Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Ермоленко Светлана Ивановна

Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра
<
Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ермоленко Светлана Ивановна. Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра : ил РГБ ОД 61:85-10/613

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Об эстетической природе романтической баллады 13

1. Жанр "новейшей" баллады 15

2. Характер лирического и эпического в балладе . 22

3. Специфика балладного чудесного . 40

ГЛАВА II. Поиски новых балладных форм 56

1. Подступы к жанру. Обзор балладного творчества М.Ю.Лермонтова 56

2. Освоение чужого жанрового опыта (балладные переводы) 66

3. Традиции народной баллады 75

4. Пародия Е развитии романтической баллады . 87

ГЛАВА III. Пути обновления жанра 110

1. Поэтика "жестокого" сюжета в поздних балладах Лермонтова 110

2. "Аллегорические" баллады 122

3. "Мифологические" баллады 145

Заключение 178

Список основной использованной литературы 188

Приложение.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Изучение жанров романтической поэзии, необходимое для по -нимания закономерностей литературного процесса, является акту -альной задачей современного литературоведения. Об интенсивности работы, ведущейся в этом направлении, свидетельствуют фундаментальные исследования коллектива ученых последних лет ,

Баллада как один из самых популярных жанров романтизма не остается без внимания. Детально прослежен период становления жанра . Особенно тщательно рассматривается балладное творчество В.А.Жуковского, с именем которого прочно связано утверждение жанра романтической баллады в истории русской поэ-

  1. См., напр.: Европейский романтизм. М.: Наука, 1973, с. 253-278; К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973, с. 73-106, 173-187; Русский романтизм. Л.: Наука, 1978, с. 79-117, ІІ8-І38, 138-164; История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790-1825). М.: Наука, 1979, с. 183-209, 209-239; История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20-30-х годов XIX в. (1825-1840). М.: Наука, 1979, с. 173-203, 258-326.

  2. См.: Иезуитова Р.В. Из истории русской баллады 1790-х -первой половины 1820-х годов (Жуковский и Пушкин): Автореф.дис. ... канд.филол.наук. Л., 1966; она же. Баллада в эпоху роман -тизма. - В кн.: ї^сский романтизм, с. 138-163; Лагутов В.Б. Жанр исторической баллады в русской поэзии 1790 - конца 1830-х гг. XIX в.: Автореф.дис. ... канд.филол.наук. М., 1972; Души-на Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Автореф.дис. ... канд.филол.наук. Л., 1975 и др.

зии Не забыты и первые балладные опыты А. С.Пушкина, выполненные в соответствии с предромантической традицией русского осси-анизма . Благодаря широкому историко-литературному фону, на котором ведутся исследования, возникает общая картина сложного движения балладного жанра в первые десятилетия XIX века. Одно -временно вскрывается специфика жанра, позволяющая понять место и значение баллады в жанровой системе романтизма.

В нашей науке уже сложилось достаточно отчетливое пред -ставление о развитии жанра романтической баллады с момента его возникновения вплоть до 1830-х годов. Однако не вполне ясна

  1. Иезуитова (Губарева) Р.В. "Светлана" Жуковского. (Из истории русской баллады). - В кн.: Из истории русской литературы. Л., 1963, с. 175-196; Измайлов Н.В. В.А.Жуковский. - В кн.: История русской поэзии. В 2-х т. Л., 1968, т. I, с. 244-250; Се -мелко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М.: Худож.лит., 1975, с. 158-224; Шаталов СЕ. Романтизм Жуковского. - В кн.: История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе..., с. I2I-I44; Власенко Т.Л. Типология сюжетов русской романтической баллады. - В кн.: Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982, с. 20-29 и др. См, также указанные работы Р.В.Иезуитовой и Л.Н.Душиной.

  2. См.: Томашевский Б.В. Пушкин: Книга первая (I8I3-I824). М.; Л.: АН СССР, 1956, с. 88-96; Городецкий Б.П. Лирика Душкина. М.; Л.: АН СССР, 1962, с. 99-102, 105; Иезуитова Р.В. Поэзия русского оссианизма. - Русская литература, 1965, $ 3, с. 72-73; Душина Л.Н. Жанр баллады в творчестве Пушкина-лицеиста. -

В кн.: Жанровое новаторство русской литературы, конца ХУШ-ХІХ вв. Л., 1974, с. 25-41; Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе (Конец ХУШ - первая треть XIX века). Л.: Наука, 1980, с. 96-99.

дальнейшая судьба баллады в собственно ЗО-е годы, когда, по словам Л.Н.Душиной, жанр оказался "на распутье"1. Непонятно, какая перестройка жанровой структуры вызывалась изменившимися потребностями времени, какие новые жанровые формы рождались в процессе эволюции баллады. Несомненно, что своеобразие данного периода в истории жанра в значительной степени определяется особенностями балладного творчества М,Ю.Лермонтова, и, следовательно, в его балладной практике необходимо прежде всего искать ответы на поставленные вопросы.

1830-е годы в истории русского балладного жанра как бы выпадают из внимательного поля зрения исследователей. В самом деле, Р.В.Иезуитову, много сделавшую для изучения романтической баллады, интересует главным образом период становления и утверждения жанра (в творчестве Жуковского и Душкина преимущественно), предшествующий "лермонтовскому" периоду. В содержательной статье Р.В.Иезуитовой, посвященной балладе эпохи романтизма, носящей во многом итоговый характер , основное внимание также сосредоточено на "долермонтовском" периоде. О 30-х годах и о балладном творчестве Лермонтова говорится в.конце статьи. Высказан ряд глубоких, верных мыслей, но они даны в форме готовых выводов, которые еще нуждаются в обосновании и доказательстве в ходе специ -ального исследования.

До 1830-х годов доводит изучение жанра и Л.Н. душина, отмечая, что в дальнейшем русская баллада "пошла по самым разным, казалось бы, непредвиденным путям" . Но анализ этих "непредвиденных" путей, реализованных в поэзии Лермонтова, уже выходит

  1. душина Л.Н. Поэтика русской баллады..., с. 17.

  2. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма.

  3. душина Л.Н. Поэтика русской баллады..., с. 16.

за пределы диссертационной работы Л.Н.Душиной.

В.Б.Лагутов, рассматривая развитие исторической баллады в русской поэзии , естественно не обращается к Лермонтову, по -скольку данная жанровая разновидность не характерна для поэта.

Существует даже мнение, что романтическая баллада в 1830-е годы отдается на откуп эпигонам, а творчество Лермонтова, обнаруживая лишь некие "балладные прививки", не является представи-

тельным в истории жанра указанного периода .

Относя к 1840-м годам новый подъем романтической баллады, исследователи минуют 30-е годы, не связывая последующую судьбу жанра с лермонтовской поэзией, во многом ее определившую .

Балладное творчество Лермонтова - яркая страница в истории романтической баллады, заслуживающая всестороннего изучения, необходимого для создания полного представления о динамике жанра в первую треть XIX века. Научная новизна исследования

Было бы ошибочным утверждать, что вопросы балладного творчества Лермонтова совсем не ставятся в работах, посвященных его лирике. Вряд ли возможно, изучая лермонтовскую поэзию, пройти мимо таких ее шедевров, как "йгсалка", "Три пальмы", "Дары Терека", "Тамара", "Морская царевна". При этом баллады рассматриваются в едином потоке поэзии Лермонтова, что зачастую приводит к игнорированию специфики балладного жанра. Лермонтовские произ-

  1. Лагутов В.Б. Жанр исторической баллады...

  2. См.: Немзер А. Баллада. - Литературная учеба, 1980, № 6, с. 219-221.

  3. См., напр.: Лобкова Н.А. русская баллада 40-х годов XIX века. - В кн.: Проблемы жанра в истории русской литературы: Учен.зап. ЛПЖ им.А.И.Герцена. Л., 1969, т. 320, с. ІІІ-ІЗЗ.

ведения, ограниченные рамками индивидуального творчества поэта, воспринимаются в отрыве от общей линии развития русского балладного жанра и от того историко-литературного фона, который определял направления балладных поисков Лермонтова. Понятие фона включает в себя не только предшествующие и современные поэту достижения отечественной и западноевропейской литературы в области балладного жанра, но и массовую балладную продукцию, подхватывающую и обнажающую как позитивные, так и негативные тенден -ции жанрового развития своего времени. Лишь с учетом господст -вовавших традиций, идущих от мастеров жанра (Гете, Шиллер, Бюргер, Чуковский, Пушкин), а также опыта представителей "массовой" культуры (Е.Бернет, М.Бестужев-Рюмин, Н.Девитте, И.Загорский, И.Покровский, В.Романович и др.) может быть понята художественная оригинальность балладной поэзии Лермонтова.

Балладное творчество Лермонтова еще не было предметом специального изучения. Накопленный современным лермонтоведением

материал, благодаря усилиям таких ученых, как Б.М.Эйхенбаумх, М. К. Азадовский , Н.Л.Бродский3, А.Н. Соколов4, Л. Я.Гинз-

  1. Эйхенбаум Б. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л.: Госиздат, 1924; он же. Литературная позиция Лермонтова. - В кн.: Литературное наследство, т. 43-44. М.Ю.Лермонтов. I. М., 1941, с. 3-82. (В дальнейшем указание на это издание дается сокращенно- ЛН, т. 43-44); он же. Статьи о Лермонтове. М.; Л.: АН СССР, 1961.

  2. Азадовский М.К. Фольклоризм Лермонтова. - В кн.: ЛН, т. 43-44, с. 227-262.

  3. Бродский Н.Л. Избранные труды. М.: Просвещение, 1964, с. І00-ІІ7, ІІ8-І83.

  4. Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова. - В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова. М., 1964, с. 172-201.

бург1, Д.Е.Максимов2, А.М.Гаркави3 и др., делает возможным переход от анализа отдельных баллад в общем контексте лермонтовской поэзии к целостному рассмотрению балладного творчества поэта в истории русского балладного жанра.

Подобный подход к изучению поэтического наследия Лермонто-ва-балладника углубляет понимание жанровых возможностей романтической баллады и ее эстетической природы, не до конца пока освоенной. В диссертации привлекается целый ряд не вводимых еще в научный оборот теоретических источников, относящихся к первой трети XIX века, которые помогают осмыслить специфику баллады как жанра и лермонтовской баллады в частности.

Отправной точкой исследования служит общее состояние жанра, сложившееся к 30-м годам XIX века - началу поэтической деятельности Лермонтова. Это позволяет сделать вывод о роли поэта в истории русского балладного жанра и о месте лермонтовской баллады в кругу родственных ей жанровых образований. Материал исследования

В качестве материала исследования выступают:

  1. баллады и близкие к ним пограничные, междужанровые явления в творчестве Лермонтова;

  2. поэтическая журнальная и альманашная продукция 1820-30-х годов;

  3. теоретические работы, статьи и рецензии в периодических

  1. Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л.: Худож.лит., 1940; она же. О лирике. - 2-е изд., доп. - Л.: Сов.писатель, 1974, с. I53-I7I, 232-238.

  2. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л.: Наука, 1964.

  3. Гаркави А.М. Заметки о М.Ю.Лермонтове. - Учен.зап.Кали-нингр.пед.ин-та, 1959, вып. 6, с. 274-296.

изданиях первой трети XIX века по вопросам балладного жанра;

  1. балладные пародии Лермонтова и его современников;

  2. мемуарные и эпистолярные источники, посвященные изучаемому периоду.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить специфику лермонтовского типа романтической баллады, его место и значение в истории русского балладного жанра.

Ставятся следующие задачи для достижения указанной цели:

  1. развить дальше представление о жанровой природе роман -тической баллады, опираясь на понимание своеобразия жанра его современниками;

  2. обнаружить закономерности формирования баллады в творчестве Лермонтова, исследовав направления, по которым велись им поиски собственных жанровых форм;

  3. описать качественные преобразования традиционной романтической баллады в предложенных Лермонтовым смелых жанровых разновидностях, объяснив художественную и социально-культурную почву этих модификаций.

Методологической основой исследования

служит тщательное изучение эстетической природы и художественного значения романтической баллады, а также большого критического материала 10-30-х годов XIX века по проблемам жанра, опирающееся на общие принципы советского литературоведения .

I. См.: ^ушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969; Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы. - В кн.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1969, с. 8-38; он же. Типологическое изучение литературы. - В его кн.: Творческая индивиду-

В основу диссертации положен сравнительно-исторический метод исследования, что дает возможность, во-первых, увидеть истоки лермонтовского балладного творчества, его развитие как целостной совокупности, обусловленной историко-литературной действительностью того времени; во-вторых, установить факторы, воздействующие на поэта в его балладной практике, - творческие контакты и влияния,в процессе которых происходило не только усвоение предшествующего литературного опыта, но и отталкивание от него в поисках самоопределения. В-третьих, анализ родственных жанровых явлений современной Лермонтову литературы, сопоставление их с произведениями поэта приводит к типологическим выводам на уровне жанра, вскрывающим индивидуальное своеобразие лермонтовского типа романтической баллады. Структура работы

определяется ее монографическим характером,что диктует рассмотрение материала в хронологическом порядке,отвечающем закономерностям развития балладного творчества Лермонтова.

В I главе,ставящей вопрос об эстетической природе романтической баллады,формулируется понимание жанра, на основе которого осуществляется в диссертации анализ произведений Лермонтова и его современников. Указывается не просто на лиро-эпизм жанра, но на особые качества эпического и лирического в балладном син-

альность писателя и развитие литературы. М., 1967, с. 265-302; он же. Цути историко-литературных исследований. - В его кн.: Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978, с. 334-344; Осьмаков Н.В. йсторико-функциональное исследование произведений художественной литературы. - В кн.: Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979, с. 5-40.

тезе; раскрываются принципы балладного мышления, связанного с отказом от логики здравого смысла, своеобразие балладного чудесного и вытекающая из него установка жанра на специфический тип читательского восприятия, требующий абсолютного доверия к изображаемому; объясняется эффект потрясения, которое стремится вызвать баллада в душе читателя. Отмеченные свойства баллады по -зволяют обозначить только ей присущую эстетическую функцию в системе романтических жанров.

Две последующие главы освещают два периода балладного творчества Лермонтова - ранний и зрелый.

Во П главе прослеживаются поиски Лермонтовым возможностей обновления романтической баллады, что вызывалось самим состоя -нием жанра в 30-е годы, когда была взята под сомнение его жизнеспособность. Поиски ведутся Лермонтовым по трем основным на -правлениям: через творческое осмысление опыта западноевропей -ской литературной баллады (балладные переводы); через усвоение традиций народной баллады, как классической, так и новой, современной поэту; через критическую оценку того типа традиционной баллады, который утвердился в русской поэзии к началу деятельности Лермонтова (балладные пародии).

Сознание неисчерпанности жанра стимулировало поиски Лермонтовым путей его преобразования, что привело поэта к созданию собственных жанровых форм, рассматриваемых в Ш главе. Первая из них характеризуется ориентацией на народную балладу с ее поэтикой "жестокого" сюжета. Исследование отношения Лермонтова к "жестокому" сюжету дает возможность ввести еще одно имя в лер-монтоведение - Н.И.Гнедича. Две другие жанровые разновидности -"аллегорическая" и "мифологическая" баллада - несут на себе печать неповторимой лермонтовской индивидуальности. Эти модификации и определяют прежде всего своеобразие балладного почерка

Лермонтова в истории жанра. В них поэт достигает такой смысло -вой емкости, которая сделала жанр современным в условиях 1830-х годов.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего движения жанра.

Практическое значение диссертации состоит в том, что она способствует углублению представления об историко-литературном процессе первой трети XIX века. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общего курса истории русской литературы и в особенности спецкурсов, посвященных жанрам лирической поэзии и творчеству М.Ю.Лермонтова, при проведении практических занятий. Возможно включение отдельных наблюдений также в курс истории русской критики. Выводы диссертации могут быть полезны в исследованиях по исторической поэтике, над проблемами которой работают большие коллективы ученых.

Жанр "новейшей" баллады

Включение баллады первых десятилетий XIX века в эстетиче -скую систему романтизма, привычное для нашего литературоведения, происходило в атмосфере бурных полемик, "спровоцированных" самой новизной жанра и сопровождавших весь период его становления1. I. О балладных полемиках 10-х - начала 20-х годов XIX века см.: Очерки по истории русской журналистики и критики: ХУШ век и первая половина XIX века. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1950, т.1, Нетрадиционность жанра ощущалась как самими создателями баллад, так и их читателями-современниками. Это вызывало желание понять жанр, осмыслить его в категориях складывающейся романтической эстетики. Принципиальная новизна жанра сразу же заставляла отнести его к разряду "новейшей" поэзии, в чем были единодушны со -временники. Как"стихотворение, принадлежащее к новейшей [т.е. романтической - С.Е.] поэзии" рассматривается баллада в "Словаре древней и новой поэзии" Н.Ф.Остолопова, этом "русском катехи-зисе классицистической эстетики" . "Согласуясь с общим употреблением", О.М.Сомов в трактате "О романтической поэзии" в ряду жан- с. 202-203; Мордовченко Н.И. веская критика первой четверти XIX века. М.; Л.: АН СССР, 1959, с. 146-157, 166-168; Волков P.M. Народные истоки творчества А.С.Пушкина (баллады и сказки). - Учен.зап. Черновицк.гос.ун-та. Черновцы, I960, вып. 13, с. 4-13; Иезуитова Р.В. Из истории русской баллады... (Ш гл.); она же. Баллада в эпоху романтизма, с. 147-153, 157-159; Душина Л.Н. Споры о балладе в пору становления жанра. - ХХУП Герценовские чтения: Литературоведение. Научные доклады. Л., 1975, с. 28-33; она же. Поэтика русской баллады... (Ш гл.); Архипова А.В. Проблема национальной самобытности в русской литературе первой четверти XIX в. (эпоха становления романтизма). - В кн.: Русская литература и фольклор (первая половина XIX века). Л.: Наука, 1976, с. 55-62. "новейшей" поэзии называет и балладу Автор другого трактата "Опыт науки изящного" А.И.Галич, один из видных представителей русской романтической эстетики, в числе "главных видов лирической поэзии" наряду с элегией и романсом также указывает бал-ладу . Безоговорочно причисляется баллада к "новейшей" романтической поэзии в статье "Основное начертание эстетики", напеча -тайной в "Московском вестнике" за 1829 год . Профессор Москов -ского университета И.И.Давыдов, чьи лекции мог посещать М.Ю.Лермонтов , в своих "Чтениях о словесности" также относит балладу "к новому направлению поэзии", "когда ум, сбросив с себя оковы подражания, одушевленный страстью творчества, начал вопрошать прошедшее, обильное в предметах искусства"1. В.Т.Плаксин, автор статьи в "Энциклопедическом лексиконе" , видит заслугу баллады в "истории нашей литературы" не только в том,что "она указала... новое направление словесности", но и в том, что она "нанесла ре-шительный удар ложному классицизму . Известно, что окончательное утверждение баллады в жанровой системе романтизма, завоевание балладой "права гражданства в кругу литературы", в котором ей поначалу отказывали многие критики, например, А.Ф.Мерзляков , связаны с именем В.А.Жуковского. Действительно, для современников, уже знакомых с "чувствительными" балладами Н.М.Карамзина и А.Ф.Мерзлякова, балладными опытами И.И.Дшітриева и Г.П.Каменева, настоящим открытием жанра стала именно "Людмила" Жуковского. Характерны в этом смысле слова Ф.Ф.Вигеля, неоднократно цитировавшиеся в литературоведческих работах, сказанные mi по поводу восприятия современниками пер -вых баллад Жуковского: "Вот и начало у нас романтизма" .Н.И.Греч в "Опыте краткой истории русской литературы", говоря о балладе, подчеркивает, что это "новый род в русской словесности, сотворенный Жуковским" . Интересно, что А.Ф,Мерзляков, с осуждением относившийся к "излишествам" "новейшей" баллады, все-таки признавал: "Нас русских познакомил с балладами - и весьма щастливо

Характер лирического и эпического в балладе

Представление о лиро-эпической природе жанра баллады формируется в первую треть XIX века. Первоначальная точка зрения на балладу как на лирическое произведение разделялась многими авторами. В разряд лирической поэзии включена баллада в "Словаре древней и новой поэзии" Н.Ф.Остолопова1 и в "Теории поэзии" И.И. р Эшенбурга, конспект которой составлял для себя Еуковский . К видам лирической поэзии с "господством чувства" причисляет балла -ду И.И.Давыдов0. А.Ф.Мерзляков определяет балладу как "романиче-ско-лирическое стихотворение в простонародном тоне"4. Отнесен - ность баллады к лирической поэзии у него не вызывает сомнения. Но решение вопроса осложняется тем, что лирический род в теории Мерзлякова входит в "разряд" эпической, то есть повествовательной, поэзии1. В.Межевич, рецензируя в "Молве" "Россішскую хрестоматию" И.Пенинского (В 2-х ч. СПб., 1833), уже сомневается: "К о лирической поэзии отнесена баллада: Справедливо ли? Бог весть! . А.И.Галич в "Опыте науки изящного" еще называет балладу одним из "главнейших видов лирической поэзии" , но вместе с тем он под -черкивает, что "по причине господствующих...чувствований поэта" она имеет "значение лирическое", а "по причине простонародного и 4 рассказа, часто чудесного, - эпическое" . Так постепенно углублялось понимание природы жанра. Прямое указание на "смешение эпической поэзии с лирическою", которое "произвело" балладу, находим в "Начертании курса изящной словесности" М.Тимаева . О развитии взглядов на балладу свидетельствует сопоставление двух работ В.Т.Плаксина. Если в статье о балладе, помещенной в "Энциклопедическом лексиконе", он выводит ее без достаточного обоснования "из круга лирической поэзии" , то в более поздней работе - "Учебном курсе словесности..." баллада характеризуется как жанр, который составляет "переход от лирической поэзии к эпической". Особенностью баллады, указывает Плаксин, является то, что, "изображая рассказы и предания", она представляет "все это, как сны, как чудесные видения... ожив -ляя лица лиризмом" . Возможно, на Плаксина оказал влияние Белинский. Не исключено воздействие и другого источника - эстетики Гегеля,no s лучившей широкое распространение в России 30-40-х годов . В лекциях по эстетике, которые читал Гегель в конце 10-х и в 20-х годах, впервые была дана теоретическая разработка жанра -баллады. В нашей науке гегелевская теория жанра почти обойдена вниманием, по крайней мере прямых ссылок на Гегеля мы не находим в современных исследованиях. А между тем мысли немецкого философа существенно дополняют картину формирования воззрений на природу жанра. И, кроме того, будучи известными русским авторам, они не могли не оказать на них определенного влияния. Лиро-эпическая прірода жанра безоговорочно признается Гегелем. Его определение баллады сводится к следующему: "содержание 1. Энциклопедический лексикон, с. 184. 2. Плаксин В. Учебный курс словесности..., с. 149. 3. См. об этом: Корнилов А.А. Молодые годы Михаила Бакунина: Из истории русского романтизма. М., 1915, с. 451-452; Пыгаш А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов: Исторические очерки. - 4-е изд.-СПб., 1909, с.434-440, а также: Гегель и философия в России: 30-е годы XIX в. -20-е годы XX в. М.: Наука, 1974, с. 52-122. имеет эпический характер,обработка же - лирическая . Однако Гегелю ясна недостаточность простой констатации самого факта лиро-эпизма баллады. Оказывается, определение родовой принадлежности баллады еще очень мало говорит о самой сущности жанра, ибо в нем не простая арифметическая сумма - чуть больше эпического, чуть меньше лирического или наоборот, не простое соединение,а синтез, который требует выяснения качества каждого из входящих в него элементов. Гегель пытается понять характер этого синтеза,и мысль его развивается дальше. По его мнению,главное в балладе "не вне-субъектное описание и обрисовка реальных событий", "не самое со- р бытие", но "манера постижения и восприятия субъекта" . Стало быть, суть жанра определяет не само по себе событие,то есть эпическое начало, хотя без него и нет баллады, а отношение к нему ("постижение", "восприятие"),то есть то, что является лирическими характеристиками жанра.Причем имеется в виду такое отношение, которое не связано с вмешательством в событие, участием в нем со стороны автора - "внесубъектное описание", пишет Гегель. Здесь он нащупывает самую сердцевину жанровой природы баллады. Однако сам Гегель недостаточно четко отделял балладу от песни и романса, что было вообще свойственно эстетике того времени.

Подступы к жанру. Обзор балладного творчества М.Ю.Лермонтова

Место Лермонтова в истории русской баллады определяется не количеством балладных произведений, а качественными сдвигами в структуре жанра, характеризующими его творчество. В поэзии Лермонтова существуют междужанровые явления, за счет которых современные исследователи подчас расширяют круг его баллад. Основанием для сближения разного рода пограничных жанровых форм с балладами служат сюжетность повествования, его напряженный драматизм, емкость содержания с глубоким внутренним подтекстом, особая стиховая организация . Б.М.Эйхенбаум обнаружил ряд произведений, отмеченных печатью "балладности", но прямо к балладному жанру не относящихся ("Ветка Палестины", "Кинжал", "Умирающий гладиатор", "Пленный рыцарь", "Соседка", "Могила бой-ца", "Сон" и др.) . Процесс взаимодействия жанров в рамках творчества поэта был неизбежным, что, однако, не вело к размыванию жанровых границ баллады.Лермонтовская баллада лишь до определенных пределов допускала сближение с другими лирическими жанрами, не растворяясь в них, сохраняя цельность своей жанровой природы, о которой говорилось в I главе. Показателен устойчивый интерес Лермонтова к балладе. Уже в 1829 году были написаны "Два сокола", " Грузинская песня", "Жена Севера" , в которых заметна явная попытка освоить жанр. Баллада с самого начала осознается Лермонтовым через ее народно-поэтические источники, хотя и известные к тому времени литературе: пе -сенный фольклор народов Кавказа ("Грузинская песня") , сканди -навский фольклор, интерпретированный в соответствии с традицией русского оссианизма ("Ієна Севера"), шотландский балладный фольклор ("Два сокола"). Шесте с тем все три лермонтовских стихотво-рения так или иначе ориентированы на поэзию Пушкина . Постигая жанр, Лермонтов обращает внимание на приемы балладного повествования Пушкина. Разговор "серого сокола" и его "брата" в стихотворении Лермонтова "Два сокола" напоминает диалог воронов в пушкинской балладе "Ворон к ворону летит...". Но если у Пушкина в диалог вложен предельно свернутый сюжет с характерной балладной недоговоренностью - загадочная смерть богатыря в "чистом поле под ракитой", то у Лермонтова содержанием стихо ворения являвэтся размышления о "безжалостных людях" и "каменных сердцах" в духе лирических медитаций раннего творчества поэта, не имеющих ничего общего с балладным жанром, сосредоточенным на событии, действии, динамично движущемся к развязке. "Грузинскую песню", напротив, роднит с балладой именно сюжет - драма любви и ревности, как и в "Черной шали" Пушкина. Но балладная форма здесь явно не удается Лермонтову: повышенная патетика повествования, идущая от лица автора ("Ах!", "И что же?", "О боже!.." и т.д.), далека от стиля балладного повествования с совершенно иным принципом лиризма, вызванным соприкосновением с балладным миром без вмешательства в него, а не прямым выражением чувств автора. Вот почему кажется преждевременным отнесение "Грузинской песни" к жанру баллады . "Жена Севера" - дальнейший шаг на пути овладения жанром. Лермонтов воссоздает фантастический оссиановский колорит "полуночной страны" с ее "скалами" и "северными лесами", усиливающий таинственность повествования о "грозной дочери богов".По-балладному воспринимаются "голубые очи" "жены Севера", что "язвили" "будто как металл". Голубой цвет глаз девы связан с неодолимо влекущей к ней и одновременно губительной для людей силой: "Кто зрел ее, тот умирал". Отодвинутая в область предания картина воспринимается в ее целом, как и надлежит в балладе. Однако не самое событие как данная реальность составляет центр произведения (события как такового и нет), а рассказ о нем, предполагаю- щий некоего посредника между событием и читателем, рассказчика, эпически спокойный тон которого ощущается в стихотворении. Прямого соприкосновения с миром предания, в результате которого рождалось бы чувство лирического трепета от причастности к нему, нет в произведении. Отсюда отсутствие того драматизма, который присущ балладному жанру. Поэтому нуждается в известных оговорках определение Б.Т.Удодовым "Жены Севера" как баллады , хотя "Жена Севера", действительно, ближе других юношеских стихотворений Лермонтова к балладе. Но самого Лермонтова не удовлетворяют эти первые попытки самостоятельного освоения балладного жанра. Закономерным ста -новится обращение поэта к западноевропейской литературной балладе2. После переводов из Гете и Шиллера (1829) Лермонтов вновь пытается создавать собственные баллады, но "с оглядкой" на традиционные, преимущественно западные образцы жанра. В 1830 году на манер рыцарской баллады он начинает стихотворение "В старинны годы жили-были...". Распространенная в романтической литературе рыцарская тематика, очевидно, не увлекла Лермонтова - баллада осталась незавершенной. В этот период на Лермонтова воздействуют не только мастера балладного жанра. Поэт стремится "переплавить" в балладную форму и свои впечатления от чтения Байрона, в частности его восточных поэм. Так появляется "Челнок" - "Воет ветр и свистит пред не-дальной грозой..." (1830) .

Поэтика "жестокого" сюжета в поздних балладах Лермонтова

Казалось бы, обратившись к поэтике "жестокого" сюжета в "Тростнике" и "Балладе" ("Куда так проворно, жидовка младая!.."), Лермонтов исчерпал его возможности в создании произведений балладного жанра. Однако интерес к новой народной балладе с ее склонностью к сюжетам данного типа сохраняется и во втором периоде балладного творчества поэта.

Можно восстановить историю гибели красавицы-казачки в "Да -pax Терека", как это делает, например, В.Э.Вацуро в соответствии с устойчивой сюжетной схемой семейно-бытовой народной баллады: любовь - измена (= отказ) - ревность - убийство . Но балладное событие не подчинено логике здравого смысла и не требует восстановления во всех его подробностях. Лермонтову было достаточно лишь "намекнуть" на некое трагическое происшествие, приобщив читателей к тайне. Мисль поэта много сложнее той, которая может быть заключена в "жестоком" сюжете, и содержание баллады далеко не сводится к нему.

При желании можно увидеть в "Тамаре" "контуры жестокого романса о жестокой любви" . Известно, что баллада,наряду с "Черной шалью" Душкина, пользовалась репутацией "хорошей" песни в разно-чинной среде и широко вошла в народно-поэтический обиход .Причина подобного явления заключается в самом произведении, которое, по справедливому замечанию Е.М.Пульхритудовой,представляет собой "взаимодействие "массового" и "высокого" культурного слоя", несовместимых, как будто бы, начал, образующих "художественно безупречное единство" .В процессе же бытования происходило разъятие этого единства, эксплуатировалось "массовое" начало баллады, ее фабула: рассказ о демонической и прекрасной обольстительнице,за миг наслаждения с которой любовники расплачивались жизнью, отвечал вкусам почитателей распространенного фольклорного жанра. А глубина философского содержания, вложенная Лермонтовым в балладную фабулу, оставалась за пределами распевавшегося по всей Рос -сии "жестокого" романса под названием "Тамара".

"Дары Терека", "Тамара", разумеется, выходят за рамки "жестокого" сюжета и применительно к нему могут рассматриваться лишь с определенными оговорками.

Иная функция "жестокого" сюжета в "Свиданье". Стихотворение является показателем изменившегося отношения Лермонтова к такого рода сюжетам, без учета которого оно не может быть понято. Со "Свиданьем" оказываются связанными в историко-литературном контексте совершенно разные, на первый взгляд, произведения - лермонтовская поэма "Хаджи Абрек" и "Кавказская быль" Н.И.Гнедича.

Вменению вопроса об источниках поэмы Лермонтова "Хаджи Абрек" (1833) в нашем литературоведении уделено достаточное внимание. Б соответствии с общим тезисом о подражательности таланта поэта дореволюционные исследователи видели в поэме то отзвуки

Байрона , то "Кавказского пленника" Пушкина 0. Рассмотрены раз личные аспекты отношений лермонтовской поэмы к горскому фольклору. Возможность подобного пути изучения "Хаджи Абрека" была подсказана еще Н.А.Котляревским, назвавшим поэму "кавказской легендой, кровавым гимном мести". В современных работах отмечалась близость мотивов поэмы (кровомщения, абречества, умыкания девицы, гостеприимства и т.д.) быту и устной поэзии народов Северно 2 го Кавказа, их адатам , высказывались различные точки зрения от 3 носительно того, какой именно аул изображен в поэме , существо вали ли прототипы ее героев , подчеркивалось понимание Лермонтовым освободительной борьбы горцев, нашедшее отражение и в его "Хаджи Абреке" . Заявленный реальный исторический и фольклорный материал кавказских поэм Лермонтова, в том числе и "Хаджи Абрека", столь убедителен, что позволяет этнографам даже ссылаться на них при изучении уклада жизни и нравов горских народов .

Похожие диссертации на Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра