Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Степина Нелли Васильевна

Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников
<
Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степина Нелли Васильевна. Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Степина Нелли Васильевна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т].- Белгород, 2010.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/407

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические предпосылки исследования связи креативности, независимости поведения детей 6-7 лет и материнского отношения

1 Проблема креативности в психологии

1.1 Исследование креативности в зарубежной психологии 13

1.2 Исследование креативности в отечественной психологии 17

1.3 Развитие креативности в дошкольном возрасте 21

2 Проблема независимости поведения в психологии

2.1 Исследование независимости поведения в психологии 31

2.2 Развитие независимости поведения в дошкольном возрасте 40

3 Проблема материнского отношения, креативности и независимости

3.1 Структура материнского отношения 51

3.2 Влияние материнского отношения на развитие креативности и независимости ребенка 58

Глава II Эмпирическое исследование креативности, независимости вербального поведения детей 6-7 лет и материнского отношения

2.1 Организация и методы исследования 68

2.2 Изучение креативности детей 6-7 лет 75

2.3 Изучение независимости вербального поведения детей старшего дошкольного возраста 85

2.4 Исследование связи креативности, независимости вербального поведения детей 6-7 лет и материнского отношения 90

Заключение 111

Библиография 119

Приложения

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования

Особенности современной социокультурной ситуации выдвигают проблему креативности и независимости на первый план научного исследования. Качественные перемены, произошедшие в обществе, задают новые ориентиры во всех сферах человеческой жизни и обусловливают потребность в свободных, независимых и творческих личностях, способных принимать самостоятельные решения и продуктивно преобразовывать проблемные ситуации. Воплощение творческого потенциала людей являются основным источником социально-экономического совершенствования общества, поступательного развития истории, культуры и цивилизации в целом.

В связи с этим все большую значимость в отечественной психологической теории и практике приобретают проблемы развития активной творческой личности ребенка и условий реализации заложенного в ней творческого потенциала. Однако, несмотря на большой интерес к проблеме творчества, в психологии до настоящего времени не сформировалось единого определения креативности. Так, креативность в узком значении слова отождествляется с дивергентным мышлением (Дж. Гилфорд), а в широком – с творческими интеллектуальными способностями (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная и др.).

Разработка данной проблемы нашла отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Ф. Бэррон, Х. Гоу, М. Уоллах, Ф. Барон, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская,
Е.Л. Солдатова, Е.Е. Сапогова, Е.Л. Яковлева и др.). Среди проблем исследования креативности назовем изучение возрастных особенностей этого феномена (Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский,
В.Н. Дружинин, Е.Е. Сапогова и др.), половых различий креативности
(Дж.Д. Морен, Д.В. Тегано и др.), а также факторов и условий, способствующих раскрытию и совершенствованию творческого потенциала личности (Г. Линдсей, Н. Роджерс, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.В. Гончаренко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Л.Н. Рожина и др.).

Многие авторы рассматривают независимость в качестве важной черты креативной личности (Е.П. Торренс, К. Роджерс, Г. Альтшуллер, И. Веркип, У. Чемберс, Д. МакКиннон, А.Н. Лук, Д.Б. Богоявленская, Т.В. Демидова и др.). Вслед за И.С. Коном и Е.В. Субботским мы определяем независимое поведение как способность человека к самостоятельной выработке определенного мнения и отстаивания его перед другими. К сожалению, проблема независимости получила гораздо меньше внимания исследователей, по сравнению с проблемой креативности. Вместе с тем, развитие независимости является важным этапом развития личности ребенка (Э. Эриксон, М. Малер). Возрастающая в дошкольном возрасте мотивация ребенка быть независимым и самостоятельным (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, T. Dix, A.D. Sterwart, E.T. Gershoff, W.H. Day и др.) позволяет нам рассматривать данный возраст как период становления независимого поведения, выступающего базовой характеристикой творческой активности субъекта.

Многие исследователи указывают на важную роль родительского отношения в развитии креативности и независимости поведения ребенка. Среди решающих факторов развития детской независимости и креативности указываются родительский контроль (T. Dix, A.D. Sterwart, E.T. Gershoff,
W.H. Day, R.S. Albert и M.A. Runco, В.Н. Дружинин, Е.В. Алфеева и др.), а также теплые и поддерживающие отношения, принятие ребенка (D.M. Harrington, J.H. Block, V.R. Fu, J. Moran, J. Sawaers, Е.В. Алфеева, Е.В. Субботский, В.А. Горянина, В.Я. Титаренко и др.). Однако, отношения между родительским контролем и принятием с одной стороны, и креативностью и независимостью детей с другой стороны, не являются прямолинейными. Хотя многие исследования указывают на положительную связь позитивных стилей воспитания ребенка и креативности, существуют исследования, в которых связь либо не обнаружена, либо обнаружена отрицательная связь (V.R. Fu,
J. Moran, J. Sawaers и др.).

Анализ литературы показал, что в то время как существует большое количество исследований посвященных связи креативности и родительского отношения (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова, Т.А. Думитрашку, Е.В. Алфеева, Е.Л. Солдатова и др.), связь независимого поведения и родительского отношения исследована в меньшей степени (А.К. Осницкий, В.А. Горянина, О.П. Макушина и др.). Практически отсутствуют исследования, в которых эти три конструкта – креативность, независимое поведение и родительское отношение – исследуются одновременно.

Анализ степени разработанности исследуемой проблемы обнаруживает ряд противоречий:

- между потребностью современного общества в творческих личностях, но недостатке знаний о социально-контекстных детерминантах развития креативности;

- между имеющимся опытом развития детской креативности в дошкольном и младшем школьном возрасте и недостаточным учетом внутрисемейных факторов развития творческой личности ребенка;

- между имеющимися исследованиями в области развития детской творческости с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов половых различий детской креативности и независимости личности ребенка - с другой.

Обнаруженные противоречия составляют сущность проблемы нашего исследования. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена, во-первых, необходимостью научного осмысления развивающейся личности в современных условиях, во-вторых, дефицитом отечественных исследований в области особенностей взаимосвязи креативного потенциала и материнского отношения.

Цель исследования - изучение связи между креативностью и независимостью поведения детей 6 – 7 лет как проявления их творческого потенциала и материнским отношением.

Объект исследования – творческий потенциал личности ребенка.

Предмет исследования – связь креативности и независимости поведения детей старшего дошкольного возраста с материнским отношением.

Гипотезы исследования. Мы предположили, что развитие творческого потенциала личности ребенка связано с материнским отношением. Данная гипотеза конкретизируется в ряде следующих положений:

  1. Существует связь между креативностью и независимостью вербального поведения детей старшего дошкольного возраста: более креативные дети характеризуются более высокой независимостью вербального поведения.

  2. Существуют половые различия креативности и независимости вербального поведения детей старшего дошкольного возраста, а именно: мальчики характеризуются большей креативностью и независимостью вербального поведения по сравнению с девочками.

  3. Детская креативность и независимость вербального поведения положительно связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью, адекватным материнским контролем и поощрением самостоятельности. Низкий уровень креативности и независимости вербального поведения ребенка связаны с недостаточным материнским принятием, высоким контролем и недостаточным поощрением матерью самостоятельности ребенка.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Дать теоретический анализ понятий креативности, независимости поведения и материнского отношения.

  2. Выявить особенности проявления креативности у детей 6-7 лет.

  3. Раскрыть особенности независимости вербального поведения у детей 6-7 лет.

  4. Выявить половые различия креативности и независимости поведения детей 6-7 лет.

  5. Выявить особенности материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста, а также особенности восприятия матерями детской самостоятельности.

  6. Выявить связь между креативностью, независимостью поведения, стилем материнского отношения и восприятием матерями детской самостоятельности.

Научно-методологической базой диссертационного исследования выступают основные теоретические положения психологии креативности (Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина и др.) и творчества (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук и др.), психологии развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Э. Эриксон и др.), психологии субъектности (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.), психологии детско-родительских отношений (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, М.И. Лисина, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, Дж. Боулби и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный); эмпирические (эксперимент, наблюдение, измерение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ). При статистической обработке данных результатов исследования мы использовали методы корреляционного и многовариативного дисперсионного анализа, факторный анализ, тест Стьюдента.

В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались: «Тест креативности» Е.П. Торренса; методика изучения независимости вербального поведения Е.А. Савиной; модификация «Опросника родительского отношения» В.В. Столина и А.Я. Варга (Е.А. Савина); опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности» (R.S. Albert, M.A. Runco).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений об условиях, влияющих на развитие креативности и независимости детей старшего дошкольного возраста, а именно:

– исследована взаимосвязь креативности и независимости поведения детей старшего дошкольного возраста как проявление их творческого потенциала;

– выявлены половые различия независимости вербального поведения детей старшего дошкольного возраста;

– исследована связь материнского отношения, креативности и независимости детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования

Впервые экспериментально выявлена связь креативности, независимости поведения детей старшего дошкольного возраста и материнского отношения.

Показано, что в дошкольном возрасте мальчики отличаются большей независимостью вербального поведения по сравнению с девочками.

Обнаружены особенности восприятия матерями самостоятельности детей и выявлены три типа воспринимаемой самостоятельности, а именно: внутрисемейная самостоятельность, внесемейная самостоятельность и самостоятельность в игре и учебе.

Доказана связь между стилями материнского отношения и восприятием матерью самостоятельности ребенка, а именно, чем выше материнский контроль и меньше принятие, тем позже матери склонны предоставлять детям самостоятельность.

Доказана связь между образной креативностью и восприятием матерью самостоятельности ребенка в игре и учебе. Так, дети, которым матери предоставляют недостаточно самостоятельности в игре и учебе, отличаются более низкой образной креативностью.

Практическая значимость исследования

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации практических психологов, а также при разработке лекционных курсов «Психология детско-родительских отношений» и «Родительское обучение». Разработана программа психологической помощи родителям по формированию навыков эффективного взаимодействия с детьми, способствующая развитию креативности и независимости детей.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Креативность детей 6-7 лет положительно связана с независимостью вербального поведения. Дети, которые способны предлагать большое количество оригинальных идей и образов, также демонстрируют более высокую независимость вербального поведения в ситуации решения совместных заданий со взрослым.

  2. Существуют половые различия независимости вербального поведения у детей 6-7 лет. Мальчики отличаются большей независимостью вербального поведения по сравнению с девочками.

  3. Эмоциональное принятие ребенка матерью и адекватный материнский контроль положительно связаны с поощрением матерью самостоятельности ребенка. С другой стороны, матери, отличающиеся высоким контролем и недостаточным принятием, задерживают развитие самостоятельности ребенка.

  4. Существует связь между восприятием матерью самостоятельности ребенка в игровой и учебной деятельностью с одной стороны, и образной креативностью, с другой. Дети, которым матери склонны к более позднему предоставлению ребенку самостоятельности в игре и учебной деятельности отличаются более низкой образной креативностью.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа и интерпретации 200 протоколов теста креативности Е.П. Торренса, 100 протоколов по методике исследования независимости поведения, 100 протоколов опросника материнского отношения и 100 протоколов опросника детской самостоятельности. Эмпирическая часть исследования проводилась в 4 муниципальных образовательных учреждениях г. Орла.

В экспериментальном исследовании приняли участие 200 испытуемых: 100 детей 6-7 лет (из них – 50 – мальчиков, 50 - девочек) и 100 матерей. Образовательный уровень опрошенных матерей представлен следующим образом: матери, имеющие высшее образование - 80%; среднее специальное – 11%; среднее – 9%. Семейный статус был распределен следующим образом: замужних – 80%; состоящих в разводе – 14%; незамужних – 4%; вдов – 2%.
В данной выборке представлены матери в возрасте от 25 до 45 лет. Средний возраст матерей составил 32 года.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2009 г.

Первый этап (2004 – 2006 гг.) – теоретико-поисковый. Проведен теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам креативности, независимости поведения, материнского отношения; уточнена сущность и соотношение понятий исследования: креативный потенциал, независимость поведения, самостоятельность, материнское отношение; определена структура и категориальный аппарат исследования; проведено пилотажное исследование с целью апробации и отбора методов и методик исследования.

Второй этап (2006 – 2008 гг.) – опытно-экспериментальный. Содержание этого этапа соответствовало выбранной схеме экспериментального исследования: подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, посвященный исследованию связи креативного потенциала и материнского отношения; уточнены гипотезы и задачи исследования; сформирована выборка; выявлены особенности связи креативности, независимого поведения детей, а также материнского отношения и восприятия самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; разработана программа для родителей по проблеме исследования.

Третий этап (2008 – 2009 гг.) – заключительный. Проведена математическая обработка полученных эмпирических данных, адекватная схеме исследования, которая позволила выявить особенности материнского отношения, связанные с креативностью и независимым поведением детей старшего дошкольного возраста; обобщены и систематизированы результаты, которые были частично внедрены в практику; уточнены теоретические выводы; оформлен текст диссертации.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обусловлена исходными методологическими и теоретическими предпосылками исследования; опорой на достижения современной психологии развития, акмеологии; использованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; содержательным сравнительным анализом факторов, полученных при использовании диагностических методов. Надежность полученных данных обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных, а также корректным применением статистических методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные результаты апробировались: 1) в процессе экспериментально-педагогической работы автора в дошкольных образовательных учреждениях г. Орла и факультете педагогики и психологии ОГУ; 2) в 8 публикациях по теме исследования, в том числе в 1 статье в издании по списку ВАК; 3) в докладах, сделанных на международных и всероссийских научных конференциях, в том числе международной научно-практической конференции «Психологические, социальные и педагогические проблемы современной семьи» (Орел, 2008); Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности: теория и практика» (Белгород, 2009); научно-практической конференции «Современное дошкольное и начальное образование: пути развития» (Санкт-Петербург, 2003); 4) а также в докладах, сделанных на заседаниях кафедры общей и возрастной психологии ОГУ и ежегодных научно-практических конференциях по результатам научных исследований профессорско-преподавательского состава ОГУ в 2005 – 2008 гг.; 5) в рамках выполнения проекта «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по теме «Креативность, независимое поведение детей старшего дошкольного возраста и материнское отношение» на базе НИЦ «Ресурс» (Белгород, 2009).

Результаты исследования внедрены на факультете педагогики и психологии ОГУ при разработке и реализации программ курсов «Психология детско-родительских отношений» и «Родительское обучение» для студентов, обучающихся в Орловском государственном университете по специальностям 030301 «Психология» и 050706 «Педагогика и психология»; в практику деятельности психологической службы муниципального образовательного учреждения НШДС № 63 г. Орла и МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (г. Орел), научно-исследовательского центра «Ресурс» (г. Белгород).

Структура диссертации состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 190 источников, в том числе 9 на иностранном языке, приложения. В тексте диссертации содержится 8 таблиц, 1 диаграмма и 4 рисунка.

Проблема креативности в психологии

Проблема креативности вызывает несомненный интерес у многих исследователей разных направлений. Тем не менее, к настоящему времени в психологии не сложилось единого мнения о том, что такое креативность, каковы критерии оценки креативного продукта, где источник креативности человека и при каких условиях раскрываются креативные способности.

Начало систематического исследования креативности было положено работами Е.П. Торренса и Дж. Гилфорда. Изначально, Е.П. Торренс рассматривал креативность в терминах творческого мышления. Под творческим мышлением он понимал способность к обостренному пониманию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. [153]. Дж. Гилфорд связывал креативность с дивергентным мышлением, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Данному типу мышления он противопоставляет конвергентное мышление, которое направлено на нахождение единственно верного решения [47]. Такой подход даёт понимание креативности в узком значении этого слова. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Бар-рон) [162], способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уоллах) [47], способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс) [47], способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [36].

К настоящему времени в зарубежной психологии сложилось несколько традиций в исследовании креативности. Л.Б. Ермолаевой-Томиной [51] были выделены три таких ведущих традиции: анализ продуктов творчества, когнитивные представления о креативности и исследования креативной личности. Итак, первый подход изучает продукты творчества. Креативные продукты могут быть различны по природе, поэтому закономерно встает вопрос о критериях креативности. Один из критериев - нестандартность. Р. Лири предлагает определить продукт креативности как «комбинацию» элементов, которые не комбинировались ранее [153]. Однако, по мнению Е. Торренса, редкие ответы и оригинальные ответы не всегда совпадают. Нестандартность — понятие более широкое, чем оригинальность [153]. Другим критерием является осмысленность. С. Медник предлагает считать, что чем больше результат соответствует требованиям, тем он более креативен [153].

Вторая традиция в исследованиях креативности развивает когнитивные представления о данном феномене. Так, в качестве основных параметров креативности Дж. Гилфорд выделил следующие: (1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; (2) семантическая гибкость — способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование; (3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; (4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламенти-рованной ситуации [36]. Позже Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; способность к генерированию разнообразных идей (гибкость); способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность); способность усовершенствовать объект и способность решать проблемы [47]. Среди критериев креативности другими авторами называется также воображение и символизация [55].

Ряд авторов различают большую и малую креативность. М. Боден предложил переформулировать это различие в терминах «исторической» против «личностной» креативности. Малая, или личностная, креативность относится к обыденной жизни и рутинным ситуациям. Большая, или историческая, креативность имеет дело с достижениями, оказывающими значительное влияние на культуру и общество. Креативность в русле самоактуализации понимают как малую, или личностную, креативность. Креативность здесь рассматривается как естественная тенденция к личностному балансу, психическому здоровью и самоактуализации (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс) [149].

Наконец, третья традиция охватывает исследования креативной личности. Условно Л.Я. Дорфман и Г.В. Ковалёва выделяют четыре области исследования креативных личностей [46]: исследование мотивов и черт; исследование «я»; креативность и самоактуализация; креативность и психопатология. Наибольший интерес для нашего исследования представляют первые два направления. Анализируя данные области исследования, можно увидеть следующие тенденции. Так, К. Мартиндэйл утверждает, что креативность является генеральной чертой личности [46]. Однако большинство исследователей склонны выделять некоторое множество черт личности, присущих креативным людям [88; 97]. Среди основных характеристик креативной личности авторы указывают следующие: высокая степень автономности; склонность к риску; высокий уровень самооценки; социальная смелость; открытость опыту; критичность к своим и чужим недостаткам; оригинальность; способность перешагнуть через привычные рамки мышления; мужество, осознанность, контроль и уверенность в себе (П. Вайнцвайг) [14]; склонность к самоуверенности, доминированию в своих отношениях с другими (У. Чемберс) [14]; интуиция и самопроизвольность (Г. Ревеш) [14].

Исследование креативности в отечественной психологии

В отечественной психологии креативность рассматривается в рамках деятельностного подхода. В общем виде креативность понимается как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерег-ламентированных условиях деятельности [162]; способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах, позволяющая осознавать новое в бытии [14];

В отечественной психологии наряду с понятием «креативность» используется понятие «творческостъ». Согласно Д.Б. Богоявленской творче-скость - это способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию [18]. Творческость понимается также как интеллектуальная активность, чувствительность к побочным продуктам своей деятельности (Я.А. Пономарев) [119], способность к самосовершенствованию и к самоактуализации (Ю.А. Миславский) [97], способность к нестандартным решениям и преодолению стереотипов (СМ. Чур-банова [127], Н. Кузьмина [72] и др.).

Творческость рассматривается в следующих аспектах: 1. Творчество как продукт (А.Н. Лук [87; 88], Я.А. Пономарев [120] и др.). Принято считать, что продукт творчества должен быть прежде всего оригинален. Л.И. Шрагина [171] предприняла попытку рассмотреть исходные значения понятия «оригинальность» с точки зрения семантики. Оригинальный - это: а - не заимствованный, подлинный; б - вполне самостоятельный, чуждый подражательности; в - своеобразный, необычный. Первое и второе значения содержат в своей основе традиционный критерий творчества - признак новизны и относятся к результату деятельности — творческому продукту. В третьем же значении акцентируется индивидуальное различие. Такой контекст позволяет рассматривать оригинальность как степень выраженности стремления субъекта проявить свою индивидуальность, создать свой «образ», а также что оригинальность - это сила проявления индивидуальности, степень ее выраженности. 2. Творчество как процесс (P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская, А.Н. Бобров и др. [14; 127]). Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях; в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса. Исследование процесса креативности (А.Н. Бобров) позволило выделить в нем следующие компоненты: 1) изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов; 2) постоянное переформулирование проблемы; 3) применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе; 4) использование невербальной модели мышления [14]. 3. Творчество как интеллектуальная способность (А.Н. Лук [88], Я.А.Пономарев [120], М.А. Холодная [162] и др.). А.Н. Лук рассматривает творческий потенциал как комплекс креативных способностей, проявляющихся в творческой деятельности. Автор описывает его как синтез логического, продуктивного мышления и воображения [88].

В.Н. Дружинин рассматривает креативность как способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии [47; 162]. Представление В.Н. Дружинина о креативности получило развитие в модели интеллекта М.А. Холодной [162], которая рассматривает креативность как тип интеллектуального поведения, который соотносится с проявлением интеллектуальной одаренности. В общем виде интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым новациям и т.д. [162].

В качестве критериев креативности М.А. Холодная рассматривает комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое) [162].

Креативность как познавательная способность операционально описывается через показатели эффективности интеллектуальной деятельности. В качестве последних могут выступать содержательно-результативные характеристики интеллектуальной деятельности (правильность ответа, оригинальность идей, успешность освоения знаний и навыков, точность и полнота отображения ситуации в познавательном образе) и ее процессуально - динамические характеристики (скорость ответа, беглость идей, темп обучения, мера регулируемости процесса построения познавательного образа) [162].

4. Творчество как одно из личностных проявлений (P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская [127], Д.Б. Богоявленская [18], Ю.А. Миславский [97], Н. Кузьмина [72] и др.). Ядром творческой индивидуальности выступает продуктивное самосознание, которое подразумевает: осознание неповторимости своей личности по сравнению с другими; сложную структуру креативных проявлений; гармоничность индивидуальных креативных способностей; саморазвитие творческой личности; самореализацию себя как творца (З.В. Ильенков).

Среди основных характеристик креативной личности отечественные авторы указывают следующие: оригинальность; способность перешагнуть через привычные рамки мышления; интеллектуальная инициатива, выражающаяся в умении человека самостоятельно ставить цели, выходящие за пределы требований (Д.Б. Богоявленская) [18]; готовность к интеллектуальному риску, импульсивность и отсутствие конформности, последнее прояв-/ ляется в независимости суждений, любознательность, живость ума, критичность (А.Н. Лук) [88]; интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (Я.А. Пономарев) [120]; остроумие (Т.В. Иванова) [55].

Высококреативных индивидов отличают также настойчивость, независимость, самоуважение, энергичность, внутренняя мотивация, стремление к самовыражению, положительный образ "Я" или уверенность в себе, стремление к совершенствованию и конструктивной перестройке внешней среды, стремление к свободе и преодолению ограничений и правил [14].

Организация и методы исследования

Теоретические положения, изложенные в первой главе, мы использовали для организации исследования связи креативности, независимости вербального поведения детей старшего дошкольного возраста и материнского отношения. В данной главе мы представили описание выборки испытуемых, обоснование методов исследования, обработки и анализа эмпирического материала.

В экспериментальном исследовании приняли участие 200 испытуемых: 100 детей 6-7 лет (из них - 50 - мальчиков, 50 - девочек) и 100 матерей. Образовательный уровень опрошенных матерей представлен следующим образом: матери, имеющие высшее образование - 80%; среднее специальное -11%; среднее - 9%. Семейный статус был распределен следующим образом: замужних - 80%; состоящих в разводе - 14%; незамужних - 4%; вдов - 2%. В данной выборке представлены матери в возрасте от 25 до 45 лет. Средний возраст матерей составил 32 года. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Выявить особенности проявления креативности у детей 6-7 лет. 2. Раскрыть особенности независимости вербального поведения у детей 6-7 лет. 3. Выявить половые различия креативности и независимости вербального поведения детей 6- 7 лет. 4. Выявить особенности материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста, а также особенности восприятия матерями детской самостоятельности. 5. Выявить связь между креативностью, независимостью вербального поведения детей, стилем материнского отношения и восприятием матерями детской самостоятельности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез нами использо-вался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный); эмпирические (эксперимент, наблюдение, измерение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались: «Тест креативности» Е.П. Торренса; методика изучения независимости вербального поведения Е.А. Савиной; модификация «Опросника родительского отношения» В.В. Столина и А.Я. Варга (Е.А. Савина); опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности» (R.S. Albert, М.А. Runco).

Опишем назначение каждой из методик: 1. Для решения задачи исследования креативности детей нами использовался тест Е.П. Торренса (Приложение 1) (в силу известности методики мы не останавливаемся подробно на ее описании). Тест Е. Торренса измеряет образную и вербальную креативность. В соответствии с правилами обработки результатов, описанными в руководстве, оценка вербальной креативности оценивались по трем параметрам: «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность». Вербальную креативность характеризует способность ребенка генерировать большое количество осмысленных идей, применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения, а также способность придумывать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы».

Образная креативность оценивалась по пяти параметрам: «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию». Таким образом, образную креативность характеризует способность ребенка создавать большое количество осмысленных, необычных и уникальных идей (рисунков), детально разрабатывать возникшие идеи, способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем, а также понимание сути проблемы, о чем можно судить по уровню абстрактности названий к выполненным рисункам.

2. Для исследования независимости поведения ребенка мы использовали методику, направленную на изучение независимости вербального поведения ребенка в ситуации совместного с взрослым решения задачи (Приложение 2). Эта методика была разработана Е.А. Савиной на основе «Совместного теста Роршаха», предложенного Е.Т. Соколовой [142]. Е.Т. Соколова использовала методику Совместного теста Роршаха для исследования межличностного взаимодействия в ситуации семейной терапии. Е.А. Савина предложила использовать эту методику для изучения независимости вербального поведения (суждений) у детей в ситуации взаимодействия со взрослым. Психологи рассматривают суждения как действия субъекта, исходящие из определенных мотивов и целей. Суждение заключает в себе отношение к чужой мысли, к происходящему, к объекту мысли. Поэтому важным показателем независимого вербального поведения является наличие собственного мнения. Способность иметь собственное сомнение — это способность отстоять свою точку зрения, доказать свою правоту. Для повышения надежности методики процедура обследования была строго регламентирована. Обследование проводилось индивидуально, в равных для всех испытуемых условиях (характер предъявления инструкции, временные ограничения, особенности контакта с испытуемым и др.), порядок предъявления элементов методики также строго фиксирован. В качестве стимульного материала используются два набора карточек по 10 карточек в каждом, сделанные по аналогии с чернильными пятнами Роршаха. Первый набор используется на первом этапе, а другой - на втором этапе тестирования. Таким образом контролируется эффект тестирования. Валидность методики является очевидной, внешней. Для маскирования истинной цели исследования содержание заданий и инструкции придана специальная форма.

Исследование проводится в два этапа. На I этапе ребенок взаимодействует с взрослым (экспериментатором), а на II этапе - с воображаемой матерью. В I серии ребенку последовательно предъявляются 10 карточек. Экспериментатор предлагает названия картинок, а затем предлагает ребенку дать свой вариант ответа. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Я думаю, что здесь нарисована бабочка (цветок, птенец, деревце и т.п.). А как ты думаешь, что здесь нарисовано?» От ребенка добиваются окончательного утвердительного ответа по названию картинки. Во II серии ребенку также последовательно предъявляется другой набор карточек. Ребенку предъявляется инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Твоя мама сказала бы, что здесь нарисована ворона (медведь, подсолнух и т.п.). А как ты думаешь, что это может быть?». Фиксируется последний утвердительный ответ ребенка. Обработка полученных результатов производилась следующим образом. Если ребенок предлагал свой ответ, не соглашаясь с мнением взрослого, то 1 балл начислялся в пользу независимости вербального поведения. Если ребенок соглашался с ответом взрослого, то этот ответ рассматривался как зависимый. Таким образом, каждый независимый от мнения взрослого ответ ребенка по поводу названия рисунка интерпретировался в пользу независимости вербального поведения. Максимальная выраженность исследуемого признака в каждой серии составляет 10 баллов, минимальная - 1 балл.

Изучение креативности детей 6-7 лет

В соответствии с логикой исследования, первой нашей задачей являлось изучение креативности детей старшего дошкольного возраста. В параграфе представлен анализ возрастных особенностей и половых различий креативности детей старшего дошкольного возраста.

Сравним показатели образной креативности мальчиков и девочек 6-7 лет (Таблица 1). Напомним, что образная креативность отражает способность человека вырабатывать большое количество разнообразных, отличных от очевидных, оригинальных идей, выраженных в форме некоторого рисунка, образа. Образная креативность включает в себя несколько аспектов: образная беглость, образная оригинальность, разработанность, абстрактность названий, сопротивление замыканию. Согласно полученным данным, структура образной креативности является однородной, так как все показатели соответствуют норме. Средние значения по параметру «Сопротивление замыканию» в группе мальчиков и группе девочек составили соответственно 51,81 и 53,16 баллов. Данные показатели соответствуют норме. Параметр «Сопротивление замыканию» отражает способность человека не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Так, например, в субтесте «Незаконченные фигуры» наблюдалось преобладание двух типов образов. В первом случае дошкольники замыкали фигуру, но потом дополняли ее деталями снаружи (ракета, стрела, корабль). Во втором случае стимульная фигура не замыкалась вообще или замыкалась с помощью линий сложной конфигурации, например, пылесос, штангист, автомобиль, жар-птица и др. Как мы видим, дети старшего дошкольного возраста в творческих работах с образной информацией проявляют достаточную терпимость к состоянию неопределенности, что позволяет им выдвигать довольно оригинальные идеи.

Параметр «Оригинальность» отражает способность человека давать необычные, уникальные ответы в форме некоторого рисунка, изображения. Средние значения по параметру «Оригинальность» образной креативности в группе мальчиков и группе девочек составили 46,61 и 46,37 баллов, что также соответствует норме. Так в субтесте «Создание рисунка» встречались типичные образы (солнце, туловище зверя, яйцо, лицо или фигура человека). Среди оригинальных образов можно отметить рисунок гранаты, иллюминатора космического корабля, дракона. В субтесте «Незаконченные фигуры» наряду с интересными, необычными образами также встречались стандартные, типичные рисунки (буквы, цифры, губы, ступени, горы и др.).

Средние значения по параметру «Абстрактность названий» образной креативности в группе мальчиков и группе девочек составили 46,30 и 47,26 баллов. Данные показатели соответствуют нормативным показателям креативности детей данной возрастной группы. Параметр «Абстрактность названий» основан на идее о том, что творческий подход предполагает понимание сути проблемы. Чем больше название рисунка носит отвлечённый, обобщённый характер, отражающий сущностные характеристики изображаемого явления, тем больше выражено творческое начало у ребёнка, например, «Время твоей жизни», «Лишний». Однако своим рисункам дошкольники давали преимущественно простые описательные названия, которые отражали конкретные свойства нарисованных объектов, например, «Летняя поляна», «Огромный дуб», «Машина едет». В редких случаях дошкольники предлагали образные описательные названия. Как правило, они также отражали то, что изображено на рисунке, например, «Веселое лето», «Цветущий рай».

Параметр «Беглость» раскрывает способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков). Средние значения по параметру «Образная беглость» в группе мальчиков и группе девочек составили 47,64 и 49,41 баллов, что соответствует средним показателям образной креативности детей данной возрастной группы. Таким образом, у дошкольников выражена способность создавать достаточно большое количество осмысленных рисунков, которые отличаются относительной бедностью и схематичностью, о чем свидетельствует показатель «Разработанность». Данный параметр отражает способность детально разрабатывать возникшие идеи в форме некоторого рисунка, изображения. Средние значения по параметру «Разработанность» образной креативности в группе мальчиков и группе девочек оказались самыми низкими среди других показателей и составили 44,97 и 46,12 баллов. В тоже время данные показатели соответствуют возрастной норме.

Сравним показатели вербальной креативности мальчиков и девочек 6-7 лет (Таблица 1). Вербальная креативность отражает способность вырабатывать большое количество разнообразных, оригинальных, отличных от общепринятых идей, выраженных в словесной форме.

Средние значения вербальной креативности в группе мальчиков и девочек составили 45,35 и 45,14 баллов, что соответствует возрастной норме. Как мы видим, старшие дошкольники демонстрируют соответствующие возрасту способности создавать разнообразные оригинальные идеи, выраженные в словесной форме.

Вербальная креативность включает три структурных компонента: вербальная беглость, вербальная гибкость и вербальная оригинальность. Согласно полученным данным, вербальная креативность детей старшего дошкольного возраста имеет однородную структуру. При этом самые высокие баллы были получены по параметру «Оригинальность», который отражает способность придумывать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы». Средние значения по параметру «Оригинальность» вербальной креативности в группе мальчиков и группе девочек составили соответственно 46,78 и 46,82 баллов. Данные показатели также соответствуют норме. Способность оригинально мыслить, предлагая много необычных и нестандартных идей, является стержневой способностью вербальной креативности. В качестве примера, иллюстрирующего данную способность, рассмотрим ответы детей на задание субтеста «Улучшение предмета», который является наиболее валидным и информативным в структуре вербальных субтестов. Детям предлагалось высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, которые бы сделали его более привлекатель ным для игры. Типичными являются ответы, предполагающие некоторое добавление, например, украсить бантиком, прикрыть красивым покрывалом спинку, повесить бусы и т.п. Достаточно оригинальными являлись следующие предложения из этой же категории: посадить на спину всадника, надеть цирковое платье, вставить кольцо в хобот. Распространенными также являлись ответы из категорий «изменение цвета» (например, перекрасить в другой цвет, на спине нарисовать узоры), «движение» (например, сделать так, чтобы слоник танцевал, собирал хоботом цветы, вилял хвостом), «слуховое восприятие» (например, сделать так, чтобы он пел, говорил «мама»).

Оценить разнообразие ответов дошкольников можно, анализируя параметр «Гибкость». Параметр «Гибкость» отражает способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. Средние значения по параметру «Гибкость» вербальной креативности в группе мальчиков и группе девочек составили соответственно 45,54 и 45,24 баллов. Данные показатели характеризуют соответствующие возрасту способности дошкольников гибко применять различные стратегии при решении проблем и рассматривать информацию с разных точек зрения. Так, детям предлагалось выразить идеи относительно способов использования пустых картонных коробок. Дошкольники проявили определенную гибкость, предлагая такие идеи, как дома для животных и птиц (котенка, щенка, попугая), сооружения для детских игр (домик, кораблик) и игрушки (кубики, вырезать самолет), контейнеры (корзина для бананов, посылка, для мусора), художественное использование (сделать картинку, вырезать цветы и деревья), мебель (стул, стол, полка), использование в домашнем хозяйстве (абажур, подушки, скатерть), приспособления для укрытия или сохранения чего-либо (почтовый ящик, обложка для книг), а также разрушение (отрезать куски, сжечь) и др.

Похожие диссертации на Связь креативности с особенностями материнского отношения и независимостью вербального поведения старших дошкольников