Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции в современной китайской архитектуре. Опыт осмысления традиционных форм в архитектуре Китая 1976-1996 годы Хань Линь Фэй

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хань Линь Фэй. Традиции в современной китайской архитектуре. Опыт осмысления традиционных форм в архитектуре Китая 1976-1996 годы : автореферат дис. ... кандидата архитектура : 18.00.01.- Москва, 1998.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность диссертации. В 1976 году в Китае завершилось десятилетие "культурной революции", и начался новый период в жизни страны. С тех пор постепенно нарастали объемы строительства, увеличились масштабы преобразования городов. Резко изменилась и китайская архитектура. Если раньше зодчие подчинялись государственной политике, то сегодня роль самостоятельных профессиональных решений значительно возросла. Исчезла замкнутость китайской архитектурной культуры. Она оказалась открытой "всем ветрам" мировой архитектурной моды. Естественно, что сразу же появились новые технологии, ориентированные на Запад. По существу они сегодня безраздельно господствуют. И хотя нельзя не приветствовать технический прогресс, использование новых строительных материалов, в то же время приходится констатировать, что это отнюдь не всегда содействует сохранению исторических традиций зодчества Китая. Сегодня в Китае теоретики архитектуры все чаще размышляют о соотношении национальных черт и передового мирового опыта. Изменилось понимание национальной художественной традиции, она стала предметом напряженных обсуждений и споров как среди архитекторов, так и в широких кругах китайского общества.

Несмотря на все перемены последних лет мы пока еще отчетливо наблюдаем живое присутствие национальной традиции в современном китайском зодчестве. В этом направлении развивалось творчество ряда новых школ современной китайской архитектуры, в этом контексте заявили о себе наиболее одаренные мастера, обратившиеся к осмыслению исторического наследия.

И, тем не менее, вопрос о роли и значении традиций в современном китайском зодчестве еще отнюдь нельзя назвать решенным. Напротив, в последние годы он значительно обострился в обстановке подъема экономики, начавшегося в 1992 г., когда объемы нового строительства и капиталовложения частных лиц приняли невиданные ранее масштабы.

Одновременно архитектура быстро приобретала новый характер, под

влиянием "общества потребления" роль зодчего изменилась, его миссия совершенствования общества, его роль как культурного деятеля почти исчезли, он превратился в "украшателя" среды и создателя "упаковки" для коммерческих объектов. Архитектура из "спасителя общества" превратилась в "слугу коммерции". Нельзя говорить о полном упадке архитектурной профессии, однако можно считать, что архитекторы сошли с пути "духовного лидерства" и сохранения особенностей китайской культуры.

Все это показывает противоречивость современной ситуации. Подлинные памятники древности разрушаются. Очень сильно пострадали исторические районы старого Пекина. В то же время политические руководители требуют, чтобы новое строительство приобрело характер, выражающий национальные особенности. Однако пока еще традиции в архитектуре продолжают использоваться чисто внешне. Применяются в лучшем случае лишь элементы-знаки, напоминающие об исторических формах. В связи со всеми перечисленными явлениями анализ возможностей применения традиционных форм в современной китайской архитектуре представляется насущно необходимым, что и определяет актуальность данной работы.

Цель диссертации: проследить "традиционную линию" в развитии китайского зодчества второй половины XX века, определить ее значение, исследовать формы ее взаимодействия с новейшими технологическими и художественными тенденциями. Нами сделана попытка проанализировать современное зодчество Китая на основе знаний об истории традиционной архитектуры и изучения путей осмысления ее наследия. Данная цель предполагала решение нескольких задач.

Задачи исследования; изучение отношения к исторической традиции в различные периоды развития китайской архитектуры XX в.; рассмотрение современной практики использования традиционных пространственных моделей, конструктивных систем и декоративных моти-

bob, анализ взглядов китайских теоретиков архитектуры на проблему применения сегодня исторических прообразов.

Объектом исследования является современная китайская архитектура, прежде всего постройки последних 20 лет (1976-1996 гг.), возведенные после окончания "культурной революции". Однако нам необходимо рассмотреть и предшествующие периоды в развитии архитектуры Китая XX в. с тем, чтобы показать их влияние на сегодняшнюю ситуацию. Это определяет хронологические рамки диссертации.

Предмет исследования - формы и методы использования традиций в китайской архитектуре XX в., рассматриваемые в двух аспектах: историческом и теоретическом, на основании анализа теоретических взглядов и творческих приемов китайских зодчих в течение нашего века.

Материалами для диссертационной работы послужила обширная китайская архитектурная периодика XX в., многочисленные труды самих зодчих и теоретиков современного зодчества Китая, правительственные и партийные документы, касающиеся архитектуры и строительства, и, главное, проекты и постройки XX в., где применялись в той или иной степени национальные формы архитектуры.

Метод исследования основывается на систематизации и анализе исторического материала, касающегося использования традиционных форм в китайском зодчестве XX в., а также на теоретическом рассмотрении проблемы, выявлении особенностей отношения к традициям у современных китайских зодчих. Безусловно, на архитектуру оказывает влияние целый комплекс социальных и культурных факторов, анализ которых необходим для осмысления художественного процесса. В этой работе внимание обращено не только на изучение архитектурных объектов, но и на рассмотрение социологических, экономических и политических аспектов их создания.

Состояние вопроса. В теории архитектуры Китая безусловно уже затрагивалась тема использования традиций в современном строительном искусстве. Большой интерес представляет работа Чэнь Чжи-Хуа "Принципы современной китайской архитектуры", где автор особое внимание обратил на связь проблем реставрации и использования исторических мотивов в современном зодчестве. Гун Дэ-Щунь, Чжоу Дэ-Нун и Доу И-Дэ в книге "Очерки современной китайской архитектуры (1949-1985 гг.)" уделили особое внимание вопросу о связи политических и архитектурных событий этого времени. Фу Чао-Цин в книге "Традиционные модели в современной китайской архитектуре: опыт XX века" изучил более обширный период - все последнее столетие и включил в свое исследование Тайвань, Макао и Гонконг. Автор ввел в употребление понятие "классики", которое он весьма широко трактует и включает в него не только классические европейские формы, но и восточное наследие, ставшее "классическим" в представлении зодчих. Кроме того, он рассматривает особенности строительной манеры европейцев в Китае и ее соотношение с традиционными китайскими формами в архитектуре 1840-1949 гг. Автор сравнивает так называемое "Китайское возрождение" с европейским Ренессансом, обращение к классическим памятникам Китая с неоклассицизмом XX в.

Лай Дэ-Линь в труде "Исследоваїгие современной китайской архитектуры" показал, как изменение творческого метода зодчих, технологии строительства влияли на характер использования традиционного наследия. Люй Тин в работе "Осмысление архитектуры Китая 1949-1964 годов" провел анализ развития архитектуры этих лет, когда возникло много сооружений с традиционными формами.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с использованием традиционных форм в китайской архитектуре XX в. Автором изучена специфика отношения к данной проблеме, характерная для

различных периодов развития зодчества Китая нашего столетия, с преимущественным вниманием к архитектуре последних лет. Это определяет и практическую ценность исследования, которое призвано содействовать расширению использования национальных исторических традиций в строительной практике.

Представляется, что рассмотрение названных проблем может быть актуальным и для развития архитектурного образования в Китае. Вероятно следует стремиться к формированию "архитекторов широкого профиля", ориентированных на учет не только технических, но и гуманитарных, исторических аспектов профессиональной культуры, столь необходимых при современном состоянии китайского зодчества.

Апробация диссертации: основные положения работы были изложены автором на международных конференциях "Традиция и современная архитектура", (Пекин, 1994 г.), "Китайская архитектура, взгляд извне", (Тяньцзин, 1996 г.), а также в ряде статей, опубликованных в профессиональной печати (список в конце автореферата).

Структура диссертации. Работа состоит из двух томов. Первый содержит введение, три главы и заключение объемом 180 страниц текста. Второй том содержит библиографию и более 150 иллюстраций.

Первая глава посвящена проблем использования исторического наследия в творчестве архитекторов, работавших в Китае в 1900-1976 гг. Здесь рассмотрены периоды: с 1900 по 1949 г. (до основания КНР) и с 1949 по 1976 год (от основания КНР до окончания "культурной революции"). Во второй главе анализируются новые тенденции в осмыслении традиций в китайской архитектуре 1976-1996 годов. В третьей главе проблемы развития современной архитектуры Китая и их связь с традициями исследуется в теоретическом аспекте.

Похожие диссертации на Традиции в современной китайской архитектуре. Опыт осмысления традиционных форм в архитектуре Китая 1976-1996 годы