Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Моисеева Людмила Владимировна

Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста
<
Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Моисеева Людмила Владимировна. Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Оренбург, 1999 235 c. РГБ ОД, 61:00-13/189-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ЮРИСТА

1.1. Аксиологический потенциал личности как педагогическая ценность 11

1.2. Педагогический потенциал аксиологии права 25

1.3. Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста как предмет исследования 45

Выводы по главе I 73

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА 76

2.1. Диагностика ценностных ориентации как базового компонента аксиологического потенциала личности будущего юриста 76

2.2. Педагогические условия развития аксиологического потенциала личности студента-юриста 106

2.3. Спецкурс «Интеркультурная коммуникация. Французское право: аксиологический аспект» как , средство развития аксиологического потенциала личности будущего юриста 7.. 120

2.4. Динамика и типология развития аксиологического потенциала личности студента-юриста 143

Выводы по главе II 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 167

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Введение к работе

Образование во всем мире в конце XX в. и на пороге XXI в. характеризуется явно выраженными тенденциями фундаментализации, интеграции, дифференциации, гуманизации. Наиболее яркой чертой современной образовательной парадигмы является гуманизация, которая ставит личность в центр образовательного процесса, предполагая удовлетворение ее потребностей в познании, обеспечение условий ее саморазвития и дальнейшей самореализации. Мир, находящийся в процессе непрерывных изменений, темпы которых резко возросли в последней четверти XX в., ставит личность в ситуацию постоянного выбора. Новое педагогическое мышление, осознав необходимость подготовки личности к ориентации в сложной реальной действительности, признает стратегической задачей педагогической теории разработку вопросов, связанных с формированием ценностного отношения личности к окружающему миру.

Актуальность исследования определяется, во-первых, его включенностью в интенсивно разрабатываемую в настоящее время в педагогике аксиологическую тематику, в частности, проблему развития аксиологического потенциала личности. Сущность аргументации, обосновывающей своевременность этого направления, изложена в целом ряде отечественных и зарубежных исследований. Она заключается в том, что научно-технический прогресс, индустриализация привели к такой степени сложности мира, что постиндустриальное, информационное общество сможет успешно и относительно бесконфликтно функционировать только при утверждении приоритета общечеловеческого и гуманистического начал. Поэтому именно они должны быть включены в образование во всем мире в качестве основополагающего принципа. Отсюда необходимость акснологизации образовательного процесса, провозглашение его доминантой ориентацию на общечеловеческие ценности, саморазвитие личности и способность действовать самостоятельно. Философия, психология, социология, педагогика накопили достаточную базу научных идей и фактов, позволяющих решать задачу формирования ценностно-ориентированной личности. Во-вторых, данное исследование в определен- ной степени отвечает потребностям, порожденным социальными трансформациями современного российского общества. Радикальные социально-экономические изменения, интеграция России в мировое сообщество вызвали в общественном сознании переоценку ценностей, модификацию их иерархической структуры, то, что именуется сменой идеалов. Однако было бы преждевременно определять вектор происходящих изменений как однозначно положительный. Социальный дискомфорт, усиливающаяся криминализация являются индикатором того, что жизненные цели, убеждения членов социума отнюдь не соответствуют провозглашенным идеалам демократического общества. Это ведет к нарастанию противоречий: между интересами общества в целом и его отдельных частей; между социально значимым духовным идеалом и реально существующей системой ценностей, прежде всего наиболее активной части общества, т.е. молодого поколения; в области образования между теоретической ориентацией на гуманистические цели и практикой обучения, недостаточно реализующей аксиологические аспекты формирования и становления личности.

Подобная ситуация развития современного общества определяет важность для педагогики проблемы ориентации студенческой молодежи на социально значимые ценности. В обществе, характеризующемся указанными противоречиями, роль юриста не может быть переоценена.

Очевидно, что содержание образования в юридическом вузе способствует выработке у студентов представлений о ценностных ориентациях, влияющих на действия членов общества. Однако действительность и педагогическое мышление определяют направления совершенствования юридического образования, целенаправленного создания в учебном процессе условий развития аксиологического потенциала будущих юристов. Профессиональная деятельность юриста требует от него глубокого понимания справедливости как необходимого условия существования здорового общества, свободы как важнейшего фактора ста- давления полноценной личности. В то же время в сознании юриста эти представления не должны вступать в противоречия с понятиями ответственности и долга. Речь идет о таком подходе к организации учебного процесса, результатом которого было бы единство личных убеждений и профессиональных установок. Так может быть сформирован юрист с яркой индивидуальностью, обладающий социально значимыми свойствами личности, способный на самостоятельные решения, свободный и одновременно ответственный выбор.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность вопросов формирования, развития, обогащения аксиологического потенциала личности в вузовском образовании, а также ее практическая востребованность определили выбор темы нашего исследования «Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста». Ее актуальность обусловлена, в-третьих, открытостью современного общества, нуждающегося в специалистах высокого класса, отвечающих мировым стандартам, что побудило нас при обучении иностранному языку обратиться к решению поставленной задачи в рамках интерправовой коммуникации.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в юридическом вузе.

Предмет исследования: процесс развития аксиологического потенциала личности студента-юриста.

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, способствующих развитию аксиологического потенциала личности студента-юриста.

Гипотеза исследования содержит систему предположений о том, что аксиологический потенциал личности студента-юриста - это сложное динамическое интегральное личностное новообразование, синтезирующее в себе совокупность устойчивых ориентации на базовые ценности юридической профессии (свобода, справедливость, долг, ответственность) на высоком уровне как когнитивного, так н эмотивного развития и адекватное им ценностное поведение. Критериальной основой развития ценностных ориентации студентов-юристов выступает система знаний, интегрированная в образ современного правового мира и отношение к нравственно-правовым ценностям юридической профессии. Учебно-воспитательный процесс в юридическом вузе позволяет оптимизировать развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста в том случае, если обеспечивается субъектная креативно-деятельностная позиция будущего юриста в освоении нравственно-этического содержания профессионального образования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

Изучить современные научные подходы к проблеме развития аксиологического потенциала личности.

Выявить ценности, релевантные для юриста, на основе историко-генетического анализа аксиологических категорий в философии.

Изучить ценностные ориентации студентов-юристов, разработав конкретную диагностическую программу.

Создать модель развития аксиологического потенциала личности студента-юриста, адекватно отражающую сущность развития аксиологического потенциала.

Теоретически обосновать комплекс условий оптимизации процесса развития аксиологического потенциала личности будущего юриста.

Экспериментально апробировать указанный комплекс педагогических условий путем создания специального курса на базе интеркультурной (интерправовой) коммуникации в рамках обучения французскому языку.

Методологической основой явились основные положения философской теории ценностей, теории деятельности; психолого-педагогические основы усвоения субъектами социально значимых ценностей; основные идеи гуманизации образования.

Теоретико-методологическую базу исследования составил фонд идей, необходимых для изучения, постановки и решения проблем развития аксиологи- ческого потенциала личности. Это — фундаментальные труды по антропологии, предметом которых является человек как целостность (В.В.Зеньковский, В.П. Зинченко, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, К.Д.Ушинский, М.Шеллер); выводы исследований о закономерностях развития личности (Л.С.Выготский, АНЛеонть-ев, С.Л.Рубинштейн); труды по аксиологии (В.Г.Алексеева, Г.П.Выжлецов, О.Г. Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, Н.Д.Никандров, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугари-нов, Н.З.Чавчавадзе, В.АЯдов); диалоговая концепция культуры (М.М.Бахтин, В.С.Библер); идей русских философов (Н.АБердяев, В.С.Соловьев); труды представителей гуманистического направления в отечественной педагогике (К.Н.Вент-цель, С.И.Гессен, В.АСухомлинский, Л.Н.Толстой, К.ДУшинский), концепции зарубежных ученых (А.Адлер, Р.Бернс, У.Джеймс, Д.Дьюи, Л.Колберг, А.Мас-лоу, Ж.Пиаже, Г.Ричардсон, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, Э.Фромм); отдельные проблемы педагогической аксиологии, интенсивно разрабатьюаемой в исследованиях Т.К. Ахаян, Е.В.Бондаревской, З.И.Васильевой, С.Г.Вершловского, В.И.Гинецин-ского, М.Е.Дуранова, В.И.Загвязинского, АВ.Кирьяковой, И.З.Равкина, В.А. Черкасова, а также аксиологии права, рассмотренные в работах С.С.Алексеева, В.С.Нерсесянца, С.П.Синха, Ю.В. Тихонравова.

Некоторые важные для нашего исследования аспекты проблемы раскрыты в работах, специально разрабатывающих вопросы развития аксиологического потенциала личности. Это - исследования О.В.Ивановской, М.С.Кагана, А.В.Кирьяковой, С.Г.Кулагиной, Р.Р.Насретдиновой, В.Д.Повзун, О.И.Полку-новой, Н.С.Розова и др.

Основные методы исследования обусловлены целью и задачами исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение и моделирование, беседы, анкетирование, экспресс-опросы, анализ сочинений-размышлений студентов, наблюдение, интервьюирование, собеседование, изучение документации учебной деятельности, лонгитюдный и сравнительный методы, методы самооценки, ранжирование, методы математической статистики, графические и табличные интерпретации данных. Опытно-экспериментальная работа явилась основным методом диагностирования и коррекции аксиологических характеристик личности будущего юриста.

Базой исследования является Оренбургский институт Московской государственной юридической академии. В констатирующем эксперименте приняли участие 200 студентов первого курса дневного факультета.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1996 по 1999 г.г. этап исследования (1996 по 1997 г.г.) - теоретико-философский анализ проблемы, разработка концепции и гипотезы исследования; подготовка материалов к спецкурсу «Интеркультурная коммуникация. Французское право: аксиологический аспект». этап (1997 по 1998 г.г.) констатирующий: проведение диагностического исследования, разработка теоретической модели эксперимента, создание спецкурса.

III этап (1998 по 1999 г.г.) формирующий: опытно-экспериментальная ра бота по апробированию спецкурса «Интеркультурная коммуникация. Француз ское право: аксиологический аспект». Систематизация и обобщение получен ных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в формировании и обосновании авторского понимания процесса развития аксиологического потенциала личности студента-юриста, центральными идеями которого являются утверждение необходимости профессионального развития аксиологического потенциала личности и признание приоритетности ценностей свободы, справедливости, долга, ответственности как ценностно-смыслового ядра жизненной и профессиональной перспективы студентов-юристов; в вычленении и определении педагогического аспекта аксиологии права; в выявлении и обосновании комплекса когнитивных, коммуникативных и мотивационных условий, отражающих диалектику личностного и профессионального, внешнего и внутреннего в становлении и раскрытии аксиологическо- го потенциала личности студента-юриста.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: в рассмотрении интеркультурной (интерправовой) коммуникации в качестве фактора, способствующего формированию ценностных ориентации как ядра аксиологического потенциала личности; в создании авторской методики на основе ценностно-ориентированных технологий; в разработке диагностики, которая может быть использована в других исследованиях; в создании модели оптимизации развития аксиологического потенциала личности студента-юриста. Материалы и выводы работы, программа спецкурса могут быть использованы для разработки технологии спецкурсов на базе иностранного языка и аксиологического подхода.

Достоверность научных результатов обусловлена обоснованностью исходных теоретических положений; сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента; применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логике; репрезентативностью материала; разнообразием источников информации; статистической значимостью экспериментальных данных; опытно-экспериментальным подтверждением выводов,

Углубляя выдвинутую гипотезу, которая подтвердилась, обогатилась и развилась в процессе нашего исследования, мы вынесли на защиту следующие положения:

Свобода, справедливость, долг и ответственность являются содержательной основой ценностных ориентации студентов-юристов как ценности, образующие в их профессионально-нравственном мире высший уровень ценностных ориентации; они выражают глубинные предпочтения личности, обеспечивая актуализацию Идеала.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности ценностных ориентации студентов-юристов как критериальная основа развития их аксиологического потенциала.

Реализация модели развития аксиологического потенциала личности студента-юриста, содействуя включению будущего юриста в ситуацию личностного и профессионального развития, способствует прогрессивному положительному развитию «Образа правового мира», «Образа Я - юрист», «Образа бу-душей профессиональной деятельности», что составляет ядро аксиологического потенциала личности будущего юриста.

4. Педагогическими условиями развития аксиологического потенциала личности студента-юриста являются: развитие познавательного интереса как аксиологического феномена; аксиологизация лингвоправовых знаний с целью обогащения культурологического аспекта образования; моделирование ситуаций интеркультурной (интерправовой) коммуникации; стимулирование креативной самостоятельной научно-исследовательской деятельности; индивидуализация обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений на кафедре педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, на кафедре иностранных языков, ученых советах, научно-теоретических конференциях, заседаниях студенческого научного общества Оренбургского института Московской государственной юридической академии, на аспирантском семинаре Оренбургского государственного университета, посредством публикаций, а также на лекционных и семинарских занятиях.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Аксиологический потенциал личности как педагогическая ценность

Устойчивый интерес к ценностной проблематике возник во второй половине XIX в., когда аксиология стала выделяться в самостоятельную науку. Аксиология - учение о ценностях, теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков.

Значение проблемы ценностей вытекает из специфического, практически преобразовательного характера отношения человека к миру. Понятие ценности обнаруживает свою значимость при анализе структуры человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, предшествующего принятию решения, что, в свою очередь, предполагает оценку окружающих предметов и явлений, определение их положительной значимости для субъекта, постановку целей, выработку программ действия. Значимость проблемы ценностей определяется самой жизнью, ситуацией общественного выбора.

Как показывает анализ исследований отечественных и зарубежных ак-сиологов, ученые не дают однозначной трактовки понятия «ценность», С точки зрения этимологии, ценность - это то, что люди ценят, то, что важно, значимо. Драгомир Пантич, директор Института общественных наук Белградского университета заметил, что в научной литературе зарегистрировано свыше четырехсот определений понятия ценности, варьирующих в зависимости от научной отрасли, от предпочтения тем или иным автором теории и акцента в операцио-нализации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях) (51). По утверждению А.А,Ручки, в отечественной литературе в настоящее время существует более ста определений этого понятия (171).

В исследованиях современных ученых АВ.Архангельского, С.Ф.Аниси-мова, ТХАхаян, В.А.Блюмкина, Л.П.Буевой, АХусейнова, С.Г.Дробницкого, АТ.Здравомыслова, М.С.Кагана, й.Т.Фролова дается глубокий анализ теории ценностей. В различных теориях ценности рассматриваются в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации, регулирования мотивации и действия личности. Анализ литературы показывает, что ученые выделяют разнообразные аспекты, характеризующие ценности (7, 13, 19, 55, 73, 84).

Так, В.П.Тугаринов рассматривает ценности как предметы, явления, свойства, которые нужны людям в качестве удовлетворения потребностей и интересов (203). АГ.Здравомыслов считает, что ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившихся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного (73). И.Т.Фролов связывает общественный прогресс с возможностью реализации сущностных сил человека, степенью его свободы, нравственного совершенствования, личностного развития. К.Клакхон полагает, что критерии желательности желаемого определяются его совместимостью со стратегическими целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем. В соответствии с этим дается понятие ценности как «аспекта мотивации, соотносящегося с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» (51). М. Ро-кич определяет ценность как «абстрактные идеи, положительные и отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях (244).

Педагогический потенциал аксиологии права

Логика настоящего педагогического исследования диктует необходимость обращения к праву как аксиологической категории. Это означает, что, обладая ценностной характеристикой, будучи оценкой поступков субъекта со стороны государства, зафиксированным в законе присвоением индивидом права на общечеловеческие ценности, определяя законность как установленный государством порядок, обеспечивающий безопасность индивида, равноправность его отношений с другими, право является совокупностью этических общ-ностных ценностей (211. С. 357) в виде правовых норм, функционирующих в обществе. Мы обращаемся к праву как ценностно-должному; как мере свободы; как нормативно закрепленной и реализованной справедливости (133); как форме общественного регулирования, основанной на морали, которая пронизьшает его содержание, во многом определяя его облик, его черты; как сфере будущей профессиональной деятельности студентов-юристов.

Мы считаем, что целесообразно начать с анализа принципа правового равенства, который свидетельствует о внутреннем единстве и общем смысле формального равенства, единого масштаба и равной меры свободы индивидов, всеобщей справедливости. Эти смысловые компоненты принципа правового равенства (и вместе с тем аспекты характеристики объективных свойств права) представляют собой взаимосвязанные определения сущности права в его различении с законом.

Различные определения права, представляющие собой разные направления конкретизации смысла принципа правового равенства, выражают единую (и единственную) сущность права. Причем каждое из этих определений предполагает и другие определения в общесмысловом контексте принципа правового равенства. Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений как: право - это формальное равенство, право - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право - это всеобщая справедливость и т,д. Ведь формальное равенство так же предполагает свободу и справедливость, как последнее - первое и друг друга.

Эти определения права через его объективные сущностные свойства выражают в целом природу, смысл и специфику права, фиксируют понимание права как самостоятельной сущности, отличной от других сущностей. Как эти объективные свойства права, так и характеризуемая ими сущность права относятся к определениям права в его различении с законом, т.е. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону (Там же. С. 35).

Право как формальное равенство. Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое равенство - это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Право говорит и действует языком и средствами такого равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей. В этом смысле можно сказать, что право - математика свободы (Там же. С. 17).

Диагностика ценностных ориентации как базового компонента аксиологического потенциала личности будущего юриста

Для решения сложнейших педагогических задач преподавателю требуется не только знание своего предмета и методики обучения, но и умение направить свою деятельность на формирование личности студента. Педагогическая деятельность должна планироваться и проводиться в расчете на конкретный результат и иметь свою иерархию целей, сориентированную на различные зоны развития, т.е. подчиняться логике индивидуального развития студентов. Таким путем осуществляется прогнозирование учебно-воспитательного процесса на основе диагностики развития личности студента.

В общем смысле диагностика - это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз, то есть заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Для педагога диагностика выполняет по крайней мере две роли: с помощью диагностики прослеживается результативность работы студента и преподавателя, диагностика из инструмента познания превращается в инструмент влияния на развитие личности.

С одной стороны, диагностика направлена на изучение внешних обстоятельств жизни студентов, с другой стороны, для диагностики принципиально значимым становится изучение внутреннего мира студента.

Познание студента не есть самоцель. Оно должно способствовать решению большой и значимой задачи, стоящей сегодня перед высшей школой, -созданию оптимальных условий профессионального обучения для каждого студента с целью развития его индивидуальных способностей и задатков. Только через индивидуальный путь развития личности студента можно подойти к решению проблемы оптимизации педагогического процесса.

Основываясь на предложенной гипотезе исследования и исходя из анализа проблем воспитания будущих юристов, экспериментальное исследование имело своей целью обоснование и проектирование системы формирования и развития ценностных ориентации студентов-юристов в контексте предстоящей профессиональной деятельности.

Похожие диссертации на Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста