Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Голубева Ольга Юрьевна

Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности
<
Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голубева Ольга Юрьевна. Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Казань, 2005 246 с. РГБ ОД, 61:06-19/30

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Духовность человека как предмет психологического исследования 12

1.1. Исторический аспект становления духовности 12

1.2. Представления о духовности и ее становление в современных психологических концепциях 24

1.3. Характеристики духовности личности 41

1.4. Духовность и профессиональная деятельность человека 45

Глава II. Тренинговые технологии развития личности 53

2.1. Развитие как методологический принцип. Психологический тренинг как способ развития особенностей личности 58

2.2.Виды психологических тренингов и основные требования к формированию тренинговой группы 69

Глава III. Экспериментальное исследование по технологии развития духовности на материале представителей двух типов профессий: врачи- ветеринары и милиционеры 77

3.1. Разработка и описание технологии работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности 79

3.2. Диагностика характеристик духовности представителей основных типов профессий 95

3.3. Апробация-технологии работы, направленной на позитивное изменение духовности в двух профессиях: врачи- ветеринары и милиционеры 102

3.3.1. Доказательство эффективности технологии развития духовности в профессиях врачи-ветеринары и милиционеры 103

3.3.2. План-программа технологии работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности в выборке врачи- ветеринары 105

3.3.3. План-программа технологии работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности в выборке милиционеры 137

Выводы 168

Заключение 172

Библиография 175

Приложение 192

Введение к работе

Актуальность и степень проработанности темы. В последнее время психологи все чаще стали обращаться к проблемам духовности. Для этого существует несколько актуальных оснований: во-первых, падение нравственности в обществе (Т. В. Дубова, Б. М. Шердаков) и во-вторых, возникла необходимость развития концепции психологии души и, соответственно, создание направления «психология духовности», так как существует историческая традиция относить психологию к науке о духе (Л.М.Аболин, Б.С.Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, В.П. Ничипоров, В.И. Слободчиков и др.).

Проблема соотношения духовного и телесного во все времена была предметом дискуссий мыслителей (Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) Явления гуманизма и нравственности, как проявления духовности, привлекали внимание представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг) и представителей экзистенциализма (А. Камю, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

Огромное наследие по разработке вопросов духовности оставили религиозные философы (Н.А. Бердяев, И.Ильин, B.C. Соловьев и др.) и исповедники веры (Феофан Затворник и др.). Вопросы духовного становления личности изучаются в педагогической этике (В.И. Андреев), в психологии труда (А.С. Макаренко, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.). По мнению авторов, рассматривающих духовность в составе этической психологии (И. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский), духовность имеет «светлую» и «темную» окраску, что передается использованием фундаментальных понятий этики «Добро» и «Зло». Рассмотрение человека как нравственного субъекта осуществляется в работах Б.С. Братуся и С. Л. Рубинштейна.

Бросается в глаза, что освещение проблемы духовности в большей степени идет на теоретико-аналитическом уровне и крайне мал круг авторов, которые исследуют эти феномены экспериментально. Среди

5 экспериментальных работ в области разработки духовно-нравственных проблем можно отметить исследование связи между суждением и действием

^ в ситуации морального конфликта (К. Гиллиган), также подтверждена

важность отношения одного человека к другому как к носителю нравственных ценностей (И. Ф. Клименко, С. Н. Кучеренко, В. Ф. Петренко, В. Ф. Сафина), экспериментально изучается соотношение добродетельности (позитивных морально-нравственных качеств) и злонамеренности (негативных качеств) у личности (Л.М. Попов с сотрудниками).

,« Выявилось, что от констатации наличия или отсутствия в человеке

духовных начал, что дает психодиогнастический эксперимент, требуется перейти к такого рода долговременному воздействию на человека, при котором его внутренний мир меняется в позитивную сторону. А

^ существенной стороной этого мира является его духовная составляющая. Это

должна быть специально организованная деятельность психолога, включающая в себя и самопознание, и тренинги, и диалоговые обсуждения и игровые формы жизнедеятельности, что может быть также названо технологией работы психолога. Кроме того, выясняется, что определенную детерминацию внутренний мир человека претерпевает в связи с его профессиональной деятельностью.

Проблема: выявить возможность экспериментального исследования феномена духовности личности в профессиональной деятельности и разработать технологию ее улучшения.

Объектом исследования явились представители десяти видов профессий относимых к типам: «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек-природа».

Предмет исследования: духовность личности и способы ее

*

позитивного изменения.
^ Цель исследования: выявить основные характеристики феномена

духовности в психологических и непсихологических источниках, а также

рассмотреть возможность позитивного изменения показателей духовности у представителей основных типов профессий в условиях специально организованной деятельности.

Гипотеза исследования: показатели духовности как характеристики личности могут быть улучшены с помощью специально организованной деятельности психолога, включающей элементы психодиагностики, психологического тренинга, решения ситуаций морального выбора, игровые формы жизнедеятельности.

Задачи исследования:

  1. В процессе теоретического анализа литературных источников выявить основные направления исследований духовности как феномена, а также выявить и те способы, техники, приемы, которые могут лечь в основу специально организованной деятельности экспериментатора по повышению исходных показателей духовности.

  2. Выявить имеющиеся у представителей различных профессий состояние развития духовности, выделить отдельные качества, характеризующие человека со стороны духовности и определить характер отношения представителей основных профессий к своей профессии.(по Е.А. Климову).

  3. Исследовать возможность достижения положительных изменений в показателях с помощью специально организованной деятельности.

Методологической и теоретической основой исследования стали положения о личности как об особой неизменной духовной сущности (М. Маслоу, К. Роджерс и др.), о человеке как этическом субъекте (С.Л.Рубинштейн А.В. Брушлинский, И. Н. Михеева, Л. М. Попов, В.Э.Чудновский), об ориентации на христианский образ человека и христианское понимание его сущности (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, ЕІХМоргунов, Б. В. Ничипоров), теоретические положения об основных типах профессии (Е.А.Климов).

7
Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников по проблемам духовности; комплексное эмпирическое
- исследование показателей духовности у представителей различных

профессий с применением методов беседы, ранжирования и выявления
ценностных ориентации; измерение предрасположенности человека к
добродетельному или злонамеренному поведению (опросник «Добро-Зло»);
применение технологии воздействия на представителей различных
профессий с целью оказания влияния на испытуемых в направлении
(» положительного прироста их показателей, характеризующих духовность.

Научная новизна исследования:

1. Экспериментально установлено, что к числу наиболее значимых
личностных особенностей представителей всех типов профессий («человек-

человек», «человек-природа», «человек - художественный образ», «человек -
знаковая система», «человек-техника») относится духовность, которая
представлена широким набором качеств личности. Для представителей

* каждого вида профессий есть свои отчетливо выраженные положительные и
отрицательные качества.

  1. Выявлена специфика и характер ценностных ориентации для людей, отнесенных к пяти типам профессий, выявлено их отношение к своей профессии: от духовно выраженного («возможность духовного совершенствования себя») до предельно материального, приземленного («возможность использования служебного положения», «достижения материальных благ»).

  2. Разработана и получила положительное экспериментальное подтверждение комплексная технология, способствующая позитивному изменению уровня духовности. Она включает в себя два основных этапа: психодиагностический и собственно развивающий. Каждый из них, в свою очередь, имеет несколько стадий.

  1. Положительный эффект по позитивному изменению духовных характеристик личности представителей профессий, чьи показатели

8 духовности были самыми низкими, показал, что произошли заметные изменения в лучшую сторону за счет специально организованной деятельности психолога, включающей диагностику, разбор ситуаций морального выбора, сюжетно- ролевые игры, беседы по литературным произведениям, тренинги.

Теоретическая значимость исследования:

Созданная автором технологическая цепочка по позитивному изменению духовности лиц, отнесенных к различным видам профессий, вносит вклад в динамическую составляющую концепции развития человека как субъекта развития и саморазвития в виде необходимого компонента в структуре индивидуального и группового субъекта. Важным моментом для психологии развития и акмеологии является не столько включение духовного компонента в состав личностных особенностей, но и возможность позитивного изменения феномена духовности в процессе специально организованной деятельности.

Практическая значимость исследования:

Разработанная процедура развития духовности личности позволяет применять ее на любых предприятиях (служба занятости, психологические службы, организации), где фиксируется низкий духовный уровень работников.

Проведенное исследование духовности и разработанная технология работы с людьми, направленная на позитивное изменение духовности, позволяют говорить о возможности практической работы с этическим компонентом детерминантного комплекса субъекта.

- Созданные методики ценностных ориентации и значимых
характеристик профессии могут быть использованы в практике
психодиагностики.

9 Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту положения:

  1. На основе литературных источников духовность может быть представлена как комплексное образование личности, состоящее из трех духовных характеристик: этические качества, ценностные ориентации, отношение личности к своей профессии.

  2. Духовные характеристики имеют разную степень выраженности у представителей основных профессий (выявлено, что сильно выраженными характеристиками духовности обладают биологи, столяры, учителя, бухгалтера, автослесари; средне выраженными - конструкторы, архитекторы; слабовыраженными - ветеринары, милиционеры, швеи).

  3. Показатели духовности как характеристики личности могут быть улучшены с помощью специально организованной деятельности психолога, имеющий активно выраженный тренинговый характер. Эта деятельность включает в себя элементы психодиагностики сюжетно-ролевых игр, ситуаций морального выбора.

  4. Деятельность психолога, направленная на позитивное улучшение духовности должна соответствовать определенному алгоритму работы: знакомство с представителями групп людей, работающих на конкретном предприятии; тестирование представителей данной профессиональной группы; анализ полученных результатов и определение духовного уровня представителей профессиональной группы; набор людей из данной профессиональной группы в группу участников, к которым будет применяться процедура, направленная на позитивное изменение духовности; анализ результатов тестирования каждого участника группы и выбор помощника для психолога из числа участников; более тесное знакомство с участниками группы; собственно технология, направленная на позитивное изменение духовности; контрольное тестирование участников группы;

5. Этапы работы психолога по положительному воздействию на лиц с
низким духовным уровнем должны состоять из следующих элементов: I.

10 Работа с морально-нравственными качествами личности (по развитие позитивных морально-нравственных качеств личности и по снижению степени представленности негативных морально-нравственных качеств личности). II. Работа с ценностями, в виде тренинга духовных ценностей. III. Развитие гуманного отношения личности к своей профессии.

6. В результате процедуры косвенного воздействия на феномен духовности должна наблюдаться позитивная динамика духовных показателей, которая проявляется в приросте позитивных морально-нравственных качеств, духовных ценностей, в изменении отношения к профессии от прагматичного к более «человечному».

Апробация результатов: результаты и основные положения диссертации были представлены в форме докладов и сообщений на научно-практических, межвузовских, международных конференциях: «Молодежь Поволжья: проблемы и перспективы» (Казань, 2001), «Ананьевские чтения - 2001» (Санкт- Петербург, 2001), «В.М. Бехтерев и современная психология, психотерапия» (Казань- 2001), «Дружининские чтения» (Сочи, 2005), «В.М. Бехтерев и современная психология» (Казань, 2005).

Исторический аспект становления духовности

Духовность - это сложное и многогранное понятие, осмыслить которое возможно только обратившись к его истокам. Как известно, многие теории и концепции современного научно- теоретического знания восходят своими корнями к философии, поскольку именно философия объединяет в себе это знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но нравственный и эстетический опыт человечества. В этой связи целесообразно начать рассматривать становление духовности обращаясь именно к философским источникам. Древнеиндийские Упанишады признают понятие «атмана» (души), связывая его с дыханием. Дыхание -это то, чего не видно, но оно есть бытие и прекратится, если прекратится жизнь. Атман также связывается с жизненным духом, который выступает как принцип жизни, как метафизическая сущность дыхания. Уже в Упанишадах подчеркивается наличие двух противоположенных тенденций в объяснении мира: с одной стороны — это вещественный аспект первичной материально-духовного континуума, с другой - духовный аспект в осмыслении этого континуума. В Упанишадах выделяется четыре ступени постижении Атмана (или достижения духовного состояния). Здесь хорошо просматривается понимание духовности, как стремление человека к истине: - 1 стадия («охватывающая всех людей») - это действие атмана в человеке во время бодрствования, когда он занимается повседневными делами - низкий вид познания. В состоянии бодрствования атман человека больше всего удален от истины, т.е. от всеобщего атмана, т.к. он поглощен грубой материей. - 2 стадия («светящаяся»). Это состояние сна со сновидениями. Это более высокий уровень познания, в нем «свет сознания» направлен внутрь, индивидуальный атман человека как бы отходит от тела, освобождается от повседневных забот и, таким образом, приближается ко всеобщему Атману. - 3 стадия («самополагающееся сознание»). Это состояние сна без сновидений. В этом состоянии нет дифференциации на внутреннее и внешнее, индивидуальный атман «растворяется» во всеобщем и испытывает радость, наслаждение. - 4 стадия («турия») — атман ничего не испытывает, человек отключается от всех связей с материальным миром и полностью сливается с универсальным Атманом, становится ему тождественным. В этой связи полная автономия Я возможна только как духовное состояние. [175] На смену раннефилософским размышлениям приходят воззрения, основанные на рациональных принципах постижения феномена духовности. [ 143] Философская мысль все более разворачивается в сторону анализа жизненно важных, конкретных, реальных аспектов духовной жизни индивида. Новые социальные условия, нормы, принципы, ценности стимулировали данный процесс. Значимой особенностью античного способа осознания феномена духовности можно считать его этическую ориентированность. Для античного философа духовные качества индивида ярче всего проявляются прежде всего в сфере нравственного поведения. Духовность для античного мыслителя - это прежде всего жизнь по установленным (природой, обществом, «учителем» и т.п.) нормам и правилам. Этим, в частности, объясняется менторский, наставительный тон учений античности о духовной сфере жизни индивида. Такой наставительный тон вполне оправдан - процесс «расслоения» общества, . сложность идентификации индивидом себя с определенной группой формирует широкий спектр представлений об «истинной» духовности. «Истинная» духовность, естественна, «обнаруживается» античным мыслителем либо в «себе», либо в группе своих единомышленников. По мнению В.Ф. Асмуса [10] античная философия была направлена на рассмотрение проблем мироздания в единстве Богов, природы и человека. Это служило обоснованием норм человеческой жизни, положение человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья, как проявлений духовности. Так, Платон [127] считает, что «наслаждение», «удовольствие» приносят человеку лишь радость, но не делают его «хорошим», а дух и духовность делают человека именно «хорошим», даже если духовный поступок не приносит наслаждение индивиду, совершившему его - такова логика развития и функционирования «платоновского типа» духовности.

Представления о духовности и ее становление в современных психологических концепциях

Описывая современное состояние проблемы духовности, необходимо, прежде всего, конкретизировать понятия, «духовность», а также смежные ей понятия «дух», «нравственность» и «мораль». Теоретический анализ всех вышеназванных понятий представлен Л.М. Аболиным [1], который подчеркивает, что «дух», «духовность», «нравственность», «мораль» в современной литературе используется для обозначения большой совокупности процессов, отражающих разные уровни жизнедеятельности человека. Дух реально существует и является корнем (основой ) духовности индивида, ее источником. Дух выступает в трех формах бытия, как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объектированный дух (совокупность завершенных творений духа). Личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной деятельности, которая не может прекратиться до конца жизни. Таким образом, дух, по мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева [157] есть любовь к качеству и воля к совершенству. Л. М. Аболин [1], анализируя этико-философскую и психолого- педагогическую литературу, выявил пять дефиниций в понимании духовности, сложного многомерного качества человека, которая проявляется: 1) в восхождении к высшим человеческим идеалам и ценностям; 2) в единстве эмоционального и рационального, материального и идеального. 3) в стремлении постичь истину, осознания самого себя, как части космического единения с миром природы; 4) в гармонизации взаимоотношений в семье, школе, со сверстниками, педагогами, с любым человеком; 5) в переживаниях доброты, совестливости, любви, гуманности и др . Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. По мнению В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева [157] человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность-это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро. Нравственность-это одно из измерений духовности. Тогда, по мнению Л. М. Аболина [1] если акцентировать внимание на слове «нравственность» в контексте духовно-нравственных качеств человека, то следует иметь в виду внешнюю (экспрессивную) форму проявления высших духовных качеств (внутренних) форм человека. Рассматривая понятие «духовности» и «нравственности», нельзя обойти вопрос, связанный с понятием «мораль». Мораль представляет собой совокупность норм поведения людей в социуме, норм их взаимодействия. Нравственность же является собственно психологическим, субъективным образованием, в ее основе лежат механизмы отношения человека к человеку, отношения к другим людям. Это не исключает того, что формирование нравственности может использовать и часто содержит - среди множества других условий - усвоение моральных норм, но последние ни в коем случае не исчерпывают ни понятия, ни механизмов нравственности. Нравственность и мораль не только тождественны, но даже могут находиться в противоречии друг к другу. Л. М. Аболин определяет «Духовность - в отличие от объективного духа», как совокупность тесно связанных с организмом явлений, в частности, с аффектами, переживаниями (эмоциями), чувствами, страстями». [1. С. 14]. Таким образом, «духовность личности следует рассматривать как системное, интегративное качество, обеспечивающее целостность личности и устремленность ее к духовно-нравственному саморазвитию». [1. С. 14]. Согласно В. П. Зинченко «духовность - это поиск, практическая деятельность посредствам которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения» [28. С. 149]. Современная психология проявляет большой интерес к разработке вопросов духовности. Для этого существует несколько причин. Одной из актуальных причин является стремление психологов к созданию направления «психология духовности». (Л.М. Аболин, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Л.М. Попов, В.И. Слободчиков и др.), как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Долгое время психологическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизменное строение. В разных научных школах при изучении психического делался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе. Но всегда психическое рассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.

Развитие как методологический принцип. Психологический тренинг как способ развития особенностей личности

Таким образом по своей природе тренинг является особой психотехнологией, опосредствующим орудием, которое служит для овладения собственным поведением. Используя концептуальную схему А.Н. Леонтьева, Т.В. Зайцева [63] предполагает обозначить тренинг как внешнее стимул - средство, а процесс тренинга - как процесс присвоения социокультурно сконструированных паттернов поведения. Здесь уместно вспомнить «треугольник опосредования», представленный в рамках деятельностного подхода. Согласно этому треугольнику, как описывает его Т.В. Зайцева [63] «функции называемые естественными, располагаются вдоль основания треугольника. Функции называемые «культурными» - это такие, в которых связь между объектом и субъектом проходит через вершину реальной жизни. Естественные и культурные функции тесно переплетены и сосуществуют в деятельности субъекта» [63. С. 33-34]. М. Коул [89] предлагает следующую классификацию опосредствующих орудий (артефактов): 1. Первичные орудия - те орудия, которые непосредственно используются в производстве (уже подразумевают определенную систему разделения труда). 2. Вторичные орудия включают в себя первичные орудия и способы действий с их использованием, например, религиозные ритуалы (правила и сообщество). 3. Третичные орудия - это обособленные орудия, которые потеряли свою практическую природу, например игры [89. С. 111] Как пишут в своей статье Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко [105], арфакты в понимании М. Коула имеют двойственную природу. Они одновременно и идеальны и материальны. Идеальная сторона артефактов -это значения, схемы, нормы, правила и т.д. В то же время артефакты являются необходимым компонентом любого человеческого действия. Именно артефакты конституируют опосредованное действие. Таким образом, артефакты материализуются в момент осуществления действия, через самодействие. В этом случае как отмечает А.Г. Асмолов [8] тренинг выступает как сложное стимул — средство, включающее интеллект, мораль, правило и т.д. Участники, ставя и реализуя внешние цели в процессе тренинга, одновременно начинают ставить и реализовывать внутренние цели, то есть учатся управлять собой и своим поведением. Как отметил в свое время С. Выготский, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи. Внутренние действуют через внешние и тем самым само себя изменяет. Благодаря тому, что тренинг выступает как опосредующее орудие, осваиваемое поведением в дальнейшем не нуждается в построении ситуации. Поведение как отмечает Т.В. Зайцева [63] может быть воспроизведено в любых других условиях благодаря механизму «поворота орудия на себя» [63. С. 35] Д.Ж. Верч [41] выделяет десять основных свойств опосредствующих орудий: 1. Опосредствующее действие характеризуется постоянным взаимодействием между опосредствующим оружием и «агентом». Можно анализировать опосредствующие действия в двух плоскостях: как единицу, обладающую особыми характеристиками - то есть целое, и как единицу, которая состоит из элементов. Свойства элементов проявляются только в рамках целого, только когда индивид использует инструкции. В рамках рассмотрения психологического тренинга в качестве опосредственного орудия, это означает необходимость проводить анализ поступков участников как по элементам, так и по единицам. 2. Опосредствующее орудие всегда предметно. Иными словами, действия всегда разворачивается в уже существующем социальном и культурном пространстве. Развивая свою концепцию опосредствования, Л.С. Высотскии приводил примеры разных опосредствующих орудий: письменность, карты, схемы, диаграммы. Все эти орудия имеют очевидную предметную природу. Использование таких материальных объектов, как культурное орудие, меняет индивида. Как указывал А.Н. Леонтьев [93], назначение культурного орудия может быть раскрыто только в процессе манипулирования с ним. Агент манипулирует с орудием и реагирует на его свойства. А для этого орудия должны быть предметными. С точки зрения психологического тренинга, это означает, что прежде чем начать осуществлять психологическое воздействие, необходимо «отделить» агента от орудия и понять, в чем заключается настоящая проблема участника. Особенно трудно это бывает тогда, когда орудие находится у участника лишь в момент его использования, то есть «сливается с агентом». В данном случае задача тренинга видится в «переопосредствовании» поведения участников новыми более совершенными орудиями (например, поведение), а не в коррекции личности участников.

Разработка и описание технологии работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности

В этом параграфе описывается концепция, на базе которой была выстроена технология работы с людьми, направленная на позитивное изменение духовности, содержание этой технологии, а также содержание духовного социокультурного пространства добра и особенности его усвоения. Организация этапноуровнего строения деятельности психолога в условиях специально организованной деятельности. Духовность человека, как субъекта саморазвития предлагается рассматривать с позиции общеличностной сферы, в частности этического слоя, детерминантного комплекса модели, системно- структурного представления психологической организации человека, как субъекта саморазвития. Многомерные процессы взаимодействия человека с миром, с самим собой, и технологий, посредством которых осуществляется это взаимодействие, описываются в пространственно- временном комплексе (ПВК) выше представленной модели. ПВ комплекс состоит из двух составляющих статической (продуктно - пространственная) и динамической (процессуально- временная). Расчлененность пространственно- временного комплекса на статическую и динамическую составляющую трудно уловить. Так как переходы из процесса в продукт и обратно идут непрерывно, поэтому то, что на стороне процесса выступает в динамике и может быть зарегистрировано во времени, на стороне продукта обнаруживается в виде покоящегося вещества. Процессуально - временная, или динамическая, составляющая- это реальное отображение инициативных действий человека в виде непрерывных актов взаимодействия с объектами внешнего и внутреннего планов: внешнеплановые и внутриплановые действия. Внешнеплановые действия могут быть представлены двумя ветвями. Одна ветвь дает представление о созидательном начале в области технологий, и мы фиксируем средства работы субъекта от чистой репродукции до нахождения им способов, техник, эвристик высокой степени эффективности по созданию продуктов различной степени значимости для субъекта и культуры. Другая ветвь - это показ созидательных действий в области содержаний; от процессов, приводящих к созиданию какого - либо продукта «для себя», до продуктов мирового класса, т.е. «для культуры» в избранной профессиональной области и даже для человечества в целом. Внутриплановые процессы дают представление о процессах в самом субъекте. Здесь так же следует выделить две ветви: количественного наполнения и качественного преобразования. При этом в ветви количественного наполнения дальнейшие фазы мыслительного процесса не выделяются, и наполнение происходит в большей степени беспорядочно. Качественное преобразование заканчивается формированием обобщенной внутренней модели, предельно формализованным продуктом, понятием (по Л.М. Попову [129]. Общая характеристика технологии работы с людьми, направленная на позитивное изменение духовности. Развитие духовности личности должно осуществляться в условиях специальной профаммы действий экспериментатора. Профамма носит авторский характер и является технологией, рассчитанной на положительные изменения в сфере духовного компонента личности. Данная процедура деятельности экспериментатора соотносима с процедурами личностного роста гуманистической направленности. Ссылаясь на В. И. Андреева [4], который выделяет критерии отличия технологии от других способов развития, можно, во-первых, выделить приоритетную цель, которая заключается в самой сути технологии-улучшение (позитивное изменение) духовности. Во-вторых, как и во многих известных тренингах (социально-психологический тренинг (СПТ), фуппы встреч, балинтовские фуппы и др.), одним из критериев достижения результата - является добровольный характер участия. В - третьих, технология, направленная на позитивное изменение духовности имеет четкую процедуру ее проведения, благодаря чему легко может быть воспроизведена компетентными экспериментаторами. Единственным зафуднением, которое может возникнуть при применении данной процедуры на практике, является то, что для проведения ее в каждой конкретной профессиональной фуппе, экспериментатору необходимо самому разрабатывать содержательную часть каждого конкретного метода, исходя из тех морально - нравственных качеств, той системы ценностных ориентации и тех особенностей отношения к своей профессии, которые преобладают в данной профессиональной фуппе. Как и любая педагогическая технология, как и любой психологический фенинг, описываемая технология имеет систему методов, посредством которых осуществляется воздействие.

Похожие диссертации на Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности