Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Лысакова Ольга Николаевна

Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже
<
Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лысакова Ольга Николаевна. Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08, 13.00.01 / Лысакова Ольга Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1206

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Подготовка будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности как психолого-педагогическая проблема 15

1.1 . Музыкально-исполнительская деятельность как вид художественного творчества 15

1.2. Художественное пространство исполнительского искусства в профессиональном и духовном становлении современного эстрадного музыканта 39

1.3. Методика творческого проектирования в разработке теоретико-методической модели подготовки будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности 65

Глава II Реализация модели теоретико-методической подготовки эстрадного музыканта

к концертно-исполнительской деятельности в системе среднего специального образования 87

2.1. Организация экспериментальной работы на предварительном этапе исследования 87

2.2. Диагностика эффективности разработанной теоретико-методической модели на основном этапе эксперимента 104

2.3. Анализ полученных в процессе экспериментальной работы результатов на дублирующем этапе эксперимента 124

Заключение 139

Библиография 141

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В многочисленных

исследованиях, посвященных различным проблемам

совершенствования профессионального образования в России, постоянно подчеркивается значимость и актуальность этого направления государственной политики. Это особенно остро ощущается сегодня, в современной социокультурной ситуации, для которой характерны процессы глобализации, нарастание социальной нестабильности, усиление негативных тенденций, связанных с мировым экономическим кризисом. Современные социологи и культурологи особое внимание обращают на то, что все эти негативные тенденции отражаются на формировании социокультурного пространства нашего времени, на «социальном» климате общественной жизни, результатом чего становится утрата духовно-нравственных ориентиров в жизни подрастающего поколения. Отчуждение от ценностей отечественной культуры и искусства, потеря интереса к национальной истории и традициям своего народа чрезвычайно опасны и для каждой конкретной личности, и для общества в целом.

Искусство эстрады, оказывающее огромное влияние на миллионы слушателей и зрителей, играет значительную роль в художественном пространстве культуры. Как справедливо подчеркивает В.Г. Кузнецов, искусство эстрады уходит корнями в глубокое прошлое и основы его заложены в народном творчестве. Общеизвестно, что в музыкальном искусстве эстрады существует множество как творений-однодневок, так и исполнителей, стремительно появляющихся и так же неожиданно исчезающих со сцены. Но мы знаем имена, которые прочно вошли в художественное пространство мировой культуры: Ш. Азнавур и Л. Утёсов, Л. Амстронг и Э. Фитцджералд, Д. Эллингтон и Э. Пресли, О. Лундстрем и В. Людвиковский, Э. Пиаф и А. Пугачёва, М. Матье и М. Магомаев. Список замечательных музыкантов, сказавших свое слово в мире эстрадно-джазового музыкального искусства, можно продолжить, поскольку в художественном пространстве продолжают светить звезды, открывшие человеку бесконечную красоту мира, жизни, творческой сущности человека.

Современному артисту эстрады, стремящемуся внести свою лепту в строительство нового художественного мироздания, в

оздоровление социокультурного пространства России, необходимо осознавать социальную значимость избранной профессиональной деятельности. Ему необходимо обладать гибкостью, инициативностью, креативностью, универсальностью - качествами, которые не только обеспечат конкурентоспособность на современном рынке труда, но и дадут возможность максимально реализовать свой творческий потенциал.

Актуальность и значимость поставленной проблемы определяется существующим противоречием между использованием традиционных способов и методов профессиональной подготовки будущих артистов эстрады к концертно-исполнительской деятельности, ориентированной исключительно на обретение и совершенствование специальных знаний, умений и навыков, и новой социокультурной ситуацией, которая требует применения инновационных педагогических технологий, отвечающих современной стратегии образования и обеспечивающих возможность успешной самореализации личности в избранной профессиональной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме определения новой стратегии образования, адекватной социальным и культурным запросам времени, посвящено значительное количество исследований. К истории формирования художественного пространства эстрады, представляющего собой синтез искусств, художественных направлений и стилей, обращены работы А.Н.Баташева, С.С. Клитина, Д.Л. Коллиера, В.Д. Конен, Е.М. Кузнецова, Е.В.Овчинникова, К.А. Ушакова и др. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России подробно освещается в фундаментальном исследовании В.Г. Кузнецова, раскрывающего в нем историко-педагогический, культурологический и художественно-эстетический подходы к интеграции музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в современную систему художественного образования. Социально-культурные основы эстрадного искусства раскрываются в научных исследованиях А.Д. Жаркова, различные аспекты теории и практики музыкально-исполнительской деятельности в области эстрадного искусства освещаются в работах И.М. Бриля, Ю.С. Саульского, B.C. Симоненко, Ю.Н. Чугунова и др.

К новой философии образования, в которой центром образовательной системы является становление творческой личности,

обращаются Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, B.C. Горячев. Н.Д. Гурбатов и др. Системный анализ интегративных качеств образовательных систем приведен в трудах Б. С. Гершу некого. К проблемам теории и практики оптимизации современной системы образования обращены фундаментальные работы Ю.К.Бабанского.

Изучение теории и практики проектирования педагогических систем, взаимодействие образования и личности представлено в научных трудах В.П. Беспалько, С.Н. Еремина, В.Б. Миронова, Ф.Т. Михайлова, Е.В. Семёнова. Л.И. Карлинская, Н.Д. Никандров, В.Я. Сквирский рассматривают обучение как специально организованный процесс общения (что представляется особенно важным для профессиональной подготовки будущего артиста эстрады к концертно-исполнительской деятельности, которая заключает в себе особый вид общения - художественную коммуникацию).

К проблеме моделирования педагогических ситуаций обращены работы СМ. Годника, Ю.Н. Кулюткина, Л.Р. Суриновой, Г.С. Сухобской и др. Разработке проблемы развития творческой индивидуальности личности посвятили свои работы социологи Е.М. Бабосов, В.П. Коломиец, И.С. Кон, Д.Майерс, Я. Щепанский; культурологи М.А. Ариарский, Б.С. Ерасов, О.В.Первушина. Анализ основных принципов личностно ориентированного образования предпринят в научных трудах Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, А.А. Плигина, В.В.Серикова, И.С. Якиманской.

Различные аспекты модернизации профессионального
образования освещены в трудах О.С. Анисимова, В.И. Гинецинского,
В.И. Загвязинского, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, В.А.
Сластенина. Анализ современных тенденций и особенностей
развития системы профессионального образования представлен в
научных трудах российских исследователей А.А. Аронова,
А.Я.Айзенберга, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, А.А.

Вербицкого, Л.С.Зориловой, Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, В.И.Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковых и др.

Фундаментальные позиции музыкального образования

представлены в трудах Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, О.А. Блоха, В.И.Закутского, Д.Б. Кабалевского, Л.С. Майковской, Е.И. Максимова, В.В.Медушевского, Е.В. Назайкинского, Е.В. Николаевой, Е.С. Поляковой, А.В. Тороповой, В.Н.Холоповой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, В.Л.Яконюка.

Вопросы подготовки будущего артиста эстрады к концертно-исполнительской деятельности как комплекса эффективных условий для профессионального и духовного становления личности рассматривались с позиций, выработанных в основных положениях профориентологии, изучающей закономерности и механизмы профессионального становления человека (Э.Ф. Зеер, О.В. Козловский, Е.И. Рогов и др.); взаимной связи профессиональной карьеры и профильного самоопределения (A.M. Балбеко, И.В. Зорин, Е.А. Климов, И.В. Кузнецова, А.К. Осинский, В.А. Поляков, А.И.Сухарев, Б.А. Федоришин, С.Н.Чистякова и др.); интеграции социального заказа и индивидуальной самореализации в профильном обучении (В.М.Чижиков, В.В. Чижиков, А.В. Хуторской и др.); с позиции становления духовных идеалов личности (В.А. Блюмкин, Л.С. Зорилова, Ю.А. Кремлев и др.); согласно психологическим основам музыкально-исполнительской деятельности (А.В. Алексеев, М.М. Берлянчик, М.П. Блинова, Л.Л. Бочкарёв, В.Г. Кузнецов, А.В. Торопова, Ю.А. Цагарелли и др.).

Однако несмотря на значительное количество исследований, раскрывающих различные аспекты профессионального образования, проблема совершенствования профессиональной подготовки будущего артиста эстрады, формирования у него готовности к концертно-исполнительской деятельности остается недостаточно изученной, требующей поиска новых форм и методов, отвечающих требованиям времени.

Объект исследования. профессиональная подготовка эстрадных музыкантов в среднем специальном учебном заведении.

Предмет исследования: процесс формирования

профессиональной готовности музыкантов к концертно-исполнительской деятельности в эстрадно-джазовом колледже.

Цель исследования: выявить теоретико-методические основы формирования профессиональной готовности будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности в колледже, разработать образовательную модель и экспериментально апробировать авторскую методику, направленную на реализацию данной концепции.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать процесс профессиональной подготовки будущих артистов эстрады к концертно-исполнительской деятельности с позиций психологии, педагогики, социологии.

2. Выявить специфические особенности процесса
профессиональной подготовки будущих эстрадных музыкантов к
концертно-исполнительской деятельности.

3. Разработать методику диагностики уровней
профессиональной готовности будущих эстрадных музыкантов к
концертно-исполнительской деятельности.

4. Разработать, реализовать и провести проверку эффективности
теоретико-методической модели формирования профессиональной
готовности будущих эстрадных музыкантов к концертно-
исполнительской деятельности.

Гипотеза исследования

Эффективность профессиональной подготовки будущих
эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности
будет значительно повышена, если: будут определены
инновационные психолого-педагогические подходы к процессу
подготовки будущих эстрадных музыкантов к осуществлению
концертно-исполнительской деятельности; разработаны теоретико-
методологические основы осуществления процесса
профессиональной подготовки эстрадных музыкантов к концертно-
исполнительской деятельности на современном этапе; в процессе
осуществления профессиональной подготовки будущих эстрадных
музыкантов к концертно-исполнительской деятельности будут
созданы педагогические условия, способствующие: изучению и
анализу психологических особенностей музыкально-
исполнительской деятельности; освоению личностных регуляторов
осуществления концертно-исполнительской деятельности;
повышению уровня мотивации, ценностному осмыслению и оценке,
адаптации к концертно-исполнительской деятельности,
профессиональной идентификации и моделированию собственного
художественного пространства.

Методологическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие: философские основания понимания личности (Аристотель, Н.А. Бердяев, Г.Ф. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.С.Соловьев, Платон, П.А. Флоренский и др.); проблему саморазвития и самореализации личности в пространстве культуры (М.Г. Арановский, Э.А.Баллер, М.М. Бахтин, B.C. Библер, И.А. Ильин и др.); роль творческой деятельности в формировании личности (А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.); место потребностей, эмоций, чувств в

мотивации личности (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.Д. Днепров, Д.Золтай и др.); теорию деятельности и проблемы мотивации (Л.И. Божович, П.П. Блонский, А.К. Болотова, О.Г. Дробницкий, Дж. Дьюи, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, К.Е. Изард, Е.А. Климов, О.В. Овчинникова, O.K. Тихомиров и др.).

Теоретическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие: сущность психологии художественного творчества (Б.Г.Ананьев, М.Г. Арановский, А. Бергсон, Л.С. Выготский, В.Г. Ражников, П.М. Якобсон и др.); перспективы развития образования в XXI веке (Ю.К.Бабанский, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, Л.М. Зеленина, С.Ф. Егоров, Э.Г. Костяшкин, Ф.Т. Михайлов, Н.Д. Никандров, Л.М. Сидон и др.); различные аспекты общей педагогики и педагогики музыкального образования, обращенные к проблеме профессионального самоопределения и развития личности (Э.Б. Абдуллин, А.Я.Айзенберг, А.А. Аронов, Л.С. Майковская, Е.В. Николаева, А.В. Торопова, А.И. Щербакова, Г.М. Цыпин и др.); проблемы становления музыканта-исполнителя (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарёв, А.В. Вицинский, Б.М. Галлеев, И.Е. Герсамия, А.Л. Готсдинер, Г.П. Прокофьев, Р.Ф.Сулейманов, Ю.А. Цагарелли и др.); различные аспекты теории и практики музыкально-исполнительской деятельности в области эстрадного искусства (И.М. Бриль, Э.Н. Грасеев, В.Г. Кузнецов, Ю.С. Саульский, B.C. Симоненко, Ю.Н. Чугунов и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базах Государственного музыкального колледжа эстрадного и джазового искусства (г. Москва) и Смоленского педагогического колледжа (г.Смоленск).

Методы исследования:

- системный теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, методической, искусствоведческой литературы по
проблеме исследования;

педагогическое наблюдение;

педагогические беседы;

интервьюирование и анкетирование участников эксперимента; -проведение констатирующего, формирующего и

дублирующего экспериментов;

- статистическая обработка и анализ полученных результатов.
Этапы исследования:

Первый этап исследования (2005-2007 гг.) можно рассматривать как предварительный. На этом этапе производился сбор необходимой информации, изучалась литература по проблеме исследования, уточнялся понятийно-категориальный аппарат работы, выявлялись исходные теоретико-методологические положения. Проведенная работа позволила сформулировать объект, предмет, цель, задачи и гипотезу работы, определить положения, выдвигаемые на защиту. Важнейшим итогом первого этапа работы явилось определение общей стратегии проведения экспериментальной работы, а также разработка базовых основ теоретико-методической модели подготовки будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности.

На втором этапе (2007-2008 гг.), который является основным, осуществлялась экспериментальная работа по внедрению разработанной теоретико-методической модели и изучению ее эффективности в процессе формирования готовности будущих артистов эстрады к концертно-исполнительской деятельности. На этом этапе были организованы контрольная и экспериментальная группы, проводился констатирующий и учебно-формирующий эксперимент, анализировались результаты каждого из контрольных срезов, отрабатывалась методика диагностики, позволяющая проследить динамику в процессе формирования у будущих артистов эстрады готовности к концертно-исполнительской деятельности.

Третий этап (2008-2009 гг.) - заключительный. Этот этап был посвящен проверке достоверности полученных на основном этапе работы данных. Однако его можно только частично рассматривать как дублирующий, поскольку в процессе работы на основании данных, полученных на предыдущем этапе, корректировалась и совершенствовалась разработанная теоретико-методическая модель. На заключительном этапе подводились итоги проделанной работы, разрабатывались методические рекомендации. Общее количество участников эксперимента составило более 300 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятия «профессиональная готовность»
эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности,
которая рассматривается как совокупность ряда личностных и
профессиональных качеств, необходимых для достижения успеха;

- определены основные этапы формирования профессиональной
готовности в подготовке будущих эстрадных музыкантов к
концертно-исполнительской деятельности (мотивационный,
адаптационный, идентификационный, профессионально-
моделирующий) ;

- разработана теоретико-методическая модель формирования
профессиональной готовности будущих эстрадных музыкантов к
концертно-исполнительской деятельности, основанная на
инновационной педагогической технологии творческого
проектирования, способствующей: повышению творческой
активности студентов; осуществлению творческого поиска;
ценностному осмыслению и оценке как возникающих проблем, так и
собственной профессиональной деятельности; формированию
самостоятельности, инициативности, гибкости, адаптивности и
креативности будущего эстрадного музыканта-исполнителя;

- разработана методика диагностики уровней профессиональной
готовности будущих эстрадных музыкантов к концертно-
исполнительской деятельности, включающая критерии
(необходимости и достаточности) и параметры, соответствующие
высокому, среднему и низкому уровням готовности к концертно-
исполнительской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается: в раскрытии взаимосвязи профессиональной готовности будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности с уровнем сформированности комплекса личностных и профессиональных качеств, определяющих постоянно возрастающие потребности в творческом самовыражении и возможности удовлетворения этих потребностей в активной творчески-созидательной деятельности; в выявлении педагогических условий, необходимых для осуществления успешной подготовки будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности, основу которых составляет систематическое и целенаправленное ценностное становление личности, обретающей в этом процессе личностный профессиональный смысл, личностные механизмы осуществления профессиональной деятельности, свободу выбора, личностный профессиональный план.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанная в исследовании теоретико-методическая модель формирования профессиональной готовности

будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности может быть широко использована в системе среднего специального музыкального образования. Научные выводы, положения, рекомендации, модифицированные личностно-ориентированные способы и методы формирования готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности предоставляют педагогам-практикам возможности для активного творческого поиска новых форм и методов, способствующих совершенствованию системы среднего специального профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечены: опорой на широкий круг философских,
психологических, культурологических, социологических,

искусствоведческих и педагогических исследований, раскрывающих различные аспекты творческого становления профессионала в пространстве культуры; современными психолого-педагогическими подходами к решению проблемы профессиональной подготовки будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности; соответствием исходных методологических позиций методам исследовательской работы; проверкой выдвинутых теоретических положений в опытно-экспериментальной работе.

Личный вклад соискателя заключается: в проведении анализа широкого круга источников и обобщении научных данных, раскрывающих сущность и специфику музыкально-исполнительской деятельности; концептуальном обосновании необходимости инновационных психолого-педагогических подходов к процессу профессиональной подготовки будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности; в разработке на основании проведенной аналитической работы авторской теоретико-методической модели подготовки будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Одним из условий успешной самореализации и самоактуализации эстрадного музыканта в современной социокультурной ситуации является высокий уровень подготовки к концертно-исполнительской деятельности.

  2. Подготовка эстрадного музыканта к осуществлению концертно-исполнительской деятельности - это сложный, систематический и целенаправленный процесс профессионального и

духовного становления личности, обретающей в нем: систему личностных и профессиональных ценностей; свободу выбора своего творческого пути; личностные и профессиональные смыслы; эстетические и этические идеалы; способности к моделированию собственного художественного мироздания; механизмы для осуществления поставленных целей и задач.

  1. Педагогическими условиями для осуществления успешного процесса профессиональной подготовки будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности являются разработка и внедрение инновационных личностно-ориентированных методик, отвечающих всему спектру поставленных целей и задач и ориентирующих молодых музыкантов на творческий поиск собственных путей в художественном пространстве культуры.

  2. Реализация инновационной теоретико-методической модели, основанной на методике творческого проектирования, является существенным фактором совершенствования подготовки будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности, способствующим: формированию потребностей и мотивации к избранной профессиональной сфере, ценностному осмыслению и оценке ее сущности; успешной адаптации и профессиональной идентификации; обретению комплекса личностных и профессиональных качеств, определяющих способность к моделированию собственного художественного пространства, наполненного личностными смыслами и ценностями.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ряде выступлений и докладов на международных научно-практических конференциях (г. Москва, 2008, 2009 гг.; г. Санкт-Петербург, 2009 г.), в научных публикациях автора, обсуждениях на кафедре музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств, в процессе проведения экспериментальной работы в Государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства (г.Москва); в Смоленском педагогическом колледже (г.Смоленск).

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Музыкально-исполнительская деятельность как вид художественного творчества

Подготовка эстрадного музыканта к исполнительской деятельности, как и музыканта, избравшего своей стезей классическую музыку, процесс длительный, многоступенчатый, требующий понимания всех особенностей и профессиональной специфики. Путь к слушателю, который и составляет основу исполнительской деятельности, представляет собой очень сложную проблему, к которой постоянно обращаются педагоги-музыканты, поскольку, по справедливому замечанию Ю.А. Цагарелли, «деятельность музыканта-исполнителя имеет многокомпонентный состав» [227, с.9].

Музыкально-исполнительская деятельность как особый способ самореализации личности в художественном пространстве культуры открывает перед педагогом-музыкантом значительное проблемное поле, включающее в себя изучение таких вопросов, как:

музыкально-исполнительская деятельность и критерии пригодности к ней;

специфика профессиональной деятельности эстрадного музыканта-исполнителя;

компоненты, определяющие уровень профессиональной компетентности эстрадного музыканта;

сущность, содержание и механизмы получения и передачи музыкальной информации в художественном пространстве эстрадно-джазового искусства;

факторы, способствующие достижению успеха в музыкально-исполнительской деятельности;

современные подходы к осуществлению подготовки эстрадного музыканта к концертной деятельности;

способы и методы педагогического руководства процессом подготовки эстрадного музыканта к исполнительской деятельности;

критерии и параметры уровня готовности эстрадного музыканта к исполнительской деятельности;

методика диагностика эффективности процесса подготовки эстрадного музыканта к исполнительской деятельности. Обеспечение качества художественного образования в значительной степени зависит от точного представления о тех требованиях, которые будущая профессия предъявляет избравшему ее учащемуся, студенту, молодому специалисту, столкнувшемуся с проблемами, к которым он оказался не готов. А это может привести к разочарованию в избранной профессии. Так изучая статистику профессиональной реализации молодых специалистов, исследователь Н.Б. Никулина пришла к выводу, что «сегодня значительное количество людей, окончивших специальные музыкальные учебные заведения, в дальнейшем оказываются не готовыми и не способными к самореализации в сфере искусства, меняют профессию» [148, С.1].

А это свидетельствует о том, что в процессе подготовки допущены серьезные промахи, не учтены важные аспекты, остались без внимания проблемы, требующие серьезного психолого-педагогического анализа. «Таким образом, не только не оправдываются затраты на подготовку специалиста, то есть государство терпит материальный ущерб, но и выпускники специального музыкального учебного заведения, вынужденные искать новые пути для самореализации, испытывают значительный моральный ущерб» [148, с.1].

Художественное пространство исполнительского искусства в профессиональном и духовном становлении современного эстрадного музыканта

Представляется очень важным в процессе осуществления профессиональной подготовки будущего эстрадного музыканта обратиться к опыту выдающихся музыкантов-исполнителей (и академических, и эстрадных), чья музыкально-исполнительская деятельность оставила значительный след в истории музыкальной культуры. Диалог через время и пространство с теми, кто досконально постиг сущность музыкально-исполнительской деятельности, может оказаться чрезвычайно полезным для будущего исполнителя. Также представляет огромный интерес высказывания критиков, в которых можно почерпнуть не только определенную информацию о тех или иных достижениях выдающихся исполнителей, но и уточнить критерии, которые являются показателями подлинного успеха в профессиональной деятельности, понять, что чувствует подлинный знаток искусства, встретившись с настоящим талантом. Вот как реагировал выдающийся общественный деятель, мыслитель, критик В.В. Стасов на встречу с великим исполнительским даром: «Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился. Кто был в зале консерватории вчера, 23 февраля, наверно, никогда, во всю свою жизнь этого вечера не забудет. Такое было поразительное впечатление» [234, с.7].

Эти слова сказаны В. Стасовым о Ф.И. Шаляпине, величайшем оперном артисте, гордости российской и мировой оперной сцены. «Радость безмерная!» Вот чувство, которое возникает при встрече с огромным талантом. Способность дарить такую радость является основным критерием, который определяет сущность подлинного успеха в музыкально-исполнительской деятельности. В предисловии к вышедшему в 1960 году двухтомнику, посвященному творчеству этого выдающегося музыканта, Е. Грошева справедливо отмечает, что «в истории мирового вокально сценического искусства нет другого имени, которое по своему обаянию и популярности среди самых широких народных масс могло бы сравниться с именем Шаляпина. Мир дал множество замечательных художников сцены, но часто они либо переживал свою славу, либо она умирала вместе с ними, становясь достоянием прошлого. Слава Шаляпина пережила его» [234, с.5).

В письме к Н.Е. Буренину, написанном в сентябре 1911 года на Капри, М. Горький называет Шаляпина артистом-самородком, оказавшим русскому искусству незабываемые услуги. Он пишет: «Ф. Шаляпин - лицо символическое; это удивительно целостный образ демократической России, это человек, воплотивший в себе все хорошее и талантливое нашего народа, а также многое дурное его. Такие люди, как он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь тернии и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем - как она - внутри, в глубине своей - талантлива и крупна, обаятельна. Любить Россию надо, она этого стоит, она богата великими силами и чарующей красотой ... Федор Иванович Шаляпин всегда будет тем, что он есть: ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она - Русь, вот каков ее народ - дорогу ему, свободу ему!» [234, с. 374].

Это высказывание одного великого русского художника о другом представляет значительный интерес, поскольку в нем очень точно выражены те ценностные критерии, которыми должен руководствоваться каждый художник, стремящийся к совершенству, к достижению подлинного успеха в своей профессиональной деятельности. Первое, что отмечает М. Горький, характеризуя Ф. Шаляпина, это то, что в нем заключен «целостный образ демократической России», то есть, подлинный художник является носителем ценностей своего народа, он несет всему миру в художественной форме особую информацию - информацию о сущности национальной культуры, которую он представляет.

class2 Реализация модели теоретико-методической подготовки эстрадного музыканта

к концертно-исполнительской деятельности в системе среднего специального образования class2

Организация экспериментальной работы на предварительном этапе исследования

Опытно-экспериментальное исследование процесса подготовки эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности производилось на протяжении 2005-2009гг. на базе ЭДК - эстрадно-джазового колледжа. Первый этап (2005-2007гг.), на протяжении которого формулировалась проблема исследования, происходил сбор информации, изучался широкий круг научной литературы (философской, психологической, педагогической, культурологической, социологической, искусствоведческой), освещающей различные аспекты поставленной проблемы, можно рассматривать как предварительный

На этом этапе происходила разработка направлений опытно-экспериментального исследования, формулировались цели и задачи каждого этапа, основные принципы, способы и методы осуществления подготовки будущих эстрадных музыкантов к концертно-исполнительской деятельности, параметры и критерии диагностики эффективности этого процесса, а также определялся круг участников.

Для того, чтобы определить значимость поднятой проблемы были опрошены студенты, педагоги и выпускники эстрадно-джазового колледжа. Основная цель опроса заключалась в том, чтобы определить, насколько подготовка к концертно-исполнительской деятельности отвечает потребностям современного рынка труда. Чрезвычайно важно было определить, какие аспекты профессиональной подготовки требуют более пристального внимания, что необходимо предпринять для совершенствования профессиональной подготовки будущего эстрадного музыканта, посвятившего себя концертно-исполнительской деятельности.

Общее количество опрошенных на предварительном этапе исследования составило 174 человека.

Проведенный опрос показал, что проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих эстрадных музыкантов:-исполнителей в условиях современного рынка труда в области эстрадно-джазового искусства стоит чрезвычайно остро, что необходимо постоянно искать новые пути для того, чтобы каждый талантливый выпускник специального учебного заведения смог реализовать свой творческий потенциал, найти свою «нишу», полностью раскрыть неповторимые черты своего творческого «Я».

Выпускники колледжа делились проблемами, которые возникли у них в процессе трудоустройства. Многие из них, рассчитывавшие на успешную карьеру солиста, в результате с трудом нашли место работы в качестве участников ансамбля, некоторые были вынуждены продолжить обучение в другой области, отказавшись от карьеры эстрадного музыканта-исполнителя.

Для проведения опытно-экспериментального исследования процесса подготовки будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности были определены педагогические условия, необходимые для успешного осуществления этого процесса. В первую очередь, была выявлена необходимость разработки методики диагностики уровней готовности студентов к осуществлению концертно-исполнительской деятельности, которая позволила бы педагогу-музыканту составить точную картину, отражающую динамику их профессионального становления. Были определены критерии и параметры, соответствующие высокому, среднему и низкому уровню, которые формулировались в соответствии с разработанной ранее четырехуровневой теоретико-методической моделью профессиональной подготовки.

Похожие диссертации на Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже