Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологический анализ феномена молчания Катюхина Татьяна Викторовна

Философско-антропологический анализ феномена молчания
<
Философско-антропологический анализ феномена молчания Философско-антропологический анализ феномена молчания Философско-антропологический анализ феномена молчания Философско-антропологический анализ феномена молчания Философско-антропологический анализ феномена молчания
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Катюхина Татьяна Викторовна. Философско-антропологический анализ феномена молчания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Катюхина Татьяна Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/530

Введение к работе

I Актуальность темы исследования

Интерес к исследованию темы молчания вызван стремлением развить встречающуюся в философской традиции мысль, что человека есть не только единственное в живой природе свободно говорящее существо, но «он же и первое молчащее существо»1, говорящую о том, что исследовать природу молчания можно исключительно сквозь призму рассмотрения природы человека Поэтому, если исходить из того, что молчание присуще только человеку, и, познавая человека, можно раскрыть природу молчания, обосновывается актуальность рассмотрения молчания как феномена философско-антропологического исследования Но, несмотря на общий интерес философов, историков, культурологов, литературоведов, писателей к исследованию темы молчания, работ именно по философско-антропологическому анализу феномена молчания можно встретить достаточно мало. Современная философия, в частности философская антропология, все чаще делает предметом своего рассмотрения не основания бытия и человека, а обращается к исследованию «пределов возможного»2, а значит того, что часто находится за рамками словесного выражения

Однако современное скоростное движение смены событий не всегда способствует извлечению смыслов из происходящих событий, поэтому многие из них так и остаются нами не поняты и не осмыслены, что создает ситуацию расширения «симулятивных пустот культуры»3 и вовлеченности нас в обмен пустыми знаками Это обстоятельство делает рассмотрение темы молчания весьма актуальной, ибо молчание, становясь наиболее адекватной формой языкового существования человека, дает возможность человеку вспомнить о своей мыслящей природе и, осуществляя паузы, восполнить эти пробелы и пустоты Устранение пустого, огрубевшего, мертвого языка

1 Бкбихин В В Язык философии. - СПб Наука, 2007 - С 32

2 Гиренок Ф И Удовольствие мыслить иначе - М Академический проект, 2008 - С 7

3 Гиренок Ф И Удовольствие мыслить иначе - M. Академический проект, 2008 - С 16

открывает путь для некоторой непосредственности, наивности человеческой природы, что весьма характерно для детского восприятия мира и мира искусства, что также может стать предметом исследования в рамках рассмотрения темы молчания

К теме молчания мы обращаемся тогда, когда хотим понять, всегда ли понимание связано исключительно со словами, или, если вспомнить «мысль изреченная есть ложь» Ф Тютчева или «и лишь молчание понятно говорит» В Жуковского, то тогда появляется возможность показать, что язык не всегда способствует пониманию Вся эмоциональная, творческая сторона человеческой природы показывает нам ограниченность языка, его неспособность выразить всю полноту внутреннего мира человека Это может свидетельствовать о том, что мы понимаем больше, чем это позволяет нам выразить язык, что понимание может предшествовать слову, и оно происходит в «дословной» природе человека, где пребывают мысли и образы, и очерчиваются границы нашего миропонимания.

Исследование «пределов возможного» сближает современную философию с искусством, которое, выходя за рамки театров, концертных залов, галерей на улицу, в переходы метро, на площади, расширяет свое проявление до пределов Современная философия и искусство все больше стараются не просто отразить мир, а создать и изобрести что-то новое, поэтому-то они все больше нуждаются не столько в упорядоченности и детерминации, сколько в воображении, образности, символичности. Таким образом, можно сказать, что современная философия вобрала в себя определенные черты искусства, а вместе с тем и то, что лежит в основе искусства, а именно, понятие воображение, природа образа, символа Стремлениями к исследованию этих тем обусловлена еще одна из причин заинтересованности и актуальности в рассмотрении темы молчания, а также тем, что гибель любой мыслительной деятельности человека начинается с осознания исчерпанности суждений о существующих смыслах и событиях,

что как раз не дает возможности случиться, если исходить из «дословной» природы человека

Продолжая разговор об актуальности выбранной темы исследования, следует обратить внимание еще на один важный момент, присутствующий в современной философской антропологии, а именно на то, что лежит в основе языковой деятельности «Сам по себе язык - это великий немой В нем нет ни мыслей, ни сознания»4, лишь только соединившись с воображением, может появиться мышление, которое потом будет выражено словесно А из этого следует, что у языка есть некоторый исток, т е молчание, где присутствуют воображение, образы, мысли, благодаря которым мы и получаем возможность речевой деятельности Здесь в «дословной» природе человека происходит то, что дает возможность зарождению мыслей, смыслов, образов, которые в дальнейшем становятся осмысленными и произнесенными не кем-то, а голосом самого человека.

Данные положения дают нам основание для философско-антропологического исследования феномена молчания как сферы порождения мыслей, смыслов, образов, находящие свое начало в воображении и эмоциях Л это, в свою очередь, позволяет нам говорить о существовании в человеке «дословной» природы, которая дала возможность человеку однажды заговорить, а теперь составляет основу его речи, поведения, жизни, заменив собой утерянную сущность5, о которой мы узнаем от М Фуко Фуко говорит нам о том, что нужно «мыслить в пустом пространстве, где уже нет человека» , а значит у человека нет и сущности Существование «дословной» природы не дает возможность ограничивать рассмотрение человека рамками завершенности, ибо исходит из того, что человек есть существо мыслящее и, к тому же, мистериальное, таинственное и непостижимое Лишение человека его сущности делает основной

* Гиренок Ф И Удовольствие мыслить иначе - М Академический проект, 2008 - С 27

Сущность (от лат essentia) - то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить// Всемирная энциклопедия Философкя.-М АСТ,2001 -С 1039 *ФукоМ Археология знания -Киев Ника-центр, 1996 -С 143

особенностью современной философской антропологии стремление показать нескончаемые попытки человека постичь самого себя как нечто постоянно становящееся и незавершенное, что также отражает саму природу молчания, и что в дальнейшем будет нами отнесено как раз к «дословной» природе человека

Поэтому актуальность рассмотрения темы молчания обусловлена, прежде всего, необходимостью восполнить пробел в исследованиях феномена молчания и осуществить философско-антропологический анализа этого феномена, ибо молчание, в первую очередь, неразрывно связано с познанием самой природы человека, а во-вторых, молчание способствует расширению возможностей речи

Степень разработанности проблемы

Среди отечественных исследователей рассмотрению темы молчания посвящена отдельная глава в работе В В Бибихина «Язык философии»7 Автор с самого начала акцентирует внимание на том, что без исходного молчания речи бы могло и не возникнуть, и поэтому, выбор между молчанием и речью проходит через весь язык, становясь его основой Но возникает вопрос если молчание - это основа слова, то зачем нужно делать между ними выбор9 Молчать, по мнению философа, способен только человек, только он может удержать тишину словом и всей своей жизнью Но так как человек есть существо языковое, то молчание для него открывается только в языке, и в нем оно сохранено Но если молчание является основой слова, то почему же оно сохраняется в слове, ведь природа слов - это знаковые отношения, молчание же, если его рассматривать как отрыв от коммуникации, имеет принципиально иную природу.

Рассмотрению феномена молчания посвящена работа отечественного исследователя К А Богданова «Очерки по антропологии молчания»8, где автор пытается рассмотреть различные контексты употребления молчания и

' Бибихин В В Язык философии. - СПб Наука, 2007 - 389 С

' Богданов К А. Очерк по антропологии молчания - СПб Русский христианский гуманитарный институт,

1998 -345 С

делает это весьма основательным образом Оценка философом молчания связана с его иррациональной основой, ведь, как говорит автор, ничто так не подчеркивает норму, как абсурдность и парадокс9 Молчание, в опыте которого распознается реальность Другого, выявляется как универсальное противодействие культуры нормативам социальной тавтологии и как последняя альтернатива того, что было и может быть еще сказано о человеке Таким образом получается, что молчание приобретает здесь коммуникативную функцию, ибо с помощью него мы познаем Другого Но ведь для этого есть язык, а не молчание

Из зарубежных философов, тему молчания затрагивал Л Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате» Она выражена в одном из самых запоминающихся и ярких афоризмов его работы- «6 54 О чем невозможно говорить, о том следует молчать»10 Здесь молчание приобретает характер «безмолвия» или «невыразимого», что отражает сакральную, мистическую сторону человеческого бытия, для которой не всегда подходит словесная форма Это понимание молчания роднит его с неявным знанием М. Полани" Данный афоризм Витгенштейна пытается разобрать в своей работе «Слово и молчание в русской культуре» М Эпштейн12. Философ замечает, что само построение этого афоризма, связь его первой и второй частей, объединяет молчание с говорением и тем самым ставит под сомнение то, что хотел сказать автор Значит, у молчания и речи есть нечто общее, какой-то общий предмет. Именно невозможность говорить о чем-то делает возможным молчание о том же самом, поэтому молчание получает свое развитие от разговора и становится дальнейшей формой его проявления Здесь мы видим подход, который трактует молчание как то, что нашло свою основу в речи

' Богданов К.А. Очерк по антропологии молчания - СПб Русский христианский гуманитарный институт,

1998 -С 272

10 Витгенштейн Л Логико-философский трактат//Витгенштейн Л Философские работы 4 1 -М Гнозис,

1994 - С 73

"ПоланиМ Личностное знание На пути к посткритической философии -M Прогресс, 1985 -344С

12 Эпштейн М Слово и молчание в русской культуре //Эпштейн M Слово и молчание метафизика русской

литературы - М Высшая школа, 2006 - 559 С

Таким образом, если у Ьибихина речь возникла благодаря молчанию, то у Эпштейна, молчание - благодаря речи.

В докладе под названием «Язык»13 М Хайдеггер повествует о том, что говорить о языке сложнее, чем писать о молчании, а в работе «Бытие и время»14 молчание становится мерой языка «Язык основывается внутри молчания Молчание - вот самое скрытое вымеривание меры»15. Но если молчание является мерой, значит, оно уже не является основой, ибо мера создает границы, тогда как основа - еще не значит граница, и, в таком случае, слово является мерой смыслообразующего хаотического пространства молчания Но у Хайдеггера все наоборот, молчание - это граница слова В этой книге «Бытие и время» философ исследует молчание, которое предполагает в самом себе существование речи, являясь его границей Таким образом, сущность человека, по Хайдеггеру, покоится в языке, который рассматривается как самостоятельная, самовластная сила, которую нужно ограничивать, и здесь как раз и необходимо молчание, как «чистилище» слов Таким образом, молчание воспринимается как форма или одежда, которая должна одеться на язык и ограничить его края, превратив в подлинный дом бытия Получается, что молчание становится неким онтологическим объектом, в котором заложены пределы бытия

У Мерло-Понти в работе «Косвенный язык и голоса безмолвия»16 появляется идея о том, что молчание является неким контекстом, который находится как бы вовне, но, тем не менее, наделяет смыслом поток происходящих событий Но ведь контекст также предполагает словесное выражение, значит молчание, будучи контекстом, приобретает свойство знака

Если попытаться подойти к рассмотрению темы молчания, исходя из этимологии самого понятия, то «молчание» - это «не произносить ничего, не

13 Хайдеггер M Язык. - СПб Эйдос, 1991 - 23 С

" Хайдеггер М Бытие и время - СПб Наука, 2006 - 450 С

15 Хайдеггер M Бытие тремя -СПб Наука, 2006 -С 233

lfi Мерло-Покги М Косвенный язык и голоса «безмолвия»// Мерло-Понти M Знаки -M Искусство, 2001 -

С 85

издавать никаких звуков»17. А так как звуковая речь непременно связана с коммуникацией, поэтому молчание традиционно рассматривают, либо как средство коммуникации, и тогда оно воспринимается как особый невербальный язык, либо как средство, освобождающее от пут коммуникации, и тогда молчание противоречит слову. В последнем случае, моччание может быть рассмотрено в психологическом, религиозно-мистическом и эстетическом контекстах.

Как особый способ коммуникации мы встречаем молчание у таких авторов, как- Н Т Абрамова , Н Д Арутюнова , В В. Богданов , В С Крестинский21, Е М Верещагин и В Г Костомаров, И Н Горелов И Н. и др У Абрамовой молчание принадлежит к внешним не-словесным мыслительным актам, имеющим знаковую природу, и представляет собой нулевой речевой акт, а также отсутствие звука Но если молчание имеет знаковую природу, то чем же тогда оно отличается от слова, основу которого и составляют знаковые отношения? Далее автор говорит, что молчание характеризует не само «тело», а коммуникативные средства, являясь компонентом человеческого общения и выполняя множество коммуникативных функций, которые меняются в зависимости от коммуникативной ситуации В своей работе Абрамова упоминает о классификациях актов молчания, которые выделяли Дж Йенсен, Т Брюно, А Стредье, В В Богданов22 С В. Крестинский в работе «Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге» также приводит различные функции молчания Н Д. Арутюнова детально разбирает различные контексты молчания в работе «Молчание контексты употребления», приходя к выводу, что общие

17 Толковый словарь русского языка СII Ожегова - М Наука, 1997 - С U3 " Абрамова Н.Т Несловесное мышление - М ИФ РАН, 2002 -234 С

19 Арутюнова Н Д Молчание контексты употребления// Логический анализ языка. Язык речевых действий.
- М Наука, 1994 -С 106-117

20 Богданов В В Молчание как нулевой речевой знак и его роль в вербальной коммуникации//Языковое
общение и его единицы -Калинин. Изд-во Калининского университета, 1986 -С 12-18

21 Крестинский В С Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге/Шичностные аспекты языкового
общения - Калинин Изд-во Калининского университета, 1986 - С 92-97

23 Абрамова H Т Несловесное мышление - M ИФ РАН, 2002 - 236 С, Богданов В В Молчание как нулевой речевой знак и его роль в вербальной коммуникаиии//Языковое общение и его единицы — Калинин. Изд-во Калининского университета, 1986 -С 12-18

границы молчания определяются тем, что о молчании говорят только на фоне коммуникации, и тогда оно представляет собой знак стоящего за ним содержания В таком случае, молчание превращается просто в средство выражения различных состояний человека, находящегося в коммуникации Поэтому в зависимости от контекста автор приравнивает молчание к речевому акту или форме поведения в виде поступка или противодействия Если же мы рассматриваем молчание как отступление от коммуникации, то в психологическом аспекте, говорит Арутюнова, молчание становится равносильно симптому душевного неблагополучия, в религиозно-мистическом аспекте влечет отказ от мирской суеты, а в эстетическом -связано с бессилием слов перед красотой мира Основное, что мы узнаем из этих работ о молчании - это то, что оно является знаком, поэтому меняется в зависимости от ситуации, что способствует коммуникации между Я и Другим. Получается, что все, чем характеризуется само молчание - это отсутствие звука, а все остальное - дело контекста, но тогда, оно не отличается, ни от немоты, ни от тишины, ни от безмолвия, основа которых также в отсутствии звуковой речи

Рассмотрение темы молчания встречается в связи с изучением проявлений детского аутизма, связанного с нарушением в потребности к коммуникации. Исследование этой проблемы можно встретить у таких авторов, как Р М Фрумкина, Т Е Браудо, ГЛ. Зайцева, И.А Соколянский, А И Мещеряков, Л С Выготский, Ж Пиаже, Э Блейлер и др Блейлер в работе «Аутистическое мышление» обосновывает важность рассмотрения феномена этого мышления, которое влияет на формирование умственной деятельности ребенка и вообще сопровождает человека на протяжении его жизни

Отказ от рассмотрения молчания в рамках коммуникативной стратегии,

позволяет рассматривать его в психологическом, религиозно-мистическом и

эстетическом аспектах Рассмотрение природы молчания в эстетическом

аспекте связано с противопоставлением языка слов и мыслей языку чувств

Здесь молчание становится «Невыразимым», ибо язык слов оказывается излишним перед духовной и природной красотой мира, или «Безмолвным», в качестве воздержанности от употребления слов Об этом мы узнаем из русской поэзии. «Невыразимое»(1819г) В А. Жуковского, «Silentium'» (1830г) ФИ Тютчева, «Silentium» О Мандельштама, поэзия М Цветаевой, В Набокова, И Анненского, В Иванова, А Белого и многих других Этот же аспект молчания мы находим у теоретиков немецкого романтизма К Морица и В Вакенродера23, рассматривающих природу и искусство в качестве «высших» языков по сравнению со словесным описанием О молчании как смысле, который «порождается чувственной практикой» говорит С. Зонтаг24, развивая идеи Р Барта25 О том, что, сопрягая мысль и слово, человек ограничивает словом мысль, говорил Т Карлейль26, о том, что «безмолвие -это душа вещей», говорил М Роллини

Таким образом, основная идея всех авторов - показать бессилие слов перед духовной или природной красотой мира, что превращает молчание в «Невыразимое»

В XX веке тема молчания находит отражение в кинематографе среди таких деятелей искусства, как: Ю Н Тынянов, С Эйзенштейн, В Пудовкин, Г Александров и др Эти исследования породили, а отчасти и напомнили об интересе к теме молчания сквозь призму его связи с музыкой Эти исследования проводят Н И Жинкин, СЗ Исхакова, ФМ Софроновидр

В психологическом аспекте молчание чаще всего рассматривают как симптом внутреннего кризиса болезни, отчуждения, чувства одиночества, внутренних переживаний, как олицетворение смерти или как иллюстрацию речевой патологии Олицетворение молчания со смертью наиболее ярко представлено в мифологической традиции, о смертельной интенции молчания в русской мифологической традиции пишут- О А Черепанова, В Н

23 Вакснродср В Фантазии об искусстве - M Искусство, 1977 - 236 С 21 SonBg S Against Imerpntation N Y, 1966

23 Барт P Удовольствие от текста// Барт Р Избранные работы. Семиотика, Поэтика. - M Прогресс, 1994 -С 462-518

26 Карлейль T Этика жизна// Карлейль Теперь и прежде -M Республика, 1994 -С 296-36S

Топоров «Заметки о двух индоевропейских глаголах умирания» , ХФ Лавкрафт, Г.С Виноградов В литературе яркими примерами рассмотрения молчания как смерти являются рассказ «Молчание» Л Андреева28, стихотворения Бунина И «Слово»(1915г), «Смерть поэта» (1837г) М Лермонтова, некоторые стихотворения О Мандельштама и др

Почти во всех этих произведениях молчание ассоциируется со смертельным Хаосом, с символом неопределенности бытия Однако природа мифологического мышления такова, что она не рассматривает понятия только с одной стороны, так и молчание, ассоциирующееся со смертью, приобретает здесь и весьма положительные оттенки, и молчание становится связано с постижением глубочайших тайн бытия Исследованием этой двусмысленной природы молчания в мифологическом мышлении занимались- К Хюбнер, Д К Зеленин, Э Б Тэйлор, К Г. Юнг, С С Аверинцев С С. и др Сравнение молчания с дыханием, т е зарождением жизни, можно увидеть в новелле И Бунина «Легкое дыхание»29, для С Кьеркегора30 молчаливое шествие Авраама с сыном приближает нас к опыту чистой религиозности, а задержка дыхания — к полноте подлинной экзистенции

О молчании как об отчуждении, одиночестве, внутренних переживаниях мы узнает от экзистенциалистов. У С Кьеркегора молчание Авраама связано с непонятностью его всем Другим, с отсутствием связи с общим бытием, и поэтому это молчание становится причиной одиночества

Парадоксальная природа молчания делает его объектом рассмотрения в культурологическом аспекте. М Эпштейн говорит о том, что причина подобных противоречивых аспектов рассмотрения таких понятий как молчание, обусловлена изначальной парадоксальностью самой культуры, в частности русской Подобное отношение к молчанию отразилось в

Топоров В H Заметки о двух индоевропейских глаголах умирания// Исследования в области балто-славянской духовной культуры Погребальный обряд / Под ред. В Иванов} - М Наука, 1990 - С 47-53 21 Андреев Л Избранное -М Современник, 1982 -С 82-97

29 Бунин И Собрание сочинений в 6-ти т Т 4 -М Художественная литература, 1988 -С 54-57 "КьеркегорС Страх и трепет -M Республика, 1993 -383 С

пословицах и поговорках, которых о молчании существует огромное множество С одной стороны, это одобрительная оценка молчания Доброе молчанье - чем не ответ, Слово - серебро, молчанье — зочото, Кто молчит - не грешит, но в тоже время Моччать, так и дело не скончать, Крепкое молчание ни в чем не ответ, Молчанию прав не будешь3'

В религиозно-мистическом аспекте молчание чаще всего рассматривается как «безмолвие», которое располагает к общению с Богом Из античных источников известен обет молчания, существовавший в пифагорейских сообществах По словам Д Лаэртского, изучающего жизнь и изречения древних философов, мы узнаем, что ученики Пифагора пять лет проводили в молчании, только внимая его речам, но, не видя его, пока не проходили испытания32

Обоснование преимуществ молчания в христианской традиции восходит к святоотеческой литературе33, и в целом связано с зарождением монашества, где кратчайшим путем в уединение становится безмолвие и глухота к окружающему миру, что обеспечивает внутренняя природа молитвы, которая, как скажет В В Розанов, должна быть внутри церкви34

В христианстве молчание ценилось достаточно высоко Здесь внешнее безмолвие оказывается прикрытием внутреннего диалогического общения с Абсолютом Молчание является «условием «другого разговора» - общения с Богом и Природой, их прямого познания»35 Жизнь в единении с Богом

31 Душешга K.B Большая гашга афоризмов -М Эксмо, 2006 -1056 С

32 Лаэртский Д О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов - М Мысль, 1979 - 620 С
"Флоровский Г В Восточные отцы церкви. - М ACT, 2003 - 640 С, Гуревич АЛ. Проблемы
средневековой народной культуры -М Искусство, 1981 -359 С

Розанов В В Окало церковных стеа - М Республика, 1995 - 558 С, Грек АГО словах со значением речи и молчания в русской духовной традиции//Логический анализ языка. Язык речевых действий. - М Наука, 1994 -С 117-125

35 Арутюнова Н Д Молчание контексты употрсбления/Шогический анализ языка язык речевых действий. -М Наука, 1994 -С 106-117

порождает феномен исихазма Об основных традициях исихазма мы узнаем от современного философа С Хоружева", где молчание способствует вхождению человека в диалог с Инобытием, от М. Эпштейна38 и др Об особой природе молчания - «Бога в молчании» - скажет М Экхарт39, потом это будут развивать Т Мюнцер, С Франк, Я Беме Установочная ориентация на феноменологию «молчащего» познания в значительной степени характеризует гносеологические стратегии буддизма (в особенности дзен-буддизма), даосизма, теорию и практику индуизма Об этом говорит множество исследований40

Зарубежной литературы по исследованию феномена молчания достаточно много, но она рассматривает молчание в зависимости от разных контекстов употребления, и к тому же среди этой литературы мало переведенной на русский язык. В этих исследованиях происходит социолингвистический, культурологический, психологический, религиозный анализ феномена молчания, и почти нет работ по философско-антропологическому исследованию этого феномена, хотя на некоторые зарубежные исследования в данной работе ссылки делаются Среди работ, сравнительно давних по написанию, можно выделить Menschmg G , Baden HJ42, Sterner G43, Roloff V44 Среди новых работ по теме молчания

Исихазм («спокойствие, тишина, уединение», т с «священное безмолвие»), где известны такие мыслители как Григорий Палама, Нил Сорский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др Значительная часть идей исихазма была сформулирована еще Отцами Церкви в первом тысячелетии Большая их часть представляла собой мистические монашеские практики Основным теоретиком исихазма стал ев Григорий Палама, учение которого было признано официальной доктриной православия Исихазм - это мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления, духовного «внутреннего» узрення Искхасты утверждают, что энергия Бога пронзает весь мир, и исихасты зрят несотворённое и невещественное излучение Бога. В основе исихазма лежит понятие «умное делание» «внутреннее зрение», которые сопровождаются постоянным чтением покаянной молитвы Как писал Григорий Палама. «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное»//Григорий Палама. Триада в защиту священно-безмолвствующих /Пер ВениаминоваВ -М Канон, 1995 -С 120

Хоружий С С Очерк синегрийной антропологии - М. Институт философии, теологии, истории ев Фомы, 2005 -408 С

38 Эпшгейн М Слово и молчание в русской культуре Юпштейн M Слово и молчание метафизика русской литературы - М Высшая школа, 2006 - 559 С

Экхарт М Духовные проповеди и рассуждения - M Амфора, 2008 - 256 С

40 Дэвид-Ниль А. Мистики и маги Тибета. - Ростов -на-Дону, 1991 — 141 С .СудзукиДТ Основыдзен-
буддизма - СПб Наука, 1992 -130 С , ГрихорьеваТ П Даоилогос -М Наука, 1992 -424 С, Апология
мудрости/Жости и плоть дзен -М Эксмо, 2004 -40ОС идр

41 Menschmg G Das heihge Schwaigen. Berlin, 1926

42 Baden HJ Das Schweigen Berlin, 1952

осуществлен исторический очерк обобщающего характера Burke Р4} (есть английское издание) Социологический подход к восприятию молчания Basso К N 46, Tyler S А 47, Ciani MG4S Молчание в литературе, театре, фольклоре Ruberg U49, Knussel К50, Tannen D5', Oesterberg Е "Mentalities and Other Realities Lund Bromley (русский перевод- Эстсрбсрг Э Молчание как стратсгая поведения53), молчание в религиозной традиции McCumfrey

Таким образом, после проведенного анализа степени разработанности исследований по феномену молчания становится очевидно, что молчание рассматривается, либо как способ коммуникации, и тогда оно становится аналогом слова, приобретая знаковую природу, либо, лишаясь этою свойства, начинает рассматриваться в разных аспектах, становясь все чаще предметом исследования для искусства, психологии, философии религии, онтологии, эстетики, но не философской антропологии. В этих исследованиях молчание либо отождествляется с «безмолвием», «невыразимым», «тишиной»; либо открывается в речи и через нее познается, либо речь становится основой молчания; либо молчание становится формой по ограничению языка

Данное исследование феномена молчания показывает, что в настоящее время молчание очень редко становится предметом исследования для философской антропологии, а* также в его основе не рассматривают

Sterner G Language and Silence Essays on Language, Literature and the Inhuman. New York. 1967 "RoloffV Reden und Schweigen Munchen, 1973

45 Burke P Reden und Schwelgen Zur Geschichte sprachlicher ldatitaU Berlin, 1994

46 BassoKN To gi\e up on Words Silence in Western Apache Culture//Southwestern Journal of Antropology
1970 M 26 P 213-230

" TylerSA The Said and the Ansaid New York, 1978

"CiantMG The Regions of Silence Amsterdam, 1987

i9 Ruherg U Bercdtes Schweigen in lehrhafer underiahlander deutschen Literature des Miitelalters Munster, 1978

50 Knussel К Reden und Schweigen in Marchen und Sagen. Diss Zurich, 1980

sl Tannen D Silence as Conflict Management m Hctton and Drama //Conflict Talk/Ed A D Grtmshaw

Cambridge, 1990 P 260-279

52 Oesterberg F Mentalities and Other Realities Lund Bromley, 1991 P 9-30

53 Эстерберг Э Молчание как стратегия поведения// Мировое древо Международных журнал по теории и
истории мировой культуры Вып.4 - M, 1996 -С 21-42

" McCumfrey Е Silence//Encyclopedia of Religion/Ed M Ehade New York 1987 Vol 13 P 321-324

незнаковую природу, но что, в свою очередь, создает обширное пространство для исследований в этой области

Объект исследования

Феномен молчания

Предмет исследования

Проявление особенностей природы человека в феномене молчания

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы ответить на вопросы В чем заключается философско-антропологический анализ феномена молчания? Для того чтобы достичь поставленных целей, требуется решить следующие задачи

- осуществить философско-антропологический анализ причин
появления речи и природы молчания,

проанализировать речь как способ самовыражения человека и таинственную природу молчания,

осуществить анализ понятия «дословной» речи для объяснения природы молчания;

- критически проанализировать знаковую природу молчания,

- осуществить анализ понятий неозначенное молчание, основу которого
составляет образа как соединение реального и сверхреального, и значимое
молчание речи, где молчание становится неразрывно связано с выражением
переживаний человека;

- проанализировать таинственную и многогранную природу молчания,
Теоретико-методологические основы исследования

Выбранная для исследования тема диссертации оказывается невероятно сложной по той причине, что здесь осуществляется попытка извлечения из множества различных областей философского и научного знания, таких как культурология, философия религии, эпистемология, психология, этнология, лингвистика и др. того необходимого, что позволит обеспечить именно философско-антропологический анализ феномена

молчания, а в дальнейшем будет использовано при попытке обнаружения философско-антропологических основ исследования различных понятий и категорий Пытаясь выявить эти философско-антропологические основания исследования понятий и категорий, применяется системный подход, для реализации которого оказывается необходимым привлечение следующих методов

метод сравнительного анализа различных трактовок речи и молчания (метод сравнительного языкознания приведенных понятий, сравнительно-культурологический подход к исследованию природы молчания),

метод этимологического анализа основных используемых в работе понятий и категорий,

- метод культурного и исторического анализа произведений по
выбранной тематике исследования,

методы психологического анализа, позволяющие выявить внутренние основы исследуемого феномена с целью осуществления наиболее глубокого анализа рассматриваемых понятий;

метод «следов», введенный в историографию школой «Анналов» и представляющий собой возможность реконструкции недоступного в настоящий момент для целостного исследования по выбранной проблематике путем обращения к его проявлениям и «остаткам», сохранившемся в философской традиции

Теоретическим основанием работы становится исследование историко-философских работ по рассмотрению причины происхождения языка, особо подробно в работе уделяется внимание концепциям Н Я. Марра, Ю М Бородай и Б Ф Поршнева Предложенное П Флоренским деление слова на три формы, внешнюю, внутреннюю и семему слова, дает основание для рассмотрения речи, которая аналогичным образом будет состоять из трех составляющих Внешней форме слова будет соответствовать внешняя речь, внутренней форме слова - внутренняя речь, а вот семеме слова, будет соответствовать речь, которую мы обозначаем как «дословная» речь, ибо

семема превращает слово в образ, символ, т е. утрачивается знаковая природа слова, ибо «символ есть символизируемое»55. Таким образом, употребляя слово «дословное», мы хотим показать, что знаковая природа слово противостоит незнаковой, «дословной» природе образа или символа, что отражает и природу молчания Для обоснования этого тезиса проводится исследование знаковой природы слов и природы символа в работах Ч Пирса, Ч Мориса, Ф-Соссюра, Б Поршнева, П Флоренского, А Лосева, Э Фромма и др Для исследования незнаковой природы образа и символа, природы молчания, понятия «дословное» привлекаются работы Ф И Гиренка, в частности работа «Удовольствие мыслить иначе», статьи ВЛ Рабиновича, среди них «Видеть просто или просто видеть''»56, а также работа Э. Блейлера «Аутистическое мышление», где на основе исследования аутистической природы мышления, делается вывод о первостепенной роли воображения в мыслительной деятельности человека Этимологический анализ понятия «молчание» позволяет выявить его таинственную природу, исследование которой осуществляется на основе работ П Флоренского, А. Пузырей, А. Мейера, изучающих природу тайны

Научная новизна результатов исследования:

1 В данной работе осуществлено исследование неозначенной природы молчания, которая выводит рассмотрение молчания за рамки знаковой природы слова и сближает молчание с природой образа, ибо в образе происходит соединение реального и сверхреального, существующего и несуществующего Проанализирована природа молчания и обнаружены истоки этой природы молчания в пространстве мистериальных действий, основу которых и составляют образы и символы, поэтому природа молчания исследована с использованием таких понятий, как воображение, образ, смысл, мысль, отражающих основную природу и характер молчания

Флоренский П А Детям моим Воспоминанья прошлых лет Генеалогические исследования Из соловецких писем. Завещание -М ACT, 2004 -С 35

и Рабинович ВЛ Видеть просто или просто видеть// Философия наивности. - М. МГУ, 2001 - С 72-42

  1. С учетом выделения П Флоренским внутренней, внешней формы и семемы слова, обосновано существование трех видов речи, внутренней, внешней и «дословной» речи, где «дословная» речь отражает основные свойства семемы слова как символа и раскрывает неозначенную, образную природу молчания. Вводится понятие «дословного» письма в виде изображений и жестов, раскрывающих природу молчания как способ «дословной» речи выражаться в движениях человеческого тела Во внутренней речи молчание становится значимым молчанием речи и представляется в виде пауз, где происходит процесс осмысления смыслов «дословной» речи.

  2. Обосновано положение о том, что коммуникативная функция присуща молчанию лишь в пространстве «Я-Ты», что следует из самой природы семемы слова, когда основу разговора составляет мистическое единство душ

  3. На основании исследований неозначенной, образной, таинственной природы молчания, которая неразрывно связана с природой самого человека, вводится понятие «дословной» природы человека, характеризующая человека как существо мыслящее, обладающее возможностью порождать смыслы и образы, благодаря способности к воображению

  4. В результате анализа основных особенностей наивного искусства - желание выразить непосредственные переживания, видение мистической, символической связи между изображаемыми предметами и жизнью, ориентация не на широкую публику зрителей, а на конкретного зрителя, находящего в смысловом поле созданного художественного образа -обосновано положение, что в основу познания «дословной» природы человека может быть положено рассмотрение феномена «наивности», ибо «наив - закваска любого творчества»57

Положения, выносимые на защиту:

57 Рабинович В Л Видеть просто или просто видеть// Философия наивности. -М МГУ, 20О1 -С 52

1. Человек рассматривается как существо, с одной стороны, незавершенное и становящееся, а с другой, как обладающее связью со сверхреальным, делающим бытие человека сопряженным с некоей тайной В ходе познания таинственной природы человека, раскрывается тайна феномена молчания Природа молчания связана с образом и мыслью, в образе соединяется реальное и сверхреальное, чувственное и сверхчувственное, а мысль, может быть, как о существующем, так и о несуществующем

2 Молчание, явившись условием появления языка, превратило его из немого в говорящего, благодаря способности человека к воображению и порождению смыслов Звуковая речь, появившаяся как сопровождение мистериальных действий, хранит в себе нечто невыразимое, неозначенное, оставленное в ней самой природой мистериальных действий

  1. «Дословное» в языке имеет свою основу в символическом пространстве культа В едином пространстве «смыслообразов» мистерии рождается то, что П Флоренский называет семемой или «душой слова», а в данной работе обозначается как смыслообразующая «дословная» речь «Мы» Из нее благодаря способности человека к воображению, появляется «дословная» речь для себя, основанная на неозначенном молчании

  2. Основу «дословной» речи составляет молчание, являющееся

условием для появления новых смыслов и образов, для запечатления и

овладения которыми необходимо «дословное» письмо, представляющее

собой способ «дословной» речи выразиться в движениях человеческого тела

Природу «дословного» письма, представленного в виде изображений,

воплощающих в себе образы, и жестов, также составляет молчание. Во

внутренней речи неозначенное молчание становится значимым молчанием

речи, представляя собой паузы, во время которых происходит процесс

осмысления смыслов и событий, происходит обращение к смыслам

«дословной» речи, что способствует формированию внутреннего мира

человека.

5 Исследование человека как существа незавершенного, становящегося, мыслящего и творческого позволяет положить эти свойства в основу «дословной» природы человека и осуществить ее анализ в рамках рассмотрения феномена «наивности» Непосредственность, символичность, открытость наивного способа восприятия себя и мира, рассмотренная на примере наивного искусства, отсылают к мистериальному образу «Мы», образному и символическому мышлению Современное искусство во многих своих проявлениях обращается к опыту «наивного» восприятия, тем самым выявляет внутренний план человеческого бытия, стремится выразить нечто мистическое, символическое, «дословное»

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость диссертации заключается в попытке восполнить пробел в философских исследованиях феномена молчания, с целью вывести рассмотрение молчания за рамки знаковой природы и с целью осуществления философско-антропологического анализа феномена молчания Результаты исследования могут быть использованы при рассмотрении тем, связанных с изучением природы человека, сознания, бессознательного, природы аутистического мышления, а также при исследовании философских оснований современного искусства Практическая значимость результатов диссертационного исследования обусловлена тем, что они могут применяться при чтении курсов по философской антропологии, по культуро чогии, по философии сознания, по русской философии

Апробация диссертационной работы

Основные результаты исследования были изложены в рамках докладов на Международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносовские чтения» (Москва, 2006-2009 гг), на Международном научном симпозиуме «Время культурологии», посвященный 75-летию Российского института культурологии (23-26 мая 2007г.), на Международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль, 2008г), на

традиционном ежегодном конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре — шаг в XXI век» (Москва, 2007г ), а также на заседании кафедры философской антропологии Отдельные аспекты темы обсуждались в ходе ведения семинарских занятий в рамках учебного курса «Философская антропология» в 2006-2007 учебном году на философском факультете МГУ им.MB Ломоносова

Структура диссертации

Диссертация состоит из Введения, пяти глав, включающих в себя в общей сложности 12 параграфов, Заключения и Библиографического списка используемой литературы

Похожие диссертации на Философско-антропологический анализ феномена молчания