Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств Мхитарян, Ольга Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мхитарян, Ольга Викторовна. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Мхитарян Ольга Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2013.- 258 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/965

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система высшего профессионального образования ставит задачу подготовки специалистов, способных к непрерывному совершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, способных развиваться на протяжении всей своей жизни, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры как главного показателя профессиональной деятельности. Один из возможных вариантов решения данной задачи – целенаправленное формирование у студента готовности к профессиональному саморазвитию в процессе обучения в высшей школе как одной из ключевых компетенций, позволяющих эффективно реализовывать потенциал специалиста как в настоящем, так и в будущем.

Проблема формирования готовности к саморазвитию демонстрирует особую актуальность в системе высшего профессионального музыкального образования. Современные тенденции профессиональной реализации в сфере культуры и искусства определяют для музыкального образования необходимость формировать профессиональную мобильность будущего специалиста, готовность к поливариативному развитию карьеры и способность к реализации творческого потенциала, повышать его конкурентоспособность на рынке труда. Реализация новых ориентиров не является залогом эффективной профессиональной реализации молодых музыкантов, которые должны внести свой вклад в этот процесс не только успешным освоением основных образовательных программ, но постоянной работой над собой, развитием своего творческого и личностного потенциала, непрерывным освоением новых знаний и умений на протяжении всей своей жизни. В этих условиях готовность к саморазвитию должна стать одним из наиболее значимых результатов подготовки музыканта в системе высшего профессионального образования.

Формирование у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию обладает перспективной ориентацией, что требует учета не только современных особенностей профессиональной деятельности, но и тенденций их развития в конкретных социокультурных условиях. Информатизация культуры как один из наиболее значимых трендов современного социального развития, может оказать значительное воздействие не только на педагогический инструментарий, но и на музыкальное искусство в целом и, в частности, на музыкальную деятельность как художественный феномен современного мира. В этой связи особую целесообразность приобретает формирование готовности студентов-музыкантов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, в том числе и формирование готовности к саморазвитию как фактору эффективности профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Осмысление высказанного и проведенные исследования диагностики современного состояния музыкального образования позволили диссертанту выявить ряд научно-педагогических противоречий, стоящих на пути реализации представленных выше ориентиров:

- между социальной потребностью и отсутствием теоретико-педагогического осмысления готовности к саморазвитию будущего музыканта в условиях информационного общества;

- между необходимостью формирования у студента-музыканта готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества и неразработанностью педагогических условий, отражающих гуманитарную ориентацию и творческие приоритеты студентов-музыкантов, специфику музыкальной информатики, постоянную динамику условий будущей профессиональной реализации в информационном обществе.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему диссертационного исследования: формирование готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов получает теоретическое осмысление на стыке теории и методики профессионального образования с другими областями гуманитарного научного знания: философии, культурологии, психологии, социологии, общей и музыкальной педагогики.

Специфика высшего профессионального образования в теоретико-педагогическом русле исследовалась в работах П.И.Пидкасистого, В.А.Сластенина. Проблемы компетентностного подхода исследуются в работах многих ученых, в первую очередь В.И. Байденко, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, И.А.Зимней, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и др. Для решения поставленных в данном исследовании теоретических задач принципиальное значение имели исследования в области теории профессиональной педагогики С.Я. Батышева, В.П. Беспалько, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой.

Современная теория и методика профессионального музыкального образования основывается на трудах Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, О.А.Блоха, Н.И.Ефимовой, Л.С.Зориловой, Д.Б. Кабалевского, В.Г.Кузнецова, Л.С. Майковской, В.В. Медушевского, Л.А. Рапацкой, Е.Р.Сизовой, Г.М.Цыпина, А.И.Щербаковой и др. Специфика художественного, в том числе, музыкального образования в вузах культуры и искусств изучалась, Т.И.Баклановой, Л.С.Зориловой (теория духовной основы музыкального образования в условиях вузов культуры и искусств) и др. Для изучения значения творческого развития личности в профессиональной становлении музыканта особую значимость имели акмеологические теории развития профессионала (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Л.Е. Паутова, С.Д. Пожарский и др., теории, рассматривающие студента-музыканта как творческую личность с полифоничностью внутреннего мира (О.А.Блох).

Проблема готовности будущих специалистов к саморазвитию активно изучается отечественной и зарубежной педагогикой. Изучению психологических условий формирования и развития потребности к саморазвитию посвящен ряд работ К. Изарда, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма и др. В рамках деятельностной сущности личности готовность к саморазвитию рассмотрена в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Процесс формирования саморазвития личности отражен в работах П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой (в аспекте педагогической поддержки саморазвития), В.И.Андреева, В.А.Сластенина (в аспекте ориентированной на саморазвитие учебно-профессиональной деятельности студентов); О.А.Конопкина, В.И.Моросановой, А.К.Осницкого, Д.И.Фельдштейна (в аспекте осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности).

Большое влияние на наше исследование, на его теоретико-методологические ориентиры оказали положения гуманистической психологии (К.Гольдштейн, К.Роджерс, А.Маслоу); труды отечественных психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др., а также психология профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер, Л.В.Черемошкина). Психолого-педагогическим проблемам формирования личности специалиста, его профессионально важных качеств посвящены исследования Г.М.Андреевой, Л.И.Анцыферовой, Н.К.Баклановой и др.

Уточнению понятий «готовность к профессиональному саморазвитию», его структуры и механизмов формирования способствовали теоретико-методологические труды по психологическим основам образовательного процесса системы профессионального образования таких авторов: К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, Е.Д.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Е.И.Гарбера, И.А.Зимней, В.Г.Казакова, А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной.

Понятие готовности исследовали А.А.Деркач, Н.Н.Дьяченко, В.Г.Зазыкин, А.М.Новиков и др., в русле личностного подхода готовность рассмотрена Ю.К.Бабанским, Н.А.Батчаевой, В.Д.Шадриковым.

Проблемам профессионального саморазвития посвящены работы Е.А.Власовой, В.Г.Маралова, Ф.Г.Мухаметзяновой, Л.Н.Куликовой, С.А.Куличковой, З.Ш.Яхиной и др. Исследования Н.М.Борытко, Е.Е.Чудиной, Д.М.Марочкиной, Л.М.Митиной и др. позволяют определить структуру и содержание процесса профессионально-личностного саморазвития. В числе новых и наиболее серьезных теоретико-педагогических исследований саморазвития в русле теории и методики профессионального образования выступает исследование А.С.Чурсиной (2011), посвященное формированию готовности к профессиональному саморазвитию в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Проблемы формирования у студентов готовности к творческому саморазвитию подробно изучаются М.Ю.Разноглядовой (2007). Вместе с тем, предмет данных исследований не демонстрирует четкого определения направления профессиональной подготовки. Опираясь на специфику саморазвития творческого работника, можно предположить недостаточную эффективность представленных в данной работе выводов и материалов для формирования аналогичной компетентности у студентов-музыкантов.

Готовность к саморазвитию музыкантов рассматривалась в рамках теоретико-педагогических исследований в следующих аспектах: профессиональное саморазвитие будущего музыканта-педагога в условиях вокальной подготовки (Т.И.Назарова), саморазвитие в контексте формирования методологической культуры современного музыканта (Э.Б.Абдуллин и др.) и профессиональной культуры педагога-музыканта (Грибкова О.В., 2010). Между тем, данные исследования не ставили целью рассмотрение, во-первых, готовности к профессиональному саморазвитию как особой компетентности музыканта в аспекте будущей профессиональной деятельности и динамики ее социокультурных условий, во-вторых, процесса ее целенаправленного формирования в системе ВПО, в частности – в специфических условиях вузов культуры и искусств.

Неизученность данной проблематики потребовала обращения к работам, позволяющим выявить влияние конкретных социокультурных условий на содержание компетентностной структуры и профессиональной культуры музыканта, в частности, исследованию системы подготовки специалистов творческих профессий в контексте социокультурных и педагогических трансформаций И.О.Елеференко (2011), концепции творческой деятельности как условия предотвращения «шока будущего» (А. Тоффлер, И.А. Колесникова, В.Д. Шадриков, В.И. Шукшунов, П.Г. Щедровицкий), работам А.В.Калянова по проблеме влияния социально-культурного пространства-времени на развитие личности, на деятельность учреждений культуры и образования как сферы профессиональной деятельности исследуется в работах. Особое значение для понимания динамики музыкальной деятельности имели работы Г.А.Голицына и В.М.Петрова, посвященные социальной и культурной динамике, а также методам прогнозирования искусства.

Для осмысления специфики профессиональной деятельности музыканта в информационном обществе основополагающую роль играли работы Т.В.Ершовой, М.Кастельса, А.И.Ракитова, Э.Тоффлера, А.Д.Урсула, А.А.Чернова и др., а также специальные исследования, посвященные информатизации культуры К.К.Колина, Н.В.Лопатиной и др.

Многочисленные исследования, посвященные формированию информационной компетентности музыканта позволяет выявить наиболее актуальные направления межотраслевого характера, которые нашли отражение в работах многих авторов, например, Е.А.Ложаковой (2012), О.Б.Грибковой (2010) и др.

Учитывая то, что наша работа исследует процесс формирования не информационной компетентности, а готовности к саморазвитию в будущем в ходе изучения информационных дисциплин. В этой связи в контексте нашего исследования особое значение приобретают педагогические разработки в области социальных аспектов информатизации, гуманитаризации информационной подготовки специалистов и формирования информационной культуры как комплексной компетенции специалиста ХХI века, в том числе работы Ю.С.Зубова (ст.), Н.И.Гендиной, Н.Б.Зиновьевой, М.Н.Капрановой, Н.В.Лопатиной, Т.А.Поляковой, Н.А.Слядневой и др. Исследованием информационной культуры современного музыканта занимались А.А.Алферов, Н.Р.Туравец, Л.Пилавова-Слюсарева (Украина). Однако в данных работах специфика готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества и педагогические условия формирования ее в вузах культуры и искусств также не были затронуты.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы показывает, что педагогическая проблема формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества не была предметом специального рассмотрения. Анализ публикаций не выявил теоретико-педагогических или практико-ориентированных работ, определяющих целесообразность, теоретико-методологические основы и педагогические условия формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, следовательно, выбранная тема диссертационного исследования является оригинальной и неразработанной.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Предметом исследования является процесс формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Цель исследования – выявить теоретико-методические основы формирования готовности к профессиональному саморазвитию студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств, разработать образовательную модель и экспериментально апробировать авторскую методику, направленную на реализацию решаемой проблемы. Задачи исследования:

- уточнить сущность и содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию»;

- разработать модель формирования готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств;

- выявить особенности формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин

- апробировать и внедрить методику формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию

В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что качество профессиональной подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств будет выше, если в структуру профессиональных компетенций, формируемых в вузе, будет включена готовность к профессиональному саморазвитию. Декомпозиция гипотезы в соответствии с целью и задачами данного исследования позволяет выдвинуть предположение о том, что процесс формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств будет эффективным, если:

- он будет реализован в рамках научно-обоснованной модели, построенной в русле гуманитаризации информационной подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств;

- будет применена авторская методика формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств в ходе изучения информационных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили философские гносеологические идеи Аристотеля, Гераклита, Декарта, Платона, И.Канта, а также современные философские взгляды (В.И.Вернадский, А.И.Ракитов, В.С.Стёпин, И.Т.Фролов и др.), развитие философской герменевтики (Дж.Ферерр); проблема соотношения чувственного и художественного познания (Х.Г.Гадамер); концепция личностного познания (М.Полани); деятельностный подход в педагогике (Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева); общенаучные принципы системного подхода к изучению педагогических явлений (В.Г.Афанасьев, В.И.Байденко, В.П.Беспалько, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева и др.); концептуальные положения, разработанные ведущими учеными в области психолого-педагогического анализа личности Б.Г.Ананьевым, А.А.Бодалевым, И.С.Коном, С.Л.Рубинштейном, Б.М.Тепловым и др.; идеи Л.С.Выготского и его последователей (А.Г.Асмолова и др.) в русле взаимодействия системного подхода и историко-эволюционного представления личности как постоянно эволюционного образования в зависимости от эволюционирующего общества; труды по теории и методике профессионального образования в вузе культуры и искусств Н.К.Баклановой, Л.С.Жарковой, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой и др.

Теоретической основой исследования выступили гуманистические теории личности (А.Бандура, Дж.Келли и др.); практико-ориентированный подход (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); компетентностный подход (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева, А.В.Хуторской).

Цель, гипотеза и задача решаемой проблемы определили комплекс используемых теоретических (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и др. методы), эмпирических (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение и т.д.) и общелогических (анализ, систематизация, обобщение, индукция, аналогия, сравнение, моделирование, диалог, тестирование и т.д.) методов исследований. Группа теоретических методов включала теоретический анализ проблемы и определение исходных положений исследования, анализ целей и содержания исследования; системно-структурный, историко-логический, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; моделирование процесса формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств. Группа эмпирических методов включала: мониторинг учебной деятельности, в том числе наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование; педагогический эксперимент, при обработке результатов которого использовались методы математической статистики и графического представления полученной информации.

Этапы и базы исследования. Исследование проводилось с 2010 по 2013 гг. и осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2010-2011) включал теоретический анализ педагогической и психологической научно-методической литературы. На данном этапе были определены исходные параметры работы: ее объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, базовые понятия и другие составляющие научного аппарата. Выявлена актуальность и состояние проблемы формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию.

Второй этап (2011 г.) носил поисково-экспериментальный характер и был посвящен определению форм, предмета и содержания диагностики, а также механизмов их реализации, выбору направления исследования. В этот период было проведено пилотажное исследование с целью разработки и апробации опросных листов, подбора методического инструментария; в соответствии с целью, задачами и методами исследования модифицировались методики. Выявлялись проблемы формирования и необходимость совершенствования готовности к профессиональному саморазвитию в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Третий этап (2011-2012 гг.) проектировочный - включал поиск решений исследуемой проблемы. Была разработана модель формирования готовности студентов-музыкантов к саморазвитию в условиях информационного общества, результаты исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях.

Четвертый этап (2012-2013 гг.) был ориентирован на проведение констатирующего и формирующего эксперимента, реализацию авторской методики, обработку полученных результатов. На данном этапе уточнялись пути подтверждения научной гипотезы, оформлялась рукопись диссертации, а также проводилось внедрение научно-методических рекомендаций по проблеме исследования в процесс подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Базы исследования. Исследование проводилось на базах Московского государственного университета культуры и искусств и Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Общее количество респондентов, принявших участие в диагностическом исследовании, составило 438 человек. В констатирующем эксперименте приняли участие 2 группы студентов МГУКИ (28 и 31 человек), а также 25 студентов Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Для формирующего эксперимента были выбраны экспериментальная группа, состоящая из 31 студента, и контрольная группа, состоящая из 28 студентов. Для обработки статистических данных применялась информационная система SPSS (Statistical Package for the Social Sciences, пер. с англ. - статистическая обработка данных в социальных науках).

Проведение комплексного педагогического эксперимента в ходе нашей работы позволило изучить причинно-следственные связи, педагогические условия успешного формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов. Преобразующий характер нашего эксперимента обусловлен разработкой и внедрением авторской модели формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов, разработкой критериев, необходимых для оценки результативности проводимой работы, выявлением педагогических условий ее успешности.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию», которое представляет собой сложную структуру, объединяющую профессиональные знания, умения и навыки, музыкально-творческие и педагогические способности, профессиональные компетенции, направленные на самосовершенствование.

- разработана концептуальная модель формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов, которая представляет собой взаимосвязанные и взаимообусловленные компетенции, учитывающие высокий уровень профессиональной подготовки к творческой деятельности музыканта (исполнительской, педагогической, научно-исследовательской).

- выявлены особенности формирования готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин, связанные со способностью к рефлексивному анализу «Я-прошлого» в понимании прогнозирования условий профессиональной деятельности, способности к многоуровневой оценке «Я-настоящего» в русле активно-деятельностного подхода, а также к экстрагированию значимого опыта и способности к многоуровневой оценке в русле активно-деятельностного подхода к информатизации («Я-будущее»)

- апробирована и внедрена экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию, которая включает в себя авторскую программу, объединяющую в своём содержании цикл общепрофессиональных дисциплин – синтез которых позволил укрепить межпредметные связи, применение заданий, позволяющих активно формировать профессиональные компетенции, творческие способности, информационную культуру, современные знания, умения и навыки в условиях экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении содержания понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию», психолого-педагогических особенностей процесса его формирования; в научно-обоснованном доказательстве целесообразности формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества; в обосновании такой возможности посредством внедрения специально разработанной авторской модели.

В исследовании теоретически обоснована и разработана авторская модель формирования у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества посредством совершенствования содержания и методики преподавания информационных дисциплин в русле гуманитаризации.

Данное исследование и его внедрение поможет преобразовать педагогическую действительность.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов теоретического анализа и разработанной методики формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

В процессе экспериментальной работы выявлено современное состояние готовности студентов-музыкантов в вузе культуры и искусств к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, где научно обоснованы и апробированы оригинальное содержание и методы обучения, используемые в профессиональной подготовке студентов-музыкантов к саморазвитию.

Предложена экспериментальная методика формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию и разработаны критерии сформированности данной компетентности в вузах культуры и искусств путем их обучения по специально разработанной и апробированной программе. Определены педагогические условия внедрения авторской модели.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов как в системе вузов культуры и искусств, так и других вузов, при подготовке/переподготовке педагогов высших учебных заведений, что может быть рассмотрено как решение одной из практических проблем, отмеченных в исследовании как актуальные и перспективные для разработки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены системным подходом к исследованию поставленной проблемы, целесообразностью теоретико-методологической основы, совокупностью использования современных методов теоретического анализа научной, методической литературы, нормативных документов, в том числе основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Особое значение для получения достоверных результатов исследования имело использование методов педагогической диагностики, соблюдение общепедагогических условий эксперимента, группы социологических методов, методов анализа статистических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Готовность музыканта к профессиональному саморазвитию» как необходимое условие его профессиональной подготовки в вузе, имеет сложную структуру, опирающуюся на ФГОС третьего поколения, учитывающая непрерывное профессиональное формирование необходимых компетенций музыканта, его личностно-творческое развитие в изменяющихся условиях.

2. Концептуальная модель формирования готовности к профессиональному саморазвитию, которая отражает высокий уровень профессиональной подготовки к творческой деятельности музыканта (исполнительской, педагогической, научно-исследовательской), оказывает влияние на взаимообусловленные компетенции в процессе обучения в вузе.

3. Педагогические особенности формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в ходе изучения информационных дисциплин определяются организацией профессиональной подготовки, учитывающей опыт прошлых поколений – «Я-прошлое», в области современной музыкальной педагогики – «Я-настоящее», и прогнозирование новых информационных технологий – «Я-будущее», направленных на активизацию процесса самосовершенствования будущих музыкантов в вузе.

4. Экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию имеет уникальное содержание, включающее синтез дисциплин (общепрофессиональных, музыкальных, информационных), которые повышают качество и создают необходимые предпосылки для формирования готовности профессиональной подготовки, формируют необходимые компетенции, творческие способности, информационную культуру и создают необходимые предпосылки для формирования готовности к саморазвитию будущего музыканта.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования апробировались:

- в публикациях, в том числе три статьи – в изданиях, редактируемых ВАК;

- в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: X международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности»; Международной научно-практической конференции «Наука, техника и высшее образование» (Канада, 11-12 декабря, 2012); V Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания» (г. Москва, 24–25 декабря 2012 г.) и др.

- в ходе экспериментальной работы и педагогической практики при проведении занятий в Московском государственном университете культуры и искусств.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется обогащением процесса профессиональной подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств, составлением анкет, планированием и проведением эксперимента по данной проблеме, разработкой модели формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, непосредственным участием в экспериментальной работе.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы , 6 приложений.

Похожие диссертации на Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств