Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Саввантиди Анна Ивановна

Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы
<
Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саввантиди Анна Ивановна. Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Саввантиди Анна Ивановна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2010.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/611

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития экранной культуры курсантов военного вуза 16

1.1. Понятие экранной культуры в современной педагогической науке 16

1.2. Особенности экранной культуры современного военного специалиста 44

1.3. Основные характеристики педагогической системы, направленной на развитие экранной культуры курсантов ввуза в ходе самостоятельной работы 68

Выводы по первой главе 100

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию экранной культуры курсантов военного вуза в процессе самостоятельной работы 102

2.1. Диагностическое исследование уровня развития экранной культуры курсантов первого курса 105

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогической системы, направленной на развитие экранной культуры курсантов военного вуза в процессе самостоятельной работы 131

2.3. Анализ результатов реализации педагогической системы, направленной на развитие экранной культуры курсантов военного вуза в процессе самостоятельной работы 160

Выводы по второй главе 184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 190

ПРИЛОЖЕНИЯ 209

Введение к работе

Актуальность исследования. Все возрастающий поток информации, в частности, электронных ресурсов в аудиовизуальном формате представления и быстрое развитие техники мультимедиа обусловливают потребность вооруженных сил в инициативных, грамотных специалистах, способных быстро реагировать на изменяющиеся производственные условия, перерабатывать и использовать информацию в различных форматах представления и работать с электронной информацией. В инженерном деле на настоящий период времени в особенности актуальна задача совершенствования методов выполнения проектно-конструкторских и графических работ и их презентации с помощью современных мультимедиа средств.

Военное образование сегодня должно дать будущим военным специалистам навыки работы с электронной информацией, четкие знания о возможностях экранного представления информации в современной армии в целях конструкторской, организационной, просветительской, обучающей и другой работы, умения самостоятельно и быстро ориентироваться внутри электронных информационных ресурсов различного формата представления, эффективно осуществлять навигацию и поиск в экранной среде. Социальные ожидания от системы военного образования – подготовка высококвалифицированного военного специалиста, обладающего потребностью и готовностью самостоятельно и творчески решать производственные и служебные задачи, владеющего развитой экранной культурой.

Актуальность поставленной проблемы прослеживается на нескольких уровнях. В стандартах высшего профессионального образования основой обновления содержания образования предлагается избрать компетентностный подход. Развитие экранной культуры способно обеспечить развитие информационно-профессиональной компетентности, которая рассматривается в числе приоритетных составляющих профессиональной компетентности специалиста и определяется как совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности. На государственно-правовом уровне важность формирования экранной культуры отражена в Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.», «Концепции формирования информационного общества в России», а также в федеральной программе «Электронная Россия». Однако решение данной проблемы осуществляется в ходе решения других проблем образования, и прерогатива в поиске оптимальных форм формирования экранной культуры должна переходить на педагогический уровень.

В психолого-педагогических исследованиях проблема развития экранной культуры стала подниматься в связи с активизацией художественно-технического аспекта в информационных процессах в современном обществе, обусловленного характером взаимодействия между развитием мультимедийной техники и ее практическим использованием в производственных условиях. В связи с высокой эффективностью образного воздействия на эмоционально-волевую сферу человека особенно актуальным стал информационный подход к экранной культуре.

В своем исследовании мы ориентировались на работы, посвященные разработке понятия «экранная культура» (Л.М. Баженова, А.С. Вартанов, Д.Б. Дондурей, Э.М. Ефимов, М. Маклюэн, В.И. Михалкович, О.Ф. Нечай, В. Полиектов, К.Э. Разлогов и др.), обоснованию педагогических условий и механизмов формирования аспектов экранной культуры (Л.С. Зазнобина, О.В. Ефимова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Ю.Н. Усов и др.), а также вопросам взаимосвязи использования аудиовизуальных образовательных средств и развития экранной культуры (Л.П. Прессман, Н.Ф. Хилько, А.В. Шариков и др.). Большую ценность для определения сущности и роли экранной культуры представляют научные труды, посвященные общим проблемам культуры (А.С. Гуревич, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, В.И. Самохвалова и др.).

Однако существующие в науке подходы имеют ряд недостатков, а именно:

зачастую понятие экранной культуры рассматривается в контексте формирования мировоззренческой картины мира у детей и подростков – в этом случае особое внимание уделяется развитию у учащихся эстетического видения и аналитического подхода к аудиовизуальным произведениям досугового и познавательного характера и «критического мышления» в отношении их; либо данное понятие рассматривается в узких рамках профессиональной подготовки по гуманитарным и художественным специальностям;

курсы, созданные для решения представленной проблемы вне обозначенных областей, носят узконаправленный и ознакомительный характер;

не разработаны практические механизмы развития навыков овладения экранной культурой, ориентированные на профессиональную деятельность будущих специалистов в разных сферах экономики.

В свете существующей программы реализации государственной образовательной политики Министерством обороны РФ, а также в связи с кадровым заказом Вооруженных Сил РФ на подготовку высокопрофессионального, инициативно мыслящего военного специалиста, способного к самостоятельной работе и творчеству, в настоящее время сложилась настоятельная необходимость в глубоком изучении проблемы развития экранной культуры будущего военного специалиста. Для ее успешного решения необходимо внедрение в образовательный процесс военного вуза специальных механизмов развития экранной культуры, ориентация обучающихся на исследовательскую поисковую деятельность.

В современной науке имеется ряд научных трудов, раскрывающих различные аспекты обозначенной проблемы. Значительную роль в формировании теоретической базы исследования играют концепции восприятия аудиовизуальной информации и механизмов трансформации виртуальным пространством представления о действительности (Д.Б. Богоявленской, Т.В. Москвина, К.Э. Разлогов, Ю.Н. Усов, Н.Ф. Хилько и др.), а также работы, посвященные вопросам совершенствования образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологий и мультимедиа-технологий (В.А. Лебедев, Д.Ш. Матрос, Е.С. Полат, Б.Е. Стариченко и др.).

Анализ культурологической, психолого-педагогической литературы, а также существующего опыта военного образования позволил выявить следующие противоречия:

между осознаваемой в Вооруженных Силах РФ потребностью в формировании нового поколения военных специалистов с высоким уровнем экранной культуры и существующей традиционной подготовкой в ввузе, не обеспечивающей необходимого уровня данного качества специалиста;

между возможностью современных инженерных ввузов значительно модернизировать применяемые педагогические технологии и низким уровнем экранной культуры курсантов, затрудняющим эффективное использование данных технологий;

между требованиями современной армии к квалифицированному военному специалисту, склонному к самообучаемости, способному эффективно решать служебные задачи, используя электронные информационные ресурсы, работать с информацией в различных форматах представления и обеспечивающимся ввузами уровнем готовности будущего военного специалиста к работе в условиях современной информационной среды;

между необходимостью повышения уровня экранной культуры в процессе обучения в военном вузе и отсутствием четкого понимания механизмов ее развития.

Названные противоречия делают актуальной проблему исследования, которая может быть сформулирована в форме вопроса: какой должна быть педагогическая система, обеспечивающая уровень развития экранной культуры будущих военных специалистов, достаточный для их эффективного функционирования в условиях современной военно-информационной среды.

Проблема обусловливает выбор темы исследования: «Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы».

Объект исследования: формирование профессиональной культуры будущих военных специалистов в период обучения в военном вузе.

Предмет исследования: развитие экранной культуры будущих военных специалистов в ходе самостоятельной работы.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогическую систему, направленную на развитие экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы.

Избранные объект, предмет и цель исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: достижение уровня развития экранной культуры будущего военного специалиста, достаточного для его эффективного функционирования в условиях современной военно-информационной среды, обеспечивается, если в образовательном процессе:

происходит развитие основных составляющих элементов экранной культуры: культуры отбора и поиска информации в экранном пространстве, культуры восприятия экранной информации, культуры анализа экранной информации, культуры преобразования и использования мультимедиа информации;

внедрена педагогическая система, направленная на развитие экранной культуры курсантов младших курсов; самостоятельная работа выступает основной формой организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется развитие экранной культуры курсантов;

выполняются педагогические условия – направленность самостоятельной работы курсантов младших курсов на овладение основами научного исследования; организация самостоятельной работы с учетом личностно-дифференцированного подхода; использование метода проектов в качестве ведущего метода обучения в процессе самостоятельной работы.

В соответствии с проблемой исследования, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ проблемы развития экранной культуры будущего специалиста в педагогической теории и практике; конкретизировать определение понятия «экранная культура военного специалиста», определить составляющие элементы экранной культуры будущего военного специалиста.

  2. Уточнить понятие «экранная культура будущего военного специалиста» применительно к условиям военного инженерного вуза.

  3. Разработать педагогическую систему, направленную на развитие экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы, определить и теоретически обосновать условия успешности развития экранной культуры.

  4. Разработать диагностический инструментарий, с помощью которого возможна объективная оценка успешности реализации педагогической системы в реальном образовательном процессе вуза.

Методологическую основу исследования составили философские положения о системно-структурном подходе к анализу сложных социальных явлений и процессов (И.В. Блауберг, В.В. Садовский и др.). В значительной степени исследование опирается на деятельностный (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и личностно ориентированный подходы (Э.Ф. Зеер, В.А. Якиманская и др.). При написании работы учитывался также компетентностный подход (Н.И. Гендина, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.).

Теоретической основой исследования выступают:

- теории педагогических систем и технологий (В.П. Беспалько, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Л.М. Кустов, Е.К. Осипьянц, Г.К. Селевко, М.П. Сибирская, В.А. Сластенин и др.);

- научные труды, посвященные проблемам организации самостоятельной работы (А.П. Беляева, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова и др.);

- исследования особенностей организации самостоятельной работы в военных вузах (С.А. Дочкин, В.Ф. Ковалевский, А.И. Смирнов и др.).

Для реализации поставленных целей и задач использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, классификация) и эмпирических методов исследования (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, нормативных документов, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование), изучение продуктов учебной деятельности курсантов, метод экспертной оценки, статистические методы обработки данных).

Исследование поводилось в несколько этапов, на каждом из которых применялись разные методы исследования.

На первом этапе - диагностико-констатирующем (2005-2006 гг.) – проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, накапливалась информация о сущности феномена экранной культуры, было проведено исследование состояния практики развития экранной культуры. Итогом этой работы стало формулирование рабочей гипотезы, конкретизация задач исследования и разработка путей их решения.

На втором этапе - экспериментальном (2006-2008 гг.) – осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, разрабатывалась педагогическая система, направленная на развитие экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы, велась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой анализировались полученные результаты, уточнялись условия успешности развития экранной культуры.

На третьем этапе - обобщающем (2008-2010 гг.) – посредством контрольных срезов проверялась успешность педагогической системы, направленной на развитие экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы, осуществлялась обработка и систематизация результатов, уточнялись теоретические и поисковые выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Базой исследования служило Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский танковый инженерный институт (ОТИИ). Исследованием были охвачены 117 курсантов, обучавшихся по специальностям «механик» и «электромеханик». В исследовании принимали участие 19 преподавателей института.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

впервые выявлена проблема развития экранной культуры у курсантов с различным базовым уровнем знания информатики;

впервые выявлена возможность повышения информационно-профессиональной компетентности будущего военного специалиста посредством целенаправленной деятельности по развитию его экранной культуры;

обоснован комплекс педагогических условий, способствующих успешности развития экранной культуры будущего военного специалиста, понимаемой как сложное системное качество личности, характеризующееся ее готовностью к функционированию в военно-информационной среде в соответствии с упорядоченной совокупностью личных эстетических и ценностно-смысловых ориентаций с помощью комплекса знаний, умений и навыков работы с экраном как средством отображения информации, позволяющее решать теоретические и практические задачи в военной сфере, регулировать военно-информационные взаимоотношения;

впервые выявлены особенности развития экранной культуры будущего военного специалиста–инженера: развитие навыков визуализации математических задач (изучение средств построения диаграмм, графиков и зависимостей), поиска информации в мультимедиа пространстве, создания наглядных мультимедиа презентаций выполненной работы; ориентация на задачи инженерной направленности (изучение систем автоматизированного проектирования и 3D-моделирования); изучение основных инженерных пакетов, существующих на настоящий период времени, их различий, достоинств, недостатков и выполняемых функций; знакомство с компьютерными тренажерами и основными принципами их использования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

уточнено и дополнено понимание сущности и содержания экранной культуры личности разработкой ее структуры, включающей культуру отбора и поиска информации в экранном пространстве, культуру восприятия экранной информации, культуру анализа экранной информации и культуру преобразования и использования мультимедиа информации;

обогащен понятийный аппарат педагогики за счет разработки понятий «экранная культура специалиста», «экранная культура военного специалиста», применительно к условиям образовательного процесса военного вуза;

дополнены теоретико-методологические основы проблемы профессионального развития личности будущего военного специалиста разработкой педагогической системы, направленной на развитие экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы в условиях образовательного процесса инженерного военного вуза;

теоретически обоснована значимость самостоятельной работы как важнейшего средства развития экранной культуры курсантов;

разработан комплексный критерий оценки уровня развития экранной культуры будущего военного специалиста – умение успешно использовать экранные средства для решения профессиональных задач, которому соответствуют четыре показателя: компьютерная грамотность, знание общих правил структурирования мультимедиа объектов, навыки работы в экранном пространстве и с мультимедиа объектами, стремления и ориентиры при работе в экранном пространстве.

Практическая значимость исследования состоит:

во внедрении в образовательный процесс военного вуза педагогической системы, направленной на развитие экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы; и связанной с этим модификации процесса обучения информатике и самостоятельной работы курсантов младших курсов, исходя из текущих потребностей их профессионального развития: потребности находить, обрабатывать и использовать в работе информацию; потребности эффективно представлять информацию с целью донести ее до потребителя; потребности создавать и редактировать комплексные документы; потребности применять в работе графические и видеоматериалы;

в создании научно-методического обеспечения процесса развития экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы, в том числе в разработке систематического курса «Основы экранной культуры», направленного на формирование у будущего военного специалиста знания общих правил структурирования экранной страницы, правил работы с различными элементами мультимедиа (текст, графика, анимация, элементы управления и оформления), видов электронных ресурсов, в том числе ресурсов Интернет; умений и навыков работы с графической информацией; умений использовать образное мышление как инструмент работы в информационном пространстве в профессиональной и учебной деятельности; умений формулировать информационные запросы; навыков оптимального информационного поиска; умений эффективно анализировать электронные информационные источники, применять их в практической работе; стремления организовывать свою деятельность с использованием навыков работы в экранном пространстве и в дальнейшем развивать свои творческие способности в этом направлении;

в подборе диагностического инструментария и измерительного материала, который может быть использован для оценки уровня развития экранной культуры будущего военного специалиста.

Разработанная педагогическая система позволяет решить проблему развития экранной культуры будущего военного специалиста посредством ее внедрения в образовательный процесс ввузов. Содержание и профессиональная направленность подготовки специалиста являются вариативной частью педагогической системы, поэтому на ее основе можно разработать методические рекомендации для нужной специальности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, подтверждением гипотезы исследования, а также позитивным изменением в динамике развития экранной культуры будущих военных специалистов в ходе занятий по курсу «Основы экранной культуры», воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством представления результатов исследования в докладах на IV Международном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продуктивного военного и гражданского назначения» (Омск, 2007), на III Межрегиональном информационном конгрессе «Роль регионов в реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (Омск, 2008), на межрегиональной научно-практической конференции «Военная техника и вооружение» (Омск, 2006) и региональных научно-практических конференциях «Многоцелевые гусеничные и колесные машины: разработка, производство, модернизация и эксплуатация» (Омск, 2006), «Новые технологии в образовании» (Воронеж, 2009); посредством публикаций в сборниках научных трудов; выступлений автора на заседаниях военно-научного общества и Ученого Совета ОТИИ, на научно-методических сборах преподавательского состава ОТИИ, заседаниях кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Экранная культура военного специалиста представляет собой сложное системное качество личности, характеризующееся готовностью военного специалиста к функционированию в военно-информационной среде в соответствии с упорядоченной совокупностью личных эстетических и ценностно-смысловых ориентаций с помощью комплекса знаний, умений и навыков работы с экраном как средством отображения информации, позволяющее решать теоретические и практические задачи в военной сфере, регулировать военно-информационные взаимоотношения. Ее развитие в условиях военного вуза возможно посредством развития основных составляющих ее элементов: культуры отбора и поиска информации в экранном пространстве, культуры восприятия экранной информации, культуры анализа экранной информации, культуры преобразования и использования мультимедиа информации.

  2. Развитие экранной культуры будущего военного специалиста обеспечивается педагогической системой, структура которой включает объединенные процессуальным блоком (регламентирующим организующую деятельность педагога и создание условий организации самостоятельной работы) содержательный (включающий информационный и программно-методический компоненты), обеспечивающий (включающий материальный, кадровый и мотивационный компоненты) и организационно-диагностический (включающий организационный и диагностический компоненты) блоки при переходе от целевого блока к результирующему. Самостоятельная работа как основная форма организации учебной деятельности в рамках разработанной педагогической системы способствует развитию основных составляющих элементов экранной культуры будущего военного специалиста.

Успешность развития экранной культуры курсантов младших курсов в процессе самостоятельной работы обеспечивается выполнением следующих педагогических условий: а) направленность самостоятельной работы будущего военного специалиста на овладение основами научного исследования; б) организация самостоятельной работы с учетом личностно-дифференцированного подхода; в) использование метода проектов в качестве ведущего метода обучения в процессе самостоятельной работы.

  1. Дифференцированную и обоснованную оценку уровня развития экранной культуры будущего военного специалиста (ниже допустимого, достаточного или оптимального) обеспечивает комплексный критерий - умение успешно использовать экранные средства для решения профессиональных задач, показателями которого выступают: компьютерная грамотность, знание общих правил структурирования мультимедиа объектов, навыки работы в экранном пространстве и с мультимедиа объектами, стремления и ориентиры при работе в экранном пространстве.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 222 источников, 8 приложений; содержит 11 таблиц, 5 рисунков, 208 страниц до приложений.

Понятие экранной культуры в современной педагогической науке

Профессиональная культура современного специалиста отличается многоплановостью, динамичным характером своего становления. Она включает как специфические для определенной профессиональной сферы компоненты, так и общие, отличающие, например, облик специалиста информационного общества. К числу таких компонентов относится и экранная культура, рассмотрению которой с позиции педагогической науки будет посвящен данный параграф. Однако прежде чем раскрыть сущность понятия «экранная культура» обратимся к трактовке более общих категорий «культура» и «культура личности».

Еще античные философы понятие «культура» (от лат. «cultura» - возделывание, обработка) использовали в значении «возделывание» человеком окружающего мира, приобретение разного рода навыков, формирование человеческой души. В обыденной речи мы используем это слово, включая в него определенную оценку происходящего [155]. Например, говоря о культурном поведении, мы вкладываем в характеристику положительный смысл, и напротив, рассуждая об отсутствии культуры, всегда подразумеваем некоторое несоответствие общепринятым нормам.

Изучению феномена культуры посвящены труды таких классиков русской философии, как В.Г. Афанасьев, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др. Социальную роль и функции культуры раскрывают С.А. Арутюнова, В.Е. Давидович, В. Дильтей, М. Кастельс, В.А. Кутырев, В.М. Межу-ев, Э.А. Орлова, Л.А. Орнатская, Н. Смезлер, Э.В. Тадемосян, Ж.Т. Тощенко, Е.Н. Хрисанфова, Т.П. Щедровицкий и др.

В самом широком, философском представлении культура — это «уровень внебиологического развития личности или общества в целом, это и деятельность человека, и ее выражение, и ее результат. Понятие культура включает в себя два основных уровня: предметные результаты деятельности людей (технологии, искусство и т.д.) и реализуемые в ней знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития» [191, с. 292].

Рассматривая культуру с точки зрения этики, А. Швейцер отмечает: «Культура - это прогресс, материальный и духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ. Конечной целью культуры является создание максимально благоприятных условий жизни. При этом борьба за существование ведется на два фронта: человеку приходится утверждать себя в природе — перед ее стихийными силами и в обществе - перед себе подобными. Следовательно, и сущность культуры двояка. Культура слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами» [214, С. 56].

Одной из содержательных граней культуры является культура личности, под которой принято понимать определенную систему качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемых личностью как ценностные и ценимые в обществе (П.С. Гуревич, Н.С. Злобин, А. Швейцер, К. Юнг и др.). Так, по мнению Б.И. Каверина, культура личности — это «интегральное качество, которое выражено мерой усвоения действующей и прошлой культуры, степенью и направленностью участия личности в культурно-творческом процессе, конкретными нормами и правилами межличностного общения и индивидуального поведения» [65, с. 270].

То есть культура личности - это, прежде всего, характерный для данного человека образ мыслей и образ действий. В свою очередь, она включает в себя целый ряд составляющих - экономическую, правовую, лингвистическую, эстетическую, информационную, профессиональную культуру и т.д., гармоничное сочетание которых дает в совокупности всесторонне развитую личность.

Основными составляющими культуры личности являются убеждения. Убеждение - определенное духовное состояние, свойство, для которого характерна генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно значимого и достоверного. Именно в убеждениях содержится то, чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Знание придает убеждениям смысл. Бедность, скудность культуры в немалой степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры.

В социологическом понимании культура и, в первую очередь, ее ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность — общество. В контексте общественной системы культура - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентации, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знако-во-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации [222].

Особенности экранной культуры современного военного специалиста

Изучение особенностей экранной культуры современного военного специалиста целесообразно начать с рассмотрения содержания базовых категорий, которые будут использоваться в данном исследовании.

Известно, что особенность - характерное, отличительное свойство, качество, признак чего-либо [218, с. 731]. В нашем исследовании мы обращаемся к особенностям экранной культуры современного военного специалиста как его профессионально значимому качеству.

Отметим, что офицер как субъект профессиональной деятельности обладает не только узкопрофессиональными качествами, но также аккумулирует в себе общую и военно-профессиональную культуру общества. Будучи специфической частью общей культуры, она представляет собой совокупность выработанных обществом на протяжении всего своего развития идейно-нравственных, социально-психологических, организационно-технических и других ценностей, связанных со сферой деятельности военнослужащего и обеспечивающих ее.

Развитие и усложнение военного дела сопровождалось и сопровождается широкомасштабными процессами разделения воинского труда, рождением огромного и постоянно нарастающего количества военных профессий и специальностей. Каждая воинская специальность требует соответствующей профессиональной подготовки субъекта деятельности, своего уровня профессиональной культуры. В то же время, при всем многообразии конкретных воинских специальностей, есть нечто общее, что присуще всему офицерскому составу как субъекту военно-профессиональной деятельности. Это общее отражается понятием «профессиональная культура офицера».

Изучению профессиональной культуры офицера посвящены работы П.А. Амбарововой, Л.Ф. Железняка, В.Ф. Ковалевского, Н.И. Красильникова, А.В. Ленского, И.Г. Панина, С. Рыкова и др. Обобщая авторские разработки, можно следующим образом конкретизировать определение профессиональной культуры офицера: профессиональная культура офицера — это системное качество, характеризующее уровень его социально-профессионального развития, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе военно-профессиональной деятельности и ее результатах.

Именно воинская деятельность, ее характер и особенности формируют общие для всех офицеров профессиональные качества. При этом понятие «профессиональная культура офицера» определяет идеальную модель тех профессиональных качеств, которыми должен обладать офицерский состав как субъект военно-профессиональной деятельности, главный носитель профессионализма в Вооруженных Силах РФ. Ядром военно-профессиональной культуры офицера, как отмечает В.Ф. Ковалевский, является «компетентность, в которую входит высокая степень профессионально-деловой надежности офицера» [74, С. 37].

В качестве компонентов профессиональной культуры офицера военные ученые, помимо профессиональных знаний, навыков и умений, сформированных индивидуально-психологических особенностей, рассматривают также нравственно-эстетические свойства личности, необходимые для успешной военно-профессиональной деятельности. Кроме того, на настоящем этапе развития информационных технологий в число важнейших профессиональных качеств входят качества специалиста в области информационно-аналитической работы, включающие информационную образованность, знание природы и сущности информации, ее свойств и функций, знание правовых гарантий и свобод информационной деятельности и т.д. Все это непосредственно выводит нас на проблему экранной культуры военного специалиста.

В контексте профессиональной культуры экранная культура военного специалиста пошшается нами как сложное системное качество личности, характеризующееся готовностью военного специалиста к функционированию в военно-информационной среде в соответствии с упорядоченной совокупностью личных эстетических и ценностно-смысловых ориентации с помощью комплекса знаний, умений и навыков работы с экраном как средством отображения информации, позволяющее решать теоретические и практические задачи в военной сфере, регулировать военно-информационные взаимоотношения.

Под военно-информационными отношениями в данном определении мы понимаем информационное взаимодействие подразделений и частей российской армии с целью координации и оптимизации их деятельности и объединения их в эффективно функционирующую в современном мире систему Вооруженных Сил РФ, а также информационное взаимодействие и обмен опытом между вооруженными силами РФ и других стран на этапе развития современного общества, построенного на знаниях и информации. Военно-информационная среда представляет собой единую информационную среду российской армии, обеспечивающую информационные процессы и военно-информационные отношения в армии.

Диагностическое исследование уровня развития экранной культуры курсантов первого курса

Диагностика исходного уровня развития экранной культуры первокурсников была проведена на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (2005-2006 гг.).

Задачами опытно-экспериментальной работы, последовательно реализуемыми на данном этапе стали:

- определение уровней и соответствующих им характеристик развития экранной культуры курсантов;

- выбор комплексного критерия оценки и определение показателей развития экранной культуры курсантов;

- изучение сложившейся в ОТИИ практики развития экранной культуры курсантов;

- проведение входной диагностики:

1. проведение ретроспективного анализа: определение уровня экранной культуры старшекурсников согласно условной шкале, принятой для выявления динамики развития исследуемых характеристик экранной культуры, и основных трудностей старшекурсников при работе с экранной информацией;

2. выявление основных трудностей первокурсников при работе с экранной информацией, оценка исходного среднего уровня развития экранной культуры курсантов согласно принятой шкале и проверка адекватности результатов математической статистикой, оценка среднего уровня развития экранной культуры курсантов по отдельным показателям;

- проведение качественного анализа экранной культуры первокурсников перед началом обучения.

В качестве экспериментальных были избраны 3 группы курсантов 1 курса, обучавшихся по специальности «механик». Выборка курсантов экспериментальных групп (ЭГ) составила 88 человек, из них в ЭГ-1 — 30 курсантов, в ЭГ-2 — 30 курсантов, в ЭГ-3 — 28 курсантов. Контрольной группой (КГ) стала группа первокурсников, обучавшихся по специальности «электромеханик»; ее численность составила 29 человек. Основные параметры ЭГ и КГ были сходными, что позволило в дальнейшем проводить сравнение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов по группам.

В экспериментальной работе принимали участие 19 преподавателей, в числе которых - два кандидата педагогических наук и четыре кандидата технических наук.

Методами исследования на констатирующем этапе исследования были избраны: анализ педагогического опыта, анализ возможностей учебной дисциплины в развитии экранной культуры, наблюдение, метод экспертной оценки, опросные методы (беседа, интервьюирование, анкетирование), тестирование.

Принципиально важным в нашей работе явился выбор характеристик уровня развития экранной культуры будущих военных специалистов. Эти характеристики определялись нами, исходя из результатов теоретического анализа, представленного в первой главе исследования. Использованная нами трехступенчатая уровневая градация позволила следующим образом уточнить границы избранных уровней развития экранной культуры курсантов:

- уровень ниже допустимого - характеризуется наличием у курсантов умения распознавать информационные процессы в экранном пространстве, общей компьютерной грамотности; отсутствием самостоятельности, креативности в осуществлении экранной деятельности; экранная деятельность носит стихийный и бессознательный характер;

- достаточный уровень — характеризуется готовностью к решению профессиональных задач с помощью экранных средств, осознанием мотивов своей деятельности в экранном пространстве; наличием некоторых навыков восприятия, поиска, отбора, анализа экранной информации (навык выделения образно-смысловых связей, композиционные и графические навыки и т.д.) и преобразования мультимедиа информации;

- оптимальный уровень — характеризуется наличием творческого подхода к деятельности в аудиовизуальном пространстве экрана; выработанной стратегией восприятия экранного изображения и осуществления любой информационной деятельности в экранном пространстве; различением художественного аспекта мультимедиа информации; умением применять мультимедиа информацию к решению практических задач; способностью к повышению средствами мультимедиа уровня своего профессионализма и общей культуры личности.

Таким образом, нами были выбраны те характеристики экранной культуры, которые определяют способность будущего военного специалиста эффективно действовать в военно-информационной среде как одно из наиболее важных профессиональных качеств, востребованных в быстро модифицирующихся Вооруженных Силах.

Для выбора комплексного критерия оценки уровня развития экранной культуры курсантов обратимся к трактовке данного понятия. Под «критерием» принято понимать признак, качество, на основе которого можно судить о состоянии и уровне функционирования и развития чего-либо. «Энциклопедия профессионального образования» дает следующее его определение: «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки» [218, с. 501].

Похожие диссертации на Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы