Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Новикова Любовь Павловна

Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов
<
Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Любовь Павловна. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ярославль, 1997 473 c. РГБ ОД, 61:98-13/94-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Проблема мотивов деятельности 14

2. Особенности мотивов музыкально-педагогической деятельности 33

3. Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов 51

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Содержание и организация опытно- экспериментальной работы 65

2. Методика изучения эффективности формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов 92

3. Результаты опытно-экспериментальной работы... 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131

ПРИЛОЖЕНИЯ 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Процессы демократизации, затронувшие одну из ведущих сфер духовного и социального производства - педагогическое профессиональное образование, ориентируют современное общество на гуманизацию обучения и воспитания личности. Важнейшим направлением современной педагогической науки является поиск условий, обеспечивающих профессиональное становление личности учителя, призванного выступить носителем гуманистических ценностей, общей и профессиональной культуры. Это положение приобретает особое значение для учителя начальных классов, сфера деятельности которого включает эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства, в том числе музыки. От того, насколько в эстетическом, музыкальном плане сформирована личность учителя, во многом зависит развитие школьника не только в начальной школе, но и в дальнейшем. На это указывают многочисленные исследования, проведенные по проблемам музыкально-эстетического воспитания детей и подготовки студентов к этой работе ( Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажни-кова, Н.А.Афонина, В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, Л.Г.Горю-нова, Н.Л.Гродзенская, О.А.Кузнецова, Т.С.Левшенко, Т.Н.Овчинникова, А.И.Попелюхина, О.Н.Соловьева, Г.М.Цыпин, Т.В.Челышева и др).

Рассматривая музыкальную культуру личности как подсистему по отношению к художественной и эстетической культуре, философия, музыкальная педагогика и психология утверждают, что ключом ее формирования выступают музыкальное сознание и музыкальная деятельность личности, а тезис А.Н.Леонтьева о том, что формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы, существенно уточняет, конкретизирует ее как проблему формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности.

Проблема формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов обусловлена рядом противоречий: между имеющимися в обществе высокохудожественными ценностями музыкальной культуры и уровнем музыкальных интересов студентов-, между возможностью систематического художественно-творческого влияния учителя на личность младших школьников и нежеланием, низкой готовностью педагогов к проведению внеклассной музыкально-эстетической работы с детьми; между потребностью студентов в творческой самореализации и ограниченными возможностями, которые существуют в условиях учебного процесса.

Анализ ныне действующего учебного плана, программы "Методика музыкального воспитания с основами теории музыки" на педагогических факультетах педвузов и педколледжей показывает, что в них недостаточно четко выделена задача формирования потребностей и мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов. В ходе исследования установлено, что будущие учителя не всегда ясно осознают значимость музыкально-педагогической деятельности. Это затрудняет формирование у них представлений о ее содержании и способах развития собственной активности в учебной и дальнейшей практической работе с младшими школьниками. Изучение музыкальных дисциплин слабо перестраивает сферу духовных потребностей студентов, а знания по методике музыкального воспитания не дают четкого представления о том, как побуждать и увеличивать субъектность ученика. По данным исследования, 83% выпускников педагогических факультетов не проявляют интереса к музыкально-педагогической деятельности и определяют при этом уровень своей музыкальной культуры как средний или низкий. Отсюда, наряду с задачей овладения знаниями, умениями и навыками музыкально-педагогической деятельности одной из главных задач в учебно-воспитательном процессе педвуза, педколледжа выступает формирование мотивов этой деятельности у студентов. Все это обусловило проблему исследования: какие педагогические условия определяют эффективность формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов?

В педагогической науке данная проблема специально не рассматривалась, хотя имеется ряд работ, затрагивающих ее отдельные аспекты: определены пути формирования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников (М.И.Волошкина, Н.М.Конышева, Т.Д.Суслова, Н.И.Фатеева и др.); охарактеризованы воспитательные возможности формирования таких качеств личности будущего учителя, как творческая направленность (Е.И.Юдина), интерес к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников (В.Т.Сергеев), музыкально-певческая культура (Т.В.Рязанова); выявлена специфика эстетического развития будущего учителя начальных классов средствами музыки (И.В.Арановская).

Наиболее разработанной является проблема формирования мотивов музыкальной деятельности школьников, есть попытки и комплексного подхода к ее решению ( П.В.Анисимов, Н.Н.Гришано-вич, З.П.Морозова, А.И.Паламарчук, Ю.Ф.Яковенко и др.).

Разработанность некоторых содержательных сторон развития мотивов музыкальной деятельности личности позволила рассмотреть проблему формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов с учетом новых подходов к ее решению.

Цель исследования: выявить комплекс педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов и определить средства, обеспечивающие реализацию этих условий.

Объект исследования: формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Гипотеза исследования. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов может быть эффективным, если: учебная музыкальная деятельность будет организована как совместная творческая деятельность преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности; в основе музыкальной деятельности лежит целеполагающая активность студентов, которая предполагает образование, осознание целей своей деятельности; содержание занятий предусматривает расширение сферы художественного общения и включает жанры классической, народной, современной музыки; обеспечивается свободный выбор студентами содержания и форм музыкальной активности на основе развития имеющихся потребностей, способностей к музыкальной деятельности. - 7 -Задачи исследования:

Охарактеризовать особенности формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

Разработать критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Теоретически обосновать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить педагогические условия формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.

Определить комплекс педагогических средств» обеспечивающих реализацию условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Методологической основой исследования является деятель-ностный подход, согласно которому человеческая психика, ее потребностно-мотивационная сфера не только проявляются, но и формируются в деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Исходные теоретические позиции базируются на: психологических исследованиях проблемы мотивации деятельности ( В.К.Вилюнас, О.С.Гребенюк, А.В.Карпов, В.В.Давыдов, Ю.Н.Кулюткин, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, А.Маслоу, П.В.Симонов, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.); теории преобразования и целеполагания в педагогическом процессе (О.К.Тихомиров, Р.Р.Бибрих и др.); концепции социального взаимодействия, позволяющей рассматривать учебную музыкальную деятельность как социальное художественное взаимодействие преподавателя и студентов (Л.В.Байбородова, А.А.Бодалев, Б.З.Вульфов, Н.Ф.Радионова,

П.А.Сорокин и др.); теории музыкального восприятия (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, А.Ф.Лосев, В.В.Медушевский, А.Г.Костюк, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.); системном подходе к художественной деятельности, выделяющем в ней такие виды, как познавательная, творческая, коммуникативная, ценностная (Т.С.Злотникова, М.С.Каган, А.Н.Со-хор, Л.Н.Столович, Ю.У.Фохт-Бабушкик); теории эстетического воспитания ( Ю.Б.Борев, В.А.Разумный, С.Х.Раппопорт, Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, Н.Й.Киящен-ко, Л.П.Печко и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов. Теоретические: анализ психолого-педагогической, эстетической, музыковедческой литературы в аспекте изучаемой проблемы; анализ педагогического опыта, полученных эмпирических данных, обобщение и моделирование. Эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, самоотчеты студентов, педагогический поисковый и формирующий эксперименты. В ходе исследования проводились педагогические измерения и осуществлялась статистическая обработка материалов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1990-1994 гг.) осуществлялись теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы, методологии, понятийного аппарата, организация опытно-экспериментальной работы. Анализировался и обобщался опыт работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов в педвузе, педколледже. Определялось влияние различных факторов на развитие мотивов музыкально-педагогической деятельности. - 9 -На втором этапе (1994-1996 гг.) изучалось формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов в учебных заведениях разного типа (педвуз и педколледж). Разрабатывалась и апробировалась программа формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности, выявлялись психологические механизмы процесса, педагогические условия и средства, повышающие его эффективность.

На третьем этапе (1996-1997 гг.) проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, осуществлялись обобщение и апробация результатов опытно-экспериментальной работы. С целью проверки эффективности программы формирования мотивов музыкальной деятельности будущих учителей начальных классов проводился контрольно-проверочный эксперимент, оформлялись результаты исследования.

База исследования. Основной базой исследования явился педагогический факультет Ярославского государственного педагогического университета, где опытно-экспериментальная работа была организована непосредственно автором и под его руководством преподавателями кафедры основ теории и методики музыкально-художественного воспитания. Базой исследования являлись также Ярославский, Угличский, Ростовский педагогические колледжи, где изучался опыт и затем проводилась работа с использованием наших рекомендаций. В исследовании на втором и третьем этапе участвовали 23 преподавателя музыки, 359 студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; длительностью исследования, результатами трехлетнего эксперимента - 10 -в разных типах педагогических учебных заведений. Теоретическая значимость исследования: - определена специфика музыкально-педагогической деятель ности как деятельности полимотивированной, смыслообразующий мотив которой носит обобщенный характер.

Научная новизна исследования: определены критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов; выявлены педагогические условия формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов и определен комплекс педагогических средств, обеспечивающий реализацию этих условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлена программа формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя, включающая в себя 5 взаимосвязанных этапов: диагностический, установочный, целепо-лагающий, реализующий, педагогический. Разработана методика диагностики уровня сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

Материалы и результаты исследования могут использоваться преподавателями музыкальных дисциплин педвуза, педколледжа в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а также в работе по повышению квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры основ теории и методики музыкально-художественного воспитания (1992-1997 гг.)> кафедры педагогических технологий (1996-1997 гг.) Ярославского государственного педагогического университета, на за- седаниях лаборатории эстетического воспитания Исследовательского центра эстетического воспитания Института развития личности РАО ( Москва, 1993, 1994, 1995 гг.). Анализ результатов исследования сообщался в докладах на открытых педагогических чтениях, посвященных К.Д.Ушинскому (Ярославль, 1994-1997 гг.), на Международной научно-практической конференции "Решение педагогических задач в системе непрерывного педагогического образования" (Кострома, 1992); межвузовской научно-методической конференции "Проблемы многоуровневой подготовки учителя начальных классов" (Брянск, 1995); межвузовской научно-практической конференции "Музыка.ИЗО. Движение." (Ярославль, 1995); конференциях молодых ученых (Ярославль, 1994-1997 гг.). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекционных, лабораторно-практических занятиях спецкурса "Актуальные проблемы музыкального воспитания", а также в процессе организации педагогической практики студентов в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д.Ушинско-го.

На защиту выносятся:

Характеристика мотива музыкально-педагогической деятельности студентов как личностно-смыслового познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения к ней субъекта; полимотивированность музыкально-педагогической деятельности.

Критерии и показатели сформированности мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов: когнитивный, эмоционально-целевой, действенно-практический.

Комплекс педагогических условий формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности: организация учебной музыкальной деятельности как творческого взаимодействия преподавателя и студентов; стимулирование целеполагающеи активности студентов, заключающейся в обоснованном выборе и достижении ими целей музыкальной деятельности; расширение сферы художественного общения и включения жанров классической, народной, современной музыки; создание ситуаций свободного выбора студентами содержания и форм музыкальной активности, способствующих проявлению и развитию музыкальных потребностей, интересов, способностей.

4. Программа педагогической работы по формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов, включающей следующие этапы: диагностический, установочный, целеполагающий, реализующий, педагогический.

Сіруктура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, таблиц, схем.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, его методологическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические основы формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов" представлен теоретический обзор общих психологических, педагогических, эстетических исследований, а также анализ исследований в области музыкальной психологии и педагогики, связанных с данной проблемой. Выявляется специфика мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей - 13 -начальных классов, уровни сформированное. Обосновываются педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная проверка программы формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов" характеризуются этапы, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы и анализируются результаты проведенных исследований. Представлена программа формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов, включающая создание комплекса педагогических условий.

В заключении излагаются основные выводы исследования, определяются аспекты дальнейшей разработки проблемы.

В приложении предлагаются материалы, отражающие содержание опытно-экспериментальной работы, описания диагностических методик и результаты статистической обработки материала.

Проблема мотивов деятельности

Изучение мотивации деятельности как одной из важнейших проблем развития личности, объясняющей движущие силы поведения, деятельности, имеющей не только практическое, но и методологическое значение, характеризуется большим числом подходов и в отечественной, и в зарубежной психологии.

Обзор существующей литературы, посвященный мотивации, насчитывает десятки в разной степени разработанных концепций, многие из которых основаны на взглядах мыслителей прошлого. Рассматривая мотивацию как одно из стержневых образований личности, отечественные психологи указывают на ее сложное неоднородное строение (Л.И.Анцыферова, Б.Г.Асеев, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, и др.). Мотивационная сфера, включающая потребности, мотивы, цели, эмоции, рассматривается в психологии как система, для которой характерны иерархия, динамика, взаимосвязь составляющих, несводимость ни к одному из видов побуждений, входящих в ее структуру. Как социально обусловленное образование мотивационная сфера формируется и изменяется в процессе всей жизнедеятельности личности, а также в процессе непосредственной конкретной ситуации деятельности, поведения, поэтому мотивацию можно рассматривать на онтогенетическом и ситуативном уровне ее развития.

Наш обзор литературы по проблеме мотивов деятельности, включающий, в основном, исследования отечественной психологии, проводился с точки зрения понимания сущности основных компонентов, входящих в структуру мотивационной сферы, и попытки рассмотреть их роль в процессе ситуативного развития мотивации.

Психология выделяет содержательный, динамический аспекты изучения мотивации, а также аспект реализующих ее внутренних механизмов. С точки зрения этих трех аспектов, мотивация - родовое понятие "... для обозначения всей совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т.е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей"(45»6).

Во всех существующих теориях мотивации центральным психологическим образованием мотивационной сферы признается мотив. Неоднозначность содержания понятия "мотив" способствует тенденции расширенно толковать этот термин, понимая под ним самые однообразные психические явления: эмоции, оценки, желания, привычки, потребности, ценности, интересы, отношения, смыслы, нормы и т.п.

В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием человеческой деятельности и сознания, где мотив выступает ее центральным системообразующим фактором ( А.Н.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе). Утверждающийся в исследованиях принцип соответствия мотива и деятельности означает их внутреннюю связь. В соответствии с этим мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. Сам термин "мотив" (от латинского movere -приводить в движение, толкать) указывает на функцию побуждения : это "побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта" (32,169).

При анализе существующих определений понятия "мотив" можно выделить несколько точек зрения.

Ряд авторов (П.К.Анохин, Й.А.Джидарьян, Х.Хекхаузен и др.) определяют мотивы с точки зрения внутреннего состояния субъекта, подразумевая под ними само состояние побуждения, определяющее в психологическом плане деятельностные акты личности. Х.Хекхаузен дает емкое определение понятия мотива, связывая его с целью деятельности. Мотив у него - "желаемое целевое состояние"(207, ТІ,34).

Особенности мотивов музыкально-педагогической деятельности

Рассматривая специфические особенности мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов, необходимо прежде всего уточнить само понятие -"музы-кально-педагогическая деятельность/

С одной стороны, понятие "музыкально-педагогическая деятельность" характеризует деятельность личности в области музыкального искусства. С другой стороны, оно выявляет профессиональную направленность данной деятельности.

Мы считаем, что имеет смысл разделять понятия "музыкальная деятельность" и "музыкально-педагогическая деятельность", поскольку первая связана с приобщением личности будущего учителя к ценностям музыкальной культуры общества на уровне собственной музыкальной деятельности, а вторая - с формированием музыкальной культуры ребенка на уровне деятельности будущего учителя с младшими школьниками. Таким образом, музыкально-педагогическая деятельность рассматривается нами как активность будущего педагога, направленная на формирование музыкальных интересов и потребностей учащихся.

В отечественном музыковедении общее признание имеет положение о том, что психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им (Б.М.Теплов, Б.В.Асафьев, В.В.Ме-душевский, Е.В.Назайкинский, Г.С.Тарасов и др.).

Как известно, особенность музыкального восприятия заклю - 34 чается в том, что оно является эстетическим по своей направленности, т.е.м... целенаправленным целостным восприятием произведений музыкального искусства как эстетической (художественной) ценности, сопровождаемым эстетическим переживанием" (227,49). Музыкальная деятельность понимается как активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей, как деятельность, особенностью которой является эстетическое целеполагание, заключающееся в возможности субъекта открыть для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание.

В музыковедении, музыкальной психологии и социологии восприятие - это сложный многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки.

Сложность самого понятия "восприятие музыки" проявляется уже в том, что в существующей литературе нет единой терминологии в обозначении этого процесса, называемого как "слушание музыки", "интеллектуальное восприятие", "освоение музыки","музыкальное восприятие-мышление" и т.д. Е.В.Назайкинский вообще разводит понятия "восприятие музыки" и "музыкальное восприятие", считая второе проблемой музыкознания (48,91).

Многоуровневость, динамичность процесса музыкального восприятия проявляется в условном выделении таких его этапов, как: возникновение интереса к произведению, установка на восприятие, понимание и переживание музыки, начальное осмысление музыкального произведения, углубленное восприятие, переосмысление, оценка, "катарсис" (234; 182).

Анализ музыкального восприятия как деятельности, интересующей нас прежде всего в ее мотивационном аспекте, требует рассмотрения таковой с точки зрения мотивов этой деятельности.

Согласно современным системным представлениям искусство Еолифунационально и служит удовлетворению целого комплекса потребностей. В искусстве выделяют эвристическую, коммуникативную, социально-организаторскую, воспитательную, просветительскую, познавательную, прогностическую, оценочную, катарси-ческую, гедонистическую, развлекательную и другие функции (82). Каждый автор выделяет свой набор функций, порой без четкого критерия их определения. Так, Л.Н.Столович называет 14 функций искусства, Е.В.Назайкинский - 9, выделяя в музыкальном восприятии потребность в познании, творчестве, эстетическом наслаждении, а также функции: самовоспитание, художественное переживание, разрядку, компенсаторную функцию, функцию стимулирования других родов деятельности, формирование определенного тонуса, состояния, настроения (48,100). С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов видят главную функцию художественной деятельности в познании; А.Н.Леонтьев - в потребности очищения, "катарсисе". В теориях познавательной природы эстетической потребности (Аристотель, Платон, Декарт, Гегель, А.Баумгартен, Г.Мейер) искусство определялось как один из способов познания действительности. В существующих музыкально-психологических и музыкально-педагогических исследованиях музыкальное восприятие рассматривается преимущественно в познавательном аспекте (Н.Н.Гришанович, А.Г.Костюк, В.Д.Остроменский, А.А.Пиличяускас и др.).

Однако рассматривая музыкальное восприятие как разновидность музыкально-познавательной деятельности, мы вслед за З.П.Морозовой, Н.Н.Гришанович, П.В.Анисимовым и другими считаем, что эта деятельность не ограничивается познавательной мотивацией.

На наш взгляд, наиболее адекватный анализ мотивов, побуждающих музыкальное восприятие, дает концепция художественной деятельности М.С. Кагана.

Содержание и организация опытно- экспериментальной работы

Приступая к организации опытно-экспериментальной работы, мы предполагали, что формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов может быть изучено наиболее полно в процессе комплексного исследования, охватывающего проблему со всех ее сторон.

Изучение проблемы было начато в 1984 году, когда мы впервые обратились к решению вопросов, связанных с отношением студентов к музыкальным занятиям, к музыке вообще, к музыкально-педагогической деятельности с младшими школьниками. Нами изучался опыт работы коллег по различным дисциплинам музыкального цикла: методика музыкального воспитания, музыкальный инструмент, элементарная теория музыки, история музыки, а также опыт по музыкально-эстетическому воспитанию будущих учителей начальных классов, существующий в других педвузах ( Пермском, Костромском, Владимирском педагогических институтах). В этот период была установлена зависимость осознанного отношения студентов к музыкально-педагогической деятельности с младшими школьниками от уровня собственной музыкальной культуры, частоты художественного общения с музыкальным искусством, от содержания учебной музыкальной деятельности, отношения преподавателей к решению проблемы.

С 1990 года эти вопросы стали предметом углубленного изучения. Была разработана программа опытно-экспериментальной работы, целью которой являлось определение наиболее эффективных педагогических средств формирования у будущих учителей началь - 67 ных классов личностно-смыслового познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения к музыкальной деятельности.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

- определение оптимального содержания, форм, методов педагогической работы по формированию мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов;

- поиск наиболее эффективных форм организации учебных музыкальных занятий со студентами, способствующих развитию интереса к ним;

- выявление комплекса педагогических условий, вызывающих желание студентов активно включаться в музыкальную деятельность .

В соответствии с этими задачами были определены три взаимосвязанных между собой направления опытно-экспериментальной работы:

а) совершенствование подготовки студентов в ходе основных занятий цикла "Методика музыкального воспитания с основами теории музыки";

б) организация и проведение занятий специального факультативного курса "Актуальные проблемы музыкального воспитания";

в) создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования мотивов во внеучебное время.

Для более глубокого изучения процесса формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов, анализа влияния различных факторов на этот процесс нами проводилось включенное наблюдение в течение четырех лет в двух студенческих группах, в которых автор вел занятия музыкального цикла, а в одной из них являлся куратором.

В соответствии с задачами и направлениями опытно-экспериментального исследования была разработана модель сформирован-ности мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов, т.е. определены перечень знаний, умений, навыков будущего учителя, комплекс педагогических условий, необходимых для успешного решения проблемы формирования музыкальных интересов младших школьников. Модель явилась основой для составления программы формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов.

В процессе исследования была апробирована такая форма организации внеучебной музыкальной деятельности, как студенческий факультетский хор, в котором автор в течение ряда лет являлся руководителем.

Коллектив принимал активное участие в различных мероприятиях эстетического направления, ежегодно организуемых в университете, на факультете: традиционными были выступления хора на Фестивале "Студенческая весна", смотрах, конкурсах, концертах художественной самодеятельности.

Похожие диссертации на Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов