Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Богачева Юлия Владиславовна

Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств
<
Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богачева Юлия Владиславовна. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Богачева Юлия Владиславовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2007.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2419

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств 20

1.1. Сущность и содержание профессиональной готовности педагогов-хореографов 21

1.2. Учреждения дополнительного образования как фактор профессиональной подготовки педагогов-хореографов к практической деятельности 52

ГЛАВА 2. Методика формирования профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств 89

2.1. Определение уровня профессиональной готовности педагогов-хореографов к коррекционной работе с детьми 90

2.2. Методика формирования профессиональной готовности педагогов-хореографов к коррекционной работе с детьми в учреждениях дополнительного образования 117

Заключение 149

Список литературы 153

Приложение 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Подготовка будущего специалиста, чутко реагирующего на изменения на рынке труда, является одной из важнейших задач высшего образования на современном этапе.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства России от 3 сентября 2005г. №1340, одним из ее положений указывает на необходимость ориентации образовательных учреждений на конечный результат, обеспечение более полного соответствия их деятельности потребностям рынка труда, что требует расширения профессиональной подготовки специалиста.

Готовность к решению проблем в социально-культурной сфере становится важным аргументом для совершенствования содержания профессиональной подготовки специалистов культуры. Подтверждением высказанного является выступление В.В. Путина на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, где он отмечал необходимость поиска путей обновления образования в соответствии с требованием времени. Кроме того, он обращал внимание на профессиональную подготовку специалистов, которые «должны прийти подготовленными людьми и принести с собой новые передовые методики» (2005,2006гг.).

Поиск новых подходов к профессиональной подготовке - актуальная задача высшей школы. В основе ее решения не только передача необходимых знаний, умений, навыков, а, прежде всего, формирование и развитие специалиста, отвечающего актуальным задачам и гуманистическим тенденциям развития системы образования в России, понимающего назревшие проблемы практики и способного их решать.

Профессиональная подготовка в вузе, в условиях преобразования системы высшего образования, испытывает, с одной стороны, влияние мировых образовательных процессов, а с другой, рынка труда и расширения

4 сферы профессиональной занятости специалистов в учреждениях дополнительного образования. Реформирование системы дополнительного образования вносит свои коррективы в профессиональную подготовку педагога-хореографа.

Противоречия между требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке педагогов-хореографов, и реальными задачами практики обусловливают формирования профессиональной готовности к практической деятельности в вузе. В условиях, когда кривая «благополучия» детского возраста изменяется в худшую сторону, должны инициироваться равные возможности для всех детей, в том числе и тех, кто имеет негрубые отклонения в развитии. Это сказывается на том, что состояние здоровья не позволяет всем желающим заниматься профессионально привлекательным для них видом творчества. Осознание гуманистической направленности деятельности педагога-хореографа в новых социально-экономических условиях, когда ухудшающееся состояние здоровье детей, занимающихся в творческих коллективах учреждений дополнительного образования, требует учета этого показателя в образовательном процессе.

В связи с этим актуальное значение приобретает изучение педагогами-хореографами коррекционных возможностей искусства танца, для решения трудностей, которые связаны с особенностями психофизического развития детей. Поэтому важной составляющей профессиональной подготовки педагога-хореографа можно назвать формирование готовности его к коррекционной работе с детьми. Опыт, накопленный артпедагогикой, представляет синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую

5
деятельность (танцевальную, музыкальную, изобразительную,

художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Этот процесс требует обоснования нового содержания социальной подготовки педагога - хореографа к коррекционной работе с детьми.

Данные обстоятельства определяют специфику подготовки будущего педагога-хореографа в области коррекционной педагогики.

Осуществляя профессиональную подготовку в вузе, мы должны оперативно откликаться на социальный заказ, который определяют учреждения дополнительного образования для специалистов творческого профиля (музыканта, хормейстера, хореографа).

Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; открытость системы; создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения; поиск, поддержка и развитие детской творческой одаренности.

Таким образом, необходимость совершенствования процесса формирования профессиональной готовности педагога-хореографа, в связи с кардинальными изменениями деятельности учреждений дополнительного образования, в условиях устойчивой тенденции увеличения числа детей с отклонениями в развитии, определяют изменения в подготовке специалиста в вузах культуры и искусств.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема профессиональной готовности к практической деятельности педагога-хореографа в различных своих аспектах отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, С.Л. Рубинштейна и др., отражающие культурно-исторический,

личностно-деятельностный подходы к формированию личности

специалиста.

Профессиональная готовность как сложное, многоуровневое понятие рассматривалось нами с функциональной, личностной и функционально-личностной позиций. При рассмотрении первого подхода мы опирались на труды Е.С. Кузьмина, В.Н. Мясищева, которые помогали понять функциональное состояние психической готовности, связанное с установкой к деятельности. Работы М.И. Дьяченко, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, В.А. Сластенина помогали уточнить личностный подход к пониманию готовности, а именно, что готовность не является врожденным качеством, а является целью и результатом профессиональной подготовки. Третий подход - функционально - личностный, мы рассмотрели на основе работ Л.К. Веретенниковой, Е.А. Орловой, Т.А. Ратт, где готовность понимается как интегративное образование, включающее в себя ряд профессионально значимых качеств будущего педагога, совокупность необходимых знаний, умений и навыков, а также потребности в осуществлении данного вида деятельности.

Требования к личностным качествам (в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского); к профессиональной деятельности педагога (в работах Ю.П. Азарова, В.А. Сластенина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова); подходы к оптимизации образовательной деятельности, понимания обучения в контексте задач педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина) раскрывают сущность профессиональной подготовки.

Специальные исследования, отраженные в трудах С.А.Бадмаева, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, А.Г. Лидере, А.С. Спиваковской, раскрывают психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность.

Историко-культурные предпосылки развития учреждений дополнительного образования в нашей стране были раскрыты на основе работ: П.П. Блонского, А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, Е.Н. Медынского, СТ. Шацкого, А.К. Бруднова, М.Б. Коваль, Е.Б, Евладовой, В.В. Беловой, Г.П. Будановой, В.И. Панова, где подчеркивалась важная задача учреждений дополнительного образования в создании условий для личностного, профессионального, творческого развития детей.

Проблема общепрофессиональной подготовки педагога-хореографа рассматривалась в контексте задач профессиональной подготовки специалистов культуры: духовно-творческое становление личности специалиста культуры рассматривались в работах А.А. Аронова, Л.С. Зориловой, Н.Н. Ярошенко; художественного профиля - Э.Б. Абдуллина, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, В.И. Закутского; вопросы профессиональной деформации - в исследованиях В.П.Подвойского; подготовки специалиста социокультурной деятельности - Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, А.Г. Казаковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова; специалистов-менеджеров - С.А. Касаткиной, Н.А. Слядневой, Т.В. Христидис; библиотечной профессии -А.Я. Айзенберга, О.П. Коршунова и др. специалистов сферы культуры, в том числе и педагогов-хореографов в исследованиях А.П. Кириллова, В.Ю. Никитина, В.Н. Нилова.

Профессиональная подготовка студентов в вузе культуры, направленная на осуществление социокультурной, коррекционной работы с детьми, изучалась в исследованиях О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, Н.Ф. Спинжар.

Зарубежный опыт болгарских ученых (Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков) в области «кинезитерапии» раскрывал формы и средства движений тела человека, с целью изменения общей реактивности организма и повышения его устойчивости. Теория телесной терапии В.

8 Райха и А. Лоуэна давала понимание механизмов воздействия движения с целью коррекции психоэмоциональных состояний человека, на основе принципа взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения. Швейцарский педагог, композитор Э. Жак-Далькроз говорил о музыкальной ритмике и музыке как регуляторе движений.

На основе трудов В.М.Бехтерева, Н.А.Бернштейна, Г.А.Волковой подтверждался положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний человека во время художественной деятельности.

Большой вклад в понимание развивающих возможностей психофизической природы танца внесли: А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.А. Борзов, Р.В. Захаров, А.А. Климов, B.C. Костровицкая, Г.А. Настюков, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова. Так, Т.И. Васильева разработала новые, по отношению к традиционному методу обучения классическому танцу, подходы с учетом индивидуальных физических возможностей детей, что способствовало расширению возможностей профессиональной деятельности.

А.И. Буренина раскрывает сущность музыкально-ритмических движений под музыку, которые являются показателями психических процессов.

Диссертационные исследования ряда авторов способствовали раскрытию различных аспектов формирования профессиональной готовности педагогов-хореографов в вузе: А.И. Борисова - психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа; Г.В. Бурцевой -управление развитием творческого мышления студентов-хореографов; В.В. Геращенко - совершенствование самодеятельного хореографического творчества; Т.И. Калашниковой - готовность студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся; В.В. Королева - формирование творческой активности студентов-хореографов; Л.А. Телегиной - психологическая подготовка педагогов-хореографов к

9 будущей профессиональной деятельности; М.Н. Юрьевой -профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе; А.С. Яценко - развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования.

В то же время проблема формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической работе с детьми, имеющими различные показатели здоровья, обусловливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка педагога-хореографа в вузе культуры и искусств.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности с детьми в учреждениях дополнительного образования в процессе обучения в вузе культуры.

Цель исследования - теоретически обосновать содержание профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности и разработать авторскую методику ее формирования.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

  1. уточнить понятие «профессиональная готовность педагога хореографа к практической деятельности»;

  2. выявить историко-культурные предпосылки и специфику подготовки к коррекционной работе педагога-хореографа в вузе культуры;

  3. выявить педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе;

  4. экспериментально апробировать авторскую методику формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе с детьми в учреждениях дополнительного образования;

10 5) разработать материалы методического обеспечения процесса обучения коррекционной работе с детьми будущего педагога-хореографа. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что формирование профессиональной готовности педагога-хореографа к практической работе с детьми будет осуществляться успешно, если

- выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих
единство психолого-педагогической и узкопрофессиональной подготовки,
среди которых положительное отношение к педагогической деятельности;
личностно - ориентированный подход; создание личностно значимых
перспектив профессиональной деятельности;

организован процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической работе с учетом историко-культурных условий творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования;

разработана методика формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, сочетающей усвоение умений определить образовательные трудности ребенка, умение организовать учебную деятельность с учетом индивидуальных показателей здоровья детей с использованием корригирующих упражнений в обучении хореографии;

сформированность профессиональной готовности к практической деятельности отслеживается на уровне: личностного образования; теоретико-практического и рефлексивно-оценочного.

Теоретико-методологической основой исследования явилось философское понимание сущности человека в изменившихся условиях общества, отражение диалектической взаимосвязи явлений и их взаимозависимости в процессе профессиональной подготовки специалистов нового поколения, а также положения о социальной сущности и природе профессиональной подготовки педагога-хореографа в

условиях новых требований к его подготовке, о формировании духовных общечеловеческих ценностей личности, изложенных в трудах Н.А. Бердяева, В. Франкла, Э. Фромма. Идеи духовности и нравственной культуры человека, его ответственности на пути освоения человеческого бытия, о самопознании, самосовершенствовании (И.А. Ильин) как основы творчества и профессиональной деятельности, готовности идти вперед и совершенствовать себя, потребности в обновлении и профессиональном развитии. Философско-теоретические труды А.И. Арнольдова, посвященные исследованию вопросов культурологии и социокультурной деятельности.

Труды СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, СИ. Зиновьева, В.Я. Ляудис исследуют проблемы гуманизации высшего педагогического образования и системно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в условиях новой образовательной парадигмы.

Гуманистический подход к формированию профессиональной готовности педагогов-хореографов, обеспечивающий понимание и принятие личности как ценности, отражен в трудах педагогов-гуманистов (К.Д. Ушинского, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского) и зарубежных психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса).

Идеи о индивидуально - творческом подходе к формированию профессиональной готовности педагога-хореографа исследуются в трудах Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.А. Сластенина, В.А. Кан-Калика.

Историко-культурные предпосылки развития учреждений дополнительного образования в преобразовании общества, посредством воспитания всесторонне развитой личности, раскрыты в работах А.К. Бруднова, М.Б. Коваля, Е.Б. Евладовой, В.В. Беловой, В.И, Панова, П.П. Блонского, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, СТ. Шацкого.

В разработке положений о формировании готовности педагога-хореографа к практической деятельности автор диссертации опиралась на труды по теории и методике профессионального образования в вузе культуры и искусств (Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.И. Закутский, В.П. Подвойский, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков и др.).

В обоснование содержания образовательного процесса подготовки педагога-хореографа положены труды по истории и теории искусства (Ю.А. Бахрушин, М. Бежар, Г.Ф. Богданов, М.В. Васильева-Рождественская, М. Грэхем, А.Дункан, Г.Л. Добровольская, Р.В. Захаров, А.А. Климов, и др.).

Разработка практической части экспериментальной работы осуществлялась на основе исследований, позволяющих будущему педагогу-хореографу понимать природу развития психики ребенка (Б .Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) и эмоциональных проявлений и нарушений эмоционального развития в детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К. Изард, В.В. Лебединский и др.).

Базой исследования стали Алтайская государственная академия искусств и культуры, Московский государственный университет культуры и искусств, Центр развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева ВАО г. Москвы, Московский областной колледж искусств.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету исследования:

- анализ педагогической, психологической литературы и литературы
по хореографии;

- метод беседы для выявления особенностей профессиональной и
личностной готовности педагога-хореографа к практической деятельности
в учреждениях дополнительного образования;

13 анкетирования студентов; педагогическое наблюдение; экспериментальные методы исследования (формирующий эксперимент).

Для уточнения важности и необходимости формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа к коррекционной работе в учреждениях дополнительного образования детей нами использовался экспертный опрос преподавателей вуза и педагогов учреждений дополнительного образования. Организация и этапы исследования

Исследования проводились с 1999 по 2006 гг. и осуществлялись в три этапа, являясь органическим продолжением научного интереса автора к современному состоянию танцевального искусства, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в преподавании хореографического искусства в учреждениях дополнительного образования.

На первом, констатирующем этапе (1999-2001 гг.) проводился анализ научных источников, проблемы, формулировка темы, разработка программы и методики исследования. Были изучены материалы, позволяющие определить, обосновать актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования, понятийный аппарат.

В этот период было проанализировано состояние экспериментального и контрольного объектов - уровня сформированности готовности педагога-хореографа к практической деятельности, а также деятельность учреждений дополнительного образования детей г. Москвы в избранном аспекте исследования. На данном этапе работ диссертантка изучала все существующие учебные программы по преподаванию танца, одобренные Комитетом образования г. Москвы, учебно-методическую литературу, используемую в учреждениях дополнительного образования детей.

Второй этап исследования (2001-2004гг.) носил поисково-экспериментальный характер. Проведен анализ фактологического

14 материала и сделаны обобщающие выводы, разрабатывались теоретические положения, реализовывалась программа эмпирического исследования, в котором принимали участие 117 студентов МГУКИ, 30 учащихся колледжа культуры, 27 студентов АлтГАРПСа хореографических специализаций, преподаватели вузов и учреждений дополнительного образования - всего 18 человек.

Основу экспериментальной работы составил социально-педагогический формирующий эксперимент, который представлял собой проверку научных предположений, выраженных в гипотезе и сформулированной проблеме. Цель эксперимента состояла в поисках наиболее эффективных компонентов или целостных педагогических подходов, которые в совокупности составляют педагогическую основу совершенствования учебно-теоретического процесса подготовки педагога-хореографа в вузе культуры.

В педагогическом эксперименте участвовали студенты 2 курса (28 человек) и 3 курса (25 человек) хореографического факультета МГУКИ, в ходе которого осуществлялась опытно-экспериментальная проверка образовательной программы «Мир танца: начало пути» (2003 г.). Главное ее отличие и новизна состоят в использовании компенсаторных возможностей развития детей в период их раннего развития (5-8 лет), детей, принятых в танцевальный коллектив без конкурсного отбора. Исследование показало, что в таких условиях деятельности профессиональная подготовка педагогов-хореографов должна быть ориентирована на расширение получаемых студентами знаний в области коррекционной педагогики и закрепление необходимых умений в процессе теоретических и практических занятий. На основе программы спецкурса «Коррекционная педагогика» разработана и апробирована их тематика, с учетом задач профессиональной деятельности.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление факторов и связей

15 элементов хореографической культуры и компонентов инновационных педагогических подходов преподавания танца на современном этапе в учреждениях дополнительного образования.

На третьем, завершающем этапе (2004-2006 гг.) были сформулированы выводы, подготовлены научные публикации по исследуемой проблеме. Проведен анализ эффективности авторской программы, разработанной с целью выявления эффективности коррекционной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования.

В исследуемый период были осуществлены анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования и разработаны научно-методические рекомендации по их внедрению.

Научная новизна исследования:

- уточнено понятие «профессиональная готовность педагога-
хореографа к коррекционной работе», понимаемое как личностное
образование, включающее профессионально значимые качества для
будущего специалиста (толерантность, эмоциональная устойчивость,
самостоятельность) и совокупность знаний, умений и навыков,
способствующих осуществлению такого вида деятельности;

- определена специфика профессиональной готовности применительно
к деятельности педагога-хореографа, заключающаяся в творческом
характере решения практических задач и преобладающем значении
корректирующих возможностей искусства танца в расширении
гуманистического характера взаимодействия, толерантности в сочетании с
профессиональной компетентностью, совокупностью психолого-
педагогических знаний и личностных качеств;

-определены психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической работе с детьми в процессе учебной деятельности в вузе, которые представляют

единство общего, педагогического, узкопрофессионального; интеграция совокупности дисциплин - психологии, педагогики, коррекционной педагогики и др.; личностно - ориентированного подхода к формированию профессиональной готовности педагога-хореографа к деятельности в новых социально-культурных условиях;

-обоснована и экспериментально апробирована авторская методика формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности в учреждениях дополнительного образования, на основе расширения содержания образования включением основ коррекционной педагогики и артпедагогики, позволяющих реализовать коррекционные возможности искусства танца.

Теоретическая значимость исследования. Систематизированы знания ведущих психологов, педагогов, дефектологов, хореографов и др. специалистов в определении профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности в контексте изменившихся требований к специалисту культуры в современных условиях развития учреждений дополнительного образования; обоснована необходимость профессиональной подготовки педагога-хореографа к коррекционной работе. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика подготовки педагога-хореографа к коррекционной работе на основе изучения спецкурса, интегрирующего знания коррекционной педагогики и артперапии, с учетом индивидуальных потребностей и личностных способностей педагогов-хореографов. Выявлены показатели уровня профессиональной готовности будущего педагога-хореографа к коррекционной работе: личностно-смысловой уровень; профессионально-содержательный уровень; профессионально-деятельностный уровень. Выстроена система коррекционной работы педагога-хореографа, которая нашла отражение в программе «Мир танца: начало пути» (2003 г.).

Практическая значимость исследования. В период переориентации системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов

17 определены социально значимые направления деятельности современного специалиста в учреждениях культуры, в том числе и учреждениях дополнительного образования. Выводы и методические рекомендации внедрены в учебно-творческий процесс учреждений дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева, использованы в профессиональной подготовке педагога-хореографа в МГУКИ, могут быть использованы на курсах повышения квалификации Московского комитета образования, в Московском институте повышения квалификации работников образования, в средних учебных заведениях. Разработана и внедрена в учебный процесс МГУКИ методика формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе в системе дополнительного образования; подготовлен и внедрен в процесс профессиональной подготовки педагога-хореографа спецкурс «Коррекционная педагогика». Составлена и внедрена система практических занятий коррекционной направленности с целью формирования профессиональной готовности к практической деятельности. Создана и апробирована авторская образовательная программа «Мир танца: начало пути»(2003г.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены посредством:

-выступлений на научно-практических конференциях; опубликования статей в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;

-участия в Московском городском конкурсе «Научный и программно-методический потенциал дополнительного образования детей», проводимый Департаментом образования г. Москвы и МИОО;

-внедрения авторской образовательной программы «Мир танца: начало пути», опубликованной в сборнике «Ключ к успеху», № 13, Восточного окружного управления образования Департамента образования, в деятельность учреждений дополнительного образования г. Москвы;

-участия во всероссийских и международных конкурсах в качестве руководителя Образцового хореографического ансамбля «Дружба», ЦРТДЮ им. А.В. Косарева, ВАО;

-участия в Московском городском конкурсе «Педагог-внешкольник Москвы-2003»; участия в семинаре педагогических работников Департамента образования г. Москвы, 2006 г.

Достоверность и обоснованность определяются многолетней опытно-экспериментальной работой, проведенной в системе учреждений дополнительного образования детей, успешно функционирующей в реальных условиях образовательного рынка; применением в исследовательской работе многообразных научно-педагогических источников; включением в канву исследований системы научных методов в соответствии с его целью, задачами, объектом и предметом, подчиненными решению проблемы исследования; педагогическим экспериментом, позволившим получить репрезентативные результаты в формировании профессиональной готовности педагогов-хореографов к практической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Положения, выносимые на защиту;

1 .Профессиональная готовность педагога-хореографа к коррекционной работе понимается как личностное образование, включающее профессионально значимые качества (толерантность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность) и совокупность знаний, умений и навыков, способствующих осуществлению такого вида деятельности.

2.Специфика профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе обусловлена художественно-творческим потенциалом воздействия на детей, имеющих негрубые отклонения в развитии, в процессе историко-культурных преобразований деятельности

19 учреждений дополнительного образования, с целью оздоровления и развития творческого потенциала ребенка средствами хореографии.

3.Психолого-педагогическими условиями формирования

профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе с детьми в процессе обучения в вузе являются: формирование положительного отношения к педагогической деятельности; личностно-ориентированное обучение; целенаправленное формирование готовности педагога-хореографа к коррекционной работе с детьми; формирование необходимых знаний, развитие умений и навыков коррекционной работы с детьми, имеющими различные показатели здоровья.

4.Методика формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к коррекционной работе на основе интеграции предметов психолого-педагогического цикла, коррекционной педагогики, артпедагогики сочетает индивидуальные потребности и личностные качества специалиста. Кроме этого, выработку умений и навыков коррекционной деятельности, что предусматривает выполнение специальной системы практических занятий коррекционной направленности с целью формирования профессиональной готовности к практической деятельности.

Сущность и содержание профессиональной готовности педагогов-хореографов

Понимание роли личности в современном обществе связано с глубоким философским анализом сущности человека в изменившихся условиях, отражения диалектической взаимосвязи явлений и их взаимозависимости в процессе профессиональной подготовки специалистов нового поколения, а также положения о социальной сущности и природе профессиональной подготовки педагога-хореографа в условиях новых требований к его деятельности, о формировании духовных общечеловеческих ценностей личности, изложенных в трудах Н.А. Бердяева, В. Франкла, Э. Фромма; идеи о духовности нравственной культуре личности, ее ответственности по пути освоения человеческого бытия (И.А. Ильин); идеи о самопознании, самосовершенствовании как основы творчества и профессиональной деятельности, готовности идти вперед и совершенствовать себя, потребности в обновлении и профессиональном развитии.

Основные идеи культурного развития человека и облика мира, вопросы современного бытия человека, его противоречивости и стремления понять свое место в мире оказали влияние на методологию исследования (философско-теоретические труды А.И. Арнольдова).

Профессиональная подготовка в сложных условиях реформирования образования, необходимость формирования духовно-нравственных ценностей личности, эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга, определяет и набор средств, с помощью которых специалист включает людей в различные виды деятельности в сфере досуга (Л.С. Зорилова).

Исследования В.В. Краевского, В.А. Сластенина, B.C. Ильина раскрывают общее содержание подготовки педагогических кадров России. Целостная система подготовки учителя к профессиональной деятельности предложена B.C. Ильиным (107). Позиция B.C. Ильина, заключающаяся в том, что в формировании целостной личности учебно-воспитательный процесс должен строиться как целостное образование, обеспечивается укрупнением блоков дисциплин, направленных на становление личности, применением форм и методов, более адекватных предстоящей деятельности. Системообразующим процессом становится педагогическая практика.

Сущность высшего педагогического образования находит отражение в общих закономерностях развития высшей школы в исследованиях В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, В.Я. Ляудис. Кроме того, Закон «Об образовании» (1992) не только констатирует достижения педагогической науки в области гуманизации и гуманитаризации общества, но и определяет понимание образования как «целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека» (97, с.7), что, в свою очередь, определяет осознанное принятие будущим специалистом знаний, развитие умений и активное включение их в практику. Он должен обладать системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; иметь представление об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, о развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды детства; владеть информацией о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятных влияний социальной среды. Каждый выпускник должен уметь оказывать социальную помощь поддержку учащимся, быть готовым к организации образовательного процесса в различных социокультурных условиях.

Методология преобразования в области профессионального образования законодательно подкрепляется рядом статей. Среди них статья 14 «Общие требования к содержанию образования», где обращается внимание на то, что «...содержание воспитания должно быть ориентированно на:

- адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени образования) картины мира».

Следовательно, определились следующие тенденции в современном гуманитарном образовании - оно призвано формировать у будущих специалистов систему научных знаний о человеке и обществе, истории культуры и цивилизации; оно должно обучать специалиста методологии познания творчества, практической деятельности и социального поведения; оно должно создавать предпосылки для включения новых поколений специалистов в социально-экономические и общекультурные процессы развития России и мировой цивилизации; осваивать опыт, накопленный человечеством.

Учреждения дополнительного образования как фактор профессиональной подготовки педагогов-хореографов к практической деятельности

Профессиональные возможности педагога-хореографа определяются тем, насколько он готов к деятельности в том или ином образовательном учреждении. Поскольку вузы культуры и искусств осуществляют профессиональную подготовку специалистов для сферы культуры для учреждения дополнительного образования, то современные тенденции их развития являются основой для пересмотра содержания подготовки кадров.

Развитие образования в нашей стране показывает, что каждая образовательная система создается для реализации определенных социальных потребностей - государства, общества, социальных групп.

Исторические предпосылки становления системы дополнительного образования указывают на ту важную роль, которая отводилась ей в деле воспитания, обучения и развития подрастающих поколений. В процессе создания и развития системы дополнительного образования оформляется содержание ее деятельности с учетом социальных запросов населения, определяются социальные функции.

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на основе внешкольных учреждений в 20-30-е гг. XX в. Развитие ее исторически обусловлено методологическими подходами к организации деятельности учреждений внешкольного образования, задачи и содержание, которых разрабатывались в 20-х годах XX века и тесно связаны с деятельностью Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н.Медынского и других (135; 150; 152; 161). Основы деятельности и достижения практики деятельности учреждений внешкольного образования в России обобщены в трудах А.У. Зеленко, СТ. Шацкого, В.Н. Шацкой (101; 234; 233); историко-культурные традиции и опыт деятельности внешкольных учреждений, этапы становления и развития 53 системы дополнительного образования детей в России, обобщены А.К.Брудновым (49).

Бурное развитие системы внешкольного образования в России позволило к 60-м годам Ф.Ф. Королеву, Г.Д. Корнейчику, З.И. Равкину в очерках по истории советской школы и педагогики показать не только особенности внешкольного образования, но и огромный воспитательный и образовательный потенциал их для развития личности подрастающих поколений (132). В процессе становления системы дополнительного образования большое внимание уделялось развитию общей культуры подрастающего поколения, формированию художественных интересов детей разных возрастов, развитию детской самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей. Изучались коллективные и групповые формы работы.

Появлялись музыкальные, художественные, хореографические школы, благодаря которым создавались условия для воспитания юных талантов. Все это способствовало определению основных принципов внешкольной работы: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам; развитие их инициативы и самодеятельности; общественно полезная направленность деятельности; разнообразие форм внешкольной работы; учет возрастных особенностей детей (В.В. Белова).

Задачи, стоящие перед внешкольными учреждениями в 20-30-е гг. были следующие: борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности; организация досуга через проведение массовой культурно-просветительной работы; оздоровление детей; включение детей в социалистическое строительство. То есть на «заре советской власти» здоровью детей уделялось должное внимание со стороны учреждений внешкольного образования.

Определение уровня профессиональной готовности педагогов-хореографов к коррекционной работе с детьми

Обновление образовательных стандартов профессиональной подготовки включает ряд жизненноважных направлений, среди которых наиболее важным считается формирование профессиональной готовности специалиста к практической деятельности в новых, измененных условиях.

В содержании профессиональной подготовки педагога-хореографа наблюдаются такие тенденции, которые ориентируют его на педагогическую деятельность с детьми в учреждениях дополнительного образования (это самый последний вариант деятельности в их творческой карьере, отметили 75%, из которых 12% те, которые хотели бы заниматься исполнительской карьерой, но не уверены в своих силах).

Кроме этого, в условиях, когда педагоги не представляют реальных требований к профессиональной подготовке специалиста рядом учреждений дополнительного образования, а в процессе обучения в вузе они не готовятся к практическим трудностям, которые сегодня существуют в данных учреждениях, то это в дальнейшем негативно сказывается на результативности деятельности педагогов-хореографов и в целом на их карьерном росте.

Проведенный анализ профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузах культуры показал недостаточную разработанность вопросов, связанных с новыми требованиями к их подготовке к деятельности в учреждениях дополнительного образования. Среди современных исследований деятельности учреждений дополнительного образования выделяют ведущие тенденции их развития, а именно-интеграцию дополнительного образования с другими сферами образования (А.В.Егорова). На основе этого были выделены следующие требования к профессиональной подготовке педагогов-хореографов в вузе.

Во-первых, ситуация, сложившаяся в системе дополнительного образования, требует учета направленности педагогов-хореографов на педагогическую деятельность, ориентацию на позитивное решение трудностей в практической деятельности.

Во-вторых, принимая во внимание изменения в системе дополнительного образования, когда наряду с коммерческими целями деятельности, образовательно-просветительными и общеразвивающими, основной является - создание условий для развития личностного потенциала, как специалистов, так и участников творческих коллективов.

В-третьих, деятельность педагогов-хореографов в системе дополнительного образования в большей степени связана с традиционными и новыми задачами, а гуманистический подход требует принятия ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками.

Система деятельности учреждений дополнительного образования охватывает самые разные направления творческого развития детей. Ими решаются задачи, в условиях нестабильного развития общества, не только творческого развития детей, но и их социальной защиты, поддержки, реабилитации через различные виды деятельности, в том числе и в области хореографии.

Поставленные перед учреждениями дополнительного образования задачи привлечения как можно большего числа детей с улиц и дворов для организованных форм проведения досуга, создание интересных для них творческих объединений изменяет подходы к вовлечению детей в творческие объединения. Вследствие изменения привычных требований к набору детей в хореографические коллективы, постепенно должна вариативно выстраиваться программа их обучения в зависимости от ранее указанных показателей развития и соответствующего уровня их обучаемости. Соответственно, подготовка специалиста - педагога-хореографа немыслима без продуманной системы их подготовки.

Похожие диссертации на Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств