Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Жукова Светлана Николаевна

Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании
<
Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жукова Светлана Николаевна. Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2001 126 c. РГБ ОД, 61:02-13/572-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание в бизнес-образовании как педагогическая проблема 22

1.1 Психолого-педагогические основания профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании 22

1.2 Эстетические аспекты профессиональной подготовки менеджеров 34

1.3 Полихудожественность воспитания как педагогический принцип профессиональной подготовки менеджера 58

Глава 2. Формы и методы эстетического воспитания в бизнес- образовании 72

2.1 Специфика эстетического воспитания в бизнес-образовании. .. 72

2.2 Эстетические аспекты воспитания личностных качеств будущих менеджеров 82

2.3 Формы и методы эстетического воспитания менеджера-профессионала в бизнес-образовании 95

Заключение 112

Используемая литература 114

Введение к работе

XXI века поднимает необходимость переосмысления многих, казалось бы, незыблемых представлений, касающихся характера отношений человека с миром, понимания своего места в нем, поиска человеком смысла жизни. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность. Воспитать творческую личность, то есть сформировать контекст, условия и установку на творчество, а также потребность к активному творчеству, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Поэтому такой актуальной на современном этапе развития российского общества становится разработка и внедрение в учебный процесс программ по эстетическому воспитанию. Ведь эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном формирования личности, «суммирующим» ее, объединяющим в единую целостность. Становясь .субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций залог развития цивилизованного общества.

Изучение и развитие философской и педагогической мысли дает возможность понять, как видоизменился с течением времени эстетический идеал, а вместе с ним и система образования, которая на первый план выдвигает те формы, средства и методы эстетического воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.

На каждом этапе общественного развития вырабатывались свои представления об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Эти основные эстетические категории во все времена очень тесно переплетались с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости. Справедливо определение эстетического воспитания, данное В.П.Острогорским. "Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только любви, но и в постоянном деятельном стремлении к нравственному идеалу"[ (10), с. 17-18 ]. Такому определению вторит другое. Эстетическое воспитание - это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты [101].

Одна из основополагающих методологических предпосылок теории
эстетического воспитания - тезис о ведущей роли целенаправленного
педагогического воздействия в эстетическом становлении личности
ребенка. Отечественная педагогика исходит из положений психологии
(А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) о ведущей роли
воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только
целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное

воздействие, вовлечение в художественную деятельность, тесно связанные с требованиями современной жизни, способны развить сенсорную сферу, способности ребенка до уровня понимания

подлинного искусства, красоты действительности и эстетического творчества.

Академик Д.С. Лихачев призывал помнить простую истину:

"...Старое не устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время,

на иные общественные условия. Взгляд историка никогда не должен

оставлять нас, иначе мы ничего не поймем в культуре и лишим себя

величайших ценностей, которые вдохновляли наших предков"[ 9 ].

Исходя из этого, мы должны помнить о том пути, по которому шло

развитие идей эстетического воспитания в России.

В Древней Руси, где эстетические идеи развивались на стыке языческой и христианской культур, эстетическое воспитание осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах [ 8 ]. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивало художественный вкус людей. В древнерусских произведениях "Слово о полку Игореве", "Повесть- временных лет", "Изборник" и других проводится мысль о связи нравственного с прекрасным, где идеалом красоты выступает служение Родине, гармоничное сочетание духовного и физического /герои былин/. В живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты XIY века - нравственная красота, открывающая взору человека невидимый мир Божественной красоты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Живописцев этого периода отличает стремление воплотить в своих произведениях всю теплоту и искренность религиозного

чувства, проникновенный лиризм и задушевность, единство мудрости, красоты и искусства.

Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в XY - XYII в.в., эстетическая теория получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Максима Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и других философов, педагогов, живописцев[ 8 ]. Они предлагали включать в эстетическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики, поэтики. В трактате "Гражданство обычаев детских отмечается: "Любите мусикию, сладкопение и игранием на органех всяких остроту ума обучати"[ (8), с.329].

В XYII веке в России появились первые эстетические трактаты ( Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков ), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства, дается классификация искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К.Истомин, М.Ломоносов, Н.Новиков, Ф.Салтыков, Н.Спафарий, В.Татищев и другие [ 8 ]. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. В.Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную подготовку, а затем обучать «искусствам и ремеслам», а И.Посошков говорил о необходимости определения сначала способности к художествам и потом их обучению, наряду с образовательными предметами нужно овладеть и художественными. Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие

способностей учащихся, предлагал М.В.Ломоносов. Он считал, что художники, актеры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.

Таким образом, были заложены основы организации эстетического
образования в учебных заведениях России, в которых обращалось
внимание на общеобразовательную, художественную,

профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились первые классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес И.Бецкой. Он составил Устав Смольного института, где определил предметы обучения: «Обучать языкам, арифметике, геометрии, истории, стихотворению, отчасти архитектуре, геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью, вязанию, плетению»[ (8), с.345 ]. Так, И.Бецкой определил содержание обучения, включив в него наряду с общеобразовательными и эстетические предметы, чем способствовал развитию эстетического воспитания и образования.

Дальнейшее развитие теории и практики эстетического воспитания в XYIII веке предпринял Н.И.Новиков, считавший эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения, включая изучение эстетики, красноречия, поэзии. Н.И.Новиков обращал внимание на необходимость учитывать природные задатки и способности каждого ребенка, но все же каждый, по его мнению, должен знать «элементарные основания

изящных наук», а преподавание эстетики должно стать основой эстетического воспитания. Он утверждал, что занятия по изящным искусствам должно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и со всеми воспитанниками. В процессе обучения следует всех обучающихся детей приобщать к искусствам, воспитывая в каждом художественный вкус и развивая способности к созданию посильных им эстетических ценностей. [ (9), с.343]. у Н.И.Новиков уделял большое внимание методике эстетического воспитания, говоря о том, что «помимо изучения изящных искусств нужно давать воспитанникам примеры, которые объясняются, а упражнением в способности превращаются. Примерами должны быть хорошие образцы в прозе, поэзии. Учителю надлежит не только показать особенности красоты, но и преподать правила, а также дать возможность самому ученику сочинять, творить».

Почти через 100 лет, в условиях общественного подъема
60-х годов, в период создания народной школы, под идейным
руководством русских революционеров-демократов В.Г.Белинского,
Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского вынашивалась мысль о

всеобщем первоначальном обучении, о гармоничном

развитии личности, в котором должны быть уравновешены
чаши весов, составляющих рациональное и эмоциональное развитие
личности. Русская философская и педагогическая мысль

продолжает поиск и в области эстетического воспитания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаимосвязи с задачами педагогики, искусства или отдельных его видов.

Во второй половине XIX века вопросы эстетического воспитания рассматривались ведущими русскими педагогами К.Д.Ушинским, В.И.Водовозовым и другими. Они видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетическое вкуса, подчеркивая, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. В обязательные для изучения предметы они включали литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество - детский театр. К.Д.Ушинский придавал огромное значение художественно-эстетическому воспитанию. Он считал: «Запоет школа, запоет весь народ» [ 10 ].

Теоретические разработки довольно ограниченно внедрялись в школьную практику. С одной стороны, большинство детей получали лишь начальное (4 класса церковноприходской школы) образования, получая азы грамотности и достаточно серьезную церковно-религиозную подготовку (особенно по Закону Божьему). В сельских школах часто не бывало материалов (бумаги, карандашей, красок и т.п.), обеспечивающих полноценное художественно-эстетическое развитие детей. С другой стороны, правительство дореволюционной России не стремилось поддерживать интересы учащихся, преследовало деятельность различных кружков, запрещало коллективные собрания, общение учителей с детьми в свободное от уроков время.

В России XIX века начала XX века разрабатывались проблемы детской психологии и детского художественного творчества, вопросы сотрудничества художественных музеев и профессиональной школы, методика преподавания изобразительных искусств в школе (Аркин Е., Бакушинский А.В., Бехтерев В.М., Блинкман Ю., Воронов B.C.,

Куприянова 3., Нечаев А., Оршанский Л.Г., Сикорский И.А. и другие). В это время появились основательные работы по музыкальной и вокальной педагогике, методологии музыкально-педагогического воспитания, обучения и образования. Но использовать эти работы можно было только в нескольких консерваториях (Блюменау Е.Б., Джиральдони Л., Мазурин К., позже Аспелунд Д.Л).

Таким образом, в отечественной философской и педагогической
мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с
различными сторонами воспитания, отмечается единство
образования и воспитания, подчеркивается значение

общеобразовательных и художественных знаний. Отмечается
необходимость расширения участия в образовании пения,
музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических
предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием
искусства. Идеи эстетического воспитания в русской педагогике
прошли длительный путь становления и развития, вступив
в XX . век обогащенными, содержательно разработанными.
Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX
века можно считать выделение его в самостоятельную область
воспитания, определение содержания и путей его

осуществления в учебном процессе, профессиональной подготовке специалиста.

В XX веке роль эстетического воспитания в профессиональной подготовке специалистов обретает новый смысл. Развитие экономики, социалистическое обновление России поставили перед экономическим воспитанием новые задачи. Эти задачи были сформулированы А.К.Гастевым, который стал пионером решительного

переворота в эстетике [ 39 ]. Ориентированного на практические задачи
общества, новатор-поэт считал, что эстетическое воспитание должно
быть тесно связано с экономикой, материально-технической базой
социализма, повышением качества социалистического труда и
его производительности. Из такого понимания вытекала новая
функция эстетического воспитания в обществе. Ученый

рассматривал его как воспитание культуры труда и производства.
Если Россия не освоит новый инженерный тон эпохи, если
снизу доверху не будет решена задача эстетического народа,

то ее . в скором будущем объедет горожанин Европы и Америки. Он четко определяет первостепенные задачи общества - новая культура, пропитанная работой, энергией, выдержкой, трудовой дисциплиной.

А.К.Гастев, по сути дела, сформировал новый идеал воспитания человека труда, творца социалистического общества. Поэт сменил перо на хронометр, стал заниматься проблемами организации труда. В этом «предательстве» Гастева исследователи искусства 20-х годов увидели заземленность, односторонность, практицизм эстетического идеала поэта [ (78), с. 62 ].

Переход поэта в экономику, организацию труда был вызван необходимостью. Старые, полуфеодальные формы организации труда, расхлябанность, грязь, психологическая неподготовленность рабочего, крестьянина - все эти укоренившиеся явления он считал тормозящими революционную перестройку. По мнению А.К.Гастева, само понятие культуры в социалистическом обществе необходимо расширить, понимая под этим термином не только грамотность, начитанность,

умение наслаждаться искусством, а прежде всего красоту труда, причем это последнее - для революции главное, ибо она родилась с лозунгом: «Залить страну красотой!» Культуру революционного общества определяют не стихи, прославляющие ее, а умение каждого создавать красоту на своем рабочем месте - станки, аэропланы, электростанции - вот показатель эстетики народа, его умения трудиться.

Когда в начале 90-х годов XX века в стране изменилась
социально-политическая и культурно-экономическая ситуация:
утверждение рынка как эффективного механизма товарной
экономики, освоение принципов рыночных отношений, возросшая
деловая активность людей, нацеленность на демократические
основы жизни, приведшие практически к переоценке
нравственных ценностей, к перестановке в жизни каждого
человека общественных и личных интересов, где личные
интересы стали приоритетными, - эстетическое воспитание
стало по сути дела единственным средством гуманизации

общественной жизни.

Каждое учебное заведение (тем более высшее) должно стать храмом, в котором гуманитарная культура станет достоянием будущих молодых специалистов. Отношение к гуманитарному знанию - это своеобразный тест для тех учебных заведений, которые стремятся подготовить менеджеров-профессионалов, так как гуманитарные предметы являются приоритетными в сфере формирования идеалов, нравственных представлений, эстетической культуры.

В этой связи уместно будет вспомнить о «японском чуде». Страна, начавшая свое послевоенное экономическое развитие почти с нуля, за короткий срок стала одной из ведущих экономических держав. «Японское чудо» - это воплощение в жизнь гуманитарного подхода ' к организации образования и воспитания молодежи, умелого духовного пробуждения в работниках чувства личного достоинства, фирменного патриотизма, опоры на национальные и нравственные традиции. Его стержнем является признание социальной ответственности, которая лежит на управляющих: каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь цели, отличные от получения прибыли, которые оправдывают ее существование [ 148 ]. Таковыми являются гуманитарные цели.

Благодаря гуманитарным знаниям человек приобретает
возможность вбирать в себя различную информацию,
подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти
знания выступают важнейшим условием деятельности

интеллекта, проявлением мыслительных способностей.

В современных условиях, когда предметно-вещный мир ( «вторая природа») фактически стал средой реального существования человека. У него возрастает стремление человека гармонизировать и гуманизировать предметную среду, переустроить ее эстетически. Самой массовой формой эстетической деятельности становится дизайн. В нем сочетаются разделенные, до недавнего времени неслиянные, сферы деятельности человека: прагматическая и эстетическая. Дизайн в наше время выступает как явление культуры, фактор формирования природной и вещевой

среды обитания человека, образа жизни и стилистики времени, как показатель перемен в предметной культуре и в социально-эстетических нормах общества, выражая в конечном счете отношения человека с миром.

Как мы убедились, отечественная теория эстетического
воспитания заложила основу, на которой должна выстраивается
сегодня система профессионального образования, где одно

из важных мест принадлежит эстетическому воспитанию как
гуманитарной составляющей бизнес-образования. Идеи,

рожденные в отечественной педагогике, помогают увидеть в бизнес-образовании эстетическое наполнение, заключающееся в художественном оформлении той социальной практики, с которой человек сталкивается в своей ежедневной деятельности. Это подготовило почву, на которой сформировалась система подготовки бизнесменов, менеджеров, маркетологов, т.е. новой социальной группы предпринимателей.

Структурно этот социальный . слой продуктивно-деятельных людей общества можно представить следующим образом: бизнесмены, менеджеры, маркетологи, дилеры (хотя необходимо заметить, что это не полное представление слоя предпринимателей, но характерная его часть). Именно они оказывают решающее влияние на состояние рыночных отношений.

Таким образом, актуальность темы «Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании» обусловлена, с одной стороны, социально-педагогической значимостью проблемы, кризисным состоянием современного общества (в частности его духовной сферы), а с другой стороны - ее

теоретической, педагогической значимостью, слабой

теоретической разработанностью эстетико-педагогического аспекта профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании, что приводит к низкой компетентности специалистов - организаторов современного рынка.

Объект исследования - профессиональная подготовка менеджеров в бизнес-образовании.

Предмет исследования - эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образования.

Цель исследования - выявить и обосновать эффективные формы
и методы реализации эстетико-педагогического аспекта в

профессиональной подготовке менеджеров в бизнес-образовании.

Гипотеза исследования. Формирование эстетико-

профессиональных качеств будущего менеджера будет эффективным при условии:

установления взаимосвязи профессионального образования и эстетического воспитания, в процессе реализации которой обеспечивается формирование профессиональных, эстетико-нравственных качеств личности;

обоснования интегративного характера эстетико-педагогических факторов, проявляющегося в проникновении эстетического воспитания во все сферы учебной деятельности;

выявления и экспериментальной проверки творческих форм и методов эстетического воспитания, обеспечивающих профессионально-значимые качества будущих менеджеров.

При проведении исследования принципиальным явилось положение о том, что эстетико-педагогические аспекты обеспечивают высокую компетентность профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

исследовать историю становления теории и практики эстетического воспитания как в нашей стране, так и за рубежом с целью выявления взаимосвязи профессиональной и эстетической подготовки менеджеров в бизнес-образовании;

обосновать интегративный характер эстетико-педагогических факторов в профессиональной подготовке менеджеров в бизнес-образовании;

выявить эффективные творческие формы и методы эстетического воспитания, формирующие эстетико-профессиональные качества будущего менеджера.

Методологической основой исследования являются философско-эстетические концепции о преобразующей роли эстетического воспитания в обществе. Основанием для построения научно-педагогической концепции послужили работы Е.А.Бодиной, Е.В.Волковой, К.В.Кулаева, И.Г.Хангельдиевой, Л.П.Печко, Б.П.Юсова, в которых содержится научный анализ содержания, форм и методов эстетического воспитания.

Большое значение для нашего исследования имели труды ученых, занимающихся проблемами профессионального образования (В.А.Кальней, В.А.Квартального, Н.В.Кузьминой, В.И.Садовского, В.Д.Шадрикова, С.Е.Шилова и др.) и проблемами педагогического

творчества (В.И.Журавлева, В.И.Загвяренского, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова и др.).

Изучая эстетические аспекты формирования менеджера бизнес-образования, мы опирались на исследования Л.С.Выготского, К.А.Абульхановой-Словской, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна, в которых раскрываются психологические аспекты развития личности, механизмы саморегуляции и творческой активности студента.

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач профессионального образования, системным подходом, реализованным в ходе опытно-экспериментальной работы. Ведущими методами нашего исследования выступают следующие: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, эстетической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, а также социологические методы: анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных, их качественный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

рассмотрена взаимосвязь профессиональной подготовки менеджеров и эстетического воспитания, проявляющаяся в развитии профессиональных качеств менеджеров, их творческого мышления, способности принимать ответственные решения, ориентированные не только на успешную деятельность отдельного предприятия или фирмы, но и на общество в целом;

смысловые акценты и направления профессиональной деятельности должны быть перенесены с развития внешнего,

направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление, на развитие внутреннее, то есть развитие самого человека, совершенствование его природы, задействование его собственных резервов и возможностей. - Выявлены эффективные педагогические формы и методы, формирующие эстети ко-нравственные качества личности менеджера.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по использованию эффективных методов и форм эстетического воспитания студентов в процессе бизнес-образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Совокупность теоретических положений, выявленных на основании анализа исторического опыта и современного состояния эстетического воспитания и определяющих и определяющих эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании.

  2. Эстетико-педагогические факторы, оказывающие воздействие на методику эстетического воспитания

менеджеров бизнес-образовании. К таким факторам относятся: эстетическая организация педагогической среды, эстетико-педагогическое взаимодействие педагога и студента, эстетико-педагогическая оснащенность педагога;

3. Творческие формы и методы, формирующие эстетико-

профессиональные качества будущего менеджера.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивалась непротиворечивостью исходных теоретико-методологических понятий, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватным задачам исследования; анализом и обобщение данных, успешным внедрением результатов исследования в практику вуза.

База исследования: основная педагогическая работа проходила на базе Московского института делового администрирования, в котором изучалась система многоуровневого бизнес-образования: средняя школа - колледж - вуз. Теория и методика эстетического воспитания освещалась в ходе проведения семинаров и лекций для студентов, организации диспутов, дискуссионных клубов, студенческих конференций по эстетике, вечеров художественной самодеятельности. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 150 студентов III и IV курсов Московского института делового администрирования.

Апробация и внедрение разработанных материалов исследования:

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и методики профессионального образования РАМТ, ход исследования и его результаты были одобрены ученым советом МИДА.

Основные положения концепции освещались на конференциях «Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века», состоявшейся в МИЭТ в 1996 году, «Культура и туризм» - РМАТ

в 2001 году. Разработаны методические рекомендации по активным, творческим методам обучения в бизнес-образовании и внедрены в педагогический процесс МИДА. Разработаны творческие методы и формы полихудожественного воспитания.

Исследование проводилось в течение трех лет и включало три этапа.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялся анализ научной литературы и определялись подходы к разработке концепции исследования, выделялась актуальность и специфика изучаемой проблемы. Опытно-педагогическая работа была связана с содержанием, формами и методами эстетического воспитания. Были определены уровни эстетического развития студентов.

На втором этапе (1998 - 1999 гг.) разрабатывалась концепция эстетического воспитания в системе бизнес-образования. Основные положения концепции легли в основу форм и методов эстетического воспитания, разработанных для проведения опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (1990 - 2000 гг.) анализировались результаты
проведенной исследовательской работы, накопленного опыта
использования эстетико-педагогических факторов в профессиональной
подготовке менеджера в системе бизнес-образования. В окончательном
варианте были сформулированы теоретические основы

концепции эстетического воспитания в структуре бизнес-образования, определен комплекс мер по ее использованию в педагогическом процессе- профессиональной школы. Проводилось внедрение научно-методических рекомендаций в практику работы вуза.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

Психолого-педагогические основания профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании

В 90-х годах XX века в России существенно изменилась социально политическая и культурно- экономическая ситуация. Утверждение рынка как эффективного механизма товарной экономики, освоение принципов рыночных отношений, возрастание деловой активности людей, потребность в специалистах в области управления экономикой: менеджерах, маркетологах, финансистах, предпринимателях - все это подготовило почву, на которой сформировалась российское бизнес-образование - система подготовки специалистов в выше перечисленных областях. Многие из вузов в качестве основы для составления образовательной программы брали известную в мире программу МВА (Master of Business Administration). Необходимо отметить, что на стадии формирования американское бизнес-образование (в частности, программа МВА) столкнулось с серьезной проблемой: представители многих университетов считали саму идею преподавания такого «приземленно-торгашеского» предмета, как коммерция, неприемлемой и противоречащей моральным принципам [ 46 ]. Эта проблема оказалась актуальной и для России. Если в системе подготовки управленцев, менеджеров, финансистов и др. не сделать акцент на развитие поведенческих, личностных характеристик, таких, как склонность к инновациям и нестандартность решений, принятие на себя не только финансовой и юридической, но и социальной ответственности, рынок станет дестабилизирующим фактором, причиной саморазложения и распада общества.

Специфика образовательной деятельности в учебных заведениях бизнес-образования находит отражение в работах И.В.Зорина, В.А.Квартальнова, В.А.Кальней, Н.Ф.Талызиной, В.С.Мухиной и др.

Педагогический подход к содержанию в бизнес-образовании нашел отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Законодательно закрепляется новая концепция высшего образовайия в России, где акцент переносится с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося - в соответствии с той возросшей ролью, которая уготована ей в современном обществе. Устанавливаемые стандартом структура и система дисциплин позволяют преодолеть, с одной стороны, имеющуюся до сих пор известную однобокость в образовании, в подготовке специалистов естественнонаучного и технического профиля, а с другой - изолированность социально-научного образования от технического компонентов современной культуры. Одновременно такая система и структура дисциплин позволяет обеспечить выпуск образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.

Благодаря реализации изложенной концепции государственных стандартов, будет создана структура образования, которая поможет готовить специалистов, ориентированных на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих. Именно с этой целью в основные профессиональные образовательные программы гуманитариев предусмотрено включение цикла математических и общих естественно-научных дисциплин, а в профессиональные образовательные программы специалистов негуманитарного профиля -полноценного цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Эстетические аспекты профессиональной подготовки менеджеров

Эстетическое воспитание, являясь одной из составляющих бизнес-образования, гуманизирует рыночные отношения, приближает их к человеку. Именно поэтому возникла необходимость разработки эстетических аспектов подготовки менеджеров в бизнес-образовании, таких аспектов, которые направлены на развитие творческих способностей личности при помощи эффективных форм и методов. На наш взгляд, в современном бизнес-образовании эстетическое воспитание соединяет реальный педагогический процесс с современной экономикой, оно способствует преодолению стереотипов в мышлении студентов, насыщая складывающиеся в высшей школе отношения идеями красоты и добра.

Смысл эстетического воспитания состоит в расширении нравственного потенциала общества, духовного опыта будущего специалиста. Критерием его эффективности выступает человек как истинный субъект культуры, человек-профессионал. Философ Э.Фромм пишет: «Цель человека рыночного характера надлежащее функционирование в данных обстоятельствах обуславливает его рассудочную в основном реакцию на окружающий мир» [ 130 ]. Рынок - объективный селекционер людей, обладающих незаурядным интеллектом. Поэтому в современных рыночных отношениях роль эстетического воспитания проявляется не в конкретном целостном виде, а опосредуется продуктивной деятельностью студента в стенах высшего учебного заведения. Здесь характер учебы и ее эффективность как конечный результат прямо зависят от эстетической подготовки преподавательского состава.

Поскольку человек в процессе рыночных отношений сталкивается с различными операциями, связями, эстетические факторы позволяют удерживать целостность процесса, способствует рождению все новых и новых идей, нацеливающих на практическое решение задачи. Вот почему воспитание эстетического воображения, вкуса, развитие фантазии являются важнейшими и необходимыми аспектами современного бизнеса. Именно эти компоненты в совокупности способствуют активизации личностного фактора, новаторским решениям в области экономики, рыночных отношений.

Особенно возрастает роль эстетического воспитания на этапе подготовки в вузе менеджеров бизнеса. Студент должен формироваться в условиях эстетически организованной среды, создаваемой в вузе всеми видами искусства [ 32, 39, 43 ]. Однако объединяющим фактором в вузе данной направленности выступают, бесспорно, экономические задачи общества.

Эстетизация педагогической среды предполагает участие художника, ибо без него нельзя превратить индустрию бизнеса в эстетическое явление. Силуэт, цветовое, декоративное решение, композиционное построение пространства рынка - вот внешние компоненты, из которых слагается эстетическое поле учебного процесса в бизнес-образовании.

Активизировать процесс становления личности, направить интеллектуальное и духовное развитие человека по правильному руслу - вот задача, которую ставит перед собой Московский институт делового администрирования — молодое учебное заведение, в котором гармонично соединяются предметы экономической и гуманитарной направленности с одной лишь целью: подготовить всесторонне развитого специалиста. Только сочетание профессионального обучения, нравственно-эстетического воспитания, интеллектуального развития в условиях рыночной экономики может стать своеобразной сферой экономико-практической самостоятельности.

Надо полагать, что без гармоничного профессионального образования не может быть и всесторонне развитой личности, формирование которой все так же остается одной из самых актуальных задач, поставленной современным обществом перед высшими учебными заведениями страны. Обращение к памятникам отечественной и мировой культуры, включение их в процесс формирования мышления и поведения человека, позволяет эстетическому воспитанию открыть внутренний мир студента, приобщая его к наиболее глубоким и значимым формам его жизнедеятельности. Все это позволяет рассматривать эстетическое воспитание как гуманитарное составляющее профессиональной подготовки. Причем в этом комплексе оно выполняет интегративные функции, гармонично соединяя профессиональную подготовку с дидактическими и воспитательными задачами вуза.

Специфика эстетического воспитания в бизнес-образовании

Не вызывает сомнений, что для укрепления экономики нужно нечто большее, чем ускорение темпов технического прогресса и совершенствование управления. Жизнеспособность общества зависит не только от профессионализма государственных деятелей, руководителей бизнеса, инженеров и квалифицированных рабочих. В не меньшей степени на нее оказывает влияние чисто человеческие категории: личные достоинства каждого человека и характер отношений между людьми. В последние десятилетия считалось, что процветание нации должно опираться на свободу личности и рыночную конкуренцию. Однако общество все чаще приходит к осознанию того, что коль скоро мы стремимся к тому, чтобы обеспечить безопасность, свободу и равные возможности для каждого члена общества, свобода личности не должна быть беспредельна. Совместная деятельность может быть плодотворна только в атмосфере полного доверия, а конкурентные отношения, даже ограниченные жесткими рамками законов и уставов, не могут повысить уровень общего образования или обеспечить прочное положение на мировом рынке. Чтобы эти цели стали реальностью, необходимо объединить все преимущества, которые даются свободой личности и свободой конкуренции и обеспечиваются такими социально значимыми, но такими чисто человеческими понятиями, как развитое чувство личной ответственности в отношении к своей работе, к обществу и каждому человеку. Именно на развитие поведенческих характеристик, таких, как склонность к инновациям и нестандартность решений, принятие на себя не только финансовой и юридической, но и социальной ответственности, должен делаться акцент в ходе подготовки специалистов в области управления экономикой, иначе рынок станет дестабилизирующим фактором, причиной саморазложения и распада общества.

Специфика эстетического воспитания в бизнес-образовании характеризуется тем, что оно направлено на поворот образования к целостной картине мира - миру культуры, миру человека, на выработку в личности осознания необходимости свободы проявления всех способностей и дарований.

В результате социологического исследования, проведенного автором работы в Московском институте делового администрирования, было установлено, что примерно 70 % студентов имеют средний показатель профессиональной подготовки. Это проявлялось в недостаточном осмыслении важности эстетического воспитания в их профессиональной деятельности (63 % респондентов придают первостепенное значение в профессии менеджера навыкам владения финансами и бухгалтерским учетом). В то же время 82 % опрошенных высказали неудовлетворенность уровнем своего общекультурного развития, что в большинстве своем мешает студентам в профессиональной деятельности, однако у большинства студентов (90%) есть стремление его повысить.

Исследование показало, что причина этих недостатков профессиональной подготовки менеджеров в существующей ориентации на знания (умения) как основной показатель образования, а не на формирование общекультурных представлений, развитие творческой личности. Ведь истинное творчество, не может быть порождено только сухим расчетом, автоматизмом рациональных операций и т.п. Для реализации творческих возможностей необходима живость мысленных ассоциаций, нестандартность логических ходов, инициативность воображения, чего, как известно, невозможно добиться, только усовершенствуя ум как чисто психическую способность. Английский ученый Г.Осборн пишет о том, что художественное впечатление повышает живость ума, интенсифицирует опыт, насыщая его глубиной личного понимания, ибо развивает и саму сферу чувств. Снижение эмоциональной составляющей интеллекта лишает его творческой, спонтанной активности, так необходимой в профессиональной деятельности менеджера.

Похожие диссертации на Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании