Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Павлов Александр Николаевич

Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности
<
Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Павлов Александр Николаевич. Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Н. Новгород, 2001 166 c. РГБ ОД, 61:02-19/140-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологические проблемы подготовки музыкантов-исполните л ей к концертной деятельности

1.1. Деятельность в условиях психологической напряженности. Индивидуальный стиль деятельности

1.2. Эмоциональная устойчивость: сущность и связь с индивидуально типологическими особенностями человека

1.3. Теоретические предпосылки формирования индивидуального стиля саморегуляции.

1.4. Особенности психической составляющей деятельности музыканта-исполнителя

Глава 2. Исследование индивидуально-типологических и личностных особенностей студентов исполнительских факультетов

2.1. Организация и методики исследования 53

2.2. Исследование темпераментальных особенностей музыкантов-испол- 54 нителей: экстра-интровертированности, нейротизма

2.3. Исследование ситуативной и личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилберг - Ю.Л. Ханина

2.4. Исследование функциональных психических состояний 62

2.5. Исследование уровня субъективного контроля 66

2.6. Оценка влияния внешних и внутренних факторов на оптимальность музыкально-исполнительской деятельности в условиях концертного выступления

Глава 3. Формирование у студентов исполнительских факультетов индивидуально-личностных стилей саморегуляции

3.1. Семинар-тренинг по формированию оптимального функционального состоян ия музы кантов- исполнителей

3.2. Анализ результатов, полученных после проведения семинаратренинга (контрольный эксперимент)

Заключение 106

Литература 111

Введение к работе

В современном обществе профессиональная деятельность предъявляет все более высокие требования к интеллектуальным, психологическим, физическим ресурсам человека. Современная психология заметное внимание уделяет проблеме оптимального психологического состояния человека в различных областях профессиональной деятельности: космонавтика (P.M. Баевский, В.И. Кудрявцева, И.В. Хозяинова.), летные профессии (А.П. Апполонов, В.Г. Миролю-бов), спорт (А.В. Алексеев, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен); специфические области жизнедеятельности человека: Арктика, высокогорье, пустыни (А.А. Айдаралиев, А.Л. Максимов) и т. д.

Однако исследование деятельности музыканта-исполнителя на концертной эстраде стало привлекать внимание специалистов совсем недавно. Среди работ, посвященных этой профессиональной группе, можно назвать: А.В. Бир-мака, Л, Бочкарева, А.Л. Гройсмана, В.Г. Касимова, В.И, Кочнева, И.А. Левочки-ну, В.Т. Мышкину, СИ. Науменко, В.И. Петрушина, Н.И. Степанова, Г.С. Тарасова, Б.И. Цуканова, Г.М. Цыпина и др.

Выступление на концертной эстраде музыканта-исполнителя - это яркий, насыщенный эмоциональными перепадами, физическими, динамическими перегрузками момент, с одной стороны, с другой - эта деятельность носит контролируемый характер, как со стороны публики, так и самого музыканта-исполнителя. Артист сталкивается с необычными проблемами - одновременно он должен ярко, понятно передавать свой эмоциональный внутренний мир, с его подъемами и спадами, и в то же время контролировать свою деятельность, не дать эмоциям захлестнуть себя и тем самым потерять контакт со слушателями, а следом за этим и качество выступления.

Замечательный пианист и педагог, профессор Московской консерватории, Г.Г. Нейгауз писал: "Известно, что были превосходные виртуозы, которые боя- лись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня"( 151,221).

О том, что проблема существует, свидетельствуют неудачи, и даже срывы у артистов с высоким уровнем мастерства, которые находились в момент выступления в хорошей исполнительской форме. Можно привести достаточное количество примеров из истории Всероссийских и Всесоюзных конкурсов, когда яркие творческие личности, порой проигрывали соперникам среднего класса из-за неустойчивости психики, излишней эмоциональности и неуравновешенности. Но есть и немало противоположных примеров, когда исполнителям, в силу высокой психологической устойчивости, удавалось провести свое выступление не только на хорошем уровне, но, что называется, с вдохновением и даже выиграть на конкурсах у более сильных конкурентов-соперников.

Состояние психики и психологическая подготовленность к концертной деятельности играют важную, и может быть, даже решающую роль в достижении высокого исполнительского мастерства. От умения управлять эмоциональным состоянием на сценической площадке во многом зависит эффективность репетиционной и концертной работы, Таким образом, стабильность и психологическая устойчивость становятся необходимыми, неотъемлемыми признаками профессионального музыканта-исполнителя.

Тем не менее, психологической подготовке музыканта-исполнителя еще не уделяется должного внимания. Обычно педагоги и сами ученики большую часть времени и сил тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера и других, безусловно, важных, элементов концертного выступления, но, к сожалению, недостаточно внимания, обращают на психологическую подготовку исполнителя к выступлению на сцене.

На сегодняшний день в музыкальных вузах страны фактически отсутствуют предметы типа "Подготовка к сценической деятельности", которые помогали бы решать молодым музыкантам-исполнителям вышеуказанные проблемы.

Таким образом, возникают противоречия: между необходимой эмоциональной свободой музыканта-исполнителя и неумением управлять своим психологическим состоянием; между необходимостью психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертной деятельности и отсутствием соответствующих курсов в учебном плане музыкальных вузов.

Разрешению этих противоречий может способствовать исследование исихо л ого- педагогических проблем подготовки музыкантов-исполнителей, изучение специфики концертной деятельности исполнителей с различными индивидуально-психологическими особенностями, формирование у них оптимального функционального состояния во время выступления через обучение молодых музыкантов-исполнителей приемам саморегуляции своего психологического состояния.

Повышение психологической устойчивости на эстраде в условиях концертной деятельности должно включать различные формы и методы для создания благоприятных психологических условий для расширения адаптационных возможностей музыканта, актуализации его внутренних резервов. Особенно важным на наш взгляд, является выявление психологических факторов и закономерностей оптимального функционирования в будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования явилось изучение психолого-педагогических условий оптимизации подготовки студентов музыкально-исполнительских факультетов к концертной деятельности.

Объект исследования: психологическая подготовка студентов музыкантов-исполнителей к профессиональной концертной деятельности.

Предмет исследования: формирование оптимального функционального состояния музыкантов-исполнителей в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Гипотезы исследования: оптимальное функциональное состояние музыкантов-исполнителей опосредуется индивидуальным стилем саморегуляции, в основе которого лежат базисные типологические особенности (нейротизм, стабильность, экстравер- сия-интроверсия); формирование оптимального функционального состояния у музыкан тов-исполнителей будет продуктивным, если актуализируются внутренние ре сурсы личности и повышается психологическая компетентность в результате овладения способами и приёмами саморегуляции в процессе целенаправленно го педагогического воздействия.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

Выявить структуру типологических особенностей студентов исполнительских факультетов консерватории,

Разработать и обосновать технологию формирования оптимального функционального состояния на концертной эстраде с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов.

Провести обучающий семинар-тренинг по преодолению психологической неустойчивости и формированию индивидуального стиля саморегуляции музыкантов-исполнителей.

Оценить эффективность влияния предлагаемых способов и приёмов саморегуляции на функциональное психическое состояние студентов в репетиционной и концертной деятельности.

Методологические основы исследования.

Методологические основы исследования были определены под влиянием современных теоретических достижений психологической мысли об объективных законах развития психики человека, о роли субъективного фактора в этом процессе. Большое значение в разработке теоретических основ исследования, его организации и проведении разных видов эксперимента имела культурно- историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория деятельности, разработанная в трудах А.Н, Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В, Давыдова.

На понимание роли личности в собственном психическом развитии (роли субъективного фактора) оказали влияние труды СЛ. Рубинштейна, а также исследования современных отечественных психологов, разрабатывающих концепцию учебной деятельности.

Работы, рассматривающие функциональные состояния, как результат взаимодействия систем регуляции и интегрального стиля деятельности дают основу к пониманию индивидуальных способов саморегуляции (К.А. Абульха-нова, Б.Г. Ананьев, СИ. Дудин; Е.А, Климов, Б.В. Ломов, B.C. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, H.S. Eysenk, М. Lusher ,O.Miksik ).

Методы исследования.

Для решения задач, поставленных в исследовании, нами использовались следующие методы: изучение и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по психологии, педагогической психологии, педагогике и истории музыки; изучение и обобщение опыта по формированию индивидуального способа саморегуляции и индивидуально-личностного оптимального функционального состояния музыкантов-исполнителей; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Были использованы экспериментальные методики Айзенка, Спилбергера-Ханина, ФПС, Роттера, специально разработанный опросник функционального состояния музыканта-исполнителя, проективный метод незаконченных предложений.

Математическая обработка результатов эксперимента проводилась с помощью методов вариационной статистики и корреляционного анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: выявлена структура индивидуально-типологических особенностей студентов исполнительских факультетов консерватории, определены условия формирования оптимального функционального состояния музыкантов-исполнителей в зависимости от психофизиологических параметров; дано психологическое обоснование системы и методов формирования индивидуального типа саморегуляции и оптимального функционального состояния музыкантов-исполнителей с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; выявлено позитивное коррекционное влияние формирования индивидуального типа саморегуляции на оптимальное функциональное состояние музыканта-исполнителя в условиях концертной деятельности.

Практическая значимость. Результаты исследования позволили разработать научно обоснованную программу по формированию оптимального функционального состояния студентов музыкального вуза в условиях концертной деятельности и апробировать ее, а также сформулировать ряд практических психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса.

Полученные в ходе работы данные раскрывают специфику процесса оптимизации функционального состояния студентов исполнительских факультетов. Исследование позволяет расширить и углубить знания педагогов и студентов о специфике эмоциональных состояний, связанных с индивидуально-личностными особенностями музыкантов-исполнителей.

Исследование может стать основой для составления педагогами-психологами индивидуально ориентированных программ для работы со студентами музыкантами-исполнителями, имеющими трудности психологического плана в выступлении на сцене.

Эти программы и рекомендации могут быть использованы и в условиях подготовки музыкантов-исполнителей в музыкальных школах и училищах, а также в процессе самостоятельной работы над повышением мастерства уже работающих музыкантов.

Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета, кафедры духовых и ударных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях. Положения, выносимые на защиту.

Процесс целенаправленного обучения в условиях музыкального вуза, включающий формирование индивидуального типа саморегуляции и оптимального функционального состояния студентов, следует рассматривать как одно из существенных условий оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей.

Стиль саморегуляции, характеристики которого определяются психологическими особенностями личности, обусловливает и индивидуальный стиль д еятел ьности музы канта- исполн ител я.

Нейротизм как одно из свойств нервной системы является системообразующим фактором, обеспечивающим стиль саморегуляции.

Эффективным средством формирования индивидуального стиля саморегуляции в процессе целенаправленного обучения может стать семинар-тренинг по преодолению психической неустойчивости музыкантов-исполнителей в концертной деятельности.

Деятельность в условиях психологической напряженности. Индивидуальный стиль деятельности

Анализируя понятие «деятельность», мы будем употреблять его относительно человека и понимать деятельность как взаимодействие субъекта с окружающим объективным миром. Субъект-объектное взаимодействие говорит о наличии определенной активности и может лишь служить необходимым условием деятельности, но не являться основным в характеристике данного явления. Впервые попытка научного обоснования этой категории была предпринята в теории деятельности, которая как научная концепция была выдвинута Л. С. Выготским и получила развитие в работах С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.

Анализируя суть целенаправленной активности человека, С. Л. Рубинштейн (1957) предлагает, различать процесс и деятельность, утверждая, что всякая деятельность есть вместе с тем и процесс, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью он понимает такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру. Процесс - определенная последовательность явлений, состояний в развитии.

Деятельность - это специфический человеческий способ отношения к миру, деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности (Философский словарь,! 986). Отечественная психология рассматривает деятельность как внешнюю (предметно-чувственную деятельность), так и внутреннюю (мышление, познание). С этой точки зрения сами психические процессы суть виды деятельности.

"Под деятельностью понимается активность субъекта, прежде всего направленная на изменение мира, производство, порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность состоит из ряда последовательных действий, сформированных на тех или иных побуждениях или мотивах, устремленных на определенную цель" (С.Л, Рубинштейн, 1973).

Характеризуя человеческую деятельность, М.С. Коган (1974) выделяет в ней существенные признаки - наличие определенной системы необходимого и достаточного набора основных элементов субъективно-объективных структур деятельности, называя их основными видами деятельности: преобразование (субъект воздействует на объект), познание (объект воздействует на субъект), ценностная ориентация (субъект и объект взаимодействуют друг на друга).

А, Н. Леонтьев (1972) под термином «деятельность» обозначает только такие процессы, которые, отражая то или иное отношение человека к миру, отвечают соответствующей им потребности. Процессы, при которых то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом. Для А. Н. Леонтьева деятельность — это не просто участие в игре, учебе, труде, спорте, а сложное взаимоотношение потребностей субъекта, его мотива и предмета деятельности.

Однако, всякое ли взаимодействие с окружающим миром, другими людьми может быть названо деятельностью. Скажем, разве можно поставить знак равенства между человеком, полностью отдающим себя работе, творчески увлеченным, не жалеющим личного времени ради повышения качества ее выполнения, и тем, кто работает рядом и справляется со своими обязанностями без большой самоотдачи? И в том, и в другом случае реализуется отношение к окружающему миру, к другим людям, к задачам, которые ставит жизнь, но по сути своей процессы эти разные. В приведенном примере для первого субъекта его работа является деятельностью, а для второго — чем-то промежуточным, не главным.

Организация и методики исследования

В исследовании приняли участие:

студенты всех музыкально-исполнительских факультетов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки - 198 человек: пианисты, вокалисты, струнники, духовики, исполнители на народных инструментах, дирижеры хора; том числе 46 студентов явились участниками опытно-экспериментального семинара-тренинга;

студенты всех музыкально-исполнительских факультетов Шэньянской консерватории (Китайская Народная Республика) - 215 человек: пианисты, вокалисты, струнники, духовики, исполнители на народных инструментах.

В соответствии с поставленными задачами, а также для наиболее полного исследования индивидуально-личностных особенностей, механизмов формирования оптимального функционального состояния у музыкантов исполнителей нами применялся специально подобранный методический комплекс, включающий в себя психологические, психофизиологические и статистические методы исследования, при выборе которых учитывались их валид ность, возможность получения объективных данных в количественном и качественном выражении.

Исследование проводилось в период с 1997-2000г.г.. Первоначально выявлялся исходный уровень индивидуально-типологических свойств, выдвигаемых в качестве существенных, базовых компонентов личности: нейротизма, экстра-, интровертированности как наиболее устойчивых и постоянных психических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности, а также некоторых черт характера.

При отборе методов исследования мы исходили из предположения, что на индивидуальный тип саморегуляции и индивидуальный стиль деятельности существенно влияют основные индивидуально-типологические свойства человека. Поэтому в экспериментальный комплекс вошли: 1. методы исследования основных психофизиологических свойств:

темпераментальные особенности - Айзенк ЕРІ (1963);

определение функционального психического состояния - ФПС (1987);

личностная и ситуативная тревожность - Спилбергер-Ханин(1978);

уровень субъективного контроля - Роттер (1963);

модифицированная методика незаконченных предложений Сакса-Леви (1970);

2, специально разработанная методика, определяющая воздействие внешних и

внутренних факторов на функциональное состояние студентов музыкантов исполнителей в условиях концертной деятельности (приложение № 7);

3. методы статистической обработки материала: первичные данные подвергались статистической обработке, в результате которой определялись достоверность полученных данных по t- критерию Стьюдента: достоверными считались различия, при которых вероятность ошибки не превышала 5% (р 0,05); для определения связей между изучаемыми параметрами подсчитывался коэффициент корреляции.

Исследование темпераментальных особенностей музыкантов-исполнителей: экстра-интровертированности, нейротизма

Как уже было показано в гл. 1 , в литературе имеется большое количество данных свидетельствующих о влиянии свойств нервной системы на динамическую и результативную стороны деятельности (Б.М. Теплов, 1963; В.Д. Небы-лицын, 1966; К.М. Гуревич, 1970; В.М Русалов, 1979 и др.).

Одним из направлений нашего исследования было выявление зависи мости между индивидуалыю-типологическими свойствами, с одной стороны, и оптимальным функциональным состоянием музыканта-исполнителя и спецификой деятельности, с другой. Предварительное "пилотажное" исследование, проводилось в 1997 году, среди студентов всех исполнительских факультетов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки и студентов всех исполнительских факультетов Шэньянской консерватории, Китайская Народная Республика, (2000 г.) по методике Г. Лйзенка ЕРО (приложение №2а) с целью выявления выраженности таких индивидуально-психологических черт, как - экстра-, интровер-тированность, нейротизм, уравновешенность.

Семинар-тренинг по формированию оптимального функционального состоян ия музы кантов- исполнителей

Главным направлениям работы, при разработке семинара-тренинга, явилось определение и практическая реализация путей и адекватных технологий по целенаправленному формированию оптимального функционального состояния и профессионально-исполнительской компетентности у будущих музыкантов-исполнителей. Для ее решения были продуманы методическая, содержательная и организационная стороны семинара-тренинга.

В качестве основных принципов разработки программы семинара-тренинга по преодолению психологической неустойчивости музыкантов-исполнителей мы выделили следующие:

1. построение модели оптимального функционального состояния музыкантов-исполнителей определяется системным подходом, отражающим интегративное единство параметров индивидуально-личностных особенностей человека;

2. типологические свойства нервной системы являются существенным фактором в формировании индивидуального стиля деятельности и оптимального функционального состояния;

3. возможны разные по способам, но равноценные по эффективности стили саморегул ирования,

Разрабатывая программу семинара-тренинга, по преодолению психологической неустойчивости и саморегуляции музыканта-исполнителя, мы исходили из принципа единства психики как системы. По Б.Ф. Ломову (1984) она включает в себя три неразрывно взаимосвязанные подсистемы, обладающие различными функциональными свойствами:

- когнитивную, в рамках которой реализуется функция познания;

- регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения;

- коммуникативную, реализующую взаимодействие с социальной средой.

В рамках когнитивной подсистемы осуществляется процесс психического отражения, включающего сенсорно-перцептивный, представленческий и рече-мыслительный уровни отражения. На этой основе формируется блок "внешней" информации.

Регулятивная подсистема, синтезируя блок "внешней" и "внутренней" информации, включающей прошлый опыт, мотивационно-оценочный комплекс и эмоциональное состояние индивида, формирует определенный "критерий оптимального поведения" (модель, установку), на основе которого осуществляется выбор решения по его реализации.

Реализация принятого решения осуществляется коммуникативной подсистемой, посредством определенных действий, а также вербальных и невербальных средств коммуникативного взаимодействия. Обучение предполагало, что изменение одной из них влечет за собой изменение остальных.

Организационной формой был семинар-тренинг, который включал разнообразные способы работы со студентами: лекции, тестирование, аутотренинг и индивидуальные консультации. Программа семинара-тренига «Развития эмоциональной устойчивости музыкантов-исполнителей (студентов музыкального вуза)» представлена в приложении №1.

Похожие диссертации на Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности