Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Билалов Магомед Курбандибирович

Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства
<
Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Билалов Магомед Курбандибирович


Билалов Магомед Курбандибирович. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Билалов Магомед Курбандибирович; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2009.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1595

Содержание к диссертации

Введение

Глава. I. Теоретические основы формирования ворческой активности личности будущего учителя . 12

1.1. Социально-экономические предпосылки включениябудущего учителя в творческий процесс . 12

1.2. Сущность и структура творческой активности личностибудущего учителя 40

1.3. Анализ практики формирования творческой активностибудущего учителя технологии и предпринимательства 60

Глава II. Экспериментальная проверка эффективности условий формирования творческой активности личности будущего учителя технологии и предпринимательства . 83

2.1. Характеристика условий формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства 83

2.2. Учебно-творческий пакет, как условие эффективности включения в творческий процесс личности будущего учителя технологии и предпринимательства . 112

2.3. Экспериментальная проверка эффективности формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства 130

Заключение . 140

Список литературы . 142

Приложение . 153

Введение к работе

Актуальность исследования. Интенсивное развитие науки, появление вычислительной и компьютерной техники, прогрессивных технологий, существенно изменили среду обитания личности. При этом, внедрение сложных технических устройств в производственный процесс, бытовую среду, коммуникации, транспорт, медицину, образование и т.д. охватывают не только окружающие человека политические, экономические, социальные структуры общества, но и его самого.

С этих позиций общество нуждается в специалистах, обладающих гибким и творческим мышлением, способных свободно ориентироваться в быстроменяющемся мире и адаптироваться в нем, владеющих способами преобразования окружающей действительности и т.д. Следовательно, актуальное значение приобретает творческая активность и способность личности к поиску и созданию нового, а также стремление к продуктивному решению актуальных задач и проблем. Кроме того, выпускник профессионального образования должен характеризоваться как личность с высокоразвитым потенциалом для инновационной профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что проблемы формирования творчески активной личности рассматривались учеными с позиций поиска механизмов включения в творческую деятельность субъекта; выявления сущности активности личности и в частности студента, а также обоснования и использования методов и средств, способствующих развитию творческой активности и т.д.

Все вышеизложенное свидетельствует об определенных теоретических предпосылках в исследовании проблем творчества, формирования творческой активности личности студента, среди которых важное значение имеют работы по теории: личности (К.А.Абульханова-Славская, В.А.Кан-Калик, Б.ФЛомов); включения в творческую деятельность (П.Н.Андрианов, П.П.Гайденко, Ю.Дери, Т.В.Кудрявцев, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, А.Г.Спиркин, А.Т.Шумилин); формирование активности личности (Ю.И.Быков, А.Н.Выготский, О.П.Елисеев, А.И.Крупнов, А.П.Прядин, Т.И.Щукина,) и т.д.

Проблемы включения в творческую деятельность, поиска условий развития творческой личности исследованы учеными: С.Д.Абдурахмановым, В.И. Андреевым, Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, В.А.Крутецким, И.Я. Лернером, А.Н. Луком, А.М.Матюшкиным, О.И.Мотковым, Т.С.Паниной, Я.А.Пономаревым, К.Роджерсом А.Х.Чупановым и др.

Проблемы творчества, творческой деятельности рассматриваются в работах

о j

Г.С.Батищева, Н.Л.Бердяева, А.Бергсона, В.М.Бехтерева, Д.Б.Богоявленской, И.ЯЛернера и др., а вопросы формирования «активности» раскрыты в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, A.M. Матюшкина, В.А. Петровского, К.К. Платонова, В.Г. Пушкина и др.

Вопросам творческой активности личности посвящены исследования А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Н.Соколова, Ж.И.Мугалова, А.Т.Шумнлина, П.С.Ванцвайг, Д.М.Маллаева, И.И.Антоновой и других, в которых раскрывается сущность творческой активности, определяются его признаки и структура, обосновываются особенности организации творческого процесса и т.д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что системе образования в условиях его реформирования нужен творческий учитель, что отмечено исследователями педагогического творчества (Г.М.Гаджиев, Л.Н.Давыдова, Ф.Н.Гоноболин, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, М.М.Поташник, М.М.Рубинштейн и др.).

Особое значение для нашего исследования имеют работы, раскрывающие механизм творчества (Я.А.Пономарев и др.), характеризующие этапы творческого процесса (Д.Дьюи, А.Н.Лук, П.Н.Якобсон и д.р.), а также работы по формированию творческой активности (Т.Н.Балобанова, И.Ю.Белохвостикова, Т.А.Бирюкова, Е.А.Варнавских, А.В.Дурнов, О.И.Евдокимова, А.А.Кирсанов, В.Б.Коновалова, Г.М.Марданова, Е.А.Петелина, И.А.Полунина, И.М.Ревич, Г.Г.Сергеев, О.Г.Сущенко, Н.И.Шульга и др.).

В работах Г.С.Альтшуллера, В.В.Афанасьева, Э. де Боно, Л.Н.Вавилова, А.А.Вербицкого, О.В.Ефременко, Т.В.Кудрявцева, С.Ю.Курганова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Р.А.Галустова, Т.С.Паниной, В.Д.Симоненко, Т.И. Шамовой, А.Ф. Эсаулова, И.СЯкиманской и др. обоснованы пути и средства целенаправленного формирования творческой личности в учебной деятельности.

Анализ теории и практики включения в творческую деятельность студентов показывает, что выпускники ВУЗа недостаточно подготовлены к инновационной педагогической деятельности в быстроменяющихся условиях современного общества, а стремительный темп развития науки и техники требуют раскрытия творческого потенциала для удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Все вышеизложенное указывает на наличие противоречий между: требованиями социотехнического общества к выпускникам ВУЗа в части готовности к инновационной профессиональной деятельности и недостаточной

сформированностью у них знаний, умений и навыков, характеризующих способность к творческой детерминации окружающей действительности;

необходимостью использования инновационных методов и средств обучения, требующий творческой активности и отсутствием обоснованного механизма го: внедрения в образовательный процесс;

необходимостью подготовки выпускника педагогического ВУЗа к инновационной творческой деятельности и отсутствием практики такой организации в системе подготовки.

Анализ приведенных противоречий и причин их обуславливающих позволяет в качестве основного выделить отсутствие обоснованию механизма, формирование творческой активности личности и диагностики ее сформированности.

Указанное противоречие определило. проблему исследования, которая заключается в обосновании педагогических условий, формирования творческой активности личности студента педагогического вуза.

Тема диссертационного исследования: «Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства».

Цель исследования - обоснование педагогических условий формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства как основы готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства.

Предмет исследования - содержание и процесс формирования творческой активности личности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Гипотеза исследования. Формирование творческой активности личности будущего учителя технологии и предпринимательства будет успешной, если:

ориентировать учебную деятельность на включение студента в творческий процесс по поиску и преобразованию социально-экономической практики;

использовать поисково-исследовательские, проектные и другие задания, направленные на активизацию учебной деятельности студента;

использовать учебно-творческий пакет как условие формирования творческой активности личности студента.

Для реализации цели и проверки гипотезы в диссертации решены задачи исследования:

  1. Анализ роли и места творчества в профессионально-педагогической деятельности учителя;

  2. Выявление сущности и структуры творческой активности личности будущего учителя;

  3. Анализ практики формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства в педагогическом вузе;

  4. Обоснование педагогических условий формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства;

  5. Разработка учебно-творческих заданий, способствующих формированию творческой активности личности будущего учителя технологии и предпринимательства;

  6. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства в педагогическом вузе.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили: диалектико-материалистическое учение о творчестве как социальном феномене, концепция о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях; системный (И.В.Блауберг, Г.М.Гаджиев, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин), деятельностный (Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов), компе-тентностный (Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова) и личностно-ориентированный подходы в образовании, концепции.

Теоретические основы исследования. В качестве теоретических основ исследования выступают теории: творчества, активности и творческой активности (Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, В.А.Петровский, Я.Л.Пономарев и т.д.); взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в структуре личности (Э. де Боно, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, Я.Л.Пономарев, Е.Торранс); ориентации на личность при конструировании и осуществлении педагогического процесса (Е.В.Бондаревская, И.СЯкиманская и др.); проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, И.ЯЛернер, А.М.Матюшкин, М.И. Мах-мутов).

Ведущая идея исследования. Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к инновационной деятельности через формирование творческой активности личности в системе педагогического образования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретиче-

ские методы (аналитический, сравнительно-сопоставительный, моделирование); эмпирические методы (наблюдения, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, обследование, мониторинг, анализ творческих работ, рейтинг и самооценка, организация и анализ личного опыта); профессиографический метод; педагогический эксперимент; методы качественного и количественного представления полученных результатов и т.д.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно - экспериментальной базой исследования выступали технолого-экономический и экономики и дизайна факультеты Дагестанского государственного педагогического университета, где исследованием было охвачено свыше 226 студентов разных курсов и групп, аспиранты, преподаватели вузов, руководители и учителя школ, а также методисты и т.д.

Организация и этапы исследования. Реализация задач и проверка гипотезы исследования осуществлялась в три этапа:

первый этап (2003-2005гг) предполагал поисковую работу по изучению состояния практики формирования творческой активности личности, анализ нормативной и учебной документации, проведение анкетного опроса и бесед с преподавателями, выявление методологических основ и структуры творческой активности будущего учителя технологии, разработку программы экспериментальной работы по постановке педагогического эксперимента.

второй этап (2005-2007 гг.), предполагал проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента в соответствии с программой экспериментальной работы, установление исходного уровня сформированное творческой активности будущего учителя, выявление необходимых и оптимальных условий ее формирования, а также разработку программы формирующего эксперимента, с целью подтверждения заявленной гипотезы исследования.

третий этап (2007-2009гг.) направлен на апробацию педагогических условий формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства, анализ, обработку и систематизацию результатов эксперимента, через интерпретацию, обобщение и систематизацию количественных данных, формулирование частных и общих выводов, внедрение в практику профессиональной подготовки будущих учителей инновационных технологий и оформление диссертации.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в: раскрытие сущностных и структурно-содержательных характеристик творческой активности личности; выявлении условий формирования творческой актив-

пости будущего учителя технологии и предпринимательства; разработке и экспериментальном обосновании эффективности применения учебно-творческих пакетов как условия формировании творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства; определении совокупности критериев, показателей, характеризующих уровень сформированное творческой активности (самостоятельность в поиске; способность к переносу знаний и обобщению; способность к доведению до конца; легкость генерирования идей; креативность (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность); критичность и самостоятельность мышления (способность к оценочным действиям, независимость суждений)), разработке программы диагностики творческой активности личности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением и обоснованием педагогических условий, способствующих эффективному формированию творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства (наличие творческой среды; творческая направленность изучения учебных дисг/иплин и материала; использование инновационных педагогических, технологий; обновление содержания подготовки путем включения в учебный план факультативов и спецкурсов, и т.д.), разработкой комплекса заданий учебно-творческого пакета и т.д.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в внедрении учебно-творческого пакета, обеспечивающего формирование творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства; внедрение спецкурсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Основы творческой деятельности студента педвуза» и «Формирование творческой активности личности», в которых предложены подходы, определяющие перспективность использования учебно-творческого пакета для совершенствования процесса подготовки студента профессионально-педагогической деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими позициями; использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету, задачам и логике исследования; сочетанием опытной и экспериментальной работы по использованию учебно-творческих пакетов в формировании творческой активности будущего учителя, устойчивой повторяемостью результатов, подтвержденных математическими методами обработки.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в учебных программах («Педагогическая диагностика», «Психология творчества»), программах спецкурсов «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Основы творческой деятельности студента педвуза», «Формирование творческой активности личности» и научных статьях и докладах на международных (Армавир 2007 г., Ульяновск 2008 г., Омск 2007 г), всероссийских (Махачкала 2005 - 2008 гг.) и региональных (Махачкала 2008) конференциях.

Основные положения диссертации внедрены в образовательный процесс техно-лого-экономического и экономики и дизайна факультетов Дагестанского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся положения:

творческая активность будущего учителя, определяемая как способность личности максимально использовать свои знания и умения при решении творческих, педагогических или других задач, совершенствуя процесс и результат решения.

педагогические условия эффективного формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства включающие: наличие творческой среды; использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий; обеспечение готовности преподавателя к управлению творческой деятельностью студентов; совершенствование содержания подготовки путем внедрения элективных курсов; творческая направленность изучения образовательных дисциплин и т.д.;

среда формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства, обеспечивающая непрерывность включения студента в процесс преобразования окружающей действительности, состоящая из: взаимодействующих субъектов образования; представленность в среде системы подлежащих освоению социокультурных ценностей общества на данном этапе его развития; широкое вариативное включение в образовательный процесс разнообразных средств и способов учебной деятельности;

учебно-творческий пакет как средство включения в творческий процесс, представляющей собой комплекс дидактических материалов (информация о цели и задачах творческого задания, методика выполнения и критерии ее оценки) направленный на изменение окружающей действительности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и структура творческой активности личностибудущего учителя

Стремительные темпы развития науки, техники, производства, привело к осознанию обществом необходимости формирования творчески активной личности, фундамент которых должен закладываться в системе общего и профессионального образования. С этих позиций, одной из актуальных педа-гогических проблем сегодня выступает развитие творческой активности лич-ности характеризующей готовность к инновационной педагогической дея-тельности.

Анализ философской, психолого-педагогической и другой литературы показывает, что развитие творческой активности и формирование творческого мышления личности являются одной из актуальных и сложных проблем, как в философии, социологии так и в психолого-педагогических исследованиях. Несмотря на сложность рассмотрения, указанная проблема имеет актуальное значение в настоящее время, поскольку в его рассмотрении преобладают раз-личные подходы, большое количество разноплановых факторов, характери-зующих природу творчества и творческой активности личности. На наш взгляд, к основным факторам следует отнести природные задатки и индивиду-альные особенности личности, творческие способности и условия проявления активности индивидом в деятельности и т.д. При этом, особое внимание сле-дует уделять деятельностно-практической стороне творчества, активности субъекта в процессуальном плане, на что обращают внимание многие иссле-дователи [27, 30, 106 и др.], которые для характеристики уровня деятельно-сти используют термин «творческая активность» личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что про-блеме формирования творческой активности посвящено достаточное количе-ство исследований, в которых рассматриваются сущность творчества и твор-ческого характера личности, выявляются причины и признаки творческой деятельности, а также рассматриваются методы способствующие развитию у будущего учителя активности, в том числе и творческой. При этом не доста-точно раскрывается сущность и структура творческой активности личности педагога профессионального образования, нет полного и адекватного пони-мания механизмов проявления творческой активности, не говоря о её разви-тии, что характеризует готовность к созидательной деятельности. Поэтому для разработки механизма развития творческой активности личности будущего педагога, необходимо раскрыть сущность и структуру творчества, что во многом облегчит понимание проблем формирования твор-ческой активности личности.

Анализ психолого-педагогической, философской и другой литературы показывает, что понятие активность имеет достаточно большой спектр трак-товок. В широком смысле активность относится к характеристике всего жи-вого, поскольку выражает способность организма приспосабливаться к изме-няющимся условиям. В педагогическом, психологическом и социальном смыслах активность понимается не только как приспособление к наличным условиям, но и харак-теризует их изменение.

Согласно педагогическому словарю активность личности понимается как важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями, как осо-бенность личности человека проявляемой в деятельности. При этом отмеча-ется важность направленности активности зависимость от мотивов, которые руководствуется человек в своей деятельности [125]. Следует отметить, что многие представители педагогической науки ак-центируют свое внимание на личностном или познавательном аспектах, ак-тивности как побудителя к деятельности и устойчивого свойства личности. По мнению психологов, активность представляет собой деятельное состоя-ние личности, проявляемое в процессе удовлетворения потребностей, высту-пающее условием его существования в мире. При этом в качестве главной роли активности рассматривают потребности, выступающие основным моти-вом активности личности.

По мнению А.И. Крупнова, А.П. Прядина и др. активность личности представляет собой «акт перехода возможности в действительность», как деятельное состояние человека, целостность, связывающая воедино процес-сы, протекающие во внутреннем плане (становление мотивов, целей, схем действия) и в поведении (деятельность, действия и операции) [85, 134]

По мнению Щукиной Т.И. активность представляет собой проявление потребности жизненных сил личности, что позволяет считать ее предпосыл-кой и результатом развития [175].

В отличие от Щукиной Т.И., Абдульханова-Славская К.А. активность определяет как способ самовыражения, при котором сохраняется автоном-ность личности и достигается ее субъективность. Кроме того, по ее внима-нию активность выступает как присущий личности способ организации жиз-ни, регуляции и само регуляции на основе интеграции потребностей, способ-ностей, отношения личности к жизни, с одной стороны, и требований к лич-ности общества и обстоятельств – с другой. При этом отмечается, что актив-ность есть многогранная, многопараметральная категория, раскрывающая именно индивидуально-личностный уровень и способ осуществления дея-тельности, общения, познания [2].

Сопоставительный анализ приведенных дефиниций активности пока-зывает, что она представляет собой индивидуально-типологическое, функ-циональное качество личности, посредством которого в каждом виде и форме деятельности реализуется направленность и личностный опыт субъекта.

Одной из основных проблем, с которой нам пришлось столкнуться в ходе сопоставительного анализа, выступает мера выявления сходства и раз-личий между активностью и деятельностью, поскольку они часто рассматри-ваются во взаимосвязи. Так в понимании А.Н.Выготского активность есть деятельность определяемая «как особая форма проявления; как совокупность актов или действий социального субъекта» [29].

Анализ философской, психолого-педагогической и другой литературы показывает, что множество позиций по разграничению активности и дея-тельности привели к тому, что понятие активность оказалось шире категории деятельности, поскольку проявляется в познании и общении, а главное в жизненном пути личности в целом. При этом, деятельность ограниченно сле-дующей структурой: цель, мотив, результат, что указывает на отсутствие потребностей и способностей.

По мнению О.П.Елисеева активность и деятельность относительно не-зависимы, поскольку первая в отличие от второй, имеет символический, а вторая предметный характер. При этом, активность проявляется в отношени-ях, выстраиваемых человеком при выполнении некоторой деятельности, ко-торые существенны как отношения, выражающие человека его деятельности, так и отношения к этой деятельности, к самому событию и т.д. [61].

Сопоставительный анализ приведенных позиций позволяет сделать вы-вод о том, что полностью отождествлять понятия активность и деятельность не совсем корректно, поскольку активность характеризует способность чело-века, или свойство личности выражаемая человеком посредством и в рамках деятельности.

Анализ практики формирования творческой активностибудущего учителя технологии и предпринимательства

В условиях перехода России на рыночные механизмы социально-экономического развития актуальность приобретает проблема перевода сис-темы образования в область приоритетных сфер деятельности способствую-щих развитию общества, осознанию культурной и творческой роли личности и деятельности в современном обществе. Для стабилизации и развития обще-ства, придания ей нового импульса в плане возрождения экономики и произ-водства, становления рыночной свободно-предпринимательской системы нужны специалисты, подготовленные к творческой, инновационной деятель-ности. Поскольку процесс социально значимых преобразований в обществе в определенной степени зависит от образования, то в соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость в теории и практи-ке поиска новых путей формирования творческой личности будущего учите-ля. Следует отметить, что творческое становление будущего учителя происхо-дит в процессе всей допрофессиональной и профессиональной подготовки, в котором особенно важен период подготовки в высшем учебном заведении.

Анализ исследований (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев и др.) указывает, на отсутствие общепринятого понимания категории «формирование» под которой подразумевают: …постепенное создание оперативного поведения посредством подкрепления последовательных шагов, приближающихся к желательному результату, дей-ствующее путем избирательного использования подкрепления с тем, чтобы преобразовать существующие простые модели поведения в более сложные паттерны реагирования (Пидкасистый П.И.); …придание определенной фор-мы (Петровский А.В.); … процесс, и результат развития личности под влия-нием среды, наследственности и воспитания (Бабанский Ю.К.); …процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения экологических, социальных, экономических, психических фак-торов и т.д. (Подласый И.П.).

Как видно, под «формированием» понимаются процессы развития, придания формы, становления, подкрепления, а также результат процесса как некая законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости и т.д.

С этих позиций «формирование» следует рассматривать как преобразо-вание и появление социально-психологических новообразований в структуре личности в процессе его взаимодействия с реальной действительностью. Для всестороннего анализа современного состояния формирования творческой активности личности будущего учителя технологии и предпри-нимательства, определения основных направлений её совершенствования важное значение имеет системный подход, представляющий собой метод на-учного исследования, позволяющий точно обозначить целостный объект и сфокусировать на нем познание; определить не отдельные качества или свойства изучаемого объекта, а его качественную совокупность, границы, меру, сущность; выделить этот объект, с одной стороны, из среды, фона, сложной сети других объектов и отношений, конкретизировать, а с другой рассматривать « вместе с фоном», с родовым основанием и условиями су-ществования.

Следует отметить, что многие исследователи в области педагогики об-ращают внимание на необходимость применения системного подхода, как важнейшего метода исследования и решения педагогических проблем. По мнению Г.М.Гаджиева структура любой педагогической системы представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных инвариант-ных компонентов: цели подготовки личности; учащихся как субъектов; со-держания; педагогических процессов; условий эффективности и организаци-онных форм подготовки личности [30].

Соглашаясь с его мнением, обобщая приведенные трактовки и сущест-вующие подходы к структуре системы включающей цель, студент, содержа-ние, педагогический процесс, условия и формы организации, проанализиро-вана практика формирования творческой активности личности в высшем профессионально-педагогическом образовании.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего про-фессионального образования (2000, 2005) года показывает, что в качестве це-ли подготовки будущего учителя в квалификационных характеристиках и в требованиях к профессиональной подготовленности специалиста, отмечает-ся, что он должен: иметь представление об основных принципах творческой деятельно-сти, ее психологических и методических особенностях и т.д.; быть способен: выбирать средства и методы авторского надзора за реализацией проектного решения; разрабатывать систему управления каче-ством проектной деятельности; организовывать и контролировать техно-логический процесс и процесс проектирования в учебно-производственной мастерской и на производстве; знать и уметь использовать: основы проектирования содержания про-фессионального образования; методы обучения, формирования профессио-нальных умений и навыков; основы проектирования содержания профессио-нального образования; теоретические основы и технологию проектирования дидактических средств; уметь: выбирать средства и методы обучения, разрабатывать инди-видуальную личностно ориентированную технологию обучения; разрабаты-вать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и производственному обучению в учреждениях профессионального образования; разрабатывать содержание обучения, пла-нировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и производственному обучению в образовательных учреждениях; владеть: методиками проектирования, организацией проведения за-нятий по общетехническим и специальным предметам, практическому (про-изводственному) обучению в области информатики; методиками проекти-рования педагогических технологий и технико-методического обеспечения для подготовки современного рабочего; умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профес-сиональной школе; системой методов обеспечения условий развития лично-сти обучаемого; технологиями развития личности обучаемого, технология-ми обучения и воспитания; методиками проектирования педагогических технологий и технико-методического обеспечения для подготовки совре-менного рабочего (специалиста) экономического профиля. [ГОС].

Следует признать, что личностное и профессиональное развитие обу-чающегося рассматривается как главная цель профессионального образования, что предполагает субъективную активность обучаемого, который сам самого себя [151].

Учебно-творческий пакет, как условие эффективности включения в творческий процесс личности будущего учителя технологии и предпринимательства

Творческая образовательная среда предполагает нестандартный меха-низм взаимодействия, в которой нарушается главное условие традиционного обучения наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих ус-воению. В творческой среде сведения могут носить случайный, несистемати-зированный характер, быть истинными и противоречивыми, поскольку пред-ставляют собой не знания, а комплекс информации. В общем, виде процесса обучения представлена совокупностями его составляющих: способами учения, методами преподавания и т. д., опреде-ляющими содержательную и процессуальную составляющие образователь-ной среды формирования творческой активности будущего учителя.

С этих позиций в качестве важных средств формирования творческой активности будущего учителя нами выделены: творческие задания (аналитические, поисковые, технологические, про-ективные, технические, графические, конструкторские) и другие на допро-ектирование и перепроектирование социально-экономической практики; проектные задачи, обеспечивающие формирование в комплексе ана-литических, поисковых, технологических, проективных реализационных, контрольных, коррекционных умений; учебно-творческий пакет как комплекс творческих, проективных зада-ний и задач. Учитывая важность для нашего диссертационного исследования поня-тия творческих заданий и задач, специально остановимся на подходах к ее определению, где она рассматривается как: поставленная цель, которую стремятся достигнуть; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления (математическая, шахмат-ная, логическая, письменная и т.д.) один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся, применяемых во всех типах обще-образовательных и специальных учебных заведений».

Важно отметить, что в приведенных дефинициях задача выступает как цель, задание, вопрос, проблема, наиболее часто встречающаяся в педагогике и психологии, а также в гуманитарных и естественных науках. Поскольку решение задач вовсе не является привилегией математики, а все человеческое познание есть не что иное как непрекращающийся процесс постановки и разрешения все новых и новых задач, проблем, трудностей, то само собой понятно, что лишь та личность понимает научные формулы и по-ложения, кто видит в них не просто фразы, которые ему надлежит зазубрить, а с трудом найденные ответы на вполне определенные вопросы. Следова-тельно, для понимания многогранности задачи и многозначность ее толкова-ния обратимся к истории исследования задач, впервые выдвинутой Вюрц-бургской школой при экспериментальном исследовании мышления посред-ством методики предъявления задач (Н.Ах, К. Бюлер, О. Кюльпе, и др.). В ходе исследований было установлено что мышление кроме ассоциаций имеет механизмы, не подающиеся внешнему наблюдению и обуславливающие упо-рядоченный и целенаправленный характер.

В отечественной психологии задачу отождествляют с проблемой, про-блемной ситуацией, заданием, целью, что говорить о несколько размытости его содержания, вследствие разной трактовки. При этом, следует подчерк-нуть, что трактовка понятия «задача» во многом зависит от общеметодологи-ческого подхода к данной проблеме и проявляется в конкретных определе-ниях рассматриваемых нами в данном исследовании.

Следует отметить, что в работах Л.М.Фридмана, Е.И.Машбица, Г.А.Балла и др. задача определяется как система требований, возникающих в реально существующей ситуации, описанной на каком-то языке и требующей разрешения, преодоления. При этом выделяются общие тенденции в подхо-дах к задачам: при анализе на логическом уровне родовым понятием для за-дачи выступает понимание вопросов или требования ;при психологическом анализе родовым понятием для задач является понятие проблемная ситуа-ция;

По мнению Г.А.Балла обязательными компонентами задачи как систе-мы выступают: предмет, находящийся в исходном состоянии (исходный предмет задачи) и модель требуемого состояния предмета задачи (требо-вание задачи). При этом, определяя сущность исследовательской задачи, Г.А.Балл выделяет задачи ситуации: требующие от субъекта некоторого действия; задачи ситуации, требующая от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе использования его свя-зи с известным (мыслительная задача); задачи ситуации, требующие от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе использования его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способом (алгоритмом) этого действия (проблемная задача).

В работах, посвященных творческому мышлению (Д.А.Поспелов, Г.А. Саймон, Л. Сэйкей, Дж. Слейгл) в задаче выделяются: задачная (предмет, условие и требование (данные и искомые величи-ны) система; решающая (научные методы, способы, приемы и средства) система, являющиеся источником создания алгоритмических и эвристических пред-писаний. С этих позиций, понятие «задача» следует рассматривать с позиций: объекта мыслительной деятельности, в диалектическом единстве представляющей составные элементы (предмет, условие, требование), и по-знавательный результат, получаемый при раскрытии отношения между из-вестными и неизвестными ее элементами; сложной дидактической системы, где в единстве, взаимосвязи, взаимо-зависимости и взаимодействии представлены компоненты (задачная, ре-шающая), каждая из которых состоит из находившихся в такой же динамиче-ской зависимости элементов: предмета, условия и требования задачи, с одной стороны, методов, способов, приемов и средств ее решения - с другой»

Рассматривая понятие «задача» в психологическом и общедидактиче-ских аспектах, необходимо определить специфические ее особенности спо-собствующие характеристике творческой задачи являющейся одним из ос-новных категорий нашего исследования.

Экспериментальная проверка эффективности формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства

Анализ результатов констатирующего эксперимента, показывает, что сформированность творческой активности оказался низким, в большинстве случаев недостаточным для успешного выполнение профессиональной дея-тельности будущими учителями.

Полученные результаты исследования подтвердили необходимость разработки системы учебно-творческих как учебно-творческий пакет позво-ляющих успешно формировать необходимый уровень профессиональной го-товности будущих учителей, предопределяемый сформированностью творче-ской активностью Нами была разработаны учебно-творческие пакеты, кото-рые позволили бы решить данную задачу.

Учебно-творческий пакет

Содержание и результаты констатирующего эксперимента дали осно-вание для планирования и проведения второго этапа обучающего педагоги-ческого эксперимента (2005 - 2007 гг.) направленного на апробацию творче-ской среды и учебно-творческого пакета как условий формирования творче-ской активности личности будущего учителя. В ходе экспериментальной работы на втором этапе решались следую-щие задачи: выделение уровней сформированности творческой активности лично-сти будущего учителя для определения степени ее развития; определение критериев и показателей сформированности творческой активности будущего учителя; использование учебно-творческого пакета как условие формирования творческой активности будущего учителя; внесение изменений в традиционную систему формирования творче-ской активности студентов путем внедрения экспериментальной системы формирования творческой активности.

В рамках формирующего эксперимента, проверялась эффективность предлагаемого учебно-творческого пакета как условия формирования твор-ческой активности личности. Проверка эффективности спецкурса «Основы творческо-конструкторской деятельности», путем уточнение и совершенствования учебного процесса в формировании творческой активности будущего учите-ля.

Диагностика достижений студентов перед введением системы вклю-чающей творческую среду и учебно-творческий пакета позволило установить исходный уровень, и необходимость этапа формирующего эксперимента ос-новной целью которого было формирование творческой активности будуще-го учителя.

После проведения формирующего этапа эксперимента было проведено диагностика респондентов контрольных и экспериментальных группах для оценки эффективности разработанного учебно-творческого пакета в форми-ровании творческой активности будущего учителя. Для решения проблемы использовались наблюдение и анализ деятельности студентов (в частности, анализ их ответов); беседы со студентами, позволяющие выяснить их отно-шение к занятиям; проведение повторного тестирования в конце обучения; анализ оценок, полученных студентами на экзаменах и т. д., достоверность полученных данных которых проверялась с помощью статистических мето-дов.

При проведении формирующего эксперимента были созданы условия, необходимые для организации учебного процесса позволяющие сформиро-вать у студентов творческую активность.

Результаты наблюдений за работой студентов в ходе формирующего этапа позволяют судить о положительном их отношении к процессу творче-ства, появлению интереса к творческой деятельности, что связано с подчер-киванием профессиональной направленности работы студентов. Таким образом, в ходе эксперимента нами отслеживалась динамика из-менения в контрольной и экспериментальной группах по стимульно-продуктивным, эвристическим и креативным уровням сформированности творческой активности.

В ходе экспериментального исследования применялись психолого-педагогические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, анкети-рование, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, метод эксперт-ных оценок. Кроме того, на разных этапах эксперимента использовались пси-ходиагностические методики: тесты Фукуяма, Ю.3.Гильбуха, Торренса; оп-росники С. Айзенка, Ф. Шмишека, А. Мехрабиана; экспериментальные мето-дики выявления и диагностики творческих качеств и способностей (быстро-ты и гибкости мышления, уровня развития логического мышления, устойчи-вости и переключения внимания, точности и целостности восприятия, непро-извольного и произвольного запоминания, творческого и воссоздающего во-ображения и т.д.).

В качестве методов количественного анализа результатов нами исполь-зованы статистические (Е.Ю.Артемьева, Е.М.Мартынов, Г.М.Головина, В.Ю.Крылов, Т.И.Савченко, В.Н.Дружинин) и математические (С.А.Айвазян, И.С.Енюков, Л.Д.Мешалкин, М. Кендэлл, А. Стьюарт, и др.) методы.

Формирование творческой активности будущих учителей сопровожда-лось трудностями, связанными с тем, что преподаватели и студенты должны выйти из привычной образовательной среды с объяснением-инструкцией, предъявляющей образец действия и действие по образцу на уровне простого воспроизведения.

Для выявления степени сформированности творческой активности на-ми проведены срезы с помощью контрольных работ, тестирования и анкети-рования, до и после выполнения учебно-творческих пакетов.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства