Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Мататова Полина Рувиновна

Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи
<
Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мататова Полина Рувиновна. Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Мататова Полина Рувиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 190 с. РГБ ОД, 61:08-19/114

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исследования тендерной идентичности в психологической науке 8

1.1. Идентичность как научное понятие. Концепции идентичности в психологической теории 8

1.2. Тендерная идентичность в зарубежной и отечественной психологии 31

1.3. Влияние средовых факторов на особенности формирования гендерной идентичности 55

Глава П. Методы и анализ результатов исследования особенностей тендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды 80

2.1. Описание и обоснование методов изучения гендерной идентичности личности 80

2.2. Анализ результатов исследования особенностей гендерной идентичности дагестанской молодежи в зависимости от специфики мезосреды 97

Заключение 169

Библиография 172

Введение к работе

Актуальность исследования. В конце XX — начале XXI веков в различных сферах жизнедеятельности происходит переоценка тендерных ролей. Тенденции эмансипации и феминизации способствуют нивелированию различий между полами. Соответственно, изменяется тендерная идентичность. Наиболее отчетливо это прослеживается в традиционных культурах, в которых тендерная идентичность поляризуется. Мужчины и женщины сохраняют традиционные формы поведения; одновременно, стремясь соответствовать современным интегрированным ценностям и новым тендерным эталонам.

Тендерная идентичность не задается индивиду при рождении, а формируется в процессе социализации, интернализации тендерных ролей, преимущественно на уровне мезосреды. Мезосреда предоставляет развивающейся личности наибольшие возможности для формирования тендерной идентичности, что обуславливает актуальность настоящего исследования в рамках психологии развития.

Исследование особенностей тендерной идентичности молодежи в зависимости от специфики мезосреды продуктивно на примере народов Дагестана, у которых сохраняется приверженность традиционной культуре и одновременно наблюдается стремление к интеграции мировых тенденций.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является принятая в отечественной психологии идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Данная идея принята нами за основу объяснения формирования тендерной идентичности.

Становление тендерной идентичности мы рассматриваем через концепцию B.C. Мухиной о единстве структурных звеньев самосознания личности. Среди выделенных звеньев самосознания тендерная

4 идентичность выступает как специфичная и равнозначная всем остальным звеньям. Содержательное наполнение звеньев зависит в первую очередь от этнокультурных традиций и особенностей социализации, а также от индивидуальных различий.

Мы также опираемся на концепцию А.В. Мудрика о- становлении и развитии личности путем влияния на нее средовых факторов: мега-; макро-; мезо- и микрофакторов. Данная классификация позволяет нам рассматривать тендерную идентичность в> зависимости от специфики мезосреды, т.е. от типаїпоселения.

Выделенные методологические ориентиры определили структуру теоретического и эмпирического анализа нашего исследования.

Цель исследования - изучить особенности тендерной идентичности у дагестанских юношей1 и девушек в зависимости от условий развития: от специфики мезосреды.

Объект исследования - тендерная идентичность как психологический феномен.

Предмет исследования — особенности тендерной идентичности молодежи, в зависимости от специфики мезосреды.

Гипотезы«исследования:

1. Мы полагаем, что тендерная идентичность дагестанской молодежи в
большей мере зависит от типа поселения, чем от культурных особенностей.
С увеличением типа поселения увеличивается влияние интегративных
процессов; которые*привносят новые тенденции тендерных ориентации.

2. В ситуациях фрустрации- тендерной идентичности представителей
дагестанской культуры, юноши, и? девушки будут проявлять различные
поведенческие реакции в зависимости от места проживания.

В исследовании были сформулированы следующие задачи: 1 - проанализировать теоретические и эмпирические подходы к изучению тендерной идентичности;

2 — изучить социокультурные условия, влияющие на становление
тендерной идентичности;

3 — выявить специфику тендерной идентичности юношей и девушек в
зависимости от мезосреды.

Методы исследования. Для реализации целей и задач нашего исследования4были использованы следующие методы:

  1. Рефлексивный.тест «Кто Я?», «Какой/Какая Я?»;

  2. Модифицированный метод незаконченных предложений;

  3. Метод семантического * дифференциала Ч. Осгуда;

  4. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).

Математическая^ статистическая обработка результатов ^исследования (с использованием % хи-квадрата, ф — критерия Фишера и др.) проводилась с помощью пакета статистических программ Excel 7.0., SPSS-for. Windows, версия 12.0; SAS for Windows XP, версия^.02.

Эмпирическая база^ и субъекты исследования. В« исследовании, участвовали дагестанские юноши, и< девушки в возрасте от 17-21 года". Общее количество выборки составило 360 человек. Испытуемые - юноши и девушки - были разделены на шесть групп по 60 человек: проживающие в селе (с. Гуниб, с. Кутиша, с. Леваши* и т.д.), проживающие в городе (Махачкала),* проживающие в.мегаполисе (Москва).

Теоретическая значимость и; научная новизна. Исследование расширяет знания о влиянии специфики мезосреды на процесс становления тендерной идентичности. В исследовании выявлены: специфика тендерной идентичности юношей и девушек - представителей традиционно сохраняемой культуры; типы реакций молодежи разных типов поселения^ в ситуациях фрустрации тендерной идентичности; особенности моделей тендерного поведения дагестанкой молодежи, проживающей в разных типах поселения (село, город, мегаполис).

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в программах, направленных на улучшение межэтнического взаимодействия и взаимопонимания.

Достоверность полученных данных обеспечена применением
комплекса методов адекватных цели, задачам, объекту и предмету
исследования, выбранной методологической позиции,

репрезентативностью выборки, а также качественным и количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности тендерной идентичности современной молодежи из
традиционной культуры зависят от специфики мезосреды (село, город,
мегаполис), в том числе и от ментального окружения: от сохранности
традиций, ценностей семейно-родовых отношений и от общественного
мнения. Тендерная идентичность молодежи из традиционной' культуры
обусловлена также сегрегацией, регулирующей отношения между полами.

2. Особенности тендерной идентичности юношей и девушек в
современном дагестанском обществе имеют амбивалентную
обусловленность: с одной стороны, на них влияют актуализированные
самобытные этнокультурные формы и правила тендерного взаимодействия;
с другой стороны, интегративные процессы, которые привносят новые
тенденции тендерных ориентации.

3. В зависимости от специфики мезосреды тендерная идентичность
обладает следующими особенностями:

В сельской местности тендерная идентичность молодежи выражено зависит от традиционных норм тендерного поведения и от общественного мнения.

В городе тендерная идентичность молодежи явно поляризирована: молодежь проявляет амбивалентность в суждениях и поведении,

7 одновременно ориентируясь на традиционные и интегрированные из мирового сообщества гендерные ценности.

В мегаполисе тендерная идентичность дагестанской молодежи проявляется в поведении, основанном на современные европейские гендерные роли и нормы; в суждениях молодежь ориентируется на традиционные ценности.

4. При депривации тендерной идентичности у дагестанских юношей и девушек, проживающих в селе, доминируют толерантные реакции. Молодежь, проживающая в городе, проявляют тенденцию к реагированию по агрессивному типу. В условиях мегаполиса юноши проявляют более выраженную лояльность, чем девушки.

Апробация результатов диссертационного исследования

осуществлялась в виде докладов на заседаниях молодых ученых на кафедре психологии развития Ml И У. Результаты исследования использовались для чтения лекций и семинарских занятий по курсу «Гендерная психология», «Гендерная педагогика и психология» и «Этническая психология».

Основные результаты диссертации изложены в научных статьях и тезисах общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 190 страниц. Библиография содержит 215 источников, в том числе 70 на английском языке.

Идентичность как научное понятие. Концепции идентичности в психологической теории

Термин «идентичность» один из самых неясных и размытых в научной практике, он содержит разные смыслы, и трактовки. Психологи и философы, представители различных направлений неоднократно пытались дать,точное объяснение этому понятию. Его сложность и многогранность не позволяют исследователям прийти к единому мнению-. Подобное разногласие привело к тому, что некоторые исследователи решили отказаться от самого термина «идентичность». Р. Брубейкер и Ф. Купер, в своей статье «За пределами идентичности», обоснованно заявляют, что данный термин включает в себя либо максимум разнообразных категорий, либо/ минимум, или вообще ничего не означает, в силу своей двусмысленности. Следовательно, все, что мы описываем, с помощью термина «идентичность» может быть понятнее выражено другими терминами".

Существует множество определений идентичности, ее видов и составных частей. Хотя «идентичность в самом общем смысле совпадает во многом с тем, что целым рядом исследователей включается в понятие «Я» в самых различных его формах: «Я-концепции», «Я-системы» ие т.д.»3, ученые все же проводят различия в рамках определенных концепций. Определим общенаучное значение данного термина, обратившись для этого к отечественным и зарубежным исследователям.

Термин «идентичность» вошел в английский язык, а затем и в остальные языки, в XVI веке, и происходил от латинского слова «identicus»

- тождественный, одинаковый. «Идентичность» и сопряженные с ним термины первоначально раскрывались в философских концепциях. Мы можем проследить описание того, что сейчас называют «идентичностью» еще от древних греков1. В Средневековье считалось, что Богом каждому отведено собственное место в сообществе . Когда этот термин использовался только в философских и религиозных трудах, он определялся как «единение». В дальнейшем понятие «идентичность», прижилось в английском языке и использовалось в литературе, также часто как в, философии- и математике. Употребляли его1 в смысле «тождественности», но уже начали использовать для описания личностного бытия или для; разделения того «кемя являюсь» от того «кем я не являюсь». Начало теоретическому рассмотрению» проблемы идентичности человека положили- философские работы Дж. Локка И Д: Юма. Считается, что идентичность не была» проблемой до тех пор, пока «эмпирическая философия не выразила сомнение BJ том, что называют единством самости»-. «Идентичность» трактовалась Дж. Локком, как «осознание индивидом собственной личностной тождественности;, простирающейся иа-, любое прошлое действие или мысль»4. Д. Юм утверждал, что человек всегда больше, чем сумма его частей. «Само» — это то, что мы не можем прямо знать, представить, вообразить, схватить — это целостность содержаний ума»5.

Ученые1 начала XIX в. акцентируют самотождество - личности, а положение И.Г. Фихте о том, что «Я есть Я» делает сильный, упор на целостности индивида. «...Я может развить все, что только должно происходить, в нем когда-либо, исключительно из себя самого, ни самомалейшим образом не выходя при этом за свои пределы и не разрывая свой круг...»1. В «философии тождества» Ф. Шеллинга субъективное и объективное абсолютно тождественно. В его системе идентичность понимается как тождественность (самотождественность) структур мышления.

В отечественной философской традиции под идентичностью также понималось тождество. Эта идея сложилась под влиянием шеллингианской идеи абсолютного тождества: «все, что есть, есть, по сути, одно». Она проявляется в философии всеединства В. Соловьева. Бытие в егоистинной полноте мыслилось им« как совершенное единство, но это было не однородное единство, а совершенное единство множества, где осуществлено тождество части целому. Позднее М.М. Бахтин сформулировал идею вненаходимости человека, согласно которой «подлинное Я» всегда обнаруживается в точках несовпадения-человека с самим собой, в« его идентификациях с «Другим» .

Употребление термина «идентичность» в социально-гуманитарных науках традиционно связывают с именем психолога Э. Эриксона. Более того, как отмечает B.C. Малахов, именно благодаря Э. Эриксону происходит введение данного понятия! в междисциплинарный научный обиход.

В психологической науке термин «идентичность» получил несколько значений: 1. Многозначный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. 2. Самоидентичность - самосознание, понимание своей самобытности, неповторимости, отличия от других субъектов, субъективный эквивалент «Я». 3. Отношения, устанавливаемые при психологической идентификации. 4. Я-образ или Я-концепция индивида, то кем .человек себя считает. Целостность личностного существа, которая организует убеждения, способности или поступки индивида в единую систему.

Обобщая можно сказать, что слово «идентичность» обозначает, прежде всего, сущность вещей, которые остаются теми же самыми, сохраняют свое тождество при всех изменениях. Но оно также описывает и бытие личности, ее- неповторимое поведение, действия, желания, а также отношение личности к самой себе в контексте межличностных взаимоотношений — это указывает на необходимость диалектического рассмотрения идентичности1.

Влияние средовых факторов на особенности формирования гендерной идентичности

Формирование гендерной идентичности - сложный процесс взаимодействия биологических и социокультурных факторов. Тендерная идентичность не задается индивиду при рождении, а формируется в процессе гендерной социализации, интернализации тендерных ролей, прав и обязанностей в соответствии с культурными нормами и образцами данного общества. Важную роль здесь играет позиция личности по отношению к гендерно-ролевым эталонам1. И.С. Кон считает, что тендерные роли соотносятся с системой нормативных ожиданий культуры, а тендерная, идентичность - с системой личности . Следовательно, тендерную идентичность можно понимать как презентацию своей личности в социальном пространстве, которое задается гендерно-ролевыми нормами.

Рассматривая тендерную идентичность, как результат осмысления личностью своего бытия как мужчины или как женщины и дифференцированной по, полу социализации, необходимо признать, что поведение мужчин и женщин варьируется не только от одной этнокультуры к другой, но и в рамках одной культуры в зависимости от специфики среды. Изучение влияния средовых факторов на этот феномен представляется важным для развития личности, т.к. «тендерная идентичность является одной из важнейших и наряду с этнической наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека»3. Таким образом, мы признаем, что различие в маскулинных и фемининных нормах и идеалах не может быть обоснованно только биологическими предпосылками - присутствуют и социальные факторы. В процессе тендерной социализации на формирование и развитие тендерной идентичности, а также на ее содержание оказывают влияние разнообразные факторы. Основными факторами, обуславливающими специфику тендерной идентичности личности, принадлежащей определенной группе, этносу, народу, можно назвать следующие: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы-и микрофакторы.

А.В; Мудрик дает следующее определение перечисленным факторам:

1) Мегафакторы. В них входят космос, планета, мир.

2) Макрофакторьь включают страну, этнос, общество, государство.

3) Мезофакторы - это условия проживания, различающиеся по местности1 и виду поселениям которых они живут (регион, город, поселок, село); средства массовой информации; принадлежность к тем или иным субкультурам.

4) Микрофакторы. К ним относятся: семья, сверстники, воспитательные и образовательные учреждения, религия и другие аспекты микросоциума1.

Рассмотрим подробнее указанные факторы. Космос, планета и мир, относящиеся к мегафакторам, необходимо учитывать, так как они. опосредованно (через другие факторы) и непосредственно (глобализационные процессы) влияют на всех жителей планеты Земля;

Среди макрофакторов одним из важнейших факторов, влияющих на развитие человека и на формирование его тендерной идентичности, является - этнос. Специфика тендерных норм, ролей, правшъш стереотипов зависящих от этнокультуры была показана еще Вч середине XX века этнографами: Другими словами, формирование и содержание тендерной идентичности зависит от этноса, т.к. тендерные роли являются социальной демонстрацией тендерной идентичности личности. Влияние этнокультурных условий на тендерную идентичность наиболее явно выражается в менталитете этноса. Менталитет - это «глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях»1. Менталитет этноса, формирует многие когнитивные, аффективные и поведенческие особенности индивидов, в том числе и процесс тендерной социализации. Специфика менталитета обуславливает эталоны маскулинности и фемининности, модели гендерно-типичного поведения, нормы и правила, регулирующие взаимоотношения мужчин и женщиной т.д.

Проанализировав исследования ряда авторов мы обнаружили; что» личностные черты, которые- мы считаем- имманентными мужчинам и женщинам на самом деле имеют социальную природу - то; что вводной культуре считают маскулинным, качеством-, в другой относят к фемининным. На это обратила внимание этнограф, и антрополог М. Мид.. Она подчеркнула, что различия между индивидами; принадлежащими-- к разным культурам, как и различия между членами- одной культуры, почти полностью.сводятся-к различиям в,условиях их жизни, особенное раннем детстве: При- этом форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована, культурой. И традиционные личностные тендерные различия также являются порождениями культуры-, требованиям которой учится каждое новое поколение мужчин и женщин:

В книге «Пол и темперамент» М. Мид проанализировала свои, наблюдения-за тремя племенами из. Новой Гвинеи. В » изученных племенах мужчины и женщины- исполняли! совершенно различные, а порой и противоположные, для европейской культуры, тендерные роли. В племени арапеши мужчины и женщины одинаково заботились о. детях, они были лишены эгоизма, все их силы шли на воспитание подрастающего поколения. Арапеши приписывали такие качества, как доброта, отзывчивость, нежность и мужчинам и женщинам. Вг этом племени 58 ценились фемининные черты характера. Все трудовые обязанности выполнялись, обоими полами. Мужчины и женщины племени мундугуморы были враждебно настроены не: только; друг к другу, но и к своим детям. Взрослые воспринимали ребенка, одного с; ним пола, как соперника.. С раннего возраста дети были предоставлены сами себе, о них никто не заботился. Так: же. как и. арапеши, мундугуморы не проводят тендерных различий: между мужчинами и женщинами. Все одинаково агрессивные, жестокие и воинственно настроенные. Третье; племя; тчамбули; похоже на западные: народы,, тем, что они признают тендерные различия;, но их представления прямо противоположны нашим; образам мужского и женского5 поведения: Женщины этого племени вели, все торговые; дела; добывали- пищу,, занимались обустройством территории проживания: Мужчины украшали себя; придумывали праздники; занимались. народным искусством. Женщины тчамбули хорошо ладили между собой; тогда как среди мужчин; наблюдались напряженность и недоверие во взаимоотношениях. Мужчины были, склонны» к склокам: и скандалам, поэтому их не воспринимали :как полноценных членов общества!.

Описание и обоснование методов изучения гендерной идентичности личности

В рамках нашего исследования при исследовании тендерной идентичности необходимо учитывать особенности этнокультуры, которые влияют на содержание тендерной идентичности личности. Следовательно, исследование тендерной идентичности в условиях этнокультуры должно решать несколько задач: определить психосемантическое пространство тендерной идентичности конкретного этноса; выявить специфику содержательного наполнения тендерной идентичности, представителей этнокультуры; показать различия между современными и традиционными моделями тендерного поведения и их представленностью в сознании отдельной личности в рамках этноса; проанализировать значимость тендерной идентичности для личности и проверить устойчивость личности на ее депривацию.

На данный момент в психологической практике наработано достаточное количество методов исследования тендерной идентичности. Наиболее распространенными из них являются: 1) Опросник половых ролей С. Бем (BSRI). 2) Методика на измерение тендерной идентичности (МИГИ) М.В. Бураковой. 3) Модифицированная на измерение тендерной идентичности методика незаконченных предложений Л.Н. Ожиговой. 4) Семантический дифференциал Ч. Осгуда (SD). 5) Техника репертуарной решетки Дж. Келли. 6) Методика «Символический анализатор мира» A.M. Парачева. 7) Метод ранжирования личностных качеств. 8) Методика изучения образа человека «СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая)» В.Л. Ситникова. 9) Опросник «Тип полоролевой ориентации в сфере общения». 10) Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной. 11) Тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда (TST). 12) Метод рефлексивного жизнеописания. 13) Метод свободного самоописания и описания. 14) Незаконченные предложения. 15) Полуструктурированное интервью. 16) Анкетирование и др. Для изучения тендерной идентичности конкретной этнокультуры формирование комплекса применяемых методов должно соответствовать задачам исследования и отвечать следующим требованиям:

1) быть культурно не специфичными, что позволяет использовать методы для изучения представителей разных этносов, находящихся в одной языковой среде, не адаптируя содержание теста и его обработку относительно выборки;

2) иметь соответствующую стандартизацию, обеспечивающую валидность получаемых результатов;

3) находиться в едином семантическом пространстве и взаимодополнять друг друга.

Из упомянутых выше методов данным требованиям может удовлетворять следующий комплекс:

1. Рефлексивный тест «Кто Я?», «Какой/Какая Я?»;

2. Модифицированный метод семантического дифференциала Ч . Осгуда;

3. Модифицированный метод незаконченных предложений;

4. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.G. Мухина, К.А. Хвостов).

В виду различной направленности и применения выбранных методик проводилось как групповое, так и индивидуальное исследование. Исследование осуществлялось анонимно, время исследования ограничивалось только инструкциями соответствующих методов. Описывая и обосновывая методы данного исследования, мы исходим из общей логики построения эмпирического исследования и последовательности применения методик. Все представленные методики дополняют друг друга и направлены на исследование единого предмета.

1. Рефлексивный тест «Кто я?», «Какой/Какая Я?» Рефлексивный тест «»Кто Я?», «Какой/Какая Я?» является модификацией теста двадцати высказываний (Twenty statements self attitude test) направленного на изучение идентичности, который был разработан американскими социальными психологами Манфордом Куном и Томасом Макпартлендом в 1954 году1. Люди издавна задавались вопросом «Кто я?», пытаясь понять и изучить свою сущность". М. Кун обосновывает преимущества изучения личности через описание идентичностей, определяя «Я» как «установки (планы действия) личности на себя» .

Изначально метод был ориентирован на изучение социальной идентичности. Предполагалось, что взаимодействие индивида с социумом влияет на формирование глубинных структур «Я», где идентичности, психологические качества и смыслы социальных взаимоотношений формируют базис, который является основой поведенческого выбора. Однако не все ответы респондентов можно было отнести к описанию социальных взаимоотношений. Первые опыты применения теста показали, что он также дает представление о личностной идентичности.

Анализ результатов исследования особенностей гендерной идентичности дагестанской молодежи в зависимости от специфики мезосреды

Исследование тендерной идентичности дагестанской молодежи в зависимости от специфики мезосреды проводилось с 2005 по 2007 год в селах и городах Дагестана, а также в городе Москве.

Дагестан - полиэтнический регион, где проживают более 30 народностей, которые образуют сообщество, называемое единым дагестанским народом1. В Дагестане нет титульного этноса, нет единого титульного языка. Рассматривая особенности тендерных взаимодействий и, в дальнейшем тендерную идентичность в зависимости от специфики мезосреды, представителей единой дагестанской культуры, мы исходим из того, что в традициях, семейном укладе, в быту, в нравах всех дагестанских народов, наряду со специфичностью, существует единство. Это единство проявляется в главном - в идеях, содержании, критериях, оценках, взглядах на мир и на себя. Мы согласны, с положением А.Ю. Шадже об экологической, геополитической и социо-культурной целостности Кавказа, «несмотря на этническое многообразие, народы Кавказа являются носителями ряда объединяющих духовных ценностей» , и изучаем народы Дагестана, как представителей общедагестанской культуры, включенной в более обширную кавказскую цивилизацию, не разделяя их по этническому принципу.

Одним из рычагов традиционного сближения народов Кавказа выступали весьма близкие нормы обычного права, которые веками господствовали в их жизнедеятельности. Примерами такого сближения являются аталычество и куначество, которые развили в этом регионе механизмы некровного родства людей из разных этносов и которые богаты по своему духовно-нравственному содержанию. На усиление целостности и единства народов Кавказа существенным образом влияет и развитая система кавказского этикета, соблюдение которого является необходимым и обязательным для всех народностей и этносов Кавказа".

Кавказская цивилизация - это целый,конгломерат локальных и весьма взаимопроникающих культур, одной из которых является дагестанская культура. «Дагестанцы часто именуют себя «горцы», что не несет функцию саморазграничения этносов, а в условиях кавказского ландшафта как раз указывает на сближение»3.

Дагестан характеризуется не только чрезвычайным разнообразием народов, но и таким уникальным явлением, как единство этого многообразия. При этом в Дагестане практически не встречается национально гомогенного населенного пункта. Есть районы, где подавляющее большинство жителей состоит из лиц одной национальности, но большинство районов полиэтничны. Дагестан дает яркий пример того, что описывать,историю и культуру отдельных народов изолированно друг от друга, вне контекста взаимовлияния культур невозможно. При отсутствии титульного этноса и титульного язык «дагестанский народ нельзя прировнять (по обычаям, традициям, провозглашенным ценностям) к одному специфическому этносу»1. Таким образом, для получения целостной картины о дагестанском- народе, необходимо рассматривать в единстве те многочисленные народности, которые входят в него.

Ученые-кавказоведы, изучая единство народов Дагестана, вводят такие понятия как «дагестанское национальное самосознание»", «дагестанская, макросоциальная общность»3, говорят о существовании единых дагестанских ценностей и традиций . Р.М . Магомедов» пишет: «Веками живя на одной территории, в одних и тех же условиях, находясь тесных контактах друг с другом, дагестанские народы все больше сближались, обменивались производственными и» культурными достижениями. Этим путем, взаимообогащаясь, выработали- у себя много сходных черт в быту, традициях, этикете»5. В дагестанскую культуру, входит все; что объединяет дагестанские народы: единая территория проживания-, общишгенетический? корень народов, родственные языки, принадлежащие к кавказской! группе языков; общая .религия и особый национальный характер.

На основании вышеизложенного; мы считаем правомерным исследовать тендерную идентичность молодежи, принадлежащей к общей дагестанской-культуре, не разделяя-их по национальному признаку.

Предмет нашего исследования - особенности тендерной идентичности дагестанских юношей и девушек (в возрасте от 17-22 лет), в зависимости от мезосреды, властности от типа поселения.

Возраст испытуемых от 17 до 22 лет входит в период, который по российской классификации принято называть юностью (15-16 - 24-25). Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь идентификации с другими людьми, присваивает социально значимые личностные качества, у него появляется способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Пройдя через обособление, юноша учится отстаивать свое мнение, сосредотачиваться на своих идеях и креативных мыслях. Обособление помогает ему уберечь свое «Я»1. В этом возрасте многие стереотипы уже усвоены и приняты, какие-то отвергнуты. Сформированы представления о своей культуре, сложился образ других народов и культур. Пропустив через себя социальный мир, индивид формирует свою внутреннюю позицию, которая является неотъемлемой частью взрослой личности. Именно в этот период тендерная идентичность приобретает ценностную значимость.

Похожие диссертации на Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды : на материале исследования дагестанской молодежи