Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза Роткина, Инна Маратовна

Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза
<
Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Роткина, Инна Маратовна. Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Роткина Инна Маратовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Ставрополь, 2011.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1610

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза

1.1 Толерантность как междисциплинарная категория современного гуманитарного знания

1.2 Конфессиональная толерантность как предмет психолого-педагогических исследований

1.3 Особенности поликультурной среды педагогического вуза и ее влияние на формирование конфессиональной толерантности студентов

Выводы 78

Глава II. Организация экспериментальной работы по формированию конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза

2.1 Диагностика конфессиональной толерантности студентов в педагогическом вузе

2.2 Педагогические условия реализации модели формирования конфессиональной толерантности будущих учителей

2.3 Анализ результатов проведенного экспериментального исследования

Выводы 130

Заключение 132

Список литературы 138

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная Россия характеризуется как евроазиатское многонациональное государство, в котором сосуществуют различные религиозные конфессии. Происходящие изменения в области политики, экономики и социальных отношений вызвали определенную тенденцию межрелигиозного расслоения, нередко переходящую в религиозную нетерпимость и непримиримость.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) данное понятие определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

В данном документе (Статья 4) особо подчеркивается необходимость «уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых навстречу другим культурам, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами».

Веками складывающийся воспитательный потенциал традиционных религиозных культур сегодня является очень ценным. Проведенный мониторинг в образовательном учреждении, филиале ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железновод-ске показал, что в группах обучаются представители разных конфессий. Не учет этого ведет к возникновению напряжения и конфликтных ситуаций между педагогами и студентами, внутри студенческого коллектива, в связи с чем формирование толерантного отношения к другим религиям является актуальным.

На наш взгляд, особо следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (начальная школа), который вводится с 2011 г. в России, определяет создание образовательным учреждением условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Все это предъявляет особые требования к подготовке педагогических кадров в новых социокультурных условиях, в частности к формированию конфессиональной толерантности студентов с учетом особенностей поликультурной среды образовательного учреждения.

В последние годы появились работы о толерантности личности как психологической проблеме (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Г.Л. Барди-ер, О.С Батурина, Г.В. Безюлева, И.В. Воробьева, П.Н. Ермаков, Е.М. Карпезина, О.И. Крушельницкая, В.Г. Миронова, СА. Панченко) и ее диагностике (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова); как проблеме философии (Е.И. Касьянова, В.А. Лекторский, О.Е. Морозова, А.Б. Орлов, М.Б. Хомяков, А.З. Шапиро) и философской антропологии (В.М. Золотухин), социологии (Г.Г. Илюхина). Этнической толерантности посвящены работы философов (А.А. Акулова, Н.М. Вагабовой, P.P. Валитовой), психологов (В.Л. Литвиновой), педагогов (Л.С. Майковской).

В области педагогической науки также разработаны отдельные вопросы формирования толерантности (A.M. Байбакова, И.В. Воробьева, М.А. Викулина, Т.Б. Загоруля, А.Н. Зятьков, Е.С Карякина, А.В. Кор-жуев, Е.Ю. Клепцова, Н.Ю. Кудзиева, Г.Г. Маслова, Т.И. Лихачева, А.А. Погодина, Е.А. Пугачева, Е.В. Рыбак, П.В. Степанов, Е.А. Стрельцова, А.Э. Ширванян и др.), а также модели формирования этнотолерантно-го сознания личности (СК. Бондырева, Д.В. Колесов, Г.М. Шаламова и др.), межкультурного диалога и межнационального общения (М.М. Геворкян, Д.И. Латышина, СР. Нашхоева, Е.А. Стрельцова, Р.З.Хайруллин и др.), поликультурного и этнокультурного образования (Т.И. Бакланова, В.Н. Банников, А.Ю. Белогуров, ТА. Гелло, З.К. Каргиева, Л.М. Кашапова, Р.Х. Кузнецова, СВ. Рыкова, Б.А. Тахохов, З.Б. Цаллагова и др.). Толерантность будущего учителя стала предметом исследований Е.И. Дворниковой, Е.В. Колебиной, И.В. Колоколовой и М.А. Перепе-лицыной.

Проблема религиозной (конфессиональной) толерантности исследовалась в философском дискурсе И.Г. Арцыбашевым, Т.Д. Гуренковой, Е.В. Магомедовой, Д. Малышевой, А.С Меньшиковым, Б.А. Мизрахи, И.М. Лаврухиной, А.Л. Савитским, Л.И. Сосковец, Б.Г. Хузивым, Н.Г. Юровских; социологическом - А.И. Алексеенко, Е.А. Бобылевой, Ю. Хабермас; политологическом - М.М. Гаджимирзаевым, И.Л. Мерзляко-вым, А.А. Красиковой, Е.С. Токаревой; психологическом -И.В. Метлик, педагогическом — Р.У. Богдановой, З.Т. Гасановым, Н.Л. Кобесашвили, ТВ. Скляровой.

Однако, проводя анализ исследований проблемы конфессиональной толерантности в поликультурной среде педагогического вуза, можно заметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных поликультурному воспитанию и культуре межрелигиозного общения, вопросы формирования конфессиональной толерантности будущих учителей до настоящего времени не нашли отражения в диссертационных исследованиях.

Актуальность исследования объясняется также объективно существующими противоречиями между:

- потребностью общества, государства в учителе с высокой конфессиональной толерантностью и недостаточным отражением этого требо-

вания в учебных планах и программах профессионального педагогического образования;

необходимостью формирования у студентов педагогических вузов конфессиональной толерантности как структурного компонента общей толерантности и неразработанностью адекватной технологии;

потребностью современного общества в личности с развитой конфессиональной толерантностью на основе осмысления ценностного отношения к религиозным традициям в поликультурной среде и слабой разработанностью данной проблемы в региональном образовательном пространстве.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловило проблему и выбор темы диссертационного исследования «Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза».

Наше видение состояния указанных противоречий определило проблему исследования: каковы условия формирования конфессиональной толерантности студентов с учетом особенностей поликультурной среды педагогического вуза?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования конфессиональной толерантности будущих учителей в поликультурной среде вуза.

Объект исследования: профессиональное педагогическое образование студентов с учетом поликультурной среды вуза.

Предмет исследования: процесс формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

Гипотеза исследования: формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза будет эффективным, если:

развитие данного процесса рассматривается в вузе как важное направленное совершенствование подготовки будущего педагога;

определены сущностные параметры и структура конфессиональной толерантности будущих учителей;

организован мониторинг динамики ее сформированности у студентов с учетом особенностей поликультурной среды педагогического вуза;

формирование толерантности обеспечивает комплексное воздействие на когнитивную, мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую и действенную сферы жизнедеятельности студентов педагогических вузов с учетом особенностей поликультурной среды.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Выявить специфику формирования конфессиональной толерантности будущих учителей в поликультурной среде высшего учебного заведения на основе анализа отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы.

  1. Уточнить сущностные параметры и структуру основного понятия исследования «конфессиональная толерантность» как педагогического феномена.

  2. Определить педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

  3. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

Методологическую базу исследования составили личностный, де-ятельностный, дифференцированный подходы в профессиональном образовании, признающие деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности; аксиологический и гуманистический подходы, рассматривающие человека как высшую ценность социального развития и способствующие качественному обновлению образовательного процесса на всех его ступенях; культурологический подход к обеспечению содержания и технологий процесса профессионального образования, позволяющий учесть многообразие социокультурных явлений.

Теоретической основой исследования являются современные теории и концепции:

- концепции формирования толерантности будущего учителя
Е.И. Дворниковой, Е.В. Колебиной, И.В. Колоколовой, М.А. Пере-
пелицыной;

современные отечественные гуманистические концепции и взгляды (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, СВ. Кульневич, Н.Б. Ромаева, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

концепции поликультурного и полиэтнического образования современной молодежи (А.Г. Асмолов, Н.Х. Байчекуева, А.Ю. Белогуров, Г.Н. Волков, О.В. Гукаленко, В.В. Борисенков, А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, З.К. Каргиева, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов, Е.Е. Хатаев, З.Б. Цал-лагова, СР. Чеджемов и др.).

концепции высшего педагогического образования (И.Ф. Исаев, А.Г. Казакова, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические - сравнительный контент-анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, системно-структурный анализ используемых в исследовании понятий, концептуальный анализ выполненных ранее исследований;

экспериментальные (эмпирические) - методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование и т.д.), педагогический эксперимент;

статистические — количественный и качественный анализ эмпирических данных; математические методы обработки собранного материала.

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 по 2011 год и включало три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2007-2008 гг.) был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы, разрабатывались теоретические основы и программа исследования, изучалась степень разработанности проблемы, формировалась концепция экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2008-2009 гг.) происходило осмысление теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблеме; подбирался и разрабатывался диагностический инструментарий для определения критериев, показателей и уровней сформированности конфессиональной толерантности студентов; проводился констатирующий эксперимент и апробация авторской модели формирования конфессиональной толерантности будущих учителей.

На третьем этапе исследования (2009-2011 гг.) осуществлялось уточнение научного аппарата и методологической базы исследования; продолжалась экспериментальная работа; были подготовлены и оформлены результаты работы в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

доказана необходимость формирования конфессиональной толерантности студентов педагогических вузов как неотъемлемой части их профессиональной подготовки;

уточнена ключевая дефиниция в рамках понятийно-смыслового поля данного исследования: конфессиональная толерантность - качество личности будущего педагога, характеризующееся знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями;

описаны структурные компоненты конфессиональной толерантности (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный) в педагогическом дискурсе;

разработана модель формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза, включающая теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение;

выявлены и обоснованы педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в описании критериев, показателей, уровней (нулевой (индифферентный), низкий (ситуативный), средний (деятельностный), высший (аксиологический)) конфессиональной толерантности в рамках данного исследования; в развитии представлений о формах, методах и средствах формирования

конфессиональной толерантности будущих педагогов, что позволяет расширить их использование в теории и практике профессионального педагогического образования; в расширении представлений о диагностике конфессиональной толерантности через описание и обоснование авторской методики диагностики изучаемого феномена, состоящей из III разделов, позволяющих выявить основные предубеждения относительно представителей различных религий.

Практическая значимость исследования. Разработана авторская методика диагностики конфессиональной толерантности студентов; содержащиеся в ней теоретические положения и выводы обеспечивают эффективные подходы для успешного решения проблем качества высшего педагогического образования, способствуют созданию необходимых педагогических условий для развития у будущих учителей данного качества личности.

Доказанная в ходе диссертационного исследования эффективность авторской модели формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза позволяет использовать полученные выводы и разработанные методические рекомендации в образовательном процессе других высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; соотнесением выводов и результатов с научными позициями ученых педагогов и психологов относительно современного состояния проблемы развития конфессиональной толерантности студенческой молодежи, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В настоящее время формирование конфессиональной толерантности как структурного компонента общей толерантности студентов педагогического вуза становится неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, что нашло отражение в государственных стандартах общего и профессионального образования. При этом конфессиональная толерантность будущих педагогов должна носить не только пассивно-адаптивный характер, но и включать активно-конструктивную составляющую.

  2. Конфессиональная толерантность - это качество личности будущего педагога, характеризующееся знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями.

  3. В структуре конфессиональной толерантности будущих учителей выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Когнитивный компонент конфессиональной толерантности включает знания конфессиональной картины мира, истории межрелигиозных отношений в стране и в конкретном регионе, специфики религиозных конфликтов.

Всостав мотивационно-ценностногокомпонентавходтценностно-смысловая система, обеспечивающая не только преобладание мотивов проявления толерантности при взаимодействии с учащимися как представителями разных религий, но и переход толерантности в категорию устойчивой личностной позиции; признание конфессиональной толерантности как ценности в современном мире.

Эмоционально-волевой компонент связан с качествами и способностями, обеспечивающими адекватное, эмоционально-насыщенное восприятие представителей различных конфессий; общением на основе взаимопонимания (эмпатии, идентификации, принятия); эмоциональной устойчивостью; волевыми качествами (выдержка, самообладание, саморегуляция).

Деятелъностный компонент объединяет способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное общение с представителями различных конфессий; опыт активного применения знаний и умений для организации и осуществления взаимодействия между людьми различной религиозной принадлежности; популяризациго идей толерантности и гуманизма по отношению к представителям различных конфессий.

4. Модель формирования конфессиональной толерантности включа
ет теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение. Первые
два вида обучения реализуются в процессе аудиторной работы (мето
ды: деловая игра, групповая дискуссия, межконфессиональный диалог,
поликультурный диалог, тренинг по преодолению предрассудков, метод
учебных проектов); экспериенциальное обучение, основанное на транс
формации знаний и убеждений (предубеждений), предполагает личный
опыт взаимодействия с людьми различных вероисповеданий с после
дующей его рефлексией.

5. Педагогическими условиями формирования конфессиональной
толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза
являются:

формирование у будущих педагогов целостной непредвзятой конфессиональной картины региона;

обучение студентов самодиагностике и диагностике конфессиональной толерантности, ее структурных компонентов;

выявление и преодоление стереотипных представлений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания;

формирование навыков ведения межконфессионального диалога с учетом особенностей поликультурного региона;

трансформация знаний и убеждений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий и оказание им посильной помощи.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

В 2009 г. исследование по теме «Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде вуза» получило гран-товую поддержку (именную стипендию) Института общественного проектирования на основании Программы Благотворительного гранта «Именные стипендии Института общественного проектирования, назначаемые студентам-дипломникам и аспирантам, работающим над общественно-значимыми темами социально-гуманитарных исследований». В 2008 г. и 2009 г. диссертант участвовала во II и III межвузовской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» г. Санкт-Петербург (в 2009 признана абсолютным победителем - Диплом I-степени); в 2009 г. победила в заключительном туре VII-го Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи (Всероссийский молодежный форум по проблемам культурного наследия «ЮНЭКО 2009» (г. Москва) - Диплом 1-ой степени.

Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социализации, воспитания и развития личности ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» и кафедры общей и социальной педагогики и психологии его филиала в г. Железноводске; XXIX Международных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах» (Ростов-на-Дону, 2010), Международных научно-практических конференциях «Антропологические основы современной теории и практики образования» (Ставрополь, 2008), «Антропологические основы формирования духовно-нравственной позиции педагога в условиях модернизации российского образования» (Ставрополь, 2010), всероссийской «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2004), межрегиональных «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Пятигорск, 2004, Ставрополь, 2007), региональных конференциях «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, 2005, 2009, 2010).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (205 наименований).

Конфессиональная толерантность как предмет психолого-педагогических исследований

Современная Россия - крупнейшая многонациональная и многоконфессиональная страна, столь же европейская, сколь и азиатская, в ней проживают представители более 150 национальностей, действует около 70 религиозных организаций. Анализ содержания различных словарей показал единодушие в определении термина «конфессиональный». В Популярном словаре иностранных слов [132] и Толковом словаре русского языка [172] «конфессиональный» [лат. confessiona-lis] - вероисповедный, церковный; в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка [121] конфессиональный прил. Вероисповедный. Общественно-политические процессы, происходящие в последние годы в России, направлены на поиск путей выхода из кризиса, в котором находится российское общество. В массовом сознании укореняется идея о том, что возможным средством преодоления его последствий является совершенствование духовно-нравственного мира человека. На этом фоне взоры общественности все чаще обращаются к различным социально 37 политическим институтам, в частности, институту религии, имеющему в России исторический опыт духовно-нравственного влияния.

Как отмечает И.Л. Мерзляков, в связи с этим надежды на духовный подъем, идейную консолидацию и обновление российского общества тесно многие связывают с процессами, получившими в современной политологии название «религиозного возрождения». При этом особые социальные ожидания отождествляются с возрождением традиционных культурообразующих религий [111].

Будучи социальным явлением, религия потенциально становится фактором многих общественных процессов. Усиление ее роли совпадает, как правило, с критическими моментами в истории народов - с ломкой или исчезновением старых порядков, рождением новых социальных отношений, возникновением новых духовных ценностей. При этом религия может играть двоякую роль: с одной стороны, становясь основой формирования национальной идентичности, она способна в таком полиэтническом и поликонфессиональном обществе, как Россия, вызвать отчуждение одного народа от другого, стать фактором конфликтности; с другой - может играть роль стабилизатора процессов, на которые негативно воздействует утрата привычных ценностных ориентиров, содействовать снижению межнациональной напряженности и облегчать поиск путей достижения гражданского мира и согласия.

Философы единодушны во мнении, что религиозное сознание людей формировалось одновременно с их становлением как homo sapiens -«человека мыслящего», поэтому невозможно говорить о возникновении и существовании отдельно человека и отдельно религии. Религия как составная часть истории человечества была непосредственно связана с развитием сознания людей. Как отмечает М.Ф. Муртазин, чувства и эмоции, язык, письменность, материальная культура - трудно представить эти феномены без религиозного компонента. Более того, иногда именно религия была главным фактором развития языка и культуры [118, с.79-87]. На сегодняшний день, согласно мнению ряда ученых, в частности Б.А. Мизрахи «преобладающим среди всех слоев населения является убеждение в необходимости установления гуманных и демократических взаимоотношений» между последователями различных вероучений. И в целом для общественного настроения характерно лояльное отношение к людям других верований и убеждений, готовность к терпимости, сотрудничеству» [113, с. 67]. Следует отметить, что одновременно наблюдаются и элементы противостояния традиционных конфессий не только с привнесёнными из-за рубежа либо возникшими непосредственно в России различного рода деструктивными культами, но и непосредственно друг с другом. Имеют место проявления взаимной некорректности, иногда граничащей с религиозной нетерпимостью, пропагандой превосходства своего вероучения, что является весьма тревожным симптомом и должно вызывать наибольшую обеспокоенность у общества и государства. К тому же и сами религиозные иерархи неоднократно отмечали тот факт, что межконфессиональные отношения «омрачились возросшими признаками вражды и отчуждения»; высказывались о «недопустимости враждебного, предвзятого и несправедливого отношения к человеку какой бы то ни было веры, к его святыням и духовным авторитетам, к той или иной религиозной общине» [113].

Выражая обеспокоенность возрастающим количеством проявлений нетерпимости, большинство духовных лидеров, прежде всего традиционных для России конфессий, начали осуществлять (иногда с участием властей) поиск путей мирного сосуществования и сотрудничества друг с другом. Наглядным примером является создание в 1998 году Межрелигиозного Совета России (МСР), в число учредителей которого вошли РПЦ, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Буддийская традиционная сангха России и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России. В качестве основной целью этой структуры заявлена «координация деятельности, направленной на укрепление и развитие межрелигиозного диалога, обеспечение и поддержание межрелигиозного мира, достижение согласия и стабильности в обществе, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей».

По мнению И.Г. Арцыбашева, это свидетельствует о том, что при всех объективно существующих доктринальных расхождениях большинство религиозных организаций нашей страны имеют достаточную базу для диалога и взаимодействия в целях оказания со действия решению насущных проблем современного российского общества [9]; а Д. Малышева считает, что они претендуют на роль хранительниц традиций, на некую духовную опору, позволяющую безболезненно пережить происходящие изменения [104].

Е.А. Бобылева отмечает, что все религии можно разделить на национальные и наднациональные или мировые. Мировыми религиями принято называть религии, которые зародились в определенной этнической среде (буддизм, христианство, ислам); остальные религии, сложившиеся в рамках определенных государств и этнических общностей и не вышедшие за эти рамки, условно могут быть названы национальными [21].

В контексте нашего исследования мы более подробно рассмотрим ведущие мировые религии (христианство, мусульманство и буддизм); идеи толерантности, заложенные в соответствующих им Священных писаниях являются Библии, Коране и Трипитаке (хотя в буддизме священными признаются и некоторые другие тексты, остановимся на исследовании Трипитаки, считающей Каноном). При рассмотрении вероучений, содержащихся в этих Священных писаниях, выявляется тенденция исповедания ценностей любви, добра, сострадания, милосердия, терпимости.

Христианство - одна из древнейших мировых религий, уходящая своими корнями к иудаизму, объединяющая три основные направления: православие, католицизм и протестантизм. Общим ядром всех трех направлений служит верование в святую троицу Бога-Отца, Сына Божиего Иисуса Христа и Духа Святого. Бог-Отец выступает в роли творца мира и человека. В центре данной религии находится образ богочеловека Иисуса Христа, основной целью земной жизни которого было принесение благой вести людям от Бога. Священным Писанием христианства является Библия. Библия рассматривает проблему взаимоотношений между людьми через такие категории как «терпение», «прощение», «сострадание», «сочувствие», «любовь». Понятия «терпимость» и «толерантность» в Библии не встречаются, но вместо них употребляются термины «терпение» и «долготерпение». При анализе текстов Священного Писания можно выделить несколько уровней понимания категории толерантности, что обусловлено признанием иерархии Бога и человека в религиозном мировоззрении. Высшим уровнем, безусловно, является долготерпение Божие в отношении к человеку. Более низким уровнем понимания выступает толерантность человека, которую, в свою очередь, необходимо рассматривать в свете различных его образов, предлагаемых Библией. Человек - существо, включающее в свой состав тело, душу и дух, именно ему духовному существу присуще такое качество личности как толерантность.

Особенности поликультурной среды педагогического вуза и ее влияние на формирование конфессиональной толерантности студентов

При выяснении сущностных характеристик изучаемого явления необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на понятиях «культура», «среда» как основополагающих для раскрытия смысла понятия «поликультурная среда». Вполне очевидно, что ключевым понятием здесь является «культура», краткое концептуальное значение которого необходимо обозначить для дальнейшего развития темы данного педагогического исследования. Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 гг. до н.э), который назывался «De agri cultura». Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово «культура» в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), полагая что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода» [3]. Как отмечает Черных П.Я в издании «Историко-этимологический словарь современного русского языка» термин «культура» вошел в русский язык только в середине 30-х годов XIX века в «Карманной книжке для любителя чтения русских книг, газет и журналов» И. Ренофанцева в 1837 году. Названный словарь выделял два значения: «хлебопашество, земледелие» и «образованность» [189]. В Российском Энциклопедическом словаре отмечено, что в современном понимании культура - это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» культура рассматривается в двух смыслах. Во-первых, под культурой разумеется известная степень образованности, а во-вторых, более широкое словоупотребление придает культуре значение вообще быта или внутреннего состояния, без какого бы то ни было намека на степень развития того или другого народа, класса общества и т. п. [196]. В энциклопедии по культурологии, культура - это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических, обозначений окружающего мира [91]. Отечественные культурологи Б.С. Ерасов, М.С. Каган и другие выделяют три компонента в общем понятии культура: материальный, художественный, духовный. Культура, в её понимании для конца XX века, по определению Библера B.C. - это всегда — диалог культур. Культура есть лишь тогда, когда есть «две» культуры, - в их сопряжении, в их взаимной обращенности, в их границах [ht1p.V/www.bibler.ru/bik_k_fllosofii.htm]. Другими словами, основная особенность культуры на пороге XXI века - ее диалогичность. Знаменательно, что этот диалог культур несет важную развивающую функцию для современного общества, для образования растущего человека, так как сам диалог есть способность перевоплощаться в представителя другой культуры, без чего нет понимания, невозможен обмен вопросами и мнениями. Диалогическое понимание культуры обосновывает применение в исследовании понятия поликультурный, где приставка поли... (от греч. polys — многий, многочисленный, обширный), означает часть сложных слов, указывающая на множество, всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо. Совершенно очевидно, что в настоящее время проблема поликультурности приобретает особую актуальность и привлекает внимание отечественных педагогов. В этом направлении особую значимость представляют исследования А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, М.Н. Кузьмина, СВ. Кульневича, И.С. Кона, З.А. Мальковой, В.В. Макаева, Л.С. Миллер, В.А. Петровского, Л.Л. Супруновой, Е.Н. Шиянова и др. По мнению Е.В. Бондаревской [24], педагогическая категория «поликультурность» означает создание различных культурных сред, где будет осуществляться развитие человека, где он будет приобретать опыт культуросообразного поведения и ему будет оказана помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

В зарубежной литературе термин «поликультурный» означает наличие в обществе разнообразных культур и подтверждает факт того, связанных с исторически сложившимися формами общности людей, что общество состоит из различных этнических групп и национальных меньшинств.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики поликультурности: открытость, диалогичность, толерантность, где проявляются такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен, взаимообогащающие диалоги с другими культурами. Как известно, полиэтничная, поликонфессиональная и поликультурная среда формирует у людей толерантное сознание и способствует пониманию друг друга. Таким образом, толерантность как вектор индивидуального и общественного сознания становится условием гармонизации социальных отношений. Раскрывая этимологию понятия «среда», необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на его содержание. В философском энциклопедическом словаре среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности [180]. Психологическая наука рассматривает среду через систему ее взаимоотношений с личностью. При этом решающее воздействие на формирование и развитие личности принадлежит среде. В современной педагогике педагогическая среда чаще всего может быть определена как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом). По мнению В.А. Левина, аналогичным образом определяется в литературе понятие образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. [198]. В. А. Левин под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [Цит. по 198]. По его мнению, в качестве основных структурных компонентов образовательной среды выступают: - деятельностный (или технологический) — представляет собой «про-странство» (совокупность). различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития обучающихся (учебная деятельность, игровая, общение, исследовательская и пр.); - коммуникативный — представляет собой «пространство» межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме; педагогические действия, реализующие «педагогическое воздействие» (субъект-объектный тип взаимодействия с обучающимся), «педагогическое взаимодействие» (субъект-субъектный тип взаимодействия) и «педагогическое содействие», фасилитация (субъект-порождающий тип взаимодействия); - пространственно-предметный, т. е. пространственные условия и предметные средства, совокупность («пространство») которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Осуществление терминологического анализа позволяет нам перейти к рассмотрению содержания понятий «поликультурная среда», «поликультурная образовательная среда» и раскрыть возможности формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурном среде педагогического вуза. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема возникновения и развития поликультурного образования в полиэтническом многонациональном российском обществе, где как и во всех других регионах мира, складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании подрастающего поколения приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой - создания условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.

Педагогические условия реализации модели формирования конфессиональной толерантности будущих учителей

Развитие конфессиональной толерантности студентов происходило в процессе всего обучения в педагогическом профессиональном образовательном учреждении, как в учебной, так и внеучебной деятельности. На втором этапе экспериментальной работы был осуществлен анализ содержания учебных планов и программ высшего педагогического образования (бакалавриат), который показал, что в них недостаточно отражена ориентация на развитие конфессиональной толерантности с учетом поликультурной образовательной среды педагогического вуза. Для ликвидации данного пробела, выявления потенциала различных учебных дисциплин в данном направлении был проведен анализ содержания основных блоков действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 540600 Педагогика (степень (квалификация) - бакалавр педагогики) и направления 540300 Филологическое образование (степень (квалификация) - бакалавр филологического образования - «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», «Общепрофессиональные дисциплины».

Достаточный потенциал для развития конфессиональной толерантности студентов, на наш взгляд, содержит блок «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», в котором формируются знания о конфессиональной сфере (когнитивный компонент), умения взаимодействия с представителями различных конфессий (деятельностный компонент) и ценностное отношение к религии (эмоционально-ценностный компонент).

В федеральном компоненте блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» присутствуют такие дисциплины как «Философия» и «Культурология», содержание которых мы посчитали целесообразным усилить вопросами конфессиональной толерантности. При изучении дисциплины «Философия» студенты познавали смысл человеческого бытия, обсуждали проблему насилия и ненасилия, свободы и ответственности, морали, справедливости, права. Достаточное место в ходе изучения дисциплины уделялось нравственным ценностям, представлениям о совершенном человеке в различных культурах, эстетических ценностях и их роли в человеческой жизни, а также религиозным ценностям и свободе совести; особое место заняли вопросы, позволяющие сформировать научные, философские и религиозные картины мира в сознании студентов. Дисциплина «Культурология», как известно, призвана развивать духовные ценности личности и способствовать становлению ее профессиональной компетентности. Данная дисциплина имеет задачи: проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация, рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях. В процессе ее изучения также выявляются особенности педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде; рассматриваются проблемы этноцентризма и культурного релятивизма. Одной из задач дисциплины является формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ, умений выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие. Все это мы и использовали в процессе формирующего эксперимента. В блок «Общепрофессиональные дисциплины» входят и такие дисциплины как «Психология человека», «Социальная психология», «Педагогическая психология», призванные сформировать у студентов знания о закономерностях общения и взаимодействия людей, характеристиках больших и малых групп, особенностях личности и ее деятельности в ходе включения ее в различные группы. В целом эти дисциплины обеспечивают формирование эмоционально-волевого компонента конфессиональной 102 толерантности студентов, способствуют развитию качеств и способностей, обеспечивающих адекватное, эмоционально-насыщенное восприятие представителей различных конфессий, а именно - эмпатии, идентификации, принятия; эмоциональной устойчивости, предполагающей сохранение эмоциональной стабильности и способности регулировать эмоциональные состояния в проблемных ситуациях; волевых качеств — выдержки, самообладания, саморегуляции, позволяющих соблюдать необходимые для толерантного поведения самоограничения. Через дисциплины данного блока студенты познакомились с особенностями межличностных отношений, отношениями в малых группах, типичными трудностями в общении и техникой межличностного общения. В ходе их изучения дисциплин они учились учитывать в деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри группы, управлять динамикой групповых процессов; анализировать собственные межличностные отношения и личностные особенности для их коррекции; взаимодействовать с людьми на основе овладения техниками эффективного общения, развития умений анализировать сложные социальные ситуации, познавали психологические приемы эффективного слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций в общении. Особое место среди дисциплин блока «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» занимает предмет «История образования и педагогической мысли», который призван ознакомить студентов с деятельностью выдающихся мыслителей, занимавшихся вопросами воспитания; педагогами различных исторических эпох и народов; вызвать интерес к историко-педагогическому наследию народов мира и России, Кавказа; потребность в его изучении, усвоении и использовании; сформировать у них умение критически конструктивно анализировать, оценивать идеи, концепции, практическую педагогическую деятельность педагога. В рамках данного предмета старались показать, что тысячелетиями религия и воспитание подрастающего поколения были неразрывно связаны;m весьма существенным во все времена было влияние религии на развитие педагогической науки и образовательной практики, используя при этом изучение истоков гуманистических идей, идей свободы, права, демократии, и гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России; вопросы, связанные с культурной идентичностью современного школьника; влияние мировых религий на воспитание.

Курс «Этнопедагогика и этнопсихология», также отвечает решению задач формирующего этапа эксперимента, т.к. в качестве основных целей декларирует выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности как единственного надежного буфера на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости; изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне через понимание и объяснение особенностей рассматриваемых культур. Кроме того, содержание учебных программ данных дисциплин позволяет в рамках их изучения осуществлять формирование у будущих педагогов когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов, столь необходимых им в дальней шей профессиональной деятельности.

К сожаленью, как показал анализ, вариативная часть учебных планов и программ (национально-региональный компонент) разрабатывается без должного учёта конкретного социально-культурного пространства, этнического и религиозного состава региона. При этом, близость территории Ставропольского края с территориями Дагестана, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии практически всегда обусловливала приток студентов разных религий в профессиональные образовательные учреждения данного региона.

Анализ результатов проведенного экспериментального исследования

На вопрос «Как Вы представляете себе верующего мусульманина» опрошенные изменили свое мнение относительно грубости и воинственности, а также излишней эмоциональности мусульманина, что является результатом целенаправленной работы в данном направлении. Также изменения мы увидели в паре «бедный-богатый», то есть студенты перестали связывать материальный достаток и вероисповедание человека. Пара «нетерпимый — толерантный» также получила самый неопределенный результат, т.е. были выбраны все значения шкалы, в том числе полярные, примерно в равных значениях.

Меньше всего изменений произошло в отношении атеистов. Студенты в меньшей степени считали атеиста невежественным, чем в начале работы. более отсталый. В остальном - это по-прежнему обыденный человек, ни бедный, ни богатый, в меру трудолюбивый, добросовестный и достаточно вежливый. Такие данные мы объясняем тем, что целенаправленная работа была связана с преодолением предрассудков, касающихся двух наиболее распространенных в крае религий - христианства (православия) и ислама, между которыми наблюдалось противостояние в последние десятилетия.

Проведенное диагностическое исследование на констатирующем этапе экспериментальной работы позволило сделать вывод о недостаточном уровне общей толерантности, невысоком уровне конфессиональной толерантности, наличии предубеждений относительно людей иной конфессиональной принадлежности у будущих педагогов.

На констатирующем этапе эксперимента был также осуществлен анализ содержания учебных планов и программ высшего педагогического образования (бакалавриат), который показал, что в них недостаточно отражена ориентация на формирование конфессиональной толерантности будущих педагогов с учетом поликультурной образовательной среды педагогического вуза. В результате исследования были определены проблемы в развитии различных компонентов конфессиональной толерантности, которые явились отправной точкой для построения теоретической и практической работы со студентами высшего профессионального педагогического учебного заведения.

В целом, формирование конфессиональной толерантности включало: теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение. Авторский курс «Технологии формирования конфессиональной толерантности» позволил создать систему оптимальных условий для формирования конфессиональной толерантности у будущих учителей.

Отметим, что экспериенциальное обучение — это обучение в процессе практики, посредством рефлексии над своими действиями. В рамках экспериенциального обучения выделяют три аспекта: личный опыт, рефлексия над ним и как ее результат, трансформация знаний и представлений: в течение учебного года студенты имели опыт взаимодействия с представителями и священнослужителями различных конфессий (посещение и помощь православным церквам и монастырям, мечети, костелу).

Теоретический анализ философской, социологичекой, психологической и педагогической литературы, а также экспериментальная деятельность позволили выявить и обосновать педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза: формирование целостной непредвзятой конфессиональный картины региона; обучение студентов самодиагностике и диагностике конфессиональной толерантности, ее структурных компонентов; выявление и преодоление стереотипных представлений (предубеждений) относительно представителей иной конфессии; формирование навыков ведения межконфессионального диалога с учетом особенностей поликультурного региона; трансформация знаний и убеждений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий и оказание им посильной помощи. Этап качественно-количественного анализа выявил положительную динамику конфессиональной толерантности студентов: расширилась область их знаний о вере вообще, различных конфессиях, традициях и обрядах, выдающихся религиозных деятелях, появилось желание дальнейшего изучения конфессиональных особенностей и различий.

Результаты диагностики по всем методикам (в том числе и авторской) дали положительную динамику, что позволило убедиться в эффективности разработанной модели формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде вуза.

В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты в решении поставленных задач. 1. В педагогике толерантность рассматривается как одна из целей процесса воспитания и как средство достижения воспитательных и образовательных задач, т. е. как требование к деятельности и личности педагога. Занимавшиеся данной проблемой педагоги (В.И.Таланов, П.Ф.Комогоров, И.В.Шеламова, Б.С.Гершунский и др.), отмечая значимую роль исследований в области образовательной теории и практики в решении проблемы формирования толерантности, указывали, что именно сфера образования может и должна инициировать интерес общества к проблеме толерантности. Толерантность в данном случае, по их мнению, - это принцип деятельности педагога, заключающийся в уважении различий между людьми, признании права другого на инаковость, отказ от стремления изменить его по своему образцу; комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. 2. Особое место в структуре общей толерантности занимает конфессиональная толерантность. Конфессиональная толерантность как терпимость к другим религиям изначально заложена в мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме) и может определяться через готовность к диалогу и сотрудничеству представителей различных конфессиональных групп (Е.А. Бобылева), через толерантное (терпимое) отношение к другим религиям (Ю.Хабермас, О.Г. Шаврина), через взаимоотношения различных конфессиональных групп (М.М. Гаджимирзаев). Анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы позволил доказать необходимость формирования конфессиональной толерантности как качества личности будущего педагога, характеризующегося знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями. В данном определении мы не ограничиваемся только пассивно-адаптивной характеристикой толерантности (терпимое, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных религий), но и включаем активно-конструктивную составляющую - умение конструктивно взаимодействовать с представителями различных религий.

С нашей точки зрения, необходимости и достаточности объективной составляющей критерия религиозности отвечает ценностная ориентация личности на приоритет ценности религиозной веры, т.е. ценность религиозной веры имеет для человека терминальный характер: он не ощущает себя достигшим должного состояния веры, но в силу этого стремится к ней как к очень важной, если не важнейшей, ценности и цели своей жизни.

Похожие диссертации на Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза