Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Бячкова, Наталия Борисовна

Феномен одиночества: философско-антропологический анализ
<
Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ Феномен одиночества: философско-антропологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бячкова, Наталия Борисовна. Феномен одиночества: философско-антропологический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Пермь, 2006. - 141 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Одиночество как сущностная характеристика человека 18

1. Причины бегства человека от одиночества 19

Пустота Я 19

Конечность разума (непостижимость себя и окружающего мира) 31

Невозможность понять другого 33

2. Уровни одиночества 35

Одиночество природное 35

Одиночество социальное 39

Одиночество индивидуальное 4 5

Глава II. Иллюзия снятия одиночества 55

1. Обретение Я в Ты 57

2. Формирование Я-концепции 60

3. Формирование человека общественного 64

Социализация как процесс формирования человека общественного 64

Общественный инструментарий формирования человека общественного 66

Наказующее одиночество 67

Оберегающее одиночество 71

Набор социальных ролей 16

Система социального контроля 8 4

Социальный характер как результат социализации 88

Человек общественный 93

Характеристики человека общественного 98

Глава III. Реальность одиночества 111

1. Человек уникальный 111

Эстетическое одиночество 118

2. Перспективы сосуществования человека уникального и общества 119

Заключение 123

Литература ; 127

Введение к работе

В центре внимания настоящей работы — одиночество. Это, безусловно, один из самых загадочных и интересных «объектов» социальной философии. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, ускользающее от рационального анализа. Каждая эпоха имеет свое лицо одиночества. Чем сложнее культура, тем «ветвистее», прихотливее проблематика одиночества, тем труднее прослеживается в ней его основной организующий стержень.

Причины бегства человека от одиночества

Пустота Я

В нашем случае было бы целесообразно начать рассмотрение причин активного стремления человека к избавлению от одиночества с признания того, что стремление к одиночеству, также как и стремление к избавлению от него являются одними из базовых потребностей человека. Одиночество, точнее, его природная форма, переживаемое зарождающимся самосознанием, воспринимается человеком как потребность осво бодиться от этого переживания. Стремление преодолеть одиночество и избавиться от неприятных чувств, которые неизбежно возникают в момент переживания одиночества, является исключительно антропологической потребностью.

В этом контексте очень важно определиться: в чем заключается данная потребность. Если человек нуждается в избавлении от одиночества, то, скорее, речь должна идти о потребности человека в общении. «Моя жизнь мрачна, одинока и безнадежна, - говорила героиня Ш.Бронте, - душа истомилась жаждой и не могла ее утолить; сердце изголодалось и не могло насытиться» [18, 4 90]. Эта фраза великолепным образом иллюстрирует стремление человека реализовать себя во взаимодействии с другими людьми.

«После того, как человек удовлетворит свои наиболее насущные физиологические и биологические потребности — в воздухе, воде, пище, — он стремится облегчить свое безнадежное одиночество», — пишет Б.Миюскович [74, 53] и подчеркивает, что одиночество можно назвать именно психологическим мотивом, не зависящим от физиологических факторов, то есть явлением, характерным, прежде всего, для сознания. В этом смысле Миюскович близок к теории Дж.Р.Оди [83], который проводит связь между переживанием одиночества и потребностью человека в информации. Под «информацией» Оди понимает «ласку» или «поглаживание» (Оди использует терминологию Э.Берна [15]) другого человека. Мы же будем называть эти отношения общения обратной связью, которую человек получает от другого человека. Итак, человеку, необходима реакция другого для сохранения своего «гармонического баланса». Оди утверждает, что этот вид одиночества могут испытывать уже высшие животные, и приводит массу примеров и ссылок на различные исследования, подтверждающих эту гипотезу. Таким образом, в основе этого уровня одиночества — сенсорная, в целом, и коммуникативная, в частности, депри-вация. Не случайно, наверное, одним из первых направлений, изучавших одиночество, была психодинамическая школа [152; 156; 158; 164]. Характерно, что представители этого направления рассматривали одиночество, исходя из своей клинической практики, и утверждали, что одиночество, чаще всего, — чувство очень болезненное и может приводить человека к различным психическим расстройствам. В первый момент кажется, что клинический взгляд на природу одиночества не имеет отношения к нашим рассуждениям. Мы, безусловно, согласны с тем, что одиночество, действительно, может очень тяжело переноситься человеком. Но вряд ли одиночество само по себе может стать причиной психического заболевания. Однако стоит внимательно отнестись к рассуждениям психиатров, так как изучение патологических проявлений психики во многом подтверждают наше мнение о «потребност-ной» природе одиночества. Дело в том, что причиной психического расстройства в данном случае может служить сенсорная депривация, которая неизбежно наступает в ситуации ущемления потребности в общении. Мы считаем, что в такой ситуации сознанию человека нечего и некого отразить, оно неизбежно погружается в себя. Продолжительное переживание пустоты сознания и возможности небытия является причиной расстройства психической сферы человека. В этом случае одиночество действительно может быть описано как болезненное чувство необходимости в другом человеке.

Уровни одиночества

Одиночество природное

Эта форма одиночества переживается уже на раннем этапе становления сознания. «Детскость» сознания обусловливает характер переживания одиночества на этом уровне — это «чувственное» одиночество. Одиночество на данном уровне вообще есть для человека. По отношению к Я природное одиночество выступает неким самостоятельным другим. То есть по своему характеру является данным, у человека формируется отношение к этой форме одиночества, как к любому другому предмету или явлению. Одиночество как переживание возникает внезапно, «нападает» на человека, мучает его, также внезапно уходит. Одиночество — своего рода объект, который «доходит» до человека посредством чувств. В данном случае переживание одиночества выступает как характеристика непосредственного {единичного) сознания. Человек переживает многообразие незнакомых до этой поры, а, следовательно, пока чуждых ему, чувств и ощущений. Важно отметить, что переживание одиночества на этом уровне играет существенную роль в формировании чувственного сознания и таким образом готовит человека к переходу на иной, более высокий, уровень .

Проще всего предположить, что эта форма одиночества была характерна для ранних эпох становления человечества и выступала в форме страха перед природой и нежелании остаться одному в опасном мире. Действительно, количество негативно настроенных партнеров, окружавших древнего человека, — живых, небезопасных — было достаточным. Быть одному среди них было непосильно и тяжело. В таком мире было естественным жить общиной. Но, думается, что первым человеческим опытом для человека было отнюдь не переживание им слабости перед природой. Вряд ли именно это стало причиной выделения человека из окружающего мира. Известно, что многие виды животных тоже живут сообществами. «Он начинает смутно осознавать, что он — или, точнее, группа, к которой

он принадлежит, — это не то же самое, что природа вокруг. В нем пробуждается сознание трагичности своей судьбы: быть частью природы, но не вписываться в нее», - пишет Фромм [132, 37]. Переживание одиночества толкает, на наш взгляд, человека на поиск себе подобных не из страха за свою жизнь, а с целью приобретения уверенности в том, что есть еще «такие же как он». Подобная уверенность в себе может возникнуть только в случае вновь приобретенного чувства единения с окружающим миром. А поскольку единение с природой уже не возможно, человек уже понял, что природа - это не он, ему остается объединится с «братьями по несчастью», такими же людьми, как и он. В единении с людьми у человека вновь возникает ощущение целостной структуры окружающего мира, где он, человек, является частью этой структуры, уверенно занимая в ней свое бесспорное место и приобретая смысл своей жизни уже самим фактом «занимания места».

Переживание одиночества на этом этапе выталкивает человека из природы, но не навстречу к себе самому, а навстречу другому человеку и постольку к самому себе. На наш взгляд, подобные переживания испытывает любой человек независимо от эпохи, в которой он живет.

Основной характеристикой природного одиночества является то, что переживание одиночества является в данном случае своего рода силой, которая дает ускорение человеку в его движении к себе подобным. Подчеркнем еще раз то, что переживание одиночества периода «детства» характеризуется тем, что одиночество это реальный, объективный процесс: человек одинок, когда он один.

Необходимо выяснить природу и характер этой силы. Это своеобразная чувственная форма, которая носит эпизодиче ский, случайный характер. Одиночество «случайно попадает» в сознание человека и снова из него исчезает. Однако одной из основных характеристик этой формы можно определить ее всеобщность: подобное одиночество испытывает каждый человек, находясь в изоляции от других людей. В результативном выражении оно выступает как чувственное образование: когда человек один, он испытывает страх, тревогу, неуверенность ... Чувственное сознание знает одиночество как нечто сущее, самостоятельное другое, не имеющее мыслительного определения, наполняющее восприятие человека богатыми по содержанию чувствами, которые являются материалом сознания.

Переживание природного одиночества выталкивает человека навстречу другому и постольку к самому себе. Переживание это настолько велико, что напрочь отвернуло человека от мира природы. Развитие человеческого разума сначала позволило человеку выделить себя как нечто совершенно отдельное от живой системы; затем — назвать ее «окружающей средой» и почувствовать способность управлять ею и подчинить ее себе; затем — накопить силы для ее уничтожения и еще больше отделиться от той системы, в которой он — лишь один из составляющих элементов.

Формирование человека общественного

Социализация как процесс формирования человека общественного

Отчуждение человека от себя не возможно без включения его в сообщество людей. Для того чтобы жизнь человека с самого начала была наполнена смыслом, и у него не было желания усомниться в этом смысле, важно не только сформировать человека «изнутри», но и организовать его «снаружи», закрепив в структурированной общности с самого рождения.

Рассмотрим социализацию как двоякий процесс: встраивания человека в общество и встраивания общества в человека.

В процессе социализации человек усваивает накопленный поколениями социальный опыт, приобретает формы поведения и способы проявления, одобряемые в обществе, то есть стремится стать таким, чтобы общество захотело принять его в свои ряды.

Вспомним известное утверждение Л.С.Выготского [23] о том, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. «Его приняли руки врача-акушера или повивальной бабки, но приняли так, как это рекомендует делать накоп ленный к этому времени социальный опыт; над ним склоняется лицо матери, говорящей на определенном языке и ухаживающей за ним так, как это принято на данный момент в данной культуре; ему дают имя, являющееся своего рода «социальным значком», позволяющим отличить его от других младенцев.

Родившегося человека изначально окружает многообразный, сложно структурированный социальный мир. Мир того общества, членом которого ему только предстоит стать, но без которого он уже не может существовать и которое уже относится к нему как к своему потенциальному будущему. Идет время, и отношения ребенка и этого общества становятся все более многообразными. Мир его общения расширяется: кроме матери в него включаются другие взрослые и дети; он узнает о все большем количестве социальных ролей — водителя в автобусе, врача в поликлинике, воспитательницы в детском саду; у него начинают складываться первые представления о себе как о части этого социального мира — ребенке своих родителей, мальчике или девочке, жителе того или иного города» [23] .

Окружающий социальный мир помогает ребенку не только определить себя в нем, но и демонстрирует ему систему существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Открытие и освоение мира служит формированию ценностно-нормативной системы человека. Цель «встраивания» общества в человека — вырастить из человека природного человека социального (общественного) — человека, который будет обладать необходимым набором качеств и черт, которые позволят ему жить среди других людей и, следовательно, чувствовать себя одиноко как можно реже. Однако, на наш взгляд, цель социализации этим не ограничивается. Обществу важно, чтобы человек не только нуждался в обществе и не мог без него жить, самому обществу необходимо, чтобы человек был ему полезен. Обществу не только необходимо оградить человека от себя самого, не допустить его к самому себе, но и сделать из человека активного помощника в достижении общественной цели. В данном случае уместно говорить о социализации как о социальном строительстве человека. Можно сказать, что ценностно-нормативная система, формируемая в человеке и обеспечивающая социальный контроль со стороны общества, носит характер, социально-необходимый и обществу, и человеку. Ниже мы рассмотрим это утверждение более подробно.

Иными словами, человека необходимо сконструировать. Чтобы проделать столь «сложную работу» общество активно использует всю ту же человеческую способность: переживать одиночество.

Общественный инструментарий формирования человека общественного

Рассмотрим процесс конструирования человека, тот инструментарий, с помощью которого конструируется общественная «начинка» человека а, точнее, каким образом одиночество человека участвует в этом процессе.

Как бы ни было широко распространено негативное отношение к одиночеству, в разные времена и в разных культурах не случайно наряду с отрицательным существовало отношение, предполагающее, что одиночество может играть и позитивную роль, что оно даже может приносить пользу как окружающим, так и самому человеку.

Эстетическое одиночество

Традиционно социальная роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение [4]. Однако понятие социальной роли можно трактовать несколько шире: роль включает в себя совокупность моделей и форм самых разнообразных проявлений человека, его права и обязанности по отношению к другим ролям, набор чувств, которые необходимо испытывать и показывать в той или иной ситуации. Социальную роль, таким образом, можно определить как вклад человека, в жизнь общества, ожидаемый и требуемый; как место, занимаемое человеком в социальной системе. «Личность», в интересах которой действует современный человек, — это социальное «я»; эта «личность» в основном состоит из роли, взятой на себя индивидом, и в действительности является лишь субъективной маскировкой его объективной социальной функции» [132, 105]. Мы не претендуем на всеобъемлющее изучение этого широкого понятия. Наша задача - рассмотреть, каким образом социально-ролевое поведение, с одной стороны, позволяет, помогает человеку избежать одиночества, а, с другой, - связывает человека с обществом кр е п кими уз ами.

Можно выделить две основные функции социальных ролей, благодаря которым у человека появляется возможность не думать о себе, не переживать свое одиночество: - овладение ролями позволяет человеку общаться с другими, «скользя по поверхности» своего Я. Хотя и здесь возможно возникновение так называемых нестандартных ситуаций, которые приглашают человека окунуться в самого себя, задуматься о том, что его внутренний мир может быть чем-то ему не знакомым. Одновременно с этим нестандартная ситуация может стать стимулом для совершенствования ролевого поведения. - несмотря на то, что развивающееся самосознание позволяет человеку стать автономнее, ролевой репертуар, усваиваемый человеком, крепко связывает его с другими людьми.

Обществу, в свою очередь, с целью контроля всегда было выгоднее, чтобы люди объединялись в различные по численности сообщества. Исходя из принципов полезности, целесообразности и безопасности, общество «отсортировало» из многообразия межличностных отношений необходимые проявления, формы поведения, права и обязанности, которые обеспечивали безликую для человека, но идеальную для общества игру. Рассмотрим в качестве примера мощное ролевое образование «семья». Люди с увлечением создают семьи, обеспечивая свое постоянное отражение в другом, наполняя свою жизнь постоянным общением. Но когда мы говорим: «идеальный муж», «идеальная жена», «идеальная пара», то подразумеваем, часто неосознанно, насколько успешно два человека справляются с тем, что от них требует общество. Сегодня семья — это то, что во многом призвано цементировать устои общества, это первичная ячейка социализации и контроля, тот мир, который передает подрастающему человеку вековой опыт ролевого функционирования и проверяет, насколько человек успешен в этом обучении. По справедливому выражению Э.Фромма, семью можно считать «психологическим агентом общества» [132, 238] .

Более того, одинокий человек представляет для общества гораздо большую опасность, нежели тот, кто включен в семейную систему. Общество склонно поддерживать это «социальное объединение» и формировать отрицательное отношение к тем, кто не желает в этой игре участвовать. Так, в Древних Афинах, где супружество считалось одной из главных обязанностей гражданина, общественное мнение буквально заставляло мужчин обзаводиться семьями, поскольку «одинокие люди, холостяки не пользовались тем уважением, каким окружали людей женатых и имеющих детей», а в Спарте агамия (безбрачие) даже наказывалась атимией (лишением чести) или крупным штрафом за уклонение от своих гражданских обязанностей [22, 14 0]. Издавна известны также обряды публичного осуждения и высмеивания неженатых парней и незамужних девушек (а также холостяков): у австрийских крестьян их заставляли тащить из леса тяжелые бревна; у венгров устраивали под окнами «кошачьи концерты», громыхая железными предметами и выкрикивая оскорбительные стишки; у французов во время карнавала существовал унизительный обычай возить по деревне верхом на осле задом наперед или ставить соломенное чучело у дома наказываемого [4 6; 117] .

Похожие диссертации на Феномен одиночества: философско-антропологический анализ