Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Подлеснов Андрей Александрович

Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств
<
Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Подлеснов Андрей Александрович. Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08, 19.00.01 : Краснодар, 2004 207 c. РГБ ОД, 61:05-13/840

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта 18

1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста 36

1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе 54

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности 70

2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности 81

2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации 103

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования 116

3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств 128

3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 177

ПРИЛОЖЕНИЯ 189

Введение к работе

Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориентации в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.

В контексте выделенных противоречий особую значимость представляет разработка теории и практики формирования активной личностной позиции субъекта в процессе профессионализации, развитие личности специалиста, ориентированного на самореализацию, саморазвитие, способного к активному жизненному и профессиональному целеполаганию и саморуководству, владеющего навыками саморегуляции и конструктивного преодоления возникающих социально-психологических препятствий. В связи с этим открытой и актуальной остается проблема разработки модельных, технологических и инструментальных средств реализации гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования, выявления интегративных личностных характеристик, обеспечивающих гармоничную и эффективную профессионализацию личности, профессиональную успешность специалиста и являющихся одновременно индикатором сформированности профессиональной субъектной позиции.

Особенно актуально разрешение поставленных проблем применительно к процессу профессионального образования специалистов, для которых личностные составляющие профессиональной успешности играют ведущую роль, в частности к процессу подготовки музыкантов-исполнителей в вузе культуры и искусств.

Музыкальная профессиональная деятельность, будучи максимально личностно окрашенной, детерминируется специфической организацией личностного профессионального плана музыканта, в котором уже сам предмет профессиональной деятельности имманентно определяет ее как высшую форму личностно-деятельностного функционирования, как ту область человеческой деятельности, в которой оформляются, коммуницируются и транслируются личностные смыслы, порожденные сложной внутренней работой «душевно-духовных» сил музыканта.

Как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, одним из интегральных личностных образований, обеспечивающих успешность профессионализации, выступает профессиональная направленность как проявление общей направленности личности, форма активного отношения субъекта к профессии.

Профессиональная направленность, являясь многомерным, сложноструктурированным образованием, отражает в первую очередь те потребности и мотивы, которые личность удовлетворяет в профессии, те жизненные ценности и смыслы, которые вкладывает в свою профессию, те стратегические цели, к которым стремится, реализуя себя в профессиональной сфере. Вместе с тем профессиональная направленность личности выступает не только как субъектная характеристика, но и как критерий успешности профессионализации, как компонент педагогического процесса, а, в конечном счете — как цель обучения в вузе. Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в качестве одного из главных результатов профессиональной подготовки определяют сформиро-ванность профессиональной направленности личности выпускника вуза.

Однако, несмотря на значимость профессиональной направленности личности в процессе профессионализации, уровень психолого-педагогических знаний о природе исследуемого личностного образования не в полной мере соответствует актуальным запросам психолого-педагогической практики музыкально-исполнительской подготовки в вузе культуры и искусств. Разработанные к настоящему времени модели профессиональной направленности личности носят скорее статический, нежели динамический характер и недостаточно представлены с позиций современной методологии. Требуют исследова-

тельского внимания такие существенные проблемы, как специфика профессиональной направленности личности музыканта-исполнителя, классификация форм профессиональной направленности по содержанию, ее динамика, механизмы формирования с учетом типических черт и мотивации профессиональной музыкально-исполнительской деятельности.

Разрешение поставленных проблем, безусловно, будет способствовать совершенствованию процесса музыкального образования, и, следовательно, повышению качества профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в вузе культуры и искусств.

Степень научной разработанности проблемы. С середины 20-х годов прошлого века после введения В. Штерном понятия «направленность личности», данная дефиниция так или иначе была представлена во многих психолого-педагогических теориях личности, при этом в зависимости от методологических ориентации в центре внимания оказывались различные аспекты исследуемого феномена. Систематизация психолого-педагогических концепций направленности личности, предложенных различными авторами, позволяет выделить следующие основные их группы: концепции, представляющие направленность как проявление склонностей личности (Э. Бенек, Р. Кеттелл, Н.С. Лейтес, В. Штерн); концепции, определяющие направленность личности через систему ее отношений (А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев); диспозиционные теории направленности личности (Д. Кац, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); концепции, трактующие направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов (Л.И. Божович, Ю.М. Забродин, М.С. Неймарк, Б.А. Сосновский), целей (Г.Г. Голубеев, Б.И. Додонов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Г.Д. Луков, К.К. Платонов), ценностей (Б.Г. Ананьев, Н.И. Макаров, К.К. Платонов, В.А. Ядов); синтетические концепции, представляющие направленность через сложную, иерархизированную, динамическую систему личностных свойств (Г.Г. Голубеев, Р. Гилфорд, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

В середине 60-х годов XX века была проведена типологизация направленности личности по различным основаниям (Л.И. Божович, Г.Г. Голубеев, М.С. Неймарк, К.К. Платонов, и др.), в том числе по основ-

ным сферам социальной жизни человека, в качестве самостоятельного предмета исследования выделена профессиональная направленность личности. В этот же период были предложены первые теоретические модели направленности личности (Г.Г. Голубеев, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов), предприняты попытки раскрыть динамические взаимосвязи между структурными компонентами моделей направленности (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, М.С. Неймарк).

Конец прошлого столетия может быть охарактеризован как период интенсивного изучения содержания, механизмов и технологий формирования профессиональной направленности личности в образовательных учреждениях различного уровня. Такими исследователями как В. Г. Асеев, В.И. Воронин, А. Е. Голомшток, М.А. Добрынин, В.И. Жуковская, Л. Иовай-ша, Е.А. Климов, Н.К. Котиленков, A.M. Кухарчук, О.П. Мешковская, А.Б. Орол, В.И. Парамзин, Б.А. Федоришин, В.В. Ярошенко была раскрыта специфика формирования профессиональной направленности личности на этапе обучения в средних общеобразовательных учреждениях.

Профессиональная направленность личности в процессе профессиональной подготовки рабочих в средних специальных учебных заведениях исследовалась В.Д. Брагиной, И.Н. Васильевым, Н.Ф. Гейжаном, М.И. Ива-нюком, С. Н. Левиевой, Н.И. Макаровым, А.П. Сейтешевым, А.С. Ткаченко и другими.

Структура и механизмы формирования профессиональной направленности личности в процессе высшего профессионального образования были исследованы В.А. Якуниным, Н.В. Комусовой, А.Т. Колденковой, А.Б. Юш-ковой, Н.Ш. Валеевой, Н.М. Пейсаховым и др.

Такими исследователями как Н.Ф. Гейжан, Э.Ф. Зеер, М.И. Иванюк, А.Т. Колденкова, А.К. Маркова, А.П. Сейтешев были предложены теоретические модели профессиональной направленности личности, использование которых в педагогической практике содействовало повышению эффективности профессионального образования на всех его уровнях.

Специфика профессионально-педагогической направленности личности представлена в работах таких исследователей как Ф.Н. Гоноболин,

В.И. Додонов, В.И. Журавлев, Ю.М. Забродин, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Ю.П. Платонов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Г.С. Сухобская, В.А. Якунин и многих других.

К числу работ последних лет, рассматривающих феномен профессиональной направленности личности с методологических, методических и прикладных позиций следует отнести исследования лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического института РАН (Ю.А. Кореляков), О.Г. Лопуховой, Ю.П. Поваренкова.

В современной педагогике и психологии изучение и разработка характеристик профессиональной направленности в отдельных сферах профессиональной деятельности и на различных уровнях профессионального образования — активно развивающаяся область теоретических и прикладных исследований. В последнее десятилетие выявлены специфика, условия и механизмы формирования профессиональной направленности личности в таких областях профессиональной деятельности как: педагогика (Т.В. Антонова, В.М. Болыпов, М.Ю. Диканова, В.П. Потиха, Ф.Д. Товарищева и др.), медицина (Н.Н. Аниськина, Е.Л. Рязанова и др.), инженерно-техническая сфера (Л.В. Масленникова, И.Г. Михайлова и др.), система МВД (А.Б. Маркова и др.), физическая культура и спорт (С.Н. Канунников, Г. А. Шишенко, С.В.Остроушко и др.), военное дело (СВ. Андрюнин, А.Ю. Аношкин, В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин, В.В. Усманов и др.), туризм и регионоведение (Т.Л. Бедарева, О.В. Шангина и др.).

Характеризуя степень разработанности исследуемой проблематики применительно к процессу высшего музыкального образования, следует констатировать дефицит психолого-педагогических исследований, посвященных систематической разработке проблем специфики, структуры, динамики, условий и механизмов формирования профессиональной направленности личности в профессиональной подготовке в вузе культуры и искусств. Разработаны лишь ценностно-содержательные аспекты моделирования профессиональной направленности клубных работников (И.М. Миргалимов (114))

и педагогической направленности специалистов библиотечного дела (СИ. Черноморченко (179)).

Предложенные ранее теоретические модели профессиональной направленности личности не могут, на наш взгляд, в полной мере удовлетворять потребностям развивающейся практики музыкального образования в силу того, что:

не учитывают специфику такого сложного вида профессиональной деятельности как музыкальное исполнительское творчество;

носят статичный характер и включают описание основных элементов без анализа их динамических и иерархических взаимосвязей;

трудны для операционализации в целях совершенствования процесса профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств.

Остаются актуальными и открытыми психолого-педагогические вопросы о движущих силах профессионального становления личности в процессе музыкального образования, динамике профессиональной направленности в процессе обучения, факторах устойчивого активного отношения к профессии при трансформирующихся социально-экономических условиях и личностных детерминант профессиональной успешности музыканта-исполнителя.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между запросами современной системы высшего музыкального образования в теоретическом обосновании путей и возможностей формирования устойчивой профессиональной направленности личности обучаемых и недостаточной теоретической разработанностью проблем содержания, структурной организации и динамики профессиональной направленности личности на этапе высшего профессионального образования.

Необходимость разрешения поставленной проблемы и определила выбор темы диссертационного исследования: «Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств».

Объект исследования: профессиональная направленность личности в процессе высшего профессионального образования.

Предмет исследования: особенности структуры и динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкальной подготовки в вузе культуры и искусств.

Цель исследования: разработка, обоснование и экспериментальная проверка теоретической модели профессиональной направленности личности, позволяющей выявить содержание, специфику и динамику профессиональной направленности личности студентов в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.

В соответствии с поставленной целью решались следующие исследовательские задачи:

  1. Провести сравнительный анализ психолого-педагогических представлений о сущности профессиональной направленности личности и конкретизировать данное понятие.

  2. Разработать теоретическую модель профессиональной направленности личности, раскрыв ее структуру, сущность и взаимосвязь основных компонентов, детерминирующих ее устойчивость в процессе высшего музыкального образования.

  3. Экспериментально обосновать содержание предложенной теоретической модели профессиональной направленности личности.

  4. Провести сравнительный анализ содержания профессиональной направленности личности студентов различных профилей обучения и выявить специфику профессиональной направленности студентов вуза культуры и искусств.

  1. Проанализировать особенности динамики профессиональной направленности студентов в процессе музыкальной подготовки в вузе культуры и искусств.

  2. Наметить основные пути использования предложенного теоретического конструкта профессиональной направленности личности, выявленных особенностей ее формирования и динамики в педагогическом процессе подготовки музыканта-исполнителя.

Гипотеза исследования: достижение основной цели личностно-ориентированного процесса музыкального образования - формирование устойчивой профессиональной направленности личности студента будет более эффективным, если:

профессиональная направленность личности будет пониматься как результат взаимодействия субъекта (личности обучающегося) и объекта (изучаемой специальности) профессионализации, и в соответствии с этим будут дифференцированы ее субъектные (внутренняя структура профессиональной направленности) и объектные (направленность на изучаемую специальность) характеристики;

внутренняя структура профессиональной направленности личности будет рассмотрена с точки зрения системно-синергетической методологии как сложная самоорганизующаяся система, структурные компоненты которой находятся в многовекторных динамических и иерархических взаимосвязях;

педагогический процесс будет строиться с ориентацией на системообразующие компоненты структуры профессиональной направленности личности, основным из которых для студентов музыкального профиля выступает ценность профессионально-творческой самореализации;

динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования будет представлена как специфическая реорганизация ее внутренней структуры с формированием ценностно-смыслового ядра, представленного личностной интенцией на творческое совершенствование в профессии.

Методологическую основу исследования составили:

- субъектно-деятельностная методология (К.А. Абульханова,
Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мяси-
щев, С.Л. Рубинштейн и др.);

системно-синергетический подход к анализу сложных психических образований (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.А. Бодров, С.А. Крупник, В.Ю. Крылов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.Н. Садовский, B.C. Степин, Р.А. Уилсон, В.Д. Шадриков и др.);

гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, С.В.Кульневич, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко и др.).

Методологически значимыми в теоретическом анализе феномена профессиональной направленности личности выступили общенаучные принципы познания, образующие методологическую основу в изучении субъекта деятельности: диалектико-материалистический принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, ЛЛ. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, ПЛ. Гальперин, В.В. Давыдов, АЛ. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, ДЛ. Узнадзе); принцип самодетерминации (В Л. Зинченко, АА. Ухтомский); принцип единства сознания и деятельности (АЛ. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип развития и историзма (ЛЛ. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, АЛ. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, ВЛ. Зинченко, И.М. Сеченов); принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов); принцип целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений (АА. Бодалев, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, ВЛ. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн).

В качестве теоретической основы исследования выступили основополагающие идеи отечественных ученых — педагогов и психологов: о структуре и системной организации личности (Б.Г. Ананьев, АЛ. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), о личности как субъекте деятельности (КА. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, АЛ. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), о структуре мотивационной сферы личности (ЛЛ. Божович, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, ДА. Леонтьев, БА. Сосновский, ДЛ. Узнадзе, АА. Файзуллаев и др.), об организации смысловой сферы личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, ФЕ. Василюк, ДА Леонтьев, ЕВ. Субсотский, OJC Тихомиров и др.).

В исследовании нашли отражение представления о психологических основах педагогики (ЮК. Бабанский, В Л Зинченко, ЕЛ Исаев, В А Сластенин, В Л Слободчиков и др.), идеи педагогической аксиологии (Б.С. Гершунский, ВЛ. Гинецинский, В А. Сластенин, ЕЛ Шиянов и др.).

Исследование опиралось на концептуальные положения и эмпирические данные, представленные в работах по теории и практике профессионализации личности: ЮК. Бабанского, ЛГ. Дикой, ЕЛ Ермолаеюй, ЕА Климова, ЛВ. Кузьминой, АК Марковой, ЛС. Пряжникова, АА Реана, АЛ Сейтешева, В А Сластенина, В.Д Шадрикова, В А Якунина и других. Значимыми для решения задач нашего иашедования выступили работы по социологии труда АГ. Здравомыслова, АА Кисселя, В А Дцова.

Фундаментальные исследования по психологии искусства и художественного творчества ДБ. Богоявленской, Л.С. Выготского, В Л Дружинина, СП. Иванова, А.М. Матюшкина, ЯЛ. Пономарева, СЮ. Степанова, психолого-

педагогическим основам музыкального образования и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности Э.Б. Абдуллина, А.Д. Готсдинера, Н.Р. Туравец, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, ПА. Черватюка послужили источниками для обоснования специфики профессионального обучения и профессиональной деятельности в области культуры и искусств.

Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, в соответствии с гипотезой и с опорой на методологическую базу, использован комплекс взаимодополняющих методов. Среди них теоретические: системный анализ, моделирование; эмпирические: наблюдение, интервью, беседа; психодиагностические: анкетирование, тестирование; математические методы статистической обработки данных: анализ средних значений, анализ достоверности выявленных различий, корреляционный анализ.

База исследования. Исследование проводилось на базе Консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств (студенты 1-5 курсов факультета инструментального исполнительства и теоретико-фортепианного факультета - 100 человек), Кубанского государственного университета (студенты 1-5 курсов факультета управления - 119 человек), Краснодарского государственного технологического университета (студенты 1-5 курсов факультета технологии пищевых производств - 128 человек). Таким образом, всего в исследовании приняло участие 347 человек.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2001 - 2004 годов и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике профессионального образования, проводился теоретический анализ философской, психологической, педагогической и социологической литературы, диссертационные исследования по проблеме. На этом же этапе была сформулирована рабочая гипотеза, намечены общие цели и задачи исследования.

Второй этап (2002-2003 гг.) включал формирование методологической основы исследования, разработку теоретической модели профессиональной направленности личности, подбор методов и разработку программы психодиагностического исследования. На данном этапе была проведена экспериментальная апробация комплекса психодиагностических методик, проведена корректировка задач исследования.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) был осуществлен сбор эмпирических данных, проведена их обработка, анализ и интерпретация, сформулированы выводы, проводилась систематизация и оформление материалов диссертационного исследования.

** Достоверность и надеэююсть полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, организацией исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования, значительной опьггно-экспериментальной базой, использованием широкого математического аппарата при анализе полученных эмпирических данных.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

  1. С позиций субъектно-деятельностного и системно-синергетического подходов предложена, обоснована и экспериментально подтверждена теоретическая модель профессиональной направленности личности, включающая шесть структурных компонентов: эмоциональный, когнитивный, потребност-но-мотивационный, ценностно-смысловой, перспективно-целевой и рефлексивный, организованных по координационно-субординационному принципу.

  2. Описаны динамические взаимосвязи между компонентами структуры профессиональной направленности личности, проведена их дифференциация по функциональному признаку и по вкладу в устойчивость внутренней структуры профессиональной направленности личности.

  3. Предложена типология профессиональной направленности личности по признаку системообразующего компонента ее структуры, включающая профессиональную направленность эмоционального характера, профессиональную направленность потребностно-мотивационного характера и профессиональную направленность ценностно-смыслового характера.

  4. Выявлена специфика содержания внутренней структуры профессиональной направленности личности студентов музыкального профиля, представленная личностными интенциями на профессиональное совершенствование, творческую самореализацию, достижение социального статуса и материальную обеспеченность.

  5. Прослежена динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств, заключающаяся в движении от эмоциональной увлеченности профессией с идеализированными образами профессии и Я-профессионала к формированию ценностно-смыслового ядра профессиональной направленности, связанного с творческим профессиональным самосовершенствованием. Установлена ее специфика по сравнению с динамикой профессиональной направленности студентов, обучающихся по другим профессиональным профилям.

Теоретическая значимость исследования. В работе уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыта ее сложная, ди-намически функционирующая сущность. Полученные в исследовании теоретические и практические результаты вносят вклад в развитие личностно-ориентированного образования, позволяют лучше понять личностные механизмы профессионализации субъекта, а следовательно, наметить пути опе-рационализации субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов в психолого-педагогической практике. Важный аспект теоретической значимости настоящего исследования заключается в конкретизации личностно-ориентированного, субъектного подхода в теории высшего музыкального образования.

Практическая значимость исследования заключается:

в возможности использования предложенной модели профессиональной направленности личности как ориентировочной основы для реализации личностно-ориентированного подхода в практике музыкального образования;

в необходимости учета специфики структуры и особенностей динамики профессиональной направленности личности студентов, обучающихся по музыкальному профилю, при разработке семинаров, спецкурсов и практических занятий как по дисциплинам специального, так и общегуманитарного цикла;

в возможности использования блока предложенных психодиагностических методик в качестве инструментария для выявления индивидуальных особенностей профессиональной направленности личности студентов на всех этапах обучения и выявления эффективности педагогического процесса в вузе;

в необходимости учета в педагогической практике типологических особенностей студентов-музыкантов, выявленных и описанных в ходе эмпирического исследования;

- в возможности использования модели профессиональной направленно
сти личности и механизмов ее формирования и динамики в системе психолого-
педагогического сопровождения профессионализации личности в вузе культуры
и искусств, при проведении профессионального отбора и оказании консультатив
ной и коррекционной помощи студентам в процессе освоения профессии.

На защиту выносятся следующие полооїсения:

  1. Профессиональная направленность выступает проявлением общей направленности личности и представляет собой интегральное личностное образование субъекта профессионализации, характеризующееся единством двух планов: субъектного - отражающего ее внутреннюю структуру и объектного, отражающего направленность на объект профессионализации -изучаемую специальность (профессию).

  2. Внутренняя структура профессиональной направленности личности представляет собой агрегацию различных по психологической сущности компонентов с пересекающимися функциями и находящимися между собой в сложных динамических отношениях. К основным структурным образованиям профессиональной направленности личности относятся: эмоциональный, когнитивный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, перспективно-целевой и рефлексивный компоненты. Композиция перечисленных структурных единиц профессиональной направленности личности построена по координационно-субординационному принципу.

  3. Компоненты профессиональной направленности личности дифференцируются по функциональному признаку на две группы: выполняющие преимущественно побуждающую функцию - эмоциональный, когнитивный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и выполняющие собственно направляющую функцию - рефлексивный и перспективно-целевой компоненты. По влиянию на устойчивость внутренней структуры профессиональной направленности личности, выделенные компоненты могут быть разделены на три иерархических уровня: к первому (иерархически низшему) относятся когнитивный и эмоциональный компоненты, ко второму (среднему) - потребностно-мотивационный, и к третьему (высшему) - ценностно-смысловой. Компонент любого иерархического уровня может выступать системообразующим в структуре профессиональной направленности, в соответствии с чем могут быть выделены типы профессиональной направленности личности, обладающие различной устойчивостью: профессиональная направленность эмоционального характера, профессиональная направленность потребностно-мотивационного характера и профессиональная направ-

ленность ценностно-смыслового характера. Максимальную устойчивость профессиональной направленности личности придает симультанная представленность в ее структуре всех выделенных, когерентно функционирующих компонентов, при системообразующей роли ценностно-смыслового ядра в связке с рефлексивным и перспективно-целевым компонентами.

4. Содержание внутренней структуры профессиональной направленности личности студентов музыкального профиля отличается специфическим характером: системообразующее ядро, оказывающее максимальное влияние на ее устойчивость представлено личностными интенциями на

* профессиональное совершенствование, творческую самореализацию, дос
тижение социального статуса и материальную обеспеченность. Доминиро
вание ценностей профессионального развития и творческой самореализации
в структуре профессиональной направленности студентов музыкального
профиля оказывает выраженное влияние на ее устойчивость по объекту
профессионализации (изучаемой специальности), а дополнительная значи
мость утилитарных и социально-престижных ориентации определяет ее не
устойчивость по объекту профессионализации (изучаемой специальности).

5. Ценность творческой самореализации занимает в структуре профессиональной направленности личности студентов музыкального профиля самостоятельное место и может быть охарактеризована как доминирующая личностная ценность, не связанная напрямую ни со статусно-престижными и утилитарными профессиональными ценностями, ни с собственно направленностью на повышение профессиональной квалификации, и отражающая взаимосвязь общей направленности личности с профессиональной направленностью личности исследуемых.

6. Динамика профессиональной направленности личности студентов музыкального профиля имеет специфический характер и может быть охарактеризована как движение от эмоциональной увлеченности профессией с идеализированными образами профессии и Я-профессионала к формированию ценностно-смыслового ядра профессиональной направленности, связанного с творческим профессиональным самосовершенствованием.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных публикациях и докладах на заседаниях кафедры педагогики и психологии, кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств, на следующих научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» (г. Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Транснациональные проблемы культуры XXI века» (г. Краснодар, 2002 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (г. Краснодар, 2002 г.), региональной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования: социокультурное проектирование» (г. Краснодар, 2003 г.), Южно-российских научно-практических конференциях «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (г. Анапа, 2003 г., г. Геленджик, 2004 г.), «Многоуровневая система профессионального художественного образования» (г. Краснодар, 2003, 2004 гг.).

Концептуальные идеи исследования были использованы в конкурсе проектов Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Проект, предложенный автором, и отражающий тематику диссертационного исследования, стал победителем указанного конкурса.

Содержание диссертационного исследования отражено в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта

Проблему направленности личности так или иначе в своих трудах затрагивали философы, педагоги, психологи, социологи. И хотя сам термин «направленность» до начала XX века как таковой не использовался, в трудах многих мыслителей, начиная с античности, мы можем обнаружить характеристики человеческой природы, по сути отражающие явление направленности личности. Этимологически термин «направленность» содержит в себе характеристику устремления, вектор активности, движущие силы поведения человека, его внутренние побуждения, т.е. по определению С.Л.Рубинштейна некую динамическую тенденцию. С этой точки зрения о направленности личности, например, говорил Платон, подразумевая стремление человека к «идее добра». Для Аристотеля это «порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением», а для Эпикура направленность человека проявляется в стремлении к удовлетворению потребностей. В концепции волюнтаризма направленность человеческой личности представлена в понятии воли (у И. Канта это свободная воля, у Ф. Ницше - воля к власти, у А. Шопенгауэра - воля к чему-либо, со своим объектом, конкретной целью своего желания). В философии материализма это направленность человека к собственной природе (Ж.Ж. Руссо) или стремление к счастью при разумном самоограничении (Б. Спиноза, Л. Фейербах). Данный ряд можно значительно расширить, что вполне объяснимо стремлением любого исследователя человеческой природы выделить в ней то основание, которое определяет все направление индивидуальной и общественной жизни субъекта.

Выдающиеся педагоги прошлого сформировали в своих работах своеобразные представления о природе направленности человека, путях ее развития и воспитания. В естественном стремлении к познанию и труду усматривал основную направленность человека ЯА. Коменский. И. Песталоцци утверждал происхождение понятия «направленность личности» из физических и чувственных потребностей. По его мнению, физические потребности являются основой для развития стремлений ребенка и познания им нравственных начал. С процессами воспитания нравственности увязывал А. Дистервег направленность личности. Воспитание, считал он, должно заключаться в возбуждении стремлений, т.е. ратовал за формирование направленности личности: «Постоянное, вечно юное, живое, направленное по верному пути стремление - это уже достижение, выполнение» (цит. по 154). О формировании направленности личности писали HP. Чернышевский, К.Д. Ушинский.

Конец ХЕХ - начало XX века можно считать временем формирования научных представлений о направленности личности, которая связывалась в первую очередь с влечениями человека. Так У. Джемс основным проявлением направленности человека считал инстинктивные стремления личности, выражающиеся в чувстве любви, желании обратить на себя внимание, стремлении к соперничеству, жажде славы, влияния и власти. У 3. Фрейда в его психодинамической концепции основными влечениями, определяющими все проявления направленности человека выступили половой инстинкт и инстинкт саморазрушения.

Однако наиболее полное и систематическое развитие проблема направленности личности получает с 20-х годов прошлого столетия, когда она была рассмотрена как проявление склонностей и отношений человека. Значительная заслуга в этом принадлежала русскому педагогу и психологу А.Ф. Лазурскому и немецкому психологу В. Штерну.

Собственно в психологический и педагогический обиход термин «направленность» ввел в 1918 году В. Штерн. Под «диспозицией направления» (Richtungdisposionen) В. Штерн понимал склонность к какой-либо деятельности. Такое представление послужило основой для развития целого ряда концепций, связывающих понятие направленности прежде всего со склонностями личности.

Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности

Переходя к изложению сути предложенной в данной работе модели профессиональной направленности личности, считаем целесообразным провести краткий обзор методологических оснований, выступивших базовыми при ее разработке. Необходимость эксплицирования исходных методологических принципов, проведение методологической рефлексии продиктованы, с одной стороны, сложностью и многогранностью предмета исследования, а с другой - методологическим плюрализмом, присущим современной психолого-педагогической науке.

Исследование любого сложного психического явления, представленного высшими иерархическими уровнями психологической природы человека, отражающих уникальную неповторимость личностных ценностей, смыслов, отношений, индивидуального образа мира, зачастую приводит исследователя к необходимости использования идеографического (описательного, феноменологического) подхода к пониманию его сущности, что вполне продуктивно, однако не всегда позволяет экстраполировать полученные результаты исследования индивидуальной природы в массовую психолого-педагогическую практику и на более широкую выборку исследуемых. Подобная проблема возникает и при исследовании такого личностного образования как профессиональная направленность личности, в связи с чем актуализируется необходимость разработки и использования подходов и средств «...позволяющих включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека» (56).

Разрешить описанное противоречие, учитывая современные гуманистически-ориентированные тенденции психолого-педагогической науки к изучению уникальной, целостной, самоопределяющейся личности позволяет, с нашей точки зрения, использование субъектно-деятельностного подхода как объяснительного принципа при исследовании таких сложных психических явлений как профессиональная направленность личности. Субъектно-деятельностная методология, созданная и разрабатываемая отечественной психологической наукой (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), основывается на материалистическом понимании природы социальных явлений, на гуманистическом видении задач развития субъекта человеческой деятельности, выделяющем его активность как фундаментальную характеристику субъектного выполнения в различных формах общественной практики (64, с. 67).

Субъектно-деятельностный подход на наш взгляд, в наибольшей степени соотносится с гуманистической парадигмой личностно-ориентированного образования (заявленной в качестве ориентировочной основы исследования), выступая одним из ее исходных методологических оснований. Такие объективно (по С.Л. Рубинштейну) присущие субъекту качества как активность, способность к развитию и интеграции, самоопределению и самосовершенствованию, самодетерминации и саморегуляции позволяют апеллировать к собственно «человеческому в человеке», обращаться в теоретических и конкретно-научных исследованиях к высшим проявлениям человеческой сущности, учитывать имманентно присущую человеку способность к свободному и ответственному выбору. В тоже время, именно субъектно-деятельностный подход позволяет придать исследованию конкретно-исторический характер, отразить в нем актуальную социальную, экономическую, общественно-политическую специфику в преломлении к личности, ее внутреннему миру. На данную особенность (и преимущество) субъектно-деятельностной концепции указывал в свое время Б.Ф. Ломов, отмечавший, что анализ индивидуальной деятельности должен осуществляется в том социальном контексте, в который эта деятельность включена, а то «...что, как и почему будет делать данный конкретный индивид, определяется в конце концов системой развивающихся общественных отношений, в которые он включен» (цит. по 167, с. 19).

Понимание деятельности как динамической, саморазвивающейся иерархической системы взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности (6, с. 113), открывает, на наш взгляд, не только широкие возможности для продуктивной реализации абстрактно-аналитического подхода в теоретическом моделировании феноменологических явлений психической реальности, но и позволяет продуктивно осуществлять конкретно-научный анализ личностных проявлений субъекта деятельности.

Характеристика организации и методов эмпирического исследования

Руководствуясь поставленными в работе целями и выдвинутыми гипотезами, опираясь на проведенный теоретический анализ исследуемой проблемы и принятые в качестве исходных методологические принципы, нами была разработана концепция эмпирического исследования, позволяющая с одной стороны, инструментально выявить и уточнить системно-структурные характеристики предмета исследования, с другой стороны, рассмотреть его в процессуально-динамическом аспекте, и наконец, определить специфику внутреннего содержания профессиональной направленности личности студентов в процессе музыкальной подготовки.

В качестве основной экспериментальной базы исследования выступили студенты первого-пятого курсов факультета инструментального исполнительства и теоретико-фортепианного факультета Консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Выборка составила 100 человек, из них: 31 студент первого курса, 18 студентов второго курса, 19 третьекурсников, 17 студентов четвертого курса, и 15 пятикурсников. Из общего числа участников эксперимента юношей - 32, девушек - 68. Число участников эксперимента, их распределение по курсам и дифференциация по полу характеризуют выборку как репрезентативную.

С целью выявления специфики структуры и динамики профессиональной направленности личности студентов музыкально-исполнительского факультета, дополнительно к исследованию были привлечены студенты, обучающиеся по другим профессиональным профилям. При выборе групп для сравнительного анализа, нами были отобраны студенты, обучающиеся как по техническому профилю, так и по гуманитарному. Так, в экспериментальном исследовании приняли участие студенты первого-пятого курсов технологического факультета Краснодарского государственного технологического университета, обучающиеся по специальности «Технология пищевых производств» - всего 128 человек, и студенты первого-пятого курсов факультета управления Кубанского государственного университета, обучающиеся по специальности «Психология» - всего 119 человек. Таким образом, всего в исследовании приняло участие 347 человек.

При проведении эмпирического исследования была использована как групповая психодиагностическая работа, так и индивидуальные формы обследования. Пилотажное исследование было проведено в 2002-2003 учебном году, основное исследование осуществлялось в течение 2003-2004 учебного года.

В соответствии с ведущим замыслом, алгоритм реализации эмпирической части исследования структуры и динамики профессиональной направленности личности в процессе подготовки в вузе культуры и искусств, выглядел следующим образом.

Первоначально нами была предпринята попытка экспериментально обосновать предложенную теоретическую модель профессиональной направленности личности, а именно: подтвердить компонентный состав теоретического конструкта; показать значимость вклада отдельных элементов в структуру профессиональной направленности личности; отразить функциональные системные межкомпонентные взаимосвязи.

Похожие диссертации на Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств