Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Шаалы Алевтина Сугдуровна

Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета
<
Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шаалы Алевтина Сугдуровна. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 1997 199 c. РГБ ОД, 61:98-13/57-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОГО ЭТИКЕТА - 12

1.1. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета как социально-педагогическая проблема 12

1.2. Тувинский этикет в системе традиционной культуры 31

1.3. Нравственное воспитание учащихся на традициях народного этикета 65

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОГО ЭТИКЕТА 88

2.1. Национальный этикет в системе подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся 88

2.2. Содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников 122

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

БИБЛИОГРАФИЯ 167

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современной социально-педагогической ситуации, когда происходит переосмысление сложившейся системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых подходов и концепций, возрождение и развитие самобытной культуры воспитания, на наш взгляд, является ценным начинанием. Оно относится и к системе профессионально-педагогической подготовки учителя, задачи которой вытекают из насущных проблем национально-ориентированного образования. Они заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся ввиду ее неоспоримой и решающей роли в структуре общепедагогической подготовки, а также негативных тенденций социально-педагогической действительности, представившей многие факты утраты духовно-нравственных ценностей.

В данной ситуации актуализируется необходимость овладения учителем богатством народной педагогики, которая дает опыт использования веками накопленной человеческой мудрости в учебно-воспитательном процессе; определения инварианта воспитания, общего для традиционных культур, и тех вариативных элементов, которые позволяют создать разнообразные учебно-воспитательные системы с учетом национальных, региональных и этнических особенностей. Переработка и осмысление явлений духовно-нравственной культуры прошлого поможет развивать педагогическую культуру прошлого и настоящего: без учета народных представлений и традиций воспитания и народных воззрений о нравственности и морали, выраженных в национальном этикете, невозможно создать полную и объективную картину нравственного воспитания человека.

Необходимость исследования этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета

продиктована существованием противоречия между требованиями к личности педагога и традиционным содержанием его подготовки к указанной проблеме. Решение этого противоречия возможно в условиях этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса, национально-ориентированного образования, которое предусматривает включенность национального компонента в его содержание. В этом смысле проблема формирования социально-этического поведения в процессе усвоения нравственного опыта, культуры поведения на основе традиционного этикета в настоящее время приобретает особую актуальность.

В последнее время появляются исследования, посвященные подготовке студентов к педагогической деятельности с учетом национальных особенностей и использованием различных средств народной педагогики. К ним относятся работы таких исследователей как Э.Р.Ашхаруа, Ш.М.-Х.Арсалиева, Н.Х.Байчекуевой, А.Алимбекова, У.Л.Матназарова, А.Р.Ер-ментаевой и др.

Весьма ценными являются научные выводы о значении традиционной педагогической культуры тувинцев Т.Т.Мунзук, К.Б.Салчак, Г.Д.Сундуй в нравственном воспитании учащихся.

Результаты теоретического анализа педагогических исследований свидетельстуют о том, что в науке определились некоторые подходы к решению проблемы подготовки студентов к нравственому воспитанию школьников на основе народных средств воспитания. Однако специальное, самостоятельное изучение этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета еще не осуществлено, в то время как традиционный этикет как этносоциальное явление, уходящее корнями в древнейшие времена и выполняющее специфические функции в этносоциуме, обладает большими возможностями в нравственном воспитании молодежи; отсуствует научно-обоснованная методическая база включения этнопедагогического материала в практику учебно-воспитательного процесса высшей школы; не вы-

явлена специфика восприятия и усвоения учащимися этноэтикета как составной части духовно-нравственного опыта народа.

В связи с этим возникает необходимость изучения и обобщения этноэтикета - нравственного эталона внутрисемейных, межпоколеннных, межродственных отношений; средства сближения между народами. Простые, но важные нормы, без соблюдения которых не может существовать народ, как этнос, без которых невозможно были бы контакт и взаимодействия между представителями разных культур, составляют сердцевину общечеловеческого в культуре поведения.

Нельзя утверждать, что этикет до настоящего времени совсем не выступал объектом исследований. В основном этикетом занимались представители этнографии и этнологии. Существует множество этнографических и этнологических работ, специально посвященных этикету, но исследований с точки зрения педагогики, его использования в нравственном воспитании учащихся, к сожалению мало, тем более в теории и методике профессионального образования.

Специально к национальному этикету обращались в своих работах этнологи А.К.Байбурин, Б.Х.Бгажноков,Н.Л.Жуковская, Т.В.Цивьян. Занимаясь изучением этнической специфики этикета, они пытались обнаружить общее обоснование этикетных норм, общечеловеческие ценности, выраженные в них. Они показали, что существует как настоятельная необходимость, так и безусловное основание для этического подхода в изучении этикета. Особенно акцентировали на этом внимание А.К.Байбурин и А.Л.Топорков.

Этноэтикет отдельных народов были предметом исследований ученых: Б.Х.Бгажнокова "Адыгский этикет", Ш.Д.Инал-Ипа "Очерки об абхазском этикете", А.И.Шоров "Адыгейский этикет".

Теоретическое обоснование этноэтикета было осуществлено Б.Х.Бгажноковым. Им выделены основные принципы, структура, речевая специфика этноэтикета и дано его определение как "системы характерных

для этноса моральных предписаний ритуализированного общения в типичных изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия".

Проблематике взаимосвязи морали и поведения были посвящены работы С.Ф.Анисимова, В.И.Бакштановского, О.Г.Дробницкого, А.И.Тита-ренко. О нравственном смысле этикета и целостное рассмотрение нравственных его аспектов было изучено Л.В.Волченко. В ее работах содержится этический анализ таких явлений нравственной культуры как деликатность, вежливость, тактичность, раскрывается значение этикета для человеческого общения, осмысливается нравственный смысл стиля поведения, манер, а также дается определение правил поведения как естественно сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах и дополняемых каждым народом и национальной общностью, социальным слоем или группой специфическими, необходимыми именно этому социальному объединению нормами, выражающими особенности существования и общения людей в нем.

Психологические механизмы самого поведения проанализированы в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.И.Бо-жович, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе и др.

В тувиноведческой литературе национальный этикет фрагментарно представлен в работах В.А.Адрианова, Г.Гржимайло, В.П.Дьяконовой, Г.Н.Курбатского, Л.П.Потапова и др. Особую ценность в контексте нашего исследования представляют публикации С.И.Вайнштейна "Мир кочевников Центра Азии", М.Б.Кенина-Лопсана "Традиционная этика тувинцев" и М.В.Монгуш "Основы тувинского этикета".

Обращение к этническому этикету в системе подготовки педагогов призвано способствовать формированию профессионально-этической культуры учителя, приобретению им опыта этикетного поведения в условиях межнационального общения. Ориентация на традиции народного этикета обеспечивает единство в системе нравственных отношений к миру, к обществу, к людям, к самим себе, обеспечивает социализацию и развитие

личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства.

К сожалению, готовность учителя к нравственному воспитанию учащихся на народных этических традициях все более приходит в противоречие с реальными потребностями педагогической практики. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие успешную этнопедагогическую подготовку учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - система профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность, содержание и структуру этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета;

определить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной ее реализации;

опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические методические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки студентов к воспитательной работе в национальной школе.

В ходе работы над диссертацией, была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой эффективность этнопедагогической подготовки учите-

ля к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета может быть существенно повышена, если:

придать образовательному процессу высшей школы этнокультурную направленность;

обеспечить присвоение студентами норм и ценностей традиционного этикета тувинского народа;

вооружить студентов знанием теории, методики и технологии нравственного воспитания учащихся на традициях народного этикета, первоначальным опытом мотивационно-ценностной и практической этнопедагоги-ческой деятельности.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического, о взаимосвязи социальных макроструктур, определяющих нравственность личности и межличностных отношений: память (историческая) - традиция - культура - воспитание - духовность - личность - народ (историческая личность) (Г.Н.Волков); об этносоциокультурной обусловленности нравственного прогресса личности и общества.

Теоретическая основа исследования сложилась из концепций отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов и этнологов по вопросам духовно-нравственной культуры народа, о роли народа в создании духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о нравственной сущности этнического этикета и его роли в жизни общества, своеобразии и самобытности культур различных народов и народностей, о нравственности и нравственном воспитании.

Исследование выполнялось на основе концепции профессионально-педагогической подготовки учителя В.А.Сластенина в рамках программы "Педагогические кадры".

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологиче-

ской и этнологической литературы; социо лого-педагогические методы -наблюдение, сбор и обработка этнопедагогических полевых материалов, изучение деятельности школ по использованию традиционной этической культуры тувинского народа, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов и учителей, опрос и оценивание, рейтинг; опытно-экспериментальная работа.

В исследовании проанализирован и обобщен собственный опыт автора в качестве учителя тувинского и русского языков, классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной работы, директора школы, а также преподавателя кафедры педагогики Тувинского государственного университета.

Опытно-экспериментальной базой исследования были избраны Тувинский государственный университет, Шамбапыгская, Кызыл-Мажалыкская сельские школы, школа-лицей №9, школы №№ 1,3 г.Кызыла. В сравнительном плане привлекался опыт работы Кунгуртугской, Сукпакской, Кок-Тейской, школы № 3 г. Чадана. Всего исследованием было охвачено около 800 учащихся, студентов и учителей.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1986-1992) - поисково-содержательный. Он был связан с анализом литературы, постановкой проблемы, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, изучением исходного состояния объекта, готовности учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета.

Второй этап (1992-1996) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась проверка рабочей гипотезы в процессе специально организованной деятельности, включающей в себя использование возможностей педагогических дисциплин в этнопедагогической подготовке студентов к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета; чтение спецкурса и выполнение студентами целевых заданий в период педагогической практики; организацию внеаудиторной работы. В школах

республики началась апробация экспериментальной программы по народной педагогике. В базовых школах проводился факультатив для старшеклассников "Нравственность и национальный этикет". Эта работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.

Третий этап (1996-1997) - заключительно-обобщающий - включал обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, апробацию и внедрение основных результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

раскрыта сущность традиционного этикета как нравственного кодекса, средства и источника нравственного совершенствования личности;

выявлен воспитательный потенциал нравственного идеала на традициях этнического этикета;

разработаны содержание, структура и методика этнопедагогической подготовки к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать традиционный этикет в системе профессиональной подготовки и переподготовки учителей к нравственному воспитанию учащихся в национальной школе.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования (единство общечеловеческого и национального, общего и специфического, этносоциокультурная обусловленность нравственного прогресса личности и общества), соответствием методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью эмпирического материала и его сопоставимостью с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения:

готовность к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета представляет собой обобщенную характеристику личности учителя как морально-психологической, социальной, теоретической, практической, методической, технологической и самообразовательной компонентов;

национальный этикет как духовно-нравственный ориентир становления личности является эффективным средством формирования этнопеда-гогической культуры учителя и его готовности к нравственному воспитанию учащихся;

процесс формирования этнопедагогической готовности учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета детерминирован этнокультурной направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к нормам и ценностям традиционного этикета тувинского народа, знанием теории, методики и технологии нравственного воспитания средствами народного этикета, накоплением первоначального опыта мотивационно-ценностной и практической этнопедагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений автора на заседаниях кафедры педагогики и психологии Тувинского государственного университета; на региональной научно-практической конференции. "Проблемы национально-регионального образования" (Кызыл, 1994); республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы национального образования Республики Тыва (Кызыл, 1995); республиканском семинаре учителей-новаторов (1996); Международной конференции "Воспитание и развитие личности" (Москва, 1997, РАО, ИРЛ). Результаты исследования учтены и внедрены в учебно-воспитательный процесс Тувинского государственного университета, а также школ республики.

Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета как социально-педагогическая проблема

Для современной социокультурной ситуации развития педагогического образования характерны принципиально новые подходы к профессиональной подготовке учителя: приоритетно развитие социально-нравственного, общекультурного и этносоциокультурного потенциала личности учителя, который призван передавать образцы педагогической культуры, запечатленные в этических нормах и правилах поведения. Все это связано с реальным процессом формирования духовности и субъективности, с осуществлением образования в контексте этнической и общечеловеческой культуры.

В связи с этим актуализируется проблема подготовки учителя ж нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета, который соединяет в себе общечеловеческие, этнопедагогические, этнокультурные, профессионально-значимые ценности, гибкость педагогического мышления, способность к быстрой адаптации в конкретных социокультурных условиях. Это означает, что современный учитель располагает широкими возможностями опираться в своей педагогической деятельности на традиционную педагогическую культуру, выраженную в материальной и духовной жизни этноса, отражающую эволюцию народных представлений о воспитании (40,10 ), этнопедагогику, изучающую педагогику этнической общности ( 53, 7 ), составляющую часть общечеловеческой культуры воспитания.

На основе этого перед высшей педагогической школой стоят научные и практические задачи подготовки учителя как носителя и субъекта самобытной национальной этнопедагогической культуры, который владеет богатым духовным опытом народа, знает свои корни, язык, обычаи, культуру и исторические традиции народа.

Использование различных аспектов народной педагогики в воспитании и образовании - дело не новое: в новых стандартах образования есть указание на необходимость отражения в школьных программах национально-регионального компонента, в практической деятельности учителей используются содержание, формы и методы народного воспитания, его богатейшие средства: фольклор, песенно-музыкальная культура, этические обычаи и традиции, игры и праздники, народные промыслы и др.

Но в практике педагогического вуза образцы национальной культуры, прогрессивные народные традиции все еще слабо используется. Это относится и к этнопедагогической подготовке студентов к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета.

Среди научных изысканий, посвященных традиционной культуре воспитания тувинского народа, можно отметить работы К. Б. Салчака, Т.Т. Мунзук, М. Б-Х. Кенина-Лопсана, Г. Д. Сундуй (163, 140, 97,175) и др. Но фактически нет работ, обращенных к потребностям педагогического образования - этнопедагогической подготовки учителя к использованию народного этикета в нравственном воспитании учащихся. Этнопедагогика как предмет отдельно в учебном плане не выделена, не выработаны рекомендации по структуре и типологии учебных и внеаудиторных занятий, которые способствовали бы эффективной подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности с использованием специально отобранных материалов по народным традициям и обычаям, особенно по национальному этикету.

Особую тревогу вызывают конфликты и недоразумения в повседневной жизни, отсутствие такта, чуткости, вежливости, дегуманизация воспитательных отношений, неумение, а порой и нежелание учителей регулировать свое поведение, соблюдать этикет в общении с детьми и родителями, понимать их проблемы, проявлять внимание и понимание. Поэтому важен правильный выбор оптимального содержания, методов, организационных форм учебно-воспитательного процесса, решающего весь комплекс задач, обеспечивающих этнопедагогическую подготовку учителя к нравственному воспитанию школьников на традициях народного этикета с ориентацией на развитие и саморазвитие ребенка.

Проблема этнопедагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности в последние годы стала широко изучаться и нашла свое отражение в научных изысканиях Э. Р. Ашхаруа (подготовка будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся); Ш. М-Х. Арсалиева (использование произведений национальной культуры в подготовке учителей); Э. Ш. Ангановой (нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций); А. X. Байчекуевой (научно-педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе); А. Алимбекова (формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики); А. М. Леонова, А. А. Данилова, Б. Ш. Джандар (нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики); У. Л. Матназарова ( подготовка студентов к использованию народной педагогики в физическом воспитании); А. Р. Ерментае-вой (профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальной школы к педагогическому общению) и другие. Отсюда видно, что теория и практика высшей педагогической школы обогащается новым инвариантным содержанием, различными подходами к определению путей эффективной подготоки студентов к педагогической деятельности в условиях национальной школы (18, 8,13,19. 81,126).

Вместе с тем, имеющиеся исследования, моделирующие личность учителя, который будет работать в национальной школе, недостаточно учитывают необходимость этнопедагогической подготовки учителей к нравственному воспитанию учащихся на традициях этноэтикета, хотя народный этикет как этнокультурное явление, уходящее корнями в древние времена и выполняющее до сих пор специфические функции в этносоциуме и как одно из средств нравственного воспитания, имеет широкие возможности в системе профессиональной подготовки будущего учителя к организации учебно-воспитательной работы в школе. Обращение к этноэтике-ту призвано способствовать формированию профессионально-этической культуры учителя, приобретению им опыта этикетного поведения в условиях межнационального общения.

Этноэтикет как феномен этической культуры предполагает межнациональное общение, интернационализацию общественной жизни, социализацию личности в культуре не только своего народа, но и в культурах других народов, близких по своим издавна сложившимся социокультурным отношениям, и главное - в общечеловеческой культуре. Социально-этические ценности, освоенные на традициях этноэтикета, принятые в -ево-ем социуме и усвоенные личностью, являются ориентиром деятельности человека и составляют основу его нормативной позиции, характерной для данного этноса, как нравственная цель, вера, определяют общую направленность его поведения, систему его поступков.

Тувинский этикет в системе традиционной культуры

В последние десятилетия повысился интерес к этикету в связи с новым осмыслением самого феномена, не только как своду правил, который определяет формы поведения людей: правила учтивости и обхождения, принятые в каком-либо обществе, но и как одному из важных элементов личностной культуры. Правила этикета воплощают внешнюю культуру общения, но в поведении человека, в его манерах, высказываниях, эмоциональных реакциях отражатся степень его внутреннего развития, мира деликатности, душевной тонкости и житейской мудрости.

Поскольку одной из задач нашего исследования является объяснение сущности этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета, мы считаем необходимым прежде остановиться на определении этнического этикета, его воспитательных возможностей как источника нравственного воспитания детей и формирования профессионально-этической культуры учителя на примере тувинского этикета.

В этом отношении подходящим по своей методологической направленности является определение Б. X. Бгажнокова: "Этноэтикет не существует вне времени и пространства - это этикет какого-либо народа (этноэтикет), общества, класса, социальной группы на определенной ступени их исторического развития. Другая особенность этикета - системный характер содержащихся в нем моральных предписаний. Следовательно, этноэтикет - это система характерных для данного этноса моральных предписаний ритуализированного общения в типичных изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия" (21, 7).

Т. Цивьян считает, что под этикетом понимается "такие правила ритуализированного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и идеологические критерии и при этом требует применения специальных приемов " (202,144).

Обычно под этикетом понимается совокупность правил поведения, касающихся личного проявления отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда). По мнению М. Монгуш, этикет есть не что иное, как свод неписаных законов и обычаев, которые должны неукоснительно соблюдаться и осуществлять регуляцию поведения людей во всех сферах общественной жизни (131, 54).

Существенно важен этический подход к определению этикета. Социально-этические нормы, основанные на традиционной культуре, принятые в своем социуме и усвоенные личностью, являются ориентиром деятельности человека, которые составляют основу нормативной позиции человека, характерные для данного этноса, как нравственная цель, вера, определяет общую направленность его поведения, систему его поступков и представляет сферу эмоционального и рационального. В этом плане "правила этикета выражают способы конкретного осуществления этических знаний, умений и ценностных оринтаций в поведении... Этикет (как делать) - это правила нравственного поведения, регламентирующие форму проявления отношения личности к моральным ценностям (19, 39). При таком подходе, когда принимается во внимание преимущественно аксиологические характеристики действий и их результатов, принято употреблять термин и понятие - поведение, точнее человеческое поведение (10, 35). Этический подход к поведению состоит в том, что все виды человеческой деятельности, любое поведение и поступок подлежат нравственной оценке и могут быть нравственно квалифицированы. (63, 113). А значит этноэтикет как традиционная система человеческого поведения может быть рассмотрен как этикетное поведение.

Со времен Плутарха, на грани 1 и 11 в. в., до " Домостроя " и времен написания " Юности честное зерцало..." до современных дней, этикет регулирует, структруирует поведение людей в обществе. Он видоизменяется, но не умирает, выполняя как на общественном так и на индивидуальном уровне гуманистическую функцию организации и регламентации коммуникационных процессов. Как и всякое социальное явление, этикет противоречив, многоаспектен и многообразен, его многовековая история свидетельствует о наличии особой человеческой потребности в ритуализации определенных форм поведения и общения на уровне более общих нравственно-культурных феноменов развития эпохи, социума, отдельной группы или индивида.

По мнению Л. В. Волченко этикет является несомненным приобретением культуры, и с каких бы позиций не рассматривалась культура, в формировании и функционировании этикета действуют те же механизмы, что и в фунционировании культуры вообще: исторический опыт и память, отбор ценностей, наличие знаковых элементов и символов, воссоединение духовного и материального, возвышающее и одухотворяющее начало человеческих отношений, один из способов их ориентации и регуляции, ценностный результат освоения человеком мира природы, социума, а также и самого себя (112,116).

В контексте указанного можно сделать вывод о том, этноэтикет как часть традиционной и общечеловеческой культуры имеет большие возможности в нравственном воспитании.

Сегодня традиционное больше связывается с общечеловеческими ценностями, которые получают всеобщее признание в мировой практике. Национальное самосознание личности, лишенное собственной духовно-нравственной почвы, не способно и к глубокому восприятию других культур. Национальная культура в наиболее общем виде есть ограничение общечеловеческой культуры рамками конкретного народа. Все, что присуще общечеловеческой культуре, доступно и национальной (традиционной) культуре. Но эти понятия не совпадают полностью. Они соотносятся друг с другом как целое и часть, содержание и форма. Так как общечеловеческая культура является прежде всего совокупностью национальных культур народов, стоящих на определенных ступенях развития, каждая конкретная национальная культура есть органическая часть всемирной культуры. Национальная культура есть форма проявления общечеловеческого содержания культуры. Весь смысл вышесказанного в том, что национальная культура не может развиваться вне целостного исторического контекста всей культуры данной эпохи. Это способность не только обогащает традиционную культуру, но и позволяет взаимообогащению, обеспечивает взаимопонимание, взаимовосприятие и взаимосуществование культур. Являясь составной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и как соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь в диалоге культур.

Национальный этикет в системе подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся

Достижение диалектического единства и взаимодействия всеобщего инвариантного базового образования - общекультурного стандарта - его вариативной части, учитывающей национальные и региональные особенности традиционной культуры, является важным средством преодоления противоречий между сложившейся системой подготовки учителей и потребностями развивающейся системы национального образования. Этот вариатив отражает самобытность, этнокультурные, культурно-исторические традиции народного нравственного воспитания - ценности национальной педагогической культуры. Отсюда задача этнопедагоги-ческой подготовки будущих учителей впрямую связана с совершенствованием всей системы профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе. При этом мы исходим из того, что система обучения в высшей школе - это "взаимосвязанный комплекс функционально соотнесенных компонентов, обеспечивающих целенаправленное приобретение студентами содержательных связанных знаний, умений, навыков, усвоенных в определенном обоснованном порядке, на основе адаптивного поведения сторон обучаемой и обучающей"(14,68).

Результатом взаимодействия компонентов названного комплекса должна стать личность учителя, готового к нравственному воспитанию школьников на традициях народного этикета, способного строить свои взаимоотношения с ними на принципах личностно-ориентированного образования гуманистического типа. Такой тип образования по определению Е. В. Бондаревской обозначен как обеспечивающий развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, представляющий свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве (35,8). Иными словами, это такое образование, которое обращено к человеку и наполнено человеческими смыслами. Переход к личностно-ориентированному образованию невозможен без переосмысления системы подготовки будущих учителей, позволяющей осуществлять нравственное воспитание в контексте культуры, ибо основная функция образования состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее - в человеке. Это означает, что культурное ядро содержания образованя должно составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к человеку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределения в мире культуры и творческой самореализации. А чтобы он мог определиться в мире культуры, он в первую очередь должен хорошо знать свою родную культуру, и через нее выйти в общенародную культуру.

Отсюда система этнопедагогической подготовки студентов к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета предполагает решение именно такой задачи, когда в нее полнее и глубже войдет содержание национального этикета, духовно-нравственного кодекса, составной части традиционной педагогической культуры. А это, тем более важно, поскольку в условиях возрождения национальной школы, усиления личностной направленности педагогического процесса, ориентации на общечеловеческие, национальные ценности, общество предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя.

Прежде чем перейти к структруации такой подготовки, обратимся к исходному моменту развития нашей проблемы. В опыте национального образования Республики Тыва с конца 80-ых, начала 90-ых годов положено начало возрождения традиционной культуры воспитания - первые реальные шаги по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: были созданы центры по изучению народной педагогики - экспериментальные площадки в Кызыл- Дагской, Бора-Тайгинской, Азасской и Самагал-тайской школах. Учителя на своем энтузиазме изучали, обобщали опыт народного воспитания, определяли приоритетные направления возрождения национальной школы, разрабатывали различные варианты программ по народной педагогике. Например, Кызыл-Дагская школа, как центр формирования нравственно-трудовой, экологической и религиозной ценностей на основе художественно-декоративного искусства; Бора-Тайгинская школа, как научно-методический центр, деятельность которого осуществляется по пяти центрам: здоровье; знания; искусство; наследство: "класс - школа - микрорайон"; родной язык, родной народ, родная земля; Самагалтайская неполная средняя школа направила свои усилия на создание программ по трудовому обучению, факультатива "Родной язык - язык матери, родной край - Родина предков, отцов", по использованию национальной культуры в учебно-воспитательном процессе по классам. Азасская школа обогащала содержание обучения и воспитания, учитывая природные-климатические, историко-экономические и этнопедагогические особенности, специфику Тоджи.

Идеи, заложенные в основе эксперимента "Народная педагогика", конкретные результаты и опыт вышеназванных школ находили поддержку в системе работы других школ, внедрялись в практику многих педагогических коллективов республики: школа № 9 города Кызыла с 1989 - 90 учебного года начала работать по теме: "Добрые народные традиции - детям", позднее в рамках эксперимента "Диалектика и экология" тема более расширена в плане включения духовно-нравственной, экологической культуры народа в систему работы школы. В настоящее время в этой школе создан центр "Народной педагогики", осуществляющий задачу научно 91 методического обеспечения школ республики передовым педагогическим опытом учителей по использованию средств, форм и методов воспитания и обучения детей. В центре функционирует юрта как средство познания вселенной, традиций и обычаев, этикета семейно-родственных отношений в духовно-нравственных воззрениях тувинского народа.

Однако, наши наблюдения массовой педагогической практики приводят к выводу, что содержание учебно-воспитательного процесса не подкреплено научно-методической основой, существует тенденция отхода от научных обоснований использования средств, форм и методов народного воспитания, его несистемности и фрагментарности. Обращаясь к национальной культуре, учителя глубоко не вникают в ее воспитательный потенциал, нравственно-этические идеи использования в обучении и воспитании личности школьника, не ставят в центр образования его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в нравственных предписаниях, запретах, нормах и правилах межпоколенного взаимодействия и социализации.

Похожие диссертации на Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета