Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Романова Вера Олеговна

Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода
<
Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова Вера Олеговна. Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Романова Вера Олеговна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта].- Калининград, 2009.- 268 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/522

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога 15

1.1. Сущность , профессионального мировоззрения педагога-психолога 15

1.2. Критерии и уровни сформированности профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога 72

1.3. Теория и практика формирования профессионального мировоззрения в системе современного высшего образования 85

101 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАБЕ

ГЛАВА II. Экспериментальная проверка эффективности акмеологической технологии формирования профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога 106

2. 1. Теоретические основания разработки акмеологической технологии формирование профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога 106

2.2. Структура и содержание акмеологической 128

технологии формирования профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога 2. 3. Ход и результаты педагогического эксперимента исследования эффективности акмеологической технологии формирования профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога138

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 200

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

В целях гуманизации российской школы и психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в систему образования была введена должность педагога-психолога. Успешный педагог-психолог должен обладать прочными интегрированными, педагогическими и психологическими знаниями о профессиональных способах психологического сопровождения* растущей и формирующейся личности в образовательном процессе, систематизированными и органически включенными в систему профессиональных взглядов и убеждений, а также руководствоваться ценностями и идеалами, выражающими его отношение ко всем субъектам образовательного процесса.

Данные характеристики относятся к феномену «профессиональное мировоззрение», практическая направленность которого находит выражение в подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса. Сформированное профессиональное мировоззрение педагога-психолога как информационно-ценностный базис профессионализма определяет способы и качество выполнения работы в трех основных направлениях, отмеченных в «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Среди них диагностическая, коррекционно-развивающая и консультативно-просветительская работы.

Для обеспечения способности будущих педагогов-психологов к реализации прикладного аспекта профессионального мировоззрения в

4 конкретных педагогических ситуациях в процессе обучения в вузе необходимо сформировать профессионально важные качества, среди которых наиболее значимыми являются: коммуникабельность, эмпатийность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречие как способность внушать и убеждать, стремление к самоизучению и рефлексии, самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения. Педагог-психолог, обладающий данными качествами, выступает в определенной мере «гарантом» гуманизации образовательного социума в системе дошкольного и школьного обучения.

Как показало проведенное исследование будущих педагогов-психологов, обучающихся на факультетах педагогики и психологии, общей, специальной и коррекционной психологии ряда вузов г. Калининграда и области, имеется ряд сложностей в формировании профессионального мировоззрения специалистов данной области. Результаты опроса свидетельствуют о том, что у 36 % студентов к выпускному курсу профессиональные знания не систематизированы, а профессиональные идеалы и ценности не регулируют профессиональную деятельность и отношения к учащимся и их родителям. Такие студенты не осведомлены о своем профессионально-личностном потенциале, определяющем достижение вершин профессионализма. Они не видят возможности профессионального роста в рамках выбранной профессии, саморазвитие не стало для них профессиональной ценностью.

Таким образом, профессиональное мировоззрение не является приоритетной задачей высшего образования педагогов-психологов. Возможности Государственного образовательного стандарта по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» ограничены учебными дисциплинами «Философия», «Введение в профессию», «Общая психология», «Общая педагогика», в которых представлены для изучения общие вопросы мировоззрения как элемента теории познания, теории

5 личности. Однако профессиональная специфика мировоззрения как компонента профессионализма не отражена на уровне дидактических единиц или отдельных учебных дисциплин. Идея профессионально-личностного саморазвития как ведущая идея акмеологии, науки о человеке в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации, не определяет выбор средств формирования профессионального мировоззрения, что не способствует достижению профессионализма педагогом-психологом, успешной самореализации в области избранной профессии. Следовательно, необходимо специально исследовать возможности акмеологического подхода в формировании профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки.

Степень разработанности проблемы. Исследованию содержания самой категории мировоззрения, анализу ее онтологической основы посвящены работы П. В. Копнина, В. С. Овчинникова, Т. И. Ойзермана,

A. Г. Спиркина, П. П. Федосеева и др. С проблемой формирования научного
мировоззрения связаны работы С. М. Ковалева, Э. И. Моносзона,

B. Ф. Самойленко, Г. М. Штракса, И. В. Сысоенко, Р. М. Роговой и др.

На философско-методологическом уровне проблемой мировоззрения занимались Р. А. Арцишевский, М. Г. Ашманис, А. А. Касьян, Т. И. Ойзерман, А. Г. Спиркин, И. В. Сысоенко, А. С. Тонких, В. Ф. Черноволенко, В. И. Шинкарук и др. Разработка категории мировоззрения и методов его формирования занимает ведущее место в работах педагогов и психологов Л. И. Божович, Б. И. Додоновой, Р. М. Залесского, А. Г. Ковалева, И. М. Краснобаева, Н. А. Менчинской, Т. К. Мухиной, Т. С. Тамбовцевой, Б. М. Теплова и др. В последние годы мировоззренческая тема нашла отражение в диссертационных исследованиях Е. В. Боднарчук, Е. В. Дмитриевой, Т. Я. Железновой, А. Л. Жоховой, В. П. Жуковой, С. Ю. Рыбиной и др.

Психологи исследуют мировоззрение в контексте развития личности, что наглядно отражено в работах Л. И. Божович, Б. И. Додонова, Г. Е. Залесского, А. Г. Ковалева, И. М. Краснобаева, Н. А. Менчинской, Т. К. Мухиной, В. С. Мухиной, Ю. Л. Самарина, Т. С. Тамбовцевой, Б. М. Теплова и др.

Педагогическое осмысление понятия «мировоззрение» было дано в работах: В. М. Гайнулиной, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, Э. И. Моносзона, Г. В. Мухаметзяновой, Т. И. Ойзермана, В. И. Петровой, Р. М. Роговой и др.

Обзор литературы с очевидностью демонстрирует неисследованность
феномена «профессиональное мировоззрение педагога-психолога» в
педагогике профессионального образования: на сегодняшний день не дано
определение данному понятию, не выделена структура «профессионального
мировоззрения педагога-психолога». Процесс формирования

профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога в единстве
с процессами профессионально-личностного саморазвития,

самосовершенствования, профессиональной адаптации до сих пор в педагогической науке остается малоизученным.

В связи с этим возникает необходимость раскрыть понятие
«профессиональное мировоззрение педагога-психолога», определить
содержание компонентов структуры профессионального мировоззрения
педагога-психолога, разработать акмеологическую технологию

формирования профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога.

Таким образом, актуальность проблемы формирования профессионального психолого-педагогического мировоззрения студентов в процессе вузовского обучения обусловлена рядом противоречий:

между потребностью современной общеобразовательной школы в педагоге-психологе, решающем профессиональные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативно-просветительские задачи на основе высокого развитого профессионального мировоззрения как

7
информационно-ценностного компонента профессионализма,

обеспечивающего качество и результативность психологического обеспечения образовательного процесса, и неисследованностью данного феномена в педагогике профессионального образования;

между возможностями акмеологического подхода в формировании
вершин профессионализма у будущих специалистов и не разработанностью
педагогических условий, способствующих формированию

профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога в единстве
с процессами профессионально-личностного саморазвитии,

самосовершенствования и профессиональной адаптации.

Актуальность проблемы, а также необходимость разрешения данных противоречий определили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода».

Проблема исследования состоит в ответе на следующие вопросы: каково содержание понятия «профессиональное мировоззрение педагога-психолога»? Каковы педагогические условия формирования профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов в единстве с процессами профессионально-личностного развития, самосовершенствования и профессиональной адаптации?

Цель исследования - обосновать и разработать акмеологическую технологию формирования профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов.

Объект исследования - процесс формирования профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов.

Предмет - акмеологическая технология формирования мировоззрения будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования: формирование профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога в процессе профессиональной

8 подготовки на основе акмеологического подхода будет осуществляться эффективно, если:

— профессиональное мировоззрение рассматривается в качестве цели
специально организованного элективного обучения;

— содержание элективного курса интегрирует знания о
психологическом обеспечении образовательного процесса в соответствии с
профессиональными задачами психодиагностики, коррекции и развития
учащихся, консультирования и просвещения педагогов и родителей, с
процессами профессионально-личностного развития,
самосовершенствования и профессиональной адаптации;

- применяются методы проблемного обучения и социально-психологического тренинга, стимулирующие процесс профессиональной адаптации и профессионально-личностного саморазвития;

— элективное обучение организуется непрерывно и последовательно в
течение всего срока вузовского обучения, по мере «вхождения» в систему
целостных знаний о психологическом обеспечении образовательного
процесса, раскрывающихся будущему педагогу-психологу в комплексе
знаний и опыта в диагностике, развитии и коррекции учащихся,
консультировании и просвещении педагогов и родителей, так как в этом
случае создаются условия, обеспечивающие единство процессов
профессионального обучения, профессионально-личностного саморазвития и
профессиональной адаптации будущих педагогов-психологов.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие «профессиональное мировоззрение педагога-психолога».

  2. Определить содержание компонентов структуры профессионального мировоззрения педагога-психолога.

  3. Разработать акмеологическую технологию формирования профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога.

4. Определить результативность экспериментальной работы по формированию профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили психологическая теория личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.); акмеологическая теория развития личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев,

A. А. Деркач, Н. В.Кузьмина и др.); разработанные отечественной наукой
принципы применения системного подхода в психологии, педагогике и
акмеологии (П. К. Анохин, И. В. Блауберг, В. А. Карташев, Н. В.Кузьмина,
Б. Ф. Ломов); концепция структуры профессионализма и его формирования
(Н. К. Бакланова, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова,

B. Д. Шадриков и др.); концепция гуманизации и гуманитаризации
образования (М. Н. Берулава, Е. С. Гуртовой, И. В. Дубровина, И. А.Зимняя,
В. П. Зинченко, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев и др.); теоретические работы
по формированию мировоззрения личности (В.И. Блохин, Л. Н. Боголюбов,
А. И. Бычков, К. Е. Зуев, Г. В. Клокова, Э. И. Моносзон, В. А. Морозов и др.)
и проблемам применения различных педагогических технологий в
образовательном процессе (В. П. Беспалько, М. В.Кларин, Б. Т. Лихачев,
Г. К. Селевко и др.)

Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач. В ходе исследования использовался комплекс методов, включающих в себя: теоретические - теоретический анализ и синтез проблемы предмета исследования; изучение и обобщение существующего опыта формирования профессионального мировоззрения в высшей школе; эмпирические — диагностика состояния педагогических объектов (тестирование, наблюдение, опрос), социологическое измерение (анкетирование), формирующий педагогический эксперимент. Обработка результатов проводилась с помощью качественного анализа и методов математической статистики.

Исследование выполнялось в три этапа с 2003 по 2008 годы.

Первый этап (2003-2005) - информационный. Включал разработку замысла исследования, анализ состояния проблемы исследования, изучение научной литературы по теме. В результате была обоснована актуальность исследования; сформулированы проблема, гипотеза и задачи исследования; разработаны план и структура дальнейшего научного поиска.

Второй этап (2005-2007) - опытно-экспериментальный. Заключался в разработке структуры мировоззрения педагога-психолога, выявлении условий и средств формирования профессионального мировоззрения личности будущего специалиста, разработке и апробации акмеологической технологии формирования профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов, проведении педагогического эксперимента, подтверждающего состоятельность гипотезы исследования.

Третий этап (2007-2008) - заключительный. Был посвящен анализу, обработке и интерпретации результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента; литературному и техническому оформлению работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Российского государственного университета имени Им. Канта со студентами дневного и заочного отделений факультета психологии и социальной работы, ранее именованного как факультет педагогики и психологии (189 студентов); преподавателями учебных дисциплин (12 человек); а также с практикующими педагогами-психологами, работающими в образовательных учреждениях Калининградской области (25 человек). Общее количество участвовавших в эксперименте студентов, преподавателей и практикующих педагогов-психологов составило 226 человек.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций исследования, связанных с применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализов, репрезентативностью выборки участников

исследования, положительной динамикой развития профессионального
мировоззрения будущих педагогов-психологов, практическим

подтверждением основных теоретических положений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыто понятие «профессиональное мировоззрение педагога-
психолога», обозначающее обобщенную систему предметных и
профессиональных знаний, взглядов, убеждений, гуманистических ценностей
и идеалов, на основе которых производится психодиагностика, развитие и
коррекция учащихся, консультирование и просвещение педагогов и
родителей;

- определено содержание компонентов структуры профессионального
мировоззрения педагога-психолога: познавательный компонент включает
обобщенную систему предметных и профессиональных знаний, взглядов, <
убеждений; ценностно-нормативный компонент включает нормы, принципы,
регламентирующие деятельность педагога-психолога, гуманистические
ценности и идеалы; практический компонент включает готовность педагога-
психолога к психологическому сопровождению образовательного процесса,
выбору цели и средств профессиональной психолого-педагогической
деятельности по следующим направлениям: психодиагностика, развитие и
коррекция учащихся, консультирование и просвещение педагогов и
родителей;

- разработана акмеологическая технология формирования
профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога,
систематизирующая содержание и методы овладения предметными и
профессиональными знаниями о комплексном психологическом
сопровождении образовательного процесса в соответствии с задачами
психодиагностики и коррекции учащихся, консультировании и просвещении
родителей и педагогов в единстве с процессами профессионально-
личностного развития, саморазвития и профессиональной адаптации;

— определены критерии и показатели сформированное профессионального мировоззрения педагога-психолога: профессиональная обученность, которая устанавливается по уровню теоретического и практического овладения предметными и профессиональными знаниями; профессиональная мотивация, показателем которой выступает уровень мотивационно-ценностного отношения к профессии педагога-психолога; профессионально-личностное саморазвитие, показателем которого выступает представление о профессионализме педагога-психолога и личностном потенциале, необходимом для его достижения.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «профессиональное мировоззрение педагога-психолога»; определении содержания компонентов структуры профессионального мировоззрения педагога-психолога; разработке акмеологической технологии формирования профессионального мировоззрения педагога-психолога; определении критериев и показателей сформированности профессионального мировоззрения педагога-психолога.

Практическая значимость исследования заключается в предоставлении преподавателям вуза эффективной акмеологической технологии формирования профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов. Данная технология описана в методических рекомендациях для студентов факультета педагогики, психологии и социальной работы. Выводы, полученные в работе, могут быть использованы для совершенствования профессиональной деятельности специалистов в области педагогики и психологии: преподавателями, студентами, учителями, методистами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное мировоззрение педагога-психолога - это обобщенная система предметных и профессиональных знаний, взглядов, убеждений, гуманистических ценностей и идеалов, на основе которых

13 производится психодиагностика, развитие и коррекция учащихся, консультирование и просвещение педагогов и родителей.

  1. Профессиональное мировоззрение наиболее эффективно формируется в условиях целенаправленного обучения, организованного в виде элективного учебного курса, концентрирующего в своем содержании знания о психологическом обеспечении образовательного процесса, соответствующие профессиональным задачам психодиагностики, коррекции и развития учащихся, консультирования и просвещения педагогов и родителей, направленного на актуализацию процессов профессионально-личностного развития, самосовершенствования и профессиональной адаптации.

  2. Применение методов проблемного обучения и социально-психологического тренинга стимулирует процесс профессиональной адаптации и профессионально-личностного саморазвития, в единстве с которыми формируется профессиональное мировоззрение.

  3. Элективное обучение организуется непрерывно и последовательно в течение всего срока вузовского обучения, по мере «вхождения» в систему профессиональных убеждений, касающихся психологического обеспечения образовательного процесса, раскрывающихся будущему педагогу-психологу через комплекс знаний и опыта в диагностике, развитии и коррекции учащихся, консультировании и просвещении педагогов и родителей, так как в этом случае создаются условия, обеспечивающие единство процессов профессионального обучения, профессионально-личностного саморазвития и профессиональной адаптации будущих педагогов-психологов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через научно-методические публикации автора, которых по теме исследования шесть. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования» (г. Сочи, 2006);

14 на 7 международной научно-практической конференции «Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области» (Калининград, 2007); Ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области» (Калининград, 2008). Результаты исследования использовались в процессе обучения студентов на факультете педагогики и психологии РГУ им. Им. Канта (2003-2008 гг.).

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы (211 наименований), приложения. В тексте имеются 32 таблицы, 7 диаграмм.

Сущность , профессионального мировоззрения педагога-психолога

Разработка научных основ формирования профессионального мировоззрения педагога-психолога в системе подготовки студентов ВУЗа требует рассмотрения теоретических аспектов этого понятия в различных областях общественных наук.

Исследование проблемы формирования профессионального мировоззрения педагога-психолога (ІТМПП) потребовало решения следующих задач, рассматриваемых в этом параграфе: дать научно-обоснованное определение понятия «профессиональное мировоззрение педагога-психолога»; выявить функции профессионального мировоззрения педагога-психолога. Проблема формирования профессионального мировоззрения педагога-психолога на начальном этапе исследования предполагает рассмотрение самого понятия «мировоззрение».

Целесообразно уточнить, что понятие — одна из основных единиц мыслительной деятельности; логическая форма, с помощью которой строятся другие формы мышления (суждение, умозаключение)[115].

Углубляясь в исторический аспект, мы находим, что понятие «мировоззрение» («Weltanschauung»), обозначающее «взгляд на вселенную», ввел Им. Кант в 1790 году в работе «Критика способности суждения». И уже в 1792 году И. Фихте в книге «Опыт критики всякого откровения» использовал это понятие, отличая его от пассивно-созерцательной «картины мира». Более двухсот лет мировоззрение находится в центре внимания различных философских школ и течений, специалистов всех сфер знаний и социально-политических структур общества. Генезис понятия «мировоззрение» в его историческом аспекте не входит в задачи нашего исследования, это может служить темой отдельной работы. Однако обзорный анализ советской литературы до 1985 года показал, что мировоззрение имело ярко выраженный идеологический характер, отождествлялись «научное мировоззрение», «марксистско-ленинское», «коммунистическое», «диалектико-материалистическое», что соответствовало социально-экономическому укладу общества и отвечало духу своего времени.

Понятие «мировоззрение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны.

Для решения нашей проблемы методологически важно философское осмысление исследуемого понятия, ибо «философия — стержень мировоззрения, а научное мировоззрение - показатель образованности»[114]. Следовательно, первостепенное значение имеет обращение к работам таких авторов, как Р.А. Арцишевский, М.Г. Ашманис, А.С. Богомолов, Э.В. Ильенков, А.А. Касьян, Е.И. Кукушкина, М.К. Мамардашвили, Л.В. Никонорова. Т.И. Ойзерман, А.Г. Спиркин, А.Н. Чанышев, В.Ф. Черноволенко, В.И. Шинкарук, К.П. Шуртаков и др.

Анализ значительного количества литературы по данной проблематике показал отсутствие единого мнения и в определении, и в структуре, и в критериальных оценках мировоззрения, несмотря на его обстоятельное рассмотрение в отечественной и зарубежной философии.

Долгое время базовым являлось определение, сформулированное в философской энциклопедии, где мировоззрение трактуется как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и самостоятельная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей»[70]. Осмысление мировоззрения современными философами идет в русле не только теоретически-духовного, но и внетеоретически-духовного отношения к действительности.

Так, анализируя приведенное ныне определение, Т.В. Шуртакова считает, что «включение взглядов в его структуру не вызывает сомнения, но ограничение мировоззрения только обобщенными взглядами не бесспорно, ибо немало людей, которые не имеют обобщенных (философских) взглядов, но обладают мировоззрением обыденного, может быть, даже примитивного уровня. Положительным моментом в этом определении следует признать идею разноаспектности убеждений [72].

Т.И. Ойзерман видит недостаток в приведенном выше определении в том, что «оно объединяет в одно целое то, что в реально существующих мировоззрениях оказывается несовместимым, то есть присущие различным видам мировоззрений специфические черты»[86].

В.Ф. Черноволенко считает, что можно определить мировоззрение как систему таких обобщенных знаний и представлений о действительном, систему таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способность видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ познании себя как конкретного исторического субъекта познания и практики[104].

Критерии и уровни сформированности профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога

Формирование профессионального мировоззрения педагога-психолога как одна из сторон профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в вузе требует решения следующих задач, рассматриваемых в данном параграфе: выделение критериев и уровней сформированности профессионального психолого-педагогического мировоззрения.

Обратимся к раскрытию вопроса сформированности профессионального мировоззрения педагога-психолога.

Определение критериев уровня сформированности научного мировоззрения является одной из важнейших задач психологических и педагогических исследований, так как именно критерии дают возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии составных элементов мировоззрения.

В энциклопедическом словаре «критерий» трактуется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки». Это некий эталон, показатель, по которому мы можем судить о сформированности профессионального психолого-педагогического мировоззрения [115]. Каждый критерий имеет ряд показателей, раскрывающих необходимые проявления диагностируемого явления. В нашем исследовании критерий рассматривается как признак, на основании которого определяются изменения, произошедшие в структурных компонентах профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога, и оценка этих изменений.

Если раскрыть понятие «показатель», то в толковом словаре СИ. Ожегова он трактуется как «...то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-либо» [115].

При рассмотрении вопроса о профессиональном мировоззрении личности педагога-психолога большое значение имеет выделение тех показателей, по которым можно судить об уровне его развития. Поскольку мировоззрение - понятие всегда индивидуальное, таких показателей может быть очень много. Практика же требует выделения научно обоснованных критериев, позволяющих диагностировать уровень сформированности профессионального психолого-педагогического мировоззрения у студентов.

Анализ специальных исследований свидетельствует об отсутствии единого подхода к решению данной проблемы.

В теории и практике образования сложились общие требования к обоснованию критериев (Н.Б. Крылова, С.Г. Спасибенко) [47]:

критерии должны отражать общие закономерности формирования личности;

критерии должны устанавливать связи между всеми компонентами исследуемой системы;

качественные и количественные показатели должны отражать меру творческой активности.

Эти требования принимаются нами как основополагающие.

Как мы уже говорили, не существует единой, общепризнанной системы критериев сформированности мировоззрения, несмотря на многочисленные попытки сделать это. Рассмотрим некоторые из них.

Так, Н. Г. Огурцов [72] выделяет три критерия сформированности мировоззрения:

интеллектуально-логический, позволяющий выяснить содержательную сторону мировоззрения с помощью таких характеристик знаний, как полнота, объем, научность, системность, доказательность, прочность;

эмоционально-волевой, характеризующий отношение учащегося к усвоенным знаниям: интерес и доверие к ним, желания применять приобретенные знания, проявляющееся в эмоциональности и непринужденности высказываний;

активно-действенный, содержащий совокупность показателей социальной активности ученика, связанной выполнением различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественно-политической, организаторской. И. Я. Лернер [160] предлагает несколько иные показатели системы сформированности мировоззрения:

объем усвоенных мировоззренческих знаний и умение ими пользоваться; чем больше этот объем, тем шире область их применения, тем глубже осознание связи между знаниями и отражаемыми ими явлениями действительности, тем выше теоретический уровень мировоззрения личности;

соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей и жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека;

устойчивость системы ценностей, убеждений, принципов, направленности применения мировоззренческих знаний в. конфликтных, проблемных ситуациях.

Теоретические основания разработки акмеологической технологии формирование профессионального мировоззрения будущего педагога-психолога

Выдвигаемые сегодня обществом требования интеллектуальной и профессиональной мобильности специалиста в области образования приводят к необходимости изучения закономерностей процессов развития и саморазвития участников образовательного процесса на акмеологическом уровне, необходимости поиска и разработки новых акмеологических технологий обучения.

Акмеология - (от греч. пик, вершина, высшая степень чего-либо) область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации, в том числе в образовании, самостоятельной профессиональной деятельности.

Рождение науки акмеологии в первую очередь связано с психологией и педагогикой. Само понятие акмеологии было введено в научный оборот психологом Н. А. Рыбниковым еще в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Вслед за ним, в том же значении, понятие акмеологии использовали Б. Г. Ананьев и А. В. Петровский [45].

Б. Г. Ананьев ищет ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, и располагает их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б. Г.Ананьев положил начало становлению акмеологии как нового раздела возрастной психологии, изучающего более продуктивный период в жизни человека, когда происходит его творческая самореализация.

Предметом исследования Б. Г. Ананьева было интеллектуальное развитие, общая реактивность и нейродинамика, сенсорные процессы и восприятие, сенсомоторика, мотивация поведения и характер. По Б. Г.Ананьеву акмеология связана с изучением человека на уровне индивида, т.е. его природных свойствах (пол, возраст, здоровье, уровень физического развития, генетические предпосылки развития, уровень развили интеллекта). Лишь психология исследует человека как личность, субъекта творческой деятельности, индивидуальность. В этих исследованиях психология вступает в сложные связи с другими науками. Обратим внимание, что в их числе акмеологию Б. Г. Ананьев уже нигде не называет. Основные выводы Б.Г. Ананьева из проведенных исследований состоят в следующем:

«В ходе развития взрослого человека возрастает степень обучаемости при некотором замедлении скорости интеллектуальных реакций» [147].

«Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функции, но и помогает высокой жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека - огромная сила, противостоящая инволюционным процессам».

- «Образование является главным фактором творческого развития зрелого человека».

Эти очень важные основания для развития взрослого человека под влиянием образования в период его профессиональной подготовки и переподготовки, а также в процессе самостоятельной профессиональной деятельности позволили создать фундамент для развития общей акмеологии и личностной.

Похожие диссертации на Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода