Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие духовных способностей Макарова Карина Вячеславовна

Развитие духовных способностей
<
Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей Развитие духовных способностей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макарова Карина Вячеславовна. Развитие духовных способностей : 19.00.07 Макарова, Карина Вячеславовна Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) : диссертация... д-ра психол. наук : 19.00.07 Москва, 2006 305 с. РГБ ОД, 71:07-19/45

Содержание к диссертации

Введение

1. Глава. Психологический анализ сущности и развития способностей человека 14

1.1. Проблема способностей в психологии 14

1.2. Развитие способностей: способности индивида, субъекта деятельности и личности 25

1.3 Особенности развития способностей младших школьников 36

2. Глава. Духовные способности как высший уровень развития способностей 51

2.1. Духовные способности как новые системные качества 51

2.2. Факторы, влияющие на проявление способностей 64

2.3. Роль психических состояний в деятельности и развитии способностей 80

2.4. Теоретическая модель развития духовных способностей 119

3. Глава. Влияние музыки на развитие духовных способностей 128

3.1. Искусство и духовность 128

3.2. Музыка как вид духовной культуры 147

3.3. Музыка как фактор проявления духовных способностей 160

3.4. Влияние музыки как духовного фактора на развитие эмоциональной активации и духовного состояния 176

4. Глава. Экспериментальное исследование влияния музыки как духовного фактора на развитие и проявление духовных способностей младших школьников 184

4.1. Организация исследования 184

4.2. Эмоциональная активация и развитие духовного состояния - регуляторы качества понимания 186

4.3. Изменение компонентов структуры способностей как предпосылка появления новых системных качеств 205

4.4. Исследование эмоциональной направленности и эмпатии как личностного качества 221

4.5. Взаимосвязь структурных компонентов модели развития духовных способностей 233

Выводы 240

Заключение 243

Библиография 247

Приложение 277

Введение к работе

Культурное развитие способностей человека в историческом аспекте всегда проходило в единстве познания стремления к научным открытиям и духовности, пронизанной высшими моральными нормами и принципами, выработанными человечеством.

Проблема развития способностей человека поднималась еще в трудах древних философов. Аристотель указывал, что интеллектуальные возможности человека сочетаются и находятся в некоторой зависимости от его личностных качеств и отношений, направленных на добро к людям, и тогда становятся добродетельными. Добродетели зависят не от знания и не от природных оснований для развития личностных качеств человека, а формируются в реальных его поступках и сопряжены с адекватными аффективными состояниями. Эти качества формируются на протяжении всей жизни человека им же самим.

Со времен Аристотеля и до настоящего времени проблема развития способностей в этом направлении исследовалась недостаточно. Качественный аспект исследований способностей был упущен, так как приоритетными направлениями стали подходы, изучавшие интеллектуальные и сенсомоторные резервы человека в измерительных процедурах.

В середине 18 века естественнонаучные исследования становятся главенствующими, открытия в физике, химии, биологии дают толчок для развития психологии как самостоятельной науки. Естественнонаучные методы переходят в психологию, начинают исследоваться отдельные психические

функции измерительными способами. Объективность становится основным критерием научного знания.

Метод проб и ошибок - прообраз будущего эксперимента становится ведущим в психологии. Так Г.Спенсер и А. Бэн в своих эмпирических исследованиях доказали, что человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакций на определенные события и предметы, которые закрепляются в виде навыка и разумного действия.

Ярким примером разработки техники объективных измерений являются опыты физика Г.Г. Фехнера и физиолога Э.Г. Вебера, изучавших соотношение ощущений и внешних воздействий и вышедших на объяснение и измерение порога как величину раздражителя вызывающего либо изменяющего ощущение.

Специальные приборы для исследования индивидуальных различий создавал Ф. Гальтон. Диагностируя и изучая дифференциальные признаки в области способностей, он устанавливал корреляционные связи между ними. Ф. Гальтон первым разработал метод теста как точный количественный метод.

Одновременно в направлении разработки тестов работал и А. Бине. Он изучал этапы развития мышления у детей и создал тесты на диагностику интеллектуального развития. Умственный возраст высчитывался при помощи специальной шкалы, сконструированной совместно с Симоном. Тесты А. Бине считаются наиболее адекватно измеряющими интеллектуальное развитие человека, коэффициент интеллекта по ним является достаточно постоянной величиной.

Невозможность найти прямой объективный метод изучения сознания, психического состояния человека толкала исследователей на изменение предмета психологии или переход на описательный метод, поэтому происходило изменение направления изучения человека в сторону его поведенческой сферы. Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид фокусировали

внимание на факторах формирования персональных форм поведения, проявляли уверенность в возможности целенаправленного обучения, формирующего личностные свойства.

Не оставались вне поля исследования и психические функции восприятия, мышления, воображения, которые получили другой ракурс рассмотрения, связанный с пониманием индивидуальности человека, постижения им объективной новизны (М. Вертгеймер, В. Келер). Но, к сожалению, уникальные экспериментальные исследования не интерпретировались в аспекте отношений личности и не решали проблему развития способностей человека.

Ограниченность предыдущего подхода не давала возможности исследовать способности человека во взаимосвязи с качествами и отношениями личности. Проблема исследования уникальности личности и особенностей ее индивидуальных свойств решалась опять таки методами измерений.

Каждое психологическое направление выбирало свои параметры исследования в рамках определенной модели личности. Подтверждающим примером может выступать подход Р. Кеттелла, в котором дифференцированная система личности описывается с учетом Зх диспозиций: когнитивных способностей, темперамента и мотивации. В дальнейшем, используя факторный анализ и другие измерительные методы, он создал современные личностные опросники. Во всех выделенных им симптомокомплексах свойств личности в качестве компонентов содержатся и психодинамические свойства и мотивационные. Но по-прежнему, проблема развития возможностей человека остается не раскрытой.

С каждым новым поколением человек как целостная система с ее духовной сущностью рассматривается по-новому. Его индивидуальные свойства при исследовании приобретают новое видение и интерпретацию,

поскольку изменяется сам человек как исследователь. У исследователя появляется новое понимание изучаемых объектов.

Развитие современной науки как социального института протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм [216]. Психология способностей, как и вся психология в целом была ориентирована на естественнонаучную парадигму, на объективность, на измерение и эксперимент.

Основой исследования способностей в психологии конца 19 и в 20 веке служила «двухступенчатая» (эмпирико-теоретическая) структура описания объекта и соответствующая ей классическая парадигма естественнонаучного исследования; «эмпирические наблюдения - обобщение - гипотеза -эксперимент - теория». Как логическое следствие использования этой парадигмы вытекал «психометрический» подход к описанию способностей, ставивший целью выяснение их количественных характеристик выраженности и пороговых различий. Человек как объект в таких исследованиях следовал четким инструкциям, отвечал на поставленные вопросы, а исследователь беспристрастно измерял и формировал объективные знания. Объект при таком подходе рассматривается тождественным себе на всем протяжении наблюдения и экспериментального исследования. Однако человек является не только природным существом, но и социальным и духовным, постепенно развивающимся в историческом времени и в системе культуры. Поэтому объективный подход к человеку с позиции естественнонаучной парадигмы не может в полной мере обеспечить полноценное изучение человеческой субъективности, его духовной сущности.

С возрождением духовности в светском объеме понятия
исследователями стали ощущаться признаки несоответствия

естественнонаучной парадигмы предмету исследования - человеку и его духовным способностям. Впервые на неадекватность методологии

естествознания применительно к психологическому познанию человека обратил внимание немецкий философ и психолог Вильгельм Дилтей, который разделил психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: аналитическую («номотетическую») или объяснительную психологию и описательную («идиографическую») психологию, которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности.

Второе направление исследований получило название гуманитарного и сосредоточилось на вопросах смысла человеческого существования. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые, потому что новые идеи, решения, видение - появляются в единичных умах конкретных людей. Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.

С вовлечением в рассмотрение влияния на способности факторов духовности, резко меняются критерии оценки способностей и их количественные характеристики уступают место структурам связей факторов духовности с эмоционально-мотивационной активацией, духовным состоянием, смысловой и оценочной регуляцией, пониманием и личностными качествами, обусловливающими развитие духовных способностей с возникновением новых системных качеств при изменении функциональной системы способностей.

Для гуманитарной парадигмы характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных и исторических событий. Таким образом, возникает проблема адекватности методов естественно - научной и гуманитарной парадигм при исследовании личностных, духовных способностей.

Психология способностей помимо использования в полном объеме естественнонаучной парадигмы, не может развиваться без привлечения в таком же объеме гуманитарной парадигмы, основанной на методе понимания, заключающемся в том, что исследователь должен вчувствоваться в изучаемый объект и принимать во внимание личностные качества (эмпатию и др.), духовные состояния, смысловую регуляцию испытуемых и другие его личностные особенности.

Полученное умозаключение подвело нас к выводу, что изучение и оценка развития способностей требует изменения парадигмы их исследования на основе интеграции естественнонаучной и гуманитарной методологии: «формирование проблемы - гипотеза - эксперимент - моделирование субъект-объектных взаимодействий - теория». При этом такие составляющие парадигмы как «формирование проблемы» и «моделирование субъект-объектных взаимодействий» являются доминантными в современной гуманитарной методологии, «гипотеза» и «эксперимент» - доминируют в естественнонаучной, а «теория» является общенаучным компонентом любой методологии.

Одним из первых в психологии В.Д. Шадриков обозначил и раскрыл понятие духовных способностей человека, которые понимаются им как функциональная индивидуальность. В них природная сущность обогащается культурными ценностями, моральными нормами, личностным смыслом. Это высший уровень развития способностей. Духовные способности - это способности определенного психического состояния, которое близко по механизму к состоянию мотивации и связано с постижением и пониманием.

Проблема развития способностей личности, и в частности, духовных способностей как высшего уровня их проявления, на сегодняшний день является недостаточно изученной. Не установлена их сущность, не выявлены пути и механизмы их развития, практически отсутствуют эмпирические

исследования в этом направлении.

Целью данного исследования является изучение развития духовных способностей младших школьников.

Объект исследования - способности человека.

Предмет исследования - духовные способности младших школьников.

Гипотеза - развитие и проявление духовных способностей младших школьников происходит под влиянием духовных факторов через эмоционально-оценочные, мотивационно-духовные компоненты личности в определенном функциональном состоянии, способствующем пониманию и нахождению смысловых связей и изменению качества способностей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и доказать существование содержательно
определяемого класса «духовных способностей».

2. Выделить факторы развития духовных способностей.

3. Эмпирически исследовать музыку как духовный фактор развития
способностей.

4. Разработать модель развития духовных способностей.

5. Эмпирически обосновать (экспериментально подтвердить)
теоретически разработанную модель духовных способностей.

6. Раскрыть пути воздействия духовных факторов и исследовать
возможный механизм развития духовных способностей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Классификация факторов, определяющих становление и развитие духовных способностей.

  2. Модель развития духовных способностей и раскрытие путей воздействия духовного фактора на их становление.

3. Экспериментальное доказательство формирования духовных способностей на примере воздействия музыки.

4.Эмпирическое подтверждение того, что музыка как духовный фактор способствует эмоциональной активации и развитию духовного мотивационного состояния, определяющих появление новых системных качеств способностей, проявляющихся в продуктивности деятельности.

Методологической основой исследования являются

общепсихологические принципы психофизиологического единства в понимании С.Л. Рубинштейна, принципы системного подхода (Б.Ф. Ломов), культурно=историческая концепция (Л.С. Выготский), теоретические положения концепции развития психических функций (Б.Г. Ананьев), теория функциональных систем (П.К. Анохин), теория оперативности отражения (Д.А. Ошанин), система теоретических положений к способностям как многоуровневому образованию (В.Д. Шадриков).

Научная новизна:

В диссертационной работе исследована проблема развития духовных способностей человека в новом подходе (при изменении парадигмы), основанном на интеграции естественно-научной и гуманитарной методологии.

Теоретически обоснованно и экспериментально доказано существование нового вида способностей - духовных способностей, являющихся высшим уровнем развития способностей человека, тем самым расширен категориальный аппарат психологии способностей, внесен концептуальный вклад в теорию способностей, открывающий новое направление исследований в психологии.

Описаны факторы, влияющие на развитие духовных способностей, и дана их классификация. Эмпирически исследовано воздействие музыки на развитие духовных способностей. В частности, раскрыты пути воздействия музыки как духовного фактора на развитие структуры способностей

Разработана модель развития духовных способностей, раскрывающая структурные изменения и появление новых системных качеств, проявляющихся в продуктивности деятельности. Описан механизм эмоциональной активации и развития духовного состояния, в котором происходит переинтеграция функциональной системы способностей и проявление новых системных качеств, характеризующих духовные способности (через регуляцию понимания и проявление личностных качеств).

Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были апробированы

на международных и всероссийских конференциях;

на методологических семинарах кафедры;

материалы отражены в учебных пособиях, программах, монографиях, статьях, докладах, выступлениях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют практически осуществлять развитие и формирование духовных способностей личности. Выявленные пути и механизмы воздействия музыки как духовного фактора на развитие духовных способностей позволяют повысить качество и эффективность человеческой деятельности и духовности поведения.

Практическая значимость работы заключается и в следующем -результаты исследования доказывают, что в младшем школьном возрасте формируется личностная регуляция для развития способностей, и музыка - как личностно-смысловой фактор эффективно воздействует на развитие и проявление духовных способностей учащихся.

Полученные результаты исследования могут быть использованы при профориентационной диагностике и профессиональном отборе в организации, а также в учебно-воспитательном процессе учащихся школ и других средних и

высших учебных заведений. Результаты диссертационного исследования могут учитываться при создании условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого человека, что обеспечивает гуманизацию общества в целом.

Достоверность результатов и выводов обеспечивается изменением методологического подхода, а также использованием комплекса надежных и апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, применением методов математической статистики.

Структура работы: Диссертация включает введение, четыре главы, заключение, библиографию (322 источника), приложения. Работа представлена на 277 с, содержит 14 таблиц и 13 рисунков.

Проблема способностей в психологии

Начиная исследование духовных способностей человека как высшего уровня его личностных способностей, нам представляется целесообразным обратиться к различным подходам в изучении способностей, особенностей их развития и формирования.

Впервые рассматривая способности в рамках философского осознания, Аристотель [9] обратил внимание на их духовную сущность, связанную с такими категориями, как: жизнь, движение чувств (гнев, страх, ненависть, вожделение, зависть, жалость), предрасположенность - то, в силу чего мы зовемся способными испытывать движения чувств, то есть, благодаря чему мы в силах гневаться, огорчаться, жалеть и так далее. Аристотель связывал способности и с определенными состояниями, соответственно которым отношения к движениям чувств бывают хорошими и плохими, добродетельностью, счастьем, разумностью, проницательностью, мудростью, благоразумием, справедливостью. Но озарение Аристотеля не было подхвачено и продолжено в процессе развития светской науки. Объясняется это тем, что в эпоху раннего Средневековья наука о природе сдала свои позиции, занимаемые ею в античности. И новое обращение и равнение на точные естественные науки произошло лишь в середине 18 века, в эпоху их расцвета.

Предметом психологии становится сознание, она ориентируется на естественнонаучную парадигму, на объективность в исследованиях, на измерительные операции и фиксацию конкретных показателей психических функций человека.

Основоположники эмпирического подхода в изучении способностей признавали их врожденность, но не отрицали также влияния средовых условий, сами способности считали результатом взаимодействия этих двух факторов (Ф. Гальтон, В.Штерн, Э. Мейман, А. Бине, А.Ф.Лазурский).

Основными факторами способностей являются врожденность и приспособление к внешней среде. Первый фактор определяет все будущие достижения субъекта, а второй - приобретенные навыки и умения, определяющие приспособление. В исследованиях Ф. Гальтона у испытуемых измерялись различные виды чувствительности, время реакций и другие психические качества, зависящие от наследственности. Именно эти показатели способностей считались ведущими в исследованиях ученых.

Большой интерес для психологии представляла разработка методов измерения способностей как психических свойств индивидуальности, в частности, измерение их продуктивности. Первые тесты для измерения уровня интеллектуальных возможностей человека были разработаны Ф. Гальтоном, А. Бине. Кроме диагностики различных показателей психических функций в лаборатории Ф. Гальтона устанавливались многочисленные корреляционные связи между ними и совершенствовались измерительные способы, но наряду с этим он также уделял внимание личностным особенностям человека, которые предлагал выявлять из особенностей речи и словарного запаса. В своих трудах Ф. Гальтон впервые исследовал личностные особенности человека науки.

Представители психометрического подхода признавали, что внешние средовые условия усиливают или ослабляют наследственные задатки человека, и он по-другому проявляет и управляет ими, приспосабливаясь к поставленным задачам. Но, в целом, сложившийся подход ограничивал возможности психологов исследовать способности в системе целостной личности, с особенностями ее эмоциональной, нравственной, ценностной регуляции.

Духовные способности как новые системные качества

В современном понимании духовность рассматривают во взаимосвязи с культурой, моральными нормами, отношениями между людьми, определяющимися категориями добра и зла. Еще Аристотель отмечал, что любое интеллектуальное начало человека предполагает его нравственную позицию или этические волевые качества, что в целом составляет добродетель.

По словам Бердяева, личность не может быть вмещена в природную иерархию, ее всегда нужно рассматривать в соотношении и общении с другими людьми, миром и Богом. «Отношение личности к другим личностям есть качественное содержание человеческой жизни» [ 24 с.29].

К духовному развитию личности многие ученые подходят с разных позиций: с позиций формирования мировоззрения (Л.И. Божович), с момента появления духовного слоя сознаний (В.П. Зинченко), с самоопределения личности (А.Н. Леонтьев), как приобщения к общечеловеческим ценностям (В.В. Знаков) и т.д. Выделяют фазы, этапы формирования, уровни духовного развития человека, факторы, влияющие на него.

Если к проблеме духовности за последние 5-6 лет интерес возрос у многих ученых и были предприняты различные попытки ее описания, то феномен духовных способностей впервые четко обозначен и раскрыт В.Д.Шадриковым, а нашим исследованием существование духовных способностей подтверждено экспериментально.

Духовные способности рассматриваются В.Д.Шадриковым как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека, как и Б.Г.Ананьев он видит ее в единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Духовные способности - это способности определенного состояния, порождающегося духовными ценностями личности, устремленностью к пониманию предмета, идеи, отношения.

В процессе жизнедеятельности и деятельности природные способностей индивида преобразуются в способности субъекта деятельности и далее обогащаются личностными отношениями и мотивами, становясь личностными. Духовные же способности - это единство природных способностей индивида, субъекта деятельности, личности с нравственными и моральными качествами человека. Следуя моральным критериям, выработанным человеческим обществом, и достигая своего личностного смысла в жизни, человек делается духовным. Духовные способности направлены на соотнесение себя с миром и другими людьми.

Таким образом, духовные способности В.Д.Шадриков рассматривает как продолжение развития биологических, которые способствуют завершению биологической природы человека.

Развитие и проявление духовных способностей может осуществляться при вхождении в духовное состояние или при актуализации личностных качеств человека в деятельности и поведении. В том и другом случае происходит изменение функционального состояния.

Удовлетворение мотивов и успешное достижение целей в деятельности и поведении человека определяют формирование определенных качеств личности, представляющих собой закрепленные во времени формы поведения, за которыми стоят собственные ценности, доминирующие мотивы, личностные смыслы. Следовательно, формирование качеств личности происходит с опорой на способности человека, но с другой стороны, закрепленные формы поведения как качества личности могут приводить к формированию отношений к деятельности, процессу познания, влиять на развитие способностей. Таким образом, «качества личности и способности взаимно обусловливают друг друга и развиваются в едином процессе системогенеза индивидуальности» [202].

С нашей точки зрения, качества личности, связанные с моральными и нравствеными нормами, неудовлетворенной жаждой познания, духовными исканиями - это также фактор развития духовных способностей. По С.Л.Рубинштейну, они являются теми внутренними условиями, через которые действуют те или иные внешние факторы. Следовательно, способности, личностные качества и деятельность можно рассматривать в единстве формирования, развития, индивидуальной выраженности и результативности.

Согласно В.Д.Шадрикову, психические функции реализуют наиболее общие родовые формы деятельности, на которые можно разложить любую деятельность. Отдельные психические функции реализуются сложными, целостными нейрофизиологическими функциональными системами по А.Р.Лурию, включающими зрительную, слуховую, общечувствительную и двигательную подсистему.

По современным системным представлениям содержание свойства целостности включает философские положения:

1) о целостности объектов мира,

2) соотношение целого и его частей,

3) взаимодействии системы со средой как об одном из условий существования системы,

4) общих закономерностях функционирования и развития систем

5) структурированности каждого системного объекта [29].

Искусство и духовность

Источники искусства и художественного творчества философы видели в потребности человека к духовному удовлетворению себя в формах внешнего мира.

Любое содержание, выраженное опосредованно, человек воспринимает как особую ценность. Искусство, с его символикой, потенциальной энергией недосказанного, несет в себе возможность завершения реальной сущности бытия. Оно позволяет интуитивно достраивать художественную картину мира, служит установлению отношений человека с миром и с другими людьми. Любые духовные образования художественного творчества, искусства в целом, традиционно рассматриваются в связи с социальной функцией и обычно связываются с общественно-экономической формацией. Связь эта неоспорима, но в тоже время неоднородна. Наполняемость искусства зависит от результата творчества конкретного человека. Поэтому с одной стороны искусство восходит к базовым категориям культуры, а с другой - продуцирует собственные духовные смыслы, генерирует новые ценности, переориентирует общественное сознание и нередко превосходит существующий уровень культуры общества.

В произведениях искусства рождаются новые образы и смыслы, что говорит о свободе и безграничных возможностях человека. Обращаясь к неизвестному и переживая неизведанное, человек усиливает свои духовные возможности (Н. Роджерс, [225]).

В искусстве человек находится в постоянном поиске смысла и истины, он пересматривает опыт человечества, стереотипы культуры, критерии духовности. Искусство помогает человеку смотреть на одно и то же явление по-разному, формируя восприятие и, главное, отношение к нему.

По мнению основателя кибернетики Норберта Винера, главное преимущество человека перед вычислительными машинами - оперирование с нечетко очерченными понятиями [54; 55]. Наш мозг свободно воспринимает стихи, романсы, картины, содержание которых любая вычислительная машина должна была бы отбросить как нечто аморфное. Только человек способен эстетически воспринимать окружающий мир и его художественное отражение.

Человеку свойственно как словесно-логическое (понятийное), так и художественное мышление, которые тесно взаимосвязаны, как сознание и подсознание в решении творческих задач.

Потребность в предметно-образном мышлении проявляется именно в процессе творческой деятельности. Как подчеркивал А.Т. Шумилин [303], творческое мышление невозможно вне связи с образным мышлением.

Специфика художественных средств (произведений искусства) неразрывно связана с особенностью художественно-образного мышления и художественного образа. Художественный образ - это не любое отражение действительности, а художественно-образное ее отражение, запечатленное в художественном произведении конкретного вида искусства.

Ю.А. Лукин и В.К. Скатерщиков [161] подчеркивают, что художественно-образное познание проникает в сущность явлений так же, как и теоретическое познание.

Художественные образы не стареют и являются символами своей эпохи, общечеловеческих ценностей. Многозначность художественного образа обеспечивает возможность трактовать, толковать его индивидуально в зависимости от эстетического восприятия. При восприятии художественного образа требуется активное проявление способности человека к художественно- образному мышлению, включающее жизненные ассоциации, фантазию, домысел слушателя, зрителя, читателя.

СМ. Эйзенштейн характеризовал воздействие произведения искусства через «чувственное мышление», которое «провоцирует» у воспринимающего способность воспринимать целое через частное, вызывает к жизни обобщенный динамический образ, который переживается как динамически возникающая эмоция. В процессе воздействия искусства утрачивается различие объективного и субъективного, сближается «Я» и «не-Я». Эффект воздействия искусства заканчивается снятием эффективных противоречий, вследствие чего регулируются взаимоотношения личности и среды [18].

Разные виды искусства в большой степени отличаются друг от друга по содержанию и форме, характеру выражаемых ими идей, образному отражению действительности. «Изобразительные» и «выразительные» элементы часто переплетаются между собой. В тех видах искусства, в которых преобладает «выразительный» тип образности (музыка, архитектура), на первое место выступает непосредственное отражение эмоциональной жизни человека, тогда как в «изобразительных» по типу образности искусствах (живопись, графика, рисунок) непосредственное передается через предметное многообразие действительности. В художественной литературе (эпическая, повествовательная литература, лирическая поэзия) наблюдается сочетание обоих типов образности [10]. Художественные произведения не только отображают реальную действительность, но и несут творческую интерпретацию автора, его видение существующей реальности. В любом художественном произведении присутствует момент субъективного сообщения в какой-либо форме: музыкальной, графической, поэтической и т.д.

Похожие диссертации на Развитие духовных способностей