Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Нуриманова Фания Касимовна

Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения
<
Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нуриманова Фания Касимовна. Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13.- Казань, 2006.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/543

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников

1.1. Понятия «ценность» и «смысл», их соотношение 12

1.2 Ценностные ориентации как мотивы в структуре личности 26

1.3. Место и роль самосознания в принятии ценностей 33

1.3.1. Роль ценностных ориентации в системе саморегуляции личности 38

1.4. Ценностные ориентации в самоопределении личности старшеклассников

Выводы по I главе 57

Глава II. Организация и методы исследования ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников

II. 1. Общие подходы и принципы исследования 58

11.2. Организация исследования 62

11.3. Методики исследования 66

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

III. 1. Изучение характеристик самоактуализации, смысложизненных ориентации, субъективного контроля и их динамики у старшеклассников 69

Ш.2. Исследование взаимосвязей показателей смысложизненных ориентации, уровня субъективного контроля и самоактуализации личности и их динамики 88

Ш.З. Изучение факторной структуры данных ценностно-смыслового самоопределения и ее динамики 115

Общие выводы: 127

Заключение 130

Библиографический список 132

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном обществе самоопределение личности, становление ее ценностно-смысловой сферы происходит в условиях плюрализма ценностей и образов жизни, конфликта между социальным и индивидуальным в человеческой жизни. В этом многоликом и быстро изменяющемся мире, где имеют место такие социальные патологии как преступность, алкоголизм, рост наркомании, легкий путь добывания денег и т.д., востребована личность, способная к осознанию своих ценностных ориентации, смыслообразования, стремления к самоактуализации, собственной ответственности, преобразующая себя и определяющая духовную основу общества.

Согласно позиции многих исследователей, ценностно-смысловое самоопределение является первоосновой для становления жизненных перспектив и всех других видов самоопределения [3; 5; 31; 60; 62; 79; 47; 85; 88; 96; 105; 181;182; и др.].

Динамичные общественные преобразования в современном обществе отражаются в ценностно-смысловом самоопределении личности [30; 71; 72; 73; 75; 91; 95; 100; ПО; 111; 112; 113; 117; 189; 198; 205; 211; 212; 215; 219; и др.]. В то же время «человек по своей природе всегда выступает как представитель различных социальных групп (этнокультурные, демографические и многие другие). Несомненно, они оказывают непосредственное и опосредованное воздействие на личность» [171, с.65]. В исследованиях отмечается, что на формирование ценностно-смыслового самоопределения влияют особенности пола, национальности, социального положения людей, включенность в разные социальные группы [42; 43; 54; 64; 65; 71; 83; 87; 91; 114; 135; 192; 212; 219; 224; и др.]. Социальные изменения по-разному влияют на людей, сформировавшихся в разных условиях. «Для некоторых людей изменения послужили движущей силой к самоконструированию, самореализации; для

других та же ситуация привела к неопределенности, невозможности определить жизненные цели, перспективы, к потере личностного смысла» [205].

В последние годы увеличивается количество работ, посвященных
изучению психологических механизмов ценностно-смыслового

самоопределения личности [13; 83; 222; 223; 233; и др.]. В работах указывается, что выбор преимущественных механизмов зависит от сложной системы факторов и условий, а также собственной активности личности [222; 233].

В контексте взаимодействия индивида и группы данная проблема проанализирована А.В.Петровским, Л.Э.Комаровой, В.В.Гулякиной и др. [62; 92; 123]. «Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе и общечеловеческих ценностей» [123, с.231]. Особенности личностного самоопределения в учебной группе являются своего рода базой для разрешения человеком жизненных проблем и сложностей в дальнейшем, поскольку они формируют жизненный опыт и нормативно-ценностные критерии субъекта. Чем выше уровень социально-психологического развития группы и качественный уровень ценностей и норм, тем эффективнее осуществляется самоопределение субъекта в учебной группе [62, с.20]. Авторы в своих исследованиях определяют, что работа по формированию ценностно-смыслового самоопределения должна быть дифференцирована и психологически ориентирована.

Молодежь является наиболее чувствительным представителем происходящих изменений в обществе [26; 69; 71; 72; 91; 100; 211; 219; 224; и др.]. В наибольшей степени зависимой от социально-экономических условий оказывается система ценностей старших школьников [72, с. 129]. Динамика ценностных ориентации личности в юношеском возрасте изучалась в социально-психологических исследованиях И.С.Кона, Х.Ремшмидт,

В.С.Собкина и др. [ 94; 170; 188]. Период ранней юности выделяется в связи со становлением и развитием ценностно-смыслового самоопределения личности [25; 31; 48; 58; 59; 76; 138; 168; 205; и др.]. Юношеский возраст характеризуется интенсивным формированием механизмов ценностно-смыслового самоопределения в связи с возникновением и развитием значимых личностных образований (устойчивого образа Я и мировоззрения, жизненного плана, ссознательной саморегуляции и др.) [29; 32; 51; 55; 58; 69; 92; 94; 108; 167; 168; 186; 201; 229; и др.].

Изучение литературы показывает, что менее исследованными остаются особенности психологической структуры самоопределения личности старшеклассников, проблемы формирования, существования и изменения ценностей на «уровне» личности и социально-психологической группы [30; 65; 213]. Мало работ, посвященных изучению особенностей и динамики самоопределения в старшем школьном возрасте, в наиболее чувствительный возрастной период формирования (И.В.Дубровина, Б.С.Круглов). Не проработана теория и практика личностного самоопределения старшеклассников сельского социума и таких образовательных учреждений как гимназии-интернаты. Учет социально-педагогических и возрастных изменений механизмов ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников имеет существенное значение для психолого-педагогической практики.

Постановка данной проблемы определяется противоречием между: 1) необходимостью подготовки старшеклассника к ценностно-смысловому самоопределению личности и слабой разработанностью психологических механизмов данного феномена; 2) необходимостью учета ценностно-смыслового самоопределения в старшем школьном возрасте, а также социально-педагогических условий (город, село, гимназии-интернаты) и недостаточной разработанностью их в теории и на практике; 3) необходимостью подготовки саморазвивающейся и самореализующейся личности старшеклассника и неадекватным оцениванием им своего

внутреннего потенциала (собственных ценностных ориентации, способности смыслообразования, стремления к самоактуализации, ответственности, соотнесение их с требованиями общества).

В связи с обнаруженными противоречиями проблемой данного исследования является изучение особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их динамики у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Объект исследования - ценностно-смысловое самоопределение личности старшеклассников.

Предмет исследования - особенности ценностно-смыслового самоопределения и их возрастная динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Цель исследования - выявление особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их возрастной динамики у старшеклассников различных типов образовательных учреждений.

Гипотезы исследования:

Особенности ценностно-смыслового самоопределения, их динамика у старшеклассников связаны с активностью субъекта, социально-педагогическими и возрастными условиями.

Частные гипотезы: 1. Важными параметрами ценностно-смыслового самоопределения старшеклассника выступают сформированность смысложизненых ориентации, ответственности, стремления к самоактуализации и их взаимосвязей. Благодаря взаимодействию и взаимообусловленности названных компонентов, ценности социума становятся собственно личностными средствами регуляции поведения и деятельности.

2. Ценностно-смысловое самоопределение имеет общие (открытость, творчество, интернальность) и специфические (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) особенности у

старшеклассников различных типов образовательных учреждений (городская и сельская школа и гимназии-интернаты).

3. В старшем школьном возрасте за временной интервал два года происходит динамика показателей ценностно-смыслового самоопределения в сторону возрастания и снижения их значений, интегрированное, а также изменение центральных компонентов во взаимосвязях и их баланса в факторной структуре данных в зависимости от типа образовательного учреждения.

Задачи исследования заключаются в следующем:

  1. изучение основных теоретических подходов к проблеме ценностно-смыслового самоопределения личности в зарубежной и отечественной психологии;

  2. выявление уровня сформированности показателей смысложизненных ориентации, ответственности и стремления к самоактуализации как важных компонентов ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников;

3) исследование характера взаимосвязей показателей ценностно-
смыслового самоопределения у старшеклассников;

  1. определение факторной структуры данных ценностно-смыслового самоопределения у старшеклассников;

  2. исследование динамики показателей, характера взаимосвязей и факторной структуры данных;

6) подготовка рекомендаций по развитию ценностно-смыслового
самоопределения старшеклассников с учетом возрастных и социально-
педагогических условий.

Новизна исследования состоит в том, что:

выявлены детерминанты развития ценностно-смыслового

самоопределения старшеклассников, в качестве которых выступают объективные (возрастные и социально-педагогические условия) и

субъективные (смысложизненные ориентации, ответственность, стремление к самоактуализации) условия;

определены общее (открытость, творчество, интернальность) и специфическое (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) в особенностях смысложизненных ориентации, уровня субъективного контроля и самоактуализации личности старшеклассников, их взаимосвязей и факторной структуры данных в зависимости от типа образовательного учреждения;

получены эмпирические данные о процессе развития ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников городских, сельских школ и гимназий-интернатов;

прослежена динамика показателей ценностно-смыслового

самоопределения в старшем школьном возрасте, проявляющаяся в возрастании их значений у сельских и в снижении - у городских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов, в уменьшении интегрированности, а также в изменении центральных показателей, их баланса в факторной структуре данных;

исходя из установленных особенностей показателей, выраженности их в факторной структуре данных, а также характера взаимосвязей, рассмотрены возможности развития ценностно-смыслового самоопределения в старшем школьном возрасте с учетом типа образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

а) теоретический анализ психологической сущности понятий ценностно-
смыслового самоопределения, систематизация и интеграция подходов к
изучению могут составить научную основу для построения структуры и
определения критериев оценки ее сформированности у старшеклассников;

б) полученные данные о динамике ценностно-смыслового
самоопределения способствуют углублению представлений о тенденциях его
развития с учетом типа образовательного учреждения;

в) результаты об особенностях ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников сельской и городской школы и гимназий-интернатов представляются необходимыми для оптимизации психолого-педагогического сопровождения в условиях дифференциации образования.

Практическая значимость. Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации педагогам и практическим психологам по развитию ценностно-смыслового самоопределения городских, сельских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов. Детальный анализ содержания ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников позволяет школьной психологической службе выработать адекватную модель консультативной и коррекционно-развивающей работы с учетом типа образовательного учреждения. Прикладной аспект исследования направлен на научно-методическое обеспечение системы образования по ценностно-смысловому самоопределению и духовно-нравственному воспитанию подростков и старшеклассников.

База исследования. Исследование проводилось на базе сельских (Архангельская СОШ №1, Архангельская СОШ №2, Абзановская СОШ], городских школ (СОШ №21, СОШ №144, СОШ №20, СОШ №136) и гимназий-интернатов (Республиканская художественная гимназия-интернат и Республиканская музыкальная гимназия-интернат, далее по тексту сокращенно РХГ-и и РМГ-и) Республики Башкортостан.

Апробация результатов. Основные положения работы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр психологии Башкирского института развития образования и Башкирского государственного педагогического университета, на Международной научно-практической конференции «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (Уфа, 1999 г.); на Республиканских научно-практических конференциях «Технологизация учебно-воспитательного процесса в школе», (Уфа, 2000 г.); «Современные технологии в деятельности практического

психолога» (Уфа, 2000 г.); «Сельская школа: проблемы и пути решения» (Уфа, 2000 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2004 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса» (Уфа, 2005 г.).

Теоретические положения, результаты, методические рекомендации по проблеме ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников апробировались при проведении курсов повышения квалификации педагогических работников. В рамках исследования осуществлялись консультации педагогов и психологов, психологическое консультирование и психокоррекционная работа со старшеклассниками Республиканской художественной гимназии-интерната и Уфимской городской гимназии №20 Республики Башкортостан. Содержание диссертационного исследования отражено в 9 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ценностно-смысловое самоопределение - структурно-динамическое образование, характеризующееся активно протекающими процессами осознания, поиска смыслов и ценностей, ответственности за их выборы и реализацию. Ценностно-смысловое самоопределение зависит как от отдельных социальных и возрастных условий, так и собственной активности личности. Субъектность проявляется в определении своей позиции относительно общественных ценностей на основе смысла своего существования, в осознании их и ответственности за них [11; 231; 120; 121; 123; 129; 137; 179; и др.].

  2. Ценностно-смысловое самоопределение имеет общие (открытость, творчество, интернальность) и специфические (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) особенности у старшеклассников различных типов образовательных учреждений (городские -высокий уровень активность в стремлении к самоактуализации,

предрасположенность к контактам с другими и др.; сельские - пассивность в реализации внутреннего потенциала, высокая интегрированность показателей и др.; гимназии-интернаты - креативность, временная компетентность, высокий уровень целей, интернальность в области семейных отношений и др.), отражающиеся в показателях смысложизненных ориентации, уровня субъективного контроля и стремления к самоактуализации, их взаимосвязях и баланса в общей структуре данных.

3. Динамика ценностно-смыслового самоопределения проявляется в изменении показателей в сторону увеличения их значений у сельских и уменьшения у городских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов, уменьшения их интегрированное, а также изменения центральных компонентов во взаимосвязях, их баланса в факторной структуре данных в зависимости от типа образовательного учреждения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа изложена на 155 листах машинописного текста. Библиографический список насчитывает 243 наименований. Приложение содержит 13 таблиц, 19 рисунков и рекомендации.

Понятия «ценность» и «смысл», их соотношение

Проблема ценностей является объектом исследований философов, психологов, социологов, педагогов. Философские проблемы природы ценностей (моральных, экономических, эстетических и др.) изучает аксиология (первые представители Г.Лотце, Г.Мюнстерберг, В.Виндельбанд, Г.Риккерт) [172]. В философской литературе ценность - это: 1) объекты ценностного отношения, которые существуют независимо от отдельной личности (предметные ценности) [34; 99]; 2) нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. (субъектные ценности) [99; 107]; 3) «предельные», безусловные основания человеческого бытия, как критерии оценки любого культурного феномена [34; 107]; 4) «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [207]. В отечественной аксиологии сформировались два основных взгляда на природу ценностей: 1) ценности объективны, обусловлены социальными и культурными факторами (общественные идеалы, общественные представления, общечеловеческие принципы, привлекательные объекты) [34; 99; 107]; 2) ценности - объект-субъективное явление (состояние сознания относительно социальной ценности, предметы потребностей, переживание значения, смысла, значимость, критерии выбора и оценки, отношения) [99; 107; 207].

В социологической литературе ценности рассматриваются как объекты, руководящие и интегрирующие социальные системы, в частности как 1) свойство общественного предмета удовлетворять определённым потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); 2) понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл определённых явлений действительности; 3) общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных формах общественной жизни (социальные ценности); 4) идеалы отдельной личности, являющиеся одним из источников мотивации её поведения (личностные ценности); 5) общечеловеческие ценности, отражающие истинный духовный опыт всего человечества; 6) действенный инструмент социального сплочения разрозненных индивидов [173; 234].

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысл ожизненные, универсальные, ценности традиционные, религиозные, урбанистические, коллективистские. Ценности служат фактором социальной регуляции поведения людей и их отношений [173].

В педагогической литературе часто понятие «ценность» соотносится с наиболее важной сферой - духовностью общества и человека. Е.С.Рапацевич (2001) в современном словаре по педагогике отмечает, что ценность - это любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В узком значении он рассматривает ценности как духовные цели, заключённые в понятиях, имеющих высокую степень обобщения [191].

А.З.Рахимов (2000) в словаре-справочнике по нравологии рассматривает понятие нравственные ценности как разновидность духовных ценностей. Автор в выражении деятельно-заинтересованного отношения людей к явлениям действительности выделяет моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено) и оценку существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им нравственного значения [185]. О сложности и неоднозначности проблемы ценностей в психологии свидетельствует достаточно выраженное разнообразие трактовок данного понятия.

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского выделяются три вида ценностей. 1) ценности как общественный идеал, они же и общечеловеческие (истина, красота, справедливость); 2) ценность как конкретное воплощение общественных ценных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.); 3) личностные ценности. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентации и служат важным фактором в социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [164].

В словаре М.Кордуэлл понятие «ценности» обозначает объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного. К общим ценностям западной культуры относятся честность, взаимовыгодные отношения и свобода самовыражения. Если кто-то игнорирует или отвергает общественные ценности, другие представители культуры могут назвать его поведение антиобщественным и аморальным [102].

Данные трактовки отражают интерпретации понятия ценность в социально-психологическом аспекте.

В Большом Толковом психологическом словаре понятие «ценность» также определяется как абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Классические примеры: свобода, справедливость, образование и т.д. Здесь акцентируется внимание на содержательную сторону понятия, что ценностью называется качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценным. Ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью [35].

Многие зарубежные и отечественные психологи, рассуждая о ценностях как о высших реалиях бытия, вкладывали в них духовный смысл. Так, Шпрангер (Spranger) Эдуард — немецкий философ, психолог и педагог выделяет основные типы индивидуальности, обусловленные ориентацией на те или иные объективные ценности. Анализируя типы индивидуальности (теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный) по Э.Шпрангеру, немецкому философу и психологу [227, с.55], Н.И.Непомнящая (2000) пишет, что «люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией, и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека» [144, с. 14].

В словаре-справочнике по психологии Н.И.Конюхова (1996) наблюдаем толкование понятия «ценности» в связи с духовностью личности, причем как результат определенной деятельности. Здесь ценности рассматриваются как социальные, общественно-значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты [101]. Е.Д.Дорофеев и Л.А.Седов (1997) пишут о духовности как ценности, «ускользающей» из поля зрения психологов, которая от этого не становится менее актуальной» [216].

Ценностные ориентации как мотивы в структуре личности

Близко к изучаемой проблеме понимание мотива как побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется. В данном случае, мотив сближается с такими понятиями как диспозиция, ценности, аттитьюды, интересы. У человека же источником развития «мотива» является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных «мотивов» в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими «мотивами» [106, с. 189].

Идея о необходимости различения в мотивационных образованиях представляющего ценность предметного содержания (value) и специфического к нему деятельного отношения (vector) была предложена Г.А.Мюрреем [46, с.63]. На «побудительную силу вещей» указывает представитель гештальтпсихологии К.Левин, который обратил внимание на решающее значение перспективных целей для психологической структуры и поведения субъекта. По его утверждению, чем более широким является «жизненное пространство», в которое включен индивид, тем большее значение приобретают отдаленные цели. Соответственно, в теории валентности-ожидания-инструментальности, чтобы быть мотивированной к определенному виду поведения, должна существовать прямая связь между осуществляемым поведением и его последствиями («ожидание/инструментальность»). В то же время, последствия поведения должны быть эмоционально значимы для человека, должны иметь для нее определенную ценность («валентность») [213, С.66].

С точки зрения А.Бандуры, представителя социально-когнитивного направления, уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения [214, с.387]. Х.Хекхаузен и его «бохумская группа» психологов рассматривают влияние на возникновение побуждений субъективной ценности целей и предвосхищаемой вероятности успеха. Они отмечают «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент. Субъект стремится достичь их, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели [213, с.ЗЗ].

Для достижения «ценностного момента» важны преодоления барьеров, приложение усилий, например, по К.Юнгу «...необходимо управлять своей судьбой, своим развитием, уметь проявлять «самость». Им обозначается как мотив «коллективное бессознательное» [230, с.71]. Э.Эриксон говорит об установлении основных ориентиров по отношению к себе и своей социальной среде. Он считает, что нужны базисные добродетели как надежда, сила воли, целеустремленность, компетентность, верность, любовь, забота, мудрость и т.д. [228, с. 11]. Если ориентация характера, как понимал З.Фрейд, является источником человеческих поступков и многих идей, то, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов, Э.Фромм типичный для общества характер назвал «социальным характером». Он пишет, что «функция социального характера заключается в том, чтобы формировать и направлять человеческую энергию внутри данного общества во имя продолжения функционирования этого общества» [208, с.517]. По А.Адлеру, за всеми реально понятыми, «конкретизированными» конечными целями стоит все «творческое стремление индивида достичь компенсации, приспособиться к реальной жизни и, прежде всего, его мужество и доверие к себе» [8, с. 10].

В работах представителей гуманистического направления (Г.Олпорт, А.Маслоу, В.Франкл) высказывается общая мысль о том, что ведущая тенденция человеческого поведения состоит в стремлении к поиску «предельных ценностей» - истины, справедливости, добра, смысла существования и т. п. По мнению А.Маслоу, группы мотивов упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Им иерархия мотивов открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребности безопасности, потребности в социальных связях, самоуважения и самоактуализации [129, с.214].

Изучение ценностных ориентации личности и их места в общей структуре мотивации поведения является одним из важных направлений исследований в отечественной психологии [3; 32; 134; 171; 219; 222; и др.]. Д.А.Леонтьев (1996) отмечает, что ценности «одновременно существуют как общественные идеалы, общественные представления, присутствующие в массовом сознании, как мотивационная структура личности, определяющая наиболее общие ориентиры ее жизнедеятельности» [122, с.35-44].

В мотивационных образованиях исследователи различают ценность предметного содержания и специфический динамический момент [19; 32; и др.]. Многие авторы рассматривают эти два момента в неразрывном единстве [3; 19; 135; и др.]. Односторонней оказывается сведение системообразующих факторов только к содержательно-смысловым образованиям типа целей, установок, ценностных ориентации или абсолютизация динамической трактовки, связанной с процессом деятельности. Мотивация складывается из выработанного субъектом ценностного и психологического способа реализации своих потребностей при данных требованиях и обстоятельствах, которые типичны для его жизни» [3, с.224-225; 19, с.78-85]. В.Г.Морогин (1999) интерпретирует взаимосвязь иерархии жизненно важных ценностей, характерных личностных особенностей и стереотипов поведения как проявление единства динамических и содержательных аспектов личности [135, с.299-301]. Н.Р.Салихова (2005), изучая динамические аспекты функционирования ценностей, связывает их с разными видами трансформации процессов смыслообразования, источником которых является личностная ценность. Автором предложен конструкт в описании ценностно-смысловой сферы личности - барьерность-реализуемость ценностей, который рассматривается как способ организации жизненного пространства личности [177].

По мнению А.Н.Леонтьева (1982), « ...главный психологический вопрос в том, чтобы понять, в чем состоит предмет данного хотения, желания или страсти» [117, с.74]. Ценность могут иметь или мотивировать как предметы потребностей, так и преимущество того или иного поведения в данной ситуации. Так, В.К.Вилюнас (1990) отмечает, что «мы общаемся или наслаждаемся прекрасным не ради чего-то, а потому, что для нас эти моменты жизни - и предметы действий, и сами действия - представляют ценность сами по себе» [43, с.31]. М.Г.Рогов (1999), изучая ценности и мотивы личности, отмечает, что именно ценностно-мотивационный подход позволяет раскрыть те внутренние связи, которые присущи этим двум личностным феноменам [171, с.284].

Общие подходы и принципы исследования

При определении теоретико-методологических основ исследования опирались на взгляды о сущности ценности, смысла, мотива (Б.С.Алишев, В.Г.Асеев, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, О.Г.Дробницкий, Е.П.Ильин, Д.А.Леонтьев, А.Маслоу, Б.А.Сосновский, В.П.Тугаринов, В.Франкл, Т.Д.Шевеленкова, В.Франкл, Х.Хекхаузен и др.), о взаимодействии личности и общества (В.С.Мухина, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, Е.В.Шорохова, Э.Эриксон, К.Г.Юнг и др.), о духовно-нравственных ориентациях личности (Л.М.Аболин, Е.Д.Дорофеев, Н.И.Непомнящая, Л.М.Попов, А.З.Рахимов, Л.А.Седов и др.), о роли самосознания в принятии ценностей (Л.С.Выготский, Е.А.Донченко, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.), о ценностной саморегуляции (А.Г.Асмолов, М.И.Бобнева, О.И.Зотова, Б.В.Зейгарник, Д.А.Леонтьев, О.А.Конопкин, А.И.Крупнов, А.К.Осницкий, В.А.Ядов и др.), о самоопределении и самореализации личности (Л.И.Анцыферова, М.Р.Гинзбург, Л.А.Коростылева, В.Ф.Сафин и др.), о возрастных аспектах проблемы (Л.И.Божович, Е.И.Головаха, И.С.Кон, Н.Н.Толстых, Д.И.Фельдштейн и др.).

Методологической и теоретической основой исследования являются положения о субъектно-деятельностном (К.А.Абульханова-Славская, 1973, 1980, 1991, 1995; Б.Г.Ананьев, 1977, 1980; А.В.Брушлинский, 1995, 1999; О.А.Конопкин, 1980, 1995; А.Н.Леонтьев, 1972, 1977, 1994; С.Л.Рубинштейн, 1946, 1973, 1997; и др.), системно-структурном (Б.Г.Ананьев, 1977, 1980; Л.И.Анцыферова, 1982, 1988; Б.А.Вяткин, 2000; М.С.Каган, 1974; Б.Ф.Ломов, 1984, 1989; В.С.Мерлин, 1981, 1986, 1996; и др.), целостном (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Анцыферова, 1982; В.Г.Асеев 1993; А.И.Крупнов, 1983; и др.), динамическом (Л.И.Анцыферова, 1981, 1982, 1988; А.К.Осницкий, 1996; К.К.Платонов, 2000; и др.) подходах к изучению формирования и развития личности, а также гуманистического подхода к личности как субъекту самопознания, саморазвития и самоактуализации (А.Маслоу, 1997; К.Роджерс, 2002; и др.).

С позиций данных подходов основными характеристиками личности являются активность, целостность и субъектность. Субъектные проявления человека заключаются в обращенности его сознания к поиску ценностей и смыслов в активном определении своей позиции относительно общей выработанной системы ценностей на основе смысла своего существования, преодолении своих непосредственных желаний во имя ценностей, в экстериоризации, социальной отдачи личности [11]. По мере того, «как индивид осознает себя и овладевает собой, вырабатывая новые ценности, он становится субъектом целенаправленной трансформации собственной личности» [231, с. 142]. Факторами субъектности выступают осмысленность жизни, стремление к самоактуализации, ответственность личности [120; 121; 123; 129; 137; 179].

С.Л.Рубинштейн (1997) объясняет активность человека действием внешних причин посредством внутренних условий. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, актуализируются те или иные ценности. Конкретный анализ конкретной ситуации обнаруживает динамику вступления в строй, выключение и восстановление различных ценностей. Однако не столько в связи с конкретной ситуацией, а в связи с восхождением, развитием, становлением всей личности может быть понята история актуализации одних ценностей и низвержение других» [176, с.95].

Теоретико-методологическим основанием исследования явились принципы психологии: развития, системности (нелинейности, иерархичности и динамичности), комплексности, единства сознания и деятельности, детерминизма (К.А.Абульханова-Славская, 1980, 1999; Л.И.Анцыферова, 1981, 1982, 1988; Л.С.Выготский, 1984; А.Н.Леонтьев, 1972, 1977, 1994; Б.Ф.Ломов, 1984, 1989; С.Л.Рубинштейн, 1973, 1997а; и др.).

Исследователи отводят ценностным ориентациям роль системообразующего фактора - доминирующего компонента, являющегося фактором, определяющим объединение остальных компонентов в систему [133, с.99; 134, с.29]. В рамках концепции интегральной индивидуальности В.С.Мерлина (1981), Н.А.Кирилова (1997), Б.А.Вяткин, (2000) отмечают, что «тип ценностных ориентации, как и другие стили ведущей активности, обладает выраженной системообразующей функцией и может являться звеном, опосредующим разноуровневые связи в интегральной индивидуальности старшеклассников» [53, с.122; 88, с.143-144].

Принцип детерминизма предполагает развитие ценностных ориентации личности внешним (детерминирующая роль явлений в различных социальных процессах) и системами, в которые она включена. М.Р.Гинзбург (1988) отмечает, что «для человека «внешние условия», «внешняя детерминация» — это социальные условия и социальная детерминация». Кроме того, автор выделяет самодетерминацию - активную природу «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия [58, с.20]. Проблемы самодетерминации изучались С.Л.Рубинштейном (1997), М.Р.Гинзбургом (1988), Д.А.Леонтьевым (2000) и др. [58; 120; 176]. В русле детерминизма личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [161, С.95].

Принцип развития соединяется с принципами детерминизма (внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития), системного подхода (развитие распространяется как системно-целостный процесс). Развитие психики рассматривается применительно к высшим ценностно-смысловым образованиям личности (новый уровень интегрированное, диалектика усложнения и упрощения развивающегося объекта — важный фактор прогрессивного развития). Л.И.Анцыферова (1981) указывает, что результатом каждой стадии формирования личности является относительная интеграция ее психологической организации, определенные характеристики которой «начинают закрепляться в фундаменте личности, подготавливая новые способы связи человека с миром, прорастая в них, и в преобразованном виде, в составе вновь осаждаются в основание». Автор считает, что построение иерархическо-уровневой организации личности, в процессе которого высшие уровни функционирования переходят в ее основание, происходит на различных ступенях развития личности [15, с. 16].

В.Ф.Сафин (2004), исследуя феномен самоопределения личности, показал его взаимосвязь с самосознанием, выступающем в качестве внутренней причины социального созревания, поведения и деятельности личности. По мнению автора, «присвоение субъектом социальных ценностей - процесс не спонтанный, целиком не определяемый только характером и содержанием деятельности. Это результат, включающий избирательное .. отношение, личностную переработку, личностное переживание ценностного бытия субъекта» [182, с.36]. Л.И.Анцыферова (1981; 2000) выдвигает положение о возвышающем и обогащающем воздействии человека на все уровни бытия и на уровни развития человека как личности.

Изучение характеристик самоактуализации, смысложизненных ориентации, субъективного контроля и их динамики у старшеклассников

Согласно задаче исследования была изучена сформированность показателей осмысленности жизни, интернальности и стремления к самоактуализации у старшеклассников. Мы исходили из предположений о том, что эти показатели имеют общее и специфическое в зависимости от возрастных условий и типа образовательного учреждения.

Из показателей самоакту шшзации личности во всех выборках доминирует «ценности», что свидетельствует о стремлении юношей и девушек к духовным ценностям (добро, истина, красота, совершенство, позитивная свобода и др.). В данной ситуации опровергаются выводы авторов «о моральной дезорганизации» молодежи, «о материальном успехе с моральным ущербом» и о «духовном распаде» общества» [64, с. 168; 211, с.406]. Примеры из сочинений: «Приносить добро и счастье семье и людям» (Сергей Д., Арх. шк.№ 1,10 кл.). «Художником я стать хочу для того, чтобы внести в мир красоту. Выливать на полотна свои мечты, все прелести природы, ее красоту, величие. Одним словом, жить и творить все прекрасное» (Тимур Г., РХГ-и, 10 кл.). «Была бы счастлива знать, что мои картины принесут радость и сделают кого-то немножко лучше и счастливее» (Алина К., Арх. шк., 10 кл.). Также лидируют такие показатели самоактуализирующейся личности как «потребность в познании» и «креативность», которые характеризуют их как склонных к знаниям, открытых к познанию и творческому отношению к жизни. Появляется мотив развития и самосовершенствования, желание стать всесторонне развитым человеком, найти новое, оригинальное. Примеры из сочинений: «Духовное и материальное богатство, гармония с самим собой путем знания и самосовфшенствовашш» (Айсар С, шк. № 20,10 кл.). «Еще бы мне хотелось перечитать все-все книги и попасть в Оксфордскую библиотеку» (Ляля И., РХГ-и, 11 кл.). «Создание наиболее эффективной и современной программной продукции» (Катя М., шк.№ 44,11 кл.). «Я буду работать архитектором, создавать, проектировать новые здания, но не такие, какие сейчас окружают нас, а более удобные, более красивые, изготовлешгые не из природных материалов, а из переработанных отходов. Чтобы мои здания не портили, не истребляли природу, а только дополггяли и украшали ее» (Дина I1L, РХГ-и, 10 кл.).

Для объяснения этого факта можно привезти высказывание К.А.Абульхановой (1999) о том, что «личность выживает не в экономическом, а в жизненном смысле благодаря тому, что ценности превращаются в саму жизнь, сохранение их начинает составлять ее смысл. Мы прекрасно знаем, какая разница между ценностью нравственности, признанием себя нравственным человеком и реальным проявлением нравственности... Жить самостоятельно, оставаясь самим собой, жить новой жизнью, осознавая, что ты чего-то стоишь - таким якорем стали для нас ценности» [2, с. 12]. В этом плане Н.Л.Иванова (2004) также пишет, что в условиях кризиса идентичности «человек цепляется за самые надежные связи, обращается к своим корням в водовороте событий» [80, с.65-75]. Возможно, стремление к высшим ценностям, познанию, творчеству у исследованных групп определяют как социальная ситуация развития в данный возрастной период, так и проблемы самоопределения в современном обществе (получение желаемого образования, трудоустройства и т.п.).

Однако у старшеклассников низка «спонтанность», свидетельствующая, что способность к свободному и естественному поведению является лишь мечтой и стремлением. Она, возможно, фрустрируется и нормами в семье и школе, административным методом организации деятельности в обществе.

Старшеклассники сельских школ отличаются низким уровнем стремления к самоактуализации, что позволяет характеризовать как менее активных для реализации своего внутреннего потенциала. Примеры из сочинений:

«Но для этого я не очень-то стараюсь что-нибудь делать, можно даже сказать, что вообще ничего не делаю. Я бы хотел стать таким, но сразу» (Эдуард Д., РХГ-и, 10 кл.).

«Жизнь - это приключения, в ней есть счастье и беда, везение и невезение. В нем есть вес, что надо пройти» (Ильгам К., Абз. шк., 10 кл.).

С.А.Петунова, В.П.Фоминых (2002) отмечают, что «...необходимо учитывать особенности национального менталитета народа россиян, нерыночный характер общественного сознания и психологии многих народов Российской Федерации» [157, с.349]. Этому, возможно, способствует специфическая сельская среда и сохранение менталитета народа (самодостаточность, близость к природе, соблюдение привычного образа жизни, сохранение обычаев и традиций, ценность опыта старших и житейской рассудительности, остроумия, ожидание команды), которые, возможно, отражают некоторые единые для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности и интересы. Эти факторы, обеспечивающие готовность действовать определенным образом являются социальными установками и могут считаться одной из основных характеристик менталитета [68, с.22].

Более низкий уровень ориентации во времени, чем в других выборках старшеклассников, выражает их погруженность в прошлые переживания или завышенные стремления к достижениям без реальной основы в настоящем (см. рис.3). Однако современное общество требует для адаптации к жизни особые личностные и деловые качества.

Однако у данной категории старшеклассников показатель «контактность» ниже, чем у других выборок, что означает неспособность или нежелание устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими. Творческая деятельность оказывает влияние на развитие стремления к креативности, компетентности во времени и способности к самораскрытию в общении, в то же время способствуют уединению учащихся, изоляции друг от друга. Э.Д.Пфляумер (1994) в своих исследованиях подчеркивала, что для лиц «художественного» типа особо актуальны проблемы коммуникации, направленность на себя и общение [166, с.25].

Похожие диссертации на Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения