Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Ломова Лариса Алексеевна

Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки
<
Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломова Лариса Алексеевна. Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Воронеж, 2006 232 с. РГБ ОД, 61:06-13/2809

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования лидерских качеств будущих учителей музыки 15

1.1. Анализ современных концепций лидерства 15

1.2. Формирование лидерских качеств в педагогике музыкального образования с позиций личностного подхода 40

1.3. Лидерские качества в структуре профессионально значимых качеств учителя музыки 64

Выводы по I главе 96

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки в классе сольного пения 99

2.1. Педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки 99

2.2. Диагностика сформированности профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки 134

2.3. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки , 150

Выводы по II главе 176

Заключение 178

Список литературы 185

Приложения 208

Введение к работе

-/

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Необходимость формирования лидерских
качеств на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьезными
социально-экономическими, внутриполитическими изменениями, происходя
щими в современном российском обществе. Лидерские качества важны не толь
ко как средство самоутверждения личности в студенческие годы, но и для по-
f следующей социальной адаптации выпускника педагогического вуза в жестких,

экстремальных ситуациях современной жизни. Лидерские качества способствуют конкурентоспособности будущего учителя в стремительно меняющихся условиях жизнедеятельности.

В настоящее время в обществе сложилась тревожная ситуация, когда от
рицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число молодёжи
в различные группировки, религиозные секты и т.п. Противостоять разгулу без
нравственности и агрессивности в молодежной среде можно при наличии в
*'j школе учителя, способного добиться успеха и увлечь за собой других, сплотить

вокруг гуманистических, творческих идей подрастающее поколение, учителя, способного к реализации собственной индивидуальности, нацеленного на саморазвитие, творчество и самосовершенствование. Такой учитель не боится взять на себя ответственность в решении коллективных задач, умеет противостоять трудностям, способен создать условия для самовыражения и самореализации личности школьников.

По мнению Е.В. Кудряшовой, «ценностями лидерства являются обучение,

вдохновение и развитие других», т.е. лидер призван вдохновлять, обучать и раз-

к вивать других. Но и призвание учителя тоже в этом. В.Г. Ражников отмечает,

что «музыканты все еще стремятся стать безупречными специалистами и все

меньше среди них художников-просветителей, способных взять на себя заботу о музыкальном воспитании народа». Таким художником-просветителем, на наш взгляд, может стать учитель музыки, учитель-лидер. К сожалению, высшее педагогическое образование еще не в полной мере ориентировано наличность будущего учителя, на формирование и развитие его лидерских качеств. Это является одной из причин того, что порой студент, имеющий крепкие знания, не может состояться как педагог.

Новая социокультурная личностно ориентированная парадигма образования позволяет подойти к рассмотрению проблемы формирования лидерских качеств учителя как профессионально значимых качеств с учетом того, что эффективность профессиональной подготовки во многом определяется степенью их сформированности. Очень важно, чтобы учитель-лидер был подлинным носителем нравственных ценностей. У учителя музыки в арсенале педагогических средств находится музыка, влияние которой на интеллектуально-творческое, нравственное, духовное развитие личности неоднократно рассматривалось в теоретических работах и находило подтверждение в экспериментальных исследованиях.

В настоящее время в педагогике высшей школы делается акцент на формирование творческой личности, своеобразие индивидуальности (Э.Б. Абдул-лин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.Б. Дмитриев, В.И. Загвязинский, Г.М. Коган, В.П. Кузовлев, А.В. Мудрик, В.И. Муцмахер, В.Г. Ражников, М.Э. Фей-гин и др.). В профессионально-педагогической сфере явственно проявляется тенденция к персонификации жизни индивида, направленности на развитие индивидуального своеобразия человека (Е.П. Белозерцев, В.М. Бехтерев, Л.В. Зан-ков, В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, М.П. Щегинин и др.).

Феномен лидерства рассматривается в разных науках: в философии и истории - через призму властных отношений (Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Ф. Ницше, М. Роджерс, И. Холоманс и др.); в социологии и экономике возникает в «си-

туации неопределённости» как «условие необходимости действия» (П. Друккер, Р. Дилтс, М. Крозье и др.); в отечественной психологии выступает в виде влияющего фактора межличностного общения (Е.М. Дубовская., Р.Л. Кричев-ский, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, Л.й. Уманский, и др.); в зарубежной психологии - как компенсация личностного дефицита (А. Адлер, 3. Фрейд и др.); в педагогике - это субъект-объектные и субъект-субъектные воспитательные возможности развития коллектива (Б.З. Вульфов, А.Н. Лутошкин, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский и др.). Лидерство стало предметом всестороннего анализа в работах Г.К. Ашина, Е,В. Кудряшовой и др. Личностной стороне лидерства посвятили внимание Э. Богардус, А.И. Свенцицкий, Р. Стогдилл и др.

В России в 90-е годы XX века все большее число педагогов и исследователей стало уделять внимание проблеме развития лидерства в ученической и студенческой среде. В школах стали осуществляться программы и тренинги по развитию лидерства школьников, появились соответствующие пособия и рекомендации, возникла необходимость в разработке отечественной парадигмы воспитания лидеров (М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкин, В.Ф. Башарин, В.Ю. Большаков, А.С. Прутченков, Г.П. Щедровицкий и др.). Отечественные педагоги, занимающиеся вопросами развития лидерства в ученической и студенческой среде, полагают, что обучать лидерству можно как через спецкурсы по лидерству, так и на занятиях по различным дисциплинам. Для этого необходимо не только осознание важности развития лидерских качеств у детей и молодёжи, но и обладание самих педагогов этими качествами.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросу формирования и развития профессионально значимых лидерских качеств учителя, и учителя музыки в частности, должного внимания не уделялось. В литературе по музыкальной педагогике и психологии термины «лидерство», «лидерские качества», «лидер» встречаются крайне редко. Проблема лидерства в педагогике музыкального образования до настоящего времени в прямой постановке

не поднималась. Музыкальная педагогика рассматривала феномен лидерства в контексте формирования личностных качеств, в необходимости выявления и развития в процессе обучения творческой индивидуальности будущего музыканта (Л.Б. Дмитриев, В.Г. Ражников, М.Э. Фейгин и др). Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, В.И. Муцмахер в профессии учителя музыки личностные качества рассматривают в неразрывной связи с его профессиональными качествами, с профессиональной компетентностью, определяющими успешность педагогической деятельности. Л.Г. Арчажыикова, Г.М. Цыпин считают, что основой для решения задач совершенствования подготовки учителя музыки является профессионал ьно-деятельностный подход с учетом его личностных качеств.

Однако до настоящего времени остаётся невыясненным вопрос о совокупности лидерских качеств учителя как целостного свойства личности, как компонента профессиональной подготовки в педагогическом вузе и как компонента готовности студентов педагогических вузов к професеионаггьной деятельности.

Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа, проведенные в ходе диссертационного исследования, показали, что содержание предметов музыкально-исполнительского цикла и, в частности, предмета «Сольное пение», заключает в себе необходимый потенциал для формирования у студентов лидерских качеств.

Проведенное исследование позволила выделить ряд противоречий, определивших актуальность данной работы:

- между востребованностью современной школой учителя-лидера и отсутствием ориентации высшего образования на формирование и развитие лидерских качеств личности будущих учителей музыки, как фактора личностного развития, определяющего качественный уровень профессиональной деятельности учителя музыки;

-между значительным потенциалом музыкально-исполнительских дисциплин в формировании лидерских качеств выпускников педагогических вузов и их узко профессиональной трактовкой в практике обучения учителя музыки;

-между необходимостью формирования профессионально значимых лидерских качеств у студентов музыкального отделения педагогического вуза и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования в курсе музыкально-исполнительских дисциплин.

Указанные выше противоречия и недостаточная разработка в педагогической теории и практике вопросов формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки обусловили постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки в процессе их музыкально-педагогического образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования лидерских качеств будущих учителей музыки.

Объект исследования: профессиональное образование будущего учителя музыки.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования: формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки в процессе профессионального образования будет эффективно, если:

- будет являться одной из целей профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

-реализуется личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке учителя музыки;

определена структура профессионально значимых лидерских качеств учителя музыки;

логика формирования профессионально значимых лидерских качеств будущего учителя музыки будет обусловлена мотивационным стремлением к лидерству, волевым поведением, творческой активностью;

будут созданы и реализованы следующие педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств: потребностыо-мотивационная конгруэнтность в системе «педагог-студент»; эмоциональное насыщение учебной и исполнительской деятельности (смещение акцента с музыкального произведения на студента-исполнителя, насыщение учебно-воспитательных ситуаций положительными эмоциями); активизация личностных потенциалов; личностно-развивающий, поддерживающий характер взаимодействия в системе «педагог-студент» (личностный, диалогический, демократический, развивающий характер общения); опора на рефлексивную активность в учебной и музыкально-исполнительской деятельности. Данные условия реализуются через ситуацию успеха, личностную концертную ситуацию и рефлексивную ситуацию.

Задачи исследования:

  1. определить содержание и структуру профессионально значимых лидерских качеств учителя музыки;

  2. разработать критерии, показатели и уровни сформированности профессионально значимых лидерских качеств у будущих учителей музыки;

  3. раскрыть возможности использования личностно ориентированной ситуации для формирования профессионально значимых лидерских качеств с учетом специфики учебной и музыкально-исполнительской деятельности студентов музыкального отделения педагогического вуза;

  4. разработать и реализовать педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки;

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений на различных этапах работы использовались различные методы исследования:

-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; обобщение и анализ личного педагогического опыта работы в аспекте изучаемого вопроса;

- экспериментальные: диагностические (самооценивание студентов, бесе
да, анкетирование, тестирование); педагогическое наблюдение; анализ продук
тов музыкально-исполнительской деятельности; педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий эксперименты); математические методы об
работки результатов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

философские, социально-психологические и педагогические концепции, раскрывающие понятия «лидер», «лидерство», «личность», «качества» (М.Ю. Ананченко, Е.В. Андриеико, Г.К. Ашин, В.Ф. Башариы, И.П. Волков, Н.С. Же-ребова, Е.В. Кудряшова, В.В. Мшвениерадзе, А.В. Петровский, А.С. Лрутчен-ков, Л.И. Уманский, Г.П. Щедровицкий, М.Г. Ярошевский и др.);

ценностные теории лидерства, предполагающие возможность приобретения и развития лидерских качеств и появления большого числа лидеров (Г. Фейрмхольд, Сьюзан и Томас Кучмарские, Питер Коэстенбаум);

-гуманистические концепции учения о человеке как субъекте жизнедеятельности, его способности к трансцендированию, духовному самостроительству и самоопределению (А.Г.Асмолов, В.А. Абульханова-С лав екая, Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, В.Франкл и др.);

концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондарев-ская, И.А. Зимняя, В.И. Лещинский, А.С. Петелин, В.В. Сериков и др.);

музьпеально-педагогические исследования о сущности и специфике музыкально-исполнительской и музыкагаю-педагогической деятельности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.

Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.Б. Дмитриев, Г.М. Коган, В.И. Муц-махер, Г.Г, Нейгауз, А.С. Петелин, В.Г. Ражииков, М.Г. Цыпип, СП. Юдин и др.).

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений; их соответствием тенденциям развития социально-педагогической действительности; использованием комплекса методов исследования, адекватного цели и задачам диссертационной работы; длительностью разработки и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях образовательного процесса; статистической значимостью опытных данных, репрезентативностью выборочной совокупности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

формирование лидерских качеств рассмотрено как значимый фактор профессионального становления будущего учителя музыки;

разработана структура профессионально значимых лидерских качеств учителя музыки, включающая в себя профессиональные, личностные, творческие и социально-психологические качества;

определены критерии и показатели уровней сформированное профессионально значимых лидерских качеств студентов-музыкантов;

обоснованы и определены возможности личностно ориентированной ситуации как средства формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки, проявляющей себя в единстве и взаимосвязи ситуации успеха, концертной ситуации и рефлексивной ситуации;

выявлены, обоснованы и реализованы педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки средствами личностно ориентированной ситуации, включая психолого-педагогическое сопровождение концертной ситуации.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании формирования лидерских качеств как профессионально значимых качеств учителя; определяется вкладом в разработку научных основ профессионально значимых качеств учителя музыки. Результаты исследования дополняют профессиограмму учителя музыки. Раскрыта специфика и значимость формирования профессионально значимых лидерских качеств будущего учителя музыки в классах исполнительских дисциплин средствами личностно ориентированной ситуации. Уточнено понятие «лидерские качества» в контексте исследования с позиций личностного подхода. Структура профессионально значимых лидерских качеств учителя музыки универсальна и может служить теоретической основой для формирования и диагностики профессионально значимых качеств любого учителя.

Практическая значимость исследования определяется разработкой диагностического инструментария по определению уровней с формированное профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки; успешным использованием разработанных педагогических условий формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки в практической работе в классе «Сольного пения» на музыкальном отделении педагогического вуза и в практике преподавания дисциплины «Вокальный класс» в Воронежском музыкально-педагогическом колледже. Полученные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов, факультативов в образовательном процессе вузов, средних специальных учебных заведениях. Предложенный диагностический инструментарий может быть положен в основу выявления и оценки уровня сформированное лидерских качеств школьников старших классов и студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Внедрение результатов исследования в практику обучения студентов музыкального отделения факультета художественного образования ВГПУ;

результаты диссертационного исследования используются в практике преподавания дисциплины «Вокальный класс» в Воронежском музыкально-педагогическом колледже и в практике обучения учителей музыки на курсах повышения квалификации в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Материалы исследования обсуждались на научно-практических кон
ференциях и методологических семинарах в Воронежском государственном пе
дагогическом университете, на межвузовских и международных научно-
практических конференциях, на лекциях для учителей города и области в сис
теме повышения квалификации.

Результаты исследования отражены в 13 публикациях.

Выводы исследования используются в учебно-воспитательном процессе ВШУ, в Воронежском музыкально-педагогическом колледже, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Профессионально значимые лидерские качества учителя музыки - это качества, обеспечивающие профессиональную творческую деятельность учителя музыки, способствующие реализации субъект-субъектных отношений и социально-эмоциональному влиянию учителя на учащихся.

  2. Музыкально-исполнительская деятельность будущих учителей музыки способствует формированию и развитию мотивационной, эмоционально-волевой и творческой подструктур в структуре профессионально значимых лидерских качеств учителя музыки.

  1. Критериальные показатели уровней сформированное профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки включают в себя: мотивацию лидерства (наличие мотивационного стремления к лидерству, наличие мотива самоутверждения, наличие мотива достижения успеха), выраженность волевого поведения (волевая направленность на исполнительскую реали-

зацию художественного замысла музыкального произведения, самооценка волевых качеств, эмоциональная устойчивость в условиях стрессовой ситуации публичного выступления), творческую активность (самостоятельная работа при выборе репертуара, исполнительских приемов и анализе музыкального произведения, активность исполнительской деятельности, создание оригинальной интерпретация музыкального произведения).

4. Эффективность формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки в исполнительском классе обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

  1. потребностно-мошвационная конгруэнтность в системе «педагог-студент»;

  2. эмоциональное насыщение учебной и исполнительской деятельности (В.Г. Раж-ников) (смещение акцента с музьжального произведения на сгудента-исполнителя, насыщение учебно-воспитательных ситуаций положительными эмоциями);

  3. активизация личностных потенциалов;

  4. личностно-развивающий, поддерживающий" характер взаимодействия в системе «педагог-студент» (личностный, диалогический, демократический, развивающий характер отношений);

5) опора на рефлексивную активность в учебной и музыкально-
исполнительской деятельности.

Данные условия реализуются через ситуацию успеха, концертную ситуацию и рефлексивную ситуацию, создаваемые педагогом.

Опытно - экспериментальной базой исследования служило музыкальное отделение факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета и Воронежский музыкально-педагогический колледж.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1. Предварительный этап (1998-2001) предусматривал накопление эмпирических данных, теоретическое обоснование проблемы, уточнение понятийно-

г'

го аппарата, формулировка гипотезы, определение общей логики исследования, анализ литературы.

2. На основном этапе (2001-2004) осуществлялась опытно-
экспериментальная работа по конструированию процесса формирования про
фессионально значимых лидерских качеств студентов в курсе «Сольное пение».
Выявлялись, разрабатывались и внедрялись педагогические условия, обеспечи
вающие действенность формирования данных качеств; разрабатывался диагно
стический инструментарий по определению уровней сформированности про
фессионально значимых лидерских качеств студентов, что позволило сопоста
вить результаты влияния предложенных условий в экспериментальной группе с
результатами контрольной группы.

3. На завершающем этане (2004-2005) педагогического эксперимента
осуществлялась систематизация теоретического и экспериментального мате
риалов, формулировались основные выводы исследования, оформлялась дис
сертация по теме исследования

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст включает в себя 185 страниц, содержит 18 таблиц, 2 схемы, 7 рисунков, 8 приложений, литература представлена 265 наименованиями.

Анализ современных концепций лидерства

Теоретический анализ современных концепций лидерства был проведен с целью выявления факторов, обусловливающих лидерство, а также для выявления оптимальных путей воздействия на студентов со стороны преподавателей. Опора на теоретические положения концепций лидерства позволила организовать учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий максимальную эффективность учебной и музыкально-исполнительской деятельности в формировании профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки.

Лидерство по своей природе - универсальный феномен общественной жизни. Проявление лидерства, закономерности его формирования и функционирования в своей основе едины в самых различных сферах жизнедеятельности общества, будь то политика, экономика, наука, культура, образование и прочее. Лидерство рассматривается как процесс межличностного влияния, процесс многоликий, предполагающий доминирование и подчинение, влияние и следование в системе межличностного взаимодействия в группе.

Природа лидерства заключается в способности наиболее авторитетной, центральной фигуры (человека, начальника, руководителя общественной или государственной организации, партии, лидера государства и т. д.) оказывать влияние, объединять людей вокруг личности, идеи, цели, определённой программы.

Методологические проблемы лидерства как одного из механизмов интеграции групповой деятельности связаны, прежде всего, с понятиями «личность» и «лидер».

В ходе эволюционного развития общества философские взгляды на личность уточнялись. Уже древние мыслители обратили внимание на способность выдающихся личностей оказывать решающее влияние на действия людей, те или иные события. Понятие и термин «лидерство» древними авторами не использовались.

Платон считал, что тот или иной тип личности зависит от свойств человеческой души. По его мнению, если преобладает честолюбие, то к власти приходят тимократы, если главной чертой является страсть к обогащению - власть переходит в руки олигархов, в тех случаях, когда нарастают народные возмущения - к власти приходят демократы (беднота), а чрезмерная свобода и своевластие требуют тирана. Аристотелю принадлежит мысль о том, что господин -есть властвующий человек в силу своих природных свойств [19].

Подобно Фоме Аквинскому и Аврелию Августину, многие средневековые мыслители связывали происхождение личности с «божьей волей». Ф. Ницше и некоторые другие философы считали лидерство благодеянием природы или предназначением свыше [173].

По мнению Сократа, в обществе должны господствовать знающие и добродетельные люди, которые истину постигли упорным трудом и осознают приходящий характер своего бытия, т.е. люда, приобретшие лидерские качества в результате образования, воспитания, тренировки или определённого стечения обстоятельств.

Согласно Т. Гоббсу, Дж. Локку, Ж.-Ж. Руссо появление политических лидеров -есть результат общественного договора, в результате которого граждане добровольно передают власть правителю, при этом ограничивая свои естественные права [66].

Платон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и другие философы рассматривали деятельность лидеров в контексте создания идеального общества. В связи с тем, что главной своей задачей теоретики-классики видели создание институтов, которые ограничивали бы единоличную власть правителя, лидерству как таковому отводилась скромная роль.

Однако среди теоретиков-классиков лишь Н. Макиавелли интересовался непосредственно проблемой лидерства. Об этом можно судить по названию одной из основных его работ - «Государь». В других его классических работах также есть обращение к данной проблеме: «Государство», «Два трактата о государственном правлении», «Общественный договор», «Политика» и т.д.

По мнению Тарда и Лебона, все выдающиеся достижения человечества есть результат деятельности выдающихся личностей; последователи же, представляющие собой огромное большинство, только подражают выдающимся людям, стремятся быть похожими на них. Выдающаяся личность, по мнению Тарда, во имя прогресса должна бороться с косностью толпы, увлекать её нововведениями, уметь «бить» толпу «по нервам» и этим добиваться успеха и подчинения. Лебон несколько иначе трактует условия взаимодействия лидера и толпы. Он утверждает, что толпа играет главную роль в общественной жизни и доминирует над лидером, задаёт ему цели и задачи, линию поведения. Толпа может ниспровергнуть лидера и пойти за новым лидером, пообещавшим более заманчивую иллюзию. Поэтому лидер должен следовать за толпой, используя свою власть неосознанно или сознательно с учётом законов психологии [28].

Ф. Ницше выразил мотивы приобретения власти и стремления к ней со стороны претендентов. Основной мотив власти он увидел в проявлении «творческого инстинкта» человека. Творчество, по Ф. Ницше, - основа жизни. Оно заложено в наиболее сильных индивидуумах, поэтому для самореализации лидер вправе изменять мораль. По его мнению, за устаревшую мораль цепляются слабые [173].

В русской философской мысли к проблеме личности обращались такие мыслители как Л.Н. Гумилёв, Н. В. Соколов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и другие. Подходы к данной проблеме были разными, но можно выделить и общее в их взглядах на лидерство. Все они выделяли следующие черты, необходимые лидеру: высокий уровень интеллекта, сильную волю, твёрдость нравственных принципов, обладание системой ценностей, основой которой является понятие свободы, а также знание науки управления.

Формирование лидерских качеств в педагогике музыкального образования с позиций личностного подхода

Главное отличие педагогической профессии от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к ішассу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности создание условий для становления и преобразования личности, учитель призван управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира учащихся, оказывать ведущее влияние на формирование личностных качеств учащихся, т.е. учитель должен быть лидером, должен обладать лидерскими качествами.

Одним из основных компонентов содержания педагогической профессии являются взаимоотношения с людьми. В профессии учителя ведущая задача -понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Еще Авиценна отмечал, что педагог должен быть умным, опытным в обучении детей, достойным, спокойным. Он из тех людей, кто ведет нацию, кто усвоил высшие нравственные принципы, корректные манеры, принятые в обществе [5]. Таким образом, человек, выбирающий для себя профессию учителя изначально должен иметь внутреннюю мотивацию вести за собой, т.е. иметь стремление быть лидером.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (по мнению В.А. Сластенина учитель таковым и является) не складываются должные отношения с людьми, которыми он руководит, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческои и специальной. А.С. Макаренко считал, что работа учителя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей» [142, с. 178].

Я.А. Коменский сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. В.Л. Леви в своей ролевой теории так отзывается о профессии учителя: «Роль учителя ясная, определённая, однозначная. Но посмотрите, сколько она содерлшт в себе ролей скрытых, неявных, к каком} множеству других имеет сродство, тяготение» [123, с.77]. Ролевое поле (репертуар) учителя по В.Л. Леви довольно широко: учитель - товарищ, друг, любимый человек, кумир, оратор, проповедник, рассказчик, артист:, наблюдатель, учёный, исследователь, психотерапевт, критик, судья, информатор, консультант, инструктор, воспитатель, опекун, советник, организатор, руководитель, эксперт, наставник, просветитель, лидер [123, с.78].

Эмпирические исследования, проведённые Раштоном на выборках преподавателей высшей школы, выявили две подгруппы преподавателей: 1) профессора - эффективные исследователи и 2) профессора - эффективные преподаватели. Полученные в данном исследовании эмпирические закономерности сводились к следующему: испытуемые в подгруппе «эффективные исследователи» получили наибольшие оценки по амбициозности, выносливости, стремлению к ясности, склонности к доминированию, агрессивности, независимости, стремлению к лидерству. «Эффективные преподаватели» получили более высокие оценки по таким качествам: они более либеральны, общительны, склонны к лидерству, без стремления к доминированию; они характеризуются также экстра-вертироваиностью, невозмутимостью и участливостью (любят оказывать под держку другим) [213, с.148]. Что подтверждает мысль о том, что человек, выбирающий профессию учителя, имеет внутреннюю мотивацию быть лидером.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исісшочаїощему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике [177].

Основой успеха учителя В.А. Сухомлинский считал духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического процесса. По его мнению, первоочередная задача учителя состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полноценного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо - индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [217, с. 102].

Для нас близка позиция автора теории «лидерского величия», сторонника комплексного подхода к развитию лидерства, Питера Коэстенбаума, который убеждён, что лидерские способности, навыки и даже харизма могут быть приобретены, а если они уже есть, то развиты и более эффективно использованы. Автор находится под сильным влиянием гуманистической психологии и педагогики. Внимание к личности - одна из сильных сторон его теории. Личность лидера выступает здесь как самоценность, с ней связывается успех лидерской деятельности [цит. по 10].

Педагогические условия формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки

В условиях современного российского общества особенно острой и актуальной становится проблема позитивной социализации личности, её личностного развития. Из этого вытекает социальный заказ общества педагогическим вузам: воспитание учителя, учителя-лидера, способного добиться успеха и увлечь за собой других, сплотить вокруг гуманистических, творческих идей, идей искусства подрастающее поколение.

По мнению Б.З. Вульфова в любом педагогическом коллективе есть свои лидеры, «и.. .разве не может каждый стать лидером в глазах не только коллег, но и ребят? Пусть не у всех, не сразу, не всегда верно это получается, но как же важно, чтобы получалось! И вовсе ие парадоксальна мысль, что лидеру-школьнику может помочь развиваться только лидер-учитель» [58, с.35]. Поэтому в педагогическом вузе необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное, разностороннее развитие профессионально значимых лидерских качеств будущего учителя. Эти условия должны активизировать позитивное личностное развитие студентов и формирование у них профессионально значимых лидерских качеств, создавать атмосферу, для социального и духовно-нравственного благополучия студентов, для достижения уверенности в своих силах и возможностях, и, как следствие, для оптимального положения в окружающем социуме.

Лидерство важно не только как средство самоутверждения личности в школьные и студенческие годы, но и «для последующей социальной адаптации выпускника в жёстких, экстремальных ситуациях современной жизни, в которые он войдёт не только владельцем аттестата об образовании, но и заявит в полный голос о собственной индивидуальности. С этой точки зрения «создание» лидеров - важнейшая задача и показатель эффективности воспитательной системы...» [58, с.32].

Очень важно, чтобы учитель-лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование. Таким учителем-лидером, на наш взгляд, в нравственно-эмоциональной, чувственной сфере может стать учитель музыки, приобщая подрастающее поколение к высокохудожественной, классической музыке. У учителя музыки есть уникальная возможность стать лидером в глазах детей не только по официальной учительской дошішости, но и за пределами его профессиональных обязанностей, организовав в школе разнообразные кружки: хоровой, вокальный, музыкального театра и многие другие. Мы согласны с мнением Б.З. Вульфова, что «счастье для ребят, когда их педагог оказывается лидером в актёрстве или туризме, менеджменте или самодеятельной песне - в том, что лежит за пределами его профессиональных функций, а потому работает на человеческий и - тем самым опосредованно - профессиональный авторитет, на переход, перенос неформального на формализованное... Судьба учителя призывает и его становиться равным среди первых» [58, с.35].

«Условие» трактуется как категория, которая выражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он не может существовать. Тот микро и макро мир, в котором возникает, существует и развивается то или иное явление, и составляют условия. Условие - это «компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [227, с.707].

И.В. Яковлева под педагогическими условиями понимает совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают достижение студентами профессионально-творческого уровня деятельности [254, с.202].

В.И. Андреев, давая определение педагогических условий, говорит о том, что под мерами учебно-воспитательного процесса он понимает содержание, методы, а также организационные формы обучения [13, с. 17].

О.А. Свириденко дополняет это определение; «...мотивационной обусловленностью учебно-познавательной деятельности, связанной с развитием личностных мотивов учения до общественно значимых; дидактическую обработку учебного материала специальных дисциплин, согласование с целями подготовки специалистов; законами, принципами, правилами обучения; приближением характера учебно-познавательной деятельности к характеру будущей специальности» [207].

Учитывая всё вышеизложенное, по нашему мнению, педагогические условия формирования лидерских качеств будущих учителей музыки представляют собой взаимосвязанную совокупность обстоятельств по организации и учебно-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, которая должна обеспечить достижение студентами необходимого уровня сформирован-1 ности лидерских качеств, как профессионально значимых качеств учителя.

Основаниями для разработки педагогических условий, способствующих формированию профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки выступили: концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Вондаревская, В.В. Сериков), деятельное]шш подход к организации образовательного процесса (Л.С. Выготский, А.Ы. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), гуманистические, ценностные теории лидерства (Г. Фейрхольм, Сыозан и Томас Кучмарские, П. Коэстенбаум).

Отечественные педагоги (М.Ю. Аианченко, Б.З. Вульфов, П.Е. Овсянкин; А.С. Прутченков, Г.П. Щедровицкий, В.Ф. Башарин, В.Ю. Большаков и др.), занимающиеся вопросами развития лидерства в ученической среде, говорят о том, что формировать и развивать лидерские качества можно как через специально организованные курсы по лидерству, тренинги, так и на занятиях по различным дисциплинам. Существующие подходы к пониманию лидерства предполагают два взгляда на возможность формирования лидерских качеств у будущих учителей музыки на занятиях в классах индивидуальных дисциплин: через создание специальных условий в разных видах деятельности и через активные методы обучения.

Похожие диссертации на Формирование профессионально значимых лидерских качеств будущих учителей музыки