Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста Перегудина, Виктория Альбертовна

Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста
<
Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Перегудина, Виктория Альбертовна. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Перегудина Виктория Альбертовна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т].- Тула, 2011.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/104

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философско-психологическое содержание категории «идентичность» 14

1. Философские предпосылки становления понятия «идентичность» 14

2. Развитие понятия «идентичность» в психологии 18

Глава II. Проблема гендерной идентичности в психологических исследованиях 32

1. Пол и гендер в структуре идентичности. Понятие гендерной идентичности 32

2. Исследования гендерной идентичности в психологии . 36

3. Структура и параметры описания гендерной идентичности 44

Глава III. Становление мужской и женской гендерной идентичности 60

1. Социализация и гендер. Понятие гендерной социализации 60

2. Возрастные особенности становления гендерной идентичности 66

3. Особенности становления мужской гендерной идентичности 75

4. Особенности становления женской гендерной идентичности 81

Глава IV. Исследование особенностей становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста 86

1. Гипотезы исследования 86

2. Организация и методики исследования 89

3. Анализ и интерпретация результатов .94

4. Выводы 177

Заключение .181

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Динамика и изменчивость современного общества приводят к стремительной трансформации традиционных представлений о тендерной идентичности. Научный интерес к формированию квир-идентичностей производит впечатление тендерной свободы в конструировании субъективности современных мужчин и женщин. При этом различия между «мужским» и «женским» не столько стираются, сколько видоизменяются, становятся более гибкими и многообразными, менее однозначными и нормативно заданными, меняются стратегии тендерной самопрезентации, тендерные эталоны и стереотипы. Актуальность изучения особенностей становления современной тендерной идентичности взрослеющего субъекта обусловлена следующим.

  1. Трансформация современного тендерного самосознания людей приводит к когнитивной противоречивости, глубинным изменениям традиционно понимаемой сущности тендерной идентичности, затрудняя социально-психологическую адаптацию. Это актуализирует необходимость разработки современных моделей становления тендерной идентичности и обусловливающих её факторов.

  2. Проблемы взаимоотношений между полами часто связаны с непринятием своей гендерности, что затрагивает когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны личности, часто приводя к невротизации. Это делает актуальным изучение особенностей формирования адекватной мужской и женской тендерной идентичности.

3. Смешение ролей, когнитивный диссонанс в плане тендерных
представлений является одним из факторов разрушения традиционного института
семьи. Это нарушает преемственность и сохранность тендерных установок и
предписаний, используемых в социализации, порождая неопределенность в
сознании подрастающего поколения. В итоге все чаще формируется личность с
негативной тендерной идентичностью.

  1. Наличие особых психологических тендерных переживаний, таких, как ролевой тендерный конфликт, двойная идентичность, кризис маскулинности/феминности, стресс и напряжение в исполнении тендерных ролей делает актуальным осознание важности формирования позитивной тендерной идентичности, механизмов и факторов, этому способствующих.

  2. Современные тенденции женской эмансипации, маскулинизации женщин и феминизации мужчин способствуют тому, что поляризация структуры тендерной идентичности уступает место представлениям о мультикомпонентном строении этого феномена, что актуализирует теоретическое осмысление и эмпирическое выделение структуры и содержания тендерной идентичности.

Таким образом, динамика и изменчивость современного общества приводят к стремительной трансформации традиционных представлений о тендерной идентичности и требуют возрастно-психологического анализа.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Гендерная проблематика в психологии изучена неравномерно, и вопросы, связанные с внутренними аспектами переживания собственной феминности-маскулинности, возрастным становлением целостной структуры тендерной

идентичности, процессами её изменения от возраста к возрасту достаточно редко становятся исследовательским предметом. При этом среди психологов нет единства взглядов на феноменологию, структуру и динамику возрастного становления тендерной идентичности. Она рассматривается, прежде всего, как осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к неким нормативно заданным образцам пола. Это порождает множество исследований, ориентированных на изучение специфики пола через содержание его эталонов (Ю.Е. Гусева, З.Ш. Мухтарова, Л.Н. Ожигова, Л.А. Полянская, И.В. Романов, А.А. Чекалина, И.Ю. Шилов и др.). Гораздо меньшее внимание уделяется в этом отношении структурным и динамическим аспектам тендерной идентичности.

В последние десятилетия отмечается увеличение исследований в области изучения тендерной идентичности, в которых все чаще принимается идея о постепенном возрастном становлении последней на протяжении всей жизни человека (Т.В. Бендас, И.С. Клецина, И.С. Кон и др.). Лучше всего изучены вопросы становления тендерной идентичности на ранних этапах онтогенеза (В.В. Абраменкова, А.В. Дресвянина, М.В. Иванова, В.Е. Каган, О.В. Коваленко, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Б.И. Хасан и др.), значительно меньше - в последующих возрастах (С.А. Анищенко, Т.А. Бобкова, Е.В. Ижванова, Т.В. Моисеева, А.И. Мруг, И.В. Романов, С.А. Филиппова), исследования же, посвященные изменению тендерной идентичности во взрослом возрасте и вовсе единичны (Е.В. Ижванова, Е.В. Кулаева, Е.В. Соколинская). Кроме того, выполненные исследования обычно охватывают рамки одного возраста. Исходя из этого, наше исследование охватывает становление тендерной идентичности на протяжении всего периода взросления человека.

Исследования, направленные на анализ особенностей становления мужской и женской тендерной идентичности, в основном базируются на анализе отдельных аспектов гендерности - психофизиологических особенностей, особенностей коммуникации и межличностных взаимоотношений, эмоционального принятия собственного тендера и пр. (В.В. Абраменкова, Т.А. Араканцева, Т.В. Виноградова, В.Е. Каган, Н.Г. Малышева, З.Ш. Мухтарова, Н.Ю. Рымарев и др.). Это делает актуальным сравнение мужской и женской тендерной идентичности как целостных, структурно организованных образований.

Теоретический обзор показывает, что в современной науке и практике остаются не полностью разрешенными следующие противоречия:

- между необходимостью формирования адекватной, позитивной тендерной
идентичности, соответствующей современным социальным запросам, и
недостаточностью теоретико-эмпирических оснований для этого;

- между возрастающими запросами практики, связанными с осознанием
необходимости полового воспитания подрастающего поколения, гармонизацией
семейных, супружеских и профессиональных отношений и отсутствием общих
модельных представлений, объясняющих закономерности становления тендерной
идентичности;

- между наличием в современной психологии многочисленных
эмпирических исследований, направленных на решение конкретных проблем,
связанных со спецификой изучения половых эталонов, отдельных аспектов
гендерности, особенностей тендерной социализации в детских возрастах и

недостаточной выявленностью закономерностей становления и изменения тендерной идентичности мужчин и женщин; последнее возможно лишь в комплексном исследовании, систематизирующем и обобщающем эмпирические данные в контексте выделения ведущих факторов, структурных и содержательных элементов, позволяющих воссоздать целостную картину возрастного становления тендерной идентичности;

- между наличием большого количества разнообразной информации о том, что есть «мужское» и «женское» в современном обществе, и невозможностью составить их модельный образ, необходимый для тендерной идентификации и социализирующих практик.

Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие элементы составляют структуру и содержание мужской и женской тендерной идентичности и каким образом происходит их возрастное становление?

Объект исследования - тендерная идентичность.

Предмет исследования - особенности становления мужской и женской тендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста.

Общая гипотеза исследования: при общности структуры более ригидная мужская и более лабильная женская тендерная идентичность в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста меняется содержательно в наполнении составляющих ее компонентов в сторону большей дифференцированности (компонентов становится больше), полноты (переход от внешних характеристик к поведенческим проявлениям, личностным особенностям и смысловым категориям), осмысленности (увеличивается вес и значимость осознаваемых компонентов гендерности) и устойчивости (увеличивается количество постоянных тендерных признаков и свойств, с помощью которых описывается гендерность).

Частные гипотезы.

1. Целостная тендерная идентичность, складывающаяся к юношескому возрасту, может быть описана вероятностной моделью, имеющей следующую структуру: I. Когнитивная (описательная) составляющая - представление о: 1.1. собственной тендерной принадлежности; 1.2. тендерном образе тела (телесность и облик); 1.3. тендерных ролях, нормах и ожиданиях; 1.4. тендерных формах поведения; 1.5. тендерном стиле (темперамент, эмоциональные проявления); 1.6. тендерных свойствах личности (психологические особенности); 1.7. тендерных умениях; 1.8. тендерных ориентациях; 1.9. тендерных предпочтениях; 1.10. тендерных социализаторах; 1.11. тендерных установках и стереотипах; 1.12. тендерных атрибутах; 1.13. сексуальной ориентации и сексуальных сценариях. II. Аффективная составляющая. 11.1. удовлетворенность своей тендерной принадлежностью; П.2. тендерная самооценка; П.З. субъективная ценность тендерной принадлежности. III. Поведенческая составляющая. III. 1. тендерные схемы и планы поведения; III.2. тендерные стратегии целеполагания; III.3. тендерные мотивы поведения; III.4. тендерная самопрезентация. IV. Семантико-символическая составляющая. IV. 1. Я - тендерный идеал; IV.2. тендерные Я-ориентиры; IV.3. тендерная «Я-фантазия»; IV.5. тендерные архетипы.

2. От старшего дошкольного до юношеского возраста компоненты
тендерной идентичности меняются количественно и качественно за счет
постепенного нарастания дифференцированности, осмысленности, полноты и
устойчивости. Наиболее заметные изменения этих параметров будут наблюдаться
при переходе от детских возрастов к отрочеству.

3. Содержательное наполнение компонентов структуры мужской тендерной
идентичности на всех этапах ее становления более определенно, обобщенно,
ригидно, а наполнение женской тендерной идентичности более содержательно
свободно, вариативно и лабильно.

Цели исследования.

1. Построить вероятностную структурно-содержательную модель тендерной
идентичности.

2. Доказать, что тендерная идентичность является динамическим
образованием, меняющимся в возрастном диапазоне от дошкольного детства к
юности в сторону большей дифференцированности, полноты, осмысленности и
устойчивости составляющих ее содержание компонентов.

3. Показать, что динамика становления мужской и женской тендерной
идентичности, обусловленная особенностями возраста, тендерной социализации,
социальной ситуации развития и личным жизненным опытом, описывается
особенностями ее структуры и содержания в каждом из перечисленных возрастов.

4. Доказать, что особенности возраста, тендерной социализации, социальной
ситуации развития и тендерные стереотипы оказывают влияние на становление
особенностей содержания мужской и женской тендерной идентичности.

В исследовании были поставлены следующие задачи.

  1. Проанализировать существующие представления о тендерной идентичности: выявить философские и психологические корни понятия «идентичность»; дать определение тендерной идентичности; произвести теоретическое разведение понятий «гендер» и «пол», «социализация» и «тендерная социализация»; проанализировать современные психологические исследования «тендерной идентичности»; описать теоретико-методологическую базу исследования.

  2. Определить универсальные для всех возрастных этапов критерии анализа содержания и структуры тендерной идентичности. Описать эту структуру как операциональную модель в рамках психосемантической парадигмы с выделением содержательного, структурного и динамического аспектов, а также когнитивной, аффективной, поведенческой и семантико-символической составляющей.

  3. Подобрать и сконструировать исследовательский инструментарий в виде комплекса методик, адаптированных для каждой из возрастных групп с целью исследования содержания, структуры и динамики изменения тендерной идентичности.

4. Определить и описать специфику преломления целостной структуры
тендерной идентичности в каждом из возрастов в возрастном диапазоне от
старшего дошкольного до юношеского возраста, а также в рамках мужского и
женского тендера.

5. На основе полученных данных выявить закономерности возрастного
становления содержания целостной структуры мужской и тендерной
идентичности по параметрам дифференцированности, полноты, осмысленности и
устойчивости.

Исследование проводилось весной-осенью 2009 года, с детьми - в индивидуальной форме, с подростками и юношами - в групповой. Выборку составили 160 человек 4-х возрастов (5-6 лет, 9-10 лет, 15-16 лет и 19-20 лет) по 20 представителей каждого пола в каждой возрастной группе.

Методы и методики исследования. В ходе исследования использовались методы теоретического исследования (структурно-содержательный и сравнительный анализ) и методы эмпирического исследования (констатирующий эксперимент).

Для диагностики особенностей мужской и женской тендерной идентичности у подростков и юношей обоего пола использовались методики: опросник «Кто Я?»; опросник С. Бем (модифицированный вариант); авторская методика «Ассоциативный эксперимент с заданным списком слов-стимулов»; личностный семантический дифференциал «Мужчины и женщины»; ЦТО; рисунок «Представитель своего и противоположного пола в типичных обстоятельствах»; тест С.А. Будасси (модифицированный); «Гендерная автобиография» (модифицированный вариант). Все методики проводились в групповой форме.

Для старших дошкольников и младших школьников обоего пола использовались методики: авторские методики «Ассоциативный эксперимент с заданным списком слов-стимулов» и «Лестница «Мальчики и девочки»»; ЦТО; авторская методика «Образ мальчика и девочки»; опросник «Кто Я?»; рисунок «Мальчик и девочка в типичных обстоятельствах»; авторский опросник «Мальчики и девочки»; методика «Портреты». Все методики предлагались в индивидуальной форме каждому испытуемому.

Анализ результатов проводился с помощью элементов контент-анализа, корреляционного анализа, различных методов анализа семантических дифференциалов (выделение семантических универсалий, построение профиля оценки образа и пр.), также использовался качественный анализ данных. Результаты анализировались с помощью критериев различий, как по отдельным методикам, так и по возрастным и половым категориям с помощью статистического пакета SPSS 13.0 и MS Excel.

Достоверность данных и обоснованность выводов обеспечивалась исходными методологическими принципами; анализом достаточного объема научной литературы по проблеме исследования; применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами; математической обработкой результатов исследовательской деятельности; соотнесением результатов различных методов, использованием методов описательной статистики; подтверждением достоверности различий с помощью U-критерия Манна-Уитни, точного теста Фишера.

Теоретико-методологическая основа исследования. В построении целостной модели тендерной идентичности и описании логики возрастного становления мужской и женской гендерности мы опирались:

- на положения культурно-исторического подхода, признающего примат социального над натурально-биологическим в психическом развитии человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), основной закон тендерного развития - от интерпсихического, коллективного к интрапсихическому, индивидуальному;

- на современное понимание тендерной идентичности как базовой
структуры личности на всех этапах её развития, её многоуровневости и
многокомпонентности (Н.И. Алексеева, Е.М. Дубовская, Р. Берне и др.);

на идеи о непрерывности процесса конструирования и реконструкции тендера каждым индивидом на протяжении всей его жизни, о становящемся характере сущности человека, ее межсубъектной природе, проблеме самоопределения личности (С.Л. Рубинштейн), постепенном формировании самосознания (А.Р. Лурия), смысловом содержании объектов, составляющих основу личностных структур (В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев), о природе отношений ребенка и общества в процессе тендерной социализации;

на представления биодетерминистского направления о биологической природе половых различий, о биологических пределах социальных возможностей (В.А. Геодакян, Дж. Мани, Т. Парсонс, Р. Бейлс, Т. Лукман);

на теорию социального конструирования тендера за счет механизмов социального научения (Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас, П. Мюссен и Е. Ратерфорд), имитации (3. Фрейд, Н. Чодороу), когнитивного усвоения адекватного поло-ролевого поведения (Л. Кольберг, Ж. Пиаже, М. Ребекка, Р. Хефнер, Б. Олешоски), создания поло-ролевых схем (С. Бем), действия социальных ожиданий общества (Дж. Стоккард, М. Джонсон, Л. Вейтцман и др.).

Научная новизна исследования: разработана базовая модель тендерной идентичности; установлена закономерная возрастная специфика становления в рамках общих составляющих (когнитивной, эмоциональной, поведенческой и семантико-символической) конкретных компонентов тендерной идентичности; доказано существование специфичных гендерно-возрастных моделей (в диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста); обосновано положение о зависимости содержания компонентов тендерной идентичности от возрастного уровня развития и тендера испытуемых; выделены и описаны основные параметры, по которым изменяется модель тендерной идентичности; разработан исследовательский инструментарий.

Теоретическая значимость исследования: в результате построения целостной структурно-содержательной модели тендерной идентичности и ее специфических возрастных мужских и женских вариантов расширены и углублены имеющиеся в возрастной психологии представления о становлении тендерной идентичности; введены в эмпирический анализ и наполнены конкретным психологическим содержанием основные параметры, позволяющие отразить качественно-количественные изменения тендерной идентичности (дифференцированность, полнота, осмысленность и устойчивость); выделены и описаны закономерности становления тендерной идентичности в структурном, содержательном и динамическом аспектах.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования значимы для консультативной практики для коррекции семейных и межличностных отношений, полового воспитания подростков и молодежи; они могут использоваться в тренинговой работе для формирования тендерной идентичности мужчин и женщин, самоопределения личности, развития тендерной компетентности, в просветительской работе с родителями и педагогами; в качестве теоретико-практического материала для учебных дисциплин -

«Возрастная психология», «Гендерная психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Дифференциальная психология» и пр. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гендерная идентичность имеет многокомпонентную структуру, которая
определяется конфигурацией и характером устойчивых связей между
когнитивной, аффективной, поведенческой и семантико-символической
составляющими идентичности, которые обеспечивают ее целостность и
самотождественность.

2. Структура тендерной идентичности в ходе возрастного становления
личности изменяется по параметрам дифференцированности, полноты,
осмысленности и устойчивости.

  1. Различия и изменения в становлении структуры и содержания тендерной идентичности в ходе личностного развития позволяют описать вероятностные модели гендерности в том или ином возрасте. Формирование компонентов и наполнение их содержанием внутри когнитивной, аффективной, поведенческой и семантико-символической составляющих тендерной идентичности происходит неравномерно: изменения начинаются с раннего формирования аффективной составляющей, далее происходит становление когнитивной составляющей, поведенческая и семантико-символические составляющие формируются в последнюю очередь. В плане наполнения структуры содержанием наблюдается постепенный переход в описании собственной гендерности и гендерности противоположного пола от внешних характеристик к поведенческим проявлениям, личностным особенностям и смысловым категориям.

  1. Целостная мужская гендерная идентичность содержательно отличается большей определенностью и ригидностью по сравнению с более вариативной и содержательно свободной женской тендерной идентичностью.

Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических и научно-теоретических конференциях (Астрахань, 2007; Волгоград, 2008; Ратибуж (Польша), 2009; Челябинск, 2010; Тула, 2006-2011 и др.). Экспериментальные материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс решением кафедры психологии ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», используются в практической деятельности учителей и классных руководителей школ г. Тулы и Тульской области, в просветительской работе с родителями и педагогами; включены в программы подготовки психологов в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» в рамках дисциплин «Психология развития», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Гендерология и феминология».

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 185 наименований, из которых 21 на английском языке, и 2 приложений. Основной материал диссертации изложен на 214 страницах, иллюстрирован 21 таблицей и 8 рисунками.

Развитие понятия «идентичность» в психологии

Понятие идентичности широко используется во многих областях знания о человеке: в психологии, в частности, в Эго-психологии (А. Фрейд, Г. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер, Э. Эриксон) и психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Ж. Лакан, Ю. Кристева, М. Кляйн), в социологии - в социальной антропологии и символическом интеракционизме (Э. Дюркгейм, М. Мосс, Т. Парсонс, М. Мид, Б. Малиновский, Дж. Мид, И. Гоффман, А. Щюц), в философии, особенно в феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Л. Бинсвангер, Г.Г. Шпет), в этологии (К. Лоренц, Б.Ф. Скиннер, В.А. Геодакян, П. Бергер, Т. Лукман), в политических науках (В. Гумбольдт). Многообразие существующих сегодня определений идентичности, их разноплановость и неоднозначность создают существенные трудности в ее понимании. Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в науке в 60-70-х гг. XX в., дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более привычные понятия Я-концепции (К. Роджерс), образа «Я» (У. Джемс, М. Кун), «Self» (Дж. Г. Мид), самости (К. Г. Юнг) и т.д. Его введение в научный обиход было подготовлено и целым рядом эмпирических социально-психологических исследований, основным предметом которых было изучение взаимовлияния личности и группы (Ч. Х. Кули, У. А. Томас, Х. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Дж. Мид) [47]. Истоки изучения концепции идентичности можно найти и в более ранних трудах философских исследователей (Аристотель, Платон, Декарт) [103]. Понятие идентичности тесно связано со становлением понятия «индивидуальное» в различных дисциплинарных контекстах, а также с конституированием в европейской традиции дискурсов «различия», «инаковости», «аутентичности» и «Другого» (Ж. Лакан, М. Хайдеггер, Э Гуссерль, И. Д. Скот). Так, в классической философии понятие идентичность соотносилось с представлением о тождестве как чем-то неизменном, всеохватывающем. Связь этих понятий обнаруживается уже в трудах Аристотеля: «первичная субстанция» описывается им как устойчивая и постоянная сущность, тождество самому себе изменяющегося в пространстве и времени субъекта. В Новое время «сущностное тождество» трансформировалось в «мыслящую субстанцию» (соединения тождества тела и души) Р. Декарта [41], а своей завершенности достигает в «абсолютном тождестве» Ф. Шеллинга. Идентичность трактуется им «чистое идеальное «Я» и представляется как изначально данная и очевидная для познающего субъекта, основой ее становится самопознание. Идентичность развивается в непрерывном творческом процессе, представляющем собой возможные потенции сочетания субъективного и объективного [149]. Единственная существенная «поправка» в эти положения была внесена Гегелем – его идеей становления самого познающего субъекта как формы развития абсолютного (субъективного) духа [4, 111]. По сути, для этой линии философствования проблематика идентичности оставалась односторонней, посвященной исключительно становлению внутренней идентичности в процессе познания, не учитывая факторы влияния «Другого», идею инаковости сущностей людей. Идентичность здесь является самоочевидной предпосылкой любого построения. Однако уже в неклассической философии этот тезис ставится под сомнение.

Так, в процессе становления субъективности обнаруживается существенное влияние «Другого». Основной локус изучения проблемы идентичности начинается смещаться от темы становления «внутренней идентичности» к конструированию «внешней идентичности». Само понятие «идентичность» трансформируется – вместо идеи изначальной заданности и целостности возникает идея постепенного формирования и первичной фрагментарности идентичности. Тезис классической философии «Я – это Я» сменяется на тезис «Я – это Другой». В частности уже в структурном психоанализе Ж. Лакана описывается влияние «другого» на формирование самоидентичности (идея зеркала), постепенное возрастное становление идентичности, движение от ее разрозненности, неоднородности к целостности, завершенности [81]. В неклассической философии этот посыл в трактовке идентичности был наиболее последовательно реализован М. Хайдеггером, который считал, что всякое сущее тождественно самому себе, а также и всякому другому сущему (идентичность, следовательно, исключает различие как иное бытие, а вместе с ним инаковость и изменение как таковое) [4]. При этом идентичность в традиции еще классической философии отождествлялась с самостью, но аспект самотождественности дополнялся при этом акцентированием аспекта соотнесенности с другим. Типологически близок к такого рода пониманию идентичности был и Э. Гуссерль периода трансцендентального идеализма. Проблема персональной идентичности характеризуется сведением ее к проблеме самотождественности субъекта: основой идентичности является «чистое я», имеющее собственную структуру, отражающуюся в структуре субъективного сознания. Трансцендентальное Я видится им в качестве субъективного полюса интенциональных переживаний сознания - всякое сознание, есть «сознание о…» [40]. Введение идеи транстендентности Я расширяет представление об индивидуальной субъективности понятием интерсубъективности как соприкосновения с опытом другого, который выступает как схема, накладываемая на наши переживания и восприятие. Описание влияние опыта другого на становление персональной идентичности позволило социологизировать понятие идентичности (А. Щюц) [158].

Иная же линия развития философских взглядов на идентичности базируется на становлении понятий «индивидуальное», «индивидуальность». Именно в данных концепциях формируется индивидуализирующая идея haecceitas (этотность, данность) И. Д. Скота, трактуемая как «самотождественность единичного в его самости» [123]. В Новое время эта линия развития представлений об идентичности связана с именем Г. В. Лейбница, показавшего, что «каждая самопрезентирующаяся субъективность сосредоточена на самой себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом» [4, 140]. Дальнейшее становление представлений об идентичности связано с развитием идеи взаимоотношений между «Я» (Духом) и «Не-Я» И. Г. Фихте; выделением разных языковых типов В. Гумбольдтом; с работами С. Кьеркегора, сформировавшими идеи личного выбора истории жизни, ответственности и создания себя самим человеком. Все это во многом предопределило экзистенциалистскую центрацию проблематики идентичности на личности [4, 46, 150]. Гуманизации представлений об идентичности способствовала и исповедь Ж.-Ж. Руссо перед самим собой, что дало в последующем возможность развивать дискурс идентичности как самопрезентации и поставить внутри него саму проблему аутентичности идентичности. Придание актам самопонимания публичного характера привело к анализу идентичности в коммуникативных пространствах: как только мы обращаемся к межчеловеческой коммуникации, отдельному человеку уже не реализовать свою индивидуальность в одиночку.

Традиция же, заложенная Дж. Локком, связывает понятие «идентичности» с самоутверждением ответственности человека за совершаемые поступки на основе памяти о них. Дальнейший шаг в этом направлении сделал Д. Юм, попытавшийся обосновать тезис о конституировании идентичности «извне» как простого «пучка восприятий» нас другими и нами самими [162]. Наиболее адекватное воплощение этот круг идей нашел впоследствии в версиях диалогистической философии (М. М. Бахтин).

Исследования гендерной идентичности в психологии

В настоящее время в литературе можно встретить два различных термина, связанные с феноменом пола: собственно пол и гендер. Биологический пол — это «морфофункциональная характеристика организма, включающая все его специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить самцов от самок» [27; с. 7]. Это оказывает влияние на психологию и поведение своих носителей. По этой причине в последние годы появилось много работ, написанных в русле эволюционной антропологии, этологии человека и эволюционной психологии, предлагающих учитывать биологические различия между полами при обсуждении разных сторон поведения человека [27, 28, 30, 31].

Предложение Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, привело к введению им в психологию термина «гендер» [183]. Гендер — это социокультурный термин, обозначающий социальные аспекты взаимоотношений между полами. Основной смысл введения термина «гендер» заключается в том, чтобы признать, что пол является продуктом человеческой культуры, продуктом различных общественных институтов: семьи, образования, масс-медиа, языка, искусства, научных теорий и многого другого. Доказательством того, что гендер - это социальный конструкт, а не природная данность, служат результаты научных исследований антропологов, которые в разных культурах у разных народов нашли большие различия в «сценариях» женских и мужских ролей [38, 89]. Хрестоматийным стал пример всемирно известного исследования антрополога М. Мид, которая сделала вывод, что в каждом обществе каким-то образом установлены роли мужчин и женщин, но это не обязательно означает наличие противоположностей между полами и отношения господства - подчинения между ними [89, 180]. Гендер - это культурная маска пола, это то, что принято думать о женском или мужском в данном обществе в границах его социокультурных представлений. Раскрывая множественность смыслов, таящихся в определениях понятий «пол» и «гендер», отказываясь от понимания пола как «природного биологического», от предустановленной необходимой гетеросексуальности, Д. Батлер утверждает, что «гендер» является «перформативным» по самой своей сути: идентичность конструируется и утверждает себя в самом акте представления, своего рода ритуальном действии, а не выражает некую внутреннюю, предшествующую говорению и появлению сущность [165]. Культурная антропология и история учат нас, что «гендер» всегда оказывается «неопределенной переменной», характеристики которой уточняются временем, пространством, культурным контекстом. «Гендер» - это как вы себя ведете и что вы делаете в определенной ситуации, а не то, чем вы являетесь [14; с. 300].

Г. Рубин отмечает, что в основе всей культуры, всей социальной иерархии лежит табу на одинаковость мужчины и женщины. Поэтому культура трансформирует биологический пол и превращает его в гендер и культурные конструкты мужественности и женственности [117, 130].

Ранние феминистские исследования исходят из того, что пол — это определяющий фактор самоидентификации личности. Согласно К. Уэст и Д. Зиммерман, конструирование индивидом своей гендерной идентичности —перманентный процесс, пронизывающий все действия индивидов. Напротив, Шт. Хиршауер показал, что весьма распространены ситуации и контексты, когда пол нерелевантен для общения, и предложил учитывать фактор «гендерной нейтральности» [6, 28, 83].

Итак, биологический пол - совокупность анатомо-биологических особенностей человека; гендер – социокультурный конструкт, который создается людьми в обществе себе подобных, «надстраиваясь» над физиологической реальностью, и передается от поколения к поколению как часть культуры, изменяется по разным причинам от эпохи к эпохе, хотя и обладает некоторой консервативностью.

В обществе исторически возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Следовательно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и что есть «женское» в данной культуре. Все это закладывается в сознание человека на протяжении всей его жизни, заставляя смотреть на мир через призму гендера: каждый из нас обладает своими представлениями о том, что значит быть мужчиной или женщиной, по-своему относится к тем или иным аспектам социализации, гендерным установкам и стереотипам; ведет себя в соответствии или вопреки гендерным представлениям - то есть человек постепенно осваивает и создает свой гендер, обретая и обладая гендерной идентичностью. Поскольку гендер – не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение, то есть существует непосредственная связь между понятиями «гендер» и «идентичность». Гендерная идентичность понимается как «отражение гендера «внутри» личности, самосознание, самопонимание и переживание себя как представителя и носителя определенного гендера», это процесс и результат самосознания, рефлексии личности [97; с. 96]. Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Гендерная идентичность связана с нашими представлениями о своем поле [21, 76].

Содержательные составляющие гендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» и «фемининность», как осознание своей связи с этими культурными определениями. Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека одно из направлений его социализации. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли. Гендерная роль обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого. В освоение гендерных ролей всегда присутствуют элементы игры, театрализованного представления. Это обозначается такими терминами как «гендерный дисплей», «делание гендера», «гендерный перформанс». Взаимодействуя с другими людьми, индивид предъявляет им определенный имидж, «изображает» мужчину, женщину или существо неопределенного пола, используя при этом одежду, жесты, манеру речи. Все это, так или иначе, оценивается окружающими и преломляется в его собственном образе Я, часто приводя к формированию гендерных стереотипов. Стереотипы порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других и себя [64, 76, 113].

Возрастные особенности становления гендерной идентичности

Женская идентичность – категоризация себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций [124]. Ее связывают с такой личностной характеристикой, как фемининность — 1) характеристики, связанные с женским полом; 2) характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе; 3) социальное выражение позиции, внутренне присущие женщине по мнению общества [87]. Фемининность в рамках андроцентричной культуры определяется как маргинальная по отношению к существующему символическому порядку, где маскулинность выступает как норма. Ядром, ценностным центром женской концептосферы являются такие базовые образы, как «мать», «жена», «домохозяйка», «любовница» и «работающая, независимая женщина». Традиционно женскими качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т.п. Женская идентичность имеет историю анализа и исследований, уходящую своими корнями в ортодоксальный психоанализ [108]. С точки зрения этого направления, мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и для женской модели характерна пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и стремления к достижениям, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность. Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни стремилась расширить представления о женщине, стараясь найти «позитивное» описание психологии женщины [102]. Однако наиболее существенное влияние на изучение и развитие позитивной женской идентичности оказали теоретики феминизма Дж. Батлер, Дж. Митчелл, Ж. Роуз и другие [69]. Уже в работе С. Де Бовуар можно выделить два значительных утверждения, повлиявших на теорию феминизма: 1) тело человека – не природный факт, а историческая идея и 2) женщиной не рождаются, а, скорее, становятся. Тем самым утверждается решающая роль культуры в становлении гендерной идентичности [14].

Представители теории различий, отвергающие идею о биологическом характере гендерных различий – Н. Чодороу, Д. Диннерштайн, К. Гиллиган и С. Руддик – считают, что психология женщин отлична от мужской, потому что женщинам больше, чем мужчинам, свойственно проявление материнства. Под «материнством» они имеют в виду «социальное» качество — в смысле взращивания и непосредственной физической заботы о детях в их раннем детстве [135, 146]. Согласно Н. Чодороу, девочка отождествляет себя с матерью (а потом с другими), да и сама мать относится к детям по–разному: к сыну как «к другому», к девочке как «к себе» [24]. В российской культуре образ «настоящей женщины» не такой жесткий и однозначный, как образ «настоящего мужчины». Как показывают исследования, требования со стороны родителей, предъявляемые к. повелению девочек, менее нормативны, чем требования, предъявляемые к поведению мальчиков (И.И. Лунин, Г.Л. Старовойтова). Естественно, все это облегчает формирование гендерной идентичности девочки в детстве [64].

Л.К. Емельянова отмечает, что идентификация с матерью у девочек имеет ряд особенностей: а) больший возрастной период; б) большая интенсивность процесса идентификации, т. е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; в) большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью; г) большая зависимость идентификации от отношений между родителями; д) меньшее влияние на девочек сестры, чем брата на идентификацию мальчика. У девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков [53]. По данным Ю.М. Набиуллиной, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Вероятно, поэтому идентификация у девочек протекает успешнее (43 % девочек против 8 % мальчиков) [53].

Девочки играют в маленьких группах или парами. Центром социальной жизни девочки является лучшая подруга. Внутри группы главное — близкие отношения. В играх, в которые они чаще всего играют, как, например, скакалка и «классики», действует очередность. Во многих играх (например, в «дочки–матери») нет победителей или проигравших. Девочки не отдают приказания; они выражают свои предпочтения в виде предложения. Девочкам несвойственно открыто, всеми средствами добиваться статуса; они больше озабочены тем, чтобы нравиться другим. Согласно Т. Парсонсу, фемининность ассоциируется с «экспрессивной» ориентацией, эмоциональной заботой о благополучии других и о гармоничных отношениях в группе [19]. Особая роль в конструировании женской идентичности отводится периоду полового созревания и менархе. Нормативное и информационное давление относительно гендерных норм к данному периоду настолько велико, что большинство девочек, обладающих «отклоняющимися признаками», корректируют свои личностные особенности в сторону «традиционной женской роли» [21]. Следующие важнейшие шаги на пути создания женской идентичности во многом описываются через телесный опыт – это развитие сексуальности, беременность и рождение детей. В целом, тело более значимо в структуре женской идентичности, поскольку в традиционной культуре женщина репрезентируется через ее тело. Высшая точка в женской судьбе содержит в себе особое качество бытия, в мужской судьбе отсутствующее – девственность. Мальчик усваивает, что он должен действовать по–мужски, вновь и вновь доказывая свою мужественность – делание, тогда как девочка знает, что она уже является девочкой – бытие. У взрослеющей девочке неизменно происходят изменения внутри нее, в то время как у мальчика – это изменения, происходящие с ним [89]. Еще дальше отодвигает срок окончания формирования идентичности Д. Пайнз, который считает, что кризисной точкой в поиске своей идентичности у женщин является беременность [53].

Организация и методики исследования

В ходе дальнейшего возрастного развития наиболее вероятна лишь содержательная трансформация сформированной структуры.

Содержательное сопоставление наполненности компонентов структуры мужской и женской гендерной идентичности (см. таблицы 4-7) позволяет нам выделить следующие половые закономерности: Мужская идентичность: I. Когнитивная составляющая: гендерный образ мужского тела является стабильным образованием, связанным с четким представлением о нормах мужской телесности (норма телесной твердости - сила, мускулы) и внешности (традиционная одежда). Представления о доступных гендерных ролях формируются быстрее, чем у женской выборки, и связаны с бльшим репертуаром (возрастная динамика 571718 гендерных ролей у мужской выборки против 541010 в женской), что, вероятно, объясняется мужской ориентированностью вовне, на социум. Описываемые гендерные роли в основном относятся к инструментальной сфере деятельности (творческий, созидательный, руководящий труд).

Можно отметить раннее проявление нормы антиженственности в представлениях о гендерном стиле и гендерных свойствах личности (устойчивость таких характеристик, как «грубый», «не плачет», «сдержанный», начиная с дошкольного возраста). Представления о гендерных формах поведения у мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста более неопределенны и абстрактны, по сравнению с девочками. В них отражаются лишь ведущие концепты силы («дерется», «защищает») и домашней лености («отдыхает», «смотрит телевизор»). Это, вероятно, связано с менее четким представлением о занятиях отца, который большую часть времени проводит за пределами семьи, работая, что отражает особенность ранней гендерной социализации и социальной ситуации развития мальчиков.

В формировании гендерных ориентаций находит отражение особенность ранней гендерной социализации мальчиков с первичным слиянием с матерью (семантическая близость с женским материнским образом у 80% мальчиков-дошкольников) и его преодолением (сближение образов «Я» и «Все мальчики» в младшем школьном возрасте у 60% и сохранение этой тенденции в последующем). Наблюдается раннее действие на мальчиков механизмов гендерной сегрегации и типизации, ориентации на гомосоциальность, что проявляется в устойчивости содержания гендерных предпочтений (ранний выбор партнеров для игр и общения по гендерному признаку и ориентация на мужских литературных и мультяшных персонажей). Заметна более сильная и ранняя подверженность гендерным стереотипам, стабильная выраженность этих стереотипов на протяжении всего периода взросления. Причем влияние стереотипов маскулинности на собственную личность мужчины в целом обладает возрастной устойчивостью с незначимым колебанием в отрочестве (возрастная динамика выраженности маскулинности 0,880,750,50,8). Половое созревание в отрочестве сопровождается резким увеличением доли телесного описания гендерных отношений, бльшей значимостью сексуальной сферы (только мужская половина выборки рисовала обнаженных женщин, описывала женскую сексуальность). Сама же сексуальность осмысливается главным образом количественно («много девушек», «самец», «бабник», «мачо»). II. Аффективная составляющая: ее формирование сопровождается отрицательным отношением к представителям собственного гендера в дошкольном детстве (отражает особенности ранней гендерной социализации и идентификации с матерью), так образ «все мальчики» ассоциируется с категорией «плохое» у большей части дошкольной выборки. При этом гендерная самооценка с возрастом меняет свой полюс с отрицательного на положительный (преобладание следующих типов самооценки в возрастах: -0,45 =0,35 +0,47 +0,5). Наблюдается постепенное нарастание ценности гендерной принадлежности, степень которой в старших возрастах несколько выше, чем у женской половины выборки (0,570,70,861 в мужской половине и 0,850,70,830,95 в женской).

III. Поведенческая составляющая: репертуар демонстрируемого гендерного поведения и деятельности в целом соответствует гендерным стереотипам и ролям, отличаясь сущностной устойчивостью. Так, гендерные схемы, планы и мотивы поведения группируются вокруг стремления защитить, принадлежать мужской субкультуре, отстоять честь, достичь независимости, получить власть и обеспечить. Гендерные стратегии целеполагания отражают упорство, целеустремленность, ориентацию на достижение, материальную независимость, приобретение социального статуса. Гендерная самопрезентация связана с демонстрацией приверженности к мужскому братству, силы, независимости, способности защитить и обеспечить, завоевать и оплодотворить (самцовость, мачизм), выражается в количестве достигнутого и приобретенного (денег, женщин, размера, автомобилей, мускулатуры, карьеры). IV. Семантико-символическая: смысловое наполнение компонентов этой составляющей также демонстрирует значимость маскулинности, аспекты которой лежат в основе Я-гендерного идеала, Я-ориентиров и Я-фантазий. Наблюдается стабильное влияние концептов силы, смелости, власти, воинственности, завоевания, защиты и отцовства, причем архетипическое ядро «сила-смелость-воинственность-защита» остается неизменным, формируясь в детстве. В целом содержательное наполнение компонентов мужской идентичности отличается большей стабильностью, обобщенностью, социальной заданностью и нормативностью, что доказывает одну из наших частных гипотез.

Женская идентичность: I. Когнитивная составляющая: гендерный образ женского тела, являясь стабильным образованием в детских возрастах, в отрочестве претерпевает серьезную трансформацию, касающуюся представления о стиле одежды. Так, стиль юнисекс, к отрочеству достигает удельного веса 0,9, начав преобладать над традиционной женской одеждой. Однако к юношескому возрасту его выраженность в женском образе снижается (0,6) и вновь возрастает значимость традиционной одежды (0,45). Это в целом укладывается в общую картину женского гендерного развития с наблюдаемой трансформацией плавного и нормативно заданного гендерного становления в сторону негативного отношения к традиционной фемининности в период отрочества. Однако ядерное наполнение гендерного образа тела, формируясь в детстве, остается неизменным и касается гендерной презентации женщины через собственное тело («ухоженная», «следит за собой», «красится», украшает себя) и ведущую значимость красивой внешности. Однако можно наблюдать возрастное колебание значимости красоты в образе женщины - 0,530,680,650,45. Сопоставление этих показателей с помощью точного теста Фишера показало нарастание представлений о значимости красоты от дошкольного к младшему школьному возрасту (р 0,05), сохранение этой тенденции в отрочестве (связано с формированием телесного образа «Я») и уменьшение значения, придаваемого красоте в юношеском возрасте (р 0,01). Вероятно, такие колебания связаны с переходом от представлений о ведущей роли внешности к значимости личностных характеристик в женском образе.

Содержательное наполнение представлений о гендерном стиле и свойствах личности в большей своей части соответствует традиционному стереотипу. Это связано с усвоением этих представлений в дошкольном детстве и превращением их в когнитивные схемы. Однако благодаря тому, что современное общество более лояльно относится к отклонениям от гендерных норм в женском поведении и личности, личностное смысловое наполнение этих элементов («Я-ориентиры», «Я-фантазии») в старших возрастах будет тяготеть к сочетанию мужского и женского.

Похожие диссертации на Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста