Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Тюрьмина Наталья Александровна

Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте
<
Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тюрьмина Наталья Александровна. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Казань, 2004 228 c. РГБ ОД, 61:04-19/490

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества 9

1.1. Общая характеристика креативности 9

1.2. Проблема дифференциации креативности: психологические особенности креативности в сфере общения 43

1.3. Вопросы формирования креативности 73

Глава 2. Экспериментальные исследования креативности в сфере общения 87

2.1. Описание методик исследования креативности в сфере общения 87

2.2. Психологические особенности креативности в сфере общения (анализ результатов экспериментального исследования) 103

2.3. Методические основы психолого-педагогической технологии формирования креативности в сфере общения 121

Заключение 153

Библиографический список 156

Приложения 176

Введение к работе

Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т. е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. Вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать.

Историческое усложнение жизни — увеличение неопределенности и

разнообразия социально-экономических условий, появление новых возможностей для самореализации - стимулирует становление свободного и творчески активного человека, способного чутко улавливать новые общественные потребности, подчинять им задачи осуществляемой деятельности. Чем раньше личность овладеет "орудием гибкого реагирования" на возникающие изменения, тем больше у нее шансов для обретения стойкой конкурентоспособности, сохранения психологического здоровья, а порой и психической уравновешенности. Поэтому перед практической психологией и педагогикой

(ч стоит важнейшая задача переориентации с информационно-репродуктивной

модели обучения учащихся на личностно и творчески развивающую. Совершенствование системы подготовки специалистов также нуждается в разработке и внедрении принципиально новых образовательных технологий, ориентированных на формирование творческого мышления. Психологической основой этого мышления является такое его качество, как креативность. Именно оно обеспечивает главную особенность творческого процесса - порождение новых идей (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Р. Стерпберг, Э. де Боно, В.Н. Козленко, В.Н. Дружинин и др.).

Решение поставленных практических задач напрямую связано с разработкой проблемы творчества на теоретическом и экспериментальном уровне,

-Ь которая относится к числу традиционных и одновременно плохо разработан ных в психологии. Существующие в этой области исследования сконцентри рованы на разработке самых общих вопросов творческого процесса безотносительно к его содержательному контексту, т. е. сферы возможной актуализации. Причем основные эмпирические исследования построены на предметном материале - геометрическом, алгебраическом, шахматном и т. и. (М. Вертгеймер, 1945; O.K. Тихомиров, 1969; Я.А. Пономарев, 1976; Д.Б. Богоявленская, 1983 и др.), а их результаты получили необоснованно широкую интерпретацию. Такая особенность исследований приводит к искажению научной истины и затрудняет разработку технологий формирования креативности, ориентированных на специалистов, работающих с людьми.

Каждый индивид в онтогенезе чаще сталкивается с проблемными ситуациями межличностного характера, чем предметного: в общении с родственниками, друзьями, коллегами по работе и т. д. Более того, успешность предметной деятельности человека зачастую определяется искусством построения взаимоотношений с окружающими людьми. Именно поэтому формирование креативности в сфере общения столь значимо. Все эти факты и определяют актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования — креативность в сфере общения.

Цель исследования — изучение психологических особенностей креативности в сфере общения и условий ее формирования у подростков.

Предмет исследования - психологические особенности креативности в сфере общения и условия ее формирования у подростков.

Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественных и зарубежных теоретических представлений по проблеме креативности и ее формирования.

2. Выявить психологические особенности креативности в сфере общения.

3. Разработать комплект психодиагностических методик для изучения креативности, проявляющейся в предметной деятельности и сфере общения, сравнить особенности их развития.

4. Выявить основные условия и возможности формирования креативности в сфере общения в подростковом возрасте.

5. Создать и апробировать психолого-педагогическую технологию формирования креативности в сфере общения у подростков.

Основная гипотеза исследовании состоит в предположении, что креативность, проявляющаяся в сфере общения как особой форме социального бытия человека, имеет свои особенности в отличие от креативности в предметной деятельности: по содержанию, динамике развития, внутренним механизмам, условиям формирования и некоторым другим параметрам.

Теоретическую и методологическую основу исследования состави (4г ли: нроцессуально-деятельностная теория творчества (CJI. Рубинштейн, А.В.

Брушлинский, Д.Б. Богоявленская и др.); системно-структурный подход к пониманию творчества (Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др.); идеи Дж. Гилфорда, П. Торренса, В.Н. Дружинина о креативности как общей творческой способности к генерированию новых идей; научные факты, касающиеся дифференциации креативности в сфере общения (А.А. Бода-лев, Г.С. Батищев, А.В. Мудрик, У.А. Кала и др.); теоретические положения об особой специфике человека как объекта понимания (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, К. Роджерс, А. Маслоу, К.М. Романов, Т.А. Флоренская и др.).

( i\ Методы исследования. Теоретический анализ психолого педагогических исследований по изучаемой проблеме, констатирующий эксперимент, направленный на выявление психологических особенностей креативности в сфере общения, формирующий эксперимент с использованием методов активного социально-психологического обучения (тренинга, упражнений, сюжетно-ролевых игр и др.), статистические методы обработки данных.

Испытуемыми явились учащиеся лицея № 7 г. Саранска разных возрастных групп (всего более 300 человек).

Достоверность исследования определяется комплексным использованием различных методик, сочетанием количественного и качественного аиа- 1Ь лиза полученных результатов, использованием методов математической ста тистики в ходе их обработки, большой выборкой испытуемых.

Научная новизна исследования. Проведен сравнительный анализ материалов исследований, касающихся проблемы креативности в предметной деятельности и креативности, проявляющейся в сфере общения. Впервые в психологии выделены психологические особенности креативности в сфере общения как особой форме социального бытия человека, к числу которых относится специфика содержания и уровня сложности решаемых задач, происхождения и динамики развития, операциональных механизмов, места в структуре личности, функционального пространства, условий формирования. (fv Разработана методика диагностики креативности в сфере общения. Создана и

апробирована психолого-иедагогическая технология формирования креативности в сфере общения у подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении, обобщении и дальнейшей разработке проблемы креативности в сфере общения.

Практическая значимость исследования. Разработанный комплект психодиагностических методик, определяющий особенности развития креативности в сфере общения и предметной деятельности, дает возможность /ц» проводить дифференциальные срезы креативности с целью профильного

комплектования учебных классов, профотбора учащихся. Созданная и апробированная психолого-педагогическая технология формирования креативности в сфере общения может использоваться в практической работе психолога при организации треиинговых групп с подростками, в подготовке специалистов сферы "человек-человек".

Положения, выносимые на защиту: 1. Креативность можно дифференцировать в соответствии с основными формами социального бытия человека - предметной деятельностью и сферой общения. Специфика креативности в сфере общения, по сравнению с предметной креативностью, связана с се содержанием, уровнем сложности решаемых (jk задач, происхождением, динамикой развития, операциональными механизма ми, местом в структуре личности, функциональным пространством, условиями формирования и рядом других особенностей.

2. Психодиагностическая методика, позволяющая проводить сравнительный анализ креативности в предметной деятельности и сфере общения, моделирует ситуацию творческого поиска; создает равные условия, предполагающие процессуальную тождественность заданий; предоставляет равные возможности для всех испытуемых независимо от уровня знаний, успеваемости и возраста. (f 3. Возрастная динамика развития креативности в сфере общения не

совпадает с динамикой развития креативности в сфере предметной деятельности. В школьном возрасте ее развитие проходит в более замедленном темпе и более стихийно в связи с содержательной сложностью объекта — человека, а также отсутствием в рамках школьных программ целенаправленной работы по развитию психологической культуры учащихся. В подростковом возрасте наблюдается тенденция к еще большей дифференциации выделенных видов креативности.

4. Формирование креативности в сфере общения подростков возможно

U\ путем создания комплекса специальных условий, включающих: организацию

особой творческой атмосферы, направленной на раскрепощение личности;

обучение специальным приемам и техникам создания творческих продуктов

в сфере общения; развитие психологической культуры.

5. Технология формирования креативности в сфере общения может иметь форму психологического тренинга, отвечающего выделенным требованиям.

Апробация материалов исследования. По результатам исследования

сделаны сообщения на ежегодных Огаревских научных чтениях МГУ им.

П.П. Огарева, Евсевьевских научных чтениях МГПИ им. М.Е. Евсевьева,

2000 - 2002 г. г.; на II межрегиональной научно-практической конференции

ф "Психология и практика" МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001 г.; на семинаре

психологов школ г. Саранска "Психология сопровождения обучающихся", 2001 г.; на II Макаркинских научных чтениях МГИ, 2002 г.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (257 названий, в т. ч. 33 иностранных), 10 приложений, содержит 10 таблиц и 5 рисунков.

Общая характеристика креативности

В отечественных и зарубежных исследованиях проблема креативности рассматривается в различных концепциях: с одной стороны они достаточно противоречивы, с другой - имеют общую тенденцию признания важности и необходимости раскрытия внутренних механизмов, закономерностей функционирования и развития изучаемого психологического феномена. Кроме этого анализ литературы показывает, что в современной психологической науке па сегодняшний день не существует и однозначной интерпретации термина "креативность 1.

Творчество, творческость, творческое, эвристическое, продуктивное, дивергентное, латеральное мышление, творческие способности, творческая деятельность, творческая мотивация, самоактуализация, самореализация - это лишь неполный перечень понятийного аппарата, связанного с проблематикой креативности, который усугубляет картину неоднозначности и разности ее интерпретации. Предполагая, что "творчество" является системообразующим определением в ряде этих понятий, рассмотрим наиболее известные из них с целью решения вопроса о том, что общего между ними и "креативностью", и наоборот, в чем они различны.

Отечественная психология изучение объективных предпосылок и закономерностей творчества начинает с позиции диалектико-материалистического представления о производственной деятельности как общественной основе творчества, всего человеческого познания. Так, Л.С. Выготский пишет, что творческой можно назвать такую деятельность человека, "которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [38; с. 3].

С.Л. Рубинштейн под творческой деятельность подразумевает "деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что притом входит в историю развития не только самого творца, но .и науки, искусства и т. д." [169; с. 56].

В.Н. Пушкин в своей работе "Эвристика - наука о творческом мышлении1 указывает, что "эвристическую деятельность следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создаст новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов" [157; с .6].

Некоторые психологи не придают проблеме творчества самостоятельного статуса. Так, А.В. Брушлинский не находит оснований, чтобы разделять мышление на репродуктивное и продуктивное, подчеркивает, что "есть "просто" мышление как искание и открытие, созидание субъектом существенно нового" [134; с. 41]. Однако при этом он оговаривает, что творчество полностью не сводится к мышлению: мышление в какой-то степени всегда творческое, т.е. существуют его качественно различные уровни. В.В. Давыдов проблему личности сводит к проблеме творчества: "Личностью обладает творчески ("свободно") и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни" [51; с. 47].

По Я.А. Пономареву, творчество, в широком смысле этого слова, есть "взаимодействие, ведущее к развитию" [147; с. 3]. Оно свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу, т. е. является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм. Мы находим и у Д.Б. Богоявленской, что "творческость - это способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию" [24; с. 36].

Дж. Гилфорд под креативностью понимает способность человека отказаться от стереотипных способов поведения и действий, основу которой составляет дивергентное мышление, "идущее в разных направлениях" [238; с. 301], допускающее варьирование путей решения проблемы, приводящее к неожиданным выводам и результатам.

П. Торранс в процессе длительного исследования проблемы креативности, рассмотрев более пятидесяти ее определений, приходит к выводу, что это "процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения резулЕ,татов" [253; с. 47].

Описание методик исследования креативности в сфере общения

Экспериментальные исследования креативности в сфере общения проводились с 2000 по 2002 гг.

На первом этапе разрабатывалась и осуществлялась экспериментальная процедура, направленная на сравнительную диагностику психологических особенностей предметной и коммуникативной креативности школьников.

На втором этапе выявлялись основные условия и возможности формирования креативности в сфере общения методом психологического тренинга.

Вначале согласно задачам нашего исследования была разработана диагностическая программа, состоящая из ряда методик. Но прежде, чем приступить к ее изложению и обоснованию, кратко обратимся к анализу состояния проблемы диагностики креативности в отечественной и зарубежной психологии, к методам, которые мы положили в основу создания наших экспериментальных заданий.

Истоки современных методов диагностики креативности заложены в работах психологов Южно-Калифорнийского университета Дж. Гилфордом и П.Торренсом. В отечественных исследованиях чаще всего изучение креативности проводится с помощью комплексных программ, разработанных этими зарубежными психологами, адаптированных для выборок российских испытуемых. Так, например, невербальная часть теста творческого мышления П. Торренса (Figurol forms) была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН на выборке школьников. Адаптация субтеста "Незавершенные картинки 1 была проведена \1Л\. Щсблановой и И.С. Авериной в 1995 г. На выборке менеджеров в возрасте от 23 до 25 лет этот же субтест был адаптирован в 1993 - 1994 годах в лаборатории тирован в 1993 - 1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии РАН. Ревалидизация RAT Дж. Гилфорда на выборке российских школьников была проведена Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной в 1989 г.; Л.Г. Хуснутдиновой в 1993 г.; на выборке менеджеров - А.Н. Ворошиловой в 1994 г.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии, существуют множество других диагностических программ: предлагаемые ими средства диагностики креативности во многом определяются той трактовкой феномена креативности, которой придерживаются их разработчики (С. Медник, М. Воллах, Н. Коган, А.Я. Пономарев, Д.Б, Богоявленская, В.II. Дружинин, Н.В. Хазратова, Н.Е. Веракса и др.).

Преимущественная распространенность тестов Гилфорда и Торранса, по нашему мнению, связана с возможностью экспрессдиагностики большого количества испытуемых.

По Гилфорду, любой тест на диагностику креативности должен включать в себя проверку способностей к дивергентному мышлению. Помимо однонаправленного конвергентного мышления, предполагающее единственно верное решение, он выделяет особый тип мыслительных операций, составляющих дивергентное мышление. Последнее предполагает движение в различных направлениях, отступление от строгой логической последовательности, изменение путей решения проблемы, получение неожиданных результатов и выводов, использование множества разнообразных идей.

Поскольку в факторной модели структуры интеллекта креативность является многомерной, то невозможен один исчерпывающий тест - требуется "множественный" (системный) подход. На основании этих теоретических предпосылок ученым и его сотрудниками была разработана программа исследования творческих способностей (ARP), направленная на определение общего уровня их развития. Всего в батарее тестов 14 субтестов, из них 10 -на вербальную креативность, а 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Время на вілполнение тестов ограничено. Некоторые тесты выглядят следующим образом [5; с. 30-31]:

Психологические особенности креативности в сфере общения (анализ результатов экспериментального исследования)

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что возрастной диапазон спада продуктивных значений креативности на разных выборках испытуемых будет варьировать в зависимости от степени их интеллектуальной зрелости. Следовательно, для одних школьников латентный период развития креативности может совпасть с младшим школьным возрастом, а для других, как, например, в наших результатах, - с младшим подростковым возрастом, для третьих в случае их одаренности и с дошкольным периодом детства.

Качественный анализ результатов исследования показал, что с возрастом происходит развитие креативности не только в плане продуктивности, но и степени оригинальности, необычности генерируемых идей. При этом часто идеи, которые оригинальны для одного возраста (более младшего), в другом (более старшем) возрастном периоде переходят в разряд менее оригинальных. Хотя, конечно, встречаются высококреативы, варианты идеіі которых уникальны для всей выборки испытуемых независимо от возраста, т. е. встречаются единожды.

Приведем примеры наиболее оригинальных и уникальных вариантов идей по данным предметной креативности (Or = от 0,97 до 1). Необычными способами употребления пустой пластмассовой бутылки оказались: для защиты замка, сделать водосток, наушники, кегли, матрац, брелок, весы, аппарат для сбора урожая яблок, материал для обучения детей счету, термос, для изоляции проводки, для опытов по физике на тему "Сообщающиеся сосуды", для защиты деревянного забора, утка для тяжелобольных, аквариум, футляр для чертежей, воланчик для бадминтона, кислородный баллон, циркуль, грелку, погремушка, наколенники и др.; использованного стрежня от ручки: рисовать через копировку, свеча, швейная игла, предавать шпаргалку, делать модели молекул и атомов, поилку для большой птицы, отвертку для маленьких шурупов, разноцветную гирлянду, залив стрежни краской, для экспериментов, бигуди, поплавок, веник, дыхательная трубка для плавания под водой, ошейник, пуговица, пипетка, китайские палочки, измерять что-то, вязальные спицы, палочки для сушки грибов, чехол для швейных игл и др.; металлической канцелярской скрепки: шампур, вешалка, болтик, отвертка, завести машинку, сверло, пинцет, железный микрозабор, наручники, гирлянду, прицел, пуговица и др.

Наиболее оригинальными способами интерпретации схематических изображений явились: для первого рисунка - профиль лица, контур костяшек пальцев, тупое лезвие ножа, пуповина, винтовая лестница, новый линолеум на полу, деревня, занесенная снегом, шуруп, молекула ДНК и РНК, рябь, лапша быстрого приготовления, грядки иод снегом, велодром, след фейерверка, головастик, полуразрушенная лестница, ветер, смерч, линия жизни на руке, простынь на матрасе с подушкой, извилины мозга, зеркальное отражение чего-то, очертания голов людей, сидящих в кинотеатре, образование пузырьков в закипающей воде, пар, поверхность лезвия под очень сильным увеличением, штопор, крыло лебедя, два человека, лежащие в постели, у которых торчат коленки и виднеется голова, гармонь, ячейки для яиц, приведение, часть листа дуба, удар током, ненастроенный телевизор, "жизнь человека", люди в свободных одеяниях, идущие один за другим, покусанный кусок хлеба и др.; для второго рисунка - землянки с морем вдалеке, подол от платья с обувью, зубы с кариесом, абажур с выглядывающей лампочкой, сожительство, корона короля, складной метр, из-за зубов виднеется язык, шапка снега на заборе, гребень петуха с блохой, три акулы, плывущие на восходе, трава с росой, микроб под микроскопом, забор с показывающейся головой, трехгорбый верблюд с мешком, за забором купола, за горой поднимается воздушный шар, капкан с ногой зайца, зубы крокодила с застрявшим мячиком, в бочке виден огурец, искусственная ленточка с косой, зацветающий тюльпан, за горами взорвалась ядерная бомба, терка с застрявшей морковью и др.

Похожие диссертации на Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте