Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Дугарова Туяна Цыреновна

Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях
<
Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дугарова Туяна Цыреновна. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 1999 200 c. РГБ ОД, 61:00-19/75-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 7

1. Проблема самосознания в психологии 7

2. Проблема этнического самосознания в психологии 31

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ 56

1. Методы исследования этнического самосознания, используемые в этнопсихологии 56

2. Методы данного исследования этнического самосознания 73

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ БУРЯТ 78

1. Проблема этнического самосознания в бурятоведении 78

2. Этническое самосознание подростков бурят 93

3. Анализ результатов психодиагностики развивающейся личности подростков бурят 107

ВЫВОДЫ 148

БИБЛИОГРАФИЯ 152

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях политического и социально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают в экстремальные ситуации и оказьгоаготся аварийными группами, возрастает потребность в психологических знаниях для сохранения стабильности межэтнических отношений, поддержания этнического самосознания.

Исследование этнического самосознания бурят актуализировано историческим моментом открытого кризиса, который переживает сейчас бурятский этнос и бурятская национальная культура, национальное самосознание бурят (Егоров И.,1996; Хамфри К., 1991; Михайлов Т.,1996). Идея национального самоопределения бурятского этноса и его консолидации прошла в своем развитии ряд этапов. Современный этап бурятского самосознания характеризуется исследователями как «осознание угрозы существования нации, понимание необходимости суверенитета, равноправия, возрождения уникальных этнических традиций и языка» (Михайлов Т., 1996, С. 11.).

Процесс консолидации бурятского этноса имеет свою специфику, его определяют: 1 - своеобразие религиозных традиций - сосуществование шаманизма, буддизма, христианства; 2 - возбуждение внутриэтнических (родовых) отношений в контексте изменяющейся ментальности.

Известно, что монгольские этносы, в число которых входит бурятский, относятся к типу мало модернизируемых культур, сохраняющих традиционный уклад и элементы родового самосознания. По сей день в бурятском обществе преобладает ориентировка на индивида и связанные с ним социальные ожидания как представителя рода, а не как отдельной личности. До сих пор из поколения в поколение родовая культура передает традиции отношений «Мы» и «Они» (Вебер М., Поршнев Б.Ф., Мухина B.C. и др.), определяя тем самым специфику развития этнического самосознания.

В момент отхода от политики культурной ассимиляции остро ощущается глубинное тяготение этноса и отдельных людей в него входящих к интеграции, стремление к сохранению традиций, культуры, поиск путей этнической консолидации и собственной идентичности.

В особой ситуации оказывается современный подросток с его

4 формирующейся потребностью в личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста - перенос социального сознания во внутренний план, становление самосознания. Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности. Существенная личностная особенность старшего подростка-актуализация потребности в жизненном самоопределении (Арсеньев А.С, Божович Л.И., Кон И.С., Мудрик А.В., Мухина B.C., Петровский А.В., Фельдштейн Д.И.). Указанные особенности сказываются на характере развития самосознания, делают его весьма чувствительным к этническим проблемам. В этой связи особую значимость приобретает исследование этнического самосознания подростков бурят для принятия профилактических мер во избежание абсолютизации «своих» и «чужих», снятия межэтнической напряженности.

Теоретической основой исследования явилась концепция становления этнического самосознания B.C. Мухиной. Согласно этой концепции самосознание - универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологическая структура, присущая каждому социализированному индивиду. Эта структура состоит из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно B.C. Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (осознание прав и обязанностей). Каждый этнос является носителем своего, исторически обусловленного содержания, конструирующего качественное наполнение звеньев. Содержательное наполнение звеньев самосознания зависит от характеристик этнической среды, в рамках которой проходит становление личности.

Цель исследования. Выявление особенностей этнического самосознания подростков бурят в современных условиях.

Гипотеза исследования. Контекст общекультурных, традиционных и

5 полирелигиозных реалий социальной ситуации Бурятии позволяет предположить, что этническое самосознание подростков бурят является маргинальным: оно несет в себе конгломерат родовых и современных европейских (российских) ориентации.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1.Выявить особенности отражения традиционной культуры в самосознании подростков бурят.

2,Выявить особенности отражения европейских (российских) влияний в самосознании подростков бурят.

3.Выявить особенности этнического самосознания в контексте межэтнических отношений.

Предмет исследования: особенности этнического самосознания подростков-бурят в современных условиях.

Объект исследования: подростки учащиеся сельских школ (с. Булум, с. Алан, с. Хоринск), школ г. Улан-Удэ (средняя школа №3, лицей-интернат №1), учащиеся профессионального лицея №24, железнодорожного колледжа, финансово-кредитного колледжа г. Улан-Удэ. Всего в исследовании приняли участие 400 испытуемых.

Научная новизна исследования. Полученные данные расширяют знания о специфике самосознания молодого поколения бурят. Выявлено влияние родовой и европейской культуры на содержательное наполнение структурных звеньев этнического самосознания. В представленном исследовании показано, что самосознание бурят можно характеризовать как маргинальное.

Прикладное значение. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании национальных образовательных программ и рекомендаций.

Методы: 1 - психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов); 2 - включенное наблюдение; 3 - метод ретроспективной рефлексии. Кроме того, использовались статистические методы обработки данных (непараметрический критерий хи-квадрат, корреляционный анализ, критерий Фишера).

Достоверность полученных данных. Достоверность обеспечивалась совокупностью взаимоудостоверяющих методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования, методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики, качественной интерпретацией и репрезентативностью выборки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Особенностью самосознания подростков бурят является конгломерат отражения традиционных ценностных ориентации, слитых с ценностными ориентациями европейской (российской) культуры.

2.Особенности самосознания подростков бурят находят выражение в рефлексии относительно таких структурных звеньев самосознания как имя, притязание на признание, половая идентификация. Подростки выражают ценностное отношение к своему национальному имени; притязания на признание ориентированы прежде всего на традиционные предписания; половая идентификация носит традиционные ориентации.

3. Особенность самосознания подростков бурят выражается в относительной сформированности этничности. В контексте межэтнических отношений для подростков характерен, прежде всего, агрессивный и неадекватно- лояльный типы реакции на депривацию их со стороны представителей «другого» этноса

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список литературы включает 181 наименований. Текст диссертации включает 13 таблиц и 26 графиков. Общий объем диссертации (без приложения) составляет 162 страницы.

Проблема самосознания в психологии

Самосознание в психологии исследуется в контексте движения генеральных идей, рожденных в XX веке. Этот контекст включает «интеллектуальный дух времени», социальные, политические факторы.

В Европе в первой половине XX века получило известность и признание психоаналитическое учение ( З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Эриксон и др.). Рассмотрим тезаурус данного направления. Инстинкты, влечения, мотивы являются основным фактором, обусловливающим развитие самосознания. Предполагаемый психоаналитическим подходом детерминизм подчеркивает значение бессознательных психических процессов в развитии личности. Согласно З.Фрейду, структура личности представляет собой три структурных взаимосвязанных компонента; ид, эго и суперэго. . 3. Фрейд обращался и к родовым основам самосознания («Тотем и табу»).

К.Г.Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный, самосознанию) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного2. К.Г. Юнг вошел в историю исследования самосознания раскрытием категорий «коллективное бессознательное» как наследуемой от своего этноса структуры самосознания. «Коллективное бессознательное» К.Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям и есть основа индивидуального самосознания и его этнического своеобразия. «Коллективное бессознательное представляет собой совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и действенным образом определяет индивидуальную жизнь»3. бессознательное», «архетип», акцентуация роли социальных и культурных факторов в формировании самосознания личности способствует более полному пониманию проявлений глубинных явлений - этнических в т.ч.

Особый интерес вызывает позиция постфрейдиста Э.Эриксона. Его подход к проблеме самосознания заключается в следующем: «любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов»1.

С позиции Э.Эриксона, эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривает эго как автономную структуру самосознания личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация.

Основным условием развития «сильного эго» выступает постоянное стремление к собственной идентичности и к ее сохранению на протяжении всей жизни человека . Проблему идентичности Э Эриксон называет стратегической для Америки 1940-1950-х гг., с ее резкими расовыми различиями, наплывом иммигрантов и проблемами коренных американцев. Исследуя феномен пробуждения самосознания афроамериканцев, он понимает его «как чрезвычайно энергичное и мощное требование быть услышанными и увиденными, быть признанными индивидуальностью, имеющей возможность выбора, а не людьми, выделяемыми по одному самоочевидному признаку -цвету кожи. Они упорно отстаивают существующую, но не прояв ленную, в каком-то смысле безгласную идентичность, которая не может пробиться сквозь заслоняющие ее стереотипы»3. Эти соображения Э.Эриксона легли в основу понятий - «групповая идентичность» и «эго идентичность». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения,

Хьелл, Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. - С. 214 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - CJ5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М, 1996. - С.310. которые происходят с человеком в процессе его роста и развития .

Концепция психосоциального развития эго, созданная Э.Эриксоном отражает восемь стадий жизненного цикла, последовательное прохождение которых обязательно для полноценного развития личности. Из всех стадий жизненного цикла Э.Эриксон уделял наибольшее внимание подростковому периоду . «Подростковьш ум есть по существу ум моратория - психологической стадии между детством и взрослостью» . Э.Эриксон вводит понятие психосоциальный мораторий для обозначения периода отсрочки, в течение которого подростку позволено опробовать свои будущие роли и задачи взрослого. Молодые люди в поисках своего «Я», своего места в мире, пишет Э.Эриксон, осуществляют стихийный поиск новых смыслов бытия человека и часто не удовлетворяются существующим идеологическим ответом на эти вопросы. Так обостряется проблема «отцов и детей», разрыва поколений, переоценки ценностей, отрицания сложившихся устоев, традиций и условностей.

Методы исследования этнического самосознания, используемые в этнопсихологии

Психологические особенности этнического самосознания традиционно исследовались в рамках двух основных направлений методов: феноменологического и психоаналитического.

Феноменологический метод представлен в начале своего развития кросскультурными исследованиями. Методологической основой кросскультурных исследований является понимание того, что психологическая реальность должна быть подвергнута кросскультурной проверке. Психологи, занимающиеся кросскультурными исследованиями, рассматривают особенности отражения этнического параметра как один из стандартных методов, по которым ведутся социально-психологические исследования. Этническое самосознание представляет собой социо-культурные особенности интерпретации «картины мира».

В основе феноменологического подхода «используется метод эмпатии, сочувствия, проникновения во внутреннюю логику других людей, улавливания значений, которые они вкладывают в слова, и смыслов, которыми они оперируют»1. По мнению К.Роджерса «эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений...»2. В процессе работы исследователь начинает угадывать реакцию представителей данного этноса на ту или иную ситуацию, учится сам воспроизводить логику рассуждения представителей данного этноса, короче, видит весь мир их глазами. Он строит в своем сознании модель мира, которая приблизительно соответствует той, которую имеют члены изучаемого этноса».

Ключевым моментом феноменологического подхода к исследованию этнического самосознания выступает способность воспринимать события этноса . в любом их внешнем проявлении. Так, еще Б.Малиновский писал, что исследователь «должен уловить точку зрения туземца, его отношение, осознать его видение и его мир... Исследователь... должен научиться думать, видеть, чувствовать, а иногда и вести себя как представитель данной культуры. Это не означает, что мы просто должны понять мир другого человека посредством общения ... мы должны создать мир, общий с ним» .

Психоаналитический подход акцентирует внимание на механизмы социального наследования, коллективного бессознательного, что является несомненным достижением в области путей познания глубинных слоев психики2.

Использование психоанализа как метода исследования этнического самосознания имеет давние традиции. Начало этому положил З.Фрейд, опубликовав в 1913 г. работу «Тотем и табу». К проблеме коллективного бессознательного обращались Э.Эриксон, Ф.Рейх, Г.Рохайм, Г.Девере. В частности, Г.Рохайм подробно анализирует проявление у разных этносов «Эдипова комплекса». Г.Горер написал ставшую очень известной работу о русском национальном характере4.

Что касается методов, используемых для исследования особенностей развития этнического самосознания, в исследованиях отдается предпочтение невербальным методам перед вербальными и проективным перед непроективными.

Исходя из задач исследования, мы выделим следующие широко используемые методы изучения этнического самосознания, позволяющие с достоверной эффективностью получать необходимый фактический материал:

включенное наблюдение;

анкетный опрос;

рефлексивные самоотчеты в форме описаний и самоописаний;

проективные методы.

Обратимся к описанию названных методов.

Метод включенного наблюдения В истории развития метода включенного наблюдения отражена эволюция психологических взглядов на личность, идей о возможности познания ее внутреннего мира, самосознания.

Метод включенного наблюдения стал классическим в психологическом исследовании, так как дает возможность получить объективную информацию о специфике психических явлений и позволяет отыскать смысл этих явлений, который непосредственно не дан.

Проблема этнического самосознания в бурятоведении

Проблема этнического самосознания бурят не нашла должного отражения в этнографической, этнологической, психологической науках. Специального исследования, посвященного исследованию данного явления, как в дореволюционном, так и в советском бурятоведении не обнаружено.

Тем не менее попытки эмпирического исследования этого сложного комплексного феномена все же предпринимались, а в последнее время в связи с изменившимися этнополитическими условиями их количество существенно возросло. Обзор литературы показывает возможным выделение следующих основных направлений изучения этнического самосознания.

Первое направление исследований составляют работы по изучению особенностей самосознания на историко-этнографическом материале. Понимание этнического самосознания как «особого психического склада» нашло отражение в разных публикациях, начиная с конца XVIII в. В описаниях путешественников, в общих работах по этнографии бурят встречаются ценные, но, к сожалению, чрезвычайно краткие характеристики тех или иных сторон структуры самосознания бурят. Интересны в этом плане описание Н.Витсена, сочинение Ф.Ланганса, этнографические статьи Н.Щукина, И.Шелковникова, очерки В.Михайлова, Г.Н.Потанина. Из названных авторов выделяются работы Н.Витсена по возрастным гашциациям, В.Михайлова по шаманской мифологии, Н.Щукина по семье, хотя освещаются они также фрагментарно.

Ценные сведения о положении женщины в бурятском обществе, описание института табуизации и избегания имен содержатся в исследовании профессора Иркутского университета Б.Э.Петри «Семья и род у северных бурят», которое вышло в свет в 1924-1925 годах четырьмя небольшими отдельными выпусками: «Элементы родовой связи у северных бурят», «Территориальное родство у северных бурят», «Брачные нормы у северных бурят» и «Внутриродовые отношения у северных бурят». Этот труд явился результатом многолетних (1912-1916 гг.) наблюдений Б.Э.Петри жизни и быта западных бурят тщательного изучения их прошлого. Главное внимание исследователя было сосредоточено на реконструкции бурятского рода, рассматривались родовые традиции, описывалось социальное пространство прав и обязанностей членов бурятской семьи.

Определенный вклад в раскрытие и уточнение «особого психического склада» бурят внесли сосланные в Забайкалье декабристы. В частности, Н.Бестужев отмечал: «...бурят сметлив и на все способен, потому что наблюдательность развита в нем в высшей степени» . П.Миловецкий подчеркивал, - «Уважая истинное достоинство в других, они требуют такого же уважения и к себе» .

М.А.Кроль, ставший за годы ссылки специалистом по традиционной культуре бурят, также оставил ценные отзывы об интеллекте и культуре бурятского народа. Вот, к примеру, один из них; «Культурный уровень забайкальских (я имею в виду их духовную культуру) довольно высок, хотя характер ее весьма отличается от характера европейской культуры»3.

Крупный вклад в бурятоведение внесли бурятские исследователи Д.Банзаров, а позже М.Н.Хангалов.

Собранный и опубликованный М.Н.Хангаловым богатый фольклорно-этнографический материал, его наблюдения и выводы представляют большую ценность. Г.Н.Румянцев во вступительной статье к трехтомному собранию сочинений исследователя справедливо отмечает, что «работы Хангалова дают очень ценный и весьма разнообразный исторический, этнографический и лингвистический материал, без обращения к которому невозможна ни одна сколько-нибудь серьезная исследовательская работа...» (Хангалов,1958)

Вопросы семейно-брачных отношений у бурят освещались также в статьях, публиковавшихся в трудах Восточно-Сибирского, Троицко-Савско-Кахтинского отделов Географического общества, Иркутского университетов, Бурят-Монгольского научного общества им. Д.Банзарова, в журналах «Бурятоведение», «Бурятоведческий сборник», «Жизнь Бурятии», «Просвещение Бурятии»1.

В последующие годы (1930-1940 гг.) наблюдаются ослабление этнографических исследований в целом, хотя отдельные вопросы развития бурятского этноса, проблема этнического самосознания затрагиваются в общих исторических работах. Так, А.П.Окладников в своем капитальном исследовании «Очерки по истории западных бурят-монголов», рассматривал род и общественное развитие бурятской народности2.

Похожие диссертации на Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях