Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Вандышева Ольга Викторовна

Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности
<
Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вандышева Ольга Викторовна. Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2005 163 c. РГБ ОД, 61:05-13/1520

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13

1.1 Методологические подходы к проблеме творческой самореализации личности 13

1.2 Анализ содержания и структуры творческой самореализации личности студента 32

1.3 Построение модели процесса развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности 53

ВЫВОДЫ по ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 96

ГЛАВА II. Экспериментальная работа по реализации МОДЕЛИ процесса развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности 99

2.1 Цель, задачи и методы экспериментального исследования 99

2.2 Методика реализации модели процесса развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности при обучении художественной обработки бересты 104

2.3 Оценка и анализ результатов опытно-экспериментального исследования 115

Выводы по ВТОРОЙ ГЛАВЕ 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 129

ПРИЛОЖЕНИЕ 146

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования, поэтому возникает необходимость корректировки целей и задач образования, поиска новых подходов к психолого-педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса высшей школы. Основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное, систематическое и результативное содействие в становлении творческой личности студента с целью ее максимального развития и подготовки к выполнению основных социальных функций. Сегодняшняя социальная обстановка требует от вуза выпускника, способного адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, готового к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации, стремящегося конструктивно использовать свои знания и умения, делать ценностный выбор. В этом направлении эффективность подготовки будущих специалистов в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности в решении практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию, то есть, в конечном счете, к самореализации. Поэтому изучение механизмов и теоретическое обоснование условий самореализации студентов в различных видах учебно-познавательной деятельности представляется для педагогической науки приоритетным направлением.

Проблема самореализации личности частично отражена в психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.К. Зарецкий, В.П. Зин-ченко, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Изучению различных аспектов феномена самореализации личности посвящены работы зарубежных ученых А. Адлера, А.Маслоу, Г. Олпорта, З.Фрейда, Э.Фромма, К. Юнга и других. Ряд отечественных исследований связан с изучением самореализации личности как явлением, интегрирующим индивидуальное, социальное и культурное начало в жизни человека (Л.И. Антропова, В.А. Афанасьев, Т.А. Ветошкина, О.С. Газ-

ман, Л.Н. Коган, Н.И.Шаталова и др.). Процесс формирования самореализации и самоопределения учащихся в познавательной учебной деятельности рассматривали следующие авторы: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, С.А. Иванушкина, Н.С.Пряжников и другие. Большинство из них считают самореализацию основным компонентом, составляющим личностное самоопределение человека, который самостоятельно выбирает область приложения своих сил и возможностей. Особое место занимают работы по исследованию отдельных сторон творческого процесса и творческого саморазвития (В.И. Андреев, Р.А. Гильман, М.С. Глазман, В.В.Коробкова, A.M. Матюшкин, Н.Д. Никандров, А.Я. Пономарев, В.А. Сластенин, А.И. Санникова, М.И. Ситнико-ва, М.В. Соколов, В.П. Ушачев и др.).

Однако следует отметить, что в отечественной педагогике нет специальных работ, исследующих проблему творческой самореализации в декоративно-прикладной деятельности. Внимание ученых направлено на изучение лишь отдельных ее аспектов (И.В. Алексеев, О.С. Базылев, Р.В. Ворович, С.С. Гиль, Л.Н. Дроздикова, Ю.И. Мишуковская, И.М. Морозова, Г.К. Селевко, Н.В. Тимофеева и др.). Недостаточная теоретическая изученность приводит к отсутствию гибкой методики процесса развития творческой самореализации студентов в декоративно-прикладной деятельности.

Актуальной и требующей особого внимания становится проблема изучения и выявления оптимальных педагогических условий развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности на технологическом факультете. Актуальность темы определяется недостаточностью информационной подготовки будущих специалистов, сутью которой является передача студентам готовой формализованной информации. Известно, что формализованные знания для плодотворной, профессиональной деятельности служат лишь фундаментом в саморазвитии и самореализации, и они далеко не достаточны. Д.М.Гришин отмечает, что целевая установка подготовки студента в вузе в современных условиях требует перемещения акцента с подготовки исполнителя на воспитание гуманно-деятельной личности, спо-

собной проектировать и осуществлять созидательную деятельность, как в духовной, так и в материальной сфере жизни на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Это обусловливает поиск творчески работающими педагогами новых образовательных технологий, которые создают реальные возможности для свободного выбора формы, содержания образования, позволяют более дифференцированно строить образовательную стратегию конкретной личности. Эффективность базового образования в значительной мере зависит от степени проявления творческого саморазвития студента и его потребности в творческой самореализации.

Особое место в профессиональной подготовке будущего специалиста в вузе занимает декоративно-прикладная деятельность. По определению Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования это «творческая деятельность, объединяющая в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии - и направленная на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий».

Перед высшей школой стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения. Ввиду этого, уже в период обучения в вузе студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его профессионального становления, чтобы студент, как отмечает A.M. Матюшкин, при поступлении в высшее учебное заведение как можно скорее перестал быть школьником, а к его окончанию и студентом.

Мы убеждены, что этому способствуют дисциплины по основам технологий художественной обработки материалов - в нашем случае по художест-

венной обработке бересты. Данная дисциплина формирует определенное мироощущение за счет ознакомления с народным творчеством в этом виде деятельности, а также знакомит с различными технологиями обработки бересты. Овладение технологиями и операциями художественной обработки бересты, ознакомление с декоративными возможностями материала, из которого создается художественно-ценное произведение прикладного искусства, является составляющим компонентом обучения студентов технологического факультета. Освоение каждой технологии помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств художественной выразительности творческих замыслов. При этом эффективность обучения зависит от того, сможет ли преподаватель заинтересовать студента этим видом учебной работы, развить воображение, способность к восприятию художественных образов, зрительную и образную память, эмоциональное отношение к этому виду деятельности, работоспособность и другие качества личности.

В настоящее время в развитии отечественного образования наметился переход от предметно-центрированного образования при подготовке будущих специалистов к личностно-ориентированной подготовке с приоритетом развития их творческой деятельности (А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А. Маслоу и др.). Однако, как показывает педагогическая теория и практика профессионального образования, сегодня по-прежнему сохраняются противоречия между:

потребностью общества в творческом развитии, самореализации личности будущего специалиста в области профессиональной деятельности и недостаточным вниманием современной высшей школы к данной проблеме;

существующей типовой системой подготовки студентов и их стремлением к индивидуально-творческому характеру деятельности, самообразованию, самореализации;

- поточной системой обучения, не развивающей рефлексивные способ
ности студентов, и современными требованиями личностно-ориентированного
подхода к организации педагогического процесса в высшей школе.

Поиск возможных путей решения указанной проблемы и определил выбор темы нашего исследования «Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности».

Целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности модели процесса развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности при обучении художественной обработке бересты.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов вуза.

Предметом исследования является развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности при обучении художественной обработке бересты.

Анализ психолого-педагогической литературы и практика работы в университете позволили сформулировать следующую гипотезу: эффективность развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности будет достигнута, если:

в образовательной практике высшей школы будет реализована модель процесса развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности, построенная с учетом положений системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов;

процесс реализации модели будет обеспечен специально разработанной методикой, характеризующейся личностно-ориентированной направленностью, вариативностью и универсальностью.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи.

1. Определить степень разработанности и состояние проблемы развития творческой самореализации в педагогической теории и практике.

  1. Разработать, теоретически обосновать модель процесса развития творческой самореализации личности студента и методику ее реализации в декоративно-прикладной деятельности при обучении художественной обработки бересты.

  2. Разработать критерии развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности.

  3. Разработать методическое пособие для студентов и преподавателей по технологии художественной обработки бересты.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

философские, психологические и педагогические положения о природе творчества, об особенностях развития творческих способностей обучающихся (В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, И.П. Волков, А.Ю. Козырева, П.Ф. Кравчук, А.Н.Лук, П.К. Энгельмейер и др.);

психологические и педагогические положения, раскрывающие различные аспекты творческого саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности с опорой на принципы гуманизма, самоценности человеческой личности и ее свободы (В.И. Андреев, Л.Н. Дроздико-ва, А.Н. Лук, А.Г.Маслоу, В.Г. Рындак, А.Г. Селевко, А.П. Тряпицына, и др.)

концептуальные положения личностно-ориентированного обучения (В.А.Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Краковский, В.Я. Ляудис, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие научные методы:

теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте проблемы исследования;

изучение положительного опыта работы преподавателей и студентов технологического и художественно-графического факультетов в мастерских по художественной обработке материалов;

наблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе художественной обработки бересты, анализ работ учащихся, беседы со студентами, преподавателями по художественной обработке материалов и методистами;

проведение педагогического эксперимента;

обработка данных экспериментальной работы методами математической статистики с использованием специализированного пакета прикладных программ на компьютере.

База исследования: экспериментальная работа по апробации и внедрению модели процесса развития творческой самореализации студентов в декоративно-прикладной деятельности проводилась на базе Магнитогорского государственного университета. Всего экспериментальной работой охвачено 172 студента технологического факультета. Научно-исследовательские разработки внедрялись Хабаровском государственном педагогическом университете, в Орловском государственном педагогическом институте, Шадринском государственном педагогическом институте, в художественно-педагогическом колледже Оренбурга, в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская картинная галерея» г. Орска. Этапы исследования:

1 этап (2001-2003) - поисково-теоретический - связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, поиском методологической и теоретической основы исследования, знакомством с трудами отечественных и зарубежных исследователей по проблеме творческой самореализации студентов, изучением литературных источников, анализом учебных планов, программ, сбором и обработкой материалов по проблеме исследования; определением целей, задач исследования, формулировкой рабочей гипотезы. На этом же этапе был разработан понятийный аппарат исследования и проведен констатирующий эксперимент. Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ по художественной обработке материалов, наблюдение, беседы, анкетирование, моделирование.

  1. этап (2003-2004) - экспериментальный - нацелен на разработку гипотезы исследования, разработку плана формирующего эксперимента, уточнение подходов к содержанию и особенностям организации процесса обучения. На этом этапе был определен и экспериментально проверен комплекс основных дидактических условий эффективного развития творческой самореализации студентов при обучении художественной обработке бересты. Проведение формирующего этапа экспериментальной работы сопровождалось обработкой полученных данных. Методы исследования: теоретическое моделирование, формирующий эксперимент, анкетирование, наблюдение, методы статистической обработки результатов.

  2. этап (2004-2005) - аналитико-обобщающий - связан с анализом результатов экспериментальной работы, подведением итогов и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и апробирована методика реализации модели процесса развития творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности, спроектированного с учетом методологии дидактики, которая имеет структурную организацию, отражает предмет и задачи профессионального образования и содержательно представлена дидактическими компонентами целостного педагогического процесса по развитию творческой самореализации личности студента:

дидактическими принципами и условиями;

требованиями к содержанию творческой, учебно-познавательной деятельности;

методами, приемами и средствами обучения;

организационными формами обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятия «творческая самореализация» в декора
тивно-прикладной деятельности;

- теоретически обоснованы критерии развития творческой самореали
зации студентов в декоративно-прикладной деятельности: положительная
мотивация к творческой деятельности, умения самоорганизации в творческой
деятельности, совокупность творческих способностей к осуществлению деко
ративно-прикладной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит:

в разработке и внедрении в практику высшей школы авторских учебно-методических программ: «Художественные изделия из бересты», «Основы творческо-конструкторской деятельности (изготовление изделий из бересты)», «Основы технологий художественной обработки нетрадиционных материалов (декоративная обработка бересты)», «Народные промыслы и ремесла (декоративная обработка бересты)», «Техническое и декоративно-прикладное творчество (изучение технологий обработки бересты)», «Художественные изделия из природного материала»;

в разработке методического пособия «Технология художественной обработки бересты».

Внедрение данных программ учебных курсов и использование методических материалов позволяют эффективно организовать процесс развития творческой самореализации личности студента при обучении художественной обработке бересты.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается анализом психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблеме; выбором научных методов исследования, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборок экспериментальной и контрольной групп; воспроизводимостью результатов исследования; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием ЭВМ; подтверждением гипотезы исследования.

Основные положения выносимые на защиту:

  1. Содержание и структура творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности связаны: с положительной мотивацией будущих специалистов к учебно-познавательной, экспериментально-исследовательской деятельности для осуществления собственных творческих замыслов; с самоорганизацией в творческой, учебно-познавательной деятельности; с рефлексивным усвоением знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества.

  2. Развитие творческой самореализации личности студента строится на основе модели процесса развития творческой самореализации студентов, построенной с учетом системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, отражающей предмет и задачи профессионального образования и включающей следующие дидактические компоненты (целе-полагание, комплекс дидактических принципов, дидактические условия, способствующие творческой направленности процесса обучения, требования к содержанию учебно-познавательной деятельности, оптимальные методы и формы организации обучения, результат процесса обучения).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования были апробированы в сообщениях и докладах на научно-практических семинарах и конференциях по темам: «Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития» (Магнитогорск, 2002), «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2003) и внедрялись на лекционно-практических занятиях технологического и художественно-графического факультетов Магнитогорского государственного университета. По результатам исследования опубликованы методическое пособие, 6 статей и тезисов.

Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Методологические подходы к проблеме творческой самореализации личности

Современный этап развития общества в качестве приоритетных направлений научных исследований выделил проблему человека, что обусловлено необходимостью целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации педагогики на личностно-ориентированную сущность образования, его гуманистическую направленность. Гуманизация образования - это объективное требование времени, от выполнения которого зависит будущее страны и человека.

Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются осознание студентами своих творческих способностей, интересов, реальных учебных возможностей, способов самоорганизации и самореализации в творческой деятельности. Раскрытие природы и сущности самореализации личности - одна из задач наук, в центре изучения которых стоит человек. Необходимость и актуальность исследования проблемы творческой самореализации личности обусловлена формированием нового мышления, возникновением иной системы ценностей в сознании человека. Проблема творчества, творческой учебно-познавательной деятельности, самореализации является сложной проблемой, требующей рассмотрения с различных точек зрения, в разных аспектах.

Проблема творчества привлекала внимание ученых постоянно, на разных этапах развития общества, но усиление или ослабление интереса на каждом конкретно-историческом этапе зависит от глубины социальных преобразований, объективной потребности в творческой деятельности общества, от особенностей декларируемого и действительного отношения общественной системы к человеку. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей (104, с. 17).

Остановимся на некоторых характеристиках творчества. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество - одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование (21, 33). Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. В исследованиях В.И. Андреева, Л.Н. Дроздиковой, А.Ю. Козыревой, на наш взгляд совершенно обоснованно, говорится, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития (10, 55, 74). «Абсолютной значимостью обладает творчество, направленное на обогащение, развитие человека, на раскрытие его индивидуальных возможностей. Создание и воспитание творческой личности есть, прежде всего, создание нового, никогда ранее не бывшего, создание такой ценности, которая совершенно уникальна, поскольку человек, способный к творчеству, самобытен и неповторим и, к тому же, является первоосновой всех остальных ценностей. Творчество служит основанием развития, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность, как форму участия в нем человека» (55). Таким образом, творчество понимается как процесс самосозидания и бесконечного развития человека, где высшей целью и сущностью творчества является преобразование и обновление материи на основе развития психических сил, носителем которых и выступает человек. При этом творческая деятельность является результатом и одновременно важным условием дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала (155, с.78).

Ряд ученых (В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев) рассматривают творчество как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств-знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата (10, с.37).

Специфику творчества, по мнению А.Т. Шумилина и М.И.Махмутова, раскрывают следующие два его признака: первый - «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных»; второй - новизна, оригинальность. Имеется в виду новизна продуктов деятельности, необычайность приемов или средств, применяемых в деятельности. Творчество оригинально в главном: «оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, по алгоритму» (104, с. 17).

Анализ содержания и структуры творческой самореализации личности студента

В рамках данного исследования творческую самореализацию мы понимаем как сложную целостную систему, представляющую собой единство элементов и связей между ними. Творческую самореализацию личности можно трактовать как созидательный процесс и как результат творческой деятельности. Эти трактовки находят отражение в различных подходах к выявлению состава творческого процесса. Так в работах П.К.Энгельмейера (191) в составе творческого процесса выделяются:

желания, основанные на интуиции и порождающие замысел;

знания и рассуждения, на основе которых вырабатывается схема или план выполнения творческого действия;

умения, на основе которых конструктивно выполняется творческий замысел.

A.M. Матюшкин (102, 101) определяет следующие компоненты в составе творческой деятельности:

познавательная мотивация как доминирующий мотив деятельности;

исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

возможность достижения оригинальных решений;

возможности прогнозировать и предвосхищать;

способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки (102, 101).

А.Я. Пономарев, рассматривающий творчество как механизм развития какого-либо явления, исходит из того, что этапы развития этого явления трансформируются в структурные уровни его организации, выступающие затем в качестве функциональных ступеней взаимодействий. Исходя из этого, структура творческого процесса представляется в следующем виде: потребности в новых знаниях, творческой деятельности; средств по удовлетворению данных потребностей; система знаний, получившая качественный скачок на основе приобретенных знаний умений и навыков (133).

Ранее было отмечено, что готовность студентов к творческой самореализации - это интегральное свойство, характеризующее степень полноты, целостности и результативности проявления личностных качеств. В связи с этим в составе творческой самореализации мы выделяем три основных личностных компонента, наполненных специфическими характеристиками и показателями, а именно: положительную мотивацию к творческой учебно-познавательной деятельности, самоорганизацию при осуществлении этой деятельности, творческие способности и их использование в творческой учебно-познавательной деятельности.

Творческая самореализация основывается на различных видах деятельности, характер подходов к которой регулируется мотивационной сферой личности. Нам кажется верным мнение Г.К. Селевко, который считает, что технология саморазвития личности основывается на том, что ее деятельность организуется как удовлетворение различных потребностей (познавательной потребности, потребности в самоутверждении, в самовыражении, в самореализации и др.). «Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие» (162, С. 163-164).

Мотивационный компонент творческой учебно-познавательной деятельности характеризуется, на наш взгляд, прежде всего эмоционально-положительным отношением к содержанию и процессу деятельности, что проявляется в повышении интеллектуального уровня и характеризуется любопытством, чувствительностью к проблемам, удивлением в обнаружении противоречий, повышенной работоспособностью и самоотдачей, уверенностью, радостью познания, творческим интересом, чувством увлеченности, стремлением к творческим достижениям. Это находит свое выражение в выборе студентами работ творческого характера, в желании выполнять дополнительные задания, направленные на углубление знаний, в умении мобилизовать

себя на преодоление трудностей, возникающих в процессе творческой, учебно-познавательной деятельности. Мотивация определяет эффективность последующей деятельности, так как является ее побудительной силой. Взаимосвязь мотивов и целей деятельности имеет важное значение для творческой самореализации студента. Превращение целей в мотив деятельности является значительной ценностью учебно-познавательного процесса, поскольку объективно значимая цель становится личностно-значимой, субъективно принятой студентами (190, 188).

В трудах И.П. Калошиной, А.Н. Леонтьева (68, 91) мотивационный компонент в составе творческой самореализации определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение личности к целям и ценностям творческой деятельности, к собственному развитию в процессе реализации данной деятельности. В связи с этим неадекватная мотивировка может сказаться на структуре и эффективности творческой деятельности.

А.Н.Лук считает, что мотивационный компонент является важнейшим в творческой деятельности: «...для того, чтобы получить результат, добиться творческих достижений необходим «двигатель», или «приводной ремень», который запустил бы в работу механизмы мышления..., необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа» (95, С. 138).

В связи с тем, что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и творческая, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной. Система внешних и внутренних мотивов, характеризующих творческую самореализацию личности студента, включает следующие компоненты:

широкие социальные мотивы, направленные на самоопределение и самоутверждение в различных социальных средах (вуз, коллектив учащихся, неформальная группа и т.д.);

мотивы личностного престижа, направленные на стремление занять в будущем определенное положение в обществе;

профессиональные мотивы, направленные на реализацию притязаний, связанных с выбором будущей профессии;

мотивы творческих достижений, направленные на реализацию потребностей в творческом самовыражении;

познавательные мотивы, направленные на удовлетворение познавательных потребностей;

индивидуальные мотивы, направленные на решение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними побуждениями и внешними социально-педагогическими нормами и правилами.

Цель, задачи и методы экспериментального исследования

Целью экспериментального исследования является практическая проверка эффективности разработанной модели организации процесса обучения как средства творческой самореализации студента. Задачи экспериментальной работы по организации процесса обучения как основного средства саморазвития студентов будут следующие:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике вузовского образования.

2. Экспериментально проверить модель творческой самореализации студента в декоративно-прикладной деятельности.

3. Разработать и проверить в практической педагогической деятельности систему критериев творческой самореализации личности учащихся.

4. Осуществить сравнение уровня самореализации личности студента до и после проведения формирующего эксперимента.

5. Проверить объективность полученных данных методами математической статистики.

В качестве основного эмпирического метода экспериментальной работы выступал педагогический эксперимент, который осуществлялся в условиях обычного образовательного процесса. Наряду с педагогическим экспериментом использовались опросные методы исследования изменений в самореализации студентов.

Экспериментальная работа по проблеме проводилась на базе технологического факультета Магнитогорского государственного университета. В экспериментальную работу были включены 172 студента. В экспериментальную группу входило 54 студента, в контрольной группе было выбрано 58 учащихся. В обе группы были отобраны студенты с примерно равными параметрами развития творческих способностей, мышления и свойств личности. Экспериментальная работа проводилась в ходе изучения предмета художественной обработки бересты. В эксперименте участвовали студенты не профессионального направления. Это условие исключило необъективность исследования, основанную на заинтересованности предметом, свойственную студентам профессионального направления. Экспериментальная группа состояла из студентов педагогического направления.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий (2001 - 2002 учебный год)

2. Формирующий (2003-2004 учебный год)

3. Контролирующий (2004 учебный год)

Существенная особенность нашей экспериментальной работы состоит в том, что она протекала в условиях, приближенных к естественным условиям целостного педагогического процесса вуза, что определило в качестве ведущего метода «естественный эксперимент». Это дало возможность объединить педагогический процесс и его исследование, исследование и внедрение его результатов в актуальный педагогический процесс, реализовать единство теории и практики, а также осуществить развитие новых идей на основе такого важного методологического принципа, как принцип перспективности. «Естественный эксперимент» также дает возможность достаточно быстро внедрить в систему образования результаты исследований, получить эмпирические факты, подтверждающие или не подтверждающие гипотезу, выявить экспери ментальные закономерности и усовершенствовать структуру педагогического процесса на деятельностной основе. Оптимальность метода «естественного эксперимента» заключается также в том, что он имеет четкие границы применения, с его помощью осуществляется проверка гипотезы без нарушения границ целостности педагогического процесса в вузе. Также появляется возможность одновременно с осуществлением естественного хода профессиональной подготовки корректировать течение экспериментальной работы, что способствует эффективности процесса исследования и придает как ему самому, так и его результату достаточную обоснованность и аргументированность. Применение метода «естественного эксперимента» также дает возможность оперативно выявлять и изучать реальные и естественные связи и отношения, возникающие в процессе развития творческой самореализации студентов; активно и целенаправленно изменять условия эксперимента по ходу следования, преднамеренно включать новые условия, что также способствует убедительности и доказательности результатов исследования, обеспечивает условия для создания нового опыта, дает возможность оперативно учитывать результаты этого опыта, определять его эффективность и включать в целостный педагогический процесс.

Похожие диссертации на Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности