Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Католические монашеские миссии на Северо-Западе России Маракушина Екатерина Валерьевна

Католические монашеские миссии на Северо-Западе России
<
Католические монашеские миссии на Северо-Западе России Католические монашеские миссии на Северо-Западе России Католические монашеские миссии на Северо-Западе России Католические монашеские миссии на Северо-Западе России Католические монашеские миссии на Северо-Западе России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маракушина Екатерина Валерьевна. Католические монашеские миссии на Северо-Западе России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Маракушина Екатерина Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/762

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторический аспект зарождения и существования монашеских миссий . 14

1. Методологический аспект и пути исследования истории католических монашеских миссий в России . 14

2. Истоки монашества. 19

Глава 2. Основные тенденции развития католицизма и католического монашества на Северо-западе России 27

1. X - первая половина XIX вв. 27

2. Середина XIX в. -1991 гг. 54

3. Возрождение структур католической церкви на Северо-Западе РФ в 1991-2006 гг. 77

Глава 3. Деятельность католических монашеских орденов на Северо-Западе России . 92

1. Францисканцы 92

2. Иезуиты 99

3. «Русские иезуиты» 112

4. Доминиканцы 120

5. Мальтийский орден 129

6. История пребывания монашеских миссий при Соборе Св. Екатерины в Санкт-Петербурге . 133

7. Биографии 137

Заключение 158

Список литературы 168

Введение к работе

Актуальность исследования. Северо-Запад России издавна являлся регионом, притягивающим представителей разных национальностей и культур. Пограничный характер региона и наличие удобных торговых путей обусловило то, что с древнейших времен на Северо-Западе Руси существовали крупные торговые города, в которых пересекались, взаимно обогащая друг друга, различные культурные традиции. Такими центрами в Древней Руси, несомненно, являлись Новгород и Псков в периоды их расцвета. Европейское культурное влияние прослеживается в этих городах весьма отчетливо. Санкт-Петербург, с самого своего основания испытавший на себе значительное влияние западноевропейской культуры и сегодня остается городом многонациональным и поликультурным.

Религия всегда была непосредственно связана с культурными традициями народов. Поэтому любое место соприкосновения разных национальных культур неизбежно становится и местом взаимодействия разных религий и конфессий. Северо-Запад России и особенно Санкт-Петербург, с его столичным положением, являются наиболее показательным примером. Сегодня здесь представлены все мировые религии и основные христианские конфессии. Католическая община до конца 2Ох гг. XX века оставалась одной из крупнейших среди неправославных религиозных организаций Северо-Запада. Сегодня католицизм продолжает занимать значительное место в этно-конфессиональной картине Северо-Западного региона.

Для построения в России гражданского общества, неотъемлемым элементом которого является этно-религиозная толерантность, необходимо всестороннее изучение истории и современного положения всех этно-религиозных меньшинств, ознакомление основной массы населения с их традициями. История монашеских миссий, как наиболее ярких выразителей католичества, позволяет наиболее четко представить особенности развития католицизма в данном регионе.

В то же время католицизм российского Северо-Запада, в особенности представленный монашествующими, вызывает особенный интерес как фактор, в течение длительного времени оказывавший влияние на формирование мировоззрения жителей региона. Это влияние выражалось прежде всего в самом факте существования католических общин, монастырей и миссий, которые, объективно присутствуя в жизни региона, наряду с другими религиозными и этническими меньшинствами, способствовали развитию терпимости к носителям иной религиозно-культурной традиции. В точке пересечения религиозных и культурных влияний, каковой, несомненно, является на протяжении веков Северо-Запад России, возникает особый характер мировоззрения людей, характеризующийся толерантностью и открытостью.

С другой стороны, на Северо-Западе присутствовало и влияние католицизма как идеи, прежде всего, в богословии и религиозной философии. Оно шло из Западной Европы через труды многих православных богословов, учившихся по книгам знаменитых католических авторов разных времен, зачастую воспитывавшихся в учебных заведениях, курируемых монашескими орденами, и впитавших в себя многие характерные элементы католического богословия. Заметное католическое влияние прослеживалось начиная с эпохи Петра I и в системе образования, построенной по европейскому образцу, и имеющей в своей основе традицию обучения и воспитания, разработанную Орденом иезуитов.

На примере Северо-Запада России также можно в подробностях рассмотреть историю православно-католических взаимоотношений и процесс становления и развития межконфессионального диалога.

Таким образом, именно Северо-Запад дает наиболее показательную картину монашеского миссионерства Католической церкви в России.

Степень научной разработанности проблемы^ Вопросы истории католических монашеских миссий в России, и, в частности, в Северо-Западном регионе на сегодняшний день изучены недостаточно. При небольшом количестве работ, все они, так или иначе, небеспристрастны, а некоторые и прямо тенденциозны. Это объясняется тем, что из всех авторов, занимавшихся данной проблематикой, одни сами принадлежали к структурам Католической церкви, другие же трактовали историю католицизма в России, явно недоброжелательно относясь к предмету своего исследования. Последнее в равной мере касается как православных исследователей прошлого столетия (Д. А. Толстой, А. Морошкин и др.), так и советских историков (Б.Я. Рамм, Э. Винтер).

Исследования о католицизме и католическом монашестве в России, принадлежащие католическим авторам (П. Пирлинг, Н. Бок и др.), представлены более широко. Однако и среди католической литературы на сегодняшний день существует весьма мало исследований, специально посвященных католицизму в Северо-Западном регионе. Большинство трудов католических авторов в большинстве своем повествуют о проблемах российско-ватиканских дипломатических отношений, сообщая лишь краткие сведения о внутренней деятельности монашеских миссий.

После 1991 года было опубликовано несколько книг, имеющих непосредственное отношение к проблеме истории католицизма на Северо-Западе России и содержащих сведения о монашеских миссиях. Это работа «Посол Его Святейшества» о дипломатической миссии нунция Томмазо Ареццо в Петербурге, принадлежащая перу о. Мишеля Амара-Пуанье, краткий очерк В. Задворного и А.В. Юдина «История Католической церкви в России», выпущенный издательством Колледжа Католической Теологии им. Св. Фомы Аквинского в Москве в 1995 году, вышедшая в 1998 году в Санкт-Петербурге брошюра священника С. Голованова «Католичество и Россия: Исторический очерк», в том же году изданная работа «Римско-католическая церковь на Северо-западе России в 1917-

1945 гг.» М.В. Шкаровского в соавторстве и выпущенная 2001 году в Саратове книга О. А. Лиценбергер «Римско-Католическая церковь в России: история и правовое положение». Несомненно, одними из важнейших работ являются труды А.Р. Андреева, посвященные как монашеским орденам вообще, так и Ордену иезуитов в частности, а также В.А. Захарова, в которых рассматривалась история мальтийского Ордена. Проблемами истории католицизма в России сегодня занимается московский исследователь А.В. Юдин. Его работы являются значительным вкладом в дело изучения истории и эволюции католических общин в России.

Сведения о католических приходах Новгорода, Пскова и Санкт-Петербурга, а также ряда городов в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях содержатся в отдельных изданиях, посвященных истории этих городов и их архитектурным памятникам. Наиболее полная информация о большинстве католических церквей Санкт-Петербурга содержится в книге С. С. Шульца «Храмы Санкт-Петербурга: история и современность».

По сравнению с исследованиями, изданными в России, литература, изданная за рубежом, посвященная католицизму в России и истории монашеских миссий, более многочисленна. Основная масса иностранных книг о российском католицизме не имеет переводов на русский язык. Особенно много работ на французском языке посвящены деятельности в России Ордена иезуитов и мальтийского Ордена (И. Трояновский, А. Крайон, Де Пьерредон и др.).

Однако издания, переведенные на русский язык и содержащие сведения о католических монашеских миссиях, безусловно, дополняют историографическую базу исследования. Это такие работы как «Миф об иезуитах: от Беранже до Мишле» М. Леруа, «Католическая церковь и русское православие: два века противостояния и диалога» А. Тамборра,

«История христианского монашества» Л. Хольца и др. Все они были переведены в конце XX - начале XXI века.

Довольно подробные исследования по истории отдельных католических храмов и приходов проведены польскими искусствоведами и историками архитектуры. Так, еще до революции 1917 г. в Варшаве на польском языке была издана работа С. Сенницкого «Историческое описание Римско-Католической церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге с 1763 по 1872 гг.» . На сегодняшний день наиболее полной работой о Санкт-Петербургской католическом соборе св. Екатерины Александрийской является монография Р. Ханковской «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге» , изданная в Варшаве в 1997 г.

Цели и задачи диссертационного исследования заключаются, во-первых, в анализе исторической эволюции католических монашеских миссий в Северо-Западном регионе России с момента возникновения до настоящего времени. Во-вторых, в рассмотрении как объективных (политическая, экономическая, духовная ситуация в стране и, в частности, на Северо-Западе), так и субъективных (внутрицерковные перемены, личностный фактор) причин, обусловивших динамику деятельности миссий в данном регионе. В-третьих, в раскрытии внутренней логики эволюции российского католицизма в Северо-Западном регионе, имея в виду, в особенности, его мировоззренческий аспект, и анализе возможных перспектив развития католицизма на Северо-Западе России, его места в межконфессиональном и поликультурном диалоге.

Выполнение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

Изучить деятельность католических монашеских миссий в исторической ретроспективе;

Siennicki St. «Opis historyczny rzymsko-katolickiego kosciola sw. Katarzyny w St. Petersburgu od r 1763 do 1872», Warszawa, 1872 HankowskaR. «Kosciol Swi^tej Katarzyny w Sankt-Petersburgu», Warszawa, 1997

Обозначить характерные особенности каждого исторического периода;

Провести социологический анализ динамики функционирования объектов изучения и сделать выводы относительно ожидаемой динамики;

- Рассмотреть отношение российских (советских) властей и общества к католицизму в целом и к монашествующим в частности;

Установить объективные и субъективные факторы, оказывавшие и оказывающие наибольшее влияние на развитие католических общин Северо-Запада России и функционирование миссий;

Выявить преемственность в мировоззрении католиков Северо-Западного региона России с момента зарождения первых общин до настоящего времени, а также охарактеризовать особенности мировоззрения современных российских католиков;

Суммируя полученные данные, представить общую картину многопланового взаимодействия католических монашеских миссий с различными общественными структурами;

В соответствии с изложенным материалом доказать тезис о католичестве, как одном из традиционных неправославных вероисповеданий на Северо-Западе России;

Определить возможные перспективы развития католицизма в Северо-Западном регионе.

Методология исследования была обусловлена целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. В ее основу был положен принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительно-исторического и типологического анализа. Это позволило рассмотреть историю католических монашеских миссий на Северо-Западе России в контексте политических и социальных изменений, происходивших в

российской истории и Католической церкви в целом. Сравнительно-исторический анализ предоставил возможность выявить особенности деятельности католических монашеских миссий в разные исторические периоды, а также позволил полнее раскрыть механизм взаимовлияния католиков Северо-Запада и российского общества.

Источниковая база работьг Основными источниками по истории католицизма на Северо-Западе России являются законодательные акты российского правительства, судебные дела, сохранившиеся церковные административные документы, документы финансово-хозяйственной отчетности католических приходов, а также мемуары и переписка.

К сожалению, церковные архивы многих католических приходов Северо-Запада России были уничтожены или утеряны во время революции, гражданской войны и политических репрессий. Значительная часть документов в период 1917 - 1920-х годов была вывезена за пределы России и также бесследно исчезла. Сохранилось сравнительно небольшое количество архивных материалов, могущих служить источниками для изучения приходской жизни католиков Северо-Запада в дореволюционную эпоху.

Основой для данного исследования явились материалы Российского государственного исторического архива (некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот), а также многочисленные опубликованные документы: акты, грамоты, уложения, уставы, распоряжения, регламенты, сведения о регистрации, законоуложения, указы, мартирологи, летописи, хроники и т.д. Так, по законодательным актам можно не только судить об отношении правительства к монашеским миссиям и Католической церкви в России в различные периоды истории, но также изучать её официальную структуру и восстанавливать отдельные факты приходской жизни. Именно сведения, содержащиеся в этих источниках, позволяют воссоздать

многоплановую картину истории и деятельности католических монашеских миссий.

Еще до революции предпринимались попытки систематизировать и опубликовать правительственные указы и распоряжения, касающиеся Католической церкви в России. Существует несколько сборников документов, посвященных данной теме. Еще одной работой данного типа является книга «История Римско-Католической церкви в Российской империи (XVIII - XIX вв.) в документах Российского Государственного исторического Архива» / «Historia Koscioia Rzymskokatolickiego w Imperium Rosyjskim (XVIII - XIX w.) w dokumentach Rosyjskiego Panstwowego Archiwum Historycznego», выпущенная на русском и польском языках приходом Св. Станислава совместно с РГИА.

Весьма важными источниками для изучения католицизма на Северо-Западе России являются материалы судебных процессов по делам российских католиков. До революции 1917 г. это так называемые дела о «совращении в католичество», хранящиеся ныне в Архиве Св. Синода (в РГИА - Ф. 796) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф. 821). Дела о «русских католиках»: Ф. А. Голицыне, B.C. Печерине, Е. П. Балабине, И. С. Гагарине, И. М. Мартынове, Ю. К. Астромове хранятся в Архиве Государственного Совета по департаменту гражданских и духовных дел (Дела: №90 (1845 г.), №159 (1847 г.), №257 (1865 г.) и др.). Судебные дела российских католиков советского периода, в большинстве случаев осужденных за «контрреволюционную деятельность» и «шпионаж в пользу Ватикана», хранятся в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга и в архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

См.: «Акты и грамоты о устройстве и управлении Римско-Католической церкви в Империи Российской и Царстве Польском», «Устройство Римско-Католической церкви в России»; Белоголов И. М. «Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению Римско-Католической церкви в России» и многие другие

Сохранившиеся церковно-административные, финансовые и другие
документы католических приходов находятся в Государственном
Российском Историческом Архиве, Архиве Российской Академии Наук,
Архиве Академии Изобразительных Искусств, Архиве Управления
Государственной Инспекции Охраны Памятников и Государственном
Архиве Санкт-Петербурга. Наиболее важные документы

дореволюционного периода истории хранятся в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге. Важнейшие сведения о Католической церкви на Северо-Западе России с 1917 г. содержатся в документах, хранящихся в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга (Ф. 56 и Ф. 7384).

Новизна диссертационного исследования. В представленной работе впервые дается комплексное освещение эволюции католических монашеских миссий в северо-западном регионе России. В имеющихся немногочисленных исследованиях, посвященных истории Католической церкви в России, история католицизма на Северо-Западе рассматривалась в общем плане, а анализ эволюции монашеских миссий, как целостного явления, ранее не предпринимался вовсе.

Особую значимость настоящему исследованию придает тот факт, что в нем были использованы собранные в результате шестилетних полевых исследований автора данные, которые помогают глубже понять особенности деятельности католических монашеских миссий на Северо-Западе России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Католические монашеские миссии внесли существенный вклад в культуру, образование, межконфессиональные отношения и поликультурный диалог на Северо-Западе.

  2. Проникновение и функционирование Римско-Католических монашеских миссий на территории Северо-Запада России в

немалой степени было вызвано политическими причинами и оказало большое влияние на развитие международных связей.

  1. Учитывая укорененность католичества на Северо-Западе России в течение многих столетий, на данной территории его логично рассматривать как традиционное вероисповедание.

  2. Присутствие представителей католических монашеских миссий в настоящее время является необходимым условием для полноценного функционирования Римско-Католической церкви в России.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования российского католицизма и истории католических монашеских миссий в работах как исторического, так и религиоведческого плана, в экспертной работе. Материалы работы могут также применяться при подготовке вузовского курса, спецкурса по истории католицизма в России, семинаров по религиоведению.

Апробация работы. Основные положения настоящего исследования представлены в публикациях автора (список публикаций прилагается в конце автореферата). Они апробировались в выступлениях на российских и международных конференциях: «Восточная Европа: Концерт культур» (2003), «Восточная Европа: диалог в христианстве» (2000), «Восточная Европа: прошлое и современность» (1999), «Обновление города через образование» (2000), «Философия XX века: школы и концепции» (2001), «Философские и духовные проблемы науки и общества» (2002), «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы», а так же на 11-13ой международных конференциях молодых ученых (2000 - 2002).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка привлеченных к исследованию источников и литературы. Объем диссертации 167 страниц текста, библиографический список включает в себя 209 работ на русском, польском, английском и французском языках.

Методологический аспект и пути исследования истории католических монашеских миссий в России

Проблема изучения католических монашеских миссий может быть поставлена и рассмотрена в разных методологических ракурсах, в зависимости от целей и задач изучения. Католические миссии могут быть исследованы с использованием разнообразных методов исторической, культурологической и социологической наук. В настоящем исследовании применяется комплексная методология современных религиоведческих исследований, опирающаяся на антропологический подход и принцип феноменологического описания.

В диссертации присутствуют и те методологические подходы, которые представляют собой универсальный арсенал гуманитарных наук: принцип историзма и источниковедческий анализ.

В диссертации рассматривается важный в методологическом отношении вопрос о восприятии католических монашеских орденов в России и путях исследования их истории. Католический монашеский орден как историко-культурный феномен не только представляет собой весьма древний образец проявления религиозного в культуре и обществе, но и предполагает высокую интенсивность религиозной жизни, а так же определенную повышенную сопротивляемость всевозможным инновациям. Каковы механизмы существования этого религиозного института в современном обществе, и каким образом это состояние было достигнуто в рамках исторического становления -ответу на этот вопрос и была посвящена данная диссертация.

Специфическая острота взаимодействия религий на Российском пространстве, тесно связанная с темами взаимодействия культур и цивилизаций, заставила нас привлечь и цивилизационныи подход к анализу религиозной ситуации в России на протяжении последних двенадцати веков.

История католического монашества в Санкт-Петербурге неразрывно связана и с историей, и с внешней и внутренней политикой Российской империи. Присутствие Римско-католической церкви в России (в том числе представленное монашествующими) всегда вызывало общественный резонанс. Непривычное, нетрадиционное особенно в такой отрасли, как религиозная жизнь воспринималось как враждебное и угрожающее в той степени, насколько традиционным было воспринимающее это общество. Так же в этой области большой интерес вызывает динамика отношений государственных деятелей России к католическим монашеским орденам как представителям традиции иных государств, связанная с изменениями политической обстановки.

Это задает необходимость живого проникновения в материал, как через личностный контакт с носителями данного феномена, так и через современные философские инновации, какие призваны связать данный объект, на сколько это возможно, с общей логикой становления знания, определив его ценность, а главное - место и положение в общей картине культуры.

Необходимо подчеркнуть важность современных глобальных процессов, определяющих значение истории существования католических орденов в России как части целого.

Мирча Элиаде описывал современного человека как оказавшегося в положении перманентной инициации . Перед ним в таком случае должен стоять вызов этой инициации во всей его экзистенциальной полноте - Элиаде описывает его именно таким. Сейчас, впервые в истории России, человек оказывается в условиях свободного религиозного выбора, а религия - в условиях сосуществования в конкурентной борьбе такого разнообразия видов. Само требование сосуществования предполагает интеграцию, но -ограниченную. Это мнение высказал недавно умерший классик религиоведения Ниниан Смарт (Ninian Smart), в своём интервью журналу Scott London4. На прямой вопрос: случится ли глобальное объединение религий в одну, Смарт ответил, что ему кажется более вероятным формирование планетарной системы ценностей, в которой будет место для различных религий. Но Смарт также подчеркнул, что толерантность как необходимая черта современной религиозности - это не только способность мирного сосуществования религий, но и их сотрудничества, сотворчества в рамках глобального религиозного поиска человечества. То есть должна быть создана возможность принимать решения «в контексте детерминированной единством человечества единой человеческой культурой»5.

Другой важной проблемой требующей теоретического осмысления и специфического подхода оказывается то, что католическое монашество на территории России, страны с сильными православными традициями, оказывается в положении гостя, иначе - чужака. Дихотомия «свой-чужой», так свойственная мышлению человека, тотально господствовавшая в традиционном сознании, до сих пор играет определённую роль в уже современном массовом сознании. Таким образом, каждый шаг католического монаха оказывался частью диалога, частью взаимодействия «чужого» и «своего» - опытом, которым обладали в наибольшей степени иезуиты, чья деятельность во многом помогла Европе открыть для себя Азию. Это было осуществлением определённых стратегий, не столько направленных на ассимиляцию, но и просто познавательных по своей природе. Более того, существенным фактором оказывается деятельный подход к осуществлению служения в католическом монашестве - их присутствие не было анонимным не только на культурном или религиозном уровнях - но так же и на уровне повседневной жизни.

Возможно, что каждый конфликт западной и восточной церквей носил форму конфликта цивилизации - таковыми могут считаться походы Ордена Меченосцев или разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году. Эти два наиболее известных факта часто приводят в пример агрессивности поведения западных соседей православных церквей. Однако, важно отметить, что безотносительно оценок этих событий прошлого, нынешняя ситуация изменилась.

Современное понимание единства человечества связано с таким явлением как глобализация. Это явление, по сути, амбивалентно - с одной стороны это формирование некой единой идеологии, построенной на ценностях в духе международных конвенций и пактах о правах человека. С другой стороны - это проведение в жизнь политики, выгодной экономически и политически доминирующим странам. Это противоречие нужно иметь в виду, так как оно является источником той неоднозначности в оценках современности, которую можно увидеть, например, в работах П. Бурдье .

Другим значимым, и, безусловно, влияющим на все стороны человеческой жизни, фактором глобализации является формирование универсального информационного поля, того, что современные исследователи обозначают как глобальную информационную культуру.

Современное исследование религиозного явления отличает от аналогичного труда, скажем, начала века, появление новых доминант, относительно общих для всей планеты - относительно единого правого поля, единого потока информационного обмена и выделение новых политических центров. И, прежде всего - окончательно сформировавшегося за XX век понимания каждого человека как равноправного и равноценного члена тотальной общности всех людей - человечества.

В этом свете современное положение католичества в России и такой специфической его формы как монашеские ордена представляет собой предмет особого академического интереса. Этот феномен представляет собой не только весьма древний образец природы религиозного, но и предполагает высокую интенсивность религиозной жизни, а так же повышенную сопротивляемость инновациям исторического развития человечества. Каковы механизмы существования этой формы в современном состоянии общества, и каким образом это состояние было достигнуто в рамках исторического становления -вопросы, ответ на которые непосредственно связан с религиозно-экзистенциальным положением человека в наше время. Католические монашеские ордена в России интересны также в связи с механизмами модернизации и секуляризации религии. Какие черты католицизма как такового обуславливают их существование, и что в современном мире вызывает их существование и развитие важно как для общей характеристики динамики религии сегодня, так и для выяснения ситуации с католицизмом в частности.

Фигура монаха с неизбежностью принимает другой смысл сегодня, когда неуместным становится даже фигура «рыцаря веры». Каков смысл борьбы с плотью, в эпоху явно предшествующую моменту технологизации и этой области человеческой активности - вопрос, на который даётся свой ответ каждым принятым постригом.

Середина XIX в. -1991 гг.

К началу XIX в. число католических епархий в России выросло до шести: Могилевская, Виленская, Луцкая, Минская, Самогитская и Каменецкая. Сложность государственно-церковных отношений состояла в том, что суффраганами назначенного верховной властью архиепископа Станислава Богуш-Сестренцевича стали епископы, утвержденные на эти должности папой. Они возглавляли епархии еще в период польской независимости. Поэтому отношения их с Богуш-Сестренцевичем с самого начала были острыми.125 Попечитель Виленского учебного округа князь Чарторыйский понимал, что отношение к католическому вероисповеданию в православной России не более чем терпимое, а потому оно должно приспособиться к имперской системе.126 Архивные данные свидетельствуют, что борьба за создание альтернативной иезуитской богословской школы в России обострилась сразу после ликвидации иезуитской академии. Примером тому служит прошение литовского провинциала доминиканского ордена Цецерского об открытии на свои средства духовной академии, не подведомственной Виленскому университету. Не смотря на то, что просьба была подкреплена ходатайством от дворянства Витебской губернии, в ней было отказано.127

Базилианские монастыри, не содержавшие учебных заведений, по указу правительства должны были ликвидироваться. По сведениям Католической коллегии за 1813 год в трех провинциях базилианского ордена существовало 85 мужских и 11 женских монастырей. Большинство из них имело или содержало духовные и светские школы. Обострение польского национального вопроса привело к новому восстанию в 1863 году, после подавления которого в Сибирь административным порядком выселялись целые польские деревни. Закрывались католические монастыри, монахи высылались, а имущество передавалось Греко-российской церкви, что заложило основу национально-религиозного конфликта, разразившегося после достижения Польшей независимости в 1918 году. На место выселенных поляков переселялись украинцы и белорусы, костелы переосвящались в православные церкви.

В господствующее православие, по данным Синода, перешло около 50 000 «латинян», которым угрожала высылка в Сибирь по подозрению в поддержке восстания. За обращение в «правую веру», в соответствии с российским законодательством, они были освобождены от наказания. Спустя 40 лет после манифеста о веротерпимости они или их потомки вернулись в католичество.

Административное преследование и ограничение коснулось деятельности всей Римско-католической церкви в России, которое привело к упразднению нескольких епархий и духовной академии в Варшаве. 2 октября 1866 года Пий IX публично осудил меры Российского императора, за что последний наказал папу аннулированием конкордата и разрывом дипломатических отношений.

Кроме того, Синод активно пытался разлагать римский католицизм на его родных просторах. Узнав о трудностях аббата Гетте (Guette), книги которого запрещались католической цензурой во Франции, Московская духовная академия за сочинение «Схизматическое папство» избрала его доктором православного богословия «honoris causa». В 1862 году аббат перешел в православие, принял русское подданство и был перерукоположен в священники. Позже он служил в Париже в русской посольской церкви и публиковал по-французски труды против папства.

Указом Александра II от 10 октября 1867 года Римско-католической духовной коллегии наряду с римско-католическими епархиями Российской Империи были подчинены также и епархии Царства Польского. Тем же указом император постановил, что все сношения между Римом и католиками в России должны осуществляться только через Духовную коллегию. Последнее распоряжение вызвало недовольство Святейшего Престола, ранее старавшегося не замечать существование Духовной коллегии. Папа Пий IX в энциклике "Levate" от 17 декабря 1867 года осудил Коллегию, запретив епископам посылать в нее заседателей. Пять епископов послушались Папу, за что были удалены со своих кафедр и сосланы. Позиция Святейшего Престола изменилась после того, как указ от 18 февраля 1875 года изъял из компетенции Духовной коллегии посредничество в сношениях католического клира с Ватиканом и решение брачных дел, превратив ее в административно-хозяйственный орган. Циркуляром от 2 марта 1875 года государственный секретарь кардинал Джакомо Антонелли объявил епископату Российской Империи и Царства Польского, что Папа признает Римско-католическую духовную коллегию допустимой и разрешает посылать в нее заседателей.

Могилевские митрополиты, как правило, пребывали в С.-Петербурге, где председательствовали в Духовной коллегии и только совершали интронизацию в могилевском кафедральном соборе. 14 марта 1873 года Папа Пий IX посланием "Ex parte imperialis gubernii" официально разрешил архиепископу и митрополиту Могилевскому перенести свою резиденцию в С.-Петербург, с условием, что его архидиоцез будет по-прежнему называться Могилевским.

Указом от 10 октября 1867 года в империи деятельность католической церкви поставлена под жесткий контроль со стороны государства, она была буквально превращена в схизматическую от Рима организацию. Но Католическая церковь рассматривалась российским правительством заложником польского вопроса, что привело к национальной консервации католичества.

Из-за непреклонной позиции католического епископата русское правительство вновь вступило в переговоры с Апостольским Престолом. В 1875 году последовала реформа Духовной коллегии, где католическим епископам была дарована несколько большая свобода, чем ранее.

В то же время наблюдалась устойчивая тенденция к обособлению этнических групп, составляющих единую католическую общину Северо-запада России. В регламенте Санкт-Петербургской католической церкви, данном Екатериной II, приход уже формально разделялся на четыре нации, каждая из которых через своих представителей участвовала в хозяйственной деятельности прихода. Жесткое разделение этнических групп по регламенту предполагает то, что политика противопоставления друг другу различных национальных групп католиков была проводима правительством намеренно, и известный принцип «divide et impera» сыграл и здесь свою роль.129 Воцарившийся император Александр III, проводя охранительную политику, начал нормализацию отношений со Святым Престолом. В 1883 году было заключено очередное соглашение, а в следующем году был вновь назначен посланник в Рим.

Убийство Александра II 1 марта 1881 года, вызвало большой резонанс в Ватикане, побудив папу Льва XIII осудить убийство в энциклике «Diuturnum illud» от 29 июня 1881 года. Так же в этой энциклике он пишет, что «лишь божественная добродетель христианской религии создала твердые основания стабильности и порядка, пропитав собой все общественные обычаи и институты.... Лишь христианское учение содержит чудесную силу, способную удовлетворить как тех, кто повинуется, так и тех, кто повелевает, и обеспечить между ними то согласие и почти единство устремлений, которое абсолютно соответствует природе и порождает спокойствие и правильное течение общественной жизни».130 В долгом понтификате папы Льва XIII выделяется два важных элемента - убежденное стремление к объединению с православными, от которого папа не отказывался до конца своих дней, и внимание к «социальному вопросу». Человеком же, соединившим в себе также оба эти стремления, проведший много времени в России, был родственник известного архитектора Джакомо Кваренги, монах-варнавит Чезаре Тондини де Кваренги (1839-1907). Близкий друг графа Григория Шувалова, также варнавита, находившийся под его духовным и интеллектуальным влиянием (именно Тондини издал автобиографию Шувалова «Ma conversion et ma vocation»), Тондини перенял у графа стремление целиком посвятить себя делу объединения и сближения с православными, в особенности с русскими. Этой задаче, которую он считал своей «миссией», Чезаре Тондини остался верен всю свою жизнь, пользуясь полной поддержкой своей конгрегации Святого Престола. Он умело действовал в нескольких сферах - богословско-культурной, исследовательской, публицистической, пастырской и одним из первых обратил внимание на важность воссоединения церквей. Перу Тондини принадлежит множество работ, такие как «Journal de ma vie interieure» («Журнал моей внутренней жизни»), «La primaute de Saint-Pierre prouvee par les titres qui lui donne l Eglise russe dans la liturgie» («Первенство святого Петра доказанное титулами, которыми его награждает в своей литургии русская церковь»), «Le Reglament ecclesiastique de Pierre le Grand» («Духовный регламент Петра Великого»), «L avenir de l Eglise russe» («Будущее Русской церкви»), «The Pope of Rome and the Popes of the Oriental Church» (« Римский папа и папы Восточной церкви»), и многие другие. Стремление Тондини «вернуть Россию в единство с Римом» объединила его с русскими иезуитами, Гагарин, Мартынов и Балабин писали ему следующее: «Нет никаких сомнений, что вас (варнавитов) ждет в России великое будущее. Именно вам предстоит расчистить нам путь... Наше положение, как русских, и как иезуитов, является непреодолимым препятствием...

Иезуиты

Общество Иисуса (Societas Jesu), - монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой в 1534 году, осуществляющий апостольское служение в разнообразных формах, особенно в миссионерской, просветительской, а также активно занимающийся научной деятельностью и сыграл важігую роль в политической истории России.

Первые иезуиты появились в России в конце XVI века, когда Иван Грозный вел войну с Польшей и обратился к папе Григорию XIII за посредничеством в заключении мира с этим государством - события данного периода уже описывались выше.

Следующее их появление было связано с Лжедмитрием и папами Климентом VIII и Павлом V - эти события и их влияния на историю России и ее внешнюю политику мы также уже рассматривали.

В третий раз иезуиты появились в России в 1684 году, когда германский посол Жировский оставил в Москве своего духовника иезуита Шмита. В 1687 году с рекомендательным письмом от германского императора прибыл в Москву иезуит Тихавский (Тихановский)184 .Весьма скоро они составили иезуитский кружок, для которого за счет германского императора был приобретен дом в Немецкой слободе, записанный на имя итальянца Гваксони. Оба этих иезуита были выдворены из России в 1689 году185, когда патриарх Иоаким, возмущенный деятельностью иезуитов, в которой усматривал прозелитизм и шпионаж, пожаловался юным государям Иоанну и Петру Алексеевичам на новую опасность для православия. При этом «дабы не раздражать Леопольда, иезуитов отпустили «милостиво», дав сопровождение до Литовской границы».186

В 1691 году в Москву прибыл посол германского императора Курцей с миссией в пользу иезуитского ордена, однако никакие его доводы не подействовали: в России категорически не хотели видеть иезуитов, но готовы были принять белого священника для окормления католической паствы.

Воспользовавшись этим нюансом, иезуиты вновь обосновались на территории Российской Империи. Как диоцезиальные священники, под предлогом транзитного проезда в Индию и Персию они осели в Москве. Когда Российское правительство уже свыклось с их присутствием, иезуиты вновь начали свою деятельность - учредили училище, в которое приглашались русские дети и некоторых, например, А.Ладыженского, даже успели отправить в Рим, где он вступил в орден. В 1713-1719 годах у Иезуитов Литовской провинции была обитель в Санкт-Петербурге, которой руководил Даниель

Зеровский. Действия иезуитов, в целях поддержания дипломатических отношений с Венским двором, Российское правительство не пресекало, однако, из-за укрывательства царевича Алексея и затруднения его выдачи сношения обоих правительств прекратились. Более того, сочтя неправомерной высылку русского посла из Вены, Петр I счел нужным ответить германскому императору декларацией от 17 апреля 1719 года, выслав из России всех иезуитов, так покровительствуемых императором, а в 1735 году в Вильно Российскими военными властями был арестован, приговорен к каторжным работам и сослан в Тобольск А. Ладыженский.190

В 1772 году при разделе Польши между Россией, Австрией и Пруссией Россия присоединила к себе часть Белоруссии. В административно-гражданском отношении новоприобретенная область была разделена на две губернии.

После роспуска Общества Иезуитов в Европе и первого раздела Польши (1773 год), двести один иезуит в четырех колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказались на территории Российской Империи.. Так Общество продолжило существовать в России до 1820 года. Два фактора обусловили создание этой ситуации: во-первых, непримиримость императрицы Екатерины II, которая, оценивая вклад иезуитов в культурное развитие своей страны, отказалась позволить публикацию буллы о роспуске; и, во-вторых, уступка Папы Пия VI Екатерине, заключавшаяся в следующем: Орден был запрещен буллой папы Климента XIV «Dominus ас Redemptor noster» 21 июля 1773 года, но булла прибыла в Польшу только в середине сентября 1773 года. Екатерина приказала, чтобы эту буллу считали несуществующей, и губернатор Могилева распорядился, чтобы все копии документа были переданы ему. Перед иезуитами вновь остро встал щекотливый вопрос: зависит ли сила действия буллы от соблюдения канонических правил при обнародовании? В это время иезуитов возглавлял ректор полоцкого колледжа, литовец Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Польше был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии. Черневич обратился к Пию VI с разъяснениями позиции канонических адвокатов, считавших, что для иезуитов в Белоруссии, поскольку бреве там обнародовано не было, по-прежнему являлось долгом совести соблюдение монашеских обетов и Устава Общества. Далее он указал, что, несмотря на такую интерпретацию, некоторые из его подчиненных колеблются во взглядах, а некоторые даже считают себя обязанными выйти из Общества. Через кардинала Карло Реццонико Черневич попросил Папу дать каким-либо образом понять, доволен ли он ими. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: "Пусть плод ваших молитв, как предвижу я, и желаешь ты, будет благоприятен". Белорусские иезуиты продолжали служение в своих школах и церквях, за три года, с 1780 по 1783, произошло три события, способствовавшие росту Общества и упрочению его позиций: открытие новициата в Полоцке 2 февраля 1780 года (Высочайший Указ от 16 февраля 1777 года191), и насчитывавшего 8 новициев, избрание генерального викария (Высочайший Указ от 25 июня 1782 года192) и устное одобрение существования Общества в России Пием VI 12 марта 1783 года. Десять лет прошло с тех пор, как Климент XIV издал «Dominus ас Redemptor», и теперь Екатерина была вознаграждена за свою непоколебимость.

В 1773 году Станислав Черневич (провинциал Литовско-Белорусской провинции и ректор Полоцкой коллегии) приехал в Петербург, где пробыл 2 месяца, и после чего иезуиты в новоприобретенных землях принесли присягу Екатерине Великой.

Гавриил Грубер, бывший преемником генерального викария Франциска Каре (с 1802 года), при Павле І, в 1800 году основал в Петербурге иезуитскую коллегию при римско-католической церкви Святой Екатерины. Будучи любимцем Павла I, он стал инициатором его ходатайства папе Пию VII об официальном разрешении ордена иезуитов в России 7 марта 1801 года Папа Римский Пий VII, по предложению генерального викария иезуитов в России отца Франциска Кареу и по личной письменной просьбе царя Павла I, издал документ "Catholicae fidei", в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской Империи. Это подтверждение стало важным событием для последующего полного восстановления Ордена иезуитов во всем мире, которое произошло в 1814 году. Период пребывания иезуитов в Российской Империи имеет большое значение в непрерывной истории Общества Иисуса. «В 1800 году Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, и в этом же году им было разрешено проживание в Санкт-Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих)».194 Они также учредили школу для детей этого прихода и назвали ее «Петербургский коллегиум Святого Павла» («Collegium Petropolitanum Paulinum»), позднее переименованный в «Дворянский коллегиум». В разное время в коллегиуме обучались представители семей Голицыных, Строгановых, Гагариных, Барятинских, Прозоровских, Вяземских и других. Иезуитское образование считалось одним из самых лучших, однако и И.А. Добролюбов,195 и Ф.И. Тютчев196 отзывались о нем с отвращением.

В 1803 году при Петербургской коллегии в новопостроенном Иезуитском доме был открыт Благородный пансион для воспитания детей русской аристократии. В этот же пансион готовился поступать и А. С. Пушкин, но вследствие сопутствующих обстоятельств этого не произошло. В 1805 году в пансионе было 56 воспитанников, в том числе Голицыны, Толстые, Гагарины, Пушкины, Растопчины, Шуваловы, Кутузовы, Вяземские, Северины, Строгановы, Одоевские, Рюмины, Каменские, Глинки и другие.

История пребывания монашеских миссий при Соборе Св. Екатерины в Санкт-Петербурге

При проведении анализа Свода законов Российской Империи, законоположений и распоряжений, относящихся к Римско-Католической церкви в России, особенно касающихся монашества, может сложиться превратное представление об упорядоченности, плавности и регламентированности существования этого института в России. Однако, как мы увидим, процесс пребывания католических монашествующих был весьма сложным, противоречивым и конфликтным. Проиллюстрировать это поможет этот параграф, освещающий пребывание и ротацию монашеских миссий при Соборе Св. Екатерины в Санкт-Петербурге.

Само здание собора было заложено 16 июля 1763 года, и по этому случаю была выбита серебряная медаль с изображением Императрицы и надписью на реверсе: D.O.M./ О. CATHARINAE V. ЕТ.М./ PEDIC. ECCL. HUI CATOL./ sub FASS.AUSP.IMP.TOT.RUSS./ CATHARINAE II. IMP. А. II / S. S. P. N. CLEMENTIS XIII / PONTIFIC. AN. V / comes FRAN. Be SANTI / NOM. EID. IMP. PR. LAPIDEM / POSUT DIE XVI IULI. Так же был выдан диплом, подтверждавший все ранее данные права. Первый камень в основание будущего собора заложил капуцин Иероним Пауло.261

Одновременно с выдачей диплома Императрица подписала указ о создании католического прихода, к которому были отнесены Санкт-Петербург, Кронштадт, Ямбург, Ревель и Рига. Главным его храмом был сделан собор Св. Екатерины на Невском проспекте. Богослужения и требы поручалось выполнять священникам францисканского ордена; при этом причт должен был сменяться каждые четыре года с возможным в отдельных случаях продлением этого срока еще на четыре года. Имущественными делами должен был управлять выбираемый прихожанами приор и восемь его помощников, в число которых должны были входить по два немца, француза, итальянца и поляка. Одновременно с собором, стоявшим в глубине участка, по обе стороны от него на линии застройки Невского проспекта были выстроены два симметричных жилых трехэтажных дома для причта.

С ноября 1773 года центр католической епархии переместился в Могилев. Работы же по строительству собора были в основном завершены в 1782 году. 7 октября 1783 года посланником папы Пия VI архиепископом Халкидонским Джованни Андреа Аркетти было совершено его торжественное освящение.

С 1800 по 1815 годы хозяевами собора были иезуиты. Официальная передача состоялась при Павле I 18 октября 1800 года, несмотря на регламент Екатерины II оті769 года, а митрополит Сестренцевич утратил всякое влияние на приход. 18 декабря того же года была оформлена полная передача, а 11 мая 1801 года вышло распоряжение изменения регламента.264 Теперь по регламенту имуществом управлял епископ, но по Уставу - имущество от его контроля освобождалось. Регламент предоставлял общине право ответственности за церковь, но давал также иезуитам право распоряжаться прибылью церкви, годовые же отчеты подводились избранным представителем общины. Такое количество несогласованностей естественно вело к полной неразберихе и позволило манипулировать актами в свою пользу всем, кто пожелает.

Главой прихода с этого времени становится Гавриил Грубер, а после разрешения в 1802 году иезуитам избирать генерала, он становится им, XXIII по счету. При его настоятельстве приход имел 214888 рублей дохода, 20993 рубля расхода при 163240 рублях долга. К приходу были приписаны следующие монахи: Ян Хохбихлер (ректор), Игнатий Петробони, Анджей Чиж, Антоний Плещинский, Даниил Круковский, Дезидерий Рихардет, Ежи Роттенштейнер, Ян Люпциевич, Юзеф Цитович и Михаил Лешневский (преподаватели), Дзерожиньский и Франциск Санкеровский (магистры), а так же братья Антоний Маг, Герхард Бергман, Ян Беннер и Вильгельм Шуффлер. В 1805 году здесь уже насчитывалось 14 священников, 4 семинариста и 6 братьев. В 1811 году в школе иезуитов насчитывается 140 учеников и 22 монаха. Средний возраст монашествующих - 40 лет, средний стаж служения - 15 лет.

В связи с происходившими событиями, описанными выше, в 1815 году у иезуитской школы был выставлен караул, профессора вывозились в Полоцк (депортировали также и генерала ордена Бжозовского), разрешено было оставить только двух для передачи имущества. С 20 декабря 1815 года собор временно передали белому духовенству, а после - доминиканцам.

Из города Забелы был переведен о. Юстин Сокульский и назначен настоятелем и митрополитом, в присутствии Голицына он зачитал указ царя об изгнании иезуитов. В январе 1816 года приехали и братья. Новым префектом школы был назначен о. Дамиан Иодевич, а префектом общежития - Юзеф Томашевич. 17 июля Сестренцевичу был представлен финансовый отчет. Но и доминиканцы не смогли миновать приходских разногласий, и 13 августа 1823 года Александр II высочайшим повелением утвердил следующий порядок: митрополит назначает настоятеля из членов ордена, а викариев и священников с согласия совета - временно, но они избираются советом и представляются духовной власти на утверждение.

Иодевич был настоятелем с 1825 по 1846 года. Согласно приходским книгам,267 с 1830 года прихожан - 10000 и 6 000 детей. Согласно полицейскому указу, в 1832 году насчитывалось уже 15 тысяч католиков. Финансовый баланс остался примерно таким же. В 1839 году открылась школа для девочек.

С 1846 года настоятелем становится Доминик Лукашевич, который добивается разрешения на организацию отдельного кладбища и на сбор пожертвований для этого. Немаловажную роль в осуществлении этого проекта сыграла графиня Александра Потоцкая.269 В 1856 году участок под кладбище в 9 десятин был выделен и находился на Куликовом поле. В Петербурге на этот момент насчитывалось 17 доминиканцев.

Следующим настоятелем и деканом стал о. Пантелеймон Юзефович. Стоит отметить, что к 1849 году уже действовала духовная семинария и храмы Св. Станислава, Св. Иоанна Иерусалимского в Царском Селе, Свв. Петра и Павла в Кронштадте, Св. Гиацинта в Выборге, и т.д.

С 1852 года пост настоятеля занял о. Максимилиан Станевский. К этому времени были уже открыты две школы, а в городские учебные заведения посылались монахи - законоучители; клир насчитывал 15 священников, 8 работников, управляющего, органиста (Рудольфа Борка) и двух служек, а также 23 человека обслуживающего персонала и 12 воспитателей.

В 1892 году митрополит Коссовский направляет письмо в Министерство Внутренних дел с просьбой о разрешении назначения на должность настоятеля представителя белого духовенства. В том же году собор был передан епархии. При соборе осталось три священника, монах-францисканец и два немца из обслуживающего персонала.

По непроверенным сведениям, ассумпционисты появились в Петербурге еще раз в конце XIX века, но точное их местопребывание установить не представляется возможным.

Таким образом, можно сделать некоторые предварительные выводы. Католические монашеские миссии прямым или косвенным образом внесли свой вклад в культуру и образование Санкт-Петербурга, имели некоторое политическое влияние и использовали его, особенно, когда находились в фаворе. Также стоит отметить следующую тенденцию: как только на определенной территории появлялась монашеская миссия, так сразу отмечался рост численности католиков, священников и самих монашествующих. Из этого можно сделать вывод, что именно наличие монашеских миссий стали в России главным фактором распространения католичества.

Похожие диссертации на Католические монашеские миссии на Северо-Западе России