Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Жехрова Мария Валерьевна

Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре
<
Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Жехрова Мария Валерьевна


Жехрова Мария Валерьевна. Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Воронеж, 2007 219 с., Библиогр.: с. 168 - 245 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре 17

1.1- Теория ценностей как методологическая основа решения исследуемой проблемы 17

1.2. Структура ценностного отношения к иноязычной культуре будущих учителей иностранного языка 38

1.3. Педагогические условия формирования у будущих учителей иностранного языка ценностного отношения к иноязычной культуре 61

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА 2. Формирование ценностного отношения к иноязычной культуре у студентов языкового факультета педагогического вуза 87

2.1. Педагогическая модель формирования у будущих учителей иностранного языка ценностного отношения к иноязычной культуре 87

2.2. Анализ состояния ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре 112

2.3. Динамика формирования ценностного отношения к иноязычной культуре у будущих учителей иностранного языка 134

Выводы по второй главе 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

ЛИТЕРАТУРА 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из важнейших положений копцеїт-ци модернизации образования стало признание того, что решающее значение в современных условиях приобретают не только экономические факторы, такие как внедрение новых технологий и структур производства, политические реформы и введение демократических институтов, идеологическое воздействие, но и культурные, духовные аспекты. Требования преодоления культурно-идеологических стереотипов, установления нового международного экономического и информационного порядка актуализировали вопросы культурной экологии, сохранения уникальных и самобытных культур малых народов, а также необходимость развития связей между культурами, повышения эффективности общения в современных условиях в процессе взаимодействия культур.

Растущая взаимозависимость стран и народов, необходимость предотвращения вооруженных конфликтов в мире, объединение усилий различных государств в борьбе с международным терроризмом вызвали необходимость воспитания молодого поколения в духе мира и взаимопонимания - «глобальное воспитание». Одними из первых, кто обратил внимание на проблему «глобального воспитания», были ученые США и Англии. В настоящее время и в других странах готовятся научные и учебные издания, цель которых - способствовать укреплению взаимопонимания, доверия и сотрудничества между людьми разных государств, преодолению устаревших стереотипов, в частности, негативных представлений о народах других стран,

В европейских странах острее осознается необходимость выйти за рамки своей страны при изучении истории, литературы, искусства, узнать больше о других странах, особенно о государствах Европы - Восточной и Западной, чьи интересы тесно переплетаются.

Интернационализация экономики, культуры, общественной жизни требуют углубления и расширения знаний в области иностранных языков. Жела-

4 ниє соответствовать этому требованию побудило страны Западной Европы (Германия, Италия и др.), увеличить в школьной программе время на изучение иностранных языков. Рассматривая роль языка не просто с лингвистической, а с образовательной позиции, можно выделить его следующие функции: познавательную (язык как средство познания, орудие мышления), аккумулятивную (язык как храни гель национальной культуры), коммуникативную (язык как орудие обшения, выразитель отношения и эмоций) личностно-образующую (язык как инструмент развития и воспитания). Сравнивая эти функции с функциями культуры, легко заметить «семейное родство» языка и культуры, их содержательную и функциональную близость и диалектическое единство.

Если говорить о практическом предназначении иностранного языка, не только в смысле осознания указанных функций, но и в смысле получения практического результата, то он зависит от уровня овладения речевыми умениями, культуролоіическими, психологическими и педагогическими аспектами содержания иноязычной культуры.

Овладевая языковым средством общения, студент открывает для себя, а затем получает непосредственный доступ к культурным ценностям новой для него страны. Каждая порция подлежащего овладению материала подается как факт культуры другого народа, будь это какое-то явление, событие, исторический памятник и т.п. или речевой образец: сложное слово, пословица; необычный звук и т.п. Это принципиально иная стратегия, позволяющая в полную силу «работать» одному из важнейших мотивационных принципов - принципу новизны. Именно новизна самого факта культуры, способ его подачи, соответствующая технология работы, «вычерпывающая» весь его познавательный, развивающий и воспитательный потенциал, служат мощными факторами возникновения и поддержания личностного смысла обучения для студента.

Вместе с тем, в современном обществе всё ещё существуют неприязнь к другим культурам, неприятие иных религиозных верований, национализм и шовинизм - многовековые источники вражды, конфликтов и войн между наро-

5 дами. В современных условиях национальные и расовые предрассудки продолжают сохранять свою силу, создают социальную напряженность, усиливают дегуманизацию мира, становятся питательной почвой для военных столкновений. Актуальны проблемы восстановления собственных культурных традиций, возрождения духовности, приобщения к общечеловеческим ценностям, воссоединения с мировой культурой. Акцент на общечеловеческие ценности б их глобальном измерении в условиях начала XXI века привлекает многих педагогов, испытывающих справедливую тревогу за судьбу мировой цивилизации.

О необходимости решения столь актуальных проблем в своих трудах убедительно писали известные отечественные и зарубежные представители психолого-педагогической науки: Е.И. Пассов, А.Г. Асмолов, И.В, Бойко, В.П. Зинченко, ВДС Журавлев, М.С. Каган, В.В. Картава, Н.А. Коваль, И.С Кон, А.В, Мудрик, ВА. Петровский, С.А, Рубинштейн, Э. Фромм, А.Швейцер, Е.А. Ямбург и др, В трудах этих и других ученых проводится основополагающая мысль о необходимости укрепления взаимопонимания и сотрудничества между людьми разных государств, о взаимодействии и взаимообогащеиии культур разных народов, о формировании толерантного сознания и ценностного отношения к иноязычной культуре у современной молодежи. Значительная роль в решении этих задач отводится современным образовательным учреждениям.

Принятие иноязычной культуры и ценностное отношение к ней являются составляющими общей культуры, обеспечивающими толерантность межкультурной коммуникации современного учителя иностранного языка. Существует глубокая связь между языком и ценностным отношением к культуре страны изучаемого языка, так как язык и культура принадлежат одному и тому же обществу, государству и народу, реализующемуся в культуре и языковом общении. Усвоение другого языка даёт возможность не только интегрироваться в другую языковую группу, но и идентифицироваться с ценностями иноязычной культуры. Выделение культурной составляющей в содержании обучения ино-

странному языку открывает студентам доступ к ценностям другого парода, обеспечивает в образовательном процессе «диалог культур». Значимость проблемы возрастает, когда речь идет об изучении личностных процессов, связанных с развитием ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре, с созданием педагогических условий профессиональной адаитаиии студентов в новой социально-экономической обстановке, с необходимостью повышать реальный уровень культуры и духовности выпускников педагогического университета.

Однако существующая система подготовки будущих учителей иностранного языка не в полной мере использует имеющийся потенциал иноязычной культуры. Отсюда возникает целый ряд противоречий между:

востребованностью педагогической практикой разработок по проблеме формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре и недостаточным исследованием этой проблемы в педагогической науке;

возможностями соотнесения в учебном процессе обшечеловеческих ценностей, как эталона духовности и мудрости, с ценностями страны изучаемого языка и неготовностью педагогов в полной мере реализовать эту возможность через содержание образования будущих учителей иностранного языка;

объективно растущей потребностью студента в ценностном отношении к иноязычной культуре и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих самореализацию обучающегося в учебном процессе.

Данные противоречия вывели нас на объективно существующую проблему, требующую своего разрешения: как обеспечить эффективное формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре?

Значимость проблемы возрастает, когда речь идет об изучении личностных процессов, связанных с развитием ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре, о создании педагогических

7 условий профессиональной адаптации студентов в новой социально-экономической обстановке, о необходимости повышать реальный уровень культуры и духовности выпускников педагогического университета.

Научные исследования по формированию ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре малочисленны и фрагментарны. Недостаточная разработанность данной проблемы, ее важность и актуальность послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре».

Решение данной проблемы определяет цель исследования: разработать и экспериментально проверит]» модель формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре.

Объектом исследования является образовательный процесс языкового факультета педагогического университета.

Предметом исследования является формирование у студентов языкового факультета вуза ценностного отношения к иноязычной культуре.

Гипотеза исследования. Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре будет эффективно, если:

в образовательном процессе на языковом факультете педагогического университета раскрыты сущность, структура и критерии сформированности ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре и актуализированы компоненты понятия «ценностное отношение будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре»;

ведущим в педагогической деятельности станет культурологический подход;

разработаны и реализованы педагогические условия формирования ценностного отношения к иноязычной культуре будущих учителей иностранного языка;

- разработана и апробирована модель формирования ценностного отно
шения к иноязычной культуре будущих учителей иностранного языка и ее
учебно-методическое сопровождение,

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой нами сформулированы задачи исследования:

  1. Определить содержание понятия «ценностное отношение к иноязычной культуре будущих учителей иностранного языка» и его компоненты.

  2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре.

  3. Разработать и экспериментально апробировать педагогическую модель формирования у студентов ценностного отношения к иноязычной культуре.

  4. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

идеи гуманистической философии, педагогики, психологии: Ш.А, Амонашвили, RA. Бердяев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Васильев, Г.В.Ф. Гегель, Л.Н. Голубева, В. Дильтеи, Я.А. Коменскии, А. Маслоу, М. Монтессори, А/В. Мудрик, ИХ. Песталоцци, К, Роджерс, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д, Ушинский, ЕЛІ. Шиянов, А.Н. Шимина и др.;

теория ценностей, концепция формирования личностных ценностей; Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, М.М, Бахтин, В.А. Василенко, П.Я Гальперин, ОТ, Дробницкий, А.И. Зеличенко, М.С Каган, А.Н. Леонтьев, В.М Мясищев, Г.Риккерт, Е.И. Пассов, СЛ. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский и др.;

ценностный подход в образовательном пространстве: А.Г. Асмолов, Е.И. Пассов, В.И. Бойко, Т.П. Выжлецов, ВЛ, Зинченко, И.Ф. Исаев, Л.В. Казанцева, Е.В. Калюжная, В.А. Караковский, Ж.В. Перепёлкина, В.Д. Повзун, З.И, Равкин и др.;

теоретические основы подготовки учителя иностранного языка: А.Л. Бердичевскии, ЕЛ. Пассов, В Л. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, Ж.Л. Витлин, ИЛ. Зимняя, М.К. Кабардов, В Л* Карташова, Г.И. Панарина и др.

концепция личностпо ориентированного подхода: ЕЛ. Бондаревская, В.В. Сериков, ВЛ. Сластёнип, И.С. Якиманская и др.;

идеи культурологического подхода в педагогике: АЛ. Арнольдов, В.Ф. Берков, ХЛ. Герхард, Б.С. Ерасов, ЮЛ. Зусман, Э. Ион, И.Ф. Исаев, У. Муки, Г.Е. Поторочина, Л.В. Рябова и др.;

психолого-педагогические аспекты межкультурных различий, теоретические концепции диалога культур: М.М. Бахтин, АЛ. Бердичевскии, B.C. Библер, Е.М. Верещагин, Н.К. Иконников, Л.А. Караева, ВТ. Костомаров, A.M. Кулага, АЛ. Леонтьев, ИЛ. Леора, ЮМ, Лотман, РЛ. Мильруд, Л.В. Щербаи др.;

исследования психологических и методических аспектов отношений: А.А. Бодалев, ЛЛ, Божович, М.А. Вейт, В. Дильтей, Ю.А. Желтонова, М.С. Каган, Н.В. Казаринова, ЛЛ. Караева, Е.В, Левченко, Г.Ф, Михальченко, НЛ. Обозов, А.Ж. Овчинникова, НЛ. Пешкова, В.М. Погольша, А.Д. Райхштейн, И,М, Черовко, ТЛ. Чечет и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов:

теоретических: анализ и концептуальный синтез философской, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования;

экспериментальных: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями, полупроективные методики), обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития, формирующий педагогический эксперимент); анализ результатов творческой деятельности студентов (письменные работы, устные сообщения); метод экспертных оценок;

- математических методов обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Воронежский государственный педагогический университет, студенты и преподаватели кафедр английского языка и иностранных языков, которые приняли участие в проведении эксперимента (160 студентов, 36 преподавателей).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2003 г.) проводилось накопление эмпирического материала, определялись методологические и методические подходы к решению проблемы, формулировались ведущая проблематика, объект и предмет данного исследования, определялись содержание, структура, критерии уровней сформи-рованности ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре.

На втором этапе (2004 г,) проводилось выявление педагогических условий, способствующих формированию и развитию ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре: разрабатывалась программа спецкурса «Общечеловеческие ценности в системе аксиологического отношения к иноязычной культуре», проводился сбор экспериментальных данных.

На третьем этапе (2004-2007 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа, реализован спецкурс «Общечеловеческие ценности в системе ценностного отношения к иноязычной культуре», по итогам освоения студентами которого были изучены результаты исследования путем сопоставления данных констатирующего и формирующего экспериментов, проведено теоретическое обобщение педагогических условий формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре и разработаны методические рекомендации по реализации в образовательных учреждениях соответствующих необходимых условий. Осуществлялось оформление диссертационного исследования, проводилась стилистическая правка.

Научная новизна исследования:

- уточнена сущность, определены содержание и структура ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре, вы-

делены его структурные компоненты: информационно-познавательный, ценно-стно-мотивационный, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческий;

определены и обоснованы педагогические условия формирования у будущих учителей иностранного языка ценностного отношения к иноязычной культуре;

обоснованы критерии и уровни сформированное ценностного отношения будущего специалиста к иноязычной культуре;

разработана педагогическая модель формирования ценностного отношения будущего учителя иностранного языка к иноязычной культуре;

разработано и экспериментально апробировано учебно-методическое обеспечение учебного процесса: программа спецкурса «Общечеловеческие ценности в системе аксиологического отношения к иноязычной культуре» для студентов второго и третьего курса и другие дидактические материалы.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что;

уточнено понятие «ценностное отношение» будущего учителя иностранного языка к иноязычной культуре, осуществлено его системное исследование в условиях действующего государственного учреждения высшего профессионального образования как самостоятельного целостного явления;

рассмотрено соотношение характеристик исследуемого понятия с характеристиками понятий «ценности», «общечеловеческие ценности», «отношение», «культура» и «иноязычная культура»;

теоретически разработана и экспериментально апробирована модель формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре, определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективности формирования у студентов ценностного отношения к иноязычной культуре;

- полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области формирования ценностного отношения к иноязычной культуре студентов различных типов учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка посредством формирования ценностного отношения к иноязычной культуре; разработке и внедрении в учебный процесс вуза программы спецкурса «Общечеловеческие ценности в системе аксиологического отношения к иноязычной культуре» и дидактических материалов. Данные учебно-методическис материалы могут быть использованы не только при проведении аудиторных занятий по иностранному языку в вузе, но и при прохождении студентами педагогической практики в общеобразовательных учреждениях, могут использоваться при составлении учебных программ, планов, отборе содержания обучающих курсов в педагогических вузах.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам работы, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, комплексным характером опытно-экспериментальной работы, обоснованностью исходных методологических позиций, репрезентативностью результатов исследования на различных этапах изучения проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование проходило при непосредственном участии автора в реализации спецкурса и изучении его влияния на студентов факультета английского языка Воронежского государственного педагогического университета.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на международных (Воронеж, 2005; Самара, 2005; Воронеж, 2006), всероссийской (Воронеж, 2006), региональной (Воронеж, 2005) конференциях, на

13 заседаниях кафедр английского языка и иностранных языков ВШУ, а также были изложены в 13 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1, Ценностное отношение к иноязычной культуре будущих учителей иностранного языка - личностное новообразование, основанное на понимании общечеловеческих ценностей, знании и принятии ценностей иноязычной культуры, определяющее выбор социального поведения человека. Структура ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре включает следующие компоненты: информационно-познавательный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческий.

Информационно-познавательный компонент включает в себя знание способов формирования ценностного отношения к иноязычной культуре на основе использования различных средств информации, предполагает знание иностранного языка, культуры и ценностей страны изучаемого языка, методов и технологий овладения иностранным языком, посредством которого происходит освоение иноязычной культуры. Когнитивная доминанта компонента - понимание стоящих перед обучаемыми профессиональных задач по формированию ценностного отношения к иноязычной культуре.

Ценностно-мотивационный компонент подразумевает стремление обучаемого овладеть иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, потребность реализоваться в условиях современной информационной среды. Аксиологическая доминанта компонента - ценностные ориентации в изучении иностранного языка, иноязычной культуры и ценностного отношения к иноязычной культуре.

Эмоционалъно-вояевой компонент предполагает наличие у обучаемого решимости в освоении иноязычной культуры и ее ценностей, личной ответственности за результат деятельности, стремление совершенствоваться. Этико-

14 эстетическая доминанта компонента выражается в стремлении обучаемого к освоению моральных и нравственных ценностей, эстетической культуры.

Коммуникативно-поведенческий компонент состоит в умении использовать традиционные вербальные средства, средства информационно-коммуникационных технологий (в дальнейшем именуемых ИКТ), различные формы социального поведения при выражении ценностного отношения к иноязычной культуре. Информационную доминанту компонента составляет совокупность потребностей и интересов личности обучающегося, обеспечивающих выбор и преемственность типа коммуникации, поведения, деятельности.

2, Педагогические условия, способствующие формированию ценностно
го отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре,
включают в себя: деятельностный характер учебного процесса, разработку и
реализацию учебно-методического обеспечения обучения, диалог культур в по
ликультурной среде вуза, научную организацию труда преподавателя,

3. Критерии успешного формирования ценностного отношения будущих
учителей иностранного языка к иноязычной культуре следующие:

знания о культуре и ценностях страны изучаемого языка;

мотивация к изучению и принятию ценностей иноязычной культуры;

эмоционально-волевая направленность личности;

выбор коммуникативного и социального поведения.

Критерий знания культуры и ценностей страны изучаемого языка конкретизирован через систему следующих показателей: полнота, глубина, системность, осознанность знания общечеловеческих ценностей, ценностей страны изучаемого языка.

Критерий мотивации к изучению и принятию ценностей иноязычной культуры определяется такими показателями, как устойчивость потребностей и интересов в расширении и углублении информации об иноязычной культуре, кооперация.

Критерий эмоционалъпо-волевой направленности личности студента на ценностное отношение к иноязычной культуре характеризуется такими показателями, как способность к эмоционально-волевой регуляции поведения, интеграция.

Критерий выбора коммуникативного и социального поведения характеризуется умениями работать с информацией, строить диалог с представителями иноязычной культуры, опираясь на вербальный и невербальный интеллект, создавать комфортные условия для взаимодействия участников общения, работать в команде.

4. Модель формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре включает принципы (аксиологиза-ции, поликультурности, культуросообразности, личностной активности); методологические подходы (информационно-когнитивный, личностно деятельност-ный, компетентностный); компоненты ценностного отношения к иноязычной культуре (информационно-познавательный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческий), методы формирования ценностного отношения к иноязычной культуре (проблемно-поисковый, про-ектно-исследовательский); формы работ (лекции, практические занятия, тренинги, конференции, семинары, стажировки, учебно-трудовая практика; экскурсии, посещение выставок, музеев, библиотек, обмен делегациями); ожидаемые результаты (знания о культуре и ценностях страны изучаемого языка, направленность личности на ценностное отношения к иноязычной культуре, осознанный выбор речевого и социального поведения).

Структура диссертационной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методологическая основа, методы диссертационного исследования, раскрывается его научная новизна,

теоретическая и практическая значимость. Излагаются положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрении результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре» проводится анализ состояния изучаемой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе, излагаются основные аспекты теории ценностей как методологической базы формирования ценностных отношений к иноязычной культуре, вскрываются проблемы взаимодействия ценностей отечественной и иноязычной культур, исследуются теоретические положения развития ценностного отношения студентов к культуре других стран; определяются и обосновываются педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре.

Во второй главе «Формирование ценностного отношения к иноязычной культуре у студентов языкового факультета педагогического вуза» разрабатывается педагогическая модель формирования у студентов ценностного отношения к иноязычной культуре, в основе которой лежит понятие о ценностях, идентифицируемое с высшими нравственно-этическими нормами жизни человека, излагаются сущность и критерии профессиональной подготовки будущего учителя с опорой на культурологическую парадигму образования.

В заключении изложены основные теоретические выводы исследования, подтверждающие гипотезу, и положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкеты, задания, опорные схемы, программа спецкурса «Общечеловеческие ценности в системе аксиологического отношения к иноязычной культуре».

Содержание работы изложено на 219 страницах машинописного текста, имеется 16 таблиц, 8 рисунков, 1 диаграмма. Список использованной литературы содержит 274 источника. В работе 11 приложений.

Теория ценностей как методологическая основа решения исследуемой проблемы

Ценностное отношение человека к миру обусловлено самой спецификой сознания, способного противопоставлять себе реальность как объект. Как писал М.М. Бахтин, с возникновением сознания мир очень существенно изменился, так как у него появился свидетель и судья, в мире появился субъект, противопоставленный объекту. Значение ценностного подхода к реальности обусловлено не только его содержательной стороной, заключающейся в том, каким образом тот или иной объект становится значимым для человека, но и эффектом переживания акта оценивания. Эмоциональной, часто бессознательной составляющей ценность отличается от простой констатации факта, что и делает ценность основой человеческих отношений и стремлений, ориентиром его жизнедеятельности [12].

«Отнесение к ценностям» - программа радикальной перестройки социальных и гуманитарных наук (наук о культуре), призванная исключить из этих наук явные оценки и в максимальной степени заместить понимание как поведение каузальным пониманием. Само понятие «отнесение к ценностям» было введено Г. Риккертом, считавшим его ключевым в процессе формирования понятий и суждений в индивидуализирующих науках о культуре: «Если мы понимаем какой-нибудь объект индивидуализирующим способом, то особенность его должна быть связана каким-нибудь образом с ценностями, которые ни с каким другим объектом не могут находиться в такой же связи» [190. С. 25].

В дальнейшем М. Вебер попытался разобрать целостную программу исключения прямых оценочных утверждений из наук о культуре и, прежде всего, из истории и социологии. Центральным в этой программе было понятие «отнесение к ценностям», предполагавшее учет перспектив развития исследуемых социальных явлений (их «шансов» в будущем) и введение на этой основе кажущихся чисто описательными идеальных типов; внесение всех оценок за пределы теоретической системы. Невозможно раз и навсегда исключить ценности (а значит, и оценки) из атмосферы, в которой развиваются науки о культуре, ибо «человеческое поведение» становится «действием» лишь в том случае, когда «...действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл» [38]. Не входя прямо в ткань социальной или гуманитарной теории, ценности должны составлять тот контекст, в котором она существует, быть общими координатами теоретизирования, но не его составной частью. Отнесение к ценностям как вынесение ценностей за скобки теории не является оценкой, поскольку оно представляет собой лишь общее освещение той сцены, на которой разворачивается теоретическая деятельность, «Отнесение той или иной группы исследуемых явлений к определенным общечеловеческим ценностям, анализируемым в данную эпоху и выражающим ее преобладающий интерес, это, по Веберу, «чисто логический метод», который вовсе не открывает двери в эмпирическое исследование «практическим оценкам» [38. С. 102].

Проблема отнесения к ценностям вызвала и продолжает вызывать большие споры. В 1960-е гг. в дискуссиях по поводу «логики социальных наук» активно участвовали социологи Т. Парсонс, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.

Концепция отнесения к ценностям являлась первой серьезной попыткой разрешить основную методологическую проблему, связанную с социальными и гуманитарными науками, - дилемму объективности и субъективности. Человеческая деятельность невозможна без оценок (их частного случая - норм); науки, изучающие человека и общество, имеют своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности (определение лучшего из возможных способов действия) и потому формулируют неявные или даже явные оценки. С другой стороны, оценка всегда субъективна, она выражает какие-то индивидуальные или групповые предпочтения; по поводу одних и тех же социальных перспектив (например, будущего капитализма) могут высказываться самые разные оценочные суждения. Концепция отнесения к ценностям не отличалась ясностью и не решила вопрос о месте ценностей в социальном и гуманитарном познании. Но впервые данный вопрос серьезно обсуждался, и был намечен один из возможных путей его решения.

Анализ теории ценностей, данный в исследованиях современных философов (С.Ф. Анисимов, 1994; А.Г. Здравомыслов, 1986; М.С. Каган, 1997 и др,), подтверждает, что научная необходимость в этой категории возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной среде.

Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлениями об идеале, желаемом, нормативном. Столь важные культурные императивы, как справедливость, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода, лежали в основе человеческих действий на протяжении всей истории.

Педагогическая модель формирования у будущих учителей иностранного языка ценностного отношения к иноязычной культуре

Определённые в первой главе диссертационного исследования педагогические условия позволяют разработать педагогическую модель формирования ценностного отношения к иноязычной культуре у студентов факультета иностранных языков. Предварительно дадим характеристику понятия «модель». В «Философском энциклопедическом словаре» [238] модель, в логике методологии науки, рассматривается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. оригинала. Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им. С гносеологической точки зрения, модель - это «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Результаты разработки и исследования модели при определенных условиях, выполняемых в логике и методологии и специфических для определенных областей и типов моделей, переносятся на оригинал, В «Большом энциклопедическом словаре» расширяется представление о модели: «В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный), изображение, описание. Схема, чертеж, ірафик, план, карта и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» [27],

«Современный словарь иностранных слов» [222] значение понятия «модель» (с точки зрения специфики нашего диссертационного исследования) объ 88 ясняет иначе: «... схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе». Обращаясь к разработке педагогической модели формирования ценностного отношения к ииоязычной культуре у студентов, мы представляем её как отражение совокупности целевых, содержательных и процессуальных составляющих подготовки будущего учителя иностранных языков в вузе.

Такая точка зрения позволяет нам конструировать модель формирования у студентов ценностного отношения к иноязычной культуре в соответствии со следующими положениями, входящими в методологическое обеспечение исследования:

- процесс формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре является подсистемой в целостной системе подготовки студентов факультета иностранных языков в вузе;

- структурными элементами модели формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре могут служить как отдельные элементы традиционной подготовки студентов в вузе (теория и методика изучения иностранного языка), так и дополнительные элементы (специально разработанный спецкурс или авторская методика подготовки студентов), которые вместе обеспечивают целостность формирования ценностного отношения к иноязычной культуре у студентов;

- содержательными элементами модели служат дополнительные спецкурсы, включённые в программу подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе, разработанные в соответствии с целью исследования;

- основой конструирования процесса формирования ценностного отношения к иноязычной культуре у студентов является разноуровневое обучение в ситуации свободного выбора заданий.

Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к культуре других стран основывается на следующих принципах: - аксиологизации, предполагающем равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей - при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей (С.Ф. Анисимои, 1994; М.М Бахтин, 1990; Н.Лебедева, 199; Д.А, Леонтьев, 1997 и др.); 5. пол и культурности, означающем равнозначность традиций и творчества родной и иноязычной ісультур, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытий в настоящем и будущем (АЛ. Бердичевский, 1993; B.C. Библер, 1989; АЛ. Леонтьев, 1997; Е.И. Пассов, 2000; Г.Д. Томахин, 1990; Л.И. Харченкова, 2000 я др.);

- культуросообразности, выражающем степень насыщенности содержания образования культурными ценностями и информацией о культуре страны изучаемого языка (Н.Н. Васильева, 2000; М.С. Каган, 1996; ЕЛ Пассов, 2000; Г.Е. Поторочина, 2001; В.И. Филлипова, 1992; Л.И. Харченкова, 1994 и др.);

- личностной активности, отражающем заинтересованность в освоении ценностей иноязычной культуры (Н.Н. Васильева, 1998; И.А, Зимняя, 1989; В.Б, Сериков, 1994;ВАСластегош, 199; И.С.Якиманская, 1994 и др.).

К числу главных направлений педагогической деятельности но приобщению студентов языкового факультета педагогического вуза к культурным ценностям страны изучаемого языка относятся: выявление и систематизация коммуникативных особенностей иноязычной культуры; определение потребностей студентов в информации о стране изучаемого языка; создание условий для познания студентами самих себя, своих запросов и установок в отношении знаний о ценностях кульгуры страны изучаемого языка; формирование навыков интеллектуального, нравственного развития студента на основе признания его субъектом образовательного процесса; обучение студентов наиболее продуктивным способам передачи ценностного отношения к иноязычной культуре школьникам; стимулирование совместной деятельности педагога и студента; повышение активности студента в образовательном процессе.

Анализ состояния ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре

Для подтверждения гипотезы настоящего исследования в учебный процесс была внедрена разработанная нами педагогическая модель формирования у будущих учителей иностранного языка ценностного отношения к иноязычной культуре. Проверка данной модели осуществлялась на базе Воронежского государственного педагогического университета в период с 2004-2007 гг. В ней участвовали преподаватели кафедр английского языка и иностранных языков и студенты 2-3 курсов факультета иностранных языков. И:з 160 студентов были сформированы экспериментальная іруппа (80 человек) и контрольная группа (80 человек).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

1) определение цели и задач, разработка методики и техники эксперимента;

2) проведение констатирующего эксперимента;

3) организация и проведение формирующего эксперимента;

4) опенка результатов проверки экспериментальной модели формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре.

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в проверке эффективности формирования ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре, осуществляемой на основе разработанной нами модели.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- определение состояния отдельных компонентов готовности к формированию ценностного отношения к иноязычной культуре па разных этапах исследования и установление уровней этой готовности для подтверждения возможностей представленного в модели содержания подготовки будущих учителей иностранного языка;

- обоснование необходимости включения в программу подготовки студентов - будущих учителей иностранного языка, спецкурса «Общечеловеческие ценности в системе ценностного отношения к иноязычной культуре»;

- уточнение последовательности реализации модели и методики преподавания спецкурса.

До проведения эксперимента потребовалось определить целый ряд принципиальных положений, учет которых необходим для правильной ориентации в предлагаемом для исследования материале.

Ценностное отношение студентов к иноязычной культуре, являясь компонентом целостной педагогической системы, имеет сложную структуру. Нами были выделены следующие компоненты ценностного отношения к иноязычной культуре:

1) информационно-познавательный;

2) ценностно-мотивационпый;

3) эмоционально-волевой;

4) коммуникативно-поведенческий. Информационно-познавательный компонент (на основе изложенного в параграфах 1Л-1.3) характеризуется усвоением студентами знаний об особенностях иноязычной культуры: ее содержании, специфике, ценностях, месте этих ценностей среди общечеловеческих ценностей.

Ценностно-мотивационный компонент включает личностио значимую систему ценностных ориентации, направленных на усвоение, принятие и при 114 менение в профессиональной деятельности преподавания элементов иноязычной культуры.

Эмоционально-волевой компонент характеризуется эмоционально окрашенным отношением студентов к учебно-познавательной деятельности, что проявляется в активизации усилий студентов в процессе успешного усвоения ими основ иноязычной культуры.

Коммуникативно-поведенческий компонент включает выбор норм речевого и социального поведения, наличие опыта «неразрушаюшего» речевого и социального поведения.

Рассматривая ценностное отношение к иноязычной культуре как аспект профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, учитывая характеристики компонентов, мы предполагаем, что в идеале только полная сформироваппость каждого компонента обеспечивает наибольшую её эффективность. В реальности встречаются различные варианты сочетания наполненности компонентов при большей или меньшей выраженности каждого из них.

Для определения критериев сформированное компонентов ценностного отношения студентов факультета иностранных языков к ценностям иноязычной культуры мы проанализировали взаимосвязь и взаимозависимость культуры страны изучаемого языка и родной культуры (параграф 1,2). Мы обнаружили, что ценностное отношение к иноязычной культуре у будущих учителей иностранного языка формируется под влиянием социума, поведенческих норм, принятых в обществе, в процессе изучения иностранного языка накладываясь на аксиологическую направленность личности обучающегося. Ввиду сказанного выше выделяем четыре критерия сформированности ценностного отношения студентов факультета иностранных языков к иноязычной культуре; знания о культуре и ценностях страны изучаемого языка; мотивация к изучению и принятию ценностей иноязычной культуры; эмоционально-волевая направленность личности студента на ценностное отношение к иноязычной культуре; выбор коммуникативного и социального поведения.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре