Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Гребенникова Евгения Александровна

Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов
<
Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гребенникова Евгения Александровна. Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Волгоград, 2006.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2275

Содержание к диссертации

Введение

1. Развитие творческой активности студентов как педагогическая проблема 12

1.1 Творчество как предмет педагогического исследования 12

1.2 Творческая активность как цель образования: современные средства ее достижения 37

ВЫВОДЫ 68

2. Разработка и экспериментальная проверка форм и методов практической реализации формирования творческой активности студентов 71

2.1 Организация проведения опытно-экспериметальной работы по формированию творческой активности студентов 71

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 98

ВЫВОДЫ 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124

ПРИЛОЖЕНИЯ 142

Введение к работе

В настоящее время в нашем обществе утверждается новая концепция общественно-экономического развития, которая предопределяет организацию производства с учетом трех общепринятых требований: максимально полной реализации творческого потенциала каждого работника, формирования у него высокой общей и профессиональной культуры, согласованности экономической политики с современным мировоззрением общества, в основе которого лежит приоритет духовных и нравственных ценностей. Происходит смена доминанты и ее смещение в сторону формирования творческой личности как решающего фактора производственных сил. Изменения, происходящие в обществе в условиях перехода к рыночной экономике, неизбежно ведут за собой соответствующие им преобразования в российской системе высшего образования. Новые направления развития образовательной системы требуют подготовки специалистов, способных к творческому развитию, продуктивному труду в различных сферах общества. Специалист должен осмысленно относится к тому, чем он занимается, творчески мыслить. Основы такого отношения закладываются в средней школе и имеют свое логическое продолжение в высшем учебном заведение.

В этой связи становится наиболее актуальной проблема формирования творческой активности студентов.

Концептуальная основа обучения творческому саморазвитию строится на философии «самости» т.е, самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации, раскрытой в работах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, А.Маслоу, К.Роджерса, П.А.Флоренского и др.

Идеи педагогического стимулирования творческого саморазвития личности в обучении и воспитании разрабатывали отечественные ученые В.И.Андреев, В.А.Караковский, А.И.Кочетков и др., которые считают, что приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности.

Проблеме развития творческой активности студентов в учебном процессе уделяли внимание такие ученые как В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, И.А. Зимняя, В.А. Канн-Калик, A.M. Матюш-кин и др.

Анализ современной психолого-педагогической, философской литературы свидетельствует о возрастающем интересе ученых к вопросам развития творческой активности.

На основании изучения и анализа опыта работы высшей школы, психолого-педагогической и методической литературы была сформулирована проблема исследования: что из себя представляет система дидактических уело-вий и средств, способствующих развитию творческой активности студентов?

Актуальность проблемы исследования определяется наличием противоречия между потребностью современного общества в гармонически развитой личности, обладающей высоким творческим потенциалом и высоким уровнем рефлексивной активности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике. Имеющееся противоречие детерминировано несоответствием между потребностям высшей школы в необходимости развития творческой активности и условием исследований условий и средств развития, механизмов действия и критериев их сформиро-ванности.

Общепедагогическое значение данной проблемы и необходимость её практического разрешения обусловили выбор темы исследования: «Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин (на примере инженерных вузов)».

Цель исследования — повысить уровень общематематической подготовки студентов путем формирования у них творческой активности в процессе профессионального обучения в вузе.

Предмет исследования - формирование творческой активности специалистов технического профиля.

Гипотеза исследования: формирование творческой активности студентов будет эффективным, если:

- она рассматривается как значимый фактор профессионально личностного становления инженера, как структурно-уровневое образование, наделенное своеобразием качественных характеристик;

- основным средством её формирования выступает комплекс учебно-методических задач; стимулирование нестандартных подходов к определению способов решения задач обеспечивается в соответствии с разрабатываемой методикой и уровнем сформированности знаний и умений студентов;

- формирование творческой активности осуществляется в рамках системы с учетом приоритета учебных вопросов, имеющих высокую практическую значимость для становления будущего инженера, учитывающей реальные условия практической деятельности специалиста инженерного профиля и включающей в себя оптимальным образом сочетающиеся цели, содержание, методы, средства и формы организации профессиональной подготовки, а также диагностический комплекс определенных уровней сформированности творческой активности;

- профессиональная подготовка основывается на принципах моделирования условий и средств будущей профессиональной деятельности, активности и сознательности профессионального обучения.

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи.:

1. Определить состав, критерии и особенности формирования творческой активности студентов.

2. Разработать и классифицировать комплекс математических задач, способствующих развитию творческого нестандартного мышления студентов.

3. Научно обосновать систему формирования у студентов творческой активности в процессе профессиональной подготовки, выявить педагогические условия ее использования в образовательном процессе вуза, в ходе экспериментальной проверки доказать эффективность ее применения как средства формирования творческой активности будущего специалиста.

4. Разработать диагностический инструментарий определения уровня сформированности у студентов творческой активности при изучении общематематических дисциплин.

Методологической основой исследования служат:

• Концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, А.АЗербицкий, ЛГГ. Вяткин, Г.И. Желе-зрвская, В.В. Сериков);

• Теория активности как важнейшего проявления жизнедеятельности личности (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.);

• Психологргпедагогическце теории развития личности ребенка (Е.Н. Ильин, А.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин, И.С, Якиманская и др.);

щ КонкретнРгметрдолргические принципы отечественной психологии: подхода (В,В. Давыдов, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн и др.); принципа теории-эксперимента-практики (Ю.М. Забродин, Б.Ф. Ломов).

Методы исследования определялись гипотезой и задачами решаемой проблемы: осуществлялось изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; велось педагогическое наблюдение, творческое проектирование, теоретическое моделирование, анализ и синтез, абстрагирование; использовались методы индукции и дедукции; проводился педагогический эксперимент в естественных стационарных условиях образовательного процесса в вузе.

Использование различных методов исследования, в том числе математических, позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных показателях. Полученные данные интерпретировались и теоретически обосновывались на основе анализа и сопоставления результатов исследования.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии на I и II курсах факультета (всего в исследовании приняли участие 420 студентов) механизации сельского хозяйства в течение 1999 -2006 гг. и прошло в своем развитии три этапа.

Реализация первого этапа (1999-2000 гг.) предполагала постановку проблемы исследования, анализ литературы пр проблеме, формулировку гипотезы, определение цели и задач исследования, кроме того, проводился ди-агностико-констатирующий эксперимент, была разработана программа и подготовлены материалы для проведения формирующего эксперимента.

На втором этапе (2000-2004 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проектированию и реализации процесса формирования личностного гуманистического потенциала студентов. Поиск путей реконструкции целевого, содержательного и процессуального аспектов преподавания математических дисциплин в соответствии с концепцией личностно ориентированного образования.

На третьем этапе (2006 г.) уточнялись показатели качества обучения, на которые реализуемый процесс оказывал непосредственное влияние, проводился анализ и обобщение результатов опытного обучения, оформление материалов в тексте диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически углублены представления о сущности творческой активности, уточнено ее понятие, содержание и структура, сформулировано авторское определение как «деятельность личности, обеспечивающая ее включенность в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач»; дана характеристика компонентов творческой активности: мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого, рефлексивного.

2. Разработана авторская система формирования у студентов творческой активности в процессе профессиональной подготовки как совокупности пяти компонентов: целевого, содержательного, организационного, диагностического, результативного,

3. Определен комплекс педагогических условий, позволяющих осуществлять процесс формирования творческой активности студентов.

4. Научно обоснована критериальная система уровней сформированное творческой активноещ студентов на различных этапах формирования, определены методика их выявления и соответствующий педагогический инструментарий.

Теоретическая. исследования заключается в развитии дидактических представлений о формировании творческой активности студентов вуза; в научном обосновании необходимости формирования у будущего специалиста творческой активности как важного компонента профессионального развития и саморазвития личности, что вносит существенный вклад в развитие концептуальных идей профессионального образования. Полученные результаты могут служить теоретической базой для решения проблемы развития творческой активности специалиста в процессе осуществления профессионально деятельности, 

Практическая исследования заключается в том, что разработана методика диагностики уровней сформированности творческой активности студентов вуза, обладающая универсальным характером, что делает возможным ее использование при подготовке специалистов различного профиля.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, научной базой теоретико-методологических положений; опорой на результаты экспериментальных исследований других авторов; адекватностью исследуемых методов целям и задачам исследования; внутренней непротиворечивостью логики исследования; научно-практической апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов, анализом различных позиций; соответствием выводов нашего исследования аналогичным, сделанным в методологической литературе по вопросам творческой активности личности.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались в научных докладах, сделанных на научно-методических и научно-практических конференциях в Волгограде (2004, 2005), Пензе (2003), Челябинске (2003, 2004), Костроме (2004). Материалы диссертации, ее научные выводы обсуждались на научно методическом совете Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (2005 г.). Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности.

Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы диссертации и ее научно-методический инструментарий внедрены в образовательный процесс Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Волгоградского государственного технического университета. Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.

1. Понятийно-терминологическое обеспечение проблемы формирования творческой активности у будущих специалистов, представленное авторским определением понятия «творческая активность студентов» и ее структурой. Творческая активность студентов - это деятельность личности, обеспечивающая ее включенность в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач. Структура творческой активности студента представлена нами как целостный Интегративный конструкт, включающий в себя: мировоззренческий, мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты;

2. Разработанный и обоснованный комплекс задач как основное средство формирования творческой активности студентов как построенный на единых принципах вариативности, иллюстративно-образного решения, трансформации междисциплинарных связей и средств их решений; способствующий повышению уровня общематематической подготовки студентов; создающий условия для реализации, личностно-ориентированного и проблемно-исследовательского подходов;

3. Авторская модель педагогической системы формирования творческой активности стдецтрв в процессе профессиональной подготовки, включающая в себя следующие компоненты; целевой, определяющий формирование творческой активности студентов в процессе изучения общематематических дисциплин на основе использования активных форм и методов обучения, повышения эффективности самостоятельной работы за счет включения студентов в научно-исследовательскую деятельность; содержательный, раскрывающий содержание дисциплин; организационный, отражающий активные формы и методы обучения, опирающиеся на специальным образом подобранные средства осуществления образовательного, процесса в вузе, направленный на формирование творческой активности; диагностический, представляющий собой диагностический комплекс, позволяющий объективно и содержательно замерять уровень сформированности творческой активности студентов; результативный, отражающий повышение уровня творческой активности студентов в результате применения педагогической системы.

4. Системная диагностика сформированности творческой активности, включающая комплекс функциональных дифференцированных показателей, позволяющих осуществить педагогический мониторинг процесса формирования творческой активности, оценку и коррекцию формирующих качеств студента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 202 наименования, 11 приложений, 16 рисунков и 5 таблиц.  

Творчество как предмет педагогического исследования

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю и породила много дискуссий. История ее изучения насчитывает более чем две тысячи лет. В течение многих веков в этой проблеме «мирно сосуществовали» различные взгляды — научные и околонаучные представления, здравый смысл и предрассудки. Вечность этой проблемы заключена в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно равнооб-разных формированиях, проявлениях и применении. Каждое общество, не порывая с прошлым, тем не менее «будет нуждаться в совершенно новых людях и создает их» в таких их социальных качествах и способностях, какие ему необходимы.

Способности человека есть атрибут общественнотисторического процесса развития человека, они формируются, реализуются и воплощаются в труде, в различных формах человеческой деятельности и созидания, Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных соци-альнотэконрмических и духовных проблем рбщественнргр развития.

В силу самого образа жизни, совершенно иных способов деятельности, отношений, видения мира, его преобразования, мышление и способности нынешних людей текут в совершенно другом русле, Они нерасторжимо связаны с нынешними способами бытия, деятельности, отношений и мышления людей.

їухнргорбразие и разноуррвневре развитие челрвеческих спрсрбнрстей не витают в асрциальнрм, далеком от спрррбрв. срциальногр бытия, деятельности и отношений людей, пространстве.

Отсюда должна быть какая-то сопоставимость, сравнимость, соревновательность между способностями, какого бы уровня развития они ни достигали. Следовательно, должна быть и существует какая-то «терпимрсть» РД едрсрбнрстей по ртнрщениір к другим, ибо р ез социального разнрр(5разия способностей человеческое общество не может сколь-нибудь успешно и разнообразно развивать различные свои стороны, составляющие его единство как «общественного организма»,

Необходимость такого подхода к способностям вновь выводит нас из мира иллюзий в мир реальных социальных отношений человека, в мир человеческой действительности. Формирование, культивирование и реализация способностей — и педагогико-психологическая, и социальная, и непосредственно производственно-практическая проблема.

Психология творчества привлекала внимание мыслителей всех эпох мировой культуры и развивалась по разным направлениям. В философии проблемами творчества занимались Платон, Шопенгауэр, Мен ди Биран, Бергсон, Н. Q. Лоский (для этого направления характерно сближение с: гносеологией, главная задача познание мира в процессе художественной интуиции). Раскрытием метафизической сущности процесса творчества в религиозно-этической интуиции занимались Ксенофан, Сократ, Платон, Аквин-ский, Августин, Шеллинг, В. С. Соловьев.

В психологии развивалось два направления, раскрывающие проблемы творчества: первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей (эврилргия), особенностей бессознательного творчества (во сне) и т. п.

Второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т, д. Этим занимались Ломброзо, Перги, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж и др.

Творческая активность как цель образования: современные средства ее достижения

Творческая активность представляет собой процесс созидания нового и совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс. Известно, что качества, необходимые для творческой деятельности студента, как правило, не даются от природы, а приобретаются им в результате воспитания и образования, Подлинно творческая деятельность студента начинается там, где ведется самостоятельный поиск новых решений, намечаются новые, более совершенные, оригинальные направления поиска, более рациональные способы решения теоретических и практических задач.

Мы определили творческую активность студентов как деятельность личности, обеспечивающую ее включенность в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знании и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач.

Рассматривая формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач как специфическую область исследования творчества, мы сделали попытку создать модель познавательной деятельности, разработать методические основы и конкретные технологии развивающего обучения будущих специалистов различного профиля на примере математических дисциплин.

Выразительно черты математического образования, влияющие на культуру человека в целом, были сформулированы в докладе В. Сервэ на XIX Международной конференции по народному просвещению: "Среди интеллектуальных свойств, развиваемых математикой, наиболее часто упоминаются те, которые относятся к логическому мышлению: дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, специализации, способность мыслить, анализировать, критиковать. Упражнение в математике содействует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения: порядка, точности, ясности, сжатости. Оно требует воображения и интуиции. Оно дает чутье объективности, интеллектуальную гибкость, вкус к исследованию и тем самым содействует образованию научного ума".

Изучение математики требует напряжения регуляторных механизмов психики, внимания, эмоционально-волевой концентрации, обеспечивает перенос интеллектуальных навыков в другие сферы жизнедеятельности.

Таким образом, математика выполняет важную роль как в развитии интеллекта, так и в целом в формировании характера -. логических свойств личности.

Известный педагог-математик Д. Пойа в своей книге "Как решать задачу" подчеркивал, что владение математикой - это умение решать задачи, так как "решение задач - практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно только подражая образцам и постоянно практикуясь".

Решение задачи представляет собой процесс преобразования условия задачи. Это преобразование осуществляется определенными методами, способами, приемами и средствами. Решение задачи предполагает познание самого процесса преобразования и осуществляется с помощью определенных мыслительных действий и операций, которые могут быть представлены в виде эвристических или алгоритмических предписаний.

Организация проведения опытно-экспериметальной работы по формированию творческой активности студентов

Существующие в современной практике педагогической и психологической диагностики методы изучения личностного развития студентов, эффективности их учебной деятельности, разработанные в соответствии с различными методологическими подходами, не удовлетворяют сегодня многих педагогов-практиков и руководителей образовательных учреждений, деятельность которых строится на основе принципов личностно ориентированного образования,

Мы рассматриваем с позиции личностно ориентированного подхода возможные механизмы развития творческой активности студента в процессе обучения, в результате которого у него формируется представление о сути творческой самореализации, происходит нравственное становление его личности, развитие системы мировоззренческих позиций. Представляется важным выявить уровни развития творческой активности студента в соответствии с выделенными критериями на разных этапах проводимого нами исследования,

Традиционные диагностические методы характеризуются измерительно-испытательной направленностью, за счет которой достигаются количественные и качественные квалификации изучаемого явления, и его интерпретация. (Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов, 1989)

В данном исследовании рассматривались возможности диагностики с точки зрения рефлексивной педагогики. Ее задачей являлось изучение и создание творческого поля для личностного развития студентов, позволяющего не только получать требуемую информацию, но и создавать условия для самоисследования субъектов образовательной деятельности, способствуя тем самым их творческой самореализации.

На основании модели процесса развития творческой активности студента была разработана шкала (шкала измерения), раскрывающая значения диагностируемых показателей и отражающая структуру основных компонентов данного феномена (мотивационного, мировоззренческого, эмоционально-волевого, содержательно-операционного, рефлексивного), которая являлась центральным звеном системы диагностики.

Выделенные в первой главе компоненты позволили нам использовать квалиметрический метод не только для оценки развития творческой активности, но и для оценки качества организации педагогического процесса.

Первая группа диагностических методик была направлена на исследование мотивационных, ценностных ориентации студентов, включающих сознательное отношение к учебной деятельности, склонность к творческим видам деятельности.

Мотивационный компонент выявлялся в процессе анкетирования студентов, преподавателей; самооценок студентов, бесед с учащимися; наблюдений в процессе учебных занятий, проводимых автором и другими преподавателями, работающими в рамках личностного подхода;

В диагностику содержательно-операционного компонента включено тестирование качеств знаний и др.

Диагностика мировоззренческого, эмоционально-волевого компонентов содержала анкетирование, тесты на самооценку, наблюдение в процессе занятий, беседы, «мини-сочинения».

Диагностика рефлексивного компонента включала в себя апробацию различных диагностических методик: анкетирование, проективные методики.

В соответствии с описанными в первой главе критериями нами определены характеристики уровневых групп. Соответствующие этим показателям интегративные критерии высокого уровня развития творческой активности личности студента рпределены следующие Різргшм; творческая активность студента характеризуется высокими качествами знаний, развитостью рефлексии (превалирование личностного уровня рефлексии; рефлексия - выступает здесь как основа и база креативности), гибкостью и адаптивностью приобретенных способов информационной деятельности, мотивацией достижения в творческих видах учебной и внеучебной деятельностях, сознательной и произвольной нравственной саморегуляцией поведения в сфере информационных отношений; самоценной формой бытия личности, свойствами которой являются: деятельность в производстве субъективно нового (способов деятельности, порождение личностных смыслов, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся); выражение индивидуально-оригинальных характеристик личности, т.е. в процессе творческой деятельности применяются либо новые средства, либо новые способы, либо новые программы (технологии) деятельности; постановка и решение проблем, нестандартных задач или преодоление существующих противоречий между потребностями студента и средствами их разрешения; «приращение» знаний студентов, способов деятельности и, что самое важное, личностного опыта творческой самореализации; способ и форма бытия учащихся, как форма их самодеятельности, саморазвития и самоутверждения; влечение к творчеству как способ самореализации; сам акт деяния » ситуация, в которой имеет место переживание студентом себя как творца не внешней формы предметности, а внутреннего переживания - особого вида рефлексии - личностной рефлексии; отыскание студентом личностного смысла - как важнейшее проявление творческой активности и осознания важности изучаемого предмета для будущей профессии; участие в личностно значимом деле.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин : На примере инженерных вузов