Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Макарова Елена Дмитриевна

Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа
<
Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Елена Дмитриевна. Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Петрозаводск, 2006 211 с. РГБ ОД, 61:07-13/588

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические предпосылки исследования проблемы воспитания эмпатии.

1.1 Генезис и развитие гуманистической парадигмы в педагогике 12

1.2 Гуманистическая сущность социально - педагогической деятельности 23

1.3 Эмпатия как базовая категория исследования и одно из гуманных качеств личности социального педагога 39

1.4 Проблема воспитания эмпатии в психолого-педагогических исследованиях 63

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию эмпатии как профессионально- личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе колледжа

2.1 Социально-педагогический колледж как эмпатийно-воспитательное пространство 81

2.2 Общая характеристика эмпатийности студентов в аспекте ее диагностики 93

2.3 Педагогические условия воспитания эмпатии у студентов социально-педагогического колледжа и его результаты ПО

2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию эмпатии

139

Заключение 160

Библиография 163

Приложения

Введение к работе

Сегодня в Российском обществе одной из стратегических задач является создание необходимых условий для успешной социализации вступающего в жизнь молодого поколения. Актуальным является оказание психолого-педагогической поддержки процесса социализации растущей личности. В связи с этим в последнее десятилетие получила развитие социально-педагогическая деятельность и профессиональная подготовка специалистов данного профиля.

Для современной России характерна потребность в социальной психолого-педагогической поддержке различных слоев общества, в том числе, молодежи. Это обстоятельство потребовало введения в систему подготовки педагогических кадров специальности социального педагога.

Перед образовательными учреждениями встала задача с учетом специфики социально-педагогической деятельности готовить профессионала с ярко выраженной гуманистической доминантой в структуре его личности.

Гуманистическая ориентация социального педагога проявляется в различных аспектах его жизнедеятельности, в основе которой наряду с другими личностными образованиями лежит эмпатийно-рефлексивная составляющая.

Многие исследователи проблемы подготовки социальных педагогов, прежде всего, обращают внимание на эмпатию и ее формирование в образовательном пространстве учебного заведения. Многочисленные исследования В. Н. Келасьева, В. Н. Малиновской, В. П. Симонова, А. Л. Смятских, Е. И. Холостовой показали, что эмпатия является не только важным элементом в профессиональной культуре педагога, но и в значительной степени обуславливает эффективность его коммуникативной деятельности как основного средства реализации его профессиональных функций.

Ряд психологических положений Л. С. Выготского, Б. Г Ананьева, А. Н Леонтьева, А. В. Запорожца, К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова и других

4 ученых дают основание рассматривать эмпатию и как личностное качество. В то же время работы Е. А. Акчуриной, С. Б. Борисенко, Т. П. Гавриловой, Л. П. Стрелковой, О. В. Солнцевой и др. свидетельствуют о том, что эмпатия как личностное качество и проблема его формирования не подвергались широкому научно-педагогическому анализу в специальных исследованиях.

При этом в педагогической литературе отмечается, что даже у многих педагогов с большим педагогическим стажем работы эмпатия в достаточной степени не развита. Как свидетельствуют материалы нашего исследования, воспитанию эмпатии не уделяется должного внимания и в образовательном процессе педагогических учебных заведений.

Налицо противоречие между профессиональной и личностной значимостью эмпатии, без сформированности которой гуманизация воспитательных отношений в социально-педагогической деятельности остается проблематичной, и реальной практикой ее культивирования в образовательном процессе учебных заведений. Суть проблемы заключается в том, при каких условиях это противоречие может быть разрешено.

С учетом актуальности проблемы, значимости ее разрешения для теории и практики социально-педагогической деятельности определилась тема исследования: «Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа».

Объектом исследования явился целостный образовательный процесс подготовки будущего социального педагога в условиях колледжа, а предметом - воспитание у студентов эмпатии как профессионально-личностного качества в процессе их профессиональной подготовки.

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий воспитания у студентов социально-педагогического колледжа эмпатии как качества личности в целостном процессе их профессиональной подготовки.

5 В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что воспитание у студентов социально-педагогического колледжа эмпатии как профессионально-личностного качества будет успешным, если:

- профессиональным сообществом воспитание эмпатии рассматривается
и как важная педагогическая ценность, и как один из аспектов гуманизации
культурно-образовательной среды социально-педагогического колледжа;

і** - процесс воспитания эмпатии у будущих социальных педагогов будет

проходить поэтапно;

на каждом этапе процесс воспитания эмпатии будет обеспечен совокупностью компонентов, входящих в учебно-методический комплекс как системную педагогическую модель;

в содержание практической деятельности будущих социальных педагогов будут включены ситуации проявления эмпатийности, а сама

J. деятельность будет строиться на основе принципов гуманизма, Ь систематичности, преемственности и непрерывности.

Исходя из предмета, цели, гипотезы в исследовании решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения
педагогического опыта выявить наиболее актуальную проблематику
воспитания эмпатии у будущих социальных педагогов.

2. Рассмотреть основные научные подходы к воспитанию эмпатии и
Ф провести теоретико-методологический анализ понятийного аппарата

исследования.

3. Разработать критерии и показатели сформированности эмпатии.

4. Обосновать системно-структурную композицию воспитания эмпатии у
будущего социального педагога и выявить педагогические условия ее
реализации.

Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ литературы и диссертационных работ по проблеме исследования, опытно-

экспериментальная работа, диагностика эмпатии, наблюдение, моделирование, анализ документации, анкетирование, анализ продуктов деятельности студентов, методика неоконченных рассказов.

База исследования.

Базой настоящего исследования послужило профессиональное педагогическое сообщество Петрозаводского социально-педагогического колледжа. Опытно-экспериментальное исследование проводилось со студентами учебных групп, преподавателями, работающими в данных учебных группах и методистами, курирующими учебно-производственную практику студентов. В общей сложности в опытно-экспериментальной работе участвовало 315 студентов.

Основные этапы и организация исследования.

Первый этап связан с изучением автором проблемы воспитания гуманных личностных качеств будущих социальных педагогов в рамках разработки индивидуальной методической темы (2000-2002 г.г.).

На втором этапе (поисково-ориентировочном) был проведен теоретический анализ философской, социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, осуществлялся и обобщался передовой педагогический опыт работы по данной проблеме, оформлялся научный аппарат исследования, проводился констатирующий срез, разрабатывалась системно-структурная композиция процесса воспитания эмпатии у будущих социальных педагогов (2002-2003 г.г.).

Третий этап (преобразующий) был направлен на реализацию теоретических аспектов проблемы воспитания эмпатии, организацию формирующего эксперимента, включающего проверку педагогических условий воспитания эмпатии у студентов - будущих социальных педагогов (2003-2005 г.г.).

Четвертый этап (обобщающий) включал обработку и интерпретацию материалов исследования, систематизацию и заключительную апробацию его результатов (2005-2006 г.г.).

7 Теоретико-методологической основой исследования явились:

- важнейшие положения философской и педагогической антропологии о
личности как единстве биологического, социального и культурного
компонентов (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др);

- положения гуманистической философии, психологии, педагогики
(Ш. Бюллер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.);

гуманистическая направленность личностно-ориентированного подхода (Е. В. Алексеев, Ш. А. Амоношвили, В. И. Андреев, Т. К. Ахаян, Е. В. Бондаревская, 3. И. Васильева, И. А. Колесникова, Н. М. Конжиев, В. В.Сериков, Е. В. Титова, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др.);

исследования, посвященные проблеме воспитании эмпатии (С. Б. Борисенко, Т. П. Гаврилова, Е. П. Крупник, А. Б. Орлов, О. В. Солнцева, Л. П. Стрелкова, В. А. Якунин и др.).

Научная новизна исследования заключается в постановке и

решении задачи формирования профессионально-личностных качеств будущих социальных педагогов, в структуре которых эмпатия занимает доминирующее место; в получении дальнейшего развития систематизации взглядов на такой психолого-педагогический феномен как эмпатия будущих социальных педагогов, а также в выявлении педагогических условий ее поэтапного формирования и способах реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрена сущность эмпатии как профессионально-личностного качества и уточнена его содержательная наполняемость; разработанная теоретически и экспериментальным путем проверенная системно-структурная композиция процесса воспитания эмпатии обогащает целостное представление о содержательных, процессуальных и технологических аспектах реализации гуманистической направленности профессиональной подготовки социальных педагогов; выявлены педагогические условия воспитания эмпатии в рамках гуманизации образовательного процесса.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что совокупность сформулированных в ней научно-педагогических, методических и прикладных положений позволяет усовершенствовать целостный процесс формирования социального педагога с высоко развитой степенью эмпатийности. Результаты и выводы исследования, методические разработки могут быть использованы (и уже используются) в работе с социальными педагогами и классными руководителями, в работе со студентами педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмпатия - это одно из важных профессионально-личностных качеств
будущего социального педагога-гуманиста. Оно обеспечивается
процессом внутренней настроенности социального педагога на позицию
партнера по общению (ребенка, коллеги, родителя и др.). Одновременно,
эмпатия - это и однонаправленный эмоционально-когнитивный
процесс, включающий такие составные части, как сопереживание
(эмоциональное слияние с внутренним миром другого, основой которого
является эмпатогенная ситуация и идентификация с объектом эмпатии);
сочувствие (переживание собственных чувств по поводу
эмоционального состояния другого человека, адекватное реагирование,
проявляющееся в межличностных позитивных отношениях); внутреннее
содействие (принятие решения, направленного на оказание помощи в
воображаемом плане).

В педагогической эмпатии преобладает действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эмпатийность социального педагога - реальное проявление любви, условие понимания и принятия ребенка.

2. Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном
мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми
переживаниями другого лица. Содержанием же процесса эмпатии
является встреча двух людей, двух миров, двух душ. Противоречие

9 между данными разнонаправленными явлениями рождает насущную потребность в восстановлении комфорта чувств у человека через проявление эмпатии.

  1. Структура эмпатии состоит из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Каждый из компонентов имеет свои показатели сформированности. Они определяют проявление эмпатии на разных уровнях ее развития. Процесс воспитания эмпатии у будущих социальных педагогов (от уровня к уровню) включает: диагностический, информационный, практический и креативный этапы.

  2. Системно-структурная композиция процесса воспитания эмпатии у будущих социальных педагогов включает цели, организацию, виды деятельности, этапы работы, комплекс средств, направленных на воспитание эмпатии. Модель характеризуется как открытая, прогностическая, выполняющая диагностическую, информационно-ориентирующую, преобразующую функции.

5. В основе реализации системно-структурной композиции воспитания
эмпатии лежит ряд условий:

ценностное отношение профессионального педагогического сообщества к воспитанию эмпатии как к одному из аспектов гуманизации культурно-образовательного пространства социально-педагогического колледжа;

- поэтапный характер воспитания эмпатии;

обеспечение процесса воспитания эмпатии совокупностью компонентов, входящих в учебно-методический комплекс как системную педагогическую модель;

- моделирование ситуаций проявления эмпатии и их включенность в
практическую социально-педагогическую деятельность.
Обоснованность и достоверность результатов исследования

обеспечиваются: целостным подходом к исследованию, методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием методов исследования,

10 личным участием диссертанта в опытной работе и подтверждается ее результатами.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись через публикации и выступления на научно-практических конференциях (Архангельск, 2003, 2006 г.г., Москва, 2006 г., Санкт-Петербург, 2005, 2006 г.г., Петрозаводск, 2004, 2005, 2006 г.г.), на курсах повышения квалификации работников образования Республики Карелия, на педагогических советах, ежегодных педагогических чтениях в Петрозаводском социально-педагогическом колледже, через отчеты и выступления на заседаниях предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин колледжа.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, библиографии и 8 приложений. Исследование выполнено по плану кафедры педагогики КГПУ.

Генезис и развитие гуманистической парадигмы в педагогике

Зарождение педагогических идей в обществе можно проследить через дошедшие до нас разнообразные источники педагогической мысли. К ним относятся исторические памятники материальной культуры, литературные источники, различные виды искусства, государственные и общественные документы.

Эти источники раскрывают человеколюбие, гостеприимство, открытость души славян. Их формирование происходило, с одной стороны, под влиянием географических, природных, этнических факторов (богатство русской природы, широта и раздолье окружающей природы, многонациональность). С другой стороны, немаловажную роль играли гуманистические положения православного христианства.

В основе христианской концепции в педагогике лежит философия деятельной любви к ближнему. Именно деятельность, реальный поступок являются основой мировоззрения истинного христианина. Любовь к другому человеку «выступает как первейшая острейшая потребность человека» (170, 370). В Древней Руси одной из христианских добродетелей считалось выражение чувства милосердия и сострадания в форме подачи милостыни, призрения сирых и убогих и т.д.

Особое внимание следует обратить на отношение славян к людям, говоря современным языком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии. Среди памятников древнерусской литературы, касающихся этих вопросов, можно выделить «Поучение Владимира Мономаха» (XII век). Оно представляет собой достаточно целостную систему гуманистических воззрений. «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите...» (134, 137).

В этом историческом документе, пожалуй, впервые обосновывается принцип деятельностного подхода к нуждающимся людям, особенно к людям, имеющим проблемы в развитии. Подчеркивается идея активного сочувствия и сострадания со стороны общества. «Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом» (143, 359).

Конечно, не все в обществе безоговорочно принимали эти идеи. Поэтому большую роль в развитии гуманной, благотворительной деятельности на Руси играли монастыри. Они являлись своеобразными культурными центрами, в первую очередь, для простых, бедных людей. Монастыри реализовывали три основные функции: лечение, милостыня и обучение.

Ярким примером может служить деятельность Киево-Печерского монастыря. При нем была открыта больница-богодельня. По свидетельствам летописцев, там оказывали помощь бедным, сиротам, калекам и другим нуждающимся.

По словам А. С. Иванова, «духовный путь», «нравственное воспитание» народа через конкретные, зримые дела на примере помощи «отверженным» и не принимаемым сообществом - это те «истины, которые лежат в основе христианского просвещения, славянского сознания и предопределяют степень гуманизации общественных отношений».

Развитие педагогических идей на Руси в XIII веке было прервано, как и весь ход формирования русского государства, татаро-монгольским нашествием. Это обстоятельство явилось суровым испытанием для всего русского народа. Более 200 лет Русь была зависима от Орды. Конечно, эта трагическая страница нашей истории не могла не иметь печальных последствий. В первую очередь, татаро-монгольское иго надолго вырвало Русь из русла общеевропейского развития. Особое, евроазиатское, положение нашей страны, по мнению С. М. Соловьева, изначально осуждалось на постоянную черную работу, на постоянную изнурительную борьбу славян с воинственными жителями степей.

Во-вторых, эта зависимость привела к большому экономическому отставанию Руси от Западных стран и существенно ослабила зачатки демократических свобод, которые существовали в Древней Руси.

Таким образом, Россия буквально своей грудью защитила Западную Европу от нашествий и разорения диких народов Средней Азии. Цена, заплаченная за свободу, была непомерно высока и имела далеко идущие негативные последствия для исторической судьбы России.

Тем не менее, русский народ, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, смог сохранить такие важные национальные черты, как человеколюбие, гостеприимство, открытость души, милосердие, сострадание ближнему и др.

В конце XIV века на западе Руси стали появляться так называемые братские школы. В их уставах говорилось о том, чтобы учитель был демократичным, не делал различий между учениками. Учителю надлежало также относится к детям гуманно, внимательно, наказывать их «не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо» (75,117).

Проблема воспитания у человека умения сопереживать другому человеку имеет глубокие исторические корни и на западе. Ян Амос Коменский, великий чешский мыслитель-гуманист, один из основоположников педагогической науки в Европе, писал о том, что ребенок не должен оставаться равнодушным к происходящему с другими людьми. Иначе подобное отношение будет источником различных неурядиц в человеческих делах. Вообще гуманность, по его мнению, это свойство, присущее детской душе. Следовательно, способствовать ее развитию с самых ранних лет жизни ребенка - это важнейшая задача педагога (92).

В XVI веке в связи с появлением книгопечатания начали издаваться различные книги, в том числе и учебные. В 1687 году после открытия Московской славяно-греко-латинской академии был дан новый импульс развитию науки и искусства, увеличению числа образованных людей, организации типографий и выпуске литературы различных направлений, в том числе и просветительной.

Нельзя не упомянуть в этой связи замечательную педагогическую книгу Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». Эта книга представляла собой свод правил поведения детей в обществе - среди взрослых, сверстников, в школе и дома. В ней содержались 164 правила «благонравия», т. е. «благочинного», приличного поведения детей и юношества.

Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически. Давались также рекомендации по формированию у детей гигиенических навыков и привычек.

Гуманистическая сущность социально - педагогической деятельности

Многочисленные изменения в исторической, социально-экономической, культурной жизни в нашей стране и в мире в целом, появление новых ценностей в образовании породили насущный запрос общества на педагога нового типа - гуманного педагога. Для современной Российской школы требуется не просто педагог-профессионал, но педагог, способный видеть, чувствовать, понимать ребенка. Гуманный педагог умеет не только говорить, но и слушать, слышать другого. Он способен к рефлексии и быстрым изменениям своего поведения с учетом изменений, происходящих в ребенке. Такой педагог может постоянно воспитывать и проявлять определенные гуманные качества личности.

Гуманизм (от латинского - «гуманос» — человечный) — есть воззрение, которое основывается на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие (190, 83). Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье. Как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный — о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, взаимопонимание.

Гуманизация взглядов распространилась не только на отношение к другим людям, но и на отношение к себе. В науке поднимается вопрос о самоактуализации личности. Этот термин ввел А. Маслоу, понимая его как практическую реализацию способностей, талантов человека, желание самоосуществиться, стремление стать тем, чем он может быть. Только самоактуализирующаяся личность, по А. Маслоу, является психически нормальной и полноценно развитой. Только такая личность сможет понять и принять другого, «прочувствовать» его душевное состояние, сможет сострадать.

Гуманистическое направление в науке раскрывает понятие Человека как уникальную открытую систему, устремленную в будущее. Человек стремится свободно реализовать свои потенциальные возможности, верит в себя, стремится к личностному росту. Реализация происходит в социуме, в группе людей. Таким образом, происходит встреча двух миров, т. е. разных людей, разных чувств, разных душ... Для их эффективного взаимодействия необходимо постижение настроя, состояния друг друга. Это возможно при наличии эмпатийных возможностей человека.

Живя в обществе, общаясь, познавая мир, ребенок приобретает некоторый социальный опыт, т. е. социализируется. Но современный мир технократии и бездушности представляет собой серьезную опасность для юных неокрепших душ. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская в своих исследованиях выявляют еще одну опасность - возможность антропологической катастрофы, «то есть дегуманизации человека, его отчуждение от жизни общества, от труда, от природы и от самого себя. Например, дестабилизация социально-экономической жизни приводит к появлению известных социальных драм: безработица, бедность и обездоленность, возрастание неравенства и социальной несправедливости, конфликты социальных групп, решение социальных и личных проблем путем насилия...» (112,136).

Реальная угроза дегуманизации человека и общества в целом, вызывает настоятельную необходимость поворота от технократизации к Человеку. В этой связи гуманная миссия современного образования состоит в переориентации с технократической на культурологическую парадигму. Альтернативой может служить гуманистическая модель общества. Она объявляет человека наивысшей ценностью на земле и предлагает решать любые проблемы с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Естественно, что столь радикальные перемены в духовной сфере общества, выработка новых ценностей, появление соответствующих им установок - это довольно длительный процесс. Большой наивностью было бы полагать, что подобный преобразовательный процесс быстро захватит все общество за короткое время. И, конечно, непростительно было бы пассивно ожидать и думать, что все само собой как-нибудь разрешится.

В современной ситуации чрезвычайно важны и актуальны проблемы социализации вступающего в жизнь молодого поколения. Это определяет острую необходимость в специально организованной деятельности общества по оказанию социальной психолого-педагогической поддержки процесса социализации растущего человека, что нашло отражение в появлении новой специальности - социальный педагог.

Гуманизация как важнейший принцип современной системы образования возлагает большую ответственность на молодых людей, выбирающих своим поприщем социально-педагогическую деятельность. Острая необходимость в профессии социального педагога появилась, во-первых, в связи с новыми тенденциями в развитии системы образования, ее целями, задачами, принципами. Во-вторых, потребность в социальном педагоге вызвана изменившимся социальным климатом общества.

Клиентами социального педагога становятся дети, несущие на себе груз совсем недетских проблем (обеспечение жильем, едой; противостояние унижению, насилию; интеграция с открытым социумом и пр.). Кроме того, как правило, эти дети - дети «группы риска». Они имеют массу внутренних психолого-педагогических проблем. Одна из особенностей таких детей в том, что, пытаясь скрыть свои многочисленные трудности, они «закрываются» от взрослых, маскируют проблемы и тревоги показным равнодушием, наносной веселостью и беспечностью, а порой и открытой агрессией.

Следовательно, социальному педагогу необходимо иметь такой арсенал средств, возможностей, гуманных личностных качеств, которые бы помогали прочувствовать, понять, принять внутренний мир проблемного ребенка, посмотреть на мир его глазами. Это позволит социальному педагогу и ребенку вместе выстроить и реализовать программу преодоления социальных проблем. Кроме того, социально-педагогическая деятельность предполагает работу специалиста в ситуациях высокой неопределенности. Поэтому, социальному педагогу необходимо не просто иметь «плотно уложенный» багаж знаний и умений, но творчески, гибко использовать его в изменяющихся социальных условиях.

Основой социально-педагогической деятельности признается гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающему миру, социальной среде. «Сама учебная деятельность должна строиться таким образом, чтобы любое отношение к любому объекту оформлялось через отношение к другому человеку... В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности» (В.В. Давыдов).

Таким образом, гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации комплекса требований: безоговорочное принятие ребенка; уважение к его личности; способность чувствовать каждого ребенка (эмпатия), смотреть на проблему глазами ребенка, с его позиций (13). При таком подходе ясна суть воспитания как специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса (138).

Социально-педагогический колледж как эмпатийно-воспитательное пространство

Наше эмпирическое исследование проводилось на базе Петрозаводского социально - педагогического колледжа (ПСПК). Это первое и единственное на Северо-западе учебное заведение такого профиля. Приступая к анализу образовательного процесса колледжа, мы предварительно изучили особенности его профессионального сообщества. Количественный состав преподавателей колледжа - 88 ч. Высок образовательный уровень преподавателей: 82 педагога имеют высшее образование, что составляет 93,2% от общего числа. 3 педагога заканчивают обучение в вузах. 18 преподавателей получили второе высшее образование, 26 педагогов владеют несколькими специальностями. В нашем колледже работают 2 кандидата педагогических наук, еще трое учатся в аспирантуре.

На наш взгляд, гармоничным оказалось соотношение числа преподавателей по стажу работы. Так, стаж работы 10-20 лет у 22 человек, 20-30 лет - у 21 человека, 30-40 лет - у 19 человек. Менее 10 лет трудятся 11 человек. Пять ведущих преподавателей работают в нашем колледже более 40 лет.

Анализируя квалификацию педагогов, мы получили следующие данные. 38 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, что составляет 43,2% от числа преподавателей. Первую квалификационную категорию имеют 18 человек (23,5%).

Восьми присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РФ и РК»; 38 педагогов имеют звание «Ветеран труда». Многие преподаватели колледжа являются почетными работниками среднего профессионального образования.

В русле логики нашего исследования было важным выяснить общую оценку преподавателями нравственно-психологического климата нашего колледжа. Примечательно, что 89 % педагогов в ходе интервью оценили его как вполне благоприятный, с превалирующей положительной оценкой развития гуманистических отношений в учебном заведении. Половина педагогов приоритетной ценностью своего труда считает творческое к нему отношение.

Отвечая на вопрос: «Чем привлекает Вас работа в колледже?», к сожалению, лишь четверть преподавателей высказали удовлетворенность своим трудом. Половина педагогов стремятся к саморазвитию и творчеству.

Наибольшая часть педагогов выбрала ведущим мотивом общение с молодежью (см. табл. 2). В целом, можно говорить о комплексе действующих мотивов у преподавателей, т.к. каждый респондент называл сразу несколько мотивов.

Оценивая свой стиль общения со студентами, 40 % респондентов считают, что они придерживаются доброжелательных отношений. Столько же преподавателей считают возможным, чтобы он был дружеским, демократическим, и только 10 % - сугубо деловым.

Оценка преподавателями нравственно-психологического климата в колледже в основе своей совпала с оценкой студентов. 60 % будущих педагогов оценили нравственно-психологический климат колледжа как вполне демократический. Правда, 19 % студентов считают его несколько авторитарным.

Характерными являются следующие высказывания студентов: «Учителя, в основном, относятся к нам по-доброму», «если и ругают нас, то красиво», «пытаются войти в наше положение», «почти все относятся к нам по-человечески», «они строгие и справедливые», «стараются нас понять», «если ругают - то за дело и не обидно!» «помогают нам», «незаметно воспитывают нас», «идут к нам навстречу», «выручают нас, если надо», «могут извиниться!», «беспокоятся о нас, как родители» и пр. Из приведенных высказываний видно, что студенты, в целом, чувствуют гуманный подход к себе со стороны преподавателей. Для некоторых это, вероятно новый подход, (в сравнении с опытом школы), о чем свидетельствуют студенческие высказывания (ругают не обидно, могут извиниться и пр.).

Подводя итоги обсуждения проблемы о радостях и трудностях педагогического труда преподавателя в ходе диспута о профессиональном портрете современного педагога, более половины опрошенных указывали на противоречие, сложившееся в современном Российском обществе. Устойчивая направленность на свою работу, проявляемый энтузиазм, стремление к постоянному поиску, обновлению и творчеству идут вразрез с уровнем и качеством жизни, социальных условий нелегкого труда педагога. Скромная зарплата, балансирующая на грани прожиточного минимума, отсутствие материального и морального поощрения и стимулирования интересных и творческих начинаний педагогов, естественно, не могут способствовать повышению степени их самоактуализации и появлению чувства удовлетворенности своим трудом (этот мотив назван лишь у четверти респондентов, см. табл. 2).

Тем не менее, твердая убежденность педагогов в нужности и важности своей педагогической миссии, энтузиазм, взаимопомощь, неиссякаемый оптимизм, высокий профессиональный уровень способствуют поддержанию престижа педагогической деятельности и гуманизации культурно-образовательной среды социально-педагогического колледжа.

Подтверждением тому служат результаты наших анкет и опросов, в которых и студенты, и преподаватели, в целом, указывают на сложившийся в стенах колледжа «благоприятный», «доброжелательный климат», «дружеские отношения» между всеми участниками образовательного процесса, «отсутствие давления со стороны администрации».

Для того чтобы сориентировать профессиональное сообщество колледжа на идею воспитания гуманности будущих педагогов, мы актуализировали в сознании преподавателей проблему воспитания эмпатии как важного профессионально-личностного качества. Нами проводились методические семинары, где обсуждались пути реализации проблемы формирования педагога нового типа - гуманного педагога.

Похожие диссертации на Воспитание эмпатии как профессионально-личностного качества будущих социальных педагогов в целостном образовательном процессе педагогического колледжа