Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Соколова Инна Алексеевна

Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг.
<
Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколова Инна Алексеевна. Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 2000.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/200-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. О предмете исследования, его определениях и терминах 22

Глава вторая. Корни и традиции авторской песни

1 Русский классический фольклор 50

2 Русская поэтическая традиция 66

Глава третья. Неканонические истоки авторской песни

1 Городской романс и лирическая песня 80

2 Уличные (дворовые, лагерные, тюремные) песни 103

3 Студенческие песни и кружковая культура 127

Заключение 154

Библиография 158

Введение к работе

Актуальность избранной темы определяется необходимостью всестороннего научного осмысления и изучения авторской песни, осознаваемой как уникальное явление современной русской культуры. Зародившись в 1950-х годах, авторская песня явилась выражением «культурного стиля эпохи», главным образом, 1950-1970-х годов, но до сих пор не получила адекватного отражения в современной науке.

Авторская песня (тогда еще называемая студенческая, самодеятельная) вызвала к себе интерес и стала заявлять о правах на существование в рамках современной песенной культуры в конце 1950-х- начале 1960-х годов1, а к середине 60-х годов сформировалась как своеобразное явление искусства (о чем свидетельствуют отдельные публикации в различных газетах и журналах). Состояние ее к концу 60-х годов уже требовало серьезного искусствоведческого анализа, систематического освещения и изучения2. Однако с окончанием периода «оттепели» количество опубликованных песен бардов, а также работ об их творчестве, резко сократилось. Вплоть до середины 70-х годов авторские песни почти не публиковались в периодике, не передавались по радио и телевидению, не выпускались на пластинках. Существование этих песен было возможно лишь в рубрике «Художественная самодеятельность».

Несмотря на то, что авторская песня развивалась вне официальной культуры, была гонимой, замалчиваемой и существовала полуподпольно, она оставалась активным культурно-социальным явлением. Этому во многом способствовало то обстоятельство, что самодеятельные песни бытовали и распространялись изустно, а с появлением бытовых магнитофонов получили дополнительную возможность тиражирования- посредством звукозаписи. Распространяемые таким специфическим способом, песни бардов становились «неудобным» объектом для какого-либо идеологического контроля и управления.

Роль хранителей полюбившихся песен, наряду с магнитофонными кассетами и редкими пластинками, исполняли рукописные сборники-песенники, предназначавшиеся для личного пользования. Первые печатные (типографские) песенники появились в 1956-1958 годах. Это были сборники, выпущенные рядом вузов Москвы (в их числе - МИСИС, МГРИ, МЭИ, МВТУ им. Баумана) для своих студентов. Они давали представление о характере и тематике бытовавших тогда в студенческой среде песен и впоследствии стали документами печатной истории самодеятельной, доавторской, песни.

В 1959 году в ленинградском отделении издательства «Советский композитор» был выпущен сборник «В пути и на привале» (составители С. Рабинов, М. Каценельсон, Н. Курчев), куда вошли из предложенных к публикации 104 песен лишь 19 - перетекстовок на известные мелодии советских композиторов. И только в 1966 году в ленинградском издательстве «Музыка» появился «Спутник туриста», где были опубликованы народные «Глобус», «Баксанская», «Бригантина», а также песни

A. Якушевой, А. Городницкого, Ю. Визбора, Н. Матвеевой, Ю. Кима, Ю. Кукина и других бардов. Впоследствии немногочисленный ряд песенников пополнился сборниками «Как надежна земля» (составитель Д. Соколов, 1969), «Музы странствий» (составители Г. Захарова,

B. Серый, В. Винарский, 1969 /выпуск 1/, 1971 /выпуск 21), «Песни мо лодости» (1970), «Шагай с нами рядом» (1972) и еще несколькими, выпущенными уже в 1980-х3.

В пору официального полузабвения авторской песни о ее реальном существовании напоминали машинописные сборники, изготовлявшиеся домашним, «самиздатским» способом, на весьма высоком профессиональном уровне4. Таким образом, еще в 1966 году были «опубликованы» произведения А. Галича; в 1978 были «изданы» каталоги всех написанных к тому времени песен Ю. Визбора, в 1984 получил полное собрание своих сочинений в одиннадцати томах (проза, стихи, все песенные произведения с нотами, газетные и журнальные статьи, сценарии и киносценарии) Б. Окуджава.

Смелой попыткой реализовать (в обход цензуры) общественный интерес к искусству бардов и потребность в информации об их творчестве стали отдельные материалы о бардах, а также тематические рубрики в периодических изданиях, посвященные их творчеству5. Хронологически первой, самой долговечной и потому рекордной по числу публикаций была рубрика «Товарищ гитара» в журнале «Клуб и художественная самодеятельность» (ведущие Н. Вайнонен6, В. Гладилин7): она существовала на протяжении около пятнадцати лет (с 1974 по 1988 годы). Рубрика состояла из публикаций песен с нотами, краткой справки об авторе и его творчестве, а с 1978 года в журнале появились звуковые страницы - гибкие грампластинки, подобные «кругозоровским». В период с 1981 по

1987 годы (несмотря на нерегулярность выхода рубрики) ее ведущим удалось представить творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого, а в 1988-Ю. Кима и А. Галича. Помимо выше упомянутой, авторскую песню популяризировали и пропагандировали рубрики: «Ты и твоя песня» журнала «Турист» (1984-1990), ведущий И. Михалев (под псевд. Я. Игорев)8; «Возьмемся за руки, друзья!» в журнале «Молодежная эстрада» (1986— 1991) и «Бригантина поднимает паруса» в журнале «Физкультура и спорт» (1985-1989), ведущий обеих- Л. Беленький.

В журнале «Кругозор», где еще в 1964 году была опубликована первая песня-репортаж Ю. Визбора «На плато Расвумчорр», специальная рубрика, посвященная авторской песне, появилась лишь в 1987 году.

Особый статус имела рубрика «Песни под гитару» газеты «Неделя» /1988-1989/ (ведущие С. Сергеев, В. Верник, Р. Шипов)9: в ней, в отличие от уже названных, авторской песне не приходилось маскироваться под видом «самодеятельной», «туристской» (эти безобидные определения звучали не так устрашающе, как «авторская»).

На фоне всех представленных рубрик10 выгодно выделяется «Антология авторской песни» (ведущие А. Крылов и Вл. Новиков), выходившая с завидной строгой регулярностью - в каждом выпуске журнала «Русская речь»- с 1989 по 1991 годы. Эта серия публикаций стала первой попыткой систематического научного изучения творчества бардов: каждая подборка стихотворений была снабжена филологическим комментарием, включающим анализ особенностей поэтики и языка бардов. Значительность этого факта станет более очевидной, если мы вспомним, что в предшествующие этому событию годы научные исследования по авторской песне практически не предпринимались. Исключением здесь были уже упоминавшаяся брошюра Ю. Андреева и Н. Вайнонена «Наша самодеятельная песня», а также книга Б. Савченко «Авторская песня» (серия «Новое в жизни, науке и технике», 1987), которые явились научно-популярным вариантом рассмотрения феномена авторской песни.

Среди изданий 90-х годов, популяризирующих авторскую песню, назовем газеты «Московский комсомолец» (в разные периоды регулярные статьи М. Пастернака, Е. Глебовой, постоянная рубрика О. Фочкина «Ломбард»), «Вечерний клуб» («Золотая кассета» Дм. Сухарева, 1996) и «Неделю» (рубрика «Споемте, друзья!» /1997,1998/, ведущий - В. Егоров).

Высокой информативностью, фактологическими и библиографическими подробностями изобилует постоянная рубрика «Любителям авторской песни» журнала «Советская библиография» (впоследствии -«Библиография»), существующая до настоящего времени. На ее страницах печатаются содержательные интервью с бардами, публикуются тексты их песен, приводятся ценнейшие материалы по истории, библиографии, дискографии авторской песни. Именно на страницах этого журнала в 1992 и 1993 годах была представлена исчерпывающая (на тот период) печатная (как официальная, так и самиздатская) библиография авторской песни.

Существовали также периодические издания, полностью посвященные авторской песне. Среди них следует, в первую очередь назвать самиздатскую газету «Менестрель» (1979-1985- главный редактор А.Е.Крылов, 1987-1990- Б.Б.Жуков), три номера которой вышли официальным десятитысячным тиражом. Согласно главным принципам работы редакции, в газете помещались в основном оригинальные материалы, а также статьи, ранее опубликованные не в полном виде, или переводы материалов, опубликованных на других языках. С 1979 по 1985 годы в «Менестреле» было опубликовано свыше 700 статей, песен, стихотворений и других произведений более чем 200 авторов. Все материа лы тематически группировались в рубрики. Основными были такие: «Размышления (о самодеятельной песне, ее направлениях и путях развития как жанра искусства)», «Наши песни (нотные публикации)», «Литературная страница», «Штрихи к портрету, интервью», «Семинары. Творческая лаборатория», «Архив», «Из книг "Менестреля"».

В условиях крайнего дефицита информации об авторской песне и движении КСП «Менестрель» был изданием, отражающим объективный и компетентный «взгляд изнутри». В большей степени оно было ориентировано на освещение вопросов, связанных с жанром авторской песни, а не с деятельностью КСП. О высокой авторитетности газеты, о доверии к ней как к профессиональному изданию, а также о ценности публикуемых в ней материалов свидетельствуют, например, те факты, что все материалы одного из мемориальных номеров на смерть Высоцкого (август- сентябрь 1980) разошлись в тысячах копий, а впоследствии оказались перепечатанными в различных газетах и журналах. К тому же этот номер почти полностью вошел в первое издание американского двухтомника В. Высоцкого. Множество статей перекочевало в официальные издания и из других номеров. Не менее характерен и тот факт, что при библиографических описаниях творчества бардов на «Менестрель» систематически ссылался журнал «Библиография».

Научно-популярный журнал «Вагант» (выходивший с 1991 до середины 1996 года) и приложение к нему, а также продолжающий нумерацию «Ваганта» новый журнал «Вагант-Москва» в основном публикуют материалы, связанные с жизнью и творчеством В. Высоцкого; литературно-художественное издание, называемое «Библиотека "Ваганта"», посвящает свои периодические выпуски смежным с театром, музыкой, кино направлениям и людям, их представляющим. Так, в этой серии вышла книга Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», дневники и письма О. Даля, книга журналиста и поэта В. Станцо «То был мой театр», «До третьих петухов» В. Шукшина, материалы из литературного наследия Л. Енгибарова, сборник стихов И. Кохановского.

Основной массив «Библиотеки "Ваганта"» составляют выпуски, посвященные творчеству отдельных поэтов-бардов. Среди них - выпуски песен и стихов Ю. Алешковского, А. Галича, Н. Матвеевой, А. Якушевой, В. Туриянского, С. Матвеенко, А. Суханова, Т. Дрыгиной и других авторов. Примечательно, что серия уделяет внимание оставшимся в тени, но достойным того, чтобы о них знали, творческим личностям: например, тем, чьи песни стали поистине народными, но чье поэтическое творчество осталось незаслуженно не замеченным и не услышанным -М. Львовскому (автору «Глобуса», «Вот солдаты идут...», «На Тихорецкую состав отправится...»), Е.Аграновичу (широко известны его песни «Одесса-мама», «Я в весеннем лесу пил березовый сок...»). Также отметим аккуратную периодичность и продолжительность существования «Ваганта» и его серии.

Продолжает ряд изданий, полностью посвященных явлению авторской песни, ее современному состоянию, газета «Авторская песня», которая задумывалась как издание с периодичностью выхода четыре раза в год, но реально вышли лишь номер - в 1992 и два - 1994 году. Редакцией было заявлено, что основной темой новой газеты является творчество современных бардов и бардов-классиков и что газета берет на себя функцию приумолкшего (теперь уже можно сказать - умолкшего) «Менестреля». Судя по вышедшим номерам, преемственность очевидна: «Авторская песня» (готовившаяся, кстати, тем же авторским коллективом, что и «Менестрель») также основное свое внимание сосредоточила на публикации материалов, связанных с судьбой «альтернативного» жанра. Необычайно свежо прозвучали представленные рубрики «Из архива тамиздата» (предполагалось, что она сделает доступными опубликованные на Западе в разные годы статьи, связанные с жанром автор ской песни) и «Слова - народные» (о неизвестных авторах гулявших по стране «народных» песен).

Такой же недолговечной оказалась нижегородская газета «Круг друзей», вышедшая в 1996 году в двух номерах. Рассчитанное на массового читателя, большую часть своих страниц издание посвятило материалам по истории КСП, информации о фестивалях, слетах и конкурсах. А тот минимум статей критического характера, который все-таки можно обнаружить в газете, либо устарел - ввиду того, что основные их положения уже были опубликованы, либо представляет собой буквальные перепечатки вполне доступных изданий.

Газета «Вольный ветер», рассчитанная на туристов и альпинистов, имела постоянную рубрику, посвященную авторской песне; о современных авторах систематически рассказывала выходившая в течение 1998 года газета «Бард арт».

Из немногих существующих в настоящее время периодических изданий по авторской песне отметим выходящий небольшим тиражом журнал «АПАРТ (Авторская песня: проблемы, события, мнения)», появившийся в печати в 1996 году. Издание претендует на научный подход к явлению авторской песни, публикуя - среди других материалов - литературоведческие статьи о различных поколениях бардов и их творчестве, о месте жанра в «большой» литературе; теоретические статьи о включенности авторской песни в жанровую систему песенной культуры, о ее связях с зарубежными аналогами.

Большинство статей об авторской песне, появлявшихся в периодике, главным образом, после 1982-1983 годов, носило мемуарно-биогра-фический, описательный характер. Однако, в газетно-журнальном потоке конца 1980-х стали встречаться проблемно-дискуссионные материалы, в которых ставились и обсуждались вопросы, связанные с определением статуса явления авторской песни; выявлением ее отличительных признаков, особенностей; поднималась проблема ее современного состояния. В качестве примера можно назвать следующие статьи и рубрики: Окуджава Б. «Авторская песня: кризис жанра?»; Самойлов Д. «Я верю в вечные ценности»; Аннинский Л. «Шепот и крик» (Беседу вела Т. Лебедева); Некрасов Е. «Кто о чем поет»; «Авторская песня: пути и перепутья» (Беседы с М. Таривердиевым, А. Городницким, Б. Окуджавой); Некрасов Е. «Новые встречи со старыми знакомыми» (Премьера рубрики «Сверим наши песни»)11.

Тогда же (самым знаменательным оказался 1989 год) было опубликовано значительное количество сборников-антологий авторской песни: «Люди идут по свету» (сост. В. Акелькин, И. Акименко, Л. Беленький, В. Трепетцов); «Наполним музыкой сердца» (сост. Р. Шипов); «Среди нехоженых дорог одна - моя» (сост: Л. П. Беленький)12, «В пути и на привале» (автор- В. Чуланов); «Песни бардов» (Вып. 1) (сост. В. Модель), «Ты мое дыхание» (сост. В. Долина, В. Романова), «Песня зовет в дорогу» (Вып. 3) (сост. Б. Ларионов), «Я рисую слона» (авт. песни для детей) (сост. И. Столяр и М. Столяр).

Параллельно с этими публикациями начинают выходить сборники произведений поэтов-бардов. Первой была книга В. Высоцкого «Нерв» (два издания - 1981 и 1982), затем - книга произведений Ю. Визбора13. За ними последовали новые сборники произведений В. Высоцкого, а также книги В. Долиной, Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Кима14. Появляется се рия библиотеки авторской песни «Гитара и слово», в которой вышли сборники произведений А. Вертинского, Ю. Кукина и М. Анчарова15.

Получила свое признание авторская песня и в ряде академических исследований. Среди немногих научных трудов, посвященных рассмотрению явления авторской песни, следует назвать, прежде всего (по хронологическому принципу и по общему для них обзорному характеру) диссертации М. В. Каманкиной «Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра)», С. С. Бирюковой «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде» (были защищены в 1989 и 1990 году соответственно во ВНИИ искусствознания), А.-И. Жеб-ровской «Авторская песня в восприятии критики (60-80-е годы)» (МГУ, 1994) б. Отдельные аспекты жанра были затронуты в диссертационных работах В. С. Глинчикова «Феномен авторской песни в школьном изучении (А.Галич, В.Высоцкий, А. Башлачев)» (СГПУ, 1997) и С.П.Распутиной «Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов» (МГПУ, 1997). Жанровая специфика явления стал определяющим для исследований К. Берндт «Советская авторская песня 60-70-х годов как лирический жанр: (В. С. Высоцкий и др.)» (Грейфсвальд, 1990) и Д. Н. Курилова «Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.)» (М., Лит. институт, 1999).

Что касается исследований творчества отдельных представителей жанра, то здесь наиболее разработанной областью стало высоцковеде-ние. В 1983 году была написана первая филологическая статья о В. С. Высоцком (Кормилов С. И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви // Рус. речь. 1983. № 8. С. 47-48)"; еще в 1984-1985 годах написали свои дипломные сочинения по творчеству Высоцкого студенты, намного опередив труды своих старших коллег18. В 1988 году впервые в России разделы о его творчестве и об авторской песне были введены в учебные программы и пособия (Зайцев В. А. Стилевые искания и тенденции: Раздел 7. [В. Высоцкий] // Зайцев В. А. Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу. М., 1988).

В том же, 1988 году, в Воронеже прошла первая научная конференция по проблемам творчества В. С. Высоцкого (ее результаты были отражены в первом сборнике научных статей о поэте)19. Тогда же в комментариях к сборнику «Четыре четверти пути» А. Е. Крыловым была изложена первая убедительно обоснованная текстологическая концепция издания текстов авторской песни на примере произведений Высоцкого. В 1991 году появились первые монографии о Высоцком (Скобелев А. В., Шаулов СМ. Владимир Высоцкий: мир и слово, Воронеж; Новиков Вл. И. В Союзе писателей не состоял...: Писатель Владимир Высоцкий, Москва); в 1994- еще один сборник научных статей- «Высоцковедение и высоцковидение» (Орел).

Творчество В. Высоцкого, который наряду с Б. Окуджавой и А. Галичем считается одним из классиков жанра, стало объектом исследования в нескольких диссертационных работах: Н. М. Рудник «Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого» (МГУ, 1994), Ю. Н. Блинова «Приемы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого» (РУДН, 1994), А. А. Евтюгиной «Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого: (к проблеме идиостиля)» (УрГУ, 1995), В. И. Бахмача «Смех Высоцкого» (Харьков ский гос. пед. ун-т, 1998), О. Ю. Шилиной «Поэзия Владимира Высоцкого: (Нравственно-психологический аспект)» - ИРЯ им. А. С. Пушкина РАН, 1999. Изучению феномена языка поэта была посвящена диссертация П. Т. Вицаи «Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (На материале творчества В. Высоцкого)» - ИРЯ им. А. С. Пушкина РАН, 1996. Важным событием на пути утверждения вы-соцковедческой науки стала первая Международная научная конференция, приуроченная к 60-летию поэта, состоявшаяся в апреле 1998 года в Государственном культурном центре-музее В. С. Высоцкого в Москве20.

Примечательно, что параллельно с высоцковедением начинают формироваться и другие области, посвященные изучению творчества поэтов-бардов. Одной из них по праву становится окуджавоведение. В феврале 1999 была защищена первая диссертация по этой теме (Бойко С. С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система. МГУ, 1999). В мае этого же года прошли первые Научные чтения, посвященные 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы21, в декабре в Музее Б. Окуджавы в Переделкине состоялась первая международная конференция по его творчеству. Первой монографией об Окуджаве стала книга Р. Чайковского «Милости Булата Окуджавы» (Магадан, 1999).

Первой попыткой обобщающего изучения явления авторской песни в целом явилась книга Ю. Андреева «Наша авторская... История, теория и современное состояние самодеятельной песни» (1991). В ней автор попытался проследить этапы развития и показать современное состояние жанра, проанализировать корни и истоки этого «общемирового» явления, дать ему определение. Несмотря на то, что в книге есть ряд недостатков различного характера, необходимо отметить несомнен ный вклад, который внес исследователь в осмысление проблем генезиса, развития и современного состояния авторской песни.

В 1997 году в серии «Школа классики» вышло первое издание книги-хрестоматии «Авторская песня» (для ученика и учителя). Составитель, автор предисловия, статей о Б. Окуджаве, В. Высоцком, А. Галиче, статьи «По гамбургскому счету (поющие поэты в контексте большой литературы)» и вводных заметок - известный филолог, профессор Вл. И. Новиков, автор раздела «В помощь ученику и учителю» - Е. Н. Басовская. В ней представлена авторская песня на примере творчества бардов разных поколений. Книга содержит литературоведческие статьи, материалы прессы разных лет по авторской песне, методические разработки и планы школьных уроков литературы по этой теме, примеры сочинений по творчеству отдельных поэтов-бардов, примеры использования текстов песен на уроках, посвященных творчеству русских писателей-классиков22. В настоящее время готовится третье, исправленное издание книги.

Уникальным по своему характеру изданием последних лет стал сборник «От костра к микрофону. Из истории самодеятельной песни в Ленинграде» (составители А. и М. Левитан). Он вобрал в себя разножанровые материалы, по времени охватывающие период с 1956 по 1965 годы (хотя многие тексты книги имеют отношение и к более ранним временам): воспоминания бардов и о бардах, хронику важнейших песенных событий, фрагменты журнально-газетных статей того времени, программы концертов и радиопередач, больше полутора сотен песен и многое другое. Книга стала документальным свидетельством начального периода в развитии ленинградской школы жанра авторской песни.

Особого внимания заслуживают.исследования по авторской песне зарубежные ученых, которые во многом опередили своих российских коллег в стремлении дать этому явлению оценку как феномену современ ной культуры, а творчество бардов оценить должным образом с поэтической точки зрения. В качестве примеров назовем книги Дж. Смита, Д. Босс, К. Лебедевой, X. Пфандля23.

Завершает наш обзор научных трудов по изучению явления авторской песни поистине фундаментальный труд целого коллектива исследователей разного уровня (в этом также есть своя ценность), представляющий срез современных работ, в основном, - по творчеству В. С. Высоцкого. (Ссылки на это издание уже неоднократно приводились в настоящем обзоре.) На сегодняшний день мы имеем три выпуска альманаха «Мир Высоцкого» (редакторы-составители первого выпуска /1997/ — А.Е.Крылов, Б.Б.Жуков, второго /1998/ и третьего /В 2 т. 1999/ — А. Е. Крылов, В. Ф. Щербакова; в редакционную коллегию входят доктора филологических наук, профессора МГУ Н. А. Богомолов, В. А. Зайцев, Вл. И. Новиков). Книги адресованы, главным образом, специалистам-литературоведам и является в настоящее время одним из наиболее авторитетных изданий такого характера24.

Несмотря на то, что авторская песня стала признанным фактом современной русской культуры и получила официальное признание- ее изучением стала заниматься наука, - она все еще остается изолированной от общего контекста современной поэзии. До сих пор ощутимо не достает в школьных и вузовских учебниках по современной русской литературе XX века специальных глав, посвященных творчеству классиков жанра - поэтов Окуджавы, Высоцкого, Галича. Немногочисленные эксперименты в этой области - авторские программы с включением в рамки уроков по русской, а также зарубежной классической литературе поэзии Высоцкого25, учебные пособия, содержащие разделы об авторской песне и о творчестве отдельных ее представителей26.

Авторская песня редко учитывается как часть современного литературного процесса при составлении поэтических антологий, оставаясь всего лишь параллельным руслом поэзии, а не ее органической частью. Между тем это специфическое явление, главной составляющей которого является текстовая основа, имеет право быть представленным как поэтическое, и поэтому к нему, так же, как и к поэзии в целом, могут быть приложимы методы литературоведческого изучения и анализа.

В связи с выше сказанным самой актуальной в изучении авторской песни представляется задача рассмотрения ее существования в контексте развития современной русской поэзии и шире (ввиду специфичности феномена авторской песни, сочетающей в себе элементы разных видов искусства) - в контексте современной русской культуры.

Осуществление поставленной задачи потребует от исследователей решения ряда вопросов. Так, в частности и в особенности, ждет тщательного, глубокого исследования вопрос о жанровой специфике и своеобразии названного явления, о его месте среди других жанровых образований. Остается открытой и нуждается в дальнейшем изучении проблема терминологического его определения. Целым комплексом историко-литературных проблем, связанным с изучением авторской песни, представ ляются проблемы ее генезиса и эволюции, включенности в литературную и песенную традиции, вопросы о ее месте и функциях в собственно литературном процессе, о характере взаимоотношений с другими жанрами.

Некоторые из этих вопросов затрагивались в работах исследователей, но необходимо представить целостную картину авторской песни как явления, развивающегося на протяжении более 40 лет и имеющего свою историю. Теперь уже можно говорить об авторской песне как об устойчивом образовании, имеющем и пускающем свои корни на почву российской культуры и литературы.

Отдельные аспекты проблемы генезиса авторской песни рассматривались в исследовательской литературе (С. С. Бирюкова, А.-И. Жеб-ровска27). Несколько подробнее они освещались в работах, посвященных конкретному рассмотрению творчества представителей жанра: В. С. Высоцкого (Н. А. Крымова, Н. А. Богомолов, Вл. И. Новиков, В. А. Зайцев, А. В. Кулагин, С. В. Свиридов); Б. Ш. Окуджавы (А. В. Македонов, Вл. И. Новиков, С. С. Бойко). Однако в большинстве своем это были лишь предварительные наблюдения, замечания, не развернувшиеся до серьезных научных разработок по проблеме происхождения и формирования авторской песни. Поэтому данная тема требует дальнейшего, более глубокого и целенаправленного исследования.

Итак, актуальность избранной темы определяется необходимостью изучения авторской песни в ее историческом становлении в контексте русской поэзии 1950-1960-х годов и, в связи с этим, - рассмотрения ряда особенностей песенно-поэтической культуры, которая предшествовала зарождению этого явления.

Основная цель и задача исследования - определение места и значения авторской песни как поэтического явления в контексте современной отечественной культуры. При этом, учитывая тот немаловажный факт, что границы исследования определяются исключительно периодом зарождения и кристаллизации жанра (1950-1960-е годы), в круг целей и задач органично вошло, во-первых, выяснение причин, предпосылок и условий формирования названного явления, а во-вторых, - освещение проблемы его взаимодействия с другими песенно-поэтическими явлениями - с целью нахождения общих типологических черт.

Объектом исследования являются тексты самодеятельных песен, бытовавшие в виде рукописных и самиздатских сборников и отдельных публикаций в хронологически обозначенный период. В число рассматриваемых текстов входят сборники классического и современного романса, городского фольклора, лирических песен 30-40-х годов, а также аналогичные сборники так называемых тюремных, лагерных, блатных песен. В работе исследуются книги, сборники, а также публикации песен бардов, в основном - первого поколения. Для теоретической главы диссертации объектом исследования служат публикации, затрагивающие вопросы терминологического определения авторской песни и ее идентификации.

Методика работы включает в себя сочетание разных подходов к освещаемому явлению: это и обзорно-фактологическая подача анализируемого материала, и исторический экскурс в песенную эпоху пятидесятых, и сравнительный литературоведческий анализ произведений.

С присущей авторской песне ориентацией на звучащее, а не на книжное слово связана новизна работы, определяющаяся также введением в научный оборот малоизученного, труднодоступного (архивного, опубликованного за рубежом или в самиздате), специфического (магнитофонные записи, радио- и телепередачи, рукописные тексты, устные свидетельства) материала. Новизна исследования заключается еще и в том, что впервые объектом филологического рассмотрения стали тексты, не причисляемые к литературе общепризнанного уровня, а именно уличные, дворовые, тюремные песни; а также в практически полном отсутствии научных традиций в изучении авторской песни.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащийся в ней материал, основные положения, выводы и обобщения могут быть использованы при разработке вузовских курсов истории русской литературы XX века, а также спецкурсов и спецсеминаров по русской поэзии второй половины XX века. Они могут заинтересовать искусствоведов и культурологов и послужить стимулом к введению изучения авторской песни в научную практику.

Апробация материалов диссертации была осуществлена на Ломоносовских чтениях (МГУ, 1996; 1998), Международной научной конференции «Владимир Высоцкий и русская культура 1960-1970-х годов» (ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998), Научных чтениях, посвященных 75-летию со дня рождения Б. Окуджавы (МГУ, 1999). Работа прошла обсуждение на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета МГУ, а также на «круглом столе», организованном в ГКЦМ В. С. Высоцкого. По теме диссертации было опубликовано пять статей.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе- «О предмете исследования, его определениях и терминах»- дается общая характеристика неоднородного, многогранного явления авторской песни; устанавливаются границы исследования; формулируется определение авторской песни, используемое в дальнейшем при подходе к анализируемому материалу. Кроме того, поставлена и исследуется проблема терминологии: восстанавливается хронология появления в печати и употребления терминов, связанных с характеристикой явления; высказываются предположения относительно их авторства; проводится соотношение понятий «самодеятельная» и «авторская» песня.

Выявление специфики авторской песни невозможно без ее соотнесения с предшествующей песенно-поэтической традицией. Этому посвящены основные - вторая и третья - главы диссертации, главное содержание которых составляют наблюдения над песней как элементом культуры, отражающим идеологию и психологию, художественные вкусы русского народа определенной эпохи.

Глубинные, основополагающие для литературного и культурного процесса традиции, нашедшие свое отражение в авторской песне (таковыми мы считаем классический русский фольклор и поэзию), исследуются во второй главе. В свою очередь, третья глава посвящена характеристике непосредственных, ближайших неканонических истоков жанра (городского романса; лирической песни 30-40-х годов; так называемой уличной/ дворовой- тюремной- лагерной- блатной песни; «кружковых» песен). В качестве примеров наследования и освоения авторской песней указанных традиций и истоков избрано, главным образом, творчество ее общепризнанных «классиков» - поэтов-бардов Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого.

В Заключении дается характеристика завершающего этапа в становлении и формировании жанра авторской песни - его окончательная кристаллизация, подводятся итоги исследования.

О предмете исследования, его определениях и терминах

На феноменологическом уровне авторская песня предстает как неоднородное, «многогранное целостное социокультурное явление, в известном смысле- общественное движение 50-90-х годов XX века»1, воспринимаемое как некое единство различных по своему характеру составляющих.

К направлению авторской песни относят разные художественные явления: туристские и студенческие песни 50-60-х годов; синкретическое творчество поэтов-композиторов-исполнителей (-аккомпаниаторов); произведения творцов, выступающих в каком-то одном или в двух из комплекса составляющих авторскую песню качестве (например, поэзию Д. Сухарева, который не пишет музыку и не поет песен; или песни композиторов и исполнителей С. Никитина, В. Берковского, которые сами не пишут стихов; песенные работы с «чужими» стихотворными текстами А. Дулова и А. Суханова; а также творчество певцов-исполнителей, создающих интерпретации песен бардов, выдержанные в эстетике жанра - Г. Хомчик, Л. Чебоксаровой). Кроме того, говоря об авторской песне, часто подразумевают не только создание и исполнение песен, но и разнообразные формы их бытования. Сближение авторской песни с художественной самодеятельностью, с такой организационной формой как клубы, - весьма односторонний и во многом неполный подход к этому сложному явлению.

На культурологическом уровне авторская песня является одним из частных проявлений песенной культуры. Ей присущи черты, характерные для песенного жанра в целом: сочетание словесной и музыкальной стороны, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Но при этом будут проявляться и собственные оригинальные черты авторской песни: синкре-тичность, то есть неразложимость в ней стихотворного, музыкального и исполнительского начала при главенствующем значении в этой целостной структуре поэтического текста, необходимость комплексного восприятия.

Стихотворная доминанта, признаваемая основой авторской песни, позволяет рассматривать ее как предмет филологии. Как объект филологического исследования авторская песня требует своей методологии изучения, связанной с той особенностью, что это не поэзия в традиционном ее понимании, а поэзия поющаяся. Дополнительные сложности литературоведческого комментария в отношении произведений поэтов-бардов вызваны тем обстоятельством, что долгое время они были лишены письменной фиксации, а потому к ним невозможно было применить теоретический инструментарий литературоведческого анализа.

Синкретизм авторской песни (она не принадлежит ни к одному из традиционных видов искусства, а вбирает в себя опыт сразу нескольких из них -поэзии, музыки, театра) послужил причиной того, что в печати ее называли «целым художественным явлением» (Ан. Макаров), «явлением искусства» (В. Гладилин, Н. Богословский), «новым видом искусства» (Л. Беленький, Ю. Буртин, Л. Левина)2. Прав был литературовед Е. Сергеев, который уже более 10 лет назад подвел итоги теоретическому изучению явления: «Жанр не узаконен культурно. В абсолютном большинстве статей о том или ином сочинителе-исполнителе все попытки понять "секрет успеха", как правило, сводятся к разбору личных качеств автора, его профессиональных достоинств и слабостей, а вот о родовых, жанровых свойствах - речи нет»3.

Сложность строгого определения авторской песни связана также с многообразием явлений, принадлежащих жанру песни вообще и литературному песенному жанру - в частности. Помимо этого, произведения бардов соотносятся и взаимодействуют с иными литературными жанрами- отсюда песни-рассказы, -очерки, -репортажи, -памфлеты, -фельетоны, -думы, -эссе, -сказки, -сценки, -поэмы, -монологи, -диалоги.

Подавляющее большинство даваемых авторской песне определений отражает характерную особенность жанра- приоритет словесной составляющей. Вопрос о доминанте авторской песни неоднократно поднимался в научной литературе4, газетных, журнальных статьях, выступлениях, посвященных явлению. Затрагивался он и на Всесоюзном семинаре по проблемам самодеятельной песни, проходившем в мае 1967 года недалеко от станции Петушки Владимирской области (см. доклады известного литературоведа Ю. Андреева - «Содержание и форма в самодеятельной песне», а также музыковеда В. Фрумкина - «Музыка и слово»5). О песне как о гармонически взаимосвязанном единстве между текстом, мелодией и исполнением Ю. Андреев говорил также в своих статьях6. Известны и высказывания самих бардов на эту тему. В соотношении составляющих авторской песни текст - музыка - исполнение побеждает текстовая основа. По мнению автора песен В. Егорова, именно это обстоятельство отличает авторскую песню от эстрадной. Причем он отказывается от понятия «текст», настаивая на употреблении слов «стихи», «поэзия» по отношению к авторской песне7. О том, что авторская песня -явление поэтическое, говорили еще в 1966 году участники дискуссии, проводившейся на страницах газеты «Неделя»:

Я думаю, что сочинение песен такого рода надо рассматривать как явление литературное . Лучшие из наших песен прежде всего интересны стихами, правда, существующими в неразрывной связи с мелодией. Совершенно очевидно, какую огромную нагрузку несет в подобных песнях слово, как важен в них единый поэтический стиль. (А. Галич). - Просто это определенная форма устной поэзии. (М. Анчаров). - Лучшие из наших песен те, В которых найдено своеобразное не-разложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать: И тем не менее, мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. (Ю. Ким).

Русский классический фольклор

Одной из основополагающих общелитературных традиций, воспринятых авторской песней, явился русский классический фольклор.

Уже в первых статьях о самодеятельной песне встречаются ее следующие «обозначающие» характеристики - «вид современного народного творчества» (Л. Розанова, 1963), «самодеятельное фольклорное песне-творчество» (Л. Переверзев, 1965)1. Такие определения помещали «неопознанное», а потому вызывающее настороженное к нему отношение явление в известную, привычную традицию. Между тем, связь между самодеятельными и фольклорными песнями ощущалась исключительно на уровне формальных признаков.

Музыковеды отмечали, что, подобно фольклору, многие студенческие и туристские песни «складываются ... в процессе импровизационного распевания текста и распространяются в основном изустно» и что коллективное фольклорное начало проявляется в создании «группами молодежи многоголосных редакций лучших студенческих и туристских песен: хоровых и ансамблево-полифонйческйх»2. Также они неоднократно подчеркивали интонационно-мелодическую связь самодеятельной и русской народной песни: «В своей массе гитарные песни исходят из народных мелодий типа "Тонкой рябины"...»з; в отдельных произведениях была слышна «напевность и тягучесть русской народной песни»4. Русские народные песни стали мелодическим источником туристско-альпи-нистских перетекстовок5.

Полагаем, что связь между фольклором и авторской песней значительно глубже и не ограничивается заимствованиями формального уровня.

На фоне обезличенного советской массовой песней официального искусства обращение в песнях бардов к фольклору служит напоминанием о существовании подлинных человеческих ценностей и воспринимается как воскрешение исконно русских понятий. Фольклорные мотивы и образы становятся не только символом культурной памяти, но и знаком непрерывающейся традиции, унаследованной авторской песней.

На влияние русских народных песен на свое творчество указывали и сами барды. Об определяющей их роли говорил А. Городницкий6, Н. Матвеева вспоминала о том, что ее первые стихи появились «не без влияния ... частушек»7, Ю.Визбора в народной песне привлекала ее «мелодическая незатейливость», простота формы музыкального выражения8.

Интересна история создания песни «Псков», рассказанная ее автором Е. Клячкиным: «Сначала появилась мелодия - странная, с постоянными повторами. Мне она почему-то напоминала французских шансонье. Но когда пришли слова, я понял: ничего тут нет французского, это - типично русская, народная напевность, с повторами, характерными именно для нашей песни».

Одним из наиболее ярких примеров освоения фольклора авторской песней служит творчество В. С. Высоцкого.

Вопрос о фольклоризме поэта впервые поднимался в работах Ю. Карякина, Н. Крымовой, А. Скобелева и С. Шаулова. Эта тема звучала в докладах, представленных на научных конференциях по творчеству Высоцкого10. Среди последних исследований о взаимоотношениях барда с фольклором отметим работу Л. Кихней и Т. Сафаровой11. Исследовательницы подходят к решению проблемы через призму актуальной в настоящее время концепции менталитета- современного эквивалента термина «фольклорное сознание» (Н. Крымова12). Своеобразный итог рассуждениям о творческом методе освоения фольклора поэтом был подведен Н. Рудник: «В поэзии Высоцкого происходит многократная возгонка фольклора, его обогащение, насыщение городской культурой, в том числе, конечно, и литературой. ... Это - литературное завершение русского фольклора, его авторское оформление, ставшее возможным в XX веке».

Русская поэтическая традиция

Еще одной корневой традицией, от которой оттолкнулась авторская песня на пути своего формирования, явилась русская классическая поэзия.

Выше (в первой главе) уже говорилось о том, что авторская песня стала одной из форм популяризации поэзии и распространения той ее части, которая была лишена возможности быть напечатанной.

Помимо того, что в жанре сложилось целое «поэтическое» направление, представленное песнями, написанными на стихи известных поэтов (эта традиция идет от культуры романса), связь ее с поэзией ощущается и на уровне самих произведений.

Уже первые барды - М. Анчаров, Ю. Визбор - обнаружили приобщенность к поэтической культуре. Так, первым произведением М. Анчарова была песня, написанная по стихам А. Грина («Не шуми, океан, не пугай...», 1937). За ней последовали песни на стихи Б.Корнилова («В Нижнем Новгороде с откоса...», «Ночь идет, ребята...»), В. Инбер («Все забуду. Всех покину...», «Месяц потерял свой блеск в тумане...»). На основе ее же стихов была создана знаменитая «народная» песня «Быстро-быстро донельзя». Также в списке песен Анчарова, написанных на чужие стихи, встречаем имена И. Сельвинского, В. Смиренского, В. Туркина, В. Урина, Л. Старостова.

Ю. Визбор сделал необычайно популярными стихи Я. Смелякова «Если я заболею...» и Б. Корнилова «Качка на Каспийском море». С написания песен на стихи И. Бродского начинал свою бардовскую деятельность Е. Клячкин. Постоянно в русле поэтической традиции находится А. Мирзаян.

Свидетельством включенности произведений бардов в поэтический поток современности стали литературные отсылки, ассоциации и упоминания, цитирование известных строк, заимствование поэтических образов и мотивов.

Свобода культурных ассоциаций- характернейшая черта творческой манеры Ю. Кима. Важнейшее место в его поэтике занимает комическая стилизация и точное вкрапление в собственную лирическую ткань разнообразных поэтических «перекличек»:

«Ким запросто сталкивает детали нынешнего дня с классическими реминисценциями - и это не фамильярность, а одомашненная культура, интеллектуальная раскрепощенность, отказ стоять навытяжку перед драгоценными титанами былого. Его любовь к русской поэтической классике - живая и повседневная. ... У Кима редкий дар (им обладали поэты круга А. К. Толстого, позднее - обэриуты) - одомашнивать классику и, напротив, делать фактом литературы домашнюю эпиграмму ли, дружеское послание, всяческую «галиматью», выводя их из быта в поэзию, из комнаты - на публичную арену»33.

Кроме непосредственного воздействия, влияние поэтической традиции на творчество бардов проявилось также в том, что поэзия (и все, что с ней связано) явилась для них предметом разностороннего творческого осмысления.

Вопросы взаимоотношений бардов с коллегами по поэтическому цеху, на наш взгляд, нуждаются в дальнейшем изучении. Более других повезло здесь Высоцкому (как и во многих других областях исследований). Среди воспринятых им литературных традиций называли пушкинскую34, поэзию Серебряного века35, футуризм и Маяковского36, поэтов-современников, среди которых особая роль принадлежит представителям военного поколения37. Оригинальными открытиями стали сближения Высоцкого с Бродским38, или Высоцкого с Некрасовым39, Рубцовым.

Городской романс и лирическая песня

Среди жанров городского фольклора, оказавших непосредственное влияние на авторскую песню, чаще других называется городской романс, жанр-посредник между традиционным русским песенным фольклором и европейски ориентированной литературной поэзией2.

Для рассмотрения данного сближения необходимо пояснить, что подразумевается под этим термином. Сразу заметим, что жанр романса не достаточно исследован филологической наукой. Он не только не удостоился своей жанровой терминологии, но даже не получил собственного определения. Гораздо больше повезло ему как объекту музыковедения. Но и здесь основное внимание уделялось «высокому» (классическому) романсу. Вероятно, неразработанность литературоведческого терминологического инструментария - общая судьба песенно-поэтических жанров.

Русский городской романс - это романс бытовой (характеризующийся фольклорными и литературными формами бытования в городской среде), в отличие от «высокого» (классического) романса, под которым подразумеваются камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов и не предназначенные для пения в быту или любительского музицирования. Отличительной чертой бытового романса является его популярность и общедоступность, соответствие вкусам широких кругов городского населения. Наиболее яркими его представителями музыковеды называют П. Булахова, А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева; а его наиболее. яркими исполнителями - В. Панину, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую.

Определение городской / мещанский служит для обозначения культурной сферы возникновения и распространения бытового романса. Последнее также, по совершенно справедливому замечанию литературоведа М. Петровского, посвятившего теоретическую статью поэтике жанра романса3, употреблялось как оценочная характеристика бытового романса. В этом случае определение «мещанский» было противоположным по своему смыслу определению «старинный» (эта часть жанра практически совпадала с репертуаром классического бытового романса, тяготея к его истокам). Отрицательная оценка бытового романса, воспринимаемого как символ мещанского вкуса, халтуры и пошлости, господствовала в советском обществе вплоть до 1970-х годов. Научная практика обходила стороной жанр городского романса, ограничиваясь констатацией его низкого эстетического уровня4. Подобным образом оценивалась так называемая «цыганщина»- данным определением характеризовали тогда сентиментальные цыганские песни и романсы.

Цыганский романс, вошедший в русский быт на рубеже XX века, по определению Петровского, - не особый национальный жанр, а все тот же бытовой романс, «несколько "сдвинутый" своеобразной исполнительской манерой»5. Это мнение разделяет известный цыганский драматург, музыкант и актер И. Ром-Лебедев, утверждающий, что основным источником цыганских песен были русские народные песни, которые, «получив второе рождение, стали именоваться цыганскими»6. Об особой, цыганской, манере распевания песен, характеризующейся аффектированной эмоциональной окрашенностью, писал В. Гусев7. И. Нестьев называл эту особенность «цыганским акцентом»8. В. Уколов и Е. Рыбакина также полагают, что старинные романсы, исполнявшиеся1 в России чаще всего цыганами, были тем не менее «явлением национально-русским»9. Интересные суждения о цыганской песне, о «русском духе» цыганского народа и их искусства высказывала Н. Велехова10.

Цыганские романсы имели мало общего с подлинным стилем старого таборного фольклора. Быть цыганским певцом (певицей) означало иметь не соответствующее происхождение, а соответствующую профессию. Известно, что в России еще в первой половине XX века сложилась традиция именовать «цыганской песней» самые различные произведения вокальной лирики, предназначавшиеся для эстрады или бытового музицирования. А. С. Даргомыжский, например, называл «цыганской песней» свой популярный дуэт «Ванька-Танька», пронизанный ритмами русской пляски. Подзаголовок «цыганская песня» не раз встречается в изданиях известнейших русских романсов Гурилева, Варламова, Булахова.

Традиция цыганского романса была воспринята русской поэзией. Особую любовь к «цыганским» мотивам питали Пушкин, Баратынский, Фет, Полонский, Григорьев, Блок. Последний, например, был не только истинным ценителем цыганского пения, но также отдал поэтическую дань цыганскому романсу. Так, он посвятил одно из своих стихотворений - «Натянулись гитарные струны» - цыганке Ксении Прохоровой. Интересуясь репертуаром другой «цыганской» певицы - Вари Паниной, он переписал в свой дневник целую серию стихотворных текстов исполнявшихся ею песен. Также некоторым своим стихотворениям 1909-1911 годов поэт дал эпиграфы из старых цыганских романсов. В частности, в качестве эпиграфа к стихотворению «Дым от костра» (1909)" он использовал строки из романса Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною...» (входившего, кстати в репертуар Паниной). Стихи поэта И. Сельвинского («Кони-звери», «Отчего?», «Цыганская песня», «Что взгрустнулося тебе?», «Эй, буран») послужили основой вокального цикла «Цыганские песни» (музыка М. Блантера).

Похожие диссертации на Формирование авторской песни в русской поэзии, 1950-1960-е гг.