Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э. Феоктистова, Елена Александровна

Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э.
<
Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э. Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э. Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э. Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э. Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Феоктистова, Елена Александровна. Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э. : диссертация ... кандидата архитектуры : 05.23.20 / Феоктистова Елена Александровна; [Место защиты: Ур. гос. архитектур.-худож. акад.].- Новосибирск, 2011.- 275 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-18/28

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности генезиса, формирования и развития исторических поселений Казахстана 13

1.1. Предпосылки развития градостроительной культуры на территории современного Казахстана 13

1.1.1 Основные природно-ландшафтные зоны Казахстана 13

1.1.2 Историческое заселение на территории современного Казахстана и роль транспортной инфраструктуры и торговли в образовании и развитии поселений 17

1.2. Градостроительная культура в основные исторические периоды 31

1.2.1 Градостроительное освоение территорий современного Казахстана в древний период (XVIII в.до н.э. - V в.н.э.) 31

1.2.2 Градостроительное освоение территорий современного Казахстана в эпоху средневековья (VI - начало XV вв.н.э.) 35

1.2.3 Градостроительное освоение территорий современного Казахстана в период образования и развития Казахских ханств (XV - начало XVIII вв.) 41

1.2.4 Архитектурно-градостроительное формирование городов крепостей (начало XVIII - середина 60-х годов XIX вв.) и развитие торгово-ремесленных городов до 1917 г 44

1.2.5 Градостроительное развитие республики в советский период (1917-1991 гг.) и в период становления независимого Казахстана (1991 г. - начало XXI в.) 55

Выводы по I главе 60

Глава II. Закономерности и архитектурно-планировочные особенности поселений на территории современного Казахстана 62

2.1. Формирование и развитие поселений в исторические периоды 62

2.1.1. Поселения в древний исторический период (XVIII в. до н.э. - V в.н.э.) 62

2.1.2 Градообразование и архитектура поселений в эпоху средневековья (VI-начало XV вв.) 71

2.1.3. Развитие городов в период становления и развития Казахских ханств (XV-начало XVIII вв.) 87

2.1.4. Особенности градоформирования и архитектуры городов-крепостей (начало XVIII - середина 60-х годов XIX вв.) 90

2.1.5. Особенности образования и развития архитектурно-пространственной структуры торгово-ремесленных городов (вторая половина XIX в. - 1917 г.) 116

2.1.6. Основные принципы формирования архитектурно-планировочной структуры городов в советский период (1917 г. — 1991 гг.) и преобразование исторических городов на современном этапе (1991 г. -начало XXI в.) 123

2.2 Закономерности генезиса и развития градостроительной культуры и основные принципы формирования архитектурно планировочной структуры поселений 138

2.3. Модели развития градостроительной культуры исторических городов 140

Выводы по 2 главе 145

Глава III. Архитектурно-художественная система исторических городов Казахстана 148

3.1. Сложение архитектурно-художественной системы исторических городов Казахстана 148

3.1.1 Архитектурно-художественное формирование и облик исторических городов юга Казахстана 150

3.1.2 Архитектурно-художественное формирование и облик исторических городов северо-востока Казахстана 158

3.2. Силуэт исторических городов Казахстана 167

3.3 Панорамы исторических городов Казахстана 179

Выводы по 3 главе 180

Заключение 183

Список используемой литературы 188

Приложение 199

Публикации по теме диссертации 201

Иллюстрации 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Нарастающие процессы самоопределения и самоидентификации молодого независимого государства -Республики Казахстан, вызывают огромный интерес к национальной истории и культуре населявших его народов. Самым «емким, содержательным и многоплановым памятником культуры»1, наследником сменяющихся эпох является исторический город - место сосредоточения объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, синтезирующих достижения науки, техники и искусства. Двадцать шесть из 86 городов республики могут быть отнесены к историческим, что подтверждает существование самобытной градостроительной культуры Казахстана - страны, которая, по словам Л.Н.Гумилева, до XX века наряду с другими кочевыми государствами Средней и Центральной Азии считалась «отсталой, дикой и нелюдимой».

Градостроительная культура на территории современного Казахстана представляет собой уникальное явление в мировой цивилизации, отразившее многовековое развитие и взаимодействие оседло-земледельческой и кочевой культур этносов, населявших регион и оставивших потомкам самобытное архитектурно-градостроительное наследие, сохранение и адаптация которого в современных реалиях нарастающей урбанизации и глобализации является актуальной проблемой.

Современное интенсивное строительство в крупных городах Казахстана, большинство из которых относится к категории исторических, приводит к утрате целостности, гармоничности и своеобразия архитектурно-пространственной среды центральных улиц и площадей, являющихся, как правило, сосредоточением наиболее ценных памятников архитектуры и градостроительного искусства. Помимо сохранения памятников зодчества возникает задача формирования инновационной архитектуры городов, решение которой заключается в преемственном развитии и интерпретации региональных традиций, основанных на многовековом опыте адаптации к природным условиям, органичного включения новых компонентов в художественный строй исторической среды и сохранении культурных обычаев народов, населявших исследуемую территорию.

Значимость проблемы сохранения и преемственного развития архитектурно-градостроительного наследия, разнообразие исходной природной ситуации и значительный многовековой путь развития исторических поселений Казахстана определяют интерес к их эволюции, формированию пространственной структуры и архитектурно-художественного облика как составляющих градостроительной культуры и определяют актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Термин «градостроитель-

1 Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь/ Под.общ.ред.А.М.Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. - С.227.

ная культура» начал использоваться в научной литературе относительно недавно, и впервые был теоретически определен в монографии Э.Гольдзамта и О.Швидковского «Градостроительная культура европейских социалистических стран», изданной в 1985 году. Историческое развитие поселений дано в фундаментальной работе А.Бунина и Т.Саваренской «История градостроительного искусства», в 12-ти томной «Всемирной истории архитектуры» и «Всемирной истории искусства», где регион современного Казахстана не рассматривается в достаточной степени. Эстетический компонент градостроительной культуры анализируется в работах И.Азизян, М.Бархина, В.Белоусова, А.Беккера, А.Иконникова, З.Яргиной и др.

Первые систематизированные исследования наследия Казахстана были предприняты в начале XX века в монографии И.Кастанье «Древности Киргизской степи и Оренбургского края». Сведения по архитектурному облику дореволюционных городов южного региона содержатся в 4-х томном «Туркестанском альбоме» (1871-1872 гг.), трудах П.Пашино «Туркестанский край в 1866 году», А.Добросмыслова «Города Сыр-Дарьинской области», по истории северо-востока в работах ГЛотанина «Живописная Россия. Очерк XIV», П.Палласа и др.

В середине - второй половине XX века появились монографии А.Маргулана, Т.Басенова, М.Мендикулова, Г.Герасимова, посвященные архитектуре Казахстана. Советский период развития архитектуры и градостроительства Казахстана отражен в работах А.Абилова, Т.Басенова, Б.Глаутдинова, В.Гершберга, В.Гребня, А.Карпыкова, М.Сейдалина и др.

Современные исследования архитектурно-градостроительного наследия Казахстана освещают широкий круг вопросов, но градостроительная культура региона как историко-культурный и эстетико-художественный феномен до сих пор остается не исследованной, что подтверждает актуальность проведенной работы.

Источники исследования. Теоретическая база исследования включает монографии,- сборники статей, содержащиеся в исследованиях: археологов и историков - К.Акишева, Е.Агеевой, Н.Апполовой, В.Бартольда, К.Байпакова, А.Бернштама, Б.Байтанаева, Л.Гумилева, Л.Ерзаковича, С.Жоддасбаева, Л.Кызласова, З.Самашева, Т.Сениговой и др.; архитекторов - А.Абилова, Б.Глаутдинова, А.Капанова, Б.Куспангалиева, К.Самойлова, Л.Турганбаевой и др.; путешественников - А.Левшина, П.Мариковского, В.Семенова-Тянь-Шанского, А.Янушкевича и др.; военных, непосредственных участников исторических событий - И.Бларамберга, А.Гребнера и др., краеведов -М.Бенюха, Ю.Елгина, М.Ларионова (иеромонаха Иустина), В.Кашляка, М.Морозова, М.Тереник, Г.Щербик и др.

Развитие градостроительной культуры на территории современного Казахстана взаимосвязано с историей развития архитектуры и градостроительства сопредельных государств и регионов. Поэтому исследование основывалось на работах по истории архитектуры и градостроительства: - России, Сибири, Алтая и Урала - Г.Алферовой, А.Бунина, Л.Вольской, Н.Гуляницкого, Е.Кириченко, Ю.Косенковой,

Т.Саваренской, Т.Степанской, С.Ожегова, В.Шкварикова и др.; - Средней Азии И.Азимова, В.Бартольда, Г.Пугаченковой, Г.Пацевич, Т.Сениговой, Р.Муксинова и др.; - Монголии - Д.Майдара, Д.Пюрвеева и др.

В исследовании были использованы материалы: - государственных архивов и историко-краеведческих музеев Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Жамбыльской и Южно-Казахстанской областей; - книжных фондов библиотек (Национальной библиотеки Республики Казахстан в г.Алматы, ГПНТБ в г.Новосибирске, библиотеки конгресса США и др.).

Особую ценность для изучения представляют рисунки, видовая графика и живописные полотна Т.Шевченко, М.Знаменского, А.Гине, Е.Корнилова и др. Использованы материалы обмеров архитектурных памятников, выполненных под руководством автора студентами ВКГТУ в г.Усть-Каменогорске и г.Семее. Диссертантом в 2007-2008 гг. отснят фотоматериал, содержащий историко-архитектурные памятники и панорамы городов - Тараза, Шымкента, Семея, Усть-Каменогорска, Павлодара, Алматы, Астаны, Петропавловска.

Предмет исследования: возникновение, формирование и развитие градостроительной культуры на территории современного Казахстана.

Объект исследования: исторические города на территории современного Казахстана (Тараз, Шымкент Алматы, Семей, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск и др.).

Цель исследования: выявление генезиса и эволюции градостроительной культуры на территории современного Казахстана, а также определение основных закономерностей формирования и развития архитектурно-пространственной структуры, планировки и застройки поселений на примере исторических городов.

Основные задачи исследования.'

  1. Выявить основные периоды возникновения и эволюции градостроительной культуры на территории современного Казахстана;

  2. Определить особенности генезиса и развития поселений в соответствии с исследуемыми периодами;

  3. Установить принципы, закономерности формирования поселений, взаимосвязи природной среды и культурного ландшафта;

  4. Исследовать развитие архитектурно-художественной системы городов;

  5. Сформулировать теоретико-аналитические модели градостроительного развития исторических городов Казахстана.

Границы исследования:

- хронологические - период с XVIII в.до н.э. - времени зарождения
градостроительной культуры на территории современного Казахстана, по
начало XXI века;

- территориально-географические - Южный, Восточный и Северный
регионы современного Казахстана, расположенные во всех природно-
ландшафтных зонах республики, на территории которых находятся такие
крупные исторические города, как Тараз, Шымкент, Семей, Усть-Каменогорск,
Павлодар, Петропавловск, Алматы и др.

Методы исследования. Общеметодологической основой исследования являются принципы исторического детерминизма и научной объективности, культурно-исторический и искусствоведческий подходы к объекту и предмету исследования. В работе проведено комплексное изучение образования и развития архитектурно-планировочной структуры исторических поселений Казахстана на основе системного и средового методов, в котором использованы: архитектуроведческий анализ; натурные обследования: фотофиксация центральных улиц, площадей, памятников архитектуры, элементов природного ландшафта; графические зарисовки панорам и силуэта городов, архитектурные обмеры зданий (Семей, Усть-Каменогорск), записи воспоминаний старожилов; историко-генетический анализ: изучение архивных и современных картографических материалов истории городов, рисунков художников, описаний поселений в исторической и художественной литературе; классификация и систематизация материалов по периодам развития, типологии и архитектурно-стилевым особенностям; научно-проектный подход, включающий изучение проектов планировки, реконструкции и перспективных генеральных планов городов.

Научная новизна исследования заключается:

во впервые осуществленном комплексном анализе развития градостроительной культуры Казахстана;

в определении ареалов зарождения и эволюции градостроительной культуры, начиная с древнего периода по настоящее время;

в выявлении особенностей архитектурно-планировочной структуры и архитектурно-художественной системы исторических городов.

Положения, выносимые на защиту:

исторические периоды генезиса и развития градостроительной культуры на территории современного Казахстана;

особенности формирования и эволюции архитектурно-планировочной системы исторических поселений;

основные принципы и закономерности архитектурно-планировочного развития исторических городов Казахстана;

особенности архитектурно-художественной системы исторических городов Казахстана.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах вузов Казахстана; в реставрационно-проектной деятельности по сохранению градостроительного наследия Казахстана, а также в курсовом и дипломном проектировании.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались на кафедре РиРАН в Новосибирской архитектурно-художественной академии, кафедре ТАиИГ в Восточно-Казахстанском государственном университете им.Д.Серикбаева, на Международных, всероссийских и региональных научно-технических конференциях в г.Астане (2008), г.Новосибирске (2008-2010), г.Усть-Каменогорске (1998-2008), г.Барнауле (2005). Данные исследований внедрены в учебный процесс при чтении авторских лекционных курсов

«История архитектуры Казахстана» и «История архитектурного искусства Казахстана». По теме диссертации опубликована 21 работа.

Структура и объем диссертации. Диссертация представлена в одном томе, состоящем из текстовой части: введения, трех глав и заключения (187 страниц), библиографии по теме исследования (143 источника); графическая часть содержит иллюстративные и фотофиксационные материалы, дополняющие и поясняющие текстовую часть.

Историческое заселение на территории современного Казахстана и роль транспортной инфраструктуры и торговли в образовании и развитии поселений

Примерно 800 тысяч лет назад, на рубеже олдовэйско-ашельского времени, древний человек начал осваивать южные районы современного Казахстана, где в горах Каратау и пойме р.Чу археологами были обнаружены следы первобытных стоянок. Появление человека современного вида (homo sapiens) датируется эпохой верхнего палеолита (40-12 тыс.лет назад), по завершении которого начинается потепление климата и уже в период мезолита (12-5 тыс.лет назад) вся территория Казахстана была «заселена» древнейшими насельниками - индоиранскими племенами [53, 57].

По мнению историков, важным периодом для процесса формирования человеческих общностей на территориях современного Казахстана и сопредельных государств была эпоха энеолита, когда возникли «атбасарская», «ботайская», «усть-нарымская», «хвалынская», «афанасьевская», «турганикская» и «савиновская» культуры. На их основе в период ранней и средней бронзы развивалась андроновская культура, объединявшая родственные по происхождению племена Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии.

На развитие племен, живших на территории Казахстана в эту эпоху «важную роль сыграл северо-западный «импульс», заданный миграционными процессами» [56, С.21]. «Наиболее крупные подвижки на восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 гг.до н.э., когда в степи сформировались две новые археологические общности: западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получившая название срубной культуры (по способу погребения в срубах); восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и Южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться андроновской культурой» [59, С.20]. Андроновцы, предположительно, были индоиранского происхождения. Они жили родовыми общинами, составляющими племена. В- священной книге «Авеста» упоминаются племена андроновцев - арии, туры, хона, дана, сайрами, даха.

Для андроновской культуры было характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, которое и определило оседлый характер расселения. Племена андроновцев на территории Казахстана осваивали в основном речные долины на севере, востоке, в центре и частично на западе в лесостепной и степной зонах. В эпоху ранней бронзы появляются крупные укрепленные поселения городского типа - протогорода, наиболее известным среди которых является южно-уральский Аркаим. В Приуралье и Северо-Западном Казахстане в междуречье Урала и Тобола обнаружено около двух десятков ранних протогородов и около тридцати укрепленных поселков, датированных XVIII-XVI вв. до н.э.

К периоду энеолита можно отнести и зарождение искусства у племен, населявших Казахстан в древности. Именно в это время появляются первые наскальные рисунки и «гравюры», обнаруженные в гротах Тесиктаса (Центральный Казахстан), Теректы и Караунгура. В настоящее время известно более 130 мест крупных скоплений петроглифов. Больше всего древних наскальных галерей обнаружено в Верхнем Прииртышье, Прибалхашье, Жетысу, Южном и Центральном Казахстане и на Мангышлаке [53, 78].

В III - II тысячелетии до н.э. происходили значительные климатические изменения, вынуждавшие древних насельников Великой степи приспосабливаться к более суровым, засушливым условиям. В процессе адаптации к изменившемуся ландшафту в период поздней бронзы на смену оседлому скотоводческо-земледельческому постепенно приходит кочевой тип хозяйства.

Территория Казахстана относится к западной части Великой степи, в значительной степени отличающейся по климатическим характеристикам от ее восточной части, включающей Монголию, Джунгарию и Восточный Туркестан [37, 38]. Здесь в степи образуется более высокий снежный покров, препятствующий выпасу скота зимой, а сухое жаркое лето вынуждает гонять скот на горные пастбища. Поэтому в западных регионах Великой степи формировался кочевой тип хозяйства с зимними оседлыми стоянками - кыстау и летними стойбищами - джайляу. С развитием кочевого хозяйства в конце II тыс.до н.э. началось освоение водоразделов и продвижение в пустынную и полупустынную природно-ландшафтные зоны, где основным источником воды стали колодцы. В результате кочевники смогли освоить огромные незаселенные и не использовавшиеся ранее междуречные степные пространства.

Преемниками и прямыми потомками андроновцев в эпоху раннего железа стали скифо-сакские племена (туры, савроматы, сарматы, аланы, аорсы, дахи, каспии, аримаспы, аргиппеи, массагеты, саки-тиграхауды и др.), являвшиеся частью гигантского индоиранского этнокультурного субстрата, доминировавшего на всей территории Евразийского степного пояса от Внутренней Азии до Северного Причерноморья. Ученые определяют расположение племенного союза савроматов на северо-западе, исседонов в центральных районах, массагетов, даев и каспиев в Присырдарьинском и , Прикаспийском регионах (рис.3), саков-тиграхауда в Семиречье, аримаспов в Прииртышье, агриппеев в междуречье рек Урала и Ишима [56, 57, 59].

Для сакских племен характерна четко выраженная культурная общность, в том числе прослеживающаяся в развитии «звериного стиля» в искусстве [56, 57,59]. «Звериный стиль» возникает у народов евразийских степей в VII в. до н.э. и активно развивается на протяжении многих столетий, что подтверждается находками в курганах, датируемых с VII по III вв. до н.э. На территории Казахстана обнаружено множество захоронений сакских царей, в том числе и всемирно известные курганы Иссык в Семиречье и Берель в Восточном Казахстане.

Скифо-сакские племена вели кочевой образ жизни и имели оседлые поселения, где, вероятно продолжали развиваться различные ремесла и искусство. Так, городище Чирик-Рабат, расположенный на левом берегу Сырдарьи, являлся столицей приаральских саков. Археологами обнаружены также могильники и древние укрепленные городища по древним руслам Сырдарьи, курганы в Центральном Казахстане и междуречье Иртыша и Ишима, где также предположительно существовали протогорода и поселения.

В III веке до н.э. преемниками сакских племенных союзов становятся усуни в Семиречье (от Чуйской долины до р.Или и от оз.Иссык-Куль до оз.Балхаш) и царство Канг (Кангюй) в Присырдарьинских оазисах. Усуни и канглы включали племена кочевых скотоводов и земледельцев. Известно, что г.Чигучен - ставка гуньмо (правителя усуней) располагалась на берегу оз.Иссык-Куль. С племенами кангюй связано развитие протогородской цивилизации "в долине р.Сырдарьи, где выявлены древние городища с крепостными стенами, дворцовыми постройками и глинобитными домами, в частности поселения Актобе и Кокмардан [12].

Во II в.до н.э. начались крупные подвижки степных племен. Генезис кочевничества на всем пространстве Великой степи привел к появлению активных, мобильных этносов, интенсивно перемещающимся по всем направлениям внутри Евразийского континента. Наиболее мощным и воинственным были- племена хуннов (гуннов), основавшие первую кочевническую империю и положившие начало «Великому переселению народов». Начиная с II в.до н.э. на территорию современного Казахстана с востока вторгаются тюркоязычные племена, в частности хунны, которые либо полностью вытесняли автохтонные группы населения, либо частично с ними ассимилировались.

Историки отмечают, что «эпоха II-V вв., представлена в источниках гораздо хуже, чем предшествующий период с II в. до н.э. до сер.П в.н.э. Мы ничего не знаем о тех племенах и народах, которые обитали в Северном, Центральном и Северо-Восточном Казахстане» [56, С.32]. Относительно западных районов Казахстана, важно упомянуть, что здесь в IV-V вв. н.э. консолидируются кочевые племена огузов, образовавших в IX веке Огузское государство [59]. Дальнейшая история заселения Казахстана связана с вхождением его территорий в состав крупных государственных объединений:

- с начала по конец VII века Семиречье и Южный Казахстан являлись частью Западно-тюркского каганата. Население этих регионов составляли усуни, канглы, ягма, телэ, тюргеши и др.;

- в начале VIII века Западно-тюркский каганат сменяет Тюргешский каганат, просуществовавший до 766 г.

Наряду с кочевым скотоводством во времена каганатов активно развивались оседлые земледельческие районы, где наступает новый этап формирования градостроительной культуры, обусловленной развитием ремесел, торговли и влиянием Великого Шелкового пути.

Следует отметить, что «раннесредневековая городская и земледельческая культура Западнотюркского каганата была создана с участием согдийцев, рано начавших создавать свои торгово-земледельческие колонии на Великом Шелковом пути... В V-VII вв. интенсивная согдийская колонизация в долинах рек Талас («страна Аргу» тюркских кочевников), Чу и Или привела к созданию там десятка городов и укрепленных поселков. Основной приток согдийцев в Семиречье, особенно в Чуйскую долину, приходится на VII-VIII вв... Только в Чуйской долине в VI -VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов и большое число мелких поселений, основанных и населенных согдийцами, тюрками, сирийцами, персами» [59, С.92].

Поселения в древний исторический период (XVIII в. до н.э. - V в.н.э.)

В эпоху верхнего палеолита 40-12 тысяч лет назад на территории современного Казахстана древний человек начинает впервые устраивать самостоятельное жилище на открытых местах, положив начало строительной деятельности и пространственному освоению природного ландшафта. Пещеры и гроты являлись первыми надежными естественными убежищами древнего человека, но ограничивали область его обитания. Устройство самостоятельного жилища давало возможность выбирать наиболее благоприятные для жизнедеятельности общины естественные ландшафты.

Первые селища человека на территории современного Казахстана состояли из нескольких жилищ конической формы, свободно расположенных в защищенных от ветра местах, как правило, недалеко от водных источников. Явно выраженной планировочной структуры еще не было, но размещение жилищ и самого поселения свидетельствуют о разумном подходе к созданию места обитания древней общины в период палеолита и, в последующем, неолита.

Палеолитические и неолитические стоянки на территории современного Казахстана, по данным археологических исследований, имеют большое сходство в планировке поселений и формах жилищ с одновременными стоянками Зауралья, Приуралья и прилегающими районами Западной Сибири. Главными факторами, определяющими тип и местоположение поселений, были природный ландшафт и хозяйственный способ адаптации к нему. В период неолита намечается своего рода первое функциональное разделение селищ по типу преобладающей хозяйственной деятельности, определяемой местными природными условиями. А.Х.Маргулан выделяет три типа неолитических поселений: «1) приречные и приозерные поселения охотников и рыболовов (Иртыш, Сары-Су, Тургай, реки Западного Казахстана); 2) дюнные поселения охотников в оазисах пустыни (Джеты-Конур, Приаралье, Прибалхашье); 3) временные стоянки в зоне посезонной охоты на крупную дичь...» [78, С. 14].

В период энеолита (IV - III тыс.до н.э.) в речных долинах Северного Казахстана возникают поселения (Ботай, Красный Яр, Васильковка и др.), культурная общность которых в трудах ученых получила название ботайской энеолитической культуры [47, 80]. Поселения дислоцировались вдоль рек, в межозерных старицах и достигали значительных размеров (до 15 га -пос.Ботай). Полуземляночного типа жилища с глинобитной архитектурой в этих поселениях располагались либо вдоль улицы, либо вокруг центральной площади, образуя два типа планировочной структуры - линейную и центричную. Жилища с полусферической формой перекрытия размещались достаточно близко друг к другу и иногда объединялись коридорами.

Во втором тысячелетии до н.э. древние жители Казахстана научились добывать и обрабатывать металлы, что позволяло изготовить орудия для обработки земли, а также камня и дерева - основных строительных материалов той эпохи. В бронзовый период по-прежнему сохраняется культурная общность племен, обитавших на территории современных Казахстана, Алтая, Южного и Юго-Восточного Приуралья, для которых характерно общее сходство типов жилищ, поселений, сакральных памятников, а таюке зарождение скифского «звериного» стиля в прикладном искусстве. В эпоху бронзы (Ш-П тыс. до н.э.) усложняется общественное устройство, что нашло отражение в организации поселений. Компактные поселки, включавшие группы жилых и хозяйственных построек, иногда насчитывали до 80 построек и занимали площадь до 2-3,5 га. Например, одним из крупных поселений Центрального Казахстана эпохи бронзы является Бугулы №1 (ХІІ-ХГ вв.до н.э.). Оно занимает 50 га обширной долины горной речки Шопа и включает 80 сооружений, в том числе 45 жилых. Среду поселений формировали жилые и хозяйственные постройки, представлявшие собой полуземлянки с шатровой крышей, соединенные углубленными в землю коридорообразными переходами. С учетом климата, большинство жилищ эпохи бронзы ориентированы продольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, то есть в направлении господствующих ветров, характерных для Северного и Центрального Казахстана [78].

Следует отметить, что в Семиречье и других районах практически рядом с каждым поселением эпохи бронзы обнаруживаются наскальные изображения, скопление которых обозначало своеобразные святилища. По исследованиям А.Н.Марьяшева, святилища с петроглифами имели разное назначение и неоднократно «обновлялись», что свидетельствует о том, что петроглифы и в последующие эпохи оставались священными. «Повторная выбивка сохраняла в памяти следующих поколений сокровенный смысл культовых сюжетов и продлевала жизнь святилища» [82, С.25], особенно в зоне кочевий. Большинство известных наскальных изображений по сей день почитаются казахами как святые места.

Помимо святилищ с петроглифами, начиная- с эпохи бронзы, вокруг оседлых поселений или на местах длительных стоянок сооружаются обширные подземные усыпальницы. Согласно культовым представлениям андроновцев -древних племен эпохи бронзы, - погребальные сооружения повторяют формы жилых построек. Таким образом, практически с первых поселений начинает формироваться культурный ландшафт, включающий собственно поселение с разделением на жилые и хозпостройки, святилища и погребальные комплексы. В период бронзы на границе современного северного Казахстана и Южного Урала получает развитие протогородская цивилизация, названная историками «Страной городов». Она включает в себя древние укрепленные, городища Северного Казахстана (Петровка, Новоникольское, Ильинка) и Южного Зауралья (Аркаим, Синташта, Аландское, Андреевское) [80]. В Центральном и Северном Казахстане также обнаружены протогорода Кент, Мыржык, Шортанды-Булак, Атасу 1, Бугулы 1, являвшимися крупными специализированными центрами сельскохояйственного, металлургического и гончарного производства.

Наиболее крупным протогородом на территории Северного Казахстана был Кент, размещавшийся на территории в 30 га. Кент был ядром системы сельских поселений (деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас и др.) располагавшихся вокруг протогорода в радиусе 5 км, а также играл роль религиозного центра всей округи [73].

Академик К.Байпаков полагает, что Кент был построен по аналогии с Аркаимом - наиболее исследованным городищем «Страны городов». По мнению Г.Здановича [48, 49, 50], Аркаим был построен в соответствии с предварительным замыслом, возможно макетом или разметкой перед строительством. Планировочная структура городища, характер строений, навыки применения строительных материалов и технологий, наличие ливневых стоков указывают на достаточно развитую градостроительную культуру и устоявшиеся архитектурные традиции.

Особый интерес представляет архитектурно-пространственная структура городища. Круглое в плане поселение Аркаим представляло собой развитую систему фортификационных укреплений с четким функциональным делением построек на жилую, производственную (ремесла, связанные с обработкой металлов) и общественную зоны, с наличием в центре площади [14, 50, 73].

Согласно Г.Здановича, протогородская цивилизация Страны городов сложилась в результате слияния Сибирского и Восточно-Европейского этносов [48]. При сооружении Аркаима были использованы различные способы обработки глины, что позволило Д.Верхотурову сделать предположение о знакомстве с зодчеством и тесных контактах строителей городища с народами, населявшими современную Среднюю Азию в эпоху бронзы [25]. По мнению Д.Верхотурова, в формировании Аркаима и других городищ «Страны городов» прослеживаются строительные традиции, характерные для Средней Азии аналогичного временного периода, где на территории современной Южной Туркмении были открыты ранние города Алтынтобе, Гонуртобе и Тоголок. Е.В.Пономаренко также полагает, что планировка Аркаима «в определенной мере может быть признана продолжением переднеазиатской традиции строительства круглых в плане храмов (рис.12). Например, таких как храм Тепе Гавра в Северной Месопотамии (III тыс.до н.э.), храм Кутулк-тепе в Бактрии (V в. до н.э.), храм Кой-Крылган-Кала в Хорезме (IV в. до н.э.). Характерно, что эти сооружения тоже были связаны с местными домусульманскими культами зороастрийскоґо толка» [101, С.5], широко распространенного в раннесредневековых поселениях юга современного Казахстана.

Общность в градостроительной культуре уральских и северо-казахстанских племен прослеживается в других более поздних поселениях — глинобитно-бревенчатых городищах саргатской культуры на реках Тоболе, Ишиме и Среднем Иртыше, в частности в городище Актау (рис.12), датируемом ранним железным веком (V-III вв.до н.э.). Поселение было расположено на ровной площадке мыса, возвышающегося над уровнем поймы на 27 м. Городище обнесено двумя линиями укреплений, состоящими из вала и внешнего рва. Вход на городище был надежно защищен привратной башней и сложной лабиринтной системой ворот. Жилища располагались в пределах первой оборонительной линии и вплотную к ней примыкали, составляя часть ее конструкции. Два жилища стояли отдельно, располагаясь в центре мыса [112].

Основные принципы формирования архитектурно-планировочной структуры городов в советский период (1917 г. — 1991 гг.) и преобразование исторических городов на современном этапе (1991 г. -начало XXI в.)

Основные принципы формирования городов Казахстана советского периода связаны с закономерностями развития общества. Зачатки промышленного развития и урбанизации Казахстана, были прерваны политическими событиями 1917 - 1920-х годов XX столетия. Кардинальная реорганизация административно-управленческой и экономической систем государства, изменение мировоззренческих основ обусловили необходимость модификации во всех сферах жизни нового общества, в том числе в его природно-антропогенном окружении — городской среде.

Наиболее ощутимы эти перемены были в столичных и крупных центральных городах советского государства, где формировалась и в первую очередь реализовывалась новая градостроительная идеология, под влиянием которой постепенно изменился облик и немногочисленных казахстанских поселений.

Начиная с 20-х годов XX века, отмечается преобразование исторических городов и образование новых поселений по всей территории Казахстана. В 1920-1928 гг. в республике уже насчитывалось «22 города с общим количеством жителей 500 тысяч человек. К началу 1941 года число городов увеличилось до 31, а их население - до 1827 тысяч человек, кроме того, в республике насчитывалось 70 рабочих и 242 совхозных поселка» [34, С.4]. Следует отметить, что как в Казахстане, так по всей стране «увеличение численности городов значительно опережало качественное развитие урбанизации, которое определяется степенью включенности населения в городской образ жизни, общим характером городской среды и развитостью городской культуры» [70, СП].

Основными факторами, обусловившим развитие урбанизационных процессов явились:

- развитие кооперации, восстановление промышленности (например, сантонинного завода в Чимкенте, кожевенного завода в Петропавловске и др.) и правительственный курс на индустриализацию всей страны;

- активизация оседания кочевого населения. В 1929 году были составлены генпланы аулов, проекты дворовых усадеб и жилых домов, которые были «рассчитаны на массу оседающего полукочевого населения Казахстана» [88];

- национально-территориальное размежевание азиатских окраин и обустройство новых столичных городов (сначала первой столицы Ак-Мечети бывшего Перовска, ныне Кзыл-Орда; затем новой столицы - Алма-Аты);

- строительство Туркестано-Сибирской железной дороги и местных железнодорожных путей;

- открытие и разработка месторождений полезных ископаемых.

Формируясь на основе общих предпосылок развития, каждый город и поселение в силу особенностей исторического развития, природно-климатических факторов, народно-хозяйственного профиля и ролью в общественной жизни республики имели свою специфику. В Казахстане исторические и новые города формировались преимущественно промышленного профиля с такими «специализациями» как города - заводские центры тяжелой промышленности (Чимкент, Усть-Каменогорск, Лениногорск и др.), города легкой и пищевой промышленности (Семипалатинск, Павлодар, Кокчетав и др.), города — горнодобывающие центры (Караганда, Зыряновск, Рудный и др.), города энергетиков (Ермак, Серебрянск).

Градостроительная культура Казахстана рассматриваемого периода демонстрирует те общие черты, которые в целом характерны для этого этапа истории советского градостроительства. Начиная с 20-х годов, архитектурно-планировочное развитие городов осуществлялось строго в соответствии с государственными директивными планами народнохозяйственного развития, где декларировался курс на индустриализацию поселений. В реальной жизни быстрое воплощение задачи преобразования бывших, преимущественно торговых «капиталистических» поселений в промышленные социалистические города оказалось трудновыполнимой. Поэтому «попытки решить проблему коренной реконструкции городов на основе принятой концепции волевого государственного планирования были достаточно быстро вытеснены задачей создания убедительного художественного образа планового развития города» [70,с.12].

В ряде городов в 30-е годы появились промышленные районы, зачастую размещенные без учета местных природно-климатических условий и будущего перспективного развития поселений. В некоторых городах Казахстана, в частности в Чимкенте, где индустриализация была наиболее интенсивной, возводятся крупные промышленные предприятия (1934 году вводится в эксплуатацию свинцовый завод в Чимкенте) и рабочие поселки при них. В 1934 году начал производство крупнейший в СССР мясокомбинат в Семипалатинске, вокруг которого на месте бывшей Заречной слободки образовался жилой поселок (см.приложение 5). Б.Глаутдинов также отмечает, что «строительство новых промышленных предприятий зачастую опережало строительство города или поселка для рабочих, что приводило к появлению временных поселений, для ликвидации которых впоследствии было потрачено немало сил» [28, С.38].

Советское градостроительство, несмотря на разработанные отечественными учеными концепции, в решении проблемы «город и промышленность» пошло по пути не «уловления вредных газов», а по пути поиска «архитектурного лица советского завода». В итоге вплоть до середины XX века город формировался как «придаток промышленного предприятия... и представлялся совокупностью малоэтажных поселков при предприятиях, «облагороженных» мастерством архитекторов» [70, С.36]. Приоритет промышленной функции становится доминирующем и в последующем развитии большинства городов Казахстана. Планировочное развитие ряда промышленных поселений будут определять отраслевые министерства. Проекты планировки Лениногорска, Зыряновска, Экибастуза, Темиртау и других поселений разрабатывали ведомственные технологические проектные институты «Гипроцветмет», «Карагандагипрошахт», «Казгипроцветмет». Производственные гиганты, являясь основой экономики городов, и в настоящее время в значительной степени определяют облик поселений.

Завершившееся в 1930-х годах строительство Турксиба связало все города республики железнодорожным сообщением. Железнодорожный вокзал, вместе с пристанционным поселком становится важным градоформирующим и планировочным элементом города, а конфигурация железной дороги стала одним из определяющих факторов дальнейшего территориального развития поселений.

Железная дорога, с одной стороны, стала мощным градостроительным фактором экономического развития поселений, с другой - новым активным антропогенным элементом в архитектурно-планировочной структуре городов. В большинстве поселений железнодорожные пути были проложены рядом с существующей исторически сложившейся в предыдущие периоды застройкой, став полосой ограничения для будущего планировочного развития поселения в одном из направлений. В ряде городов, в частности в Семипалатинске, железная дорога прошла по центру города (в том числе по территории бывшей крепости) и дополнительно расчленила двухчастную планировочную структуру поселения, развивающегося на берегах р.Иртыш и р.Семипалатинки. Кроме того, в Семипалатинске, а также в г.Актюбинске, железная- дорога стала антропогенной осью дальнейшего архитектурно-планировочного развития города.

В годы войны за счет эвакуации значительно увеличились численность населения, нуждавшегося в жилье, а также количество промышленных предприятий, учебных заведений и других учреждений, для размещения которых нужны были обширные территории. За короткие сроки, в экстренном режиме военного времени в городах возникали новые промышленно-селитебные районы. Эвакуация- стала новым мощным импульсом развития поселений Казахстана.

В послевоенные годы, когда большинство городов европейской части страньг лежала в руинах, особенно остро осознавалась утрата историко-культурного наследия. В разрушенных городах повсеместно восстанавливается или имитируется, а в новых создается, «историческая» застройка, преимущественно в классицистических мотивах, призванная «организовать «эффект присутствия» богатой культурной традиции [70]. Эта тенденция (из числа исследуемых городов)-в наибольшей степени проявилась в Чимкенте, Таразе, Алма-Ате,1 и в отличие от европейской части СССР, сохранялась вплоть до 60-х годов.

Архитектурно-художественное формирование и облик исторических городов северо-востока Казахстана

Художественно-эстетические особенности формирования первых городов-крепостей на севере и востоке Казахстана отразили принципы русского градостроительства, которое «не только отвечало практическим целям, но одновременно было и видом искусства, художественным осмыслением ландшафта» [5, с. 186].

Образ небольших компактных укреплений северо-востока Казахстана неразрывно связан с окружающей живописной местностью, являвшейся эстетической прерогативой в начале периода формирования городов-крепостей.

Так вторая Семиполатная крепость была заложена на ровном участке правого высокого берега Иртыша при впадении речки Семипалатинки, на стыке степной и лесостепной ландшафтных зон разграниченных заболоченной полосой. Усть-Каменогорская крепость, основанная на равнине в устье Иртыша и Ульбы, находилась в окружении отрогов гор. Пойма и острова, образуемые реками, были покрыты большими массивами леса и густым кустарником.

Окрестности Петропавловской крепости представляли собой луговую степь с березовыми, сосновыми колками, усеянную множеством озер. Значительно оживляли природный пейзаж русло и притоки р.Ишим. В путевых заметках И.Словцова (1788 г.) отмечалось, что «река проложила путь красивыми изгибами. При берегах и по оврагам много ключей»21.

Время основания городов-крепостей на территории Казахстана совпало с внедрением в градостроительной культуре России «новых художественных принципов, которые со времен Петра I стали выразителями государственных идей, вкусов и эстетических воззрений. Эти принципы в XVIII веке выражались в короткой формуле: «красота регулярства» [5, С. 183] и были легко воплощены на выбранных для укреплений равнинных участках. Планы первых крепостей демонстрируют геометрически правильные очертания укреплений с бастионами (с более сложной конфигурацией из-за топографии местности в Усть-Каменогорской крепости), окруженные системой укреплений - валами, рвами, рогатками, надолбами.

Внутрикрепостная застройка (казармы, склады) регулярными рядами образовывала открытое внутреннее пространство (рис.43), где проходили военные сборы и, как правило, размещалась главная доминанта крепости -православный деревянный храм. Доподлинно не известно, почему церковь Петропавловской крепости была вынесена в форштадт, но исходя из анализа плана, можно предположить, что это было обусловлено художественно эстетическим более выразительным местоположением, обеспечивающим наиболее выразительные ракурсы храма при зрительном восприятии как при движении по реке и суше, так и для жителей Подгорья и Нагорья.

Функционально и планировочно увязанные с топоосновой и композиционной структурой природного ландшафта, построенные из дерева-крепости внешне органично вписывались в естественное окружение. Относительно внутреннего пространства отметим сомасштабность фортификационных сооружений, одноэтажной деревянной застройки (казарм, домов офицеров, гауптвахты, складов) и небольшой церкви. Постоянно меняющийся контингент гарнизона не способствовал формированию эстетически выразительной среды укреплений, относительную целостность и устойчивость которой придавали однотипные, со скатными или плоскими кровлями монохромные постройки из дерева, а затем кирпича.

С образованием форштадтов, слободок, станиц, начинается этап формирования более устойчивой среды поселения, основанной на традициях и преемственности русской архитектуры. Переселенцы пытались воссоздать облик своей исторической Родины, строя в основном бревенчатые деревянные дома, стены которых либо как в Сибири только конопатились, либо как в Малороссии снаружи и внутри обмазывались глиной и белились известью.

Регулярные планы поселений того периода не совсем соответствовали действительности: наряду с правильно распланированными кварталами с прямыми улицами, были и хаотично разраставшиеся посады.

Города-крепости середины XIX века состояли из:

- крепости с фортификационными сооружениями (земляными валами, палисадником, бастионами, 2-х ярусными сторожевыми башнями), центральным пространством площади с храмом, постройками;

- военного поселка (станицы), где селились военные и гражданских поселков (слобод), пространственно обозначенных как православными храмами (Заульбинская слобода в Усть-Каменогорской крепости), так и мечетями (Касымовская мечеть, построенная в 1795 году в Подгорье Петропавловска);

- менового двора, размещение которого на противоположном от крепости берегу еще более акцентировало важность речного фасада поселений.

Отсутствие благоустройства, усугубляемое суровыми природно-климатическими и местными факторами (пыльными в Павлодаре и песчаными бурями в Семипалатинске), наводнениями (Усть-Каменогорская крепость) создавало мало комфортную среду для горожан.

С территориальным развитием городов-крепостей наметились индивидуальные черты в их композиции, обусловленные особенностями функционального развития и структурой природного ландшафта (характером естественных водоемов, рельефом и др.):

1) линейная с изломом вдоль русла реки в Семипалатинской крепости;

2) компактная в междуречье в Усть-Каменогорской крепости;

3) линейная с четкой прямолинейной трассировкой улиц вдоль русла реки в Коряковском форпосте;

4) компактная веерно-лучевая в Нагорной части в сочетании прямоугольно регулярной в Подгорье Петропавловской крепости, где особенности расположения на двух речных террасах в последующем обусловили сложение двухъярусной вертикальной композиции города.

С развитием товарных отношений облик пограничных городов-крепостей начинает приобретать черты раннекапиталистических уездных городков окраин Российской империи, наиболее заметно проявившихся в начале XX века. Архитектурно-художественное формирование городов этого периода определяли следующие факторы:

- градостроительная политика государства, направленная на упорядочение застройки, повышения эстетики «новых городов» (к коим относились бывшие укрепления) для чего были разработаны генеральные планы, «образцовые» проекты зданий и учреждений, альбомы с чертежами православных храмов и мечетей, а также учреждены должности городских и областных архитекторов;

- генпланы городов, разработанные по «образцу», не всегда учитывали особенности местности, тем не менее, сложившаяся застройка сохраняла взаимосвязь с природой: все улицы старались замыкать перспективами, сориентированными на возвышенности и водные акватории, система площадей с архитектурными доминантами взаимоувязывались с «золотыми» видовыми точками ландшафта и природными визуальными композиционными осями. Наиболее выразительными были речные панорамы городов;

- капитализация города определяла такие формы расселения в городах, при которых жители дифференцировались не по знатности, а по наличию капитала, что обусловило новые эстетические принципы застройки, основанные на формировании улиц «сплошною фасадою», хорошо координирующиеся с прямыми улицами, переулками, регулярными площадями [5,СЛ83];

- угасание фортификационной функции, и, как следствие, постепенное ветшание и разрушение укреплений;

- доминирующая торговая функция нуждалась в пространственной организации, определившей образование торговых площадей и улиц с лабазами, магазинами, торговыми домами, часто объединенными с жилыми домами самих купцов;

- развитие торговли привлекло в города купечество, которое стало основным источником финансирования строительства культовых зданий и сооружений, общественных сооружений. В южных городах (кроме Верного), преимущественное" строились мечети, в северо-восточных — православные храмы (см.табл.З). Именно храмы и мечети придавали колоритный евразийский образ городам, а Семипалатинск из-за большого количества мечетей считался типично азиатским городом

Похожие диссертации на Эволюция градостроительной культуры на территории современного Казахстана : XVIII в. до н.э. - начало XXI в.н.э.