Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Дубинин Александр Павлович

Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
<
Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубинин Александр Павлович. Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Ярославль, 2006 173 с. РГБ ОД, 61:06-13/1223

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 25

1.1. Анализ проблемы развития творческой активности в системе среднего профессионального образования 25

1.2. Диалектическое единство условий развития творческой активности 33

1.3. Возможности дисциплины «Техническая механика» для создания условий развития творческой активности студентов 38

1.4. Синергетический подход к моделированию условий развития творческой активности 45

1.5. Модель обучающей среды развития творческой активности 52

І.6. Особенности механизма творческого мышления 61

1.7. Психолого-педагогические условия развития творческой активности "3

1.8. Теоретическая модель развития познавательного интереса 70

Выводы

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ» 77

2.1. Общая характеристика дидактических средств развития творческой активности 77

2.2. Средства реализации психолого-педагогических условий развития творческой активности 82

2.3. Алгоритмическая модель решения проблемных заданий как средство реализации внутренних условий развития творческой активности 89

2.4. Структурно-логическая модель курса механики как дидактическое средство развития творческой активности 95

2.5. Реализация наглядно-образной методологии творчества на основе проблемно-алгоритмических учебных конспектов 110

2.6. Средства компьютерной интеллектуальной поддержки 118

2.7. Экспериментальные исследования и апробация эффективности выявленных условий развития творческой активности и средств их реализации125

ВЫВОДЫ 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 145

ПРИЛОЖЕНИЯ 154

Введение к работе

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 25

  1. Анализ проблемы развития творческой активности в системе среднего профессионального образования 25

  2. Диалектическое единство условий развития творческой активности 33

  3. Возможности дисциплины «Техническая механика» для создания условий развития творческой активности студентов 38

  4. Синергетический подход к моделированию условий развития творческой активности 45

  5. Модель обучающей среды развития творческой активности 52

І.б.Особенности механизма творческого мышления 61

1.7.Психолого-педагогические условия развития творческой

активности "3

1.8.Теоретическая модель развития познавательного интереса 70

Выводы '"

Анализ проблемы развития творческой активности в системе среднего профессионального образования

Психологи отмечают, что творчество начинается с того момента, когда при встрече с новым (или при толковании известных явлений), со стороны учащегося следует всплеск эмоций от осознания правильно решенной проблемы или раскрытия механизма какого-либо явления. В отношении важнейшей, яркой стадии творчества - «озарения» А. Энштейн высказывался: «...этот акт удивления по-видимому наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир» [108.С.45]. Анализ работ, посвященных проблеме творчества показал, что акт творческого мышления имеет свою специфическую логику, феноменален по своим свойствам, качествам и силе проявления.

Проблемой творчества уже в 1912 г. занимался российский учёный П.К. Энгельмейер [107]. Деятельность инженера он рассматривал как инженерное творчество. Обобщая свою теорию творчества, он рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю.

Исследования психологов и учёных-педагогов (Г.С. Альтшуллер, СМ. Василейский, М.М.Зиновкина, А.Ф.Эсаулов) показали, «...что истоками творческого инженерного мышления являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранное системное творческое техническое осмысление знаний, владение методологией технического творчества...» [32.С.23].

Изучению закономерностей творческого процесса посвятили свои работы СМ. Василейский, К.Г. Воблый, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарёв, Д.Россман, Т.Рибо, Р. Стернберг, СМ. Шалютин, П.М. Якобсон и других [16,19,74,110]. Большинство из них выделяют такие фазы творчества, как постановка проблемы, рождение идеи, проверка. В современных учебниках по психологии и педагогики мы видим те же основные фазы творчества: 1-накопление информации; 2-подсознательное созревание решения (на фоне забывания проблемы); 3-озарение; 4- проверка истинности [50.С.83].

Многие учёные в основу механизма творческого процесса ставили интуицию. Несмотря на то, что природа интуиции до конца не изучена, тем не менее работы учёных В.Ф. Асмуса, М. Вертгеймера, Т.В.Кудрявцева, Я.А. Пономарёва, и других [2,18а,47,74] доказывают, что в основе интуиции лежит способность индивида отражать в ходе информационного взаимодействия с окружающим, наряду с прямым (осознанным), побочный (неосознанный) продукт. В процессе творческой деятельности эта неосознанная часть результата действия чаще всего и становится ключом к решению творческой задачи. О соотношении осознанного (логического) и неосознанного (интуитивного) пишет в своей книге «Рождение новой идеи» Эдвард де Боно [8].

Применительно к учебно-познавательной деятельности это соотношение рассматривается как интеллектуальная и творческая деятельность. М.В. Кроль показывает принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности в направленности на решение различных задач: задачи понимания смысла и задачи порождения нового смысла [50.С.91].

Диалектическое единство условий развития творческой активности

Опыт работы, теоретические исследования и анализ литературы показывают, что задача развития творческой активности - важная и трудная проблема. Она реализуется в учебном процессе - сложной, динамически развивающейся педагогической системе. Каждый из субъектов этого процесса имеет свои функции, которые осуществляются соответствующими видами деятельности. Эффективность этой деятельности обеспечивается при наличии условий и средств, способствующих достижению конкретных учебно-воспитательных задач. Первым и наиболее общим условием является согласованность деятельности преподавателя и студента. Это основное дидактическое условие - «дидактический резонанс» в системе «учитель - ученик» [97.С.92]. С позиций синергетики он получил несколько иную трактовку и предусматривает не только внутреннюю взаимосвязь методов и средств преподавания и учения, но и переход самой системы, в результате малых резонансных воздействий, на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития. Это условие отражает нелинейную ситуацию открытого, солидаристического образовательного диалога, совместную активность и сотворчество, функционирование в одном темпе.

Выявление условий, осуществление которых позволит успешно развивать творческую активность, осуществлялось на базе этого основного дидактического условия.

Задача состоит в определении условий и средств, которые обеспечивали бы на всех этапах обучения диалектическое единство деятельности преподавателя и студента. Для определения целенаправленных условий необходимо опираться на исследования, проведённые учеными в этом направлении.

В той или иной мере условия активизации учебно-познавательной деятельности рассмотрены во многих работах отечественных учёных.

Ю.К. Бабанский среди условий оптимизации процесса обучения отводит большую роль условию создания на уроках благоприятной морально-психологической атмосферы, при которой учебная деятельность протекает особенно плодотворно [5.С.45].

М.Н. Скаткин [84] отмечает следующие условия активизации учения:

-формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию;

-вооружение учащихся рациональными приёмами познавательной деятельности;

-сочетание коллективной и индивидуальной форм работы.

Н.А. Полковникова [73] в число основных условий включает систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы, разнообразие учебной деятельности, индивидуальный подход к учащимся.

Т.И. Шамова предлагает объединить основные условия активизации учения в три группы в зависимости от доминирования тех или иных целей деятельности:

-первая группа - условия, в которых доминирует цель формирования мотива деятельности;

-вторая - условия, в которых доминирует цель обеспечить успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения;

- третья - условия, в которых доминирует цель включения каждого школьника в процесс активного учения [96.С.102].

М.М. Зиновкина отмечает, что основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие включение студентов в активную поисковую деятельность, «состоят в том, чтобы они не только обеспечивали процесс формирования системного мышления, но и обучали пониманию его методологии, активизировали творческую мысль, дисциплинировали её, развивали умения алгоритмически записывать свою мысль, научно обосновывать идею»[ЗЗ.С62].

Анализ педагогической литературы по вопросам определения условий активизации учения показывает неоднозначные подходы разных авторов. Называются самые разнообразные как общие, так и частные условия, соблюдение которых способствует активизации учения, однако в этих и ряде других работ не ставилась задача выявления и обоснования условий, способствующих успешному развитию творческой активности. Не рассматриваются и вопросы создания условий, при которых формируются знания и умения основ методологии технического творчества. Остаётся открытым и вопрос определения возможностей различных дисциплин для создания условий развития творческой активности студентов.

Средства реализации психолого-педагогических условий развития творческой активности

Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимоотношения педагога и обучаемых, поэтому для того, чтобы любая педагогическая технология заработала, ожила и была результативна, она должна опираться на изучение личности студента и коллектива учебной группы [82]. Особая роль при изучении личности отводится таким взаимодействиям, которые позволяют указать и предложить студентам путь к первоначальному движению. Первоначальное движение (ауфтакт) - это такое движение, «...которое включает в себя целый космос, потому что всё предыдущее личность включает опосредованным, компактным образом в это движение» [51.С.1]. Этим первоначальным движением является акт самоосознания себя.

В работе исследуется часть этого движения, связанного с самооценкой своего интеллектуального уровня, степенью актуализации своего творческого потенциала, то есть рассматриваются образные (гештальтные) движения.

Эти движения есть суть образного (имагинативного) мышления. Именно имагинативная сфера способствует эффективной учебно-познавательной деятельности человека, активизации её творческой составляющей. «Человек, который не осознаёт себя, конечно же, не сможет применять массу приёмов, уже разработанных человечеством для того, чтобы хорошо усваивать какие-либо знания и предметы» [51.С.1].

В качестве первого шага для решения проблемы, поставленной в исследовании, студентам предлагаются простейшие интеллектуальные упражнения и занимательные головоломки, взятые из различных источников. (Г.Иванов, А.С. Иванов, Ю.П. Саламатов, Эрик Роджерс, Е.И. Игнатьев, П.В. Маковецкий.). Их основная задача состоит в том, чтобы вовлечь студентов в творческую атмосферу через самооценку и самоанализ собственного творческого потенциала и интеллектуального развития (см.приложении 1).

Практика применения интеллектуальных упражнений и занимательных головоломок подтверждает возможность использования их в качестве первого шага к первоначальному движению. Работа с такими заданиями стимулирует студента к самоанализу и самоосознанию, к определению уровня своей атомарной честности. Подавляющее большинство студентов не в силах справиться с этими простыми заданиями, несмотря на активное и заинтересованное участие в их решении. Это позволяет поставить вопрос: «...А что же мы делали до этого, всегда ли мы были себе идентичны, всегда ли мы могли сказать, что живём талантливо, пусть даже шепотом, про себя, в самих глубинах я»?»[51.СЛ]. Практика и статистические исследования показывают, что лишь единицы могут оставаться равнодушными в этой ситуации (либо намеренно показывать равнодушие). Для подавляющего большинства студентов эти первоначальные движения становятся первыми флуктуациями, которые ведут к умению создавать актуализированный интерес, а в дальнейшем определят пути развития личности.

Такие задания принимаются в качестве стартинговых параметров при реализации условий развития познавательной активности и формирования творческого инженерно-технического мышления. Задача этого этапа познания состоит в том, чтобы сохранить и постепенно "раздуть" появившуюся слабую искру интереса и активности у каждого студента. Для этого необходимо следующее:

- связать этическое понятие «чистота помысла» с технологией создания актуализированного интереса;

-стимулировать оценками оригинальные ответы и степень активности в их решении (экран творческой активности); -не затягивать решение, если задания кажутся трудными (учитывать отсутствие желания, навыков и воли преодолевать трудности, а так же естественное биологическое стремление минимилизировать энергозатраты);

-обсудить решение заданий с методологической точки зрения.

Анализируя решение приведённых упражнений, наглядно демонстрируем причину затруднений, состоящую в шаблонном стиле мышления. Мир представлений и образов беден в силу отсутствия или слабо развитого интроспективного анализа. Актуализация, на основе этого анализа образного продуктивного воображения и творческой интуиции позволит легко их решить.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин