Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношения любви в контексте образования и развития личности Розенова Марина Ивановна

Отношения любви в контексте образования и развития личности
<
Отношения любви в контексте образования и развития личности Отношения любви в контексте образования и развития личности Отношения любви в контексте образования и развития личности Отношения любви в контексте образования и развития личности Отношения любви в контексте образования и развития личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Розенова Марина Ивановна. Отношения любви в контексте образования и развития личности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Моск. гос. ун-т технол. и упр..- Москва, 2006.- 479 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-19/8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен человеческой любви в контексте философско - психологических концепций

1.1. Представления о любви в философско-историческом аспекте 3 0-41

1.2. Концепции любви в психологии 41-69

1.3. Психологическое понимание зрелой сексуальной любви 69-91

Глава 2. Отношения любви как базовый источник развития, обучения и воспитания личности

2.1. Система отношений как среда и фактор человеческого развития 92-105

2.2. Отношения любви в системе социальных и субъективных отношений личности 105-120

2.3. Психологические механизмы развития способности к любви 120-141

Глава 3. Психологическая концепция родительской любви

3.1. Природа родительской любви 142-153

3.2. Материнская любовь 153-176

3.3. Любовь отца 176-190

Глава 4. Модели отношений любви в обыденном сознании взрослых, детей и молодежи

4.1. Методология и методы исследования 191-200

4.2. Развитие представлений о любви в онтогенезе 200-222

4.3. Семантика и типология любви 222-241

4.4. Психологические тенденции выбора объекта любви 241-263

4.5. Образы родительской любви в сознании родителей и их детей .264-296

4.6. Любовь как ценность и ценности любви 297-306

Глава 5. Отношения и ценность любви как психолого - педагогическая проблема

5.1. Отношения любви в контексте проблем воспитания и обучения .307-316

5.2. Формирование у школьников ценности любви в учебно-воспитательном процессе 316-330

5.3. Воспитание ценности любви как проблема современной психологии и педагогики 330-342

Выводы 343-354

Заключение 355-364

Литература

Психологическое понимание зрелой сексуальной любви

Ближайшая цель данного параграфа, представляющего беглый обзор основных представлений о любви в разные времена и эпохи, - показать преемственность исследования проблемы и выявить, что психологические концепции о любви не родились на «пустом месте», а были подготовлены всем ходом исторического, общественного и научного развития.

Представления о любви всегда определены доминирующей картиной мира конкретной эпохи. Со времен архаичного мира, анимнистическое сознание в межполовых отношениях выделило два основных типа: ухаживания или брачные отношения (полностью регламентированные ритуалами и имеющие целью продолжение рода) и игровые -соревновательные (имеющие характер страсти, влечения, желания, где можно проявлять индивидуальное начало) [153; 207; 288].

Античность, которая сама по себе неоднородна (архаика, эллинизм, римский период) подарила миру многообразие любовного Олимпа (Афродита, Эрот, Эрос, Амур, Купидон, Венера), отразив представления о сложности феномена любви [72; 207; 214; 273]. Когда на смену мифологическому приходят более рациональные формы сознания (конец архаики), появляются натурфилософские концепции мироустройства. Примером может служить модель понимания мира Эмпедокла (5 век до н.э.), в которой он ведущую роль отвел любви1. Эмпедокл дает максимально широкое понимание любви. В его концепции любовь - это космическая сила, порождающая взаимное влечение всех элементов друг к другу, без чего

Эмпедокл заменяет богов на природные, естественные первоначала: огонь, воду, землю и воздух. Эти первоначала древнее богов, и их них под влиянием двух основных космических сил - Любви и Вражды -создается все, что существует в мире. Любовь — это первоначало космоса, благодаря которой он находится в мире и равновесии. Миром правит взаимодействие полярных сил, поэтому Любовь постепенно сменяется враждой, приносящей хаос и беспорядок, но силами Любви раздоры преодолеваются и мир вновь обретает гармонию. распалась бы связь всех вещей и элементов - мир держится любовью. Несмотря на путаность и неясность концепции Эмпедокла, для нас он выступает первейшим апологетом любви, поскольку поднял любовь на уровень ведущей космической силы.

Классическая античность привела к осознанию феномена любви как такового, и в лице Платона породила философию любви, которая развернула сознание его современников и потомков от узкого понимания любви (как типа отношений между людьми) к более широкому: любовь стала представляться возможностью познания и самопознания, самосовершенствования и саморазвития [174]. Используя идею «калокагатии» (отражающую представления о совершенном человеке, сочетающим безупречное тело и внутреннее благородство, задающиеся воспитанием с малых лет) и идею «заботы о себе» (как пути самосовершенствования), Платон меняет Эрота страсти на Эрота познания и выделяет высший тип любви «любовь - самопознание». Эта любовь приводит человека к целостности и обнаружению в себе божественного начала, что дает возможность отказаться от обычных радостей межполовой любви. «Любовь - самопознание» проявляет себя через познание, творчество, науку, искусство, самосовершенствование, которые просветляют сознание и разум. Платон не отменяет идею двойственности любви (ее физического и духовного источника), но добавляет идею эстетической и нравственной природы любви, выраженной в ее конечной цели - бессмертии в форме творческого порождения. У Платона появляется образ «духовно беременного человека». Поскольку в качестве субъекта любви выступает не тело, а душа, то любящий разрешается бременем творчества, открытия, созданием прекрасного или самосовершенствованием. Учение Платона оказало влияние на мыслителей всех последующих эпох, ибо в нем были сформулированы главные сущности феномена любви: возможность обретения в любви истинной целостности (идея андрогинизма); диалектическая природа любви (идея духовной телесности); нравственно - творческая суть любви (идея богочеловечности и бессмертия). Платон первым дал уровневую классификацию любви, которая на протяжении веков была источником и составной частью многих других классификаций [174; 72; 207; 259]. Платон был не единственным, кто в период античности осмысливал феномен любви. До нас дошли идеи «эпикурейцев» и «стоиков», Аристотеля, Гиппократа и Галена. Но концепция Платона оказалась самой стройной, емкой и, несмотря на то, что практика реальной жизни античного мира включала весь спектр возможных отношений любви, самой востребованной, поскольку создавала основы утверждения индивидуального начала в человеке [207].

Закат периода античности ознаменовался искажением платоновских идей «заботы о себе» в сторону эгоизма, предательства, разврата, извращенности и допустимости убийства, особенно в среде имущих и властвующих слоев населения Рима. Представления о любви как пути развития трансформировались в доминанту любви - наслаждения и любви - разврата, что в конечном итоге содействовало гибели империи.

Следующий за античностью период средневековья, изменивший кардинальным образом религиозную парадигму, внес серьезный раскол в понимание любви. В реальной жизни обычных людей все практики любви были представлены в совокупности (как это всегда существует в реальном мире), в общественном же сознании активно насаждались идеи дифференциации любви: любовь к Богу, любовь супружеская и любовь свободная (адюльтер). Кроме того, меняется понимание самой любви, появляется идея «каритас» - любви сострадания, жалости и милости [1; 259; 260; 265]. Названный тип любви предполагал, «не восхождение» (как в античности), а «нисхождение»: к обездоленному, страждущему и страдающему. Христианство утвердило тот постулат, что путь любви к Богу может лежать через равного другого («Возлюби ближнего своего, как самого себя»[207]). В то же время любовь к ближнему не должна была быть окрашена эротикой и страстью, а только пониманием, сочувствием и состраданием. Телесное начало в любви не признавалось, считалось порочным, попадало под «пресс» инквизиции и борьбы за устремленность к миру высшему, «горнему». Возможно, компенсируя насаждаемую односторонность любви и принижение женского начала, и отражая основную христианскую идею равенства всех перед Богом, на рубеже XI-XII веков в общественно-исторической практике европейского формата появляется культурный феномен «куртуазной любви», в котором главным объектом внимания и поклонения становится Прекрасная Дама (в религиозном формате поклонение женскому началу осуществляется Деве Марии). В рамках куртуазного направления были тщательно разработаны правила поведения мужчин и женщин по отношению друг к другу в отношениях любви. Институт куртуазной любви (на рубеже средневековья и Ренессанса) способствовал появлению в литературе и искусстве яркой мозаики философских трактатов, литературно-философских канцон и лирических произведений о любви [243; 260; 265; 273; 288]. В России тема любви, связанная с культом женщины не была представлена, но была выражена тема материнства и Богоматери.

Отношения любви в системе социальных и субъективных отношений личности

Обращаясь к исследованию проблемы зрелой сексуальной любви, мы будем вести речь о подлинной любви, в которой главным является возможность отказа от себя и своих потребностей во имя роста и развития Другого (объекта любви). Эта любовь выбирает неповторимость и своеобразие другого, дарит свободу и меняет восприятие мира, увеличивая полноту ценностей и смыслов, в ней есть активная созидательная сила, деяние, творчество, готовность отдавать, а не брать - есть то, «.. .что рождает любовь» [257, с. 17]. Самым важным в чувстве подлинной любви является то, что в момент этого отказа от себя ради другого, человек как раз и обретает подлинного самого себя. По Гегелю: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» [64, с. 107]. Э.Фромм определяет это как главный парадокс любви: «... два существа становятся одним и остаются при этом двумя» [257, с. 15]. Такое слияние в единство при сохранении отдельности в любви имеет место и на уровне физического (оргастические переживания) и на уровне психологического, и на уровне духовного. Правда до таких переживаний и состояний надо, что называется, «дорасти» в процессе осуществления, а точнее, творения отношений с другим, собственных чувств и собственной личности (А.Г.Асмолов, Э.Берн, Б.С.Братусь, С.Васильев, Г.Вебер, Л.Я.Гозман, П.Дж.Дженкинс, А.Кемпински, О.Кернберг, М.Кле, Г.С.Когарян, А.С.Когарян, И.Кон, Н.А.Корниенко, В.Леви, В.Т. Лисовский, А.Лоуэн, А.Маслоу, Н.Н.Обозов, В.В.Столин, К.Фолиянц, Р.А.Эмонс и др.) [14; 27; 38; 49; 50; 77; 102; 103 106; 111; 118; 120; 129; 139; 141; 151; 165; 216; 235; 245; 285].

В качестве основных факторов переживания чувства любви у человека можно выделить: -уровень развития сознания общества в целом (на фоне общей исторической и социокультурной ситуации), и конкретного человека в частности; -особенности личности конкретного человека, его характера, системы ценностей и развитость эмоциональной сферы; -особенности конкретной ситуации, в которой развиваются отношения с другим, и то, как эта ситуация воспринимается и оценивается участниками отношений и субъектами переживаний; -неосознаваемые содержания психики конкретного человека (тип привязанности, модели детско-родительских отношений, усвоенные стандарты переживания и выражения чувств и т.п.), которые обеспечивают всю палитру индивидуальной вариативности чувства и отношений любви.

Наше понимание зрелой сексуальной любви опирается на исходную идею о том, что любовь человека представляет собой многослойное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее как биологические (генетические, физические и физиологические) составляющие, так и собственно социальные, человеческие компоненты. Зрелость отношений любви - это сложное понятие, включающее некоторую совокупность необходимых компонентов. З.Фрейд, А.Адлер, В.Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и многие другие авторы подчеркивают роль ответственности, заботы, уважения, возможности самоотречения, активности и силы, как непременных атрибутов зрелой любви [5; 151; 158; 159; 199; 252]. Любовь труднее выражать, чем агрессию или какие — либо другие чувства. Требуется много времени и усилий, чтобы человек достиг зрелой сексуальной любви. В любви личность может, как подняться над собой и преодолеть себя, так и может окончательно «рухнуть» в бездну [245; 246] .

Способность к влюбленности — это предвестник зрелой любви, который дает возможность соединить эротическое желание и идеализацию объекта. Влюбленность представляет собой некую эмоциональную реальность, позволяющую преодолеть отчужденность и соединить бессознательные содержания обоих партнеров. В онтогенезе влюбленность есть процесс, связанный с взрослением и возрастающей самостоятельностью личности. Индивид обретает способность и умение давать и получать любовь, и одновременно испытывать сексуальное удовлетворение. Все это означает преодоление детских конфликтов отношений и возможность перехода к более зрелым и емким любовным отношениям.

Г.Вебер, Г.Салливан, К.Роджерс, Е.Т.Соколова, Д.Тодд, А.Богат, О.Кернберг и Дж.Шассге-Смиржель считают, что для патологических личностей (особенно при патологии нарциссизма) влюбленность - это важный шаг на пути преодоления глубокой разобщенности и обесценивания мира и людей, в том числе, конкретного объекта любви. Опыт влюбленности дает начало способности проявлять заботу и ответственность о Другом, и испытывать чувство вины [50; 103; 198; 216; 227; 228; 240; 315].

Изучив основные психологические представления о любви, в которых исследуется роль тех или иных ее компонентов, мы предлагаем более целостное понимание рассматриваемого феномена. Зрелую сексуальную любовь мы предлагаем понимать как многоплановое психическое образование в форме сложной эмоциональной реакции человека, включающей 12 базовых и необходимых компонентов: 1 .эротическое желание по отношению к другому;

Материнская любовь

Функции отношений любви. В качестве основных функций отношений любви мы выделяем: Сформирующая функция определяется тем, что отношения любви задают фундамент и специфику личностного развития человека с момента рождения, а то и раньше. Проявляющая функция - связана с реализацией многих человеческих потенциалов (позитивных и негативных) именно через отношения любви. Например, в отношениях любви исходная психопатология личности может либо разрешиться, либо закрепиться [103; 104; 108; 316]. Кроме того, отношения любви выступают возможностью личности реализовать высшие потребности личностного роста и самоактуализации [150; 151; 198]. 3. Статусная функция - наличие и реализация отношений любви позволяет субъекту получить искомый статус «избранного» - того, кого кто-то выбрал; это позволяет человеку соответствовать многим социальным ожиданиям и чувствовать удовлетворение «оправдания надежд».

ерапевтическая (поддерживающая) функция: вовлеченность в отношения любви позволяет человеку получать эмоциональную и практическую поддержку, не чувствовать себя одиноким (снятие тревоги) и в меньшей степени зависеть от случайных влияний и оценок окружающих (снятие неопределенности).

Семантическая (смысловая) функция связана с обеспечением личности экзистенциальными смыслами, что рождает ее устойчивость, автономию и самодостаточность, и позволяет переживать гармонию внутреннего и внешнего мира. Вся великая литература приводит Героя в конечных точках к обретению любви, а через нее к покою и гармонии. Но даже, когда сами отношения любви не приносят удовлетворения, они все равно являются смыслонаполняющими.

Функция структурирования времени - отношения любви требуют многих эмоционально-энергетических и временных затрат, и- с их помощью легко заполняются любые временные промежутки, как в реальном пространстве-времени, так и в фантазийном поле, которое все - равно, находится во временном континууме.

Специфика отношений любви. 1 .Относительная доминанта эмоционального компонента. Данная специфика отношений любви особенно проявлена в отношениях и состояниях влюбленности и лимерентности. 2.Противоречивость в переживании и выражении. Во внутреннем плане субъекта переживание своего влечения и притяжения к кому-либо может быть очень сильным, но во внешнем плане человек может сохранять сдержанность, спокойствие, невозмутимость и, даже, демонстрировать равнодушие. Так же, на уровне внутреннего плана, могут иметь место своеобразные «подтасовки»: например, по защитному механизму реактивных образований, стремление и нежность к объекту, могут заменяться на нежелание или агрессию-пренебрежение к нему. 3 .Вариативность «воспроизводства» отношений: а) возможность осуществления воспроизводства отношений не только в «прямом» варианте («Я люблю тебя, а ты меня»), но и в варианте, когда «вклады» любви возвращаются к «вкладчику» не от того в кого он их делал, а от других людей. Например, когда кто-то сильно любит кого-то и много старается делать для этого человека, но так и не получает адекватного ответа в отношениях, то этот любящий, получит воздаяние в форме отношений любви, но уже со стороны других субъектов (на наш взгляд, это одна из самых прекрасных особенностей отношений любви, хотя ее нельзя назвать экспериментально доказанной; тем не менее, мы в теоретическом ключе, делаем допущение данной специфики). б) воспроизводство отношений любви может быть реализовано не только на уровне реальных отношений, но и на уровне воображения этих отношений Ill (Человек может переживать всю палитру переживаний и коллизий отношений любви с объектом, который не доступен для реального контакта (кумир, артист и т.п.). Этот воображаемый план отношений, создает, тем не менее, все обязательные атрибуты любви внутреннего и, часто, внешнего плана. 4.В отношениях любви личность представлена в «концентрированном» виде, чего не происходит ни в каких иных отношениях (например, дружбы иди деловых отношениях). Все особенности, вся суть, и вся психопатология личности, в отношениях любви «всплывают» в полном объеме и со всей очевидностью в короткие сроки. 5.Иррадиация отношений происходит в сторону тех объектов, которые дороги и представляют ценность для возлюбленного, и в сторону «тотальной установки на любовь»: любящий готов обнять весь мир. 6.Постоянная амбивалентность: одновременное присутствие импульсов агрессии и нежности, и постоянное изменение их соотношения, что обеспечивает динамику и всю гамму любовных отношений. Агрессия сопряжена с активностью в любви, и в нормальных отношениях любви, она поглощается нежностью и заботой. В случае доминирования и преобладания агрессии, отношения приобретают характер эрзац-любви или невротической любви.

Образы родительской любви в сознании родителей и их детей

О проблеме родительского отношения в психологии, педагогике и философии (еще со времен Платона, Сократа и Спинозы) написаны тома литературы. Однако, в России до сих пор основные постулаты и достижения мировой мысли и практики не реализованы на уровне обыденного сознания, а, следовательно, и в реальном отношении родителей-воспитателей к детям. Задачей настоящего параграфа является разностороннее рассмотрение феномена родительской любви, поскольку родительская любовь - есть та отправная точка, которая задает основные аспекты развития и социализации личности, обеспечивая специфику индивидуальности и способы ее предъявления миру.

Общие проблемы родителъства вытекают из особенностей современного этапа развития общества с его тотальным распадом института семьи, брака и традиционного воспитания, ростом количества неполных и неблагополучных семей, недостаточной осознанностью как созидающей, так и разрушающей силы материнской любви и материнского влияния, стремительно нивелирующейся ролью отца. Последние два обстоятельства особенно драматичны в нашем отечестве, где общая психологическая культура, практически, отсутствует в массовом сознании, а обыденное сознание, в сфере понимания сути и законов воспитания достаточно «темно», патриархально, домостроевски-авторитарно, стереотипно и однообразно.

Одним из первых заявил о прямой связи между поведением родителей и возможными отклонениями у ребенка был Шандор Ференци (S. Ferenczi), который обратил внимание коллег и широкой общественности на тот факт, что дети даже из приличных и благополучных семей становятся жертвами насилия и жестокости значительно чаще, чем это кажется обыденному сознанию [324]. Что уж говорить о современной ситуации в мире, где детей бьют, бросают на произвол судьбы, унижают, предают, продают, передают, снимают для порносайтов и т.д.

В настоящее время в многочисленной литературе по проблеме детско-родительских отношений, как правило, рассматриваются частные, отдельные аспекты данной проблематики, но в целом, имеющийся материал позволяет получить представление об актуальности и злободневности этой темы. Кроме того окружающий мир, реальные люди и происходящие с ними ситуации постоянно «бросают в глаза» вопиющую остроту данной проблемы особенно в контексте тотальной психологической безграмотности населения и, в частности, специалистов в области воспитания и обучения.

Проблема родительской любви неотделима от проблем института семьи, который в последние десятилетия претерпевает значительные изменения. Одной из основных функций семьи по-прежнему остается социализация ребенка [83; 188; 223]. Огромная роль семейного окружения убедительно продемонстрирована в исследованиях семей малолетних преступников. Среди них наблюдается явное преобладание детей (около 85%) из неполных и неблагополучных семей, и из семей, где сами родители осуждены за уголовные преступления [31]. Одной из проблем семьи и семейного воспитания является и тот факт, что, часто за фасадом полной и внешне благополучной семьи скрываются эмоциональная холодность, равнодушие, черствость, нелюбовь или насилие по отношению к ребенку. При этом материальные потребности подрастающего воспитанника могут удовлетворяться довольно хорошо. В зарубежной и отечественной психологии психоаналитическими и классическими эмпирическими исследованиями было показано, что отношение и поведение родителей к ребенку и друг к другу обычно лежит в основе детских проблем (М. Айнсворт; Ф. Бо; А.А. Бодалев, В.В. Столин; Д. Боулби; А.Я. Варга; Р. Гарднер; Л.Я. Гозман; Ф. Дольто; А.И. Захаров; Г.В. Макаби и др.) [31; 33; 46; 47; 62; 63; 80; 88; 296; 299; 298; 308; 309; 324]

Сила влияния родительской разобщенности и родительской нелюбви настолько велика, что семья в форме простого сосуществования двух индивидов, образовавшаяся в результате не особенно сознательного или полностью импульсивного решения, наносит непоправимый вред не только детям в этой семье, но и, в перспективе, внутренней безопасности общества, ведь несчастные люди не смогут сделать счастливой страну.

Родительская роль как «нормативно одобренная форма поведения, ожидаемая от индивида в соответствии с занимаемой им позицией в системе общественных и межличностных отношений» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Теоретическая психология. М., 1985. С. 25), и как «набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье: сочетание чувств, ожиданий, действий и оценок, адресованных ребенку взрослыми» [282, с. 12] существенно отличается от иных социальных ролей. Во-первых, от нее трудно отказаться в силу мощнейших социальных установок, базирующихся на эволюционно-биологических основаниях. Во-вторых, эта роль, в отличие от большинства других, принимается «навсегда». В-третьих, переход к этой роли в большинстве случаев происходит достаточно внезапно, что входит в противоречие с уровнем ее ответственности и важности, которые требуют более тщательной подготовки для ее качественного осуществления (с опорой на Л. Росса) [349, с. 485-494].

Любая «роль» предполагает два плана: 1. - социально и культурно закрепленные, одобряемые и ожидаемые от индивидуума действия; 2-внутреннее отношение и установки самого индивидуума по отношению к ожидаемым от него действиям. Таким образом, если внутренний план отношения индивидуума (например, нежелание материнства-отцовства, нелюбовь к детям или конкретному ребенку в конкретный момент времени жизни) входит в противоречие с необходимостью осуществления определенных действий, традиционных для родительской роли, создается ситуация внутриролевого конфликта, сопряженного с внутриличностным. конфликта.

Похожие диссертации на Отношения любви в контексте образования и развития личности