Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Луданова, Татьяна Владимировна

Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки
<
Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Луданова, Татьяна Владимировна. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Ярославль, 2006. - 254 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования педагогической мобильности у будущего учителя музыки 16

1.1. Историко-логический анализ универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как фактора формирования педагогической мобильности 16

1.2. Педагогическая мобильность учителя музыки: сущность понятия и его структура 38

1.3. Модель процесса формирования педагогической мобильности у будущего учителя музыки 69

Глава 2. Опытная работа по формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки 87

2.1. Пилотажное исследование и его результаты 87

2.2. Программа формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки 104

2.3. Реализация организационно-педагогических условий формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки и анализ результатов опытной работы 115

Заключение 136

Список использованной литературы 147

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Мобильность личности широко востребована в современном обществе. Согласно Болонской декларации (1999), расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев является одним из факторов, обеспечивающих переход европейских государств к единому образовательному пространству. Возрастают требования к отечественному образованию и науке, среди которых главнейшим является качественная сторона формирования личности в направлении освоения разносторонних знаний, умений, технологий обучения и воспитания, составляющих содержание ее профессиональной подготовки.

Российское образование широко опирается на принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, что востребовано и в содержании музыкально-педагогического образования, направленного на научное обоснование и практическую реализацию новых идей и технологий. Профессиональная подготовка современного учителя музыки предполагает освоение разностороннего содержания сфер его деятельности (преподавательская, музыкально-исполнительская, культурно-просветительская, социально-педагогическая и научно-методическая). Вариативность требует актуализации творческого потенциала личности, формирования у будущих специалистов способности проявлять себя мобильно, стимулируя процессы саморегуляции, саморазвития, самореализации как условий совершенствования профессиональной деятельности, поиска возможностей для повышения квалификации с целью совмещения дополнительных специальностей.

Существует научное определение мобильности как способности личности (индивида, субъекта) быстро менять положение, двигаться, вникать в ситуацию, принимать решение под влиянием (воздействием) изменившихся

4 условий жизнедеятельности. Оно отражает требования, которые предъявляет современная цивилизация к личности (скорость, темп, эффективность, оперативность), а также характеризует стиль мышления людей, социальных и этнических групп как быстрое реагирование. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030700 «Музыкальное образование» как одно из требований, предъявляемых к подготовке учителя музыки, выдвигает формирование мобильности личности.

Мобильность педагога-музыканта исторически обусловлена содержанием его разносторонней профессиональной подготовки как универсальной. Востребованное в современном обществе универсальное содержание профессиональной подготовки учителя музыки ставит задачу воспитания у него способности вариативно изменять ход и содержание педагогической деятельности, разносторонне проявляя себя в ней. Данный характер деятельности способствует формированию педагогической мобильности - способности к вариативному изменению хода и содержания педагогической деятельности, позволяющей гибко преодолевать затруднения и штампы в педагогических ситуациях, осуществлять выбор наиболее удачного решения поставленных педагогических задач, реализуя при этом профессиональный музыкальный опыт.

Как показывает анализ научных источников, проблема формирования
педагогической мобильности личности не получила своего целостного
исследования в педагогической науке. Однако различные аспекты данной
проблемы нашли свое освещение в ряде экономических (В. Г. Кинелев,
А. В. Кирха, А. А. Матуленис, Э. А. Саар, И. Л. Смирнова, А. Смит,
П. А. Сорокин, В. Н. Шубкин и др.), социологических (Ж. Адам,
О. М. Белоцерковский, Б. С. Гершунский, В. Г. Громов, Девид Джери,
Дж. Джери, А. А. Макарени, Е. А. Макарова, А. В. Мудрик и др.) и
психолого-педагогических исследований (А. А. Гераськова, Т. К. Горохова,
Ю. И. Калиновский, С. А. Константинов, В. А. Сластенин,

В. В. Сохранов и др.).

В современных педагогических исследованиях широко представлены общетеоретические основы содержания профессиональной подготовки учителя (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. В. Байбородова, Е.П. Белозерцев, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. Р. Лопатин, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, М. И. Рожков, Е. И. Савонько, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Е. Н. Шиянов и др.).

Особое внимание проблемам музыкально-педагогического образования
уделяли такие ученые, как Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина,
Л. Г. Арчажникова, Н. А. Ветлугина, Д. К. Кирнарская, Г. М. Цыпин.
Профессиональной подготовке учителя музыки посвящены работы
Б. Д. Критского, А. В. Малинковской, Т. Г. Мариупольской,

В. И. Муцмахера, И. Н. Немыкиной, Е. В. Николаевой, Г. П. Стуловой, Л. А. Рапацкой, Н. А. Терентьевой, А. И. Щербаковой и др. Однако понятие «педагогическая мобильность учителя музыки» не имеет научного обоснования, отсутствуют педагогические технологии ее формирования. Вместе с тем существуют объективные предпосылки разработки избранной проблемы исследования, что подтверждает ее актуальность.

Анализ функционирования системы образования в современном обществе позволяет выявить ряд существующих объективных противоречий:

-между общественной потребностью в преобразовании механизма подготовки педагогических кадров и реальной педагогической практикой, недостаточно ориентированной на воспитание учителя музыки как педагога-универсала, мобильно проявляющего себя в разносторонних видах профессионально-педагогической деятельности;

- между изученностью вопроса педагогической мобильности в научно-методической литературе и отсутствием теоретического обоснования процесса формирования педагогической мобильности учителей музыки;

-между потребностью современных образовательных учреждений в универсально подготовленных, мобильных учителях музыки и отсутствием разработанной технологии процесса формирования у них педагогической мобильности.

Данные противоречия обусловили проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях формирование педагогической мобильности учителя музыки будет эффективным?

В соответствии с этим была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки». Выбор темы определил цель, объект и предмет нашего исследования.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Общая гипотеза исследования состоит в том, что формирование
педагогической мобильности у будущих учителей музыки, обеспечивающее
эффективность их профессиональной подготовки, является

целенаправленной педагогической деятельностью, включающей в себя вариативное освоение ее разностороннего содержания и способов, гибкое преодоление затруднений и штампов, выбор наиболее удачных творческих решений поставленных задач.

Задачи исследования:

1. Сформулировать понятие «педагогическая мобильность учителя музыки» на основе анализа изучаемого феномена.

  1. Обосновать вариативно-деятельностный подход к процессу формирования педагогической мобильности.

  2. Разработать и апробировать на практике модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки.

  3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета.

Методологической основой решения этих задач являются классические положения и выводы философии, экономики, социологии, музыкознания, педагогики и психологии о формировании и развитии личности, положение о взаимодействии личности и общества, культурологический и музыкально-эстетический подходы к развитию личности. Мы также исходили из положения о влиянии индивидуальных особенностей на творческое формирование будущих учителей музыки, о потребностях и мотивах как побудительных силах человеческой деятельности и их роли в познании, общении, труде.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

-теории социологии и экономической науки о социальной и профессиональной мобильности личности (Т. К. Горохова, С. А. Макеев, А. В. Мудрик, И. Л. Смирнова, А. Смит, П. А. Сорокин и др.);

-теория развития способностей (Б.Г.Ананьев, О. А. Конопкин,

A. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сохранов,
Б. М. Теплов, В. Э. Чудновский и др.);

-теория деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);

-теории и концепции о педагогических системах (В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин и др.);

-теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,

B. И. Загвязинский, Л. В. Занков и др.);

-концепции художественно-творческого развития личности в

8
профессионально-педагогической деятельности (Э. Б. Абдуллин,

Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Т. С. Злотникова, Д. К. Кирнарская, Е. Д. Критская, П. Я. Пономарев, 3. В. Румянцева, К. С. Станиславский, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.);

-теория моделирования учебной деятельности (В. И. Авратинер, Т. Ф. Асафова, К. В. Левин, А. В. Малинковская, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, взаимообогащающих друг друга:

  1. теоретического уровня - анализ психолого-педагогических, культурологических, музыкально-эстетических материалов по проблеме исследования, классификация, синтез, обобщения, моделирование, статистический анализ в ходе педагогического мониторинга результатов исследования;

  2. эмпирического уровня - пилотажное исследование, пролонгированное включенное наблюдение, беседа, анкетирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, метод математической обработки (t-критерий Стьюдента).

Этапы исследования. Опытная работа включала три взаимосвязанных этапа: пилотажное исследование, подготовительный этап и основную часть.

В ходе пилотажного исследования (1998-2000 гг.) разрабатывались общие теоретические подходы к решению проблемы, обосновывались основные организационно-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Уточнялся категориальный аппарат исследования, осуществлялись контрольные срезы, определяющие исходный уровень сформированности педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета.

На подготовительном этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась разработка программы формирования педагогической мобильности у

9
будущих учителей музыки, уточнялись процедуры опытного исследования,
осуществлялась подготовка базы для проведения опытной работы:
разрабатывалось содержание спецкурса «Формирование педагогической
мобильности учителя музыки», исследовались возможности
междисциплинарного синтеза в освоении разносторонних видов
профессиональной и комплекс эвристических методов и творческих заданий,
содействующих активно-преобразовательной профессионально-

педагогической деятельности будущих учителей музыки. Осуществлялись контрольные срезы, позволявшие определить уровень сформированности педагогической мобильности у студентов в разносторонних видах профессионально-педагогической деятельности.

В основной части опытной работы (2001-2005 гг.) определялись возможности учебного процесса вузовской подготовки учителей музыки в формировании у них педагогической мобильности, вносились дополнения и изменения в учебные планы и программы практических занятий, охватывающих весь спектр универсальности содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта. Экспериментально проверялись организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Обобщались и систематизировались результаты исследования в виде диссертации.

Экспериментальная база исследования. Основной базой исследования являлся музыкально-педагогический факультет КГУ им. Н. А. Некрасова (г. Кострома). Кроме того, базой исследования стали музыкально-педагогические факультеты МПГУ (г. Москва), СПГУ им. К.Е. Федина (г. Саратов); факультеты института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (социальная педагогика, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования); общеобразовательные школы № 20, 29, 30 г. Костромы. Всего в эксперименте приняло участие 132 студента, 22 преподавателя вуза и 27

10 учителей общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивалась:

-системной методологией, определившей научную базу теоретического исследования и опытной работы; использованием комплекса методов познания, адекватных изучаемой проблеме;

-целенаправленным анализом опыта подготовки педагогических кадров КГУ им. Н. А. Некрасова и учителей музыки г. Костромы, собственного педагогического опыта;

анализом качественных и количественных результатов опытной работы, показывающих позитивную тенденцию профессионального развития испытуемых;

повторными экспериментальными заданиями, имевшими позитивные устойчивые результаты у испытуемых в школьной практике;

-математической обработкой полученных эмпирических и статистических данных.

Научная новизна исследования состоит:

-в обосновании феномена «педагогическая мобильность учителя музыки» как профессионально значимой способности специалиста;

-в обосновании вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в построении и реализации модели процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в обосновании учебно-воспитательного и организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в решении проблемы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки на основе авторской концепции.

Теоретическая значимость исследования заключается:

-в историко-логическом анализе универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как условия формирования педагогической мобильности;

-в содержательном определении феномена «педагогическая мобильность учителя музыки»;

-в обосновании вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в содержательной и функциональной характеристике модели процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в определении организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в разработке содержания учебно-воспитательного и

организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности будущего учителя музыки;

-в обосновании критериев и показателей уровней сформированности педагогической мобильности учителей музыки, применимых для соответствующего педагогического мониторинга в условиях вузовского образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в диссертации теоретический материал и апробированная в ходе опытной работы модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки могут быть использованы в практике вузовской подготовки учителей музыки, кроме этого:

- полученные в ходе исследования результаты положены в основу спецкурса «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», а также методического пособия «Самовоспитание педагогической мобильности в профессиональной подготовке учителя музыки», направленного на повышение эффективности процесса формирования

12 педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в реализации учебно-воспитательного и организационного обеспечения, включающего комплекс принципов и методов обучения, воспитания и самовоспитания, направленных на формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Личный вклад автора заключается в следующем: -проанализированы исторически сложившиеся подходы к проблеме универсальности содержания профессиональной подготовки педагогов-музыкантов как условия формирования педагогической мобильности;

определена сущность и структура педагогической мобильности учителя музыки;

определена роль вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- определены критерии уровней сформированности педагогической
мобильности у будущих учителей музыки и их основные показатели;

-разработаны учебно-воспитательное и организационное обеспечение процесса формирования педагогической мобильности будущего учителя музыки, спецкурс «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», методическое пособие «Самовоспитание педагогической мобильности в профессиональной подготовке учителя музыки», направленные на повышение эффективности процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая мобильность учителя музыки - это способность к вариативному изменению хода и содержания педагогической деятельности, позволяющей гибко преодолевать затруднения и штампы в педагогических ситуациях, осуществлять выбор наиболее удачного решения поставленных

педагогических задач, реализуя при этом профессиональный музыкальный опыт.

  1. Обоснование вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, который заключается в том, что данный процесс будет иметь свои особенности и специфику на основе учета и стимулирования вариативных компонентов профессионально-педагогической деятельности, обусловленных наличием объективных и субъективных условий, которыми выступают комплекс педагогических воздействий, а также психологические особенности личности студента и характеристика его индивидуальности, при сохранении в качестве инварианта деятельности ориентации на становление субъектной позиции будущего учителя музыки, содействующей разностороннему самопроявлению в творческом поиске успешного решения поставленных задач.

  1. Модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки, раскрывающая сущность феномена «педагогическая мобильность учителя музыки», отражает единство его креативных составляющих (мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, сенсорной и операциональной мобильностей).

  2. Характеристика содержания программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, которая включает учебно-методическую информационную базу, отраженную в спецкурсе, и технологию образования (междисциплинарный синтез знаний, комплекс эвристических методов и творческих заданий), содействующих активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки.

  3. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования педагогической мобильности будущих учителей музыки, являются:

- адекватное включение будущих учителей музыки в процесс освоения

14
универсальности содержания профессионально-педагогической

^ деятельности;

- разработка учебно-воспитательного и организационного обеспечения
процесса формирования педагогической мобильности у будущих

специалистов на основе реализации вариативно-деятельностного подхода;

- обоснование программы формирования педагогической мобильности,
в которой определены учебно-методическая информационная база и
технология образовательно-воспитательного процесса, способствующие
активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности
будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и результаты исследования обсуждались на
% международном психологическом конгрессе (Кострома, 2003);

международных симпозиумах (Кострома, 2004); научно-практических
конференциях: международной (Кострома, 2000) всероссийской

(Екатеринбург, 2000; Кострома, 2002), региональной (Мурманск, 2003); научно-практическом семинаре (Кострома, 2002); заседаниях кафедры истории и теории музыки, конференциях преподавателей и аспирантов КГУ им. Н. А. Некрасова.

Содержание диссертации отражено в 11 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, представлен теоретико-методологический аппарат исследования: определены цель и задачи исследования, его объект, предмет и методы научного поиска, обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а таюке положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические основы формирования педагогической мобильности у будущего учителя музыки» - представлен историко-логический анализ формирования педагогической мобильности у

15 будущего учителя музыки в универсальной профессиональной подготовке, раскрыта сущность понятия «педагогическая мобильность учителя музыки», рассматриваемого как феномен профессионально-педагогической деятельности, определена его структура. Построена модель процесса формирования педагогической мобильности у будущего учителя музыки, включающая профессиографическую модель специалиста, проектирующую возможности его разностороннего самосовершенствования в профессионально-педагогической деятельности.

Во второй главе - «Опытная работа по формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки» - представлены материалы пилотажного исследования, раскрыто содержание программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, учитывающей логику проведения подготовительного этапа и основной части опытной работы, реализующих организационно-педагогические условия. Представлены результаты опытной работы.

В заключении сформулированы выводы по результатам опытной работы, определены возможные направления дальнейшего исследования данной проблемы.

Приложения включают в себя материалы, отражающие содержание работы по формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Историко-логический анализ универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как фактора формирования педагогической мобильности

В XXI в. особое значение для России имеет обеспечение полноценного образования подрастающего поколения как интеллектуального и духовного потенциала современного общества. Обращение к истории вопроса формирования теории и практики музыкального образования и воспитания позволяет изучить проблему обоснования условий, стимулирующих реализацию вариативного подхода в решении задач универсальной профессиональной подготовки педагога-музыканта.

В современном понимании функции учителя музыки рассматриваются не в контексте его узкой специализации (преподаватель музыки в общеобразовательной школе, учреждении дополнительного образования), а с позиции формирования его широкой профессиональной эрудиции, позволяющей реализовать себя в различных направлениях музыкально-педагогической деятельности. Неслучайно Г. Г. Нейгауз указывал на высокую воспитательную миссию учителя музыки как специалиста, обладающего широкой профессиональной эрудицией и педагогическим мастерством [133]. Обращаясь к проблеме подготовки педагогов-музыкантов, рассмотрим специфику их профессиональной деятельности как основу достижения преемственности образовательно-воспитательных традиций в системе подготовки современного учителя музыки.

В историческом и культурном наследии мирового искусства встречается немало ярких примеров разносторонне одаренных людей, занимавшихся одновременно различными видами творческой деятельности и создавшими непреходящие ценности в них (И. С. Бах, А. П. Бородин, А. Вивальди, Леонардо да Винчи, И. Гете, М. И. Глинка, А. С. Грибоедов, А. Дюрер, Ф. Лист, М. В. Ломоносов, Микеланджело, СВ. Рахманинов, Дж. Россини, Г. В. Свиридов, П. И. Чайковский, Ф. Шопен, Д. Д. Шостакович и др.). Например, А. С. Грибоедов наряду с поэтическим и музыкальным талантами обладал также способностями к живописи. Ф. Шопен был актером, живописцем и поэтом; литературными и актерскими способностями обладал Дж. Россини. Б. М. Теплов пришел к выводу: утверждение о том, что талант односторонен, не соответствует действительности. Более правильным и обоснованным является вывод о многосторонности проявления способностей, и это относится не только к высокоталантливым людям [199]. По мнению Н. А. Терентьевой, «многогранность таланта, # разносторонность умений и навыков, во все времена вызывали удивление и восхищение» [200, с. 23]. Разностороннее проявление личности рассматривалось как ее универсальность. Согласно определению, «универсальный (лат. universalis) - всеобщий, всеобъемлющий, разносторонний, для всего пригодный» [148, с. 16]. Данное понятие в подготовке музыкантов-педагогов неотделимо от понимания сущности их способности к высокому уровню освоения разносторонних видов профессиональной и педагогической деятельности.

Как свидетельствуют исторические данные, с древних времен музыкальное искусство в обществе было социально-значимым и привлекалось для воспитания членов общества. Значение музыки определялось общими задачами, которые предъявляла к воспитанию каждая эпоха, выдвигающая свои требования к содержанию разносторонней деятельности в сфере музыкального искусства.

Переход человека от животного мира к осознанной трудовой деятельности остро поставил задачу адаптации личности не только в конкретных условиях практической деятельности, но, прежде всего, в различных видах ее разностороннего содержания. Исследование особенностей процесса управления личности собой в процессе освоения разносторонних видов деятельности находит свое отражение в наследии многих ученых различных исторических эпох [230; 24].

Пилотажное исследование и его результаты

Опытная работа по формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки включала три взаимосвязанных этапа: пилотажное исследование, подготовительный и основную часть. Всего в исследовании приняло участие 132 студента вузов Костромы, Москвы, Саратова, 22 преподавателя вуза и 27 учителей школ.

В ходе пилотажного исследования (1998-2000 гг.) разрабатывались общие теоретические подходы к решению проблемы, обосновывались основные организационно-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Уточнялся категориальный аппарат исследования, осуществлялись контрольные срезы, определяющие исходный уровень сформированное педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета. Были изучены программы учебных дисциплин, проанализированы материалы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030700 «Музыкальное образование», а также учебники и учебные пособия с целью выявления освещенности вопросов мобильности в данных источниках. Было обнаружено, что термин «мобильность» употребим довольно часто, но не раскрыто содержание данного понятия и способы его формирования. Было выявлено мнение студентов и экспертов по вопросам содержания значимости видов мобильности.

Целью пилотажного исследования являлось изучение исходного уровня сформированности креативных составляющих педагогической мобильности у студентов I курса дневного отделения музыкально-педагогического факультета КГУ им. Н. А. Некрасова (1999-2000 уч.г.). Общая выборка опрошенных студентов составила 22 человека, из них 82% представители женского пола и 18% - мужского, возрастной состав от 17 до 21 года. Следует отметить разный уровень профессиональной (музыкальной) подготовки студентов до поступления в вуз (27%) окончили среднее профессиональное учебное заведение, 73% - общеобразовательную и детскую музыкальную школы). Применялись методы наблюдения, письменного анкетного опроса, самооценки, экспертной оценки и рейтинга.

Анализ научных данных и мнений о педагогической мобильности как способности личности позволил выявить ее креативные составляющие: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, сенсорная и операциональная мобильности. В связи с этим нами были разработаны критерии и показатели их сформированности у будущих учителей музыки. В качестве критериев педагогической мобильности мы определили интеграционные характеристики вышеназванных составляющих, отражающих мотивационную, музыкально-творческую и операциональную стороны педагогической мобильности (см. Таблицу 1, с. 89).

Критерии рассматривались нами комплексно в качестве исходного момента для выявления уровня сформированности педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Как известно, понятие «уровень» выражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем его многообразии свойств, связей, отношений.

Программа формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки

На подготовительном этапе (2000-2001 уч.г.) уточнялись процедуры ф, опытного исследования, осуществлялась подготовка базы для проведения основной части опытной работы, осуществлялась разработка программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки: -разрабатывались содержание спецкурса «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», методического пособия «Самовоспитание педагогической мобильности в профессиональной подготовке учителя музыки» и технология образовательно-воспитательного процесса, способствующих активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки; -исследовались возможности реализации междисциплинарного синтеза знаний, комплекса эвристических методов и творческих заданий в решении задач исследования.

Проведение контрольных срезов позволило определить уровень сформированности педагогической мобильности у студентов в разносторонних видах профессионально-педагогической деятельности. Применялись методы наблюдения, письменного анкетного опроса, самооценки, экспертной оценки и рейтинга. Оценивание испытуемых на подготовительном этапе опытной работы осуществлялось в соответствии с разработанными критериями, показателями и уровнями сформированности педагогической мобильности (см. Таблицу 1, с. 89; Таблицу 2, с. 92).

На данном этапе опытной работы ставилась задача выявить уровень сформированности педагогической мобильности у студентов в освоении разностороннего содержания профессиональной (музыкально-творческой) и педагогической деятельности (см. Приложение 2; анкеты 7, 8, с. 199).

В проведении данного этапа работы предусматривалось стимулирование рефлексивных умений, целью которого было побуждение студентов к осознанию причин успеха и неудач в принимаемых решениях. Ставились частные задачи:

- стимулирование процессов анализа и коррекции способов деятельности, соответствующих содержанию креативных составляющих педагогической мобильности (мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, сенсорная и операциональная мобильности);

- стимулирование оценивания способов деятельности;

- стимулирование анализа причин неудач и успехов в деятельности.

Рефлексивные умения содействовали самоуправлению деятельностью.

Рефлексивное осознание ее содержания и результатов в ходе поиска успешных решений поставленных задач позволяло студентам прогнозировать цели саморазвития и самовоспитания в своем профессиональном становлении.

Одной из задач данного этапа было выявление уровня сформированности педагогической мобильности у студентов трех российских вузов (КГУ им. Н. А. Некрасова (Кострома), МПГУ (Москва), СПГУ им. К. Е. Федина (Саратов)). Содержание методики включало анкетный опрос, целью которого было получение данных о самооценке испытуемыми уровня сформированности разносторонних умений в профессионально-педагогической деятельности. В анкетировании приняли участие студенты V курса по специальности 030700 «Музыкальное образование» - по 22 человека от каждого вуза (всего 66 человек). Возрастной состав испытуемых - от 21 до 27 лет. В основном это представители женского пола. Следует отметить, что этап довузовской подготовки студентов в большей мере соответствовал образованию в объеме общеобразовательной и детской музыкальной школ.

Применяя метод самооценки, ставилась задача выявление у студентов уровня сформированности комплекса разносторонних умений профессиональной и педагогической деятельности как обобщенного показателя педагогической мобильности. Выпускники оценивали свои умения по пятибалльной шкале. Полученные результаты свидетельствуют о том, что самооценка сформированности педагогической мобильности у всех студентов представленных вузов имела в основном одинаковые показатели: 3,22; 3,49; 3,20 (см. Таблицу б, с. 107).

Похожие диссертации на Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки