Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе "вуз-школа" Ануфриева Юлия Валерьевна

Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе
<
Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ануфриева Юлия Валерьевна. Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе "вуз-школа" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Новосибирск, 2002 156 с. РГБ ОД, 61:03-13/389-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования позитивного экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала учащихся

1.1. Методологические основы ценностных категорий 11

1.2. Психосоциальные основы позитивного экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности 25

1.3. Теоретические аспекты формирования аксиологического потенциала учащихся в учебном процессе 49

Глава 2. Исследование педагогических условий и средств формирования позитивного экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала учащихся в системе «Вуз — школа» 66

2.1. Исследование формирования ценностных ориентации учащихся старших классов при изучении курса «Основы экономики» 66

2.2. Применение педагогических технологий и методов управления развитием позитивного экономического мышления учащихся 94

Заключение 121

Библиографический список 124

Введение к работе

В решении практических задач образовательной системы России сегодня, как никогда раньше, актуальна проблема формирования ценностных начал, смысла жизнедеятельности у молодежи. Социально-экономическая трансформация российского общества поставила на первый план проблему экономического образования нового поколения, образования, ориентированного на понимание места личности в экономике как носителя определенных ценностей, придающих смысл деятельности. В нашей стране с конца 60-х годов появились научные исследования, в которых человек рассматривается именно с позиций активного элемента экономической системы. Среди таких работ следует отметить публикации Г.С. Батищева, Т.И. Заславской, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамар-дашвили, В.И. Толстых и др.

В настоящее время в условиях мировой интеграции перед обществом ставятся проблемы, требующие современного масштаба осмысления места человека в экономике. Исследования А.С. Гребнева доказывают наличие связи хозяйственной жизни индивида с жизнью человеческого рода через наследование и развитие культуры, в том числе экономической. Сегодня есть полное понимание того, что личный фактор производительных сил содержит активный субъективный фактор — уровень культурного развития индивида, духовность, квалификацию, волю, выносливость, здоровый образ жизни и другие качества отдельно взятого человека. В контексте рассматриваемой проблемы логично подчеркнуть ограниченность «проблемы выбора», которая, как известно, сформировалась на этапе индустриального развития западного общества. Возможность делать выбор относится к начальной форме активности. Выбор — это несомненно проявление активности личности в условиях заданных альтернатив. Личность не творит, а выбирает из сотворенного. Понимание действительной значимости личностного фактора в эконо мике требует рассмотрения творческих способностей индивида, его новаторства и ценностей (И. Шумпетер). Когда мы говорим о преподавании дисциплины «Основы экономики» в школе, в вузе, мы должны выстраивать экономическое образование через внесение в практику педагогических технологий и методов, ориентированных на формирование у молодых людей высоких духовных качеств. Задачей настоящей работы является определение педагогических условий и средств преподавания основ экономики учащимся 10-х и 11-х классов в образовательной системе «Технический вуз — школа», способствующих формированию позитивного экономического мышления как фактора духовного становления личности. В настоящем исследовании впервые рассматривается проблема формирования экономических знаний и экономического мышления как факторов становления личности на основе социально-педагогического эксперимента. В таком сопряжении экономическое знание возвышается до уровня понимания и с полным основанием включается в систему аксиологических и социальных понятий со всеми присущими признаками. Центральной проблемой работы является изучение педагогического управления процессом формирования экономического мышления личности, способной адекватно отвечать на запросы общества, владеющей навыками саморазвития, саморегуляции. Актуальность исследования характера мышления личности и педагогической технологии управления им обусловлена состоянием духовной жизни российского общества. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что «поляризация общества произошла по степени адаптированности населения к произошедшим изменениям, верности старым ценностям. Пассивность социального мышления не дает определенной части общества понять смысл происходящего, утрачивается переживание смысла собственной жизни». К сожалению, школа в основном ориентируется на знания ученика, а не на обогащение его личности жизненно важными для него ценностями. Отсутствие у многих учащихся и студентов адекватной оценки духовных, морально-нравственных ценностей свидетельствует о существенных недостатках современного педагогического процесса. Чаще всего у учащегося, студента формируется позиция неверия в неизменную значимость усваиваемых ценностей.

Многочисленные исследования (А.В. Мудрый, Н.М. Платонова, Е.В. Руденский, Э.Эриксон и др.) указывают, что в кризисных условиях общества наиболее сложные проблемы в процессе социализации испытывают учащиеся школ, что делает задачу формирования у них позитивного экономического знания наиболее актуальной. Работы, рассматривающие социальные проблемы детей (А.В. Брушлинский, Д.А. Леонов, А.И. Ковалева, В.А. Козаковский, Е.В. Руденский, В.А. Ситаров, Д.И. Фельдштейн и др.), оставляют открытыми ряд проблем:

1. Создание школьных предметов для системы «Технический вуз — школа» социоадаптивного направления.

2. Включение в базисные компоненты структуры личности экономического знания как одного из основных факторов формирования у учащихся старших классов позитивного мышления, их социоадаптивности.

3. Диагностика уровня социализации, социальной адаптации личности, ее профессионально-ценностной ориентации. Разработка педагогической технологии управления формированием экономического мышления для данной возрастной группы связано с тем, что именно в старших классах закладываются важнейшие свойства личности, профессиональный интерес, социальные установки (Э.Ф. Зеер, А.В. Козлов, Б.А. Калинина, И.С. Кон, Н.В. Силкина, А.П. Тряпицина, и др.).

4. Исследование педагогических условий формирования экономического мышления личности на психологическом и педагогическом уровне.

Объектом исследования является формирование экономического мышления, как социокогнитивного фактора становления личности.

Предмет исследования — педагогические условия и технология управления развитием позитивного экономического мышления личности у учащихся старших классов в новой образовательной системе «Технический вуз — школа»

Цель работы — обоснование необходимости экономического мышления учащихся как социокогнитивного фактора детерминации духов ной жизни общества и разработка на этой основе педагогических условий управления формированием позитивного экономического мышления учащихся в новой образовательной системе.

Гипотеза исследования. Формирование экономического мышления как фактора духовного становления личности обеспечивается, если:

1. в структуру основных, базовых учебных предметов 10-х и 11-х классов в системе «Технический вуз — школа» включен предмет «Основы экономики»;

2. в основе учебной технологии формирования позитивного экономического мышления содержатся социологический и психолого-педагогические уровни;

3. в учебном процессе применяются проблемные методы обучения с включением ценностной ориентации развития личности учащихся;

4. учащиеся старших классов включаются в систему учебно-исследовательской и социально значимой деятельности, направленной на ценностные установки: от постановки проблем, наблюдения, выводов их проверки, познавательной рефлексии, что обеспечивает опосредованное самоопределение в социальных условиях; реализуются образовательные технологии, обеспечивающие адаптацию учащихся в трансформирующемся обществе.

Исходя из цели, гипотезы, с учетом специфики предмета исследования в ходе его решения определены основные задачи. Задачи исследования.

1. Изучение состояния проблемы в теории и практике, анализ литературы по теме исследования.

2. Теоретическое обоснование необходимости формирования экономического знания у учащихся старших классов как социокогнитивно-го фактора их духовного становления, развития и социального функционирования.

3. Определение и проверка на практике педагогических условий формирования у учащихся позитивного экономического мышления, на ращивание аксиологического потенциала в условиях новой образовательной системы «Технический вуз — школа».

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют:

— аксиологические подходы (А.Т. Асмолов. Ю.П. Азаров, А.В. Брушлинский, И.С. Батракова, Л.С. Выготский, Н.А. Волков, Б.С. Гер-шунский, В.Д. Ермоленко, Б.С. Круглое, А.В. Кирьякова, Г.Н. Филонов, В.А. Ядов);

— исследования по дифференциации и индивидуализации обучения (В.В. Давыдов, Е.Я. Голант, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, Х.И. Лиймете, В.Ф. Окунь, И.Э. Унт);

— педагогические труды, раскрывающие дидактические основы образования (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Э.Д. Днепров, Т.И. Мальковская, A.M. Матюшкин, В.Г. Разумовский, М.И. Скаткин, В.А. Сластенин и др.);

— исследования теории личности (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, А. Бандура, И.С. Кон, Дж. Келли, А. Маслоу, Е.В. Ру-денский, Ю.М. Орлов, В.Н. Мясищев, А.И. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Э. Фромм, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов);

— труды, расматривающие профессиональную деятельность педагога как воспитателя (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев, В.А. Караков-ский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Степанов, К.Д. Ушин-ский, Н.Е. Щуркова, Ш.А. Амонашвили).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых в диссертационной работе теоретических положений были использованы различные методы: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, обобщение педагогического опыта преподавателей средней и высшей школы и собственной работы, наблюдение за ходом учебной познавательной деятельности учащихся 10-х и 11-х классов профильных классов С ГУ ПС при изучении курса «Основы экономики», анализ учебной документации, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученной информации.

Экспериментальной базой исследования являлся факультет довузовской подготовки СГУПС. в эксперименте принимали участие около 400 учащихся 10-х и 11-х профильных классов СГУПС, учащиеся технического лицея № 128 ст. Инская (Новосибирск), школ № 184, № 8 г. Новосибирска.

Исследования проводились в три этапа. На первом этапе (1989 — 1991 г.г.) на основе анализа философской, педагогической, психологической и экономической литературы уточнялись основное содержание, структура курса «Основы экономики» в системе «Технический вуз — школа», адаптированного к гипотезе формирования позитивного экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся, определялись пути определения необходимых педагогических условий, методов и форм обучения и воспитания.

На втором этапе (1992 - 1998 г.г.) проводилась экспериментальная работа по реализации педагогической практики курса «Основы экономики» в системе «Технический вуз — школа», проводились контрольные срезы, анализировался, обобщался и систематизировался полученный экспериментальный материал. В соответствии с гипотезой исследования уточнялись учебный план и рабочая программа курса «Основы экономики», отрабатывалась методика анкетирования и тестирования обучаемых, разрабатывались новые формы и методы преподавания в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

На третьем этапе (1998 — 2001 г.г.) на основе накопленного опыта педагогических и психологических исследований были определены необходимые педагогические условия для формирования у учащихся старших классов в системе «Технический вуз — школа» позитивного экономического мышления как фактора аксиологического потенциала личности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Определены педагогические условия и средства ориентации учащихся на социально-значимые средства формирования позитивного экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала учащихся в системе «Технический вуз — школа».

Педагогические условия:

— направленный системный подход к процессу формирования ценностей, смыслов в экономическом знании;

— выделение и учет ценностных категорий в экономическом мышлении; развитие интересов и способностей; самоутверждение учащихся;

— интеграция уровней экономического знания средней и высшей школы; опережающее обучение; формирование позитивной самооценки у обучаемых;

— диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся, их интересов и склонностей к профессии;

— формирование модели деятельности руководителя экономического блока.

В работе определены следующие необходимые педагогические средства:

— перспективные и рабочие программы формирования позитивного экономического мышления;

— учебные творческие задания, ролевые и деловые игры, моделирование производственных, социально-экономических ситуаций, ориентированных на развитие аксиологического потенциала личности обучаемых;

— наблюдение, беседа, анкеты, тесты, направленные на выявление целевых установок, интересов обучаемых.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций и методических материалов по формированию основ экономического мышления у учащихся старших классов в образовательной системе «Технический вуз — школа».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены строгостью методологических позиций, комплексностью и системностью подхода к изучению проблемы; разнообразием источников информации, качественным и количественным анализом результатов исследования; подтверждением научных выводов работы при внедрении теории в педагогическую практику школы и вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе практической деятельности в 10-х и 11-х профильных классах Сибирского государственного университета путей сообщения, технического лицея № 128, школ №184, №8, №23 г. Новосибирска, в центре довузовской подготовки и профориентации при Карасукском подотделе железной дороги в рамках учебной дисциплины «Основы экономики». Результаты работы стали основой для включения данной дисциплины в учебный план для старших классов в системе «Технический вуз — школа», составления рабочей программы по дисциплине «Основы экономики». Результаты исследования обсуждались на различных межвузовских научно-методических семинарах и конференциях (Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогические условия и средства, формирующие позитивное экономическое мышление учащихся, создающие основу для становления аксиологического потенциала личности в ходе учебного процесса.

2. Использование в учебном курсе «Основы экономики» творческих заданий и игр, сконструированных с выделением конкретных категорий ценностей, позволяющих активизировать учебный процесс, взаимоотношения обучаемых, их мышление.

3. Включение учащихся старших классов в систему учебно-исследовательской и социально значимой деятельности, направленной на ценностные установки, познавательную рефлексию, создает условия для профессионального самоопределения учащихся, их адаптированности к условиям трансформирующегося общества.

Структура диссертации и ее объем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Материал изложен на 153 страницах машинописного текста, содержит 20 таблиц, 22 рисунка, 6 приложений. Список литературы включает 130 наименований.

Методологические основы ценностных категорий

В настоящее время в условиях трансформации российского общества особенно актуальными для педагогической практики являются исследования, направленные на изучение вопросов эффективности воспитывающей составляющей учебного процесса, формирование ценностных ориентации личности. В аспекте этой проблемы данная диссертация предлагает модель формирования позитивного экономического мышления личности, ориентированной на социальные нормы и определенные ценностные категории.

В натуралистических теориях ценности представлены как выражение естественных потребностей человека или законов природы. Так древнегреческий философ-материалист Демокрит считал, что удовольствие есть состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание — состояние, чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями для решений человека относительно того, к чему следует стремится и чего следует избегать. Граница между полезным и вредным есть удовольствие и неудовольствие. Эти рассуждения неумолимо привели к выводу о том, что смысл жизни состоит лишь в погоне за удовольствиями. Житейская практика убедила Демокрита в обратном. Стремление к приятному делает людей рабами своих вожделений и добро превращается в свою противоположность, т.е. в зло. Поэтому он и последующие философы в своих трудах по данной проблеме использовали категории «мера», «гармония», «пропорция», «золотая середина» и т.д.

Первые понятия, имеющие аксиологический смысл, возникают в самом начале античной философии. Сократ впервые формулирует собственно аксиологический вопрос в подлинном смысле слова: не что такое, а как устроено и почему, на который отвечает любая наука, а зачем? Какое значение и смысл имеет изучаемое явление для человека и его души?

Сократ впервые ставит вопрос о нахождении общих понятий. Главный вопрос его размышлений — нравственный: как жить человеку в этом мире? И ответить на него можно только с помощью знания об основных жизненных ценностях человека, заключающих в себе смысл его существования: что такое благо, добродетель, мужество, красота сами по себе как таковые, в отличие от поступков и вещей, которые эти слова обозначают. У всех прекрасных явлений есть то общее, что делает их таковыми, и это, по словам Сократа, есть ни что иное, как целесообразность. Будучи их общим принципом, смыслом и общностью, цель связывает воедино внутреннее и внешнее, содержание и форму предмета, становясь основой его соответствия своему назначению. Добродетель, учил он, не внушение богов, а обоснованное знание того, что действительно хорошо, что делает человека способным жить, не тесня других, а отнесясь к ним справедливо, способным служить обществу, а не себе одному. Без этого общество немыслимо. Введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («Хорошее», «Прекрасное») в ранг идеальных ценностей.

Платон рассматривал Благо как высшую универсальную ценность. «Благо не есть сущность, но по достоинству и силе — стоит выше пределов сущности» и поэтому «без идеи блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны» [86]. Благо имеет столь высокий статус прежде всего потому, что у Платона оно еще неотделимо от Единого как всеобщего первоначала и первосущно-сти бытия. Это единство сущности и социально-значимой ценности с ее функциями нормы и образца. Сущностную идею Платон видит в том, что в самой природе существуют идеи добра и справедливости. В мировой жизни много злого и несправедливого, но рядом с этим заложены основы всего хорошего. Аристотель впервые делает попытку отделить ценности от сущностей, а в сущностях начинает различать качественную и количественную стороны, слитые прежде в едином. Аристотель приводит различие содержания самих ценностных категорий (прежде всего «блага») как «ради себя предпочтительного» или социально значимых духовных начал человеческой жизнедеятельности от всех других философских категорий и форм познания. Объяснение нравственных понятий Аристотель ищет в действительной жизни людей: в их исканиях своего счастья и своей пользы, в разуме человека. В этих исканиях, считает он, вырабатывались две главные общественные добродетели: дружба и справедливость не в смысле равноправия, добродетель, по Аристотелю, — середина двух зол — избытка и недостатка.

Условия общественной жизни своей необходимостью согласования индивидуальных потребностей людей сформировали систему нравственных ценностей, регулирующих в сочетании с эстетическими ценностями содержание общественных отношений (связей) в каждой социальной группе и обществе в целом. Древнегреческая этика дала практически весь набор нравственных ценностных ориентации или моделей поведения людей в обществе:

1) Демокрит и Аристотель призывали к обеспечению счастья людей как высшей ценности;

2) Аристипп культивировал гедонизм (чувственные наслаждения);

3) Антисфен и Диоген требовали свести потребности человека к природной первооснове (аскетизму);

4) Сократ отождествлял добродетели и знания, его взгляды характеризуют как морализирующий интеллектуализм;

5) Фрасимах и другие младшие софисты абсолютизировали место и роль индивидуальных интересов, своеволие личности (волюнтаризм);

6) Платон ориентировал на созерцательно-духовную деятельность, а его последователи — неоплатоники — требовали нравственно-очистительного аскетизма и т. д.

Психосоциальные основы позитивного экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности

В основе наших теоретических рассуждений лежат два подхода. Первый связан с концепциями, имплицитно или эксплицитно освещающими проблемы социального развития личности, её социализации, социальной адаптации (на уровне теорий личности). Второй рассматривает концепции непосредственно связанные со способом осмысления действительности, отношения к ней, то есть с социальным мышлением. Е.В. Руденский разработал теорию адаптирующейся личности как культурного типа. В концептуальных основах этой теории проблемы социального функционирования рассматриваются с позиций социокультурного и психологического детерминизма. Эта теория основана на понимании личности в её следующих аспектах:

1. Личность как совокупность системы отношений.

2. Личность как динамическая психосоциальная система.

3. Личность как социокультурная реальность.

4. Личность как социально функциональная система.

Основным механизмом социальной адаптации Е.В. Руденский считает социальную роль, которая обеспечивает динамическое равновесие личности и социокультурной системы — общества. Он отмечает в связи с этим, что «социальное функционировании представляет собой системно интегрированный процесс, в который включены:

— психологические механизмы ролевого обучения;

— психологические механизмы ролевой интерпретации социального статуса личности;

— психологические механизмы ролевой трансформации;

— психологические механизмы ролевой самопрезентации;

— психологические механизмы модификации ролевого поведения.

Исходя из типологического подхода, Е.В. Руденский выдвигает следующие характерные черты адаптирующейся личности [92]:

— стремление к самоактуализации;

— стремление к интеграции (или наличие ярко выраженного социального чувства по терминологии А. Адлера);

— стремление к непрерывному социальному образованию и личностному росту;

— социальная компетентность;

— социальная пластичность;

— диспозиционная определённость;

— адекватная Я-концепция;

— субъективность.

Основными характеристиками адаптирующейся личности являются:

1. Динамизм социального функционирования.

2. Стремление к достижению динамического равновесия с социальной системой.

3. Социальная компетентность, адекватная уровню состояния социокультурной системы.

4. Динамизм концептуального самоопределения, выражающийся в постоянном пересмотре Я-концепции.

5. Способность к трансформации диспозиционной системы регуляции социального функционирования личности. 6. Способность к модификации социально-ролевого поведения личности, адекватно характеру состояния динамического равновесия с социокультурной системой.

В результате своих исследований автор выделяет десять критериев полноценно адаптирующей личности, которые являются показателями духовного здоровья личности: субъективная удовлетворённость, идентичность, интегральность, автономность, адекватное восприятие реально-), адекватноск4одйсетвшіда\ь(Н4ннная толерантность к фрустрации, резистентность по отношению к стрессу, приемлемая социальная адаптация, оптимальное самоутверждение.

Самым существенным критерием душевного здоровья считается интеграция личности и её динамическое равновесие. Душевное здоровье словацкий патопсихолог А. Пожар видит в трёх основных областях [89]:

1. В отношении к самому себе (с принятием и уважением самого себя, регулированием своих чувств, принятием идеалов той социальной структуры, в которой человек живёт).

2. В отношении к другим людям (любовь и доверие к людям, комфорт при общении с ними, способность действовать и как рядовой член группы, и как руководитель).

3. В отношении к жизни (способность решать свои проблемы, не «убегая» от них, формировать своё окружение, и если необходимо и самому приспосабливаться к нему).

Происходящие в России социально-экономические преобразования вызывают значительные трудности социальной адаптации молодежи, в том числе за счет недостаточного внимания преподавателей к методическим основам и содержанию преподавания экономики в школе, цен Ф ностным категориям.

В настоящее время молодой человек постоянно сталкивается с новыми условиями жизни. Изменённые условия требуют не столько при-норавливания, приспособления к ним, сколько, развития личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями в развитии общества. Перед человеком встаёт проблема переосмысления и переоценки своей позиции, выбора адекватной линии поведения и самосовершенствования в соответствии с меняющимися условиями. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации не может быть отделён от развития личности, её становления. Однако в отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное в основном влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно-чередованное развитие личности, соответствующее индивидуальным способностям и склонностям. Психологические механизмы, опосредующие взаимодействие личности с социальной средой в процессе её адаптации, в частности мотивационная структура личности, психический склад, некоторые индивидуальные особенности, формируются под воздействием социальных условий в процессе социализации индивида. Социальная адаптация человека предусматривает активную личную позицию, осознание социального статуса, а также связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения обще-групповых задач. Нарушение процессов социальной адаптации создаёт ситуацию дезадаптации.

Исследование формирования ценностных ориентации учащихся старших классов при изучении курса «Основы экономики»

В наших исследованиях основной интерес представляла проблема изучения педагогических условий и средств формирования ценностных ориентации учащихся 10-х и 11-х классов при изучении экономики. Этот интерес связан с тем, что это формирование является неотъемлемой частью развития личности обучаемого, его профессиональных качеств.

В кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания потенциала собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сфор-мированности которых можно судить об уровне развития учащихся.

В [96] так определено понятие ценностных ориентации: «Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение всей совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности, на ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека», определяющий его взаимоотношения с людьми, в том числе и по отношению к самому себе и являющий существо образа жизни. Изучение влияния ценностных ориентации личности индивида на различные сферы деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия, преломляясь в сознании, по разному проявляются в реальном поведении. Причина отклонений в поведении одного лица от другого — в субъективном восприятии данных, а также различиях в ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей разных людей.

У школьников старших классов сегодня наблюдается как трудовая, так и общественная пассивность, и необходимо найти пути решения этой проблемы, в том числе, в главном, используя школьное образование. Содержательный аспект образовательных программ по значительному числу предметов не отражает изменений, происходящих в современном мире, в том числе в проблеме — человек и экономика. Здесь мы исходим из концепции С.Г. Вершловского, утверждающего, что свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальные функции: готовит человека к выполнению социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие, имея в виду развитие духовного потенциала личности учащихся.

В данной главе рассматриваются методы и результаты наших исследований ценностных ориентации учащихся 10—11-х профильных классов СГУПС, студентов 1-х и 2-х курсов, (выпускников профильных классов разных лет). Эксперимент проводили в последовательности:

1. констатирующий этап (диагностика состояния объекта на начальном этапе эксперимента);

2. формирующий этап — процесс воздействия педагогической технологии на трансформацию ценностей учащихся;

3. контрольный этап — диагностика состояния объекта после воздействия педагогической технологии в сравнительном анализе с диагностикой объекта на констатирующем этапе работы.

В качестве примера приведем некоторые вопросы анкеты и ответы обучаемых на констатирующем этапе:

Вопрос: В чем Вы видите для себя ценности человека?

Ответы: А — В настоящее время преобладают материальные ценности, однако я отдаю предпочтение духовным ценностям. Человек, стремящийся только к материальным ценностям, быстро растратится, его жизнь будет не насыщена духовностью. Б — Сегодня человека оценивают, как он одет, никого не интересуют его знания, уровень развития.

В — Люди хотят быть первыми, хотят достичь благ, которых не имели их родители. Иметь деньги, машину, квартиру.

Г — «Не хлебом единым сыт человек», но духом не насытишься! Я на первое место ставлю материальные ценности.

Д — Нет чувства стыда, есть чувство эгоизма. Даже не эгоизма, а простой человеческой зависти.

Е — Я буду жить для всех, сочувствуя. Вопреки всему, самой себе!

Ж — Хочется быть интересной для любого человека. Мне хочется сделать так, чтобы я не чувствовала себя чужой в этом мире, чтобы во мне нуждались.

3 — Спросите у нищего, что для него ценнее. Уверен, скажет — деньги! Идеального человека нет.

И — В детстве для меня ценностью являлось количество кукол. Важно, чтобы моя кукла была лучше, чем у моих подруг. Но я была в семье не одна, был еще брат. Сейчас я научилась соединять свои желания и возможности, их осуществление.

Довузовская подготовка учащихся в системе «Вуз — школа» в значительной степени использует тестирование, опросы, анкетирование обучаемых с целью изучения их индивидуальных характеристик таких как: общие умственные способности; скорость и степень усвоения информации; способность пространственной визуализации; профессиональные склонности и т. п. [10, 11, 35]. Несомненно, получаемая информация носит вероятностный характер, тем не менее, как показывает практика, она позволяет внести важные коррекционные поправки, на всех этапах педагогического процесса.

Похожие диссертации на Формирование экономического мышления как фактора развития аксиологического потенциала личности учащихся в образовательной системе "вуз-школа"