень развития наук о человеке позволит строить нормативные прогнозы развития личности и модели желаемого. К настоящему времени в педагогике исследованы проблемы формирования духовных потребностей личности (Ю.В.Шаров), роль духовных потребностей в нравственном ее развитии (Е.Н.Шуркова), пути формирования духовных потребностей в старшем школьном возрасте (Т.И.Власова, Т.Н.Капкан) и студентов педагогического вуза (Л.Н.Разуваева). Особое звучание данная тема приобретает в исследованиях, связанных с развитием духовности у студентов -будущих учителей. Предпринята попытка рассмотреть их духовное развитие в процессе образования в педагогическом вузе (на примере факультета русского языка и литературы) (Е.О.Галицких), процесс формирования духовной культуры будущего педагога, духовного мира и духовно-нравственных ценностей учителя музыки (В.В.Богатов, А.Н.Гурова, Е.НШуркова и др.). В исследовании (Е.П.Лагунова) обращение к опыту духовного воспитания в процессе подготовки учителя нового типа, в частности, в курсе преподавания художественной культуры. Вместе с тем, количество исследований, специально посвященных вопросам духовного развития будущего учителя незначительно, феномен духовного развития в педагогике остается недостаточно исследован и требует своего педагогического осмысления.

В философии складывается интеграционный подход к изучению проблемы духовного развития, что нашло отражение в трудах русских философов С.А.Алексеева, Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Н.К.Рериха, В.В.Розанова, Г. С. Сковороды, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, А.С.Хомякова и др., и в современных исследованиях -М.М.Бахтина, Б.Н.Бугаева, Ф.Е.Василкж, В.Е.Гурина, С.Б.Елканова, П.М.Ершова, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, С.С.Нуровой, В.И.Селиванова, П.В.Симонова, В.Г.Федотовой и др.

В данном исследовании осуществлен аксиологический подход в изучении проблем духовного развития личности, осуществленный, представляет собой направление, в основу которого легло понимание и утверждение ценности человеческой личности, значимости субъективности, т.е. личностного начала в человеке, и образования как одного из основных средств его развития. Осмыслить принципы изучения и развития личности через анализ различных областей человекознания позволяют ряд идей деятелей науки второй половины XIX - начала XX века: Н.А.Добролюбова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и многих других.

Теоретическую основу нашего исследования составили вопросы развития личности, отраженные в трудах Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, Л.С.Выготского, А.В.Петровского, А.А.Ухтомского и др.; формирования таких качеств личности, как направленность - А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, С.Л.Рубинштейна и др., становлении ценностных ориентации -И.С.Кона, М.Г.Казакиной и др., развития духовной культуры будущего специалиста - Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, Н.Б.Крылова, Н.Е.Шуркова и др. Они обогатили наше исследование психолого-педагогическими подходами в раскрытии критериев, показателей и уровней духовного развития.

Современные подходы к проблемам духовности и духовного развития опираются на историю и традиции педагогической мысли о развитии отечественной школы, духовно-нравственном становлении. М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Д.Ушинский, В.Я.Стоюнин, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, Д.И.Писарев, А.И.Герцен и Н.П.Огарев, П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлинский и многие другие понимали духовное развитие личности как одно из важнейших направлений педагогических поисков. Это дает возможность обосновать необходимость духовного развития будущих педагогов в вузе и подготовить их к активной ценностно - ориентированной деятельности.

Педагогика, обращенная на развивающуюся личность, изменяет представления о целях и задачах образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания студентов в вузе. Анализ исследований позволил нам обратить внимание на то, что вопросы развития духовности студентов остаются практически не освещенными или же рассматриваются с точки зрения теоретических вопросов, связанных с особенностями трактовки понятия «духовность». В нашем исследовании мы делаем попытку интеграции профессионально - педагогического образования и содержания духовного развития студентов на факультете национальной школы педагогического вуза и видим это как один из путей развития мотивации, ценностных ориентации студентов, убеждений, ответственности, способности осуществлять поиск истины и творчески самореализовываться в процессе будущей профессиональной деятельности. Потребности, интересы, цели развивающейся личности становятся сегодня центральными в различных науках, и поэтому в нашем исследовании изучаются педагогические условия, создание которых обеспечит студентам развитие способности к самодвижению и самостроительству.

Анализ философских, психолого - педагогических исследований по проблемам духовного развития личности позволил обнаружить ряд противоречий, обосновавших направление нашего исследования: между сложившимся социально - экономическим, социальным кризисом в России и необходимостью осмысления целей воспитания, образования будущих педагогов; ценностно - ориентированным образованием и реальной педагогической практикой; требованиями к духовному развитию будущего учителя и фактическим уровнем его развития; обновлением содержания педагогического образования с ценностно - ориентированных позиций и отсутствием целенаправленной деятельности, обеспечивающей духовное развитие студентов; потребностью в самосовершенствовании, поиском ответов

7 на вопрос о смысле жизни и недостаточным опытом практического и духовного освоения действительности.

При выборе темы исследования и обосновании ее актуальности, мы придерживались следующих концептуальных позиций, исходили из того, что:

-на всех этапах системы образования важен уровень освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений, возрождение национальных традиций, признание необходимости использования возможности духовного открытия в настоящем и будущем, изучение и использование научных рекомендаций по проблемам духовного развития,

-образование является фактором развития сознания и прежде всего мы имеем в виду осознание моральных, духовных и эстетических ценностей, которые несмотря на их древность, способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху, составляя цели жизнедеятельности человека, для которых наука и технология должны быть лишь средствами;

-в образовательном проекте главная задача - это подготовка компетентного человека, который должен понимать сложную динамику не только процессов социального, но и духовного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем, человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним и случающееся;

-расширенное воспроизводство духовности представляется в качестве целостного мировоззрения, общей и профессиональной культуры, духовно-нравственно-правового образа жизни;

-недостаточно разработана тема и проблема в целом в педагогической науке, освещена в научно-педагогической и методической литературе.

Таким образом, выбор темы исследования «Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин» продиктован как научными

8 интересами к духовной стороне развития личности и, прежде всего, к ее внутреннему миру и возможностям личностного роста, так и потребностями педагогической практики. Обозначенные противоречия определили цели, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.

Цель исследования состоит в обосновании педагогических путей и способов духовного развития студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объектом исследования выступает процесс духовного развития студентов в системе их профессионального образования.

Предмет исследования: содержание педагогических дисциплин и педагогических технологий, обеспечивающих духовное развитие студентов.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть основное содержание понятий «духовность», «духовное развитие» студентов.

2.Определить критерии, показатели и уровни духовного развития студентов вуза.

3.Определить пути духовного развития студентов вуза и условия их саморазвития в системе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования. Духовное развитие студентов вуза в процессе изучения педагогических дисциплин возможно обеспечить при соблюдении следующих условий:

-интеграции в содержание педагогических дисциплин и спецкурса ценностных смыслов духовной жизни человека как его собственных целей и содержания педагогической деятельности;

-создания специального курса, содержащего в себе основные понятия духовности и раскрывающего особенности организации процесса духовного развития личности;

-осуществления студентами сознательного выбора духовных ценностей как ориентиров в их будущей профессиональной деятельности;

-наличия потребности у студентов к духовному и профессиональному самосовершенствованию и готовности преобразовывать содержание педагогической деятельности с позиций ценностных смыслов;

-использования диалогово - развивающих методик, обеспечивающих духовно - личностный и духовно - профессиональный рост студентов, ценностно - ориентированный обмен интересами, мнениями, стимулирующих потребность к духовному самосовершенствованию и готовность изменять свои представления об образе педагога и содержании педагогической деятельности.

Методологическую основ^исследавания составили аксиологический подход, раскрывающий ценностные ориентации, ценностные смыслы как цели и содержание педагогической деятельности, представляющий систему мировоззренческих смыслов, детерминирующих педагогические процессы, обусловливающий закономерности процесса духовного развития; гуманистический подход, ориентированный на основную цель - развитие личности и ее ценностных ориентации, определяющий новые тенденции в образовательном процессе высшей школы; деятельностный и личностный подходы к управлению образовательным процессом, обеспечивающим духовное развитие студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в актуализации процесса духовного развития студента как профессионально необходимого компонента формирования личности будущего учителя; в рассмотрении проблемы профессиональной духовно-нравственной подготовки студента в русле ценностно - ориентированного подхода. Разработана и теоретически обоснована модель процесса духовного развития студентов, состоящая из ценностного переосмысленного образа будущего учителя, интеграции педагогического и духовного знания, диалогово -развивающих методов, обеспечивающих потребность в самопознании, самоопределении и самоизменении. Определены уровни духовного развития студентов, характеризующие содержательный аспект духовно-нравствен ной

10 личности. Дано обоснование потенциальных возможностей педагогических дисциплин н дисциплин специализации, способствующих духовному развитию будущего учителя. Раскрыта динамика духовного развития студентов. Выявлены педагогические условия, способствующие процессу духовного развития личности: интеграция в содержание педагогических дисциплин и спецкурса ценностно - ориентированных смыслов, создание содержания спецкурса «Основы духовного развития личности», раскрывающего основные понятия процесса духовного развития личности и систему управления этим процессом; разработана модель педагогической технологии управления процессом духовного развития студентов.

Практическая_ значимость результатов ^исследования. Созданы и прошли экспериментальную проверку: программа спецкурса «Основы духовного развития личности», логика построения процесса духовного развития студентов, диалогово - развивающие методики как ценностно -ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая самодвижение студентов к своему духовному «Я». Разработаны методические рекомендации по внедрению интегрированного профессионально - педагогического и духовного содержания спецдисциплин в процесс подготовки педагогических кадров в вузе.

На защиту выносятся:

I.Понятие «духовное развитие студентов», определяемое нами как личностная структура, входящая как компонент в профессиональную модель будущего учителя, представленная потребностями студентов к самосовершенствованию, творчеству и свободе; осознанными ценностными смыслами, обусловливающими изменения в личностном и профессиональном росте; готовностью взять на себя ответственность за воспитание других и самовоспитание, к построению собственной программы д\~ховного личностного и профессионального саморазвития.

2.Логика процесса духовного развития студентов рассматривается как интегрированная детерминирующая структура - ценностно - смыслового целеполагания, духовного педагогического содержания, диалогово -развивающих и ценностно - ориентированных технологий в непрерывно действующей системе подготовки педагогических кадров, обеспечивающая:

-достижение результативности в приобщении личности к духовным ценностям, их осмысление и принятие, развитие на этой основе нравственных качеств и норм, регулирующих поведение;

-изменения в целеполагании, содержании профессионально педагогической подготовки будущих учителей, их духовном опыте и потребности к самосовершенствованию.

3.Интегрированное в содержание педагогических дисциплин духовно -педагогическое содержание спецкурса «Основы духовного развития личности», раскрывающее понятия духовности будущего учителя и ребенка, педагогический идеал, процесс духовного развития личности и т.п.; духовные, нравственные, эстетические, политические, личностные, профессиональные и др. ценности как составляющие педагогическое содержание и образ будущего учителя; пути и методы духовного развития и самосовершенствования студентов; способы самопознания уровня своей духовности и переноса смысла изучаемых ценностей в собственный педагогический опыт. Содержание спецкурса концентрирует в себе основные понятия духовного развития и входит отдельными темами в блок дисциплин специализации и определяет основные акценты педагогических курсов в психолого - педагогическом блоке.

4.Диалогово - развивающие ценностно - ориентированные технологии представлены диалоговыми, игровыми методиками, рефлексией, дидактическими играми, тренингами, имитацией, моделированием. Они обеспечивают становление ценностных смыслов в целеполаганиях и содержании профессиональной деятельности, изменение духовных потребностей, способностей студентов и их готовности осуществлять

12 педагогическую деятельность на основе осмысленных духовных ценностей. Педагогические технологии ориентированы на удовлетворение потребностей студентов в духовном самосовершенствовании, в приобретении собственного педагогического опыта, на развитие духовно - нравственных качеств, обусловливающих стабильность личности в конфликтно - противоречивых ситуациях.

Базой данного исследования стал Адыгейский государственный университет, где диссертант работает в должности старшего преподавателя кафедры психолого-педагогических дисциплин и в разные периоды провел опытно-экспериментальную работу со студентами разных курсов очного и заочного отделений факультета национальной школы в количестве 950 человек. Из них студенты очного отделения были задействованы в углубленном исследовании.

Этапы исследования:

Первый этап (1993-1994 гг.) - поисково-подготовительный - включал сбор и систематизацию теоретического материала по проблеме исследования, что позволило обосновать теоретические возможные пути, средства и условия духовного развития будущих учителей. Начат констатирующий эксперимент, в котором разрабатывалась методика диагностики духовного развития личности; готовились материалы к спецкурсу и программе личностного и профессионального саморазвития, раскрывающие сущность понятий, необходимых для формирования научной базы понимания проблемы.

Второй этап (1995-1997 гг.) - экспериментально-диагностический -направлен на выявление основных противоречий процесса духовного развития и моделировал иновационный вариант на этой основе. Завершен констатирующий эксперимент, включающий научный поиск методики изучения, выявления и определения степени духовного развития будущих учителей. Осмыслена систематика приемов, стимулирующих саморазвитие и выявлены структурные элементы технологии педагогического стимулирования

13 (дели, организация дидактического материала, техника лекции-диалога, семинара-брифинга, спецсеминара, тренинга и применения материала).

Третий этап (1996-1999 гг.) - экспериментально - преобразующий -посвящен формирующему эксперименту с целью выявления оптимальных педагогических условий управления процессом духовного развития студентов педагогического вуза и выработаны методические рекомендации по управлению процессом; разработаны критерии и показатели духовного развития, осуществлена их проверка в условиях педагогического эксперимента; осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробированию курса и программы личностного и профессионального саморазвития, систематизация результатов, их обобщение и осмысление, концептуальное оформление работы.

Исследование осуществлялось следующими методами: теоретического анализа; обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (естественный и формирующий); опросные методы (беседы, анкеты, тесты, опросники, интервью); методы педагогической диагностики (анализ процесса и результатов деятельности, наблюдение и анализ поведения студентов в педагогических ситуациях).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись; в процессе опытно-экспериментальной работы; через публикацию научно-исследовательских материалов по теме диссертации; в ходе выступлений на I-ой научной конференции аспирантов и соискателей "Достижения молодых ученых Республики Адыгея - науке" (Майкоп, АГУ, 1996 г.), в педагогической школе-семинаре по проблеме "Человек у порога Нового мира" (Москва, Горки Ленинские, 1996 г.), на 1-м Международном конгрессе по программе "Мир на Северном Кавказе: через языки, образование и культуру" (Пятигорск, ГГГЛУ, 1996 г.). на межвузовской научной конференции "Семейная педагогика и современная национальная школа"(Карачаевск, КЧГПУ, 1997 г.), на научной конференции аспирантов и соискателей (Майкоп, АГУ, 1997 г.), в процессе обсуждения материалов диссертации на кафедре психолого-педагогических

дисциплин в АГУ. Результаты исследования использовались в работе на факультете национальной школы АГУ.

Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, обеспечивается целью и задачами исследования, характером изучения и определения духовного развития, применением методов, адекватных предмету и задачам, среди которых ведущее место занимает опытно-экспериментальная проверка; внедрением результатов исследования в учебно-воспитательную работу педагогических вузов, колледжей, дошкольных образовательных учреждений.

Проблемы духовного развития в философской науке.

Проблема духовности волновала ученых - теоретиков прошлого и настоящего, поскольку она является наиболее сложным вопросом науки, окончательно не разрешенным и постоянно привлекающим внимание передовых мыслителей своего времени. К этой проблеме в различные исторические времена неоднозначное отношение формировалось со стороны политики и власти. Проблема духовности сложна своей многогранностью и неоднозначностью, поэтому к ней было приковано внимание философов, психологов, педагогов, точки зрения которых подчас были диаметрально противоположными (С.А.Алексеев, Л.М.Архангельский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Н.К. и Е.И.Рерих, Г.С.Сковорода, В.С.Соловьев, В.П.Тугаринов, С.Л.Франк и др.; К.А.Абульханова - Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, А.А.Ухтомский и др.; Ш.А.Амонашвили, Д.А.Белухин, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, К.Н.Вентцель, Н.А.Добролюбов, НИ.Пирогов, Д.И.Писарев, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский и др.).

В словаре по этике духовность - специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция ценностного сознания. Она характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к «психическому» - общему свойству высокоорганизованных, наделенных мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» - познавательному механизму психики (210, 87). Определяется это понятие очень кратко в словаре русского языка, как духовная интеллектуальная природа, как сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. Однако, такое определение слишком общее и не совсем точное, так как сводит духовность к интеллекту, тогда как в ней доминирует моральный аспект.

Наиболее многогранно проблема духовного развития рассматривалась и изучалась в работах отечественных философов. Разработанность данного вопроса в России обусловлена тем историческим и культурным наследием, которое складывалось на протяжении многих веков как синтез восточных и западных культур. Проблема духовного развития изучалась в нескольких направлениях: разработка понятий «дух», «духовность», «духовное развитие», «духовное совершенствование», «духовные устремления» (Н.А.Бердяев, Н.К. и Е.И.Рерих и др.), смысл духовной жизни человека (С.А.Алексеев, Е.П.Блаватская, Н.К.Рерих), духовное самосознание (С.Ф.Анисимов, А.Д.Косичев, Г.В.Платонов и др.), ценности как основа духовной жизни человека (Д.С.Лихачев, Н.О.Лосский и др.), виды духовных ценностей (Л.М.Архангельский, О.В.Вовченко, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др.), духовность и нация (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев, А.Ю.Шадже и др.). Следует заметить, что первую попытку определить духовность предпринял основатель немецкой классической философии И.Кант. Он пишет: " Как предмет одного лишь внутреннего чувства эта субстанция дает понятие нематериальности, как простая субстанция - понятие неразрешимости; тождество ее как интеллектуальной субстанции дает (понятие) личности; все вместе дают (понятие) духовности м (П 1, 371).

Духовность первоначально связывалась с мифом и ритуалы были формой ее выражения. Духовность в религиозном понимании есть раскрытие в мире и в человеке Святого духа. В подходе к ней существуют разные типы. Так, есть не только христианская, но и внехристианская духовность. Христианская духовность отличается от внехристианской тем, что в ней всегда утверждается личность, свобода и любовь. В нехристианской духовности исчезает неповторимая личность, нет свободы человека и любви к человеку. Ее можно назвать ионической, т.е. отрицающей независимость человеческой природы. В теософии сложились различные подходы к пониманию духовности: православная, католическая, протестанская и профетическая, восточная и западная, светская и религиозная. Подлинная христианская духовность есть духовность богочеловеческая, где достоинство человека понимается как путь достижения богоподобного существа, В самом христианстве есть разные типы духовности. Православная духовность - признание в качестве высшей ценности человеческую личность, созданную по образу и подобию Божию, наделенную свободой выбора и даже правом отвергнуть Бога и выбрать зло. Католическая духовность - бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли. В противоположность католической, духовность протестантская говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об их общей для всех религиозной личной ответственности.

Профетическая духовность - это духовность типа христианской. Профетизм есть боговдохновленность, слушание внутреннего голоса Бога о судьбах мира, человечества и народа, о грядущем. Путь человеческого профетического вдохновения не есть путь методического восхождения, это путь внутреннего озарения. Христианству близок по духу ислам. В исламе нет термина "духовность", ибо набожность в нем стремится к сохранению равновесия между "внешним" и "внутренним" процессом поклонения. Духовное право обеспечивает определенные обряды как основу мусульманского поклонения, хотя это поклонение зависит от дисциплинированности души в "постоянной памяти об Аллахе".

Задачи и методика констатирующего этапа исследования.

Целью констатирующего этапа исследования явилось изучение состояния процесса преподавания педагогических дисциплин и особенностей духовного развития студентов университета.

На констатирующем этапе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1 .Проанализировать содержание профессионального образования по учебному плану специальность "030900 - дошкольная педагогика и психология".

2.Определить характер потребностей студентов, особенности их представлений о ценностных смыслах, готовности к саморазвитию как показателях духовного развития.

Первая задача решалась методом анализа учебного плана дошкольного отделения факультета национальной школы с целью определения содержания модулей, блоков учебных дисциплин, выступающего как средство духовного развития студентов. Объектами анализа явились: педагогические блоки и модули учебного плана и содержание программ по педагогике с целью определения наличия ценностного ориентированного знания, понятий, обеспечивающего духовное развитие студентов.

Вторая задача ориентирована на изучение особенностей духовного развития студентов - потребности, ценностные смыслы и готовность к саморазвитию. Данная задача решалась комплексом диагностических методик. Изучение характера духовных потребностей студентов осуществлялось следующими методиками.

Тест «Потребности» или «Парные сравнения)). Цель: определить степень удовлетворенности основных потребностей студентов. Процедура проведения: студенты вписывают и оценивают три вида утверждений и выбирают предпочтительное утверждение, проговаривая вслух фразу: «Я хочу...». Оценивание осуществляется подсчетом баллов и градацией студентов по видам потребностей (№ источника).

« Самоактуализированный тест (CAT)». Цель: определить особенности потребностей в самоактуализации студентов. Процедура: педагог предлагает измерить уровень самоактуализации по 14 шкалам: «шкала ориентации во времени», «шкала поддержки», «шкала ценностных ориентации», «шкала гибкости поведения», «шкала сензитивности к себе», «шкала спонтанности», «шкала самоутверждения», «шкала самопринятия», «шкала представлений о природе человека», «шкала синергии», «шкала принятия агрессии», «шкала контактности», «шкала познавательных потребностей», «шкала креативности». За базовую шкалу нами была принята «шкала поддержки», измеряющая степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействий извне и «шкала ценностных ориентации». Остальные шкалы используются в качестве дополнительных, регистрирующих отдельные аспекты самоактуализации. Оценивание осуществлялось методом ранжирования.

Метод вклх ченного_даблюдения. Цель: определить реальный уровень проявления потребности студентов в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании на практических занятиях, в различных видах внеучебной деятельности и педагогической практике. Объектами анализа явились способы работы студентов в различных видах деятельности. Оценивание осуществлялось путем установления соответствия реальных проявлений и критериев, разработанных нами.

Тест «Стратегия поведения». Цель: выявить уровень потребностей в предупреждении конфликтов в общении. Процедура: студентам предлагается перечень афоризмов и пословиц, в которых обозначены различные стратегии, используемые для разрешения конфликтов. Оценивание осуществлялось по пятибалльной шкале и соотносилось со степенью проявления конфликта и показателями потребностей (179).

Тест - опросник «Анализ своих ограничений». Цель: выявление факторов, ограничивающих реализацию потребностей. Процедура: студентам предлагается 110 утверждений, по которым они должны искренне ответить о своем самочувствии и отношении. Оценивание осуществлялось путем суммирования баллов и ранжирования данных по уровням, раскрывающим личные достоинства и ограничения.

На изучение особенностей представлений студентов о ценностных смыслах педагогической деятельности были направлены следующие методики.

Тест «Характеристика». Цель: изучить особенности отношений к будущей профессиональной деятельности и собственные этические характеристики как ценностные смыслы. Процедура: педагог знакомит студентов с содержанием показателей духовных характеристик в каждой из них и предлагает применительно к себе выбрать те, которые наиболее полно отражают особенности каждого студента. Оценивание осуществлялось относительно разработанных нами параметров.

Опросник «Нравственные идеалы». Цель: выявить представления об идеальном образе духовного человека. Процедура: каждому студенту предлагается текст опросника и бланк для ответов, чтобы высказать свою точку зрения на следующие вопросы: Что такое идеал? Для чего нужны идеалы? Перечислите качества, образующие идеал нового человека? Может ли нравственный идеал быть одинаковым для всех? Должно ли общество стремиться к созданию идеальных нравственных характеров или надо предоставить каждому человеку право избирать свою, отличную от других, линию поведения? Можно ли найти идеальный образ в прошлом? Оценивание осуществлялось относительно разработанных нами критериев.

Особенности духовного развития студентов вуза (констатирующий этап исследования)

На констатирующем этапе исследования, решая первую задачу, связанную с изучением содержания профессионального образования, обеспечивающего духовное развитие студентов, нами был осуществлен анализ учебного плана по специальности "030900 - дошкольная педагогика и психология" на факультете национальной школы, учебные программы по педагогике и методическое обеспечение к ним.

Учебный план факультета национальной школы включает блоки дисциплин - общекультурный, медико-биологический, психолого-педагогический, предметный и национально - региональный компонент. Каждый из них берет на себя функции не только развития профессионально-педагогической культуры, но и формирования общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков при осуществлении прочных связей межпредметного характера.

Анализ общекультурного блока дисциплин показал, что в нем содержатся такие дисциплины, как философия, социология, культурология, этнология, история религии и др., которые потенциально могут реализовывать смыслы и цели воспитания, помогать студентам осваивать общие закономерности человеческого бытия и мышления, снабжать оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым корректируют направленность воспитания. Содержание указанных дисциплин отражает основные понятия, связанные с внутренним духовным миром человека. Так, в курсе философии раскрывается природа человека и смысл его существования; в курсе социологии - понятия социальной группы, социального поведения, образа жизни, культурной среды жизнедеятельности; в курсе культурология акценты в содержании сделаны на усвоение понятий, связанных с культурой, многообразием культур, инноваций в культуре; в курсе этнологии затрагиваются вопросы этнического самосознания, этнической идентичности; в курсе истории религии раскрываются социокультурные функции религии, связи ее с другими сферами жизни человека; в курсе мировой художественной культуры внимание обращается на этапы развития культуры и ее мировое значение. Хотелось бы отметить, что в курсах философии и социологии затрагиваются вопросы, связанные со становлением личности человека в сферах его жизнедеятельности. Однако, анализ рабочих учебных штанов показал, что темам, связанным с духовным развитием человека и раскрывающим научное понятие - ценности, отведено ограниченное количество часов (4 часа). В курсах дисциплин общекультурного блока, связанных с культурой, этнологией и направленных полностью на изучение, казалось бы, общезначимой закономерности - человек и культура, человек и этнос, к сожалению нами не было обнаружено ни разделов программы, ни тем занятий, которые бы позволили студентам обращаться к внутреннему духовному миру, собственному и других людей. В этом проявляется одно из серьезнейших противоречий в реализации основной цели гуманистического образования - развитие внутреннего мира личности. Дисциплины, содержание которых полностью должно быть ориентировано на оказание помощи студентам в осмыслении собственных целей, направленности, устремлений, потребности и смыслов жизнедеятельности, не реализуют потенциальные возможности наук о человеке. Учебные дисциплины сферы культуры отражают содержание, оторванное от личности человека, несмотря на то, что все виды культур и искусств несут в себе образ человека.

Что же касается блока дисциплин, обеспечивающих медико-биологическую подготовку, то они составляют базу для понимания студентами биологической сущности человека и не касаются его духовности.

Дисциплины психолого-педагогической подготовки (введение в педагогическую профессию, психология человека, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, педагогические теории, системы, технологии, коррекционная педагогика, философия и история образования, основы управления педагогическими системами и т.д.) способствуют усвоению общих фундаментальных понятий и положений, обеспечивают более глубокое погружение в специальные сферы образования, помогают понять психологический механизм созревания потенциальных возможностей личности, становления его социально ориентированного поведения, психологические аспекты обучения и воспитания и т.д.

Анализ содержания учебных дисциплин психолого - педагогического блока показал, что по сравнению с общекультурным блоком они в большей степени ориентированы на рассмотрение внутреннего мира как педагога, так и ребенка. В курсе "Введение в педагогическую профессию" мы установили, что его содержание нацелено на развитие духовности будущих педагогов. Это подтверждают такие темы как "Личность ребенка", "Педагогическая культура", "Способы саморазвития педагога", "Педагогическая карьера", казалось бы, должны затронуть понятия "духовность", "поиски смысла", "ценности", "самопознание" и др. Однако, анализ содержания лекций по данному курсу позволил нам обнаружить отсутствие в процессе коммуникаций со студентами, поставленных вопросов, связанных с их духовным внутренним миром. Содержание данных тем не было обращено к волнующим сегодня студентов вопросам личного и профессионального становления.

Похожие диссертации на Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин