Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Никитина Елена Ивановна

Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования
<
Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Елена Ивановна. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Никитина Елена Ивановна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2007. - 179 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль художественного движения в процессе становления личности.

1.1. Музыкально-педагогические и пластические воззрения на выразительные и воспитательные возможности художественного движения в исторической ретроспективе 14

1.2. Теоретические основания педагогической системы сотворчества на занятиях художественным движением с подростками 54

1.3. Современный подход к занятиям художественным движением в системе дополнительного образования 71

1.4. Сотворчество, соучастие в процессе занятий художественным движением с подростками с ограниченными возможностями 84

Выводы I главы 103

Глава II. Педагогические особенности процесса сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования.

2.1. Художественное движение как контекст сотворчества педагога и учащихся 105

2.2. Авторская модель работы педагога (см. приложение стр. 157). Социокультурная адаптация и целостная реабилитация личности подростка в условиях совместного творчества 113

2.3. Пути самосовершенствования педагога в процессе занятий художественным движением с подростками в системе дополнительного образования 124

Выводы II главы 134

Заключение 136

Список литературы 138

Приложение 154

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена требованиями модернизации отечественного образования, переосмыслению подходов к воспитанию и образованию школьников, необходимостью поиска эффективных педагогических средств, развития творческого потенциала личности. Система дополнительного образования позволяет в полной мере использовать в педагогическом процессе новейшие достижения науки с опорой на гуманистические принципы освоения ценностей национальной и мировой культуры. В учреждениях дополнительного образования больше возможностей для проявления свободы творчества и учащихся, и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки. Художественное направление обладает огромным воспитательным потенциалом, содействует развитию духовного мира учащихся. В этом случае особенно значима организация на занятиях совместного творчества педагога и учащихся, которое обеспечивает их продуктивное взаимодействие, способствующее общему творческому росту.

Такое взаимодействие должно обеспечить преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности. Это происходит за счёт вербальных и невербальных проявлений преподавателя, а также в результате действия психотерапевтической функции педагога дополнительного образования, в процессе реализации которой используются психологические, художественно-педагогические, а также коммуникативные технологии.

В связи с этим особенно актуальным представляется поиск новых педагогических направлений и технологий, которые могли бы наилучшим образом обеспечить это взаимодействие.

Ещё в 1920-х гг. Ф.И. Шмит писал, что: «всякая здравая педагогика должна быть основана, прежде всего, на изучении путей естественного развития детской психики». (Шмит Ф.И. «Искусство как предмет обучения».-Харьков: СОЮЗ, 1923.- С. 63).

В подростковом возрасте, когда определяющим в развитии детей становится движение - подвижные игры, спорт и все виды художественного движения (Р. Баярд, М. Клее, И.С. Кон, Ю.Л. Миславский, Ж. Пиаже, Ф. Райе, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), необходима организация этих занятий на самом высоком педагогическом уровне, так как они активно влияют на дальнейшее развитие личности подростка. Таким образом, обращение к изучению педагогического потенциала занятий художественным движением с подростками связано с возникающим на этих занятиях естественным соединением информационных, воспитательных возможностей искусства хореографии и актуального для подростков вида деятельности - активного движения.

Особенности и условия творческого роста всех участников образовательного процесса исследованы З.Н. Новлянской, А.А. Мелик-Пашаевым, Е.А. Ермолинской.

Искусство движения, и, хореография в частности, традиционно рассматривалось как одна из значительных составляющих духовной культуры человека (А.П. Ершова, Л.П. Печко, В.Н. Шацкая, В.И. Шепель, Б.П. Юсов).

В последние годы исследователи особое внимание обращают на область творческой педагогической деятельности (Л.В. Занина, Г.А. Качан, Л.Г. Князева, Е.В. Попова, Ю.Г. Хлопков и др.).

Различные аспекты творческого взаимодействия на занятиях хореографией рассматривались в работах А.В. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной, Л.Ф. Майстровой; педагогические возможности гармонической гимнастики рассмотрены в исследованиях А.Д. Арманд, И.Е. Кулагиной, Е.Я. Суриц, К.А. Чеботаревской. Анализ диссертационных исследований последних десятилетий показывает, что учёные последовательно акцентируют своё внимание на связи движения и творческого развития детей и молодёжи (Т.В. Тарасенко). Наиболее

5 близким для данного исследования направлением является «образная хореография», описанная в работах Ю.В. Ушаковой.

Вместе с тем, вопросы взаимодействия творческих устремлений педагога и учеников как результат совместной художественно-танцевальной деятельности до настоящего времени подробно не рассматривался в теории и педагогической практике. Таким образом, в соответствии с потребностями теории и практики современной педагогики высвечивается проблема изучения широкого спектра возможностей самосовершенствования педагога и учащихся в процессе сотворчества на занятиях художественным движением.

В современных социально-исторических условиях педагог - это не только профессия, которую получают в процессе учёбы, но и призвание, и искусство, и, в связи с этим, непрерывный творческий процесс самосовершенствования.

Недостаточность изучения потенциала хореографического искусства и современного педагогического творчества в рамках этого искусства, особенно в той его области, которая определяется как художественное движение, обусловило выбор темы исследования - «Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования».

Объект исследования - педагогическая деятельность преподавателя художественного движения в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - процесс совершенствования педагогической деятельности в результате сотворчества педагога и учащихся.

Цель исследования - определение теоретических и методических оснований эффективного сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением.

Задачи исследования:

1. На основе изучения и анализа философской, историко-педагогической и
психологической литературы обобщить опыт развития преподавания
художественного движения в отечественной и зарубежной практике;
,2. Определить педагогические особенности практики занятий

художественным движением с подростками в условиях дополнительного образования.

  1. Разработать и апробировать в эксперименте модель сотворчества педагога и подростка, определить критерии эффективности её реализации в условиях эксперимента.

  2. Разработать принципы и рекомендации для преподавателей художественного движения в подростковых группах на базе дополнительного образования.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением будет достигнута при следующих условиях:

если занятия художественным движением будут представлять собой целостную педагогическую систему, обращенную к действенной природе подростка и постоянно совершенствующейся личности педагога, помогающую им творить в художественно-пластическом и эстетическом пространстве, развивающую их как личность и творцов;

если занятия будут проходить как единый процесс взаиморазвития, обусловленный подходами педагогики сотрудничества;

если в процессе духовного и физического преображения на занятиях художественным движением подросток, преобразившись внутренне и внешне, будет стремиться изменить окружающий мир, вкладывая в свою деятельность творческое начало.

Предполагается, что наиболее значимые педагогические условия обращения преподавателя к процессу сотворчества с учащимися на занятиях художественным движением заключаются в следующем:

1. создание единого художественно-творческого пространства;

  1. обращение педагога к действенной природе подростка, помогающей ему творить в художественно-пластическом и эстетическом пространстве;

  2. направленность занятий на гармоничное развитие учащихся средствами разных видов искусства.

Методологическая основа исследования базируется на философско-культурологических работах, обосновывающих философско-эстетический аспект данной проблемы, дающий возможность рассмотреть её в свете теории познания (Платон, Сократ, Г.В.Ф. Гегель, П.А. Флоренский, И.А. Ильин).

В разработке психолого-педагогических оснований совместного творчества и взаимного духовного обогащения педагога и учащихся мы опирались на идеи «живого знания» (В .П. Зинченко), теорию развития «эстетического отношения» к жизни (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская), концепцию художественно-пластического и эстетического воспитания и образования средствами интеграции искусств (Б.П. Юсов).

Существенную основу данного исследования составляет концепция гуманной педагогики (педагогики сотрудничества), разработанная в трудах Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, Ф.А.В. Дистервега, ЯЛ. Коменского, М. Монтессори, Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, В.Ф. Шаталова, B.C. Щербакова, К.Д. Ушинского.

Определению потенциала средств хореографии в формировании у подростков эмоционально-нравственного отношения к миру способствовало обращение к работам, в которых раскрывается концепция художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Л.П. Печко).

Выявление методологических позиций совместного творчества на занятиях хореографией и художественным движением основывалось на обращении к методу гармонической гимнастики и танца (Л.Н. Алексеева,

8 Н.М. Алексахина, А.Д. Арманд, М.К. Восконьянц, И.Е. Девяткова, И.Е. Кулагина, И.Б. Тарасова, СВ. Шумилишская).

Для решения поставленных задач исследования и проверки исходных положений были использованы следующие методы:

  1. метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме;

  2. методы наблюдения, фиксации творческого процесса при помощи фотографии, рисунка, аудио- и видеозаписи, их анализ;

  3. метод педагогического эксперимента, а также проведение, сопоставление и анализ творческих совместных работ подростка и педагога;

  1. социологические методы исследования и статистические методы обработки экспериментальных данных (тестирование, анкетирование, интервьюирование);

  2. анализ собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя дополнительного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в процессе занятий художественным движением выявлена взаимосвязь продуктивного творчества педагога и подростков, обусловленная двойной направленностью сущностной природы сотворчества. В процессе исследования установлена взаимосвязь сотворчества педагога и учащихся подростков с ограниченными возможностями на занятиях художественным движением и их успешной реабилитации и адаптации в обществе.

Выстроена педагогическая модель сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением, которая состоит из трех основных блоков - коммуникативного блока, блока творческого взаимодействия, блока эмоционального взаимодействия. Педагогическое влияние модели определяется следующими факторами:

1. воспитательное и развивающее воздействие художественного

движения на личность подростка;

2. взаимодействие духовной, эмоциональной, интеллектуальной
и физической сфер подростков, в процессе сотворчества на
занятиях художественным движением;

3. полихудожественный подход к организации занятий.
Теоретическая значимость исследования характеризуется

установлением двойной направленности природы сотворчества в системе дополнительного образования, способствующей совершенствованию как личности учащихся, так и личности педагога. В процессе работы было определено, что процесс сотворчества обладает особым потенциалом, активно проявляющимся во взаимном творческом и духовном обогащении педагога и учащихся.

Разработаны критерии этических, эстетических и коммуникативных проявлений подростков в процессе занятий художественным движением. Среди них: ориентация подростков на выразительную пластику движения и стремление к индивидуальному прочтению музыкального образа; быстрота включения в творческий процесс; активность и умение сконцентрироваться на поставленной задаче; проявление лидерских задатков и творческой самостоятельности; желание и готовность учащихся к совместному творчеству; ориентация на завершенный положительный результат совместной работы.

Теоретически и методически обоснована педагогическая модель сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанной модели создан курс практических занятий «Искусство и художественное движение в системе дополнительного образования» (метод Л.Н. Алексеевой в практике работы учителей-экспериментаторов). Обоснованы направления педагогической работы, включающие особенности содержания и форм проведения занятий; показана возможность и необходимость использования предложенной методики проведения занятий с учётом индивидуально-дифференцированного подхода

10 к подросткам с разным уровнем развития интереса к художественному движению.

Результаты данного исследования могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации в системе дополнительного образования. Научно-практические разработки, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой при создании программ учебных курсов, пособий для студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений данного профиля.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений;

применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования;

положительными результатами внедрения разработанных автором содержания и форм совместного творчества педагога и учащихся, а также тем, что разработанные критерии и показатели формирования интереса к совместному творчеству апробировались в процессе непосредственной практической работы диссертанта в качестве руководителя хореографических коллективов.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1993-1994гг). - Изучение опыта работы студий художественного движения, а также хореографических и профессиональных балетных коллективов, в свете изучаемой проблемы. Анализ программ по движению и современной пластике хореографических и театральных школ, авторских программ по хореографии и искусству движения, репертуарных сборников для детских хореографических ансамблей. Обоснование проблемы исследования, изучение степени её разработанности, формирование программы эксперимента, определение направлений теоретического анализа проблемы.

Второй этап (1995г. - 2000г).- Анализ воспитательного потенциала педагога художественного движения в формировании у подростка

потребности в творчестве. Научное обоснование, разработка и апробация программ и технологий воспитания у детей потребности в творчестве средствами художественного движения. Диагностика, сопоставление данных констатирующего и формирующего эксперимента.

Третий этап (2001 г - 2006г). - Систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, теоретического анализа проблемы сотворчества педагога и учащихся на занятиях художественным движением. Оформление результатов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве
руководителя студии художественного движения;

б) данные исследования освещались в выступлениях и докладах: на 4-
м Всероссийском научно - практическом семинаре в городе Омске:
«Досуг, творчество, культура» (декабрь 2001 г); на научно-практической
конференции Института художественного образования (Москва 2004 г.); на
научно-практической конференции «Культура и образование на пороге XXI
Века» (г. Кудымкар, Пермская область, 2006г); на Всероссийской
конференции «Художественная культура и образование. Юсовские чтения».
(Москва 2005 г); в) на мастер - классе, (ИХО РАО, 2006г.); г) выступление в
ГЦКЗ Россия на всероссийском фестивале для детей-инвалидов «Надежда» с
танцевальной группой слабовидящих детей (2005 г.).

Опытно-экспериментальной базой исследования являются: студия художественного движения «Танцующий Эдельвейс» средняя школа №947 г. Москвы, хореографический коллектив «Детство XXI век» Дома детского творчества «Моссельмаш»; детский православный лагерь «Звёздный» г. Таруса Калужской области; детский хореографический коллектив школы №1250 г. Москвы; ГОУ №1648(коррекционные классы) г. Москва; общеобразовательная школа при центре лечебной педагогике№1321

12 «Ковчег» г. Москвы; детский дом №2 «Переделкино», студия гармонической гимнастики и танца «Горлинка» воскресной школы при храме Живоначальной Троицы в Останкино. Всего к эксперименту было привлечено 486 подростков и 62 преподавателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сочетание классического и современного подходов к педагогическому
процессу позволяет рассмотреть многоаспектные методы педагогического
творчества, привлекая такие его стороны, как творческое озарение, поиск и
открытие. Этот подход отражает отношение к педагогике как к искусству и
дает возможность разработать адекватные методики формирования равно-
партнерского сотрудничества педагога и учеников в сочетании с практикой
художественного движения.

2. Разработанная диссертантом педагогическая модель деятельности
педагога в достижении сотворчества на занятиях художественным
движением с подростками представляет собой сбалансированную структуру,
в которой сочетаются воспитательное и развивающее воздействие
художественного движения, направленное на формирование духовной,
эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер ребенка, а также
предусматривается полихудожественный подход к организации занятий.

3. Результат совместной творческой работы педагога и учащихся
проявляется в возникновении и развитии таких качеств, как быстрое
включение в творческий процесс, навыки творческого решения
художественных задач, постижение музыкального образа через
полихудожественное взаимодействие искусств.

4. Занятия художественным движением с опорой на сотворчество педагога
и подростков с ограниченными возможностями оказывают
здоровьесберегающее, компенсирующее воздействие, что подтверждается
результатами экспериментальной работы. Деятельность педагога,
решающего творческие задачи в сотворчестве с учащимися на занятиях
художественным движением в условиях дополнительного образования,

13 позитивно влияет на органичную социокультурную адаптацию и целостную реабилитацию личности подростка.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы (221 источник) и приложений.

Музыкально-педагогические и пластические воззрения на выразительные и воспитательные возможности художественного движения в исторической ретроспективе

Организующая, развивающая роль художественного движения отмечалась педагогами и мыслителями древности. Наиболее последовательная, обоснованная и систематически изложенная картина воздействия музыки и пластики на развитие гармоничной личности принадлежит античным авторам.

Роль искусства и особенно музыки в древней Элладе была чрезвычайно велика. Вся жизнь древних греков была насыщена художественными событиями, в которых музыка присутствовала в качестве неизменного атрибута. При этом характерной чертой многообразных форм общественной музыкальной практики в древней Греции - культового обряда, церемоний чествования героев и празднования исторических дат, Пифийских игр, пира, на котором каждый из участников исполнял под аккомпанемент лиры творения великих поэтов, являлось то, что все они имели ярко выраженную этическую и воспитательную окраску.

Огромное влияние на формирование идеалов греков оказывала музыка, как один из элементов формального обучения, основу которого составляло изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Трудов и дней» Гесиода, хоровых песен Стесихора, Симонида, Пиндара, элегической поэзии Тиртея, Солона, Феогнида. Древние греки считали музыку важнейшим средством достижения нравственного идеала. Для Платона музыка являлась главным связующим началом. «В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души, и всего сильнее её затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если кто правильно воспитан, если же нет, то наоборот», - писал Платон в «Государстве» (Шостьин А.П. Нравственно-воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля. -Сергиев Посад, 1899. - С. 37).

«Наследие Платона дало замечательный результат, которому не найти аналогов во всей античности, гармоничное соединение музыкального искусства и музыкальной науки в познании высшей сути бытия, приближающему человека к моральному совершенству и открывающем ему свет истины, добра и красоты, слитых воедино» (Панаиотиди Э.Г. Музыкально-педагогические воззрения Платона. - М.: ИФРАН, 1999. - С. 9).

Древние греки понимали «мусическое искусство» как музыкально-поэтическое и танцевальное творчество, при этом музыка становится наукой. Греки относились к музыке как к лекарству и средству достижения катарсиса. Платон рассказывал, что музыкой врачуют вакхическое исступление, применяя вместе с движением пляску и музыку (Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. - СПб.: Алетейя, 1995 - С. 79).

«Стремление к состязанию, борьбе - агону пронизывало все сферы общественной жизни Древней Греции, где главную роль играли спортивные, художественные (музыкальные и поэтические) и конные состязания.

Ключевым понятием в культуре античности была калокагатия -совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада, гармония тела и духа - то есть все то, что делало человека подобного богам, о которых рассказывали мифы. Пайдейя предполагала воспитание и образование детей, реализующее все их способности». (Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. - М.: Просвещение, 1999. - С. 59).

Совершенный мир богов и героев являлся основным сюжетом классической скульптуры, в которой воплотилось то, что больше всего ценили эллины в произведениях искусства - красота, разумность, мера и гармония, что выражалось в обобщенном, и, одновременно точно схваченном движении героев и атлетов, которых изображали древние скульпторы.. Образцом для древнегреческих мастеров стали скульптуры работы Поликлета: «Дорифор» и «Диадумен», считавшиеся эталоном пропорциональности и выразительности человеческого тела. Поликлету же принадлежит и разработка системы пропорций человеческого тела в теоретическом сочинении «Канон». Мастером передачи наивысшего напряжения в движении был Мирон (середина V в. до н. э.), автор бронзовой статуи «Дискобол» и группы «Афина и Марсий».

Теоретические основания педагогической системы сотворчества на занятиях художественным движением с подростками

Возникновение новой культуры движения, новых гимнастических систем, нового танца способствовало появлению новых подходов к работе с учащимися - как любителями, так и профессионалами. На основе практической деятельности и глубокого теоретического изучения проблемы движения в области театра, музыки, хореографии многие выдающиеся деятели искусства в разных странах пришли к сходным в своей основе выводам. Они заключаются в том, что движение, которое поднимается на уровень художественного, таит в себе большие воспитательные возможности строения новых качеств человеческого характера, усиливающих действие духовной сферы личности.

Открытия, связанные с областью движения принадлежат во многом Франсуа Дельсарту (1811-1871). Изучая драматическое искусство, он пришёл к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определёнными движениями тела под музыкальное сопровождение, следовательно, путём воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживания. Дельсарт дал научную классификацию тех внешних движений и положений человека, в которых выражаются его внутренние состояния. Он является основателем науки о телесной выразительности. Дельсарт занимался анализом выразительности положений тела и жестов. В 1839 году были открыты курсы сценической выразительности. Самым главным стремлением дельсартовских школ было стремление к естественности и природе, что в какой то степени подводило их к стилю античной Греции. «Природа не обманна, и поэтому самому вечна. Вот почему всё положения Дельсарта, основывающиеся на наблюдениях природы, в то же время находят себе подтверждение в изваяниях античной древности. Только возвращение к природе «приобщит нас к первоисточнику всякого искусства -греческой культуре» (Волконский СМ. Записки Передвижного театра. -СПб.: Изд-во Аполлон, 1913. - С.35).

Не менее известный педагог Жорж Демени (1850-1917) также вёл исследования в области художественного движения. В 1980 году в Париже он основал Клуб рациональной гимнастики. Взамен аналитической шведской и немецкой гимнастик он ввёл синтетические упражнения, в которых одно движение естественно вытекала из другого.

Антропософия (антропос - человек; София - мудрость) Рудольфа Штайнера (1861-1925) была обращена ко всему человечеству. Он изобрёл свою систему движений - эвритмию, которая вбирала в себя цвет, движение и звук. Рудольф Штайнер поставил перед собой цель - раскрыть «тайные» силы человека с помощью особых упражнений. В 1923 году Р. Штайнер открывает в Штутгарте свой театр-студию «Эвритмиум», где нашли своё сценическое воплощение идеи о пластическом выражении звука, о зримом воплощении речи и музыки.

К декламации, музыке и движениям прибавлялся цвет и свет, что способствовало созданию целостного представления. Синонимами такой целостности были такие определения, как «поток движения», «движения души». Введённые Штайнером термины «пространство тела», «фонетический жест», «бытие слова» становятся ключевыми для осмысления эвритмии. Пространство здесь формируется с помощью движения тела и изменения собственного пространства тела. Время в эвритмии тесно связано с процессом речи и музыкальным временем. Оно включает такие элементы, как темп, ритм, временную форму, повтор и кульминацию.

Художественное движение как контекст сотворчества педагога и учащихся

Программа курса «Искусство и художественное движение в системе дополнительного образования» (метод Л.Н. Алексеевой в практике работы учителей - экспериментаторов) разработана на основе метода гармонической гимнастики и танца Л.Н. Алексеевой с учетом индивидуальной направленности на совместное творчество педагога и учеников.

Художественное движение является неотъемлемой частью программы курса «Искусство и художественное движение в системе дополнительного образования». Оно представляет собой естественную форму движения, при которой происходит полное внутреннее раскрепощение телесной, душевной и духовной сущности человека. В то же время художественное движение - это и органическая связь движения и музыки, гармоничное сочетание, которых достигается особым подходом к обработке материала занятий. Результатом данного подхода является художественное произведение - гимнастический этюд или танец. Художественное движение - это многогранное явление, так как оно включает в себя все лучшее, что было когда-либо создано в хореографическом искусстве.

Программа курса включает нотный материал сборников И.Е. Кулагиной по художественному движению (метод Л.Н. Алексеевой) №1, и №2. На этюды, созданные учителями-экспериментаторами М.К. Восконьянц, А. Д. Арманд и С. В. Шумилишской, а также опирается на программу православного воспитания Л.В. Суровой «Лето Господне» и многотомник «Мировая художественная культура. Очерки истории. - М.: Питер, 2005-2007 //под ред. Е.П. Кабковой. В основе Программы -опытно - экспериментальная и практическая работа автора в качестве педагога художественного движения в системе дополнительного образования.

Психолого - педагогические принципы курса. Цель курса - воспитание ребёнка на основе совместного творчества и взаимного духовного обогащения учащихся и педагога. В основе курса -идеи «живого знания» (В.П. Зинченко), теории развития «эстетического отношения к жизни» (А.А. Мелик - Пашаев, З.Н. Новлянская), концепция художественно - пластического и эстетического воспитания и образования средствами интеграции искусств (Б.П. Юсов). Содержание курса раскрывается в диалоге ребёнка и взрослого, который откликается на все детские вопросы и нужды. Комментарий во время занятий приобретает различные формы и становится первым показателем мастерства и педагогической зрелости учителя (Л.В. Сурова).

Планирование занятий. . Современная педагогика опирается на опыт учителей-наставников, предлагающих деятельностный подход в русле общей и педагогической психологии (Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.). Поэтому урок не только школа приобретения знаний и навыков, но и пространство живого общения, и совместное творческое действие учителя и учеников. (Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М., 1957).

Похожие диссертации на Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования