Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Черняновская Татьяна Владимировна

Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики
<
Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черняновская Татьяна Владимировна. Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Тамбов, 2003 217 c. РГБ ОД, 61:03-19/291-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Интерес молодежи к фильмам ужасов и мистики как социально-психологический феномен и как объект исследования

1.1. Зритель как субъект восприятия фильмов ужасов и мистики

1.2. Структура интереса к фильмам ужасов и мистики

1.3. Особенности поведенческой направленности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики 52

Глава 2. Индивидуально-психологические и личностные предпосылки интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики ,.

2.1. Индивидуально-психологические особенности молодых людей с различным уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики 60

2.2. Особенности личности молодых людей с различным уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики

2.3. Предпосылки развития психопатологических черт и расстройств личности у молодых людей, проявляющих интерес к фильмам ужасов и мистики 106

Глава 3. Факторный анализ переменных, характеризующих представителей групп молодежи с различным уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики 118

3.1. Факторный анализ переменных, характеризующих представителей групп молодежи с высоким, средним и низким уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики 118

3.2. Интерес к фильмам ужасов и мистики как показатель психологических проблем юношеского возраста и проявление совладающего или аддиктивного поведения 143

Заключение 177

Библиографический список использованной литературы 186

Список приложений J96

Приложения 197

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современное общество испытывает потребность в активном участии психологов в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Одной из них является сфера молодежной субкультуры, характеризующаяся особой направленностью увлечений, стремлений и интересов.

В последние годы среди психологов, работников образовательно-воспитательных учреждений усилилось внимание к особенностям воздействия средств массовой коммуникации (и в первую очередь - телевидения) на подрастающее поколение. Социально-психологические исследования показывают, что телевидение - это не просто источник информации или одно из многих развлечений, оно оказывает огромное воздействие на психику и поведение детей, подростков, молодежь и население в целом (Feshback & Singer, 1971; Fabes, Wilson, 1987; Cristopher, 1989; Huston, Watkins, & Kunkel, 1989). В связи с этим не только психологи, но и политологи, социологи, психиатры, педагоги заинтересовались особенностями влияния телевидения на зрителей.

В последнее время особое внимание привлекают к себе фильмы,

демонстрирующие агрессивное и устрашающее поведение. Установлено, показ

по телевидению сцен насилия вызывают небольшое, но статистически значимое

увеличение агрессивности зрителей. Это, по мнению исследователей, может

оказывать негативное влияние на молодежь и подростков, особенно на тех из

них, кто испытывает определенные личностные или эмоциональные проблемы

(Huesmann, Lagerspetz & Eron, 1984).

Среди фильмов, вызывающих наибольшее беспокойство у

представителей старшего поколения, одно из первых мест занимают так

называемые «фильмы ужасов и мистики», включающие, в свой сюжет насилие,

кровавые сцены, персонажей устрашающего или отвратительного вида -

вампиров, оборотней и др.

Исследованию содержания фильмов указанного жанра в странах Европы и в США посвящено много работ. Одни авторы обращают внимание на

содержание фильмов с точки зрения присутствующих в них персонажей и даже создают своего рода классификации показываемых в таких фильмах монстров (Annan, 1975; Copper, 1977). Другие больше внимания обращают на культурно-исторические аспекты возникновения таких фильмов (Leslie, 1992; Douglas, 1996). Третьи исследуют, в какой мере и как именно восприятие сцен насилия влияет на детей, подростков и молодежь (Rutstein, 1974; Cillindorf, 1984).

Все перечисленные направления исследований рассматривают зрителей как пассивный объект воздействия со стороны фильмов. Однако вполне очевидно, что юноши и девушки, проявляющие интерес к фильмам ужасов, являются не просто пассивными наблюдателями происходящего на экране. Есть что-то, что ментально, изнутри определяет выбор фильмов того или иного жанра, особенности восприятия персонажей и сюжетов, поведение зрителей во время просмотра и, в очень большой мере, степень влияния, которое оказывает на них увиденное.

Поэтому, чтобы понять причины возникновения интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики, специфику воздействия их на психику молодых людей, недостаточно исследовать только содержание фильмов. Следует также учитывать индивидуально-типологические и личностные особенности молодых людей, лежащие в основе возникновения и функционирования указанного интереса.

Специальных научных исследований в этом направлении мы не
обнаружили ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это порождает
ряд негативных последствий: неоднозначное отношение к таким фильмам у
населения (положительное у части молодежи и явно негативное у

большинства представителей старшего поколения); трудности психологического консультирования родителей, озабоченных интересом их детей к фильмам указанного жанра; отсутствие обоснованных рекомендаций, неопределенность конкретных задач и воспитательной политики в целом по данному вопросу.

Устранение этих последствий требует специального психологического изучения причин возникновения данного интереса, особенностей его функционирования и характера влияния на зрителей. Это определило актуальность и обусловило выбор темы нашего исследования: психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики.

Цель исследования заключается в том, чтобы путем изучения специфики данного интереса способствовать раскрытию его психологической сущности, лучшему пониманию, оценке и адекватному к нему отношению в молодежной, психолого-педагогической и социальной среде.

Объектом исследования явился интерес молодых людей к фильмам ужасов и мистики как социально-психологический феномен.

Предмет исследования составили сущность, структура, факторы и психологические последствия проявления интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики.

Гипотеза исследования включала предположения о том, что:

Зритель как субъект восприятия фильмов ужасов и мистики

Теме "ужасов" на телевидении, в кино и на видео посвящено большое количество публикаций, как научных, так и популярных, преимущественно в странах Западной Европы и США. Аспекты, которые затрагиваются авторами, рассматривающими данный вопрос, достаточно разнообразны.

Прежде всего, следует отметить существование большого количества справочной литературы - каталогов, справочников, словарей, которые содержат краткие описания сюжетов фильмов ужасов, мистики и фантастики (136, 152, 158, 177), а также сведения о создателях этих фильмов (136). Наиболее информативными среди справочных изданий являются, на наш взгляд, энциклопедия фильмов ужасов и их создателей (Der horror-film: Regisseure, Stars Aut, Spezialisten, Themen und Filme von A-Z (136)), русскоязычный аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики (98), а также справочное издание, посвященное "фильмам ужасов" Великобритании за 1946-1972 годы (A heritage of horror: The English gothic cinema (158)). Существуют также справочные издания, посвященные исключительно создателям фильмов ужасов, например, словарь Who s who of the horror and other fantasy films (1985). Кроме того, ряд публикаций содержит подробный обзор и описание персонажей фильмов ужасов и мистики, как, например, книга Д.Аннана, посвященная образам монстров в мировом художественно-игровом кино 20 века (Аре: Monster of the movies (111)); работа Дж. Урсини, рассматривающая тему вампиров в искусстве мира (The Vampire film (176)); а также публикация Б.Коппера, в которой автор обращается к образам оборотней в фольклоре, литературе и кино (The werewolf: in legend, fact & art (121)). Книги Дж.Урсини и Д.Дрейка о вампирах и монстрах могут быть рассмотрены в качестве примеров подобных публикаций. Дж.Урсини рассматривает, как отражены образы вампиров в литературе и искусстве, а также - в устных легендах и преданиях; кроме того, он не без иронии описывает образы вампиров-мужчин и вампиров-женщин, созданные выдающимися актерами и актрисами. Д.Дрейк посвящает свою книгу под названием «Horror!» подробному анализу и описанию изображенных в различных фильмах монстров: это и вампиры, и оборотни, и мумии, и ожившие мертвецы, и призраки, и опасные маньяки (127).

Ряд справочных изданий, посвященных обзору современных видео- и телефильмов, а также телевизионных передач в целом, включают, помимо информации о фильмах других жанров, сведения также и о фильмах ужасов и мистики. К таким публикациям мы относим работу Мак Нейла и Алекса "Total television: A comprehensive guide to programming from 1948 to the present" (152), а также сборник "Watching television: A pantheon guide to popular culture" под редакцией Т.Гитлина (177), посвященные анализу телепрограмм США и связанным с телевидением проблемам американской культуры.

Краткий обзор состояния видеокультуры и западного телевидения, включающий также сведения о фильмах ужасов и мистики, в настоящее время можно встретить и в некоторых российских публикациях. Такими являются, например, сборник «Видеокультура сегодня: по страницам зарубежной кинопечати» (14) и публикация Р.И.Галушко «Западное телевидение и массовая культура» (20).

Как можно заключить, большинство перечисленных изданий носят обзорный характер и, как правило, не ставит своей целью проникнуть в сущность описываемых явлений. Однако такие публикации дают возможность получить полное, исчерпывающее представление о многообразии существующих фильмов ужасов и мистики, об их содержании, их авторах и создателях.

Кроме справочной литературы, фильмам ужасов и мистики посвящен также целый ряд более глубоких по своему содержанию изданий, содержащих общий обзор (социально-исторический, критический или культурологический) фильмов данного жанра (см. 81-93). Наиболее интересными, с точки зрения целей нашего исследования, являются публикация И. Батлера, посвященная исследованию религиозной тематики в художественных фильмах 20 века (в том числе - изображению сатанинских и прочих культовых обрядов) (117), работа Д.Дугласа, рассматривающая социально-исторические корни, содержание, сущность и стилистику фильмов ужасов (127), книги Д.Хогана и Д.Аннана, посвященные исследованию фантастических фильмов, к которым авторы относят также и некоторые фильмы ужасов (112), а также подробный анализ фильмов ужасов и научно-фантастических фильмов, проведенный П.Лучано с психоаналитических позиций (149, 156, 162).

Большую часть публикаций, посвященных исследованию фильмов ужасов и мистики, в странах Западной Европы и США составляют работы, в которых содержание, влияние на зрителей, происхождение фильмов ужасов и мистики рассматривается с позиций психоаналитического и психоисторического подходов (155).

В рамках этих подходов предпринимаются попытки исследования групповых фантазий, лежащих в основе фильмов (117). В частности, Р.Моррок (155) исследует отражение групповых фантазий, возникающих как результат травматических для общества событий, в культуре и, в частности, в кинематографе. Например, ряд фильмов рассматривается как результат влияния психологической травмы американского общества, вызванной поражением в войне во Вьетнаме. К ним относят, в частности, фильмы, появившиеся в 1989-1991 годах в США и отражающие, по мнению автора, групповую фантазию о ком-то беспомощном, нуждающемся в спасении. В качестве одного из наиболее показательных примеров Р.Моррок приводит появление фильма "Рэмбо". При этом он обсуждает особенности восприятия зрителями данного фильма в связи с политическим «отреагированием» обществом полученной травмы (155).

Г.Лоутон (139), работающий в области психоисторической теории кино, в своих исследованиях затрагивает множество вопросов, связанных с анализом необыкновенного коммерческого успеха некоторых фильмов Голливуда (в частности - фильма Кинг-Конг). По мнению автора, кинофильм всегда передает те или иные "групповые фантазии". Г.Лоутон утверждает, что наиболее популярными бывают те фильмы, создателям которых наиболее точно удается передать "скрытую жизнь фантазии нашего общества", "потаенные голоса групповых фантазий" (139). При этом автор подчеркивает необходимость разделять психоисторическую и эстетическую ценность фильма.

Структура интереса к фильмам ужасов и мистики

Это может быть комплекс факторов, поддерживающих и направляющих поведение, определяющих его (К.Модсен, 1959, Ж.Годфруа, 1992), но это также может быть система мотивов (К.К.Платонов, 1986) или побуждение, детерминирующее активность человека и ее направленность. Мотивация может рассматриваться и как совокупность процессов, регулирующих возбуждение и деятельность человека (В.К.Вилюнас, 1990); и как процесс действия мотива, как механизм, обусловливающий возникновение, направление, способы деятельности (И.А.Джидарьян, 1976) и так далее11.

Во многих случаях психологи, биологи и физиологи под мотивацией понимают детерминацию поведения, поэтому выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Так, Е.П.Ильин предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива как основание поступка. Б.Ф.Ломов указывал на то, что в исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания отводится ведущая роль .

В соответствии с задачами нашего исследования, мы считаем необходимым рассмотреть мотивацию к просмотру (или к отказу от просмотра) фильмов ужасов и мистики как основание для предпочтения фильмов этого жанра каким-либо другим.

Наиболее характерные особенности мотивации к просмотру (или к отказу от просмотра) фильмов ужасов и мистики

Проведенные исследования дают нам возможность выделить ряд особенностей мотивации к просмотру или к отказу от просмотра указанных фильмов.

1. Мотивация к просмотру фильмов ужасов и мистики, как правило, основывается на эмоциях, чувствах, переживаниях. Примером могут служить такие высказывания:

Нравится смотреть [эти фильмы], потому что интересно, страшно. Нравится потому, что это захватывающее, завораживающее зрелище. Потому, что страшно.

Они очень страшные. Когда смотрю, переживаю страх, удовольствие, интерес.

2. Мотивация к отказу от просмотра чаще имеет логическое обоснование (или предпринимаются попытки такого обоснования), примером тому могут служить такие высказывания: Не нравится смотреть, так как это не для меня, я не люблю ужасы, хотя люблю риск.

Мне не нравится смотреть фильмы ужасов, так как я знаю, что те ситуации, которые в них обыгрываются, в реальной жизни не существуют... Я считаю эти фильмы глупой выдумкой.

3. Мотивация к просмотру указанной категории фильмов часто противоречива. Например: Нет, не нравится, и стараюсь не смотреть, но, если начала, не могу оторваться. Так как фильмы ужасов относятся к области фантастики, то я их смотрю иногда, но только те моменты, где «не страшно», то есть как только начинается, например, ночь [в фильме], я буквально убегаю в другую комнату. Но потом почему-то снова прихожу.

Во-первых, я боюсь смотреть, но при этом мне интересно и поэтому все же смотрю...

4. Мотивация к отказу от просмотра фильмов ужасов и мистики, наоборот, логична, для нее не характерна противоречивость. Так, например, при отказе от просмотра можно услышать следующее: Не нравится. Они [эти фильмы] очень влияют на эмоциональное состояние и вызывают понижение давления.

Не смотрю! Что эти фильмы могут воспитать в подрастающем поколении?!

5. При обосновании мотивов к просмотру фильмов ужасов и мистики некоторые отрицательные эмоции, которых обычно избегают, расцениваются зрителями как привлекательные: Нравится смотреть, потому что интересно, страшно. Да, нравится. Потому, что страшно. Да, нравится: очень страшные. В некоторых фильмах страшно, захватывает дух, и хочется узнать, чем все кончится. Да, нравится, потому что страшно.

6. При обосновании отказа от просмотра отрицательные эмоции расцениваются именно как отрицательные. Например: Нет. Не нравится, потому что страшно, после просмотра расстраиваются нервы, не могу уснуть, очень долгое время испытываю чувство страха. Нет, не нравится. Не люблю страшных сцен. Нет! Не нравится: ужасные впечатления на весь последующий день.

7. У любителей фильмов ужасов и мистики возникают трудности при обосновании и словесном формулировании своих мотивов к просмотру. Не знаю, почему люблю [смотреть]. Просто нравится - и все! Я иногда смотрю "ужасы ". Не знаю почему, мне сейчас не хочется об этом писать. Да! Да! Да! [нравится смотреть] Я не могу объяснить, почему.

8. У молодых людей, отрицательно относящихся к фильмам ужасов и мистики и отказывающихся их смотреть, не возникает проблем с обоснованием и формулировкой своих мотивов и установок. Нет, ненавижу [эти фильмы]! Первое: само понятие "фильмы ужасов" готовит к чему-то страшному, нереальному. Второе: многие фильмы имеют перспективу развития в недалеком будущем. Третье: расстраивают психику. Страх порождает ненависть.

Индивидуально-психологические особенности молодых людей с различным уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики

В современных теориях психологии индивидуальных различий подчеркивается, что содержательная сторона поведения и деятельности человека, являющаяся во многом результатом усвоения этических и культурных норм, и формально-динамические характеристики сливаются в одну гармоничную универсальную структуру - темперамент. При этом биологически обусловленные базисные свойства, или тенденции, часто становятся фактором, ограничивающим число степеней свободы в процессе формирования и развития вышележащих психологических структур (53).

Отсюда можно полагать, что такие базисные характеристики человека как темперамент и лежащие в его основе свойства нервной системы являются очень важными для понимания психологических истоков интереса к фильмам ужасов и мистики. В то же время проблема возможной зависимости, связи между темпераментом и интересом к фильмам ужасов и мистики практически не освещена в научной литературе и требует подробного исследования.

С целью выявления особенностей высшей нервной деятельности, свойственных молодым людям с повышенным интересом к фильмам ужасов и мистики, нами был использован компьютерный вариант методики «Типолог». (Авторы методики: Б.Я.Первомайский, Ю.А.Антропов, С.М.Симановский. Машинно-ориентированная адаптация и алгоритмизация методики, разработка программного продукта — В.Н.Клейн.) На основании полученных в результате проведенного тестирования данных (см. приложение 5) был проведен корреляционный анализ, который выявил отрицательную корреляционную связь между степенью выраженности интереса к фильмам ужасов и мистики и такими свойствами высшей нервной деятельности как сила нервных процессов и инертность возбуждения (см. таблицу 2, приложение 4).

Сравнительный анализ данных, полученных с помощью методики «Типолог», в группах со слабым, средним и сильным интересом к фильмам ужасов и мистики, позволил дополнить результаты корреляционного анализа (см. приложение 4). Были выявлены статистически значимые различия между средними значениями силы нервных процессов в выборках с низким и высоким уровнем интереса к фильмам указанного жанра (см. табл. 2, рис. 8), а также наличие значимых различий между тремя группами молодых людей — с сильным, средним и слабым интересом к фильмам ужасов и мистики - по степени выраженности у них процессов возбуждения, (см. табл. 2, рис. 9)

Кроме того, были обнаружены значимые различия между подвижностью возбуждения в выборках со слабым и средним уровнем интереса к указанным фильмам, а также статистически значимые различия между средними значениями инертности торможения у испытуемых в выборке со средним уровнем интереса и в двух других выборках - со слабым и сильным интересом к фильмам указанного жанра, (см. табл.2, рис.9) Мы видим, что среднее значение инертности торможения в выборке со средним уровнем интереса намного ниже, чем в двух других выборках.

В целом же, для испытуемых всех трех групп с различным уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики характерно преобладание силы нервных процессов (в частности — силы возбуждения), а также -инертности возбуждения и подвижности торможения, (см. приложение 4, рис. 8-10)

Остановимся, прежде всего, на первой из этих характеристик - силе нервных процессов.

Результаты проведенного эмпирического исследования показывают, что сила процессов возбуждения у испытуемых во всех трех сравниваемых выборках значительно превышает силу процессов торможения (см. рис.9). Эта особенность высшей нервной деятельности находит выражение в таких человеческих качествах и характеристиках, как смелость, инициатива, решительность, выносливость, самостоятельность, уверенность в себе, свободолюбие и ряде других.

Сила процессов торможения у испытуемых из всех трех сравниваемых выборок (с различным уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики) выражена в меньшей степени, чем сила процессов возбуждения (см. рис.9, приложение 4), о чем свидетельствуют более низкие абсолютные значения средних по шкалам «сила торможения» в этих группах.

Сила процессов торможения проявляется в таких характеристиках молодых людей, как способность быстро прервать, приостановить какую-либо деятельность, умение проявить выдержку и осторожность в сложной обстановке40. Мы приходим к заключению, что указанные характеристики свойственны большинству молодых людей из рассматриваемой нами выборки.

В целом же, полученные эмпирически данные свидетельствуют о том, что сила нервных процессов у молодых людей из всех трех сравниваемых групп ярко выражена (см. приложение 4). Несмотря на более низкие значения в группах со средним и сильным интересом к фильмам ужасов и мистики, абсолютные величины средних по данным шкалам достаточно велики во всех трех выборках и составляют 82, 77 и 78 баллов из 100 возможных в группах, соответственно, со слабым, средним и сильным интересом к фильмам ужасов и мистики (см. рис.8). Это дает нам основание заключить, что у испытуемых всех трех групп преобладает сильный тип высшей нервной деятельности характеризующийся перечисленными выше особенностями.

Факторный анализ переменных, характеризующих представителей групп молодежи с высоким, средним и низким уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики

Факторный анализ как общенаучный метод, получивший к настоящему времени солидное математико-статистическое обоснование, первоначально был разработан для нужд психологии. Основные идеи факторного анализа были заложены в трудах известного английского психолога и антрополога Ф. Гальтона (1822—1911), внесшего также большой вклад в исследование индивидуальных различий. Позже в разработку факторного анализа внесли вклад многие ученые: Ч. Спирмен (1904, 1927, 1946), Л.Терстоун (1935, 1947, 1951) и Р. Кеттел (1946, 1947, 1951). Кроме того, нельзя не упомянуть еще трех ученых — английского математика и философа К. Пирсона, в значительной степени развившего идеи Ф. Гальтона, американского математика Г. Хоттелинга, разработавшего современный вариант метода главных компонент, и известного английского психолога Г. Айзенка, широко использовавшего ФА для разработки психологической теории личности.

Профессионально сделанное психологическое исследование должно описывать объект психологического измерения (конструкт) разносторонне и исчерпывающе, но в то же время в нем не должно содержаться лишних, не относящихся к делу данных. Таким образом, перед нами стоят две наиболее важные проблемы — описать объект измерения всесторонне и, в тоже время, компактно. Решить эту задачу позволяет факторный анализ.

Поскольку информативность многомерного описания объекта нашего изучения (индивидуально-психологических особенностей молодых людей, способствующих возникновению интереса к фильмам ужасов) возрастает с увеличением количества измеряемых признаков, то наше исследование было начато с заведомо избыточного количества переменных, и мы столкнулись с необходимостью адекватной интерпретации большого объема полученных данных, а также их наглядного представления.

Кроме того, в процессе работы нами было отмечено, что за связанными друг с другом (коррелирующими) переменными, по-видимому, стоит влияние некоторой скрытых, латентных переменных, с помощью которых можно было бы дать более полное и исчерпывающее объяснение исследуемого нами объекта.

Использование факторного анализа позволило нам сократить размерность результатов многомерного измерения индивидуально-личностных характеристик молодых людей с различной степенью выраженности интереса к фильмам ужасов и мистики и дало возможность в очень наглядной и компактной форме представить весь объем полученных данных, выйдя за рамки логического анализа массы цифр, собранных в огромную таблицу.

Мы ожидали, что выделение в ходе анализа данных общих факторов позволит решить нам еще одну задачу —оценить некоторую скрытую от непосредственного наблюдения переменную (фактор) опосредованно, косвенно — через ее проявление в ряде других, прямо измеряемых переменных. В частности, это влияние таких факторов, как совестливость и агрессивность.

Поскольку при измерении индивидуально-психологических особенностей мы основываемся в основном на самоотчетах испытуемых, то вполне вероятно, что некоторые личностные качества могли быть скрыты или неверно оценены ими. Известно, что любые особенности (черты характера, темперамента, эмоциональной сферы) расцениваются молодыми людьми преимущественно в «черно-белых» тонах, то есть - как только плохие или только хорошие. Факторный анализ позволяет измерять не только прямо скрытые переменные, но и оценивать определенные качества, которые могут быть намеренно искажены испытуемыми при прямом их тестировании, однако проявляться косвенно, через различные связанные с ними качества.

Известно, что в ходе научного исследования факторный анализ может выступать в двух видах: как разведочный (эксплораторный) и как проверочный (конфирматорный) метод анализа данных66. Мы посчитали необходимым использовать первый из вариантов факторного анализа (разведочный) для анализа уже измеренных в эмпирическом исследовании переменных, что помогло бы нам их структурировать. Такое использование факторного анализа характерно для той стадии работы, когда многое неявное кажется явным, непростое — простым, и наоборот.

Таким образом, используя факторный анализ, мы ставили перед собой следующие цели: 1. Понижение размерности числа используемых переменных за счет их объяснения меньшим числом факторов. Обобщение полученных данных. 2. Группировка, структурирование и компактная визуализация полученных данных. 3. Опосредованное, косвенное оценивание изучаемых переменных в случае невозможности или неудобства их прямого измерения и выявление скрытых факторов. Основные этапы исследования: 1) сбор эмпирических данных и подготовка корреляционной (ковариационной) матрицы; 2) выделение основных факторов при помощи процедуры факторного анализа; 3) содержательная интерпретация результатов факторного анализа (характеристика факторов).

На первом этапе исследования с использованием разведочного факторного анализа нами были выделены с целью сравнения три группы, каждая из которых состояла из 120 молодых людей обоего пола от 17 до 25 лет. Степень выраженности интереса к фильмам рассматриваемого жанра оценивалась испытуемыми с помощью графических шкал в интервале от 1 до 17 баллов. Первая группа включала молодых людей с высоким уровнем интереса к фильмам ужасов и мистики (17-8 баллов), вторая - молодых людей с низким уровнем интереса к таким фильмам (0-3 баллов) и третья -юношей и девушек со средним уровнем интереса к указанным фильмам (4-7 баллов).

Похожие диссертации на Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики