Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Григорьева Элеонора Игоревна

Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
<
Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Григорьева Элеонора Игоревна. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Тольятти, 2002 236 c. РГБ ОД, 61:03-13/1220-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Теоретико-методологические основы подготовки будущего учителя к развитию цвето восприятия детей младшего школьного возраста 15

1.1. Понятие «цветовосприятие» в историческом развитии ив изобразительной деятельности 15

1.2. Содержание, структура и критерии эффективности методической системы обучения студентов развитию цветовосприятия младших школьников в изобразительной деятельности 34

1.3. Организационные, психолого-педагогические и дидактические условия подготовки студентов к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста 59

1.4.Состояние профессиональной компетентности учителя в развитии цветовосприятия младших школьников в современной системе образования 91

Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование эффективности подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста 102

2.1 Организация исследования проблемы подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста 102

2.2 Педагогические технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста 110

2.2.1 Инновационные методы, формы и средства в технологии подготовки будущего учителя к преподаванию изобразительного искусства младшим школьникам ПО

2.2.2 Игровые технологии в развитии способностей младших

школьников в области цветовосприятия 136

2.2.3.Использование наглядных пособий и технических средств в подготовке будущего учителя кразвитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста 148

2.2.4. Развитие цветовосприятия детей младшего школьного возраста студентами во внеурочной деятельности в периодпедагогической практики 154

2.3. Обобщающий анализ эффективности педагогической деятельности студентов в практике развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста 159

2.4. Методические рекомендации по профессиональной подготовке будущего учителя к процессу развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста 163

Заключение 174

Библиографический список использованной литературы 177

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что общий культурный прогресс определяет тенденцию активного развития образовательной системы. Сегодня потребность в квалифицированных педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего профессиональньного роста, в совершенствовании профессиональных и личностных качеств.

Учитель изобразительного искусства в школе является для ребенка ориентиром в культурной жизни общества. Насколько высок уровень образованности и профессионализма учителя в творческом и педагогическом плане, настолько его ученики будут культурно воспитаны и эстетически развиты.

Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития личности. Современные города заполнены яркими искусственно созданными красками, раздражающими детскую психику. В такой среде обитания не остается места для душевных переживаний по поводу красоты окружающего мира. Нелегко воспитать цветовую культуру в обществе, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, его эстетический вкус, мышление и творческие способности, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте.

Гуманизация образования усиливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей на факультетах изобразительного искусства. Одним из важнейших направлений реформы образования является педагогическая инноватика, связанная с применением педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности в успешном обучении школьников.

Заметный вклад в исследование творчества, как важнейшего условия

инновации в педагогическом процессе, внесен А.А. Андреевым [5], Ю.К. Ба-банским [11], Д.Б. Богоявленским [23], В.И. Загвязинским [67], Я.А. Пономаревым [154], В.А. Сластениным [170], В.И. Щеголем [201] и др. Одним из определяющих условий развития цветовосприятия выступает дидактически организованный процесс обучения. Творчество педагога проявляется в умении проектировать и реализовывать различные технологии обучения, находить их сочетания и определять оптимальность конкретных технологий обучения. При функциональной целостности процесса обучения технологические приемы дополняют друг друга, компенсируют недостаточную эффективность каждой из них и создают оптимальные условия для развития учебного процесса.

Вопросы методики обучения цветовосприятию дошкольников и младших школьников исследовали Л.И. Божович [25], Г.Г. Григорьева [55], В.В. Давыдов [56], Е.И. Игнатьев [79], Т.С. Комарова [97], Э.И. Кубышкина [99], Б.М.Неменский [135], Л.В. Пантелеева [147], И.Б. Шешко [198].

Проблемой дидактической игры, влияющей на изобразительную деятельность детей, занимались такие видные исследователи, как А.В. Бакушинский [12], Т.С. Комарова [96], М. Монтессори [130], Б.П. Никитин [137], Н.П. Сакулина [165], Е.И.Тихеева [181], БИ. Хача-пуридзе [189], Д.Б. Эльконин [202].

Исследованию межпредметной интеграции в обучении изобразительному искусству посвящены работы: Й.Л. Головановой [51], Л.Д. Даниловой, Т.А.Котляковой, Т.Ю. Кулагиной [58], Н.П. Ильенко [85], Л.Г. Савенковой [163], Б.П. Юсова [205] и др.

Указанные исследования, несомненно, внесли существенный вклад в совершенствование методики преподавания изобразительного искусства, однако, существенно не повлияли на качество содержания обучения изобразительному искусству, особенно в области развития цветовосприятия.

Новые социально-экономические отношения способствовали открытию новых образовательных учреждений инновационного типа (лицеев искусств, школ эстетического развития и др.), что поставило детей в неравные условия

обучения. В этой ситуации необходимо повышение качества подготовки будущего учителя изобразительного искусства еще в вузе, где освоение ими новых технологий обучения младших школьников изобразительному искусству в общеобразовательной школе повлечет более эффективное развитие цветовосприятия младших школьников.

Анализ современного состояния подготовки учителей изобразительного искусства, занимающихся развитием цветовосприятия позволил выявить следующие недостатки в существующей образовательной системе:

неразработанность системы подготовки студентов факультета изобразительных искусств по вопросам развития цветовосприятия у учащихся младших классов;

отсутствие интегративного подхода в методической подготовке будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства;

несовершенство содержания и технологий образовательного процесса, связанных с развитием цветовосприятия при обучении изобразительному искусству в начальной школе;

недостаточная методическая оснащенность по выявлению психолого-педагогических и дидактических условий, способов, методов эффективной реализации педагогических технологий развития восприятия цвета у учащихся младших классов;

отсутствие преемственности в преподавании методики изобразительного искусства для школы и дошкольных образовательных учреждений.

В последние годы в нашей стране интенсивно осваиваются инновационные технологии преподавания, в том числе, и в младших классах, но именно на начальном этапе школьного образования возникает ряд противоречий между:

- стремлением общества выйти на качественно новый уровень
социально-экономического, политического, духовного развития и
недостаточной реализацией инновационных технологий при подготовке
специалистов по изобразительному искусству в школе, где ребенку были бы
предоставлены принципиально иные возможности накапливать и раскрывать

6 личностный творческий потенциал;

содержанием, технологиями педагогического процесса в начальной школе, действующих в рамках традиционной репродуктивной парадигмы, и необходимостью формирования художественно-творческих способностей ребенка;

необходимостью повышения эффективности формирования художественных способностей детей и недостаточной подготовленностью педагогов к этой деятельности;

требованием учета эмоциональной сферы ребенка и неумением многих учителей использовать данный потенциал в развитии цветовосприятия;

выявлением психолого-педагогических и дидактических условий реализации педагогических технологий по развитию цветовосприятия у детей младшего школьного возраста и недостаточным обеспечением материально-технической базы учебных заведений.

Выявленные недостатки и противоречия послужили основанием для формулировки проблемы исследования: «Каковы психолого-педагогические условия, являющиеся достаточным основанием для корректировки методического обеспечения подготовки студентов к эффективному развитию цветовосприятия младших школьников».

Цель исследования: повысить эффективность подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности посредством внедрения в учебный процесс педагогических технологий.

Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в области изобразительной деятельности.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе художественного воспитания.

На основе изучения теории и практики развития цветовосприятия нами

выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в том, что процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия младших школьников в изобразительной деятельности будет эффективным, если:

педагогическому процессу придается практико-ориентированная и индивидуально-творческая направленность, предусматривающая вооружение студентов современной педагогической технологией;

реализована система взаимодействия преподавателей и воспитанников в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства;

технология подготовки будущего учителя основывается на педагогической модели, учитывающей организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты;

в содержании технологии подготовки будущего специалиста используются разнообразные формы, методы и средства развития цветовосприятия младших школьников;

соблюдается определенная последовательность и этапы подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, способствующие развитию цветовосприятия и сознательного цветовоспроизведения в младшем школьном возрасте;

изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется студентами в тесной взаимосвязи с собственной творческой деятельностью, что повышает профессиональное мастерство будущего учителя-художника;

педагогическая деятельность будущего учителя обеспечена системой упражнений для ознакомления школьников с цветоведческими понятиями, динамическими и статическими пособиями по развитию цветовосприятия учащихся.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:

1. Изучить современное состояние профессиональной компетентности

учителей изобразительного искусства в развитии цветовосприятия младших школьников (констатирующий эксперимент).

  1. Разработать модель педагогической технологии подготовки будущего учителя изобразительного искусства, направленную на развитию цветовосприятия младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

  2. Проверить эффективность педагогической технологии по развитию цветовосприятия у детей в процессе проектирования, тренинга, диагностики и корректировки педагогической деятельности (формирующий эксперимент).

  3. Внедрить в образовательный процесс в период педагогической практики студентов педагогическую технологию по развитию цветовосприятия младших школьников и сравнить полученные результаты с обучением по стандартной методике (контрольный эксперимент).

Методологическую основу исследования составляют: теория познания как основа научной педагогики; положения философии о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира; теория отражения; единство теории и практики, системно-комплексный и личностно ориентированный подход к изучению педагогических явлений, а также классические и современные труды по образовательным проблемам философии (НА. Бердяев [18], Гессен СИ. [47] и др.), системно-комплексному анализу (И.В.Блауберг, Э.Г. Юдин [22], Н.В. Кузьмина [105], ВА. Якунин [207]); интеграции научно-теоретической, психолого-педагогической и дидактической ( ММ. Левина [112], И.Я. Лернер [114], М.И. Махмутов [120]); современным образовательным технологиям обучения; теории моделирования и конструирования учебного процесса и содержания образования (В.П. Бес-палько, ЮГ. Татур [20], В.Ф. Паламарчук [146], ВА. Сластенин [172], Н.Ф. Талызина [180], Ю.К. Чернова [193]); концепции профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (Ю.К. Бабанский [11], АА. Вербицкий [37], ЮА. Кустов [108],

В.И. Щеголь [200]); общетеоретическим положениям психологии личности (Л.С. Выготский [45], Л.В. Занков [69]); аспектам личностно-деятельностного анализа в формировании индивидуальности учащегося (В.В. Давыдов [56], А.Н. Леонтьев [113]).

Реализация проблемы основана на методологических подходах отечественных и зарубежных авторов к обучению детей младшего школьного возраста изобразительному искусству: психологии восприятия (Г. Гельмгольц [49], Р.Л. Грегори [54], А.В. Запорожец [71], B.IL Зинченко [74], А.Н. Леонтьев [113], Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс [149]); физики цвета (В. Бецольд [21], И.В. Гете [48], В. Оствальд [142]), психологии творчества (Р. Арнхейм [7], К. Валентайн [30], Л.С.Выготский [43]), психолого-педагогической теории игры (О.М. Дьяченко [63], Е.В. Игнатьев [80], Д.Б. Эльконин [202]); методике преподавания изобразительного искусства в школе (Э.И. Кубышкина [99], B.C. Кузин [102], Н.Н. Ростовцев [159]); исследованиях по проблемам развития цветовосприятия при обучении изобразительному искусству (Е.А. Аркин [6], И.Е. Богуславская [24], В.П. Бражас [27], ТС. Комарова [96], Э.И. Кубышкина [101], Э.Г. Пилюгина [152], Е.А. Флерина [186] и др.); инновационных программах по изобразительному искусству (А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова [47], Л.П. Ильенко [85], Л.Г. Савенкова [163] идр).

Стержневой идеей нашего исследования является обеспечение профессионально-педагогической подготовки студентов факультета изобразительных искусств инновационными технологиями (интегративными, игровыми и др), повышающими эффективность развития цветовосприятия школьников в процессе изобразительной деятельности.

Для проверки гипотезы исследования были применены следующие методы: анализ литературных источников по различным областям наук; научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение экспериментального спецкурса и технологии; разработка и апробирование технологии во время занятий по развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в период педагогической практики (проектирование,

тренинг, анализ занятий, корректировка); изучение и анализ детских рисунков, выполненных в процессе опытно-экспериментальной работы студенами во время педагогической практики методом колориметрирования; тестирование и анкетирование студентов факультета ИЗО; анкетирование воспитателей и преподавателей ИЗО младших классов; создание методических ситуаций; комбинированное использование средств подвижной игры и занятий по изобразительному искусству; статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 4-х лет на базе дошкольных учреждений № 106, 137, 157, школ № 35, 48, 76, академическая школа искусств при факультете ИЗО ТГУ г.Тольятги. В эксперименте участвовали студенты факультета Изобразительного искусства в количестве 126 человек: 1 курс - 30, 2 курс - 30, 4 курс - 28, 5 курс - 18 и дети 6-7 лет в количестве 191 человек. Основные этапы исследования:

1 этап (1998-99гт.) - поисково-аналитический. Он состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, в определении цели и задач исследования, в проведении констатирующего экспериментального исследования по определению профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, в котором принимали участие учителя изобразительного искусства и воспитатели детских садов г.Тольятти и Самарской области (270 человек). Поисковый эксперимент проводился на базе факультета Изобразительного искусства ТФСГПУ, ДОУ № 106, 157 и школ № 35, 48, изостудии "Калейдоскоп" (г.Тольятти).

2 этап (2000-2001гг.) - опытно-экспериментальный. За этот период был проведен формирующий эксперимент на базе ДОУ № 137, Академической школы искусств при факультете ИЗО ТГУ г.Тольятти в период педагогической практики. Уточнялись условия совершенствования процесса подготовки будущего учителя к развитию восприятия цвета детьми. Работа по формирующему эксперименту проводилась поэтапно: вначале осуществлялось наблюдение за работой студентов 2 курса, проводивших

11 диагностику развития цветовосприятия учащихся младших классов, затем -руководство педагогической практикой студентов 3 курса по развитию цветовосприятия в младших классах посредством игровой технологии обучения, на завершающем этапе студентами 4 курса во время педагогической практики проводилось обучение посредством интегративных и игровых технологий детей 6-7 лет.

3 этап (2001-2002) - заключительно-обобщающий. В этот период был проведен контрольный эксперимент в ДОУ №137, школе №76, академической школе искусств при факультет ИЗО ТГУ. В задачу данного этапа входило подтверждение уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства к профессиональной деятельности. Анализировались и систематизировались накопленные работы учащихся 1-х классов и подготовительной группы детского сада по изобразительному искусству. Интерпретировались и обобщались полученные результаты. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику, оформлялась работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

создана модель педагогической технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников;

теоретически обоснованы условия реализации технологии профессиональной подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников в учебный процесс общеобразовательных школ;

разработан спецкурс «Технология подготовки студентов к развитию цветовосприятия у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности»;

- дано теоретическое обоснование применения метода
колориметрирования, систематизирующего качественные оценки
развития цветовосприятия у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит: в использовании интегративного подхода в профессионально-педагогической подготовке

будущего учителя ИЗО; в получении результата опытно-экспериментального исследования, новых данных характеризующие уровень сформированности профессионально-педагогической подготовки специалиста в области развития цветовосприятия у младших школьников; в выявлении зависимости между технологически организованным процессом подготовки обучения и эффективным развитием цветовосприятия младших школьников.

Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по вопросу подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны критерии оценки сформированности профессиональных умений студентов к развитию цветовосприятия у младших школьников на уроках ИЗО; создана программа по практическому применению инновационных педагогических технологий в развитии цветовосприятия младших школьников в процессе изобразительной деятельности; применен метод колориметрирования в оценке развития цветовосприятия младших школьников; выполнены наглядные пособия, позволяющие совершенствовать процесс развития цветовосприятия у младших школьников; определены методические рекомендации по развитию цветовосприятия младших школьников для использования совершенствования подготовки учителей изобразительного искусства.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены: обоснованностью теоретических положений; опорой на системно-комплексный подход; репрезентативностью выборки от генеральной совокупности состава исследуемых, достаточной для количественного и качественного анализа; комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; статистической обработкой и экстраполяцией полученных данных опытно-экспериментального исследования в других условиях; личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы; внедрением результатов исследования в учебный процесс факультета ИЗО ТГУ г.Тольятти.

На защиту выносятся:

  1. Модель технологии подготовки будущих учителей изобразительного искусства к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста, позволяющая объективно представить учебно-воспитательный процесс как систему, отражающую единство ее элементов, находящихся во взаимосвязи.

  2. Комплекс организационных, психолого-педагогических и дидактических условий, позволяющий внедрить технологию подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста.

  3. Инновационная технология по развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста, основанная на межпредметной интеграции.

  4. Содержание спецкурса по подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия учащихся младших классов в процессе изобразительной деятельности, основанная на интегрированном и многоуровневом обучении студентов факультета ИЗО методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Апробация и проверка предложенной технологии осуществлялась в виде докладов о результатах отдельных этапов исследования в дошкольных учреждениях и школах г.Тольятти; в выступлениях на научно-практических конференциях факультета изобразительных искусств ТФСГПУ, ТГУ (1998-2002гг.); на семинарских занятиях по спецкурсу «Игровые технологии в развитии цветовосприятия младших школьников» со студентами 3-4 курсов факультета ИЗО ТФСГПУ (2000-2001гг.); при проведении семинарских занятий для работников дошкольных учреждений г.Тольятти по спецкурсу «Пленэр в детском саду» (2001-2002гт.); материалы исследования доложены и обсуждены на методическом объединенном заседании кафедр факультета ИЗО ТФ СПТУ (1999г.), на Всероссийской научной конференции факультетов изобразительных искусств педвузов (г.Тольятти 1999г), на расширенном заседании кафедр педагогики и живописи факультета ИЗО ТГУ (2001г.).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 176 страниц основного текста, который иллюстрирован 12 рисунками и 11 таблицами. В приложение включены анкеты, рисунки, тесты, таблицы. Список литературы насчитывает 220 наименований научных трудов, из них 11 на иностранных языках.

Понятие «цветовосприятие» в историческом развитии ив изобразительной деятельности

Понятие "цветовосприятие" трактуется как восприятие цвета, то есть, сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами [178]. В восприятии цвета разделяют физиологическое, психологическое и эстетическое восприятие [43]. Чаще всего «цветовосприятие» определяется через предмет психологии восприятия, где рассматривается соответствие относительного количества энергии различных частей спектра цветовому ощущению, и не ограничивается лишь психофизическими закономерностями [176]. По сей день, как справедливо отмечает А.Д. Логвиненко, не существует единого предмета психологии восприятия, и он выделяет три работающие парадигмы: психофизическая, предметная, семантическая, каждая из которых характеризует особенности соотношений между чувственной тканью образа и его предметным содержанием. Автор выделяет парадигмы с некоторой долей условности [116, С.175]. В отличие от чувственной ткани образа, предметное значение (один из планов анализа образа восприятия и сознания в целом) придает образу собственно "предметность", осмысленность, включая культурно-исторический опыт употребления предмета. Согласно мнению А.Н. Леонтьева, это единственный аспект психического образа, обладающий признаком объективности [ИЗ, С.27].

Для человеческого глаза «чистого» цвета не существует. Мы всегда видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой. В ощущении принимает участие сознание. На качество восприятия цвета оказывает влияние состояние глаза, установки наблюдателя, возраст, общее эмоциональное состояние. Однако, все субъективные моменты лишь до известной степени изменяют качество восприятия. Они только смещают его в ту или иную сторону.

Рассматриваемый в онтогенезе культуры и искусства человеческое восприятие цвета, подтверждает одновременное развитие культуры, искусства и человека. Это и физиологическое развитие зрения, и психологическое развитие переживаний, тонких эмоций, и интеллектуальное развитие в понимании новых путей в эволюции живописных средств, развитие понимания человеком пространства и времени.

Первые источники информации о восприятии цвета - это древнегреческие источники, в частности поэмы Гомера, философские труды Платона и Аристотеля. В Древней Греции цвет не играл заметной роли, так как среди всех видов искусства интенсивно развивались архитектура и скульптура. Значение цвета было связано с выделением формы, использовались лишь простые оттенки одного цвета. У Гомера весьма сдержанно описывается цвет. В его поэмах присутствуют скорее световые эффекты - "бледный", "тусклый", "белый", "черный", "золотой". Язык древних греков весьма ограничен в описании цвета.

Теория цвета у Платона заключается в выборе им основных цветов: белого, черного, красного и "яркого". Основным для Платона являлась яркость, отсвет, отблеск предметов, как и для Гомера. Нет никакого сомнения в том, что выбор основных цветов Платоном диктовался его неправильным пониманием той роли, какую в зрительном восприятии играет свет, но это был также выбор, отражавший традиционное мировоззрение. Для древних греков различия тональности играли гораздо большую роль, чем различия оттенков. В Древней Греции цвет не играл заметной роли как в жизни человека, так и в искусстве. Вспомогательное значение его связано с выделением формы. Использовались лишь простые оттенки одного цвета [59.С.8]. Наряду с этим следует сослаться на исследования, которые с чисто физиологической точки зрения показывают, что цветовосприятие, очевидно, развивалось с течением времени. Полагаясь на свидетельства, полученные из текстов и произведении живописи, мы можем заключить, что цветовосприятие человека усиливалось в отношении холодных тонов, то есть в направлении синей и фиолетовой области спектра. Однако в картинах античности присутствуют оттенки розовато-лилового цвета. Как считает Рене Юиг, в вопросах точной оценки цветовосприятия людей в различные эпохи не следует быть слишком категоричным. Некоторые ученые утверждали, что синий как часто применяемый цвет начинает упоминаться в рукописях лишь в VII веке, а фиолетовый - с XIVB. Р.Юиг считал, что глаз легко обучить восприятию более широкой инфракрасной области спектра, но с ультрафиолетом это не удается, потому, что глаз - это структура, намного лучше развитая для восприятия красного, чем фиолетового, в области которого он (глаз) пока еще достаточно неопытен. Бесспорно, что вопрос расширения перцепции в этой области - дело наших потомков [59].

В книге П.В. Яньшина «Эмоциональный цвет» рассматривается точка зрения Карла Юнга, который обратил внимание на самоочевидный факт: сетчатка обязана сообщить мозгу о форме и цвете предметов; между тем любая часть может быть окрашена в любой тон. На любом кусочке сетчатки находится бесчисленное множество элементов, призванных реагировать каждый на свой цвет. Логично предположить, что цветоощущающих элементов сравнительно немного, но благодаря совместной их работе и возникают ощущения бесконечного богатства колеров. Это предположение К. Юнга детально развил в 1859-1866гг. Г. Гельмгольц, что легло в основу трехкомпонентной теории [209].

Возникновение психофизиологических процессов, по В.П. Зинченко, сопутствующих цветовому зрению, также коренится во взаимодействии человека с природой. Глаз как тончайший по диапазону действия механизм сформировался из необходимости существования человека в природном окружении с присущими ему колебаниями широкого диапазона электромагнитных волн, некоторые из которых воспринимаются человеком как цвет [75].

Специалисты по физиологии зрения считают, что процесс человеческого зрения представляет собой, во-первых, отражение в сетчатке глаза бесконечного ряда цветовых контрастов, оказавшихся в поле зрения, а во-вторых, расшифровку и осмысление их как конкретного пространства, организованного конкретными предметами. Таким образом, цвет, прежде всего, несет информацию о характере пространства и предметов, наполняющих это пространство и организующих его. Иными словами, с помощью цвета человек составляет представление об окружающей его предметно-пространственной среде.

В исследованиях таких специалистов психофизиологии цвета как С. Краков, Ф. Биррен, Г. Фрилинг, Г. Цойгнер [183], и др. говорится, что человеческое внимание сосредотачивается собственно на пространстве и предметах как объектах восприятия, цвет как бы исключается из арсенала свойств предметно-пространственной среды. Однако, как считают российские и зарубежные ученые-физиологи, без чувства цвета невозможен сам процесс зрительного восприятия, немыслимо осознание пластики объема или артикуляции пространства даже в ахроматической гамме (как у людей с аномалией цветового зрения или у некоторых животных, не обладающих цветовым зрением).

Особенностям восприятия цвета достаточно много внимания уделил В.Й. Гете в своем "Учении о цвете" [48, С.281]. Гете изучил влияние каждого цвета в отдельности на психику человека, на его душевно-нравственные качества (см. приложение 13). Из чувственного и нравственного воздействия цветов, отдельных и в сочетании, вытекает и их эстетическое воздействие на художника. Подробно к цветовым теориям мы вернемся позже.

Организация исследования проблемы подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста

Цель формирующего эксперимента - повысить уровень профессиональных умений будущих учителей в развитии цветовосприятия младших школьников. При проведении эксперимента уделялось большое внимание реализации теоретических знаний и практических умений студентов, полученных в ходе занятий по спецкурсу методики ИЗО: «Технологияподготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников на занятиях изобразительным искусством».

Задачи эксперимента: 1) изучить современное состояние образования в вузе посредством тестировния, анкетирования, интервью опроса студентов и выпускников, выявить недостатки в подготовке учителей ИЗО к развитию цветовосприятия младпшх школьников (констатирующий эксперимент); 2) проверить эффективность педагогической технологии в процессе проектирования, тренинга, диагностики и коррекции; (формирующий эксперимент); 3) внедрить в образовательный процесс во время педагогической практики педагогическую технологию по развитию цветовосприятия и сравнить результаты с обучением по стандартной методике (контрольный эксперимент).

Исследование предполагает проверку нашей гипотезы экспериментальным путем, которое проводилось в 3-х этапа:

1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент позволил выявить профессионально-педагогическую компетентность учителей изобразительного искусства в школах, а также студентов и выпускников факультета изобразительного искусства в раскрытии содержания, системы психолого-педагогических методов и средств воздействия на детей младшего школьного возраста в процессе развития цветовосприятия. Анкетирование учителей позволило нам выявить недостатки преподавания методики изобразительного искусства в вузе по вопросу развития цветовосприятия у младших школьников.

Для тестирования и опроса использовался блок заданий, представленный в приложении (см.приложение 1-4). По окончании формирующего эксперимента, также проводилось аналогичное тестирование. Вопросы самооценки направлены в основном на определение профессионально-значимых качеств субъекта деятельности: общепедагогических, психологических, методических знаний по предмету изобразительное искусство в школе, а также знаний по цветоведению.

В основе формирующего эксперимента лежит разработанная нами модель обучения студентов по интегративному спецкурсу «Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников в процессе изобразительной деятельности».

Для проведения 2-го этапа экспериментального исследования нами была разработана методика исследования. Основой в разработке методики исследования послужили результаты анализа научно-методической литературы по современному состоянию образования в вузе; выявленные недостатки преподавания методики изобразительного искусства в вузе по вопросу развития цветовосприятия у младших школьников; проверка эффективности педагогической технологии и степень ее влияния на подготовку студентов к развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет; использование эмпирических данных констатирующего эксперимента.

Исследовательская работа включала:

1) практическую диагностику;

2) анализ и обобщение полученных данных;

3) научное прогнозирование;

4) педагогический эксперимент;

5) научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение экспериментального спецкурса и технологии;

6) разработку и апробирование технологии во время занятий по развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в период педагогической практики (проектирование, тренинг, анализ занятий, корректировка).

При оценке эффективности проводимого опытно-экспериментального исследования мы руководствовались такими критериями как актуальность исследования, его теоретическая новизна, практическая значимость, достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций, обеспеченных комплексом научных методов исследования.

Согласно разработанной нами технологии подготовки будущего учителя к специально-профессиональной деятельности, были разработаны уровни способов деятельности, т.е. умений студентов. Теоретической основой для них послужили уровни умений студентов определенных В.И. Щеголем и ГА. Медяник для студентов в период педагогической практики [201] (см. приложение

Педагогические технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста

Понятие «инновация» означает новшество, новизну изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. [172, С.544].

Вопросами инновационных технологий в педагогике занимались Сластенин В.А. и Подымова А.С. [170]. Главной особенностью новых технологий, внедряемых в образование, становится их гуманистическая направленность. Именно с идеи личностно-ориентированного обучения связывается в образовательной политике переход от педагогики грамотности к педагогике развития.

В задачи нашего экспериментального исследования входит проверка

эффективности педагогической технологии и степень ее влияния на подготовку

студентов к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в

процессе изобразительной деятельности. Подготовка студентов осуществлялась

в процессе изучения спецкурса «Технология подготовки будущего учителя к

развитию цветовосприятия младших школьников» на протяжении учебы с 1-5

курсы, в соответствии с содержанием программы обучения.

Разработанные нами критерии оценки профессионально-педагогических

умений студентов к развитию цветовосприятия младших школьников подразделяются на 8 уровней. Технология подготовки студентов профессионально-педагогическим умениям продолжается с 1 по 5 курсы, поэтому уровни их умений распределяются следующим образом: для студентов 2 курса от «1» до «2» уровня, для студентов 3 курса от «2» до «3» уровня, для 4 курса от «3» до «7» уровня, для 5 курса от «7» до «8» уровня, соответственно этим уровням распределяются и оценки их профессиональных умений, представленных в таблице 3.

Таблица 3 Шкала уровней сформированности профессионально-педагогических умений студентов в период обучения технологии развития цветовосприятия у младших школьников

Экспериментальная работа со студентами 2 курса.

Для определения исходного уровня профессиональных умений студентов перед выходом на педагогическую практику было проведено тестирование студентов 2 курса (см. приложение 5), которое показало, что уровень профессиональных умений студентов соответствует уровню первоначального овладения умениями. Количественные показатели данного тестирования представлены в таблице 4. Как видно из проведенного исследования, показатели профессиональных умений невысоки, что объясняется как объективными, так и субъективными причинами, раскрывающими недостаточное развитие у студентов профессионально-педагогических умений на лекционных, семинарских и прочих занятиях по методике преподавания развития цветовосприятия у младших школьников. Это обусловлено отсутствием тренингов по развитию

профессиональных умений в развитии цветовосприятия, недостаточной

ф подготовленностью к педагогической практике в вопросах цветоведения,

низкой рефлексивной способностью студентов, неумением изучать достоинства и недостатки собственной профессиональной деятельности.

В связи с задачами технологической подготовки остро ставится вопрос о формировании у студентов ценностных ориентации, понимании ими значимости профессионального образования, своей социальной роли в обществе, личной удовлетворенности выбором профессии.

В действующем педагогическом процессе наиболее ярко проявляются умения, которые характеризуют структуру педагогической деятельности, функциональные группы технологических умений: операционально-методические, психолого-педагогические, диагностические, оценочные, экспертные и научно-исследовательские. Каждая из них может быть представлена в виде совокупности конкретных профессиональных умений.

Таблица 4 Стартовые профессиональные умения студентов к развитию цветовосприятия младших школьников перед выходом на педагогическую практику На основе научной информации, полученной студентами в процессе лекционных занятий, осуществлялись практическая подготовка по развитию профессиональных психолого-педагогических и диагностических умений. К таковым относятся: умение работать с психолого-педагогической литературой, применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.); умение изучать личность каждого школьника и коллектива с целью диагностики и проектирования их художественно-творческих способностей (цветовосприятия); умение оценивать результат развития цветовосприятия у детей младшего школьного возраста; делать выводы, выделять главное, существенное в процессе обучения.

В процессе подготовки к педагогической практике студенты выполняли тренинг тестирования, опроса, беседы, изучали психолого-педагогическую литературу, специальную литературу по рисуночным тестам определения креативности детей. Были апробирована диагностика развития цветовосприятия студентов по критериям определения знаний о цвете (см. приложение 2).

Диагностика учащихся младших классов проводилась в соответствии с программой психолого-педагогического исследования включала такие методики, как тест "Свободный рисунок", основанный на типологии К. Юнга и Г. Рида, тест П. Торренса и методика Д.Б. Эльконина [202] по определению уровня творческой игры, тест М. Люшера для определения цветового предпочтения учащихся. Практический блок занятий проводился по методикам М. Монтессори [130], Н.П. Сакулиной [165], Е.А. Флериной [185].

Похожие диссертации на Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности