Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Московцев Сергей Гаврилович

Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования
<
Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Московцев Сергей Гаврилович. Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Московцев Сергей Гаврилович;[Место защиты: Марий ский государственный университет].- Йошкар-Ола, 2014.- 162 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования 16

1.1. Сущностно-содержательная характеристика эстетической культуры будущих актеров 16

1.2. Критерии, показатели и уровни сформированности эстетической культуры будущих актеров 35

1.3. Ретроспективный анализ проблемы формирования эстетической культуры у будущих актеров в системе профессиональной подготовки.45

Выводы по 1 главе 58

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования61

2.1. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров 61

2.2. Организация и содержание экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у будущих актеров 84

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у будущих актеров 105

Выводы по 2 главе 121

Заключение 123

Литература 128

Приложения 143

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется изменением системы ценностей, снижением уровня культуры населения. В таких условиях возрастает роль искусства как сферы общественного сознания, обладающей особыми средствами воздействия на формирование культуры личности. Наибольшими возможностями в этом располагает театр, так как он аккумулирует в себе выразительные средства литературы, музыки и изобразительного искусства. Особенность театрального искусства состоит в его способности передавать духовно-нравственный и эстетический потенциал произведений литературы, живописи и музыки через исполнительскую деятельность актера. Театральное действо обладает способностью стирать грань между искусством и жизнью и восприниматься зрителями как реальность.

Театр играет большую роль в эстетическом воспитании зрителей всех возрастов. Эффективность такого воспитания зависит, в значительной степени, от того, какие задачи будут поставлены перед зрителями режиссером и актерами. Чем сложнее философские, этические и эстетические проблемы, которые поднимаются в пьесе, тем сильнее будет ее воздействие на формирование у зрителей эстетических переживаний и воспитание их эстетического вкуса.

Театр является одним из видов искусства, эффективно влияющим на творческое развитие личности, ее самовыражение и самореализацию. Значительность миссии, которую выполняет театр в воспитании зрителя, требует высокой эстетической культуры актеров, формирование которой должно происходить в процессе их профессиональной подготовки.

Российская театральная школа внесла большой вклад в развитие
мирового театрального искусства, воспитав целую плеяду блестящих актеров и
режиссеров. Ею накоплен богатый опыт профессиональной подготовки
будущих актеров театра и кино. Однако в условиях социокультурных
трансформаций, происходящих в современной России, этот опыт оказывается
недостаточным для решения стоящих перед театральным искусством задач
духовного и эстетического возрождения общества. Особенно остро стоит эта
проблема перед учреждениями профессионального образования,

осуществляющими подготовку актеров как к творческо-исполнительской, так и
педагогической деятельности в детских школах искусств, театральных школах,
учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных

учреждениях.

Система театрального образования глубоко специфична и не может быть построена по общим стандартам, нормам и схемам, приемлемым для иных сфер образования. Решение новых педагогических задач, поставленных перед современным театральным процессом, должно решаться с учетом общих тенденций совершенствования образования и особенностей профессиональной деятельности будущих деятелей театрального искусства.

Степень разработанности проблемы. Проблемы общекультурного и эстетического воспитания, нравственного развития будущих актеров в процессе их профессиональной подготовки были и продолжают находиться в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Базисом для ее решения служат труды К.Д. Ушинского, раскрывшего сущность эстетического воспитания и развития личности. Отдельные аспекты проблемы формирования эстетического вкуса, развития музыкально-эстетического кругозора личности были изучены В.В. Краевским, Н.Б. Крыловой, В.Д. Пуриным, Е.А. Романюк, Л.А. Тарасовой и др.

Основные подходы к обучению будущих актеров были разработаны
выдающимися деятелями отечественного театрального искусства конца XIX –
начала XX века Е.Б. Вахтанговым, М.О. Кнебель, К.С. Станиславским,

В.И. Немировичем-Данченко и др. Их идеи были развиты в деятельности О.П. Табакова, О.В. Егошиной, Б.Е. Захавы, М.Б. Фишман-Борисова, П.Е. Любимцева, A.M. Смелянского и др.

Вопросы театральной педагогики, содержание и методы

профессиональной подготовки будущих актеров получили освещение в трудах Л.A. Волкова, Е.Р. Ганелина, A.Л. Гройсмана, Б.В. Зона, A.C. Кузина, Л.Ф. Макарова, К.А. Полянского, А.И. Савостьянова, Л.B. Цуккасовой и др. Теоретические и практические разработки перечисленных ученых послужили основой для анализа личностно-профессионального становления будущих актеров.

Театральная педагогика разрабатывалась в исследованиях

К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, П.В. Гиппиус, М.И. Кнебель, Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса и др.

Таким образом, можно констатировать, что в театральной педагогике
разработаны различные подходы к профессиональной подготовке будущих
актеров, сложились традиции их профессионального воспитания, однако до
настоящего времени не найдено однозначного решения проблемы

формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях
среднего профессионального образования. Анализ педагогической практики
свидетельствует о необходимости разработки научно-практических

рекомендаций и программ, направленных на разрешение противоречий изучаемого процесса.

Таким образом, существуют противоречия, определяющие направление нашего исследования:

между возрастающей в современном мире ценностью театрального искусства как эффективного фактора решения проблем культурного, духовного, эстетического развития общества и уровнем эстетической культуры актеров, не соответствующим возложенной на них миссии;

между стоящей перед учреждением профессионального образования задачей повышения эффективности процесса эстетического воспитания будущих актеров и недостаточной разработанностью педагогических условий решения этой задачи.

На основании данных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования?

Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования».

Цель исследования - выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования. Формирование эстетической культуры у будущих актеров в процессе их профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования будет эффективным, если:

- раскрыты сущность, содержание, структура эстетической культуры
будущего актера;

разработаны критерии, показатели, охарактеризованы уровни сформированности эстетической культуры у будущего актера;

- на основе изучения опыта профессиональной подготовки будущих
актеров выявлены и реализованы педагогические условия:

разработка и внедрение модели исследуемого процесса, содержание компонентов которой разработано на основе положений культурологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

актуализация эстетического аспекта дисциплин профессионального блока («Мастерство актера», «Сценическая речь» и др.) на основе взаимодействия и сотворчества преподавателей и студентов;

организация диагностики сформированности эстетической культу
ры у будущих актеров.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. На основе междисциплинарного анализа философской,
культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность, содержание и структуру эстетической культуры будущего
актера.

  1. Разработать критерии, показатели, охарактеризовать уровни сформированности эстетической культуры у будущих актеров.

  2. На основе изучения опыта профессиональной подготовки актеров выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих актеров.

  1. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

  2. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили:

философские идеи культурологического подхода, представленные в трудах отечественных (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, М.С. Каган и др.) и зарубежных (В. Франкл, Э. Фромм, Ю.М. Шор и др.) ученых;

теории деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г.П. Щедровицкий и др.);

идеи А. Арто, Р. Барта, П. Брука, А.Л. Гройсмана, Вс. Мейерхольда, И.И. Силантьева, М.А. Чехова, Г.Г. Шпет; K. Johnstone, V. Spolin, R. Vlcek и др.), обосновывающие философский смысл искусства театра.

Теоретическую основу исследования составили:

- исследования в области актерского мастерства и его формирования у
будущих актеров (М.Б. Фишман-Борисов, E.H. Мадонова и др.);

- исследования в области психологии актерского творчества
(Б.Г. Ананьев, Г. Вильсон, Л.C. Выготский. В.И. Кочнев, Б.Ф. Ломов,
Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.);

- труды, в которых раскрываются сущность и содержание
художественно-творческих способностей (A.A. Мелик-Пашаев), актерских
способностей (Н.В. Рождественская), особенности мотивационно-
потребностной сферы личности студента-актера (А.Ф. Росляков);

основы театральной педагогики (Л.A. Волков, Е.Р. Ганелин, Б.В. Зон, A.C. Кузин, Л.Ф. Макаров, К.А. Полянский, JI.B. Цуккасова и др.);

положения психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Г. Зазыкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.) и психологии искусства (Е.Я. Басин, Л.С. Выготский, Г.Л. Ержемский, C.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, С.М. Эйзенштейн и др.);

исследования в области театральной педагогики (Е.Б. Вахтангов, Ю.А. Завадский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, М.С. Щепкин, А.Д. Попов, Б.Е. Захава, М.А. Захаров и др.);

- труды, посвященные проблемам формирования актерского
мастерства (C.B. Гиппиус, И.М. Смоктуновский, М.Л. Соснова, A.B. Толшин,
М.Б. Фишман-Борисов и др.).

Методы исследования. В процессе решения проблемы формирования у будущих актеров эстетической культуры применялись такие методы, как анализ трудов в области театральной и общей педагогики, психологии искусства и творчества, эстетики и эстетического воспитания, синтез полученной информации и ее систематизация, моделирование процесса формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях

среднего профессионального образования, классификация полученных
экспериментальных данных, их сравнение и обобщение; анализ практики
подготовки актеров, педагогический эксперимент (констатирующий,

формирующий), прямое, косвенное и включённое наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов творческой деятельности обучающихся, самооценка и оценка экспертов, метод обобщения независимых характеристик; индивидуальные и групповые беседы. Кроме того, мы использовали такие специфические, необходимые в исследовании, проводимом на стыке педагогики и искусства, методы, как метод исторических параллелей, метод монографического исследования творческого пути отдельных педагогов.

При обработке материалов экспериментальной работы использованы методы математической обработки данных.

Экспериментальной базой для проведения экспериментальной работы
стало Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Республики Марий Эл «Марийский

республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая». На констатирующем этапе в экспериментальной работе приняли участие 53 студента выпускных курсов, 12 преподавателей колледжа, в формирующем эксперименте участвовали 32 студента, обучающихся по направлению «актер драматического театра и кино» (специальность 070301 – актерское искусство).

Этапы исследования.

I этап (2008 – 2009 гг.) – теоретико-аналитический: изучение степени
теоретической и практической разработанности проблемы формирования эсте
тической культуры у будущих актеров путем изучения научной литературы;
анализ опыта профессиональной подготовки и профессионального воспитания
будущих актеров театра и кино; обоснование целей, задач и гипотезы исследо
вания.

II этап (2010 – 2013 гг.) – экспериментальный: выявление, разработка
диагностического и инструментально-преобразующего аппарата эксперимен
тальной работы; проведение констатирующего эксперимента и обработка его
результатов; апробация педагогических условий формирования эстетической
культуры у будущих актеров в образовательном процессе колледжа культуры и
искусств.

III этап (2014 гг.) – заключительно-обобщающий: анализ, оценка и под
ведение итогов экспериментальной работы; обобщение и выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта сущность эстетической культуры будущего актера как
интегративного личностного образования, проявляющегося в способности
эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и
искусства, занимать активную позицию в отношении прекрасного и
безобразного, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую
профессиональную деятельность;

- определено содержание эстетической культуры будущих актеров, в
котором выделены эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный,
когнитивный и деятельностный компоненты;

разработаны критерии и показатели уровня сформированности эстетической культуры будущего актера: мотивационно-потребностный (мотивация эстетического саморазвития, потребность в освоении эстетических идеалов и эстетических ценностей, потребность в восприятии и освоении прекрасного, мотивация ее эстетической позиции по отношению к ним); эмоционально-ценностный (наличие сформированных эстетических отношений, сформированного эстетического вкуса, интересов; ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, наличие эстетического идеала); когнитивный (знания в области эстетики, истории мировой художественной культуры, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности и др.); деятельностный (сформированные умения: переживать, анализировать и оценивать явления действительности и искусства с позиции гуманистического эстетического идеала, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в природе, человеческих отношениях, всём разнообразии действительности и искусства, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность); с учетом данных критериев охарактеризованы уровни сформированности эстетической культуры (высокий, средний, низкий) у будущих актеров;

выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования: разработка и внедрение модели исследуемого процесса, содержание компонентов которой разработано на основе положений культурологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов; актуализация эстетического аспекта дисциплин профессионального блока («Мастерство актера», «Сценическая речь» и др.) на основе взаимодействия и сотворчества преподавателей и студентов; организация диагностики сформированности эстетической культуры у будущих актеров.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, дополняя ее представлениями о сущности и содержании эстетической культуры будущего актера, о критериях и показателях ее сформиро-ванности, о педагогических условиях, обеспечивающих эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров в процессе профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования содержащихся в диссертационном исследовании теоретических положений и выводов, а также программы спецкурса «Эстетическая культура актера» позволяют совершенствовать процесс формирования эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования; могут быть использованы в системе театрального образования, в

учреждениях культуры и дополнительного образования, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Личный вклад соискателя состоит во включенном участии на всех
этапах исследования: в получении исходных теоретических и

экспериментальных данных; организации и проведении экспериментальной работы, анализе и обобщении ее результатов; оформлении текста диссертационного исследования, автореферата и публикаций, 3 из которых – в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечены четкостью
исходных методологических позиций, включающих комплекс подходов:
системного – к изучению процесса формирования эстетической культуры у
будущих актеров в контексте их профессиональной подготовки;

культурологического – к исследованию эстетической культуры, её сущности, структуры и функций; личностно-ориентированного – к изучению и выбору технологии её формирования в образовательной практике учреждений театрального образования и др.; репрезентативностью выборки, необходимой для получения объективных и адекватных данных, подтверждающих теоретические положения диссертации в экспериментальной работе; многолетним педагогическим опытом работы исследователя в качестве преподавателя колледжа культуры и искусств; использованием комплекса взаимосвязанных количественных и качественных методов обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени И.С. Палантая.

Основные положения исследования докладывались на заседаниях научных
сессий аспирантов и соискателей Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Марийский государственный университет», научно-практических

конференциях разного уровня: международных «Новые педагогические технологии в художественном образовании» (Москва-Чебоксары, 2010), «Современное художественное образование: традиции и перспективы» (Москва-Чебоксары, 2012), всероссийской «Общество, культура, личность: актуальные вопросы художественного образования» (Чебоксары, 2011), региональных «Современные тенденции профессионально – педагогического образования» (Йошкар-Ола, 2012) и «Педагогическое образование и профессиональное обучение: опыт, проблемы и перспективы» (Йошкар-Ола, 2014).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическая культура будущего актера представляет собой

интегративное личностное образование, проявляющееся в способности эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, занимать активную позицию в отношении прекрасного и безобразного, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность.

Содержание эстетической культуры будущего актера включает эмоционально-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностный компоненты.

  1. Уровень сформированности эстетической культуры у будущего актера (высокий, средний, низкий) позволяют определить критерии, соответствующие компонентам ее структуры: мотивационно-потребностный (мотивация эстетического саморазвития, потребность в освоении эстетических идеалов и эстетических ценностей, потребность в восприятии и освоении прекрасного, мотивация ее эстетической позиции по отношению к ним); эмоционально-ценностный (наличие сформированных эстетических отношений, сформированного эстетического вкуса, интересов; ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, наличие эстетического идеала); когнитивный (знания в области эстетики, истории мировой художественной культуры, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности и др.); деятельностный (сформированные умения: переживать, анализировать и оценивать явления действительности и искусства с позиции гуманистического эстетического идеала, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в природе, человеческих отношениях, всём разнообразии действительности и искусства, транслировать эстетическую культуру через исполнительскую профессиональную деятельность).

  2. Эффективное формирование эстетической культуры у будущих актеров обеспечивает реализация совокупности следующих педагогических условий:

разработка и внедрение модели исследуемого процесса, содержание компонентов которой разработано на основе положений культурологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

актуализация эстетического аспекта дисциплин профессионального блока («Мастерство актера», «Сценическая речь» и др.) на основе взаимодействия и сотворчества преподавателей и студентов;

организация диагностики сформированности эстетической культу
ры у будущих актеров.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (190 источников, 10 - на иностранном языке), 8 приложений; содержит 14 таблиц, 9 рисунков. Объем основного текста - 127 страниц.

Критерии, показатели и уровни сформированности эстетической культуры будущих актеров

Следующей задачей нашего исследования явилась разработка критериев и показателей уровня сформированности эстетической культуры будущего актера. К р и т е р и й рассматривается как признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова критерий понимается как признак, на основании которого осуществляется оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления [72]. Именно такого понимания мы будем придерживаться в исследовании. При разработке критериев уровня сформированности эстетической культуры мы исходили из убеждения, что каждый критерий должен конкретизироваться показателями. Показатели, по мнению Н.И. Загузова, являются реальным проявлением критерия оценки качества педагогического процесса. Это конкретные данные, по которым можно судить о развитии педагогического процесса [51]. В психолого-педагогической литературе проблема определения критериев уровня эстетической культуры является достаточно проработанной. Так, Г.А. Петрова при определении критериев и уровней сформирован-ности эстетической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов принимает за основу эстетическое восприятие, определяя его как процесс отражения явлений действительности в искусстве [106]. Особенность эстетического восприятия проявляется в том, что оно носит эмоциональный и непосредственный характер, в то же время восприятие содержания объекта происходит во всех деталях. Процесс эстетического восприятия сопровождается возникновением у человека ассоциаций и размышлений как о самом объекте восприятия, так и о собственной жизни, других людях, природе и т.д. Следовательно, в процессе эстетического восприятия оказываются задействованными все сферы личности воспринимающего.

Уровень сформированности эстетического восприятия, по мнению Г.А. Петровой, можно оценить на основе таких критериев, как адекватность воспринимаемому объекту, соотношение в восприятии эмоционального и интеллектуального, целостность восприятия [106]. В соответствии с уровнем сформированности перечисленных характеристик Г.А. Петрова определила четыре уровня сформированности эстетического восприятия: - высокий уровень, для которого характерна целостность восприятия, объединяющая его эмоциональный и интеллектуальный аспекты; - второму уровню также присуща адекватность восприятия эстетическому объекту, вместе с тем анализ воспринимаемого объекта носит словесно-логический характер. При этом проявляется низкий уровень эмоциональности восприятия; - типичным проявлением третьего уровня является яркость и эмоциональность восприятия, но недостаточный уровень логического анализа воспринимаемого объекта; - четвертый – низкий уровень сформированности эстетического восприятия проявляется в том, что человек не умеет выделить и оценить эстетическую ценность и своеобразие воспринимаемого произведения искусства, явления природы или окружающей действительности [106]. Следующей составляющей эстетической культуры личности является эстетическое сознание как чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к искусству и действительности, которое сопровождается проявлением эстетического чувства. Показателями эстетического чувства, как считает Г.А. Петрова, выступают его адекватность воспринимаемому, сила и устойчивость. Сформированность эстетических чувств, их адекватность или неадекватность воспринимаемому объекту определяется наличием у личности эмоционального эстетического опыта, уровнем эстетического образования и воспитания [106]. Сложным социально-психологическим образованием и существенным компонентом эстетического сознания выступает эстетический вкус. Выделяют различные грани эстетического вкуса: - психофизиологическая грань проявляется в том, что вкус выступает как движущее мотивационное качество личности; - социальная грань показывает триединую сущность вкуса, в котором интегрируются общее, особенное и единичное; - гносеологическая грань заключается в индивидуальном проявлении вкуса, основанном на сложившихся в обществе представлениях о разнообразных проявлениях культуры. Заслуживающими внимания, на наш взгляд, являются предложенные Г.А. Петровой критерии оценки вкуса: способность к оценке эстетических явлений действительности и искусства с позиций гуманистического эстети-37 ческого идеала; адекватность оценки качеству эстетического объекта; способность обоснования, доказательства правильности своей оценки. Выделенные критерии позволяют охарактеризовать уровни развития вкуса: - высокий уровень развития вкуса проявляется в способности человека проанализировать эстетические качества и художественные достоинства произведения искусства, дать обоснованную эстетическую оценку с позиции гуманистического эстетического идеала; - средний уровень характеризуется способностью дать в основном правильный, относительно самостоятельный, но односторонний анализ художественного объекта. Суждение обосновывается идейным содержанием произведения, нравственной позицией автора, но меньше внимания уделяется художественной форме. Вариантом среднего уровня является способность к достаточно подробному и полному описанию художественных достоинств произведения (например, композиции картины, колорита, особенностей рисунка) в сочетании с меньшим вниманием, уделяемым его содержанию и идейному замыслу; - низкий уровень развития вкуса заключается в неспособности человека дать обоснованную оценку эстетических качеств произведения искусства. Оценка произведения ограничивается словами: "нравится", "не нравится" [106].

Психологический механизм функционирования вкусовых предпочтений личности проявляются в разнообразных видах деятельности: учебно-познавательной, учебной, игровой, трудовой, общественной, что придает деятельности творческую направленность, высокое качество и эстетическую значимость. Эстетическая потребность проявляется в том, что человек осуществляет эмоционально-интеллектуальную оценку явлений действительности и искусства с точки зрения их соответствия гуманистическому эстетическому идеалу, стремится к восприятию и освоению прекрасного, борется с безобразным во всех его проявлениях.

Ретроспективный анализ проблемы формирования эстетической культуры у будущих актеров в системе профессиональной подготовки

Театральное образование как систематическая профессиональная подготовки артистов, театроведов, художников, режиссёров и др. работников в области театрального искусства получило свое рождение в театре Древнего Рима (школа Росция, 1 в. до н. э.). Античный театр (Древняя Греция, Древний Рим и др.), стал предпосылкой возникновения театрального искусства в Европе. В эпоху Возрождения театральное искусство достигает своего рассвета, в это время актерскому мастерству обучали руководители трупп и драматурги. Театральные спектакли демонстрировали образцы ораторского искусства и широкое жанровое разнообразие. В это время появляются гуманистические идеи о гармоничном развитии личности, что находит свое воплощение и в искусстве. Театр в Эпоху Возрождения являл собой целостный выразительный образ, который транслировал вечные ценности и воздействовал на душу и разум [59]. Цельная педагогическая система подготовки актёров была выработана в XIV—XVI вв. деятелями школьного театра и получила распространение в учебных заведениях стран Европы, а с XVII в. — и в России. В XVIII — нач. XIX вв. специальные театральные учебные заведения появились в Париже, в Варшаве, Вене, Флоренции и в других крупных европейских городах [59]. Во 2-й половине XIX в. произошел кризис буржуазного театра, отразившийся и на театральном образовании, которое стало в основном сводиться к формированию у актеров умения пользоваться традиционными приемами сценического мастерства. Толчком к пересмотру содержания обучения актёрскому мастерству послужила критика традиционные приёмов театрального образования со стороны Э. Золя и А. Антуана [59].

В 1673 году в Москве появилась первая театральная школа. Вторая школа подготовки актеров функционировала при театре, открытом Петром I в 1702 г. Не меньшую роль в становлении отечественного театрального образования сыграл Петербургский шляхетский корпус. Активное строительство в середине XVIII в. публичных театров вызвало необходимость организовать постоянную театральную школу, которая была создана в Петербурге на основе Придворной танцевальной школы. Позднее при Московском воспитательном доме были открыты классы изящных искусств: драматический, вокальный, балетный, инструментальной музыки. Они были преобразованы в Московское театральное училище. Среди основоположников театральной педагогики в России хотелось бы назвать таких видных деятелей театра, как М.С. Щепкин, Давыдов, Варламов, А.П. Ленский. С именем и активной деятельностью одного из педагогов театрального искусства, М. С. Щепкина, связано внедрение в театральное образование идей реализма как течения в искусстве [169]. В 50—60-е гг. выдающиеся представители театрального искусства боролись за внедрение в театральные школы специализированного образования, за изучение будущими актерами истории и теории театрального и смежных видов искусств, за улучшение методики преподавания актерского мастерства. В 1867 г. Е.И. Воронов, театральный педагог и режиссер Александрийского театра разработал программу обучения драматического актера, в которой была обоснована идея тщательного, постепенного формирования внутренних и внешних данных актеров.

В конце XIX в. значительный вклад в обновление театрального образования внес драматург А. Островский. В своем популярном произведении «О театральных школах» он писал, что актеры драматического театра должны иметь всестороннюю профессиональную подготовку и развитый эстетический вкус. А.Н. Островский стал инициатором открытия драматических курсов при Московском театральном училище.

Конец XIX в. стал периодом развития театрального искусства и театрального образования, когда театры и театральные школы с разными отделениями (оперными, драматическими, балетными) открывались на средства общественных организаций и частных лиц. В Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества работал в это время В.И. Немирович-Данченко, который считал, что воспитание будущих актеров способно обновить театр [101]. Аналогичных идей придерживался в работе с актерами К.С. Станиславский, которому принадлежит заслуга создания первой научной системы воспитания актера. Она была реализована во многих театральных студий и способствовала развитию театрального образования в России. Важной формой подготовки актера К.С. Станиславский считал учебный театр [140]. Учебный театр – это творческая лаборатория, где студенты актерской и режиссерской специализаций постигают сложности их будущей профессии. Такой театр он рассматривал как школу общения для актера и зрителя, в которой весь диапазон, вся палитра образов поведения, человеческих отношений осваивается и примеряется зрителем на себя, а театр как субъект общения с обществом должен обладать высокими интеллектуальными возможностями, способностями к пониманию данного конкретного исторического момента [142, c. 432].

Вместе с тем в конце ХIХ - начале XX века в отечественной педагогике утверждается отношение к театру как важнейшему элементу художественно-эстетического и нравственного воспитания. Становление театральной педагогики во многом удалось с помощью философских трудов и трактатов передовых отечественных мыслителей, придававших исключительное значение проблемам формирования творческой личности и исследованию психологических основ творчества (Н.А. Бердяев [18]). В культурной среде страны главенствует мысль, что творчество в различных его выражениях есть нравственный долг человека и его назначение на земле, его задача, миссия. Творческий акт поднимает человека из рабского состояния к новому пониманию бытия.

Потребность обучать будущего профессионала в условиях модели профессионального театра возникла в конце XIX – начале XX века, когда театральное искусство переживало кризис, сопровождавшийся поиском новых форм, реформированием старой школы, а то и полным отказом от нее.

Организация и содержание экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у будущих актеров

Данный раздел диссертационного исследования посвящен описанию организации и хода эксперимента, направленного на проверку эффективности комплекса педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров, анализ и оценка полученных результатов. Педагогический эксперимент представляет собой способ организации научно-педагогического исследования, предполагающий изучение явлений педагогической действительности в контролируемых и управляемых условиях. Мы будем опираться на определение Н.М. Яковлевой, которая трактует педагогический эксперимент как комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности выдвинутой гипотезы [178]. Труды В.П. Беспалько [19], Д.Б. Богоявленской [21], И.А. Колесниковой [73], В.П. Симонова [133] послужили основой для разработки методики констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выбора диагностических методов. Общими требованиям к организации и проведению эффективной опытно-экспериментальной работы, по мнению В. И. Загвязинского [50], А. Я. Найна [100] и др., являются: предварительный, обстоятельный анализ проблемы, включая историографический обзор ее развития; конкретизация гипотезы, ее уточнение в ходе исследования. Таким образом, учитывая общие требования к проведению педагогического эксперимента, а также опираясь на методологическую базу исследования (личностно-ориентированный, деятельностный и культурологический подходы) мы разработали программу эксперимента по формированию эстетической культуры у будущих актеров в процессе их профессиональной подготовки в колледже культуры и искусств.

Цель эксперимента — проверить эффективность комплекса педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров, уточнить теоретические положения исследования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи эксперимента: — изучение и анализ сложившейся практики формирования эстетической культуры у будущих актеров; — внедрение в образовательный процесс колледжа комплекса педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров; — изучение и анализ динамики сформированности эстетической культуры будущих актеров в ходе констатирующего и формирующего эксперимента; — подведение итогов и обобщение полученных результатов. Экспериментальная работа по проверке выявленных нами педагогических условий проходила на базе ГБОУ ССО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И. С. Палантая» с 2010 по 2013 гг. в три этапа.

Первый этап (2010 гг.) - констатирующий - был направлен на изучение и обобщение педагогического опыта подготовки будущих актеров, выявлены и сформулированы противоречия, цель и задачи исследования; определены критерии и показатели, уровни сформированности эстетической культуры студентов колледжа, проведен констатирующий эксперимент в целях изучения исходного уровня эстетической культуры студентов; выявлены педагогические условия формирования эстетической культуры у студентов колледжа в процессе их профессиональной подготовки. Второй этап (2010-2013 гг.) - формирующий, который включал разработку программы экспериментальной работы; проведение формирующего эксперимента, направленного на реализацию выявленных педагогических условий формирования эстетической культуры у будущих актеров. На третьем, обобщающем, этапе (2014 г.) проводились анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы и их оформление в виде диссертации. Констатирующий этап экспериментального исследования включал выбор экспериментальной и контрольной групп. В целях определения уровня сформированности эстетической культуры будущих актеров был проведен опрос 53 студентов третьего и четвертого годов обучения по направлениям «актер драматического театра и кино» и «социально-культурная деятельность» колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая. Студентам по направлению «актер драматического театра и кино» были заданы следующие вопросы: 1. Почему Вы решили стать актером театра и кино? 2. Что Вас привлекает в актерской профессии? 3. Как Вы думаете, каким должен быть актер современного драматического театра? Отвечая на первый вопрос, студенты ответили, что их привлекает публичность и эффектность актерской профессии, возможность участвовать в современных шоу, возможность научиться работать со своей внешностью и т.д. Большинство студентов актерского направления (81,1 %) на второй вопрос ответили, что основанием для поступления в колледж стал интерес к творческой деятельности. Осознанно актерскую профессию выбрали 11,32 % студентов, 7,5 % отметили, что эта профессия позволит «хорошо устроиться в жизни».

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у будущих актеров

В процессе экспериментальной работы осуществлялась диагностика изменений в уровне сформированности эстетической культуры будущих актеров. В ходе анализа психолого-педагогической литературы был составлен комплекс диагностических методик для оценки различных показателей в соответствии с представлениями об эстетической культуре личности как об интегральном образовании личности, совокупности духовных и физических качеств личности, проявление которых отражает адекватное отношение к действительности через объективное понимание категорий прекрасного и преобразование данных характеристик в повседневной жизни и в любом виде деятельности (Приложения 1-6).

Для изучения эмоционально-ценностного компонента эстетической культуры мы применяли анкету, разработанную М. Рокичем для анализа системы ценностей личности [66]. Указанная анкета состоит из двух частей – анкета терминальных ценностей (ценности-цели) и анкеты инструментальных ценностей личности (ценностей-средств). Вторая часть анкеты не дает сведений об эстетических ценностей личности, поэтому в нашем исследовании мы проводили анкетирование по первой части – эта таблица дает представление о месте эстетических ценностей среди других духовных ценностей. Процедура анкетирования представляет собой ранжирование ценностей. Затем в рассматриваемой группе респондентов определяется средний ранг той или иной ценности (в нашем случае это ценность № 5 - A world of beauty - Мир красоты (красота природы и искусства)) ( Приложение 6).

Для оценки деятельностного компонента эстетической культуры мы использовали опрос, основанный на самооценке. Опрос посвящен изучению отношения студентов к эстетике творческо-исполнительской деятельности и реализации в ней эстетических знаний, эмоций, потребностей и ценностей личности. Для данного опроса были сформулированы пять вопросов: позволяет ли Ваша деятельность удовлетворять Ваши эстетические потребности? Позволяет ли Ваша творческо-исполнительская деятельность реализовывать творческий потенциал Вашей личности? Считаете ли Вы необходимым красиво выполнять все движения на сцене? Соблюдаете ли Вы эстетические требования к условиям выполнения творческо-исполнительской деятельности (одежде, обуви, месту занятий)? Оцениваете ли Вы каким-либо образом эстетические свойства Вашей деятельности (в том числе выполнение бытовой деятельности)? На представленные вопросы респонденты могут дать утвердительный, отрицательный или неопределенный ответ - «да», «нет», «не знаю, затрудняюсь ответить».

По окончании формирующего эксперимента была проведена итоговая диагностика, показавшая следующие результаты. В начале эксперимента и в контрольной, и экспериментальной группах наблюдалось преобладание студентов с низким и средним уровнями сформированности эстетической культуры. С помощью метода математической статистики - критерия %2 - доказано, что респонденты контрольной и экспериментальной групп находились на одинаковом уровне сформированности эстетической культуры. В результате проведения формирующего эксперимента соотношение в экспериментальной группе изменилось в сторону высокого и среднего уровней сформированности эстетической культуры. Для студентов, имеющих высокий уровень сформированности эстетической культуры, было характерно наличие сформированных социально-значимых эстетических ценностей и высокий уровень их субъективации, развитый эстетический вкус. Студенты этой группы демонстрировали единство эмоционального и интеллектуального в эстетических отношениях, адекватность отношения особенностям воспринимаемого эстетического объекта. Эстетические чувства развиты. Потребности в усвоении эстетических 106 ценностей, устойчивая мотивация к эстетическому саморазвитию проявлялись в творческом самовыражении студентов в исполнительской деятельности, создании эстетически-выразительного продукта. Эстетические взгляды, убеждения, понятия и суждения студентов сформированы, знания в области эстетики достаточные. Следует отметить, что в качестве эстетических идеалов студенты называли Д. Хворостовского, квартет «Kvadro», Е. Миронова, Ф. Бондарчука и др. Приведем характеристики студентов, имевших по итогам формирующего эксперимента высокий уровень сформированности эстетической культуры. Творческая характеристика студента 3 курса Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая Данилы Г. (специальность 070301 «Актерское искусство». Вид: Актер драматического театра и кино Квалификация: Актер, преподаватель. Образовательный уровень СПО: углубленный). С первых дней занятий Данила проявил себя как любознательный, вдумчивый работоспособный студент. Желание постичь азы мастерства актера помогли ему к третьему курсу преодалеть некоторые творческие проблемы: зажим, стремление «удивить» зрителя любыми путями, казаться оригинальным. В настоящее время он умеет самостоятельно творчески работать над ролью, находить характерность своих персонажей, основываясь на углубленной работе с текстом произведения. Наиболее интересные учебные работы: Дональд Бейкер – «Эти ночные бабочки», Одноглазый - «Зимы не будет» В. Ольшанского, Студент – «От нечего делать» А.П. Чехова, Терентий – «Жестокие игры» А. Арбузова. Принимает активное участие в концертной деятельности в колледже и городе. По сценической подготовке занят в спектаклях театра – «Остров сокровищ», «Волшебная лампа Алладина».

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры у будущих актеров в учреждениях среднего профессионального образования