Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Сулейманян Андраник Грантович

Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет
<
Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сулейманян Андраник Грантович. Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2004 153 c. РГБ ОД, 61:04-19/515

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Развитие произвольности действия дошкольников в продуктивных видах деятельности ... 8

1.1. Произвольность изобразительной деятельности детей. Постановка проблемы 8

1.2. Изобразительная деятельность и психическое развитие ребенка 27

1.3. Произвольность и обучение дошкольника изобразительному искусству 33

1.4. Роль взрослого в организации игры детей 40

1.5. Мифологическое сознание и ритуал 43

1.6. Воображение и его развитие в игре-сказке 66

ГЛАВА 2. Экспериментальные методы исследования произвольности действий в изобразительной деятельности 78

2.1. Изобразительная деятельность детей и диагностика развития. 78

2.2. Описание исследовательской методики "Волшебные фигуры" 85

2.3. Результаты экспериментальной апробации методики 90

ГЛАВА 3. Оценка произвольности действий дошкольников в условиях «игры-сказки» 95

3.1. Влияние обучения с применением игр-сказок на развитие произвольности в изобразительной деятельности 95

3.2. Игра-сказка «Превращение в гнома» и ее влияние на развитие произвольности изобразительной деятельности дошкольника 104

3.3. Результаты экспериментальной апробации игры «Превращения в гнома» 110

Заключение и выводы 137

Библиография 141

Введение к работе

Актуальность исследования. Произвольность как способность ребенка самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с образцом или нормой, задаваемой взрослым, является одним из важнейших условий готовности детей к школе (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова) (44; 148; 34; 108). По этой причине особое значение приобретает изучение психологических условий развития произвольности в дошкольном детстве и, прежде всего, детей 5-6 лет.

Известно, что наилучшие условия для обучения и развития дошкольников создаются в игре. На занятиях по изобразительной деятельности популярностью пользуются игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. При этом полагается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного учебного задания. Однако, экспериментальных данных о том, за счет каких психологических механизмов происходит влияние таких дидактических игр на развитие произвольности, очень мало. И, как следствие этого, остается неясной роль отдельных элементов игры, прежде всего, момента вхождения в образ сказочного персонажа для развития произвольности в продуктивных видах деятельности, вообще. Это сдерживает создание своего рода «педагогики воображения» (О.М.Дьяченко) (43), направленной на развитие у ребенка умения создавать целостные творческие продукты.

Объект исследования - произвольность действий у детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.

Предмет исследования - развитие произвольности действия у детей 5-6 лет в играх-сказках.

Цель исследования - изучение психологических условий развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в играх-сказках.

В нашей работе мы рассматривали, как в разных условиях ребенок может перевести образ представления в графическое изображение с заданными параметрами. Эстетическая сторона изобразительной деятельности принималась нами во внимание, но специально не исследовалась.

Задачи:

1) проанализировать особенности проявления произвольности

действия в изобразительной деятельности современных дошкольников;

  1. на основании психологических, педагогических, этнографических и культурологических источников провести теоретический анализ роли ритуалов для развития произвольности в продуктивных видах деятельности;

  2. разработать экспериментальную методику изучения развития произвольности действия у дошкольников в изобразительной деятельности;

  3. изучить особенности развития произвольности действия у детей 5-6 лет в играх-сказках на материале выполнения рисунков по заданному образцу.

Гипотеза исследования. Психологическими условиями развития произвольности изобразительной деятельности детей 5-6 лет в игре-сказке является возможность для них вообразить в единстве образ сказочного персонажа и способ его действия. Это позволяет детям мобилизоваться для выполнения конкретной изобразительной задачи и преодолевать ранее усвоенные изобразительные стереотипы.

Методы исследования. В соответствии с поставленной целью использовались следующие методы: лабораторный эксперимент, метод срезов, анализ детских рисунков, статистические методы.

Базой исследования были детские сады №№ 1662, 2021 и 690 г.Москвы. В исследовании в течение 2000 - 2002 гг. участвовало 144 дошкольника старших и подготовительных групп. Было проанализировано около тысячи детских рисунков.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Психологическими условиями развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет являются общее развитие внимания, памяти, воображения и наличие опыта изобразительной деятельности. Развитию произвольности препятствуют, наряду с факторами общего психического недоразвития, также ранее освоенные изобразительные стереотипы.

  2. Игра-сказка оказывает развивающее влияние на развитие произвольности детей, если включена в целенаправленное обучение детей изобразительному искусству. Собственно развивающий эффект игр-сказок связан с возможностью вообразить в единстве образ сказочного персонажа и способ его продуктивного действия. Для этого логика игровой ситуации должна мобилизовать ребенка на решение конкретной изобразительной задачи.

  3. Эти' ситуацию можно специально воспроизвести в сценарии игры-сказки по аналогии с ритуалами типа обрядов перехода, хорошо известными из культурно-исторической практики человечества. Ритуал обеспечивает ребенку воображаемый переход из обыденной реальности в реальность сказочную, где он должен утвердиться в своей способности выполнить продуктивное действие.

Научная новизна исследования.

  1. Показаны резервы развития произвольности детей 5-6 лет, скрытые в организации изобразительной деятельности по типу игр-сказок.

  2. Описаны существенные характеристики игр-сказок и выделены их отличия от сюжетно-ролевых игр.

3. Определены алгоритмы для создания игр-сказок, направленных на развитие произвольности изобразительной деятельности дошкольников. Показаны основные принципы проектирования таких игр.

Практическое значение.

  1. Разработана специальная методика для оценки произвольности действий детей 5-6 лет в изобразительной деятельности на материале перевода образа представления в графическое изображение.

  2. Создан сценарий оригинальной «игры-сказки», направленной на развитие у дошкольников мелкой моторики руки в изобразительной деятельности.

Внедрение результатов в практику.

Данные, полученные в исследовании, были использованы для диагностики детей и совершенствования преподавания изобразительного искусства в детских садах №№ 1662 и 690 г. Москвы. Материалы диссертации использованы в курсе лекций для студентов МГППУ и Московского областного института управления и права.

Апробация. Результаты исследования были сообщены на научно-практической конференции студентов и аспирантов МПШИ (май 2000 г.), на второй международной конференции «А. Р. Лурия и психология XXI века» (сентябрь 2002 г.), на совещании в южном округе Московского Комитета Образования (сентябрь 2002 г.). Работа неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры педагогической психологии МГППУ в 2000-2003 т.г.

Произвольность изобразительной деятельности детей. Постановка проблемы

Самая важная общественная задача, которую во все времена должна успешно решать система дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Иными словами, подготовить ребенка к творческому усвоению и развитию культурного богатства человечества. Одна из ключевых ролей в этой деятельности принадлежит психологии развития.

В реформе общеобразовательной школы предусмотрен переход детей к обучению с 6,5 лет. Однако исследования психологов показывают, что значительное число детей, несмотря на имеющиеся у них пусть и хорошо развитые отдельные навыки (умение считать и читать, знание букв и т. п.), а также «принятие новой социальной роли школьника», испытывают большие трудности в учебной деятельности. С аналогичными проблемами сталкиваются учителя и при обучении современных семилетних детей. Основная причина их трудностей в том, что дети еще психологически не готовы к школе и достаточно часто неудачи вызваны недостаточной сформированностью у детей произвольного поведения.

Формирование произвольности необходимое условие подготовки старшего дошкольника к школьному обучению. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, отмечают важную роль произвольности для успешного обучения ребенка. Есть точка зрения, что недостаточное развитие произвольности - основная причина неуспеваемости в первом классе. Однако, мы согласны с мнением Н. И. Гуткиной (33; 34), что весьма слабо проработан вопрос о степени развития произвольности к началу школьного обучения.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры (36): умение детей сознательно подчинить свои действия; правилу, обобщенно определяющему способ действия. Отметим, что подобное условие содержат все обряды инициации; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу; последнее обстоятельство особенно существенно при обучении изобразительному искусству.

Один из ведущих исследователей проблемы произвольности, Е. О. Смирнова (108) связывает формирование последней с развитием волевых процессов. Касаясь истории вопроса, Е. О. Смирнова; отмечает, что «анализ литературы по проблеме развития воли и произвольности ребенка в детской психологии позволяет... выделить два основных направления исследований. Одно из них посвящено развитию регулирующей роли речи и правил поведения, другое - качественному преобразованию мотивационной сферы ребенка...первое из этих направлений относится к исследованиям развития произвольности, т. е. овладения своим поведением с помощью культурно-заданных средств, второе — к исследованиям развития детской воли как становлению устойчивой, социально-значимой мотивации. Какая-либо содержательная; связь между этими направлениями исследований, как правило, отсутствует» (108, 35). Отметим, что ритуал - одно из таких «культурно-заданных средств», используемых целенаправленно для формирования произвольности; об этом свидетельствует обширная литература по психологической антропологии (8; 58). Кроме того, ритуал устраняет указанное выше противоречие: отсутствие содержательной связи между исследованиями воли и произвольности. Для успешного прохождения ритуала необходима воля, понимаемая как способность преодолевать препятствия: подобное обстоятельство особенно отчетливо заметно в обрядах перехода, в которых велика роль различных испытаний.

Касаясь исследования проблемы воли и произвольности в современной, прежде всего англоязычной, детской психологии, Е. О. Смирнова обращает внимание на одну чрезвычайно интересную деталь: «если в русском языке слова «воля» и «произвольность» имеют общий корень и может быть, вследствие этого, часто употребляются в одном контексте, как синонимы, то в английском языке термины, обозначающие примерно те же реальности, не имеют между собой ничего общего (will - self-regulation). При этом термин «воля» (will) практически исключен из лексикона детских психологов (за исключением работ психосинтетического направления) ...Что касается термина саморегуляция (self-regulation), то он достаточно широко используется в современной англоязычной литературе по детской психологии» (108, 35).

Изобразительная деятельность и психическое развитие ребенка

Посредством изобразительной деятельности ребенок передает свои впечатления об окружающем его мире, а также выражает свое эмоциональное отношение к событиям жизни.

Существенно и то обстоятельство, что занятия изобразительной деятельностью только тогда будут иметь успешное и действенное развивающее воздействие на личность ребенка, если сохраняется преемственность между дошкольными и школьными образовательными учреждениями в обучении детей изобразительной деятельности и развитии их творчества.

Т.С.Комарова обоснованно утверждает, что «проблема преемственности — одна из важнейших проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления. Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно-воспитательной работы с детьми, преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно потому, что при переходе ребенка из детского сада в школу резко меняются условия его жизни. Меняются формы и виды деятельности, среда, в которой он до этого жил, учился, развивался ... опыт и исследования показывают, что именно в первые дни учения у детей появляется негативное отношение к школе, что в большой степени определяется отсутствием преемственности в работе сада и школы» (51,

4). В педагогической психологии существует согласное мнение, что формирование произвольности — одно из важнейших условий готовности ребенка к школьному обучению. По нашему мнению, именно в изобразительной деятельности возможно формирование произвольности действий дошкольника наиболее эффективным образом. Переход от так называемого спонтанного рисования к воспроизведению предъявленного образца, что возможно только при произвольности внимания, памяти и других высших психических функций, по нашему мнению, основной путь развития произвольности действий при обучении изобразительной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического отношения к миру. По мнению А. А. Мелик-Пашаева и 3. Н. Новлянской, которое мы разделяем, суть эстетического отношения к жизни состоит в непосредственном и осознанном переживании человеком своего глубинного единства с миром. И далее они отмечают: «эстетическое — это значит: связанное с чувственным восприятием. И для человека с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его «форма», все то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами... Предмет уже не распадается на внешнюю форму, которую человек воспринимает, и на внутреннее содержание, которое он познает: сама форма становится для него прозрачным носителем содержания» (74,27).

Далее, развивая свою мысль, А. А. Мелик-Пашаев и 3. Н. Новлянская предлагают следующую модель художественно творческих способностей применительно к изобразительной деятельности. Высший — самый глубинный уровень этой иерархии — развитое эстетическое отношение человека к миру, которое понимается, как способность переживать свое непосредственное единство с окружающей действительностью. При отсутствии эстетического отношения к жизни человеку просто незачем заниматься искусством, даже если он наделен всеми прочими нужными для этого качествами. Добавим к сказанному, что мифы и ритуалы, как это явствует из этнографических источников (111; 112), в значительной степени способствуют формированию у ребенка осознанного чувства единства не только со своим родом и племенем, но и со всем миром, как природным, так и сверхъестественным. Косвенным образом в подобных социальных практиках формируется и эстетическое отношение к жизни — это замечено многими этнографами и наблюдательными путешественниками (145; 147; 151; 152) - у всех членов коллектива, независимо от того имеются ли у них специальные художественные способности или нет.

Отмечая значение занятий изобразительной деятельностью в развитии детей, Н. П. Сакулина (100; 101; 102; 103) подчеркивает, что организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно и углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать, если надо, помогать.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевая трудности.

Изобразительная деятельность детей и диагностика развития.

Существуют несколько уже хорошо зарекомендовавших себя методик диагностики произвольности, основанных на использовании способности детей в изобразительной деятельности ориентироваться на данный образец и инструкцию взрослого ("Узор" Л.И. Цеханской, Методика "Рисование по точкам", или "Образец и правило" А.Л. Венгера, "Графический диктант" Д.Б. Эльконина, "Домик" Н.И. Гуткиной).

Так, методика "Узор" Л.И. Цеханской направлена на изучение сформированности у детей умения сознательно подчинять свои графические действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего.

"Графический диктант" позволяет определять умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Методика "Рисование по точкам", или "Образец и правило" А.Л. Венгера предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. Данная методика отличается от методики Л.И. Цеханской тем, что в ней ребенок должен осуществлять заданное правило и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец, тогда как в методике Л.И. Цеханской осуществление правила сопровождает выполнение задания, воспринимаемого на слух.

Методика "Домик" представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей дом, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5-10 лет.

При проведении данной методики ребенку дается следующая инструкция: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш, на этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются: а) отсутствие каких-либо деталей рисунка б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. в) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены д) неправильное изображение элементов рисунка е) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

В диссертационной работе А.Д. Исмаилова (53) использовалась экспериментальная методика оценки образного мышления детей "симметричные фигуры", разработанная Ю.А. Полуяновым и направленная на выявление таких характеристик образного мышления как виды структурирования, типы пространственных преобразований и типичные построения образов, которые дети младшего школьного возраста способны проявить при творческом решении задач на создание и изображение симметричных фигур.

Диагностика может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Адаптационная часть эксперимента состоит в том, что дети выявляют различия между изображениями и предметами, одни из которых организованы соразмерно и гармонично, другие содержат нарушения в согласованности частей и элементов. В контрольной части эксперимента испытуемым предлагается придумать и изобразить не менее 4-х (стимулируется больше) красиво организованных фигур, которые не повторялись бы между собой и не были похожи на те, что дети видели раньше (на эксперименте, в школе, дома и т.п.). Оригинальные замыслы поощряются, повторения (прямое и по памяти) предлагается переделать.

При обработке результатов учитываются следующие показатели: пространственные преобразования, т.е. способность совершать при конструировании образа фигуры воображаемые действия; отношения эквивалентности - способность устанавливать в воображаемой форме отношения между частями и элементами образа по чувственно воспринимаемым и семантическим признакам, а также мыслимым (невидимым) объективным и субъективным свойствам объектов, которые он создает или воспринимает; структурирование образа - характеризует способность ребенка к воображаемому целостному конструированию объекта,, используя при его построении больший или меньший набор определенных способов структурирования образа независимо от частей и элементов его составляющих.

Влияние обучения с применением игр-сказок на развитие произвольности в изобразительной деятельности

Изучение влияние обучения с применением игр-сказок на развитие произвольности в изобразительной деятельности мы проводили на сравнении данных обследования детей 5-6 лет по методикам "Домик" и "Волшебные фигуры" из детских садов № 1662 (экспериментальный) и № 2021 (контрольный). Контрольный и экспериментальный детские сады были расположены в одном районе г. Москвы. Оба - государственные; социальный статус родителей примерно соизмерим. Ив том и в другом на занятиях изобразительным искусством, которые проводятся примерно два раза в неделю, применяются стандартные программы. Однако есть существенное различие, т.к. в экспериментальном детском саду на занятиях изобразительным искусством использовались «игры-сказки», например - «волшебная юла», «лилипуты и великаны» и некоторые другие.

В эксперименте участвовали дети 5 и 6 лет. При первой диагностике в ноябре 2001 года уровень произвольности в обоих детских садах был примерно соизмерим (см. таблицу 3) как у пятилетних, так и у шестилетних детей.

Сравнение результатов детей обеих групп по методикам «Волшебные фигуры» и «Домик», показанных в ноябре и мае, показывает, что заметных качественных изменений не происходит: количество детей, входящих в группы с высоким, средним и низким уровнем произвольности примерно соизмеримы. Есть, конечно, общее повышение качественных уровней в обеих группах. Но количество переходов из низкого в высокий уровень было примерно одинаково по обеим методикам: по 4-5 человек.

Однако, если принять во внимание количественные критерии, то выясняется, у детей из экспериментального детского сада, имеющих средний уровень развития произвольности по методике «Волшебные фигуры», произошли более существенные изменения в рамках этого уровня, чем у детей из контрольного детского сада, также показавших средний уровень произвольности изобразительной деятельности.

У пятилетних детей в контрольном детском саду средний балл в ноябре - 10, 7; в мае - 9, 8. В экспериментальном - соответственно, 10, 3 и 7,7.

У шестилетних в контрольном детском саду -9, 6 и 8, 1. В экспериментальном - 9, 5 и 6,4.

Мы объясняем этот факт качественного улучшения уровня произвольности влиянием специальной системы обучения изобразительному искусству, включающей в себя специально разработанные "игры-сказки", которые применялись на занятиях в экспериментальном детском саду. Мы уже отмечали выше, что для успешности рисования большое значение имеет зрительная память, способность удерживать образ того или иного предмета реальности и умение адекватно воплотить мысленный образ, применяя различные приемы изобразительного мастерства. Поскольку методика "домик" базируется на простом срисовывании имеющегося образца, с помощью данной методики возможно оценить только уровень развития произвольного внимания. Наша же методика позволяет дать более комплексную и дифференцированную оценку. В частности, наша методика позволяет оценить как степень развития произвольного внимания, так и памяти. С этой точки зрения представляет интерес такой факт, что в ряде случаев ребенок, рисуя композицию, изображает эталонные образцы хуже, нежели при отдельном воспроизведении каждого образца; по-нашему мнению, в данном случае можно говорить о недостаточном уровне развития произвольной памяти по сравнению с вниманием. Особенно это заметно у детей пяти лет по сравнению с шестилетними.

Кроме того, выявлена интересная закономерность: влияние обучения наиболее отчетливо заметно у детей средней группы, т.к. группы с высоким и низким уровнем развития произвольности не изменились по составу в течение времени. Мьг предполагаем, что подобное обстоятельство объясняется наличием или отсутствием у детей специальных способностей к изобразительной деятельности. По мнению выдающихся живописцев, никакая, даже самая совершенная программа не может сделать человека художником, если отсутствует художественная одаренность необходимым условием которой является и хорошо развитая

произвольные зрительная память и внимание.(14;45). Умение воспроизвести по памяти тот или иной увиденный предмет с мельчайшими подробностями характеризует талантливого художника и по мнению большинства исследователей психологии искусства во многом обусловлено врожденными свойствами, т.к за редкими исключениями, выдающиеся художественные способности проявляются уже в раннем детстве. ( 45;53;116).

Выявилась и интересная закономерность относительно сравнительной диагностической ценности изображений волшебных солнца, домика и дерева; как нами уже отмечалось во второй главе, их изображениям мы целенаправленно придали совершенно нестереотипный характер. Результаты тестирования показали, что наименьшую сложность у дошкольников вызывало воспроизведение "волшебного домика" и мы посчитали, что его диагностическая ценность минимальна. По-видимому, это связано с тем, что в реальности дети вполне могли уже видеть тот или иной дом с нестереотипными элементами (например, изогнутая крыша в стиле китайской пагоды, арочная дверь, окно-иллюминатор); по этой причине - воспроизведение привычного предмета - это задание не вызывало у детей особых сложностей. Что касается солнца с волнообразно изогнутыми лучами или с лучами, на конце которых есть маленькие шарики, - то подобные изображения совершенно отсутствуют в повседневной жизни дошкольника. Кроме того, ребенок, как показал сравнительный анализ рисунков, склонен изображать солнце с прямыми лучами в виде "рожицы"; в нашем же случае эталонный образец ничего общего не имеет с солнцем типичных детских рисунков.

Похожие диссертации на Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет