Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Евдокимова Ольга Ивановна

Развитие творческих способностей будущего учителя технологии
<
Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Развитие творческих способностей будущего учителя технологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Евдокимова Ольга Ивановна. Развитие творческих способностей будущего учителя технологии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Липецк, 2002 156 c. РГБ ОД, 61:02-13/1910-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Теоретические основы развития творческих способностей личности в учебной деятельности

1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей личности 11

1.2. Возможности дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» для развития творческих способностей студентов 38

Выводы по 1-й главе 56

ГЛАВА 2 Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды»

2.1. Педагогические условия развития творческих способностей студентов 61

2.2. Результаты педагогического эксперимента по развитию творческих способностей будущего учителя технологии 91

Выводы по 2-й главе 116

Заключение 118

Список используемой литературы 122

Приложения 136

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В период активного социально-экономического и нравственного преобразования нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательной, так и для высшей школы. В этом направлении эффективность подготовки учителей технологии в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности в решении практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию в соответствии с объективными условиями и субъективными возможностями. Следует учитывать, что развитие творческих способностей обучающихся происходит в том случае, если учитель сам наделен этими способностями, если он умеет вводить детей в мир творчества, активного поиска оригинальных решений поставленных задач.

Рассматривая проблему развития творческих способностей будущих учителей технологии как важнейшее условие профессиональной подготовки специалистов, мы считаем, что усиление личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности сделает ее более творческой. В этой связи актуальной становится проблема развития творческих способностей студентов, которая требует к себе особого внимания и нуждается в изучении, выявлении и научном обосновании педагогических условий повышения творческого потенциала будущих педагогов.

Научный анализ специальной литературы, посвященной проблемам организации учебных занятий, включающих различные виды творческой активности обучающихся, раскрыт достаточно полно (П.Н. Андрианов, Ю.К. Бабан-ский, Ю.К. Васильев, Б.И. Додонов, Г.Л. Ермаш, В.Г. Злотников, И.П. Короленко, М.П. Пальянов, В.Г. Разумовский и др.). Развитие творческих способ-

ностей субъектов обучения (В.Г. Асеев, СМ. Василевский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.Р. Дадашев, Е.В. Завгородняя, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.Н. Колбановский, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, Р.А. Петровский, Б.М. Теплов, Э.А. Фарапонова, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.) свидетельствует о том, что творческие способности личности формируются на протяжении всей жизни человека, однако в генезисе их становления имеются оптимальные периоды для эффективного развития этих высших психических функций, включающие и годы обучения в вузе. Учебно-воспитательная среда высшей школы способствует развитию творческих способностей студентов, а целенаправленная работа в этом направлении увеличивает ее эффективность.

Высокая социальная и педагогическая значимость проблемы развития творческих способностей обусловила необходимость теоретической и практической разработки различных ее аспектов в обучении и процессе изучения различных учебных дисциплин (А.Д.Алехин, В.Г. Беда, Н.С. Боголюбов, В.А. Гер-вер, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, Г.В. Черемных, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.). Проблема организации учебной и декоративно-прикладной деятельности как творческой, раскрыта в трудах: Т.В. Гановой, В.Ф. Григорьева, М. Даутова, П.Г. Демчева, Н.В. Ефре-мичевой, В.В. Корешкова, С.Н. Новикова, В.В. Сидоренко, М.В. Соколова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикалова и др. Вместе с тем, развитию творческих способностей студентов педвузов в процессе обучения технологии швейного производства, а также основ конструирования и моделирования одежды исследователями уделяется недостаточно внимания.

Таким образом, налицо существенное противоречие между педагогической необходимостью развития творческих способностей студентов в процессе преподавания дисциплин «Основы конструирования и моделирования одежды» и «Технология швейного производства», с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических и методических рекомендаций осуществле-

ния преподавателем вуза этого процесса в педагогической теории и практике -с другой.

Обнаруженное противоречие определяет проблему специального педагогического исследования, суть которой мы видим в том, чтобы найти методические пути и условия развития творческих способностей будущего учителя технологии в процессе преподавания предметов «Основы конструирования и моделирования одежды» и «Технология швейного производства».

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей будущего учителя технологии».

Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий развития творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства», «Основы конструирования и моделирования одежды».

Объект исследования: процесс развития творческих способностей в системе профессиональной подготовки будущего учителя технологии.

Предмет исследования: процесс выявления педагогических условий развития творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства на занятиях по технологии швейного производства, основам конструирования и моделирования одежды.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей студентов педвуза при изучении дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» будет более эффективно, если в обучении используется личностно ориентированный подход, предусматривающий:

вариативное содержание учебного материала;

индивидуальную форму организации обучения;

возможность выбора персональной технологии конструирования, моделирования и изготовления одежды;

делирования и изготовления одежды;

- работу студента по личной программе учебной деятельности. Задачи исследования:

  1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей будущего учителя технологии в психологической и педагогической науке и практике.

  2. Разработать методику диагностики творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства в процессе конструирования, моделирования и изготовления одежды.

  3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей студентов технологии при изучении дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды».

Методологической основой исследования являлись ведущие положения философии, психологии и педагогики о сознательном и созидательном характере человеческой деятельности, об активности личности и объективных процессах ее развития, о закономерностях процесса познания, о многофакторном развитии личности в процессе обучения, о специфике творческой изобразительной деятельности, о развитии творческих способностей в процессе обучения.

Теоретической базой исследования послужили психологические теории деятельности (А.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.), основные положения развития личности учителя (М.А.Вейт, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И.Щербаков и др.), развития творческих способностей обучающихся в процессе учебной деятельности (П.Н. Андрианов, Ю.К. Бабанский, Ю.К. Васильев, В.Г. Разумовский и др.).

Методы исследования:

теоретический обзор и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

изучение и обобщение передового педагогического опыта работы преподавателей факультета технологии и предпринимательства по развитию творческих способностей студентов при преподавании предметов «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды»;

наблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе изучения ими дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды»;

анализ учебных и творческих (дипломных, курсовых) работ студентов;

беседы со студентами, преподавателями и учителями-методистами, занимающимися интересующей нас проблемой;

анкетирование студентов;

тестирование студентов и преподавателей по различным методикам;

педагогический эксперимент.

Организация исследования: экспериментальная работа проводилась в Липецком государственном педагогическом университете. В эксперименте принимали участие 75 студентов первого, второго и третьего курсов факультета технологии и предпринимательства. Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1995 - 1996гг.) изучался опыт работы преподавателей технологии в педвузах, велись теоретические разработки проблемы исследования, проводились беседы, наблюдения, выявлялась сущность способностей личности, изучались педагогические условия обучения, содействующие развитию творческих способностей студентов в этом процессе, проводилось анкетирование студентов и первое тестирование с целью определения уровней разви-

тия у них творческих способностей.

На втором этапе (1996 - 1999 гг.) разрабатывалось методическое пособие, проводился обучающий эксперимент, включающий различные педагогические условия развития творческих способностей студентов технологии в процессе прохождения практикума в учебной мастерской по конструированию, моделированию и пошиву швейных изделий, проводилось повторное тестирование студентов, принимавших участие в эксперименте.

На третьем этапе (1999-2002 гг.) анализировался и обобщался экспериментальный материал, который оформлялся в виде диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

обоснована необходимость и возможность развития творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды», включающих: способность восприятия художественного образа, пространственное и образное мышление, зрительную память, творческое воображение, легкость и широту ассоциирования, эмоциональное отношение к деятельности, сенсомо-торные качества, работоспособность, самостоятельность и критичность;

выявлены и научно обоснованы педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе обучения технологии швейного производства и основам конструирования и моделирования одежды, предусматривающие: личностно ориентированный подход к обучению; вариативное содержание учебного материала; индивидуальную форму организации учебной деятельности; работу студента по личной программе обучения; возможность самостоятельного выбора технологической обработки деталей и модели для составления конструкции изделия;

выявлены уровни проявления творчества и самостоятельности в учебной деятельности студентов в мастерской швейного производства по изготов-

лению выбранного ими изделия.

Практическая значимость исследования заключается в разработанной и экспериментально проверенной методике обучения, включающей вариативное содержание учебной деятельности студентов в швейной мастерской, индивидуальную форму ее организации, содействующую развитию их творческих способностей. Разработанное соискателем методическое пособие используется преподавателями и учителями школ в процессе проведения учебных занятий, факультативов и кружков по моделированию и изготовлению одежды.

На защиту выносятся педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды», базирующиеся на личностно ориентированном подходе к обучению, включающем: вариативное содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, возможность выбора технологии по изготовлению конечного изделия, работу студента по личной программе учебной деятельности.

Внедрение результатов исследования:

Методика развития творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» внедрена в практику работы факультета «Технология и предпринимательство» ЛГПУ.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций основных положений работы. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры теории и истории педагогики и кафедры профессиональной подготовки ЛГПУ, на научно-практических конференциях. По результатам исследования опубликовано 7 работ.

Научные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обоснова-

ны и достоверны, так как получены в результате анализа и обобщения психолого-педагогической, методической литературы и подтверждены в процессе проведения исследования исходными методологическими позициями, а также результатами педагогического эксперимента. Личное участие автора в полученных результатах исследования состоит в теоретической разработке поставленной проблемы исследования, в подготовке материалов для экспериментального обучения, анализе и обобщении полученных результатов эксперимента, разработке рекомендаций по развитию творческих способностей студентов в процессе обучения.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей личности

Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. В своих работах они отмечали роль творчества в процессе становления человеческой личности. Природу творчества рассматривали Аристотель, Е. С. Громов, А.Ф. Лосев, А. Г. Скрипкин, П. А. Флоренский и многие др. Философское исследование творчества показывает его место и роль в развитии человеческой культуры, в процессе становления человека как личности.

В области психологии и педагогики данной проблемой занимались Б.Г.Ананьев, О.Н. Абдуллина, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, И. Я. Каплунович, В. И. Кириенко, B.C. Кузин, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.

Социально-нравственный и эстетический аспект творчества рассматривали Л. М. Баткин, Г. К. Вагнер, В. В. Ванслов, Д. С. Лихачев, С. Г. Петрова и др. Эта проблема привлекает и ученых-педагогов. В последнее время значительно активизировалось изучение вопросов взаимодействия учебного и творческого процессов. Ими изучаются закономерности развития творчества, рассматриваются формы и методы построения учебного процесса для формирования творческой личности, выявляются механизмы раскрытия изначально заложенных в ребенке возможностей. Многие педагогические исследования направлены на совершенствование процесса образования, в частности - на раскрытие творческого потенциала личности.

Педагогический аспект проблемы затрагивает поиск нового содержания, форм и методов обучения, в основу которых положена высокая активность личности студента. А это напрямую зависит от наличия способностей к выбранному виду деятельности. Знание их природы, принципов развития позволят создать условия, в которых они развиваются наиболее эффективно.

На исследования проблемы способностей наибольшее влияние оказали труды отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.

Сложность данной проблемы заключается в том, что понятие способности тесно взаимосвязано с такими категориями как задатки, одаренность, талант, гениальность.

Для того чтобы полнее понять природу способностей, рассмотрим такие категории как задатки и одаренность.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма, природные предпосылки его развития [130, 62]. «Развитие человека как социального существа было бы немыслимо, если бы он с самого рождения не обладал анатомо-физиологическими заданными способностями, отличающими его и других приматов» [111, 18]. Влияние на развитие других задатков и далее - на развитие способностей к различным видам деятельности оказывают особенности нервной системы, структуры мозга человека. Как установлено психологами, «...в задатках следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, и, прежде всего те, которые проявляются у человека в самом начале какой-либо деятельности»

Природные предпосылки развития творческих способностей человека обусловлены наследственностью (генотипом), особенностями эмбрионального развития, условиями рождения и естественным созреванием ребенка в первые годы жизни (см. рисунок 1).

Педагогические условия развития творческих способностей студентов

В настоящее время в условиях демократизации общественной жизни складываются предпосылки для распространения и развития личностного подхода к образованию, который предполагает право каждой личности на самоопределение, саморазвитие в соответствии с собственными интересами, одновременное рассмотрение личности как субъекта и объекта образовательного процесса. Это заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей и дарований человека к саморегуляции и самообразованию.

Поиск оптимальных педагогических условий развития творческих способностей студентов должен базироваться на учете индивидуально значимой для них деятельности, в которой может реализоваться ранее приобретенный опыт. Такой подход к обучению назван личностно ориентированным. Лично-стно ориентированное обучение направлено, прежде всего, на развитие творческих способностей, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся [186]. Как правило, оно опирается на имеющиеся у них задатки, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт. При этом содержание обучения и формы организации учебной деятельности должны подбираться таким образом, чтобы обучающийся мог не только раскрыть в ней свой творческий потенциал, но и развить интеллект и определенные способности.

При этом интеллект как совокупность знаний, умений и индивидуальных качеств личности является важным средством развития творческих способностей обучающихся на основе общественно значимых ценностей и внутренних установок, выступающих основной целью образования. В этой связи обучение моделированию и конструированию одежды становится значимым, поскольку в нем ставится цель - развить творческие способности студентов для дальнейшего саморазвития и самообразования в других видах творческой и познавательной деятельности. Причем, от способов реализации такого подхода зависит сам процесс учения (его легкость, результативность, интерес к нему, познавательная активность, эффективность использования времени и т.д.).

По мнению И.С. Якиманской, обучение, по своей сути, должно создавать условия для развития каждой личности и при этом оно будет являться развивающим и личностно ориентированным. Личная ориентация и индивидуальность студента в процессе обучения моделированию, конструированию и изготовлению одежды может проявляться при выборе:

фасона для модели изделия;

компоновки и цветового решения модели;

художественного оформления изделия;

конструкции, с помощью которой будет производиться раскрой изделия;

технологии, по которой будет производиться обработка материала при изготовлении выбранной модели.

Выбор происходит на основе эмоционально-личностного отношения студента к своей деятельности, потребностей, интересов, устремлений и способностей. Следует отметить, что вопросы развития творческих способностей студентов на основе реализации личностно ориентированного подхода к обучению затрагивают весь традиционный комплекс педагогических условий осуществления педагогического процесса. И в первую очередь - цели, содержание обучения, организационные формы, методы, средства и систему контроля за процессом обучения. Весь этот комплекс должен быть организован в систему с четкими взаимосвязями между ее отдельными компонентами. Анализ применения раз 63

личных приемов формирования и развития творческих способностей студентов в процессе преподавания различных учебных предметов в вузе позволил обобщить их и конкретизировать в теоретическую модель деятельности преподавателя и студента по развитию творческих способностей в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» (см. таблицу 1).

Определение целей обучения и адекватных им педагогических условий составит основу эффективной учебной деятельности. Стимулом к такой деятельности являются внешние и особенно внутренние противоречия, которые являются ядром любого учебно-воспитательного процесса независимо от того, на что он направлен - на формирование знаний и умений или на развитие творческих способностей обучающихся.

Учет этих противоречий в практике обучения моделированию, конструированию и изготовлению одежды через раскрытие различных подходов их осуществления необходим для повышения результативности обучения и развития творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства.

Результаты педагогического эксперимента по развитию творческих способностей будущего учителя технологии

Для определения уровней развития творческих способностей студентов было проведено два тестирования. Первое - в начале обучения технологии швейного производства и основам конструирования и моделирования одежды, второе - после пройденного обучения данных дисциплин.

Нельзя не отметить, что возможности любых тестовых методик весьма ограничены, поскольку они относительно измеряют отдельные способности человека.

В начале экспериментальной работы было определено содержание теоретических и практических сведений, которые должны были знать все студенты, работающие в мастерской. При его разработке мы учитывали имеющиеся знания и умения студентов, полученные на начальном этапе изучения, и их дальнейшее развитие.

Помимо теоретического учебного материала в программу включались практические и графические задания: подготовка эскизов; преобразование формы отдельных деталей путем удаления частей; выполнение чертежей по описанию; элементы конструирования или проектирования несложного узла модели на свободную или заданную тему и др.

Профессиональная направленность обучения студентов усиливалась за счет выбора приемов и методов обучения, включающих: создание проблемной ситуации; анализ условий и методических особенностей заданий по конструированию и моделированию как отдельных узлов одежды, так и модели в целом; обоснование последовательности их решения; самостоятельное составление заданий по выбранной теме; обмен мнениями; поиск, исследование, открытие, стимулирующие творческую инициативу студентов. Принцип самостоятельности в учебной работе пронизывал всю систему обучения, создавая условия для проявления активности мышления студентов. Самостоятельность и активность обучения в педагогическом институте всегда приобретает характер актуальной необходимости, поскольку самая совершенная методика обучения будет неэффективна без ведущего лейтмотива обучения - самостоятельности в приобретении знаний и умений. В связи с этим самостоятельная работа студентов выступает не только как фактор профессионального становления будущего учителя, но и, в значительной степени, как стимул, способствующий развитию творческой индивидуальности каждого студента.

Самостоятельная деятельность студентов по приобретению знаний и умений предполагала четкую регламентацию всего процесса обучения, учитывая при этом содержание учебного материала, условия обучения, уровень подготовленности студентов к восприятию и усвоению знаний и умений и др. Активная самостоятельная работа развивала у них такие качества личности, как организованность и дисциплинированность, умение анализировать факты и явления, активность и инициативу, способствовала развитию аналитического мышления.

Проблема развития самостоятельности студентов в учебной деятельности выявлялась уже на первом курсе. У них наблюдался стереотип школьного обучения, ориентированного на механическое запоминание. Как показывает практика обучения, студенты первых курсов не умеют распределять свое учебное время, самостоятельно отбирать необходимые материалы, составлять план работы. У них еще не развиты представления об анализе и синтезе как основном инструменте решения учебных задач.

На этом этапе обучения студентам предлагалось решать задачи «по образцу». Выполнение работы по образцу способствовало выработке приемов конструкторской деятельности, чтобы затем создать основу для ее дальнейшей организации. Работа продолжалась в направлении индивидуализации учебной деятельности, достигаемой в процессе организации дискуссий, конкурсного решения заданий, выступлений студентов, подготовки заданий по изученному материалу.

В экспериментальном обучении использовалась такая форма работы, при которой студенты самостоятельно готовили новый учебный материал с предварительной консультацией преподавателя и затем выступали с ним на лекциях перед другими студентами, где учились общаться с аудиторией, формировали умение сотрудничать со своими коллегами, проявляли творчество в подготовке к такому занятию, подбирая необходимые наглядные пособия и средства обучения, имеющиеся на кафедре. Подобное сотрудничество приносило много положительных моментов не только в профессиональной подготовке студентов, но и при изучении нового учебного материала по дисциплинам «Основы конструирования и моделирования одежды» и «Технология швейного производства».

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей будущего учителя технологии