Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Салаватова, Асиль Магомедовна

Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования
<
Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салаватова, Асиль Магомедовна. Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Салаватова Асиль Магомедовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Нижневартовск, 2014.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/933

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования

1.1. Историко-педагогический анализ становления этнокультурного образования

1.2. Реализация этнокультурного содержания образования в современных школах региона

1.3. Содержание и структура готовности бакалавров к реализации этнокультурного содержания

1.4. Построение модели формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования

Выводы по I главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования

2.1. Определение исходного уровня состояния готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования

2.2. Реализация модели формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования .

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы .

Выводы по II главе

Заключение

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня существует актуальная необходимость в сохранении и поддержании этнической самобытности народов России, в защите и развитии их национальной культуры. В этой связи возрастает необходимость подготовки высококвалифицированных педагогов, способных соединять национальные и многонациональные интересы, в частности бакалавров педагогики, относящихся с уважением и пониманием к своей этнической культуре, а также к культуре других народов. Решение данной проблемы зависит от уровня сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (от 31.01.05 г. № 728 пед/бак) по направлению 050700.62 Педагогика, выпускники, получившие степень (квалификацию) бакалавра педагогики, готовы к осуществлению профессионально-образовательной деятельности по выбранному профилю: «Начальное образование». В рамках избранного профиля бакалавр педагогики должен быть подготовлен к работе в образовательных учреждениях по таким видам будущей профессиональной деятельности, как научно-исследовательская, консультативная, преподавательская, организационно-воспитательная.

Вопрос формирования ценностей этнической культуры как важного качества личности обучающихся непосредственно связан с формированием этнического сознания, являющегося предметом исследования ряда психологов (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и философов (Э.А. Баллер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.). В их работах выявлены закономерности и ценности национальной культуры, ее влияние на социально-культурные, экономические, политические процессы в обществе.

Значимую роль народной педагогики в формировании готовности к этнопедагогической деятельности обучающихся студентов выделяют в своих исследованиях такие ученые, как Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Л.А. Ибрагимова, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков и др.

В связи с обострением этнических проблем наблюдается тенденция актуализации этнокультурного воспитания. Появляется большое количество исследований по изучению традиционной педагогической культуры отдельных этносов: Ш.М.-Х. Арсалиев (Чечня); В.Ф. Афанасьев (Сибирь и Дальний Восток); А.Л. Бугаева, Л.А. Ибрагимова, С.М. Малиновская (народы Севера); А.Г. Булатова (Дагестан); Л.Д. Вавилова (Коми); Я.И. Ханбиков (Татарстан); Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова (Чувашия); А.Ш. Гашимов (Азербайджан); А.Э. Измайлов (Средняя Азия и Казахстан); О.Д. Мукаева (Калмыкия); А.И. Николаева (Россия-русские); К.А. Пирлиев (Туркменистан); И.А. Шоров (Адыгея); С.А. Шаалы (Тыва); В.И. Элашвили (Грузия) и др.

Профессиональная этнопедагогическая подготовка студентов исследована в работах: С.П. Анзоровой, Н.Г. Арзамасцевой, М.Б. Кожановой, Е.В. Кузнецовой, Л.И. Магомедовой, Е.В. Тройниковой, Г.Ш. Хулхачиевой, М.Г. Харитонова, В.Ю. Штыкаревой, Е.В. Юдиной и др. Проблемы выявления педагогических условий формирования готовности студентов к этнопедагогической деятельности рассматриваются в работах Г.В. Бакалдиной, Н.К. Дюшеевой, А.В. Кайсаровой, Л.В. Соколовской и др. Формирование этнопедагогической культуры студентов исследованы в работах Ю.М. Махмутова, Н.А. Муштаковой, С.Я. Ооржак, С.Г. Тишулиной, О.И. Понамаревой и др. Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции педагога в системе повышения квалификации рассматривается в исследовании О.П. Нестеренко.

В исследованиях А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, М.Г. Харитонова и др., отмечается необходимость обеспечения теоретико-методологической основы этнопедагогической подготовки в вузе, выявлены педагогические условия ее эффективности для создания предпосылок успешной этнопедагогической деятельности будущего специалиста. Вместе с тем, имеющиеся работы затрагивают только некоторые аспекты среди большого количества проблем, связанных с формированием у будущих специалистов этнопедагогической культуры.

Достаточно актуальными остаются проблемы подготовки студентов к работе в школах с этнокультурным содержанием образования, которые требуют разработки понятийного аппарата готовности студентов, разработки и апробации диагностического материала, обоснования педагогических условий и апробации дидактических средств.

Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на проблему этнокультурного содержания образования, а проблема формирования готовности студентов вуза к деятельности в школах с этнокультурным содержанием остается недостаточно разработанной.

Таким образом, в настоящее время в педагогической науке и практике выявлены противоречия между:

необходимостью сохранения и приумножения культурного наследия этносов и отсутствием соответствующей единой программы в системе профессионального педагогического образования;

потребностью общества в этнокультурном образовании и воспитании студентов педагогических вузов и недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы самими студентами;

реальными возможностями этнокультурного образования и воспитания в деятельности учреждений высшего профессионального образования и недостаточным использованием этих возможностей в реальной практике;

необходимостью формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования и отсутствием соответствующих механизмов в профессиональной подготовке.

Вышеназванные противоречия определяют необходимость решения важной педагогической проблемы – определение эффективных направлений повышения качества процесса формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования на основе разработки новых современных форм и методов этой работы в рамках образовательного процесса.

Данная педагогическая проблема определила тему нашего исследования: «Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования».

Объектом исследования является образовательный процесс подготовки бакалавров педагогики в вузе.

Предметом исследования является подготовка бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: обосновать компонентную структуру готовности, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель и организационно-педагогические условия формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования повысится, если будет:

выявлена сущностная характеристика понятия «этнокультурное содержание образования»;

уточнено содержание понятия, выявлена и теоретически обоснована компонентная структура готовности к реализации этнокультурного содержания образования;

теоретически обоснована и практически реализована модель формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования;

осуществлено выявление, теоретическое обоснование и последовательная реализация организационно-педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования;

реализована разработка критериев и показателей, позволяющих определить уровни сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть и уточнить содержание, сущностную характеристику понятия «этнокультурное содержание образования».

  2. Конкретизировать содержание, теоретически обосновать компонентную структуру готовности бакалавров к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

  3. Разработать, теоретически обосновать и апробировать модель формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

  4. Выявить, теоретически обосновать и практически реализовать организационно-педагогические условия, способствующие формированию готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

  5. Определить критерии, показатели и с их помощью дать характеристики уровней сформированности готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы, раскрывающие:

аксиологический подход в изучении педагогических явлений (О.А. Абдуллина, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

фундаментальные положения теории деятельности и общения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.);

теория организации педагогического процесса в высшей школе (С.И. Архангельский, В.И. Загвязинский и др.);

основные положения концепции этнопедагогического образования (Г.Н. Волков, В.Е. Давидович, М.Б. Кожанова, 3.Б. Цаллагова, И.Я. Яковлев и др.);

концепции этнопедагогической подготовки педагогов (П.А. Апакаев, Ш.М.-Х. Арсалиев, Г.Н. Волков, А.В. Кайсарова, М.Г. Харитонов, Г.Ш. Хулхачиева и др.)

Методы научного исследования:

  1. Теоретические: анализ этнопедагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования этнокультурной направленности образования; анализ результатов педагогических исследований по проблеме для выявления составляющих основного понятия этнокультурного содержания образования, формирующего духовно-нравственные ценности у будущих бакалавров педагогики, изучение и анализ учебно-методической документации;

  2. Эмпирические: педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение за деятельностью студентов, проверка теоретических положений методами опроса, бесед различного типа, анкетирования, тестирования, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности; количественная и качественная обработка полученных результатов; анализ и обобщение результатов эксперимента методами математической и статистической обработки данных исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет» (НВГУ) г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2008 — 2009 гг.) – поисково-теоретический: изучение педагогической, психологической и этнопедагогической литературы; изучение нормативных документов в области профессионального образования, в том числе Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 050700.62 "Педагогика", образовательные программы и учебные планы; уточнение целей, задач исследовательской работы и формулировка гипотезы; выявление организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования; проведение констатирующего этапа эксперимента исследования.

Второй этап (2009 — 2012 гг.) – опытно-экспериментальный: внедрение модели и программы её реализации; апробирование комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования; проведение анализа полученных результатов.

Третий этап (2012 — 2014 гг.) – обобщающий: проведение статистических обработок результатов исследования; подведение итогов исследования, оформление материала диссертационного исследования и написание автореферата.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыто и уточнено содержание, сущностная характеристика понятия «этнокультурное содержание образования»;

конкретизировано содержание, теоретически обоснована компонентная структура готовности будущих бакалавров к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования, включающая мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностно-творческий, рефлексивный компоненты; обосновано инвариантное и вариативное содержание;

разработана, теоретически обоснована и апробирована модель формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования, основными элементами которой являются социальный заказ, цель, компоненты готовности, организационно-педагогические условия, критерии, уровни сформированности и результат;

выявлены, теоретически обоснованы и последовательно реализованы в рамках модели в образовательном процессе вуза способствующие формированию готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования организационно-педагогические условия. Среди них:

актуализация содержания учебных дисциплин по проблеме исследования, реализация обучающего курса по выбору студентов «Народная педагогика ханты и манси»;

организация внеаудиторной этнокультурной и этнопедагогической деятельности будущих бакалавров педагогики, объединяющая детей, студентов, родителей и преподавателей;

организация самостоятельной, научно-исследовательской работы, культурно-массовой деятельности студентов по освоению этнокультуры и этнопедагогики ханты и манси;

организация педагогической практики с этнокультурной составляющей в общеобразовательных учреждениях;

мониторинг сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к реализации этнокультурного содержания образования.

разработаны критерии, включающие мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный, деятельностный компоненты готовности, критерий личностного развития и их показатели; выявлены уровни (репродуктивный, продуктивный, творческий), дана их содержательная характеристика.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило раскрыть состав и структуру содержательных и процессуальных компонентов процесса подготовки бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием в образовательном процессе вуза, а именно:

уточнение понятия «этнокультурное содержание образования» как образования, в основе которого лежит отнесение личности к определенной этнической общности, направленное на сохранение этнокультурной индивидуальности личности через приобщение к народной культуре и родному языку с полным понимаем ценностей мировой культуры при положительном толерантном отношении к людям иной этнической принадлежности вносит вклад в теорию педагогики;

конкретизация понятия готовности, обоснование компонентной структуры понятия готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования даёт определенный вклад в теорию профессионального образования;

разработка и эффективность теоретически обоснованной модели формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования вносит вклад в теорию педагогического моделирования;

теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство эффективности педагогических условий формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования вносит определенный вклад в методику профессионального образования;

теоретико-практическое обоснование системы критериев и показателей оценки эффективности формирования готовности бакалавров к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования, выявление и характеристики уровней сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования является существенным вкладом в теорию педагогической квалиметрии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

разработанная модель формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования может быть использована в образовательном процессе учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров;

разработанный пакет диагностического инструментария для оценки готовности студентов и педагогов к реализации этнокультурного содержания образования, включающий содержательную характеристику уровней готовности, критериально-оценочную систему, диагностический инструментарий, используется в практической деятельности университета;

разработанный и апробированный курс по выбору студентов «Народная педагогика ханты и манси» используется в работе НГУ и в системе повышения квалификации региона.

Результаты исследования дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области подготовки бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены выбором опирающихся на данные исторической, социологической, психолого-педагогической литературы, исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачам; применением диалектического историографического подхода к изучению предмета исследования на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; соответствием избранных методов исследования предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных материалов; системным анализом накопленного в практике передового педагогического опыта.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Понятие «этнокультурное содержание образования» как образование, в основе которого лежит отнесение личности к определенной этнической общности; направленное на сохранение этнокультурной индивидуальности личности через приобщение к народной культуре и родному языку с полным понимаем ценностей мировой культуры при положительном толерантном отношении к людям иной этнической принадлежности.

  2. Готовность будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования как интегративное качество личности, проявляющееся в сформированности представлений, ценностей, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте этнокультурного толерантного взаимодействия и трансляции этнокультурных идей в профессиональной деятельности. Структура готовности включает мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностно-творческий, рефлексивный компоненты, наполненные качественными характеристиками и показателями.

  3. Модель формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования, включающее следующие элементы: социальный заказ, цель, компоненты готовности, организационно-педагогические условия, критерии, уровни сформированности, результат.

4. Организационно-педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования, актуализации содержания учебных дисциплин по проблеме формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности по реализации этнокультурного содержания образования, среди которых:

актуализация содержания учебных дисциплин по проблеме исследования, реализация обучающего курса по выбору студентов «Народная педагогика ханты и манси»;

организация внеаудиторной этнокультурной и этнопедагогической деятельности будущих бакалавров педагогики, объединяющая детей, студентов, родителей и преподавателей;

организация самостоятельной, научно-исследовательской работы, культурно-массовой деятельности студентов по освоению этнокультуры и этнопедагогики ханты и манси;

организация педагогической практики с этнокультурной составляющей в общеобразовательных учреждениях;

мониторинг сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к реализации этнокультурного содержания образования.

5. Процесс формирования готовности бакалавров к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования, эффективность которого обеспечивается теоретически обоснованной системой критериев и показателей, включающей мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный, деятельностный, критерий личностного развития. Уровни сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования (репродуктивный, продуктивный, творческий), где каждый из уровней зависит от сформированности всех компонентов готовности в процессе профессионального обучения бакалавров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования, теоретические положения обсуждались и получили одобрение на конференциях различного уровня:

- всероссийских научно-практических конференциях («Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России» – Нижневартовск-2008; «Актуальные проблемы региональной культуры» – Нижневартовск-2009; «Организация содержания проблемного обучения в школе и вузе в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики» – Нижневартовск-2009; «Формирование личной успешности будущего специалиста в современном вузе» – Ишим-2010; «Современные исследования социальных проблем» – Красноярск-2010; «Специфика педагогического образования в регионах России» – Тюмень-2010; «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации» – Ханты-Мансийск-2010); «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы» – Нижневартовск-2012);

- региональных научно-практических конференциях («Традиции и инновации в образовательном пространстве ХМАО-Югры» – Нижневартовск-2008; «Традиции и инновации в образовательном пространстве ХМАО-Югры» – Нижневартовск-2010);

- международных научно-практических конференциях («ХVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Ломоносов”» – Москва-2010; «Традиции и инновации в решении социально-экономических проблем» – Нижневартовск-2010; «Актуальные вопросы современной науки в аспекте реформирования образования» – Ишим-2011).

Авторское участие в гранте губернатора ХМАО «Разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования ХМАО-Югры»-2008, а также в конкурсе персональных грантов ректора ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» - 2010, 2011 гг.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» (НВГУ) г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений; проиллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируется цель, гипотеза исследования; определяются его объект и предмет, задачи и методы; обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту, дается описание этапов исследования и его результатов.

Реализация этнокультурного содержания образования в современных школах региона

В последнее время проблема формирования национальной образовательной политики перешла в число важнейших государственных задач. Так, в приказе № 201 от 3 августа 2006 г., изданным Министерством образования и науки РФ «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» указывается, что «многомерно-сложный характер этнического состава российского общества ставит перед системой образования два рода проблем. Во-первых, это необходимость организации в структуре единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом. Эти учреждения, обеспечивающие равноценную подготовку молодежи, удовлетворение ее этнокультурных образовательных потребностей, по своим главным целям, по внутреннему содержанию, структуре и организации должны представлять собой интегральную часть образовательной системы, равнозначный элемент единого российского образовательного пространства» [50, с.3].

Таким образом, в современном образовательном пространстве необходимо сочетание общегосударственных интересов и прав граждан; образование одной из приоритетных задач должно ставить задачу сохранения своей этнокультурной, языковой и религиозной принадлежности. Ведь создание материальной и духовной культуры общества опирается на опыт поколений.

Важную роль в воспитании и обучении играет этнокультурная проблематика. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это набравшая силу положительная тенденция восстановления связей в осмыслении духовной истории народов, населяющих Россию. Во-вторых, играет роль внешний фактор возрастания межнациональной напряженности в современном мире, в связи с чем усиливается поиск путей противостояния этой опасной тенденции. В-третьих, имеет значение фактор развития и интегрированного взаимодействия системы наук, исследующих этническую тематику: этнология, этнография, этнолингвистика, этнопсихология, этнокультурология, этносоциология, этнопедагогика [125, с. 25-26]. Вопросы этнокультурного образования для педагогики не новы. В дореволюционный период о формировании русской национальной школы писали С.И. Гессен [45], П.Ф. Каптерев [77], В.Н. Сорока-Росинский [156], К.Д. Ушинский. А вопросы просвещения «инородцев», населявших Россию, изучали Н.И. Ильминский [72], М.М. Кавалевский [81], А.П. Щапов [189].

Взаимодействие народной (этнической) педагогики, народного воспитания прослеживается в творческом наследии великого педагога Яна Амоса Коменского. Вся деятельность Я.А. Коменского [85] определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составлял карту Родины, собирал чешские народные пословицы: «Мудрость предков – зеркало для потомков». Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. В истории педагогики Я.А. Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Своей героической жизнью Я.А. Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский перекинул мост от педагогики Я.А. Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала XX века. Развивая опыт Я.А. Коменского по просвещению народов Европы, он применил его в духовном сплочении народов России. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой [17]. Исследования великого русского педагога К.Д. Ушинского сыграли особую роль в процессе появления этнокультурной направленности образования. В его работах «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Вопросы о народных школах», «Родное слово» и других получили свое развитие проблемы образования народной педагогики, национальной школы, как русской, так и других народов России.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов – один из основополагающих принципов педагогический системы ученого, свободной от национальной ограниченности и имеющей поэтому огромную притягательную силу.

В России термин «народная педагогика» впервые употребил именно К.Д. Ушинский. Он отметил, что общей системы воспитания всех народов не может существовать ни в теории, ни на практике. У каждого народа есть своя собственная национальная система воспитания: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [163]. К.Д. Ушинским были сформулированы принципиальные подходы к пониманию народной школы России, ее место и значение в духовном развитии и воспитании человека, определение сущности национального воспитания и образования. Он считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. При этом школа ставилась К.Д. Ушинским в один ряд с «природою, жизнью, наукою и религией (христианской)» [162].

Построение модели формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования

Каждое новое поколение непременно испытывает на себе воспитательное и образовательное влияние как социально-экономических условий среды, так и национальной среды (семья, окружение, друзья). Вступая с раннего детства во взаимодействие с формами национальной культуры, быта, хозяйственно-трудовой деятельности человек находится под влиянием обычаев, верований, традиций. Ключевой миссией образования как ведущего социального института социализации подрастающего поколения является формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности. Данная позиция взглядов на образование как на социальную деятельность восходит к идеям научной школы культурно-деятельностной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) [96]. В этом контексте особую педагогическую проблему представляют малые народы и этносы. Особенность развития ребенка как субъекта этноса на сегодняшний день обсуждается как в педагогической науке и практике, так и на государственном уровне. Задачей современной системы образования является необходимость сохранения причастности детей различных национальностей к исторической и культурной традиции их народа. Обучающийся должен ощущать принадлежность к определенной культуре и этносу, у него должны быть сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Сегодня вопросы этнокультурного образования перестали быть прерогативой только регионов, они активно обсуждаются на федеральном уровне, находят отражение в нормативной и методической литературе. Так, уже в 1990 г. в официальных документах, регламентирующих деятельность образования как социального института, подчеркивалось значение и необходимость этнокультурного образования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (1999 год) определены основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых и задача развития национальной культуры, гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры; в «Программе развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа до 2000 г.»; в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» также подчеркивается: «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства». Сегодня можно уже говорить о переориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.

Остановимся на характеристике этнокультурного содержания образования. Этнокультурное содержание образования позволяет преодолеть предметно-центрированную направленность образовательного процесса, до сих пор доминирующую в сложившейся педагогической практике. На первый план выдвигается система духовно-нравственных ценностей и идеалов личности ребенка как главная цель и результат образовательного процесса. При этом требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся не снижается, но их освоение происходит в ценностном контексте, выстраиваемом на материале национальной традиционной культуры, с учетом реальных потребностей, интересов, а также проблем личности обучающихся [145, с. 69]. Этнокультурное содержание образования представляет собой достаточно сложное социально-педагогическое явление. Оно базируется на фундаментальных основах народной педагогики, культурологии, философии, теории социально-культурной деятельности, этнопсихологии, этнологии и других близких отраслей научного знания. Этнокультурное содержание образования способствует обогащению современного педагогического опыта. Сегодня ни одно образовательное учреждение не обходится без мероприятий, посвященных фольклорным праздникам народов России. В педагогических традициях народа обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Этнокультурное образование – это образование, которое направленно на сохранение этнического единства представителей народных меньшинств способом привлечения к их родному языку и культуре вместе с овладением ценностей мировой культуры [142, с. 9]. Одобрение идеи этнокультурного содержания образования обозначает работу многокультурной и многонациональной системы обучения и воспитания.

Этнокультурное содержание образования дает расширенный, углубленный курс знаний, в том числе через элементы краеведения, интегрирует и систематизирует разрозненные представления учащихся о быте, традициях, исторических событиях региона, готовит учащихся к более глубокому осмыслению философско-культурного пространства. Реализация этнокультурного содержания в методическом плане можно эксплицировать по принципу от «близкого к далекому», когда через понятные образцы этнокультуры формируется поликультурное мировоззрение обучающихся. Ученики знакомятся с собственной историей, искусством, традициями, в контексте культурного развития России и мира в целом. Этнокультурный подход в образовании и воспитании позволит не допустить самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет способствовать расширению социальной мобильности личности. Интеграция народных, национальных, этнических культур с современными подходами, технологиями позволяет формировать этнопедагогическое пространство (Г.Н. Волков). Идеология этнокультурного содержания образования на практике реализуется через этнокультурный компонент образования. В научно-методической и педагогической литературе часто встречается понятие «этнокультурный компонент образования». Наиболее распространенным определением данного понятия является следующее: этнокультурным компонентом называется все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Способами реализации этнокультурного компонента является корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным русским компонентом.

Реализация модели формирования готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования

К достижению поставленных целей могут вести различные средства, причем как традиционные, так и новые. Одной из главных при этом является искусство. В произведениях искусства отражен многовековой опыт людей, знание людей о мире. Где нет владычества искусства, говорил В.Г. Белинский, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а осторожны, они не борются со злом, а избегают его [18]. - содержательный (теоретический) компонент (знания об этносе, его культуре, этнопедагогике), направленный на формирование системы необходимых знаний о культуре этноса, о теоретических и методических основах этнокультурного образования. Содержательный компонент включает в себя знания элементов этнических культур и их особенностей (истории, языка, обычаев, традиций, религии и т.д.), систематизированные сведения по отдельным составляющим «общение в этнокультурной среде», целостное представление об этнокультурной среде. Этот компонент объединяет совокупность психолого-педагогических, методических и художественно-творческих знаний. Интеллектуальные способности человека проявляются в интеллектуальных качествах личности, среди которых выделим: этнопедагогическое творчество, этнопедагогическое мышление, этнопедагогические знания.

Этнопедагогическое творчество - это процесс генерации новых идей и их воплощение в конкретной этнопедагогической деятельности. Важную роль в творчестве играет саморегуляция, умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, целенаправленно планировать и решать самостоятельно этнопедагогические задачи.

Этнопедагогическое мышление - это особенность мыслительной деятельности, характеризующаяся целенаправленным использованием методологических и психологических основ познания этнопедагогических принципов, логических конструкций, этнопедагогических категорий и закономерностей для осмысления и решения этнопедагогических задач в конкретных педагогических ситуациях. В структуру этнопедагогического мышления входит умение видеть этнопедагогическую задачу, грамотно сформулировав ее, выдвигать и оценивать гипотезы о путях ее решения, находить оптимальный вариант решения на основе реализации наиболее приемлемой гипотезы, анализировать полученный результат и вносить в случае необходимости коррективы в этнопедагогическую деятельность [173, с.76].

Этнопедагогические знания помогают будущим педагогам приобщиться к накопленному народом опыту, его идеалам, что формирует активную жизненную позицию. Эти знания необходимы для планирования жизненного сценария, сохранения и развития народных традиций, использования духовных ценностей своего народа в своей будущей педагогической деятельности [173, с.81]. - деятельностно-творческий (практический) компонент - умения и навыки реализации этнокультурного содержания в образовании [147, с.103], в педагогической деятельности; владение на высоком уровне материалами народной педагогики и умение их применять на практике. Деятельностно-творческий (практический) компонент предполагает соблюдение социальных норм и требований общения и взаимодействия в этнокультурной среде, контактирование с представителями этнических культур, социализированность субъекта общения в этнокультурной среде, а также отражает комплекс профессиональных и этнопедагогических умений по реализации этнокультурного компонента содержания образования.

Этнопедагогические умения складываются из соответствующих уже приобретенных этнопедагогических знаний, простых и сложных навыков и свидетельствуют о развитой способности будущего бакалавра педагогики наиболее правильно использовать имеющиеся этнопедагогические знания и навыки в соответствии со сложившимися обстоятельствами как в период подготовки и проведения занятий, так и в ходе всего процесса обучения, в период педагогической практики [173, с.80]. - рефлексивный компонент, определяющий развитие умений студента прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, анализировать и осуществлять рефлексию в будущей профессиональной деятельности; идентификация себя как субъекта этноса и как носителя этнопедагогики, данный компонент характеризуется идентификацией себя как представителя данной культуры, восприятием других культур и их представителей, устойчивостью к ситуациям противоречивого характера с участием представителей этнических культур и предвидением выхода из них. Этот компонент предполагает активно-положительное отношение к выполняемой деятельности.

По мнению исследователей Г.А. Гущиной [54], О.Ф. Жукова [64], М.И. Лукьяновой [95], А.К. Марковой [102], О.Н. Песиной [121], В.Т. Чичикина [181] и др. в структуре профессиональной готовности имеют место три компонента, которые являются инвариантными для любого вида профессиональной готовности - информационный, операциональный и мотивационный, которые соответственно характеризуют знания, умения, способы деятельности и мотивационные потребности. Каждый компонент взаимосвязан с остальными и выполняет свою роль. Мотивационный компонент актуализирует активизирует проявления других компонентов. Информационный компонент обеспечивает использование ресурсных возможностей других компонентов для достижения целевого результата. Операциональный компонент обеспечивает реализацию остальных непосредственно в пространстве и времени [181].

Следовательно, степень готовности к любого рода деятельности определяется уровнем сформированности каждого из компонентов готовности. Очевидно также, что готовность как динамичная система обусловлена взаимодействием всех составляющих ее компонентов. Представим структуру готовности на рисунке 3.

Безусловно, что инвариантная структура наполняется вариативным содержанием, содержащим индивидуальный характер освоения и трансляции опыта и особенности профессиональной деятельности. Кроме того, следует подчеркнуть, что доминирующим фактором успешности формирования готовности является личностная позиция студента в этнопедагогизированном профессионально-образовательном пространстве. Мы предполагаем, что формирование всех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов готовности должно осуществляться через реализацию необходимых и достаточных педагогических условий, обеспечивающих содержательное, процессуальное и личностно-деятельностное формирование компонентов готовности. К таким организационно-педагогическим условиям мы относим следующие: - актуализация содержания учебных дисциплин по проблеме формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности по реализации этнокультурного содержания образования; - реализация обучающего курса по выбору для студентов «Народная педагогика ханты и манси»; - организация самостоятельной работы студентов по освоению этнокультуры и этнопедагогики ханты и манси; - организация внеаудиторной этнокультурной и этнопедагогической деятельности будущих бакалавров педагогики, объединяющая детей, студентов, родителей и преподавателей; - организация культурно-массовой деятельности студентов этнокультурного содержания; - организация педагогической практики с этнокультурной составляющей в общеобразовательных учреждениях; - организация научно-исследовательской деятельности студентов этнокультурной направленности; - мониторинг сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к реализации этнокультурного содержания образования.

Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Применение этнокультурного подхода в процессе подготовки будущих бакалавров педагогики будет, по нашему мгнению, содействовать развитию не только уважения к культурам других этносов, проживающим на территории региона, но и развитию гражданского, патриотического сознания, толерантности. Современное образование отличается актуализацией внимания к историческому наследию и лучшим традициям отечественной культуры, их возрождению и восстановлению. Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место. Этнокультурное образование в нашей многонациональной России вносит определенный вклад в организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. В основу модели процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования положены социальный заказ, цель, компоненты готовности, уровни сформированности, критерии оценки и результат. Формирующий этап педагогического эксперимента заключался в реализации модели и организационно-педагогических условий.

В качестве организационно-педагогических условий, которые мы теоретически выявили на основе структуры готовности, логики профессионального обучения и профессионального становления, мы предлагаем следующие, эффективность которых мы проверяем в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента в процессе реализации модели: - актуализация содержания учебных дисциплин по проблеме формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности по реализации этнокультурного содержания образования; - реализация обучающего курса по выбору для студентов «Народная педагогика ханты и манси»; - организация самостоятельной работы студентов по освоению этнокультуры и этнопедагогики ханты и манси; - организация внеаудиторной этнокультурной и этнопедагогической деятельности будущих бакалавров педагогики, объединяющая детей, студентов, родителей и преподавателей; - организация культурно-массовой деятельности студентов этнокультурного содержания; - организация педагогической практики с этнокультурной составляющей в общеобразовательных учреждениях; - организация научно-исследовательской деятельности студентов этнокультурной направленности; - мониторинг сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к реализации этнокультурного содержания образования.

Реализация первого организационно-педагогического условия заключается в актуализации этнокультурного содержания преподаваемых дисциплин. Содержание подготовки студентов к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования может осуществляться в период освоения таких дисциплин, как «Этнопедагогика и этнопсихология», «Культурология», «Культура коренных народов Севера», «История Сибири», курсов по выбору, связанных с этнокультурной тематикой и т.д. А также дисциплины общегуманитарного блока, общепрофессионального блока, в частности, «Отечественная история», «Экология ХМАО», «Психология семьи и семейного воспитания», и др. имеет определенный ресурс для формирования этнической культуры студентов. Нами в процессе работы с преподавателями вуза были предложены темы для самостоятельного изучения студентами, темы рефератов и творческих заданий, содержащие этнокультурный компонент. Например, в таблице 2.22. приводятся темы для рефератов и творческих работ по дисциплинам общегуманитарного и общепрофессионального блока по согласованию с ведущими преподавателями.

Очевидно, что актуализация этнокультурного содержания способствует не только формированию содержательного компонента готовности студентов к реализации этнокультурного содержания образования, но и формированию других компонентов – мотивационно-ценностного, деятельностно-творческого, рефлексивного. Между тем, анализ рабочих программ дисциплин на констатирующем этапе подтвердил, что получаемые знания, тем не менее, не способствуют формированию творческого уровня сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к работе в школах с этнокультурным содержанием образования. Для решения данной задачи нами разработан курс по выбору студентов «Народная педагогика ханты и манси», изучение которого направлено на углубление знаний, способствует овладению этнопедагогикой и этнопсихологией конкретного этноса и приобщению студентов к истокам традиций народов ханты и манси и является вторым организационно-педагогическим условием. Содержание курса направлено на развитие творческого уровня готовности студентов. В рамках данного курса по выбору у студентов развивается более глубокое представление об этнической культуре народов ханты и манси, о теории и методике этнокультурного образования и обеспечивается в целом осуществление этнокультурного подхода в образовании в будущей профессиональной педагогической деятельности. Разработанный курс по выбору «Народная педагогика ханты и манси», представляет собой аналитико-синтетическое единство, предполагающее формирование у студентов интереса к народной педагогике, изучение ее средств и методов, а также получение знаний, умений и навыков [144, с.340]. Учебный курс располагает возможностям использования опыта и идей народной педагогики в будущей профессиональной деятельности студентам-бакалаврам. Курс по выбору «Народная педагогика ханты и манси» рассчитан на 42 часов (20 часов – лекционные занятия, 22 часов – семинарские занятия), выполнение заданий во время прохождения практики, написание творческих проектов с использованием этнопедагогических знаний, полученных на занятиях (таблица 2.23.).

Развитие творческого интереса студентов опиралось на личностно-деятельностный подход. Изложение теоретического материала на лекциях строилось на принципах проблемного обучения: постановка познавательных задач проблемного характера. На основе учебного пособия Г.Н. Волкова, а также его программ и рекомендаций мы попытались построить лекционные и практические занятия. На лекционных занятиях студентам представлена история культуры народов ханты и манси, особенности национального воспитания и межпоколенных отношений, национальные обычаи и традиции народов ханты и манси, основные виды деятельности народов ханты и манси. В ходе лекционных занятий студенты ознакомились с основными понятиями курса: «История и культура народов ханты и манси», «Национальные традиции и обычаи народов ханты и манси» и др.); на практических занятиях были рассмотрены вопросы: «Семейная педагогика народов ханты и манси», «Основные виды деятельности народов ханты и манси»; для самостоятельной работы студентов по время прохождения практики: «Детские игры у ханты и манси» и т.д. Проживая в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре студенты должны знать, культуру, обычаи коренного населения региона, в частности, представителей народов ханты и манси. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра относится территориально к Западной Сибири и ведет свое название от двух древних угорских народностей - ханты и манси, издревле живущих на этих землях и отнесенных с 1926 года к группе малочисленных народов [49, с.32]. Народы ханты и манси в литературе чаще всего называют и описывают вместе. Они очень близкие между собой по культуре, много общего в их истории и происхождении, но у них разные, хотя и родственные, языки, различное самопознание [49, с.32]. Народы ханты и манси – доброжелательные, гостеприимные. В их помыслах нет жадности, обмана. От природы они берут столько, сколько им необходимо для существования. Все согласовывается с совестью, с верой, все рассчитывается на вечность. Так и складываются традиции, которые из поколения в поколение передаются и сохраняются в течение длительного времени [67, с.22]. Личности народов ханты и манси присущи следующие качества: трудолюбие, взаимная помощь, спокойствие, рассудительность, уравновешенность, высоко развитие чувство эстетического соединения с природой, особое эмоциональное отношение к процессу и результатам своего труда, скромность, доброта, порядочность, заботливое отношение к родителям, вера в своих предков, гордость за них [67, с.25]. Стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, изменение ценностных идеалов в обществе и обращение в образовании к потенциалу этнической культуры привело к тому, что современное образование требует формирования у обучающихся умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, влияющим на становление личности современного человека в полиэтническом социуме.

Похожие диссертации на Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования